Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…Читать далее »
Практически при всех заболеваниях позвоночника пациентам рекомендуют выполнять специальные физические упражнения. Обычно это ЛФК или лечебная гимнастика при грыже позвоночника, при радикулите и т.д.
Причиной почти всех проблем работы суставов (и позвоночника, в том числе) является их плохое кровоснабжение и питание в сочетании с чрезмерными нагрузками. Причиной может служить гиподинамия, тяжелый физический труд или слишком активные занятия спортом. Но причиной большинства проблем все же является малоподвижный и «сидячий» образ жизни – в этом случае мышцы постепенно слабеют и теряют способность выполнять свои непосредственные задачи, в том числе – поддерживать позвоночник. В итоге он получает слишком большую нагрузку, что и становится основной причиной подавляющего большинства болезней позвоночника.
Именно поэтому, независимо от прочих назначений и предписаний (массажи, медикаменты, в крайнем случае – оперативное вмешательство) всем больным предписывается лечебная гимнастика при грыже позвоночника или любых других проблемах такого рода.
Какова основная задача такой гимнастики? Как мы уже сказали, основной проблемой почти всегда является ослабление мышечного корсета позвоночника, что приводит к таким заболеваниям, как грыжа поясничного отдела позвоночника. Гимнастика в этом случае направлена на то, чтобы укрепить мышечный корсет позвоночника, привести его в нормальное состояние.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Например, одним из самых распространенных заболеваний сейчас является грыжа межпозвоночного диска. Гимнастика при таком заболевании предполагает выполнение легких упражнений на сгибание-разгибание, а также вытяжение позвоночника. При этом все упражнения выполняются в медленном темпе. Такая гимнастика даст возможность «разогреть» мышцы и улучшить питание суставов.
Особняком стоит такая неприятная болезнь, как грыжа шейного отдела позвоночника. Гимнастика необходима и в этом случае, она является достаточно действенным средством при лечении болезни на ранней стадии. Но шейный отдел – гораздо более капризный, здесь не всегда удается решить все проблемы с помощью исключительно ЛФК.
Вообще же каждому пациенту прописывается свой, исключительно индивидуальный комплекс упражнений. Он подбирается и формируется таким образом, чтобы воздействовать на проблемный участок мышечного корсета и позвоночника. При этом очень важно, что физические упражнения не должны вызывать боли и дискомфорта, поскольку в таком случае они могут принести реальный вред и без того поврежденному позвоночнику.
Как вы уже поняли, это достаточно индивидуальная вещь – гимнастика при грыже позвоночника. Видео, на котором показаны основные упражнения, вы можете увидеть ниже, но прежде, чем начать выполнять эти упражнения – обязательно посоветуйтесь с врачом!
Мы же приведем вам пример, что представляет собой наиболее распространенная гимнастика при грыже диска позвоночника.
Выполняя эти упражнения, не забывайте старую шутку, которая гласит, что лечебной физкультурой нужно заниматься столько же времени, сколько вы потратили на приобретение межпозвоночной грыжи.
Кроме собственно ЛФК могут также быть полезными некоторые упражнения из йоги и других спортивных комплексов. Но к таким вещам нужно относиться с осторожностью и заниматься ими только по рекомендации врача. Нельзя давать мышцам и позвоночнику слишком большую нагрузку и слишком сильно его растягивать, иначе вы рискуете получить вместо лечебного эффекта прогрессию заболевания.
Кроме того, очень полезным после ЛФК будет массаж. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев массажи входят в комплекс лечения, определенный врачом.
07 марта 2019
06 марта 2019
06 марта 2019
05 марта 2019
Каталог клиник по лечению позвоночника
Список препаратов и лекарственных средств
© 2013 — 2019 Vashaspina.ru | Карта сайта | Лечение в Израиле | Обратная связь | О сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
Информация на сайте предоставлена исключительно в популярно-ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.
Использование материалов с сайта разрешается только при наличии гиперссылки на сайт VashaSpina.ru.
Сколиозом называют боковое искривление позвоночного столба, которое встречается в основном в детском возрасте.
Если родители вовремя заметят изменение осанки у ребенка, то исправить этот дефект не составит труда.
Одним из лучших и эффективных методов терапии различных стадий сколиоза остается лечебная физкультура.
ЛФК – это комплекс физических мер, который используется в лечении и профилактике болезней.
Опасность такого заболевания позвоночника заключается в том, что без надлежащего лечения сколиоз осложняется тяжелыми отклонениями функций внутренних органов.
Причин возникновения сколиоза много, но каждая из них ведет к нарушению работы мышечного корсета, который поддерживает позвоночник и придает ему осанку.
Позвоночник может отклониться как вправо, так и влево. При этом для различной степени сколиоза в этой классификации имеет значение угол отклонения от оси позвоночника.
Обычно формирование позвоночника ребенка и всего организма заканчивается к 20 годам, поэтому важно использовать ЛФК в детском возрасте, когда лечебное воздействие является эффективным.
Комплекс упражнений наиболее актуален при искривлении 1-2 степени и является основным видом лечения, тогда как при сколиозе 3-4 степени этот метод является лишь вспомогательным.
Основными целями использования ЛФК в лечении сколиоза являются:
Комплекс ЛФК включает в себя такие методы, как массаж, физио- и мануальную терапию, гимнастику, а также занятия йогой и плаванием.
Сочетание всех этих методов на ранних стадиях сколиоза позволяет достичь результата за короткие сроки, предотвратить функциональные нарушения внутренних органов и устранить все дефекты осанки.
Упражнения при ЛФК могут выполняться в домашних условиях, но под обязательным наблюдением врача.
Самостоятельное лечение без наблюдения может усложнить течение заболевания и привести к необратимым последствиям.
Среди упражнений, направленных против сколиза есть отдельные упражнения: в положении стоя, лежа на спине и животе, а также в положении стоя на четвереньках.
Обязательным условием выполнения упражнений является их ежедневный ритм, который должен стать новой и хорошей привычкой.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
Подбор упражнений для каждого пациента подбирается на основе базовых, но корректируются с учетом возраста пациента, локализации сколиоза (грудной или поясничный отдел), стадии сколиоза. Особое внимание уделять необходимо больным с S-образным искривлениям позвоночника, которые учитывают упражнения и для грудного, и для поясничного отдела.
Чтобы предотвратить появление сколиоза, нужно прививать с детства ребенку правила здорового образа жизни, который включает утреннюю гимнастику, занятия спортом, введение в рацион больше полезных продуктов, рациональное питание, обогащенное витаминами, микроэлементами и белками.
Одним из лучших методов профилактики сколиоза по праву считается плавание, так как этот вид спорта задействует обе руки и одинаково укрепляет все мышцы спины.
Необходимо помнить, что чем раньше вы установите диагноз и начнете лечение, тем легче будет проводить все лечебные мероприятия и добиваться успешного результата.
Не забывайте о том, что процесс лечения сколиоза занимает достаточно продолжительное время и потребуется все ваше терпение и выдержка, чтобы вернуть ребенку правильную осанку.
Если вы хотите научиться в домашних условиях делать массаж спины, вовсе не обязательно быть при этом профессионалом-массажистом. Данную технику можно освоить всего за несколько дней, используя при этом специальные картинки, изучая уроки по видео и пособиям. А помочь в освоении таких уроков вам помогут друзья или родные. Ниже мы расскажем, как можно в домашних условиях делать массаж на спине.
Очень важное значение имеет поза пациента. Для того чтобы массаж был для него максимально полезным, мышцы спины должны максимально расслабиться. В домашних условиях практикую массаж спины в двух позах:
Освоить уроки массажа в домашних условиях будет проще, если знать, на какие части подразделяется спина человека:
Каждый заход массажа начинается в области поясницы и требуется постоянно двигаться вверх. Сеанс оканчивается воротничковой областью, которую нужно массировать отдельно. Весь процесс длится порядка получаса, в этот период следует прочувствовать все проблемные зоны и на них остановится подробнее. Это даст максимальные результаты.
Если вы решили научиться технике выполнения массажа по видео или книгам, то знайте, что особое внимание при массировании спины следует уделять проблемным областям. Это позволит предотвратить развитие ряда заболеваний и избавит от дискомфорта и болей. Детально нужно массировать такие участки:
Массаж спины нужно делать правильно. Подготовительные мероприятия следует выполнять строго в той последовательности, как они представлены ниже:
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Когда спина пациента подготовлена, то нужно по отдельности массировать ее слева и справа по 10-15 минут.
В домашних условиях справиться просто: поделите половину спины на 3 продольные области. Проведите выжимание основами ладони от поясницы и до лопаток. По каждой области следует пройтись по 3 раза. Выполняем такие движения:
Когда вы окончили делать массаж обеих сторон спины, то нужно начинать разрабатывать воротниковую область. Массировать потребуется не только спину, но еще и шею:
Если вы хотите научиться выполнять массаж спины в домашних условиях, нужно знать, при каких заболеваниях его назначают. Вот их далеко неполный перечень:
Далеко не всем можно делать массаж спины и об этом тоже нужно знать, если вы хотите научиться технике его выполнения.
Противопоказания могут быть временными, локальными и абсолютными.
Временные имеют непостоянный характер, массаж можно делать тогда, когда исчезают воспалительные процессы и патологии. К ним относят:
Локальные противопоказания к выполнению массажа имеют отношения к отдельным частям тела:
И последний вид противопоказаний – это абсолютные. При их наличии массаж не назначают, поскольку он может усугубить состояние человека. К ним относят:
Ключевое свойство спинного массажа заключается в том, что стимулируется кровоток, а если организм при этом поражен инфекциями или вирусами, то он может спровоцировать распространение вируса по всему организму.
Если вы решили освоить технику выполнения спинного массажа в домашних условиях, то нужно знать массу нюансов, чтобы не навредить пациенту. Действуйте строго согласно инструкции, а также рекомендациям, представленным в картинках или на видео. Тогда у вас все наверняка получится.
fonsetorigo.ru
Корригирующая гимнастика
Выполнила: Павлова Юлия Викторовна
Учитель физической культуры.
МОУ СОШ № 7
23.01.16 год.
Л.В. Луначарский : «Физическое образование – есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.»
Введение
Формы корригирующей гимнастики
Физические упражнения
Цель и задачи физического воспитания.
Корригирующая гимнастика – метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса.
В настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 1\4 часть детей (20-25%). Чрезмерно распространены у детей заболевания верхних дыхательных путей (уха, горла, носа). Данные заболевания приводят к общей ослабленности организма, быстрой утомляемости ,до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития .Все это ,безусловно, отражается на успешности обучения школьника.
Таким образом , актуальной проблемой в настоящее время является охрана здоровья школьников, особенно начавших обучение с шестилетнего возраста
Основные формы :
Утренняя гигиеническая гимнастика
Закаливание
Виды закаливания :
Физические упражнения .
В лечебной гимнастике различают три основные группы физических упражнений :
Гимнастические упражнения составляют основу процедур лечебной гимнастики.
1 . Комплекс упражнений при сколиозе.
2. Комплекс упражнений при вегетососудистой дистонии.
3. Специальные упражнения для глаз.
4. Комплекс упражнений при плоскостопии и для профилактики плоскостопия.
5.Комплекс упражнений, рекомендуемый при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Комплекс упражнений при сколиозе.
Упражнения в и. п. стоя
1 . И.П.- основная стойка ( пятки вместе, носки чуть развернуты). Руки через стороны вверх – вдох, вернуться в исходное положение – выдох.
2. И.П.- то же. Отвести руки назад, лопатки соединить, ладони вперед, держать 10 сек.
3. И.П.- руки на пояс. 1- подняться на носки, руки в стороны, 2-3-4 – медленное приседание с прямой спиной, руки медленно перевести вперед. 1-2-3 – медленно встать с прямой спиной, руки вперед, 4- вернуться в и.п.
4. И.П. – палка внизу, 1-2-3 –поднять палку вверх, потянуться на носках, 4- палку на плечи, опуститься на пятки, 1-2-3 –поднять палку вверх, потянуться на носках, 4- вернуться в и.п.
5 . И.П. – ноги шире плеч, палка на плечах, наклон с прямой спиной. При наклоне смотреть в зеркало.
6. И.П.- палка на плечах. Приседание с прямой спиной. Счет как в упр. № 3. Палка при выполнении упражнения на плечах.
Физические упражнения при сколиозах .
Специальные упражнения для глаз.
Комплекс упражнений при плоскостопии и для профилактики плоскостопия.
Ходьба.
Упражнения при плоскостопии.
Из исходного положения стоя:
Физические упражнения- ключ к здоровью и долгой жизни
Частные цели лечебной гимнастики :
Учебные:
Коррекционные:
создание мышечного корсета;
Валеолого-психологические:
Используемая литература:
kopilkaurokov.ru
Все врачи в один голос утверждают, что корригирующая гимнастика – незаменимая вещь при неправильной осанке и многих заболеваниях организма. Систематическое выполнение упражнений приносит огромную пользу.
Программа корригирующей гимнастики может быть разработана как для группы людей, так и индивидуально для одного человека.
Прежде всего необходимо разобраться в вопросе воздействия физических упражнений на человеческие мышцы и организм.
Во время выполнения физических упражнений в организме усиляется кровоснабжение связок, мышц и, конечно, костей. Специалисты утверждают, что в спокойном состоянии, а особенно во сне, через человеческие мышцы протекает от 10 до 12 литров крови, а при физической нагрузке это цифра увеличивается в 5 раз. В итоге увеличивается мышечная сила и масса, сухожилия укрепляются, связки обретают эластичность, кости крепнут. Физическая активность улучшает процесс продвижения крови по венам и сосудам. При сокращении мышц усиливается работа сердца и сосудистой системы, легкие работают в 3 раза быстрее, в результате чего учащается дыхание.
Во время занятий углубляется и учащается дыхание, расправляются альвеолы – легочные пузырьки, улучшается газообменный процесс и выносливость мышц, а также состояние легочных тканей. При вдохе уменьшается давление в грудной клетке, что увеличивает кровяной приток.
В общем, стоит отметить, что физические упражнения способствуют укреплению скелетных мышц и сердца, увеличению обьема легких и грудной клетки. Также разминка и гимнастика являются дополнительным средством в лечении заболеваний спины, суставов и дыхательной системы.
Существуют различные методы и формы физической активности: расслабляющие занятия, силовая тренировка или корригирующая гимнастика. Именно последний вид физических упражнений предназначен для людей, имеющих проблемы с осанкой, зрением, дыханием и ногами.
Любая методика корригирующей гимнастики направлена на восстановление мышечного баланса, то есть на расслабление мышц. В то же время необходимо сократить расслабленный мышечный корсет, как бы странно это не звучало. В данном случае корригирующая гимнастика помогает восстановить нормальную работу мышц.
Оздоровительные упражнения можно выполнять, используя снаряды. Это могут быть гантели, мячи, резиновые бинты и гимнастическая стенка. Каждый комплекс упражнений корригирующей гимнастики можно выполнять дома самостоятельно. Важно понимать, что необходимо вникнуть в правила выполнения упражнений.
Заниматься коррекционной гимнастикой желательно каждый день дважды: в утреннее и вечернее время. Можно выполнять обычную гимнастику, которая будет состоять из 6 упражнений. Важен комплексный и правильный подход. Необходимо делать одно упражнение в несколько подходов. По длительности одно занятие не должно превышать полчаса. Корригирующий комплекс включает в себя общеразвивающие, расслабляющие и коррекционные упражнения.
Также желательно чередовать темп выполнения: от медленного к более быстрому и наоборот. Дыхание – важная составляющая оздоровительных занятий. Начинается все с облегченного варианта упражнений и постепенно делается плавный переход к усложненным. С каждым разом выполнять комплекс корригирующей гимнастики значительно легче.
Исправить осанку, оздоровить организм и укрепить мышечный корсет помогает именно корригирующая гимнастика. Цель лечебных упражнений – исправление дефектов, связанных со спиной, мышечной атрофии, помощь в лечении заболеваний суставов, дыхательной системы и глаз.
Корригирующая гимнастика направлено выполняет следующие задачи:
Положительный результат достигается путем систематического выполнения правильно подобранной методики.
Лечебная или корригирующая гимнастика назначается как взрослым, так и детям. Она обеспечивает эффективность лечения, а также предупреждает развитие многих заболеваний спины.
Программа корригирующей гимнастики разрабатывается с целью укрепления мышц, исправления позвоночных дефектов. Кроме того, все оздоровительные упражнения выполняются в комплексе с дыхательной гимнастикой.
Помимо воздействия на опорно-двигательный аппарат, корригирующая гимнастика положительно влияет на органы дыхания, сердце, сосуды и зрение. Существуют специальные упражнения для каждой системы организма. Коррекционные занятия облегчают симптомы астмы, нормализуют артериальное давление и восстанавливают организм в постоперационный период.
Корригирующая гимнастика назначается строго врачом, основываясь на состоянии человека и заболевании. Положительная динамика от занятий наблюдается у людей с плохим кровообращением. При нарушенной работе органов дыхания заметно улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается обьем легких.
Коррекционные упражнения назначаются пациентам с нарушенным функционирование ЖКТ. В данном случае действие направляется на восстановление двигательной и секреторной функций желудка, улучшение кровообращения в брюшной полости.
Кроме того, корригирующая гимнастика необходима женщинам, страдающим гинекологическими заболеваниями: неправильное положение матки, ее искривление. Упражнение помогают улучшить общее состояние женщин.
Современный темп жизни обязывает человека следить за собственным здоровьем. Зрение в данном случае стоит не на последнем месте.
Неправильный образ жизни, длительное нахождение перед монитором компьютера, закрытое помещение – факторы, плохо сказывающиеся на глазах, а точнее, на зрении. Если игнорировать перегрузку на глаза, то можно получить осложнения в виде глаукомы, миопитии, астигматизма.
Корригирующая гимнастика для глаз поддерживает достойный уровень зрения. Применяются расслабляющие упражнения.
В качестве расслабляющих упражнений используются следующие:
Все движения делаются плавно. Месяц регулярных тренировок дает свои положительные результаты.
Как известно, правильная осанка формируется еще в детстве. Искривление позвоночника и нарушение осанки – проблема каждого второго человека.
Откорректировать подобные проблемы помогает гимнастика:
Каждый родитель и педагог знает, что в детском возрасте главным видом деятельности является игра. В данном случае корригирующая гимнастика проводится в игровой форме. Можно использовать сюрпризный момент, стихи, загадки. У ребенка появится интерес к выполнению упражнений.
К примеру, корригирующая гимнастика после сна может состоять из следующих упражнений:
Это наиболее обширная группа упражнений, которыево время их выполнения стимулируют и нормализуют работу многих функций оранизма. Классифицировать их можно по анатомическим признакам: гимнастика для пресса, спины, плеч, тазового пояса, рук. Кроме того, возможно использование специальных приспособлений, к примеру, мяч, обруч, мешочек с песком, шест и прочее.
Для точного выполнения комплексов, а также для большей эффективности используются гимнастические стенки, лестница, скамья, бревно и т.д. Любая корригирующая гимнастика проводится в удобном исходном положении: человек либо ложится на пол или снаряд, либо стоит. В данном случае позвоночник не напряжен.
www.syl.ru
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей…
Читать далее »
Для людей с боковым искривлением позвоночника или сколиозом показаны специальные гимнастические упражнения. Врачи считают лечебную физкультуру основной мерой лечения сколиоза. Однако поможет она далеко не всем: есть ряд случаев, когда с помощью гимнастики от сколиоза можно полностью побороть искривление, но при запущенном заболевании иногда даже спортивная нагрузка мало поможет. Будет лучше выполнять упражнения для профилактики заболевания и при первых намеках на сколиоз, по рекомендации врача можно выполнять массаж, пользоваться корсетами и другими дополнительными средствами. Также поможет корригирующая гимнастика при сколиозе.
Во время бурного роста в детском и подростковом возрасте есть огромный риск заработать искривление позвоночника. Именно в этот период ‒ особенно с 10 до 15 лет ‒ для детей показана специальная гимнастика для лечения сколиоза.
Ребенку крайне важно укрепить мышцы спины и выработать хорошую осанку. Поскольку в школьный период детям часто приходится сидеть за партой ‒ фактически с утра до вечера ‒ искривленная спина может стать постоянной проблемой. Чаще всего при таком графике у детей развивается правосторонний сколиоз.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Второй негативный фактор ‒ отсутствие спортивной нагрузки у детей, что приводит к слабости мышечного корсета грудного и позвоночного отделов. Иногда спортивная нагрузка может быть фактором развития искривления, особенно когда выполняется множество движений одной рукой: к зонам риска относится баскетбол, волейбол, художественная гимнастика, теннис, бадминтон и другие виды спорта.
Правильные упражнения (обязательно индивидуально подобранные, например при правостороннем сколиозе) могут не только сгладить проблемы позвоночного отдела, но и стать действенной мерой профилактики сколиоза.
Детский сколиоз наиболее подвержен лечению!
А гимнастика от сколиоза в детском возрасте — это и весело, и полезно для ростущего организма.
Позвоночник взрослых людей менее подвержен изменениям, но при правильно подобранных упражнениях за немаленький срок занятий можно привести в порядок любую спину. При сочетании с дополнительными мерами, такими как массаж и специальные корсеты, можно добиться хороших результатов. Правда эффективность гимнастики для выздоровления от сколиоза будет зависеть от степени и типа искривления позвоночника.
Полезность гимнастики от сколиоза будет сильно зависеть от степени прогресса заболевания. Часто врожденное искривление, диагностируемое, например, у грудного малыша, может быть сложнее излечимо, чем приобретенный сколиоз:
При сколиозе 1-й степени(1-10 градусов искривления) и 2-й степени (11-25 градусов) можно добиться значительных результатов, вплоть до полного излечения. Особенно важно сразу взяться за детский сколиоз, поскольку он лечится легче, чем взрослый;
При сколиозе 3-й степени (26-50 градусов) и 4-й степени (более 50 градусов) можно вовсе не увидеть никаких результатов. Чаще всего гимнастика в таких случаях используется для того, чтобы остановить прогрессирование искривления позвоночника и исправить ситуацию хоть на несколько градусов.
Всего существует три типа искривления: C, Z,S. Сколиоз формы С ‒ стандартный, с одной дугой искривления. Для него может подойти стандартная гимнастика для сколиоза. Однако для форм Z и S (с тремя и двумя дугами, соответственно) обычный набор упражнений не подойдет.
Подбором упражнений должен заниматься специалист, особенно при Z- и S-образном, все комплексы создаются индивидуально в соответствии с формой и степенью искривления. Комплексы, которые выкладываются в сети, универсальны, а это неверный подход к лечению сколиоза. Авторы видео не знают, нужны ли конкретно вам упражнения при распространенном правостороннем искривлении, при искривлении с несколькими дугами или при 3-й степени искривления. Конечно, и часть упражнений для взрослых и детей может различаться. Возможно, необходимы дополнительные меры: массаж, лекарства, корсеты и пр. Поэтому необходима консультация врача.
Чтобы эффективно бороться со сколиозом, нужно выполнять некоторые правила. Они будут справедливы для любого выбранного врачом комплекса упражнений:
Перейдем к обзору спортивных упражнений против сколиоза, которые были выбраны специально для взрослых и детей, страдающих искривлением позвоночника. Эта информация предназначена для тех, кто проконсультировался с врачом, и хочет лишь уточнить какие-либо сведения о назначенном лечении. В домашних условиях подбирать комплекс категорически запрещено.
Широкую популярность имеет дыхательная гимнастика от Катарины Шрот. Этот комплекс по всему миру используют люди, страдающие сколиозом. Особенную благодарность к Шрот испытывают ее соотечественники-немцы, у которых гимнастика по методу Катарины Шрот является услугой, входящей в систему обязательного медицинского страхования.
Основное упражнение, которое предстоит делать пациенту, ‒ это работа над неравномерным дыханием. Шрот считала, что организм со сколиозом похож на мячик с вогнутой частью. Если в мяч накачать воздух, впадина расправится. Так, если дышать одной стороной грудного отдела, искривление сможет выправиться. Под наблюдением врача пациент заучивает правильное положение тела, которое ему предстоит соблюдать в течение дня. Сначала пациенты учатся дышать одной стороной грудного отдела ‒ обязательно под наблюдением специалиста. Делается это в положении лежа, а потом со сменой положения.
Во время занятий по методу Катарины Шрот пациент узнает все о своем сколиозе, и начинаются осознанные спортивные занятий. Теперь тренирующийся знает, какие именно мышцы позвоночного, грудного и поясничного отдела ему нужно прорабатывать и как закреплять положение своего тела. Для эффективного лечения нужно пройти несколько курсов реабилитации с физиотерапевтом высокого уровня. По окончании курса нужно будет дополнительно заниматься в домашних условиях, чтобы закрепить результат. Такой метод эффективен как для взрослых, так и для детей.
Сейчас дополнительной мерой к гимнастике по методу Катарины Шрот добавляют дополнительные: ношение корсета Шено и иногда специальный массаж.
Стоит заметить, что дыхательная гимнастика Катарины Шрот претерпевает изменения, сейчас развитием дела матери занимается дочь ‒ Криста Ленарт-Шрот.
Лечебно-физкультурные комплексы или гимнастика при сколиозе для исправления осанки также должны выполняться под внимательным взглядом специалиста.
Повышенная физическая нагрузка при лечении сколиоза запрещена, поэтому никаких штанг в комплексах вы не увидите.
Все упражнения являются симметричными ‒ это очень важно для лечения заболевания. Асимметричные упражнения запрещены. Комплекс может выполняться в домашних условиях после консультации со специалистом.
Обратим внимание на упражнения 1-й и 4-й фаз. Для того чтобы побороть искривление, нужно поработать над мышечной памятью. Необходимо сверяться со стеной ‒ стоять у нее какое-то время, касаясь только ягодицами, затылком и пятками. Затем нужно в течение какого-то времени сохранять это положение. Есть и обратное упражнение ‒ сначала принять позу с правильной осанкой, а потом свериться по стене. Можно попробовать держать на голове некоторые предметы (при этом стараясь держать прямую спину), а также ходить в этом положении.
Для 2-й фазы можно выбрать любые упражнения, не нарушающие принципов гимнастики против сколиоза. В 3-й фазе должны быть упражнения для мышц спины, грудного и поясничного отдела, их строго выбирает врач в зависимости от индивидуальных особенностей искривления позвоно
lechenie-sustavy.ru
Комплекс №1
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )
– Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
– Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал «Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
– Самомассаж ладоней («Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
– И.п.- сидя на стульчиках. «Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
– И. п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
– И.п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) – И.п.- то же, ноги – ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
«У меня спина прямая» И.п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №2
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
– И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)
– И.п.- лёжа на животе, руки – вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)
– Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» – раскрываются, расслабляются.
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
– Ходьба друг за другом ( босиком)
«На огород мы наш пойдём.
Овощей там наберём».
– (Ходьба на носках)
«Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с носка!
– (Приставной шаг боком с « пружинкой)
«По бордюру мы идём
Приседаем мы на нём»
– (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)
«Усталые ножки
Шли по дорожке».
– (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
«На камушек мы сели,
Сели, посидели».
(Погладить мышцы ног и ступни)
«Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют»
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Подсолнух» – Посреди двора золотая голова.
И.п. – о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.
«Морковь» – За кудрявую косу
Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.
«Репка» – « Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок».
И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.
«Картошка» –
И зелён, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко – под кустом картошка.
И.п. – лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.
«Капуста» –
Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,
1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.
«Пугало»
«Кто стоит на палке
С бородою из мочалки
Ветер дует- он шумит,
Ногами дёргает, скрипит»
Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).
Комплекс №3
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
– (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
– (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!
Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– (Бесшумная ходьба на цыпочках)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно- топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
– (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).
«Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок».
– (Громко мяукают и убегают на стульчики)
«А потом мяукает «Мяу»!
Я в свой домик убегаю!»
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
Дождик бегает по крыше – Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше – Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
– Дома, дома посидите – Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите – Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)
– Почитайте, поиграйте – Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте… Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)
– Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)
4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)
Комплекс №4
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)
– Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.
– Игра « Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)
И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
– Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- – Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку – Шаг на месте «раз, шагают все на месте. – Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали ! – Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» – Выпрямиться. «На четыре потянулись» – Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» – Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №5
1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)
– Потягивание. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)
– «Отдыхаем» И.п. – лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг – « карусель». На слова « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» – все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
– дети весело идут, они обручи несут.
(идти друг за другом, держа на плече обруч)
– Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)
– Вот в окошко посмотрели ,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
– Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
– Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)
– Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)
– Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
– Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)
4. Массаж спины
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бром!
Дома , дома, посидите- Постукивание пальчиками
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!
Почитайте , поиграйте- Поколачивание кулачками
Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!
5. Водные процедуры (умывание , обливание рук прохладной водой)
Комплекс №6
1. Гимнастика в постели.
И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
– И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)
Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
– Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
– А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
– У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
– Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
То белые, то синие.
На деревья посмотри-
Прилетели снегири.
Приговаривая:
Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова’
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
– Давай дружок, смелей дружок,
– Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
– Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
– И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
– Его улыбка так светла (улыбаться)
– Два глаза., шляпа., нос… метла…
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( « метла»)
– Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №7
1. Гимнастика в постели ( 2-Змин. )
– И. п. – лёжа на спине, голова , туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.
– И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.
2. Коррекционная физминутка. « Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2-3 мин.)
– Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)
– Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
– Справа берёзка в шубке стоит (Руки отвести вправо и посмотреть на неё). – Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) – Снежинки в небе кружатся, (Дважды « фонарики» и посмотреть вверх) – На землю красиво ложатся.( Кружась, присесть). – Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте). -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны) – Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно присесть, прячась) – Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) – Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц) – В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) – Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)
3. Оздоровительный массаж всего тела ( 2-3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова): – Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А потом ладошкой в лоб-
Хлоп-хлоп-хлоп.
-Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз- два- три-четыре-пять.
– Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
– А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
– Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться !
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше.
4. Профилактика плоскостопия ( 2-3 мин.)
5. Водные процедуры ( умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №8
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
– Потягивание.- И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, отпустить, ( то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
– Отдыхаем! – И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,
Ест зелёную траву.
Только скажешь ему: «Но!»
Понесётся он легко. (Конь)
2.Физминутка « Цок-цок-цок» (2-3мин)
Громко цокают копытца (Ходьба на месте)
По мосту лошадка мчится (Прямой галоп)
Цок –цок-цок! За ней вприпрыжку
Жеребёнок и мальчишка (Поскоки друг за другом )
Цок – копытца жеребёнка (Топнуть правой ногой) Цок – каблук о доски звонко (Топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пол клубится («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться (Попятиться на пятках назад)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
5. Водные процедуры (умывание, обливание, рук прохладной водой)
Комплекс №9
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
– Потягивание. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, опустить.( то же самое – поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
– «Отдыхаем» И.п.- лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)
Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)
Вышли мы сейчас на луг. (ходьба с высоким подъёмом колена)
Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас. (Шаг марша)
3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
nsportal.ru
Содержание.
Актуальность ……………………………………………………..2
Корригирующие упражнения
3-4 года ………………………………………………………….3-6
4-5 лет ………………………………………………………….7-10
5-6 лет ………………………………………………………...11-13
6-7 лет …………………………………………………………14-16
Литература ………………………………………………………17
Корригирующие упражнения – это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т.е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки.
Главная задача корригирующих упражнений:
Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.
Цель корригирующей гимнастики:
Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?
В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?
Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.
В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.
Для профилактики нарушений осанки
Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)
месяц | Корригирующие упражнения |
сентябрь | «Ножницы» Цель: укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы. Давайте представим, что наши ножки— ножницы. Первый вариант: и.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали», ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза.( Второй вариант: и.п.: лежа на спине.) «Стойкий оловянный солдатик» Цели: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей. Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? И.п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза. |
октябрь | «Колобок» Цели: улучшать функцию вестибулярно |
sundekor.ru
11
Напряженная и длительная зрительная работа (чтение, письмо, работа за компьютером, черчение и т. п.), характерная для периода обучения в вузе, оказывает отрицательное влияние на состояние органов зрения. Постоянное ощущение «усталости глаз», в таких случаях может явиться причиной возникновения и развития миопии.
Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка размер его глазного яблока увеличивается и к 9–12 годам глаз приобретает строго сферическую форму. Однако иногда глазное яблоко несколько удлиняется в переднезаднем направлении, в результате чего увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких глазах изображения отдаленных предметов фокусируются не на сетчатке, а впереди нее. Эти предметы человек видит не отчетливо, не ясно. Развивается близорукость.
Если студент, ранее хорошо видевший, перестает четко различать отдаленный предмет (у него, например, возникает желание приблизить книгу к глазам или приблизиться к тексту, написанному на доске в учебной аудитории, а также сесть ближе к экрану телевизора и т. п.), нужно срочно обратиться к окулисту. Оставленные без внимания, эти первоначальные признаки ухудшения зрения вызывают ощущения тяжести в глазах, головную боль и чувство нарастающей усталости при зрительной работе. Перенапряжение аккомодационного аппарата, возникающее при этом, может привести в свою очередь к серьезным изменениям в структурах глаза. Особенно внимательными к появлению перечисленных ощущений должны быть те студенты, в семьях которых уже есть близорукие, так как в 30 % случаев миопия наследуется. Им рекомендуется, кроме запланированных в вузах профилактических медицинских осмотров, самостоятельно посещать врача-окулиста не реже одного раза в учебном году с целью более раннего выявления начальной близорукости.
При напряженной и длительной зрительной работе, характерной для периода обучения в университете, нужно следить за правильным расположением источника света. Современные аудитории для лекций и практических занятий студентов должны быть освещены в соответствии с гигиеническими нормами, столы и стулья в них расположены с учетом тех же требований (окна слева от сидящего). Самому студенту нужно правильно выбрать место в аудитории по отношению к доске и преподавателю, чтобы не только хорошо слышать лекционный материал, но и без ощутимого зрительного напряжения воспринимать иллюстрации к нему.
Не менее важно соблюдать требования освещенности при самостоятельных занятиях. Для выполнения работ, связанных с чтением, конспектированием, черчением, требуется внимание к выбору места по отношению к источнику света (окну, светильнику). В соответствии с гигиеническими нормами необходимо рабочее место располагать как можно ближе к окну и садиться так, чтобы свет от окна падал слева, а настольную лампу — таким образом, чтобы свет от нее падал слева только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Электрическая лампочка в настольном светильнике должна быть не менее 60 Вт и иметь непрозрачный колпак.
Расстояние от глаз до книги, тетради или чертежной доски должно быть не менее 30–33 см. Оно создает оптимальные условия для работы цилиарной мышцы и позволяет сидеть не сутулясь. При чтении нельзя держать книгу на груди или коленях, склонив голову. В этом положении затрудняется и дыхание, и кровоснабжение органов головы и шеи. По той же причине не рекомендуется читать лежа. Не менее вредно для зрения чтение при неустойчивом положении текста, что наблюдается во время езды в транспорте.
Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможность физической культуры при этом дефекте зрения.
Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.
Физическая культура должна занимать важное место в комплексе мер по профилактике миопии и ее прогрессирования. Коррекция зрения с помощью физических упражнений показана как для лиц с нарушением зрения в лечебных целях, так и для лиц с нормальной функцией зрения в профилактических целях.
Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.
При использовании общеразвивающих упражнений в целях улучшения зрения необходимо соблюдать ряд основных принципов:
— систематичность и последовательность их применения;
— длительность применения физических упражнений;
— постепенность увеличения физической нагрузки как в отдельном занятии, так и в серии занятий;
— индивидуализация физических упражнений в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья.
Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100–140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы.
Ниже в методической последовательности приводятся примерные комплексы специальных упражнений, рекомендуемых для лиц, чья работа связана с чтением, письмом, работой за компьютером (в том числе студентам).
studfiles.net