Наши органы чувств – наши помощники. Но знают ли наши дети о них?
Однажды мне принесли стопку карточек. Без названия игры. Поэтому автор мне не известен.
Но Вы самостоятельно можете приготовить подобную игру.
Карточки двух видов – предметы и органы чувств человека.
Карточки имеют вырезы и выступы. Но я их удалила. Дети быстро собирают пары, ориентируясь на характер отверстий.
Вот они наши помощники – язык, нос, глаза и уши.
Все эти предметы издают звуки, которые мы слышим. Нам помогают уши. Если глазки закроем, все равно услышим.
А вот видеть нам помогают глаза.
Эти опыты желательно повести с закрытыми глазами. Запах вкусных пирогов разносится по всему дому. Нам не надо заходить в кухню, чтобы догадаться: мама сегодня что-то стряпает.
А вот попробовать, как это вкусно, сладко, кисло или горько можно только с помощью языка.
Игра «Третий лишний».
Первый тип заданий – предметные карточки.
Цветы есть и на первой, и на третьей карточки. Но вот запах издают только цветы, которые стоят в вазе. На картине они не пахнут.
Лишняя карточка с изображением органа чувств.
Подобран не тот, который нужен для определения запаха.
Ловушка. Все карточки – лишние.
Это задание составлено хитроулыбающимся ребенком.
И как всегда ребенок может сам себя проверить.
Карточки, с изображением органов чувств можно распечать, а предметные картинки может найти и сам ребенок
Задание под силу четырехлетним.
stranamasterov.ru
Хочу поделиться своей дидактической игрой “Органы чувств”. Можно сохранить картинки, распечатать, заламинировать и играть)
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. · закрепить знания об основных органах чувств; · расширить словарный запас; · развивать связную речь; · развивать внимание. Игра состоит из пяти больших карточек, соответствующих пяти органам чувств: «Глаз» – зрение «Рот» – вкусовые ощущения «Нос» – обоняние «Ухо» – способность слышать «Руки» – тактильные ощущенияВласть чувствует | Подходящие
карточки |
«Телевизор», «Радуга», «Очки», «Книга», «Плачущий глаз», «Лупа» | |
«Телефон», «Колокольчик», «Магнитофон», «Бубен», «Будильник», «Наушники». | |
«Лимон», «Конфета», «Соленые огурцы», «Репчатый лук», «Кружка с горячи чаем», «Тарелка супа» | |
«Апельсин», «Чеснок», «Еловая ветка», «Духи», «Цветок», «Блюдо с едой» | |
«Лопата», «Указательный жест», «Ложка», «Пишущая рука», «Рукопожатие», «Девочка гладит кошку» |
psiholog442.blogspot.com
Цели урока:
• Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене.
• Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.
• Прививать любовь и заботу о собственном организме.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 107
г . Челябинск
Урок изучения нового материала по теме:
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА»
4 класс
Каскеева Татьяна Васильевна,
учитель высшей категории
2015 год
Цели урока :
Головной мозг
Гиппократ (знаменитый древнегреческий целитель и врач) сказал: “Мозг – центр всех центров”.
Именно мозг контролирует работу всех органов чувств человека
Глаза – орган зрения
Глаз – орган зрения, самый важный для человека способ восприятия мира. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения.
ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ
режущими предметами.
Это интересно
Тренажёр для гимнастики глаз
Уши – орган слуха
Ухо – сложный вестибулярно-слуховой орган, выполняющий две функции:
за способность
удерживать
равновесие.
ГИГИЕНА УХА
Это интересно
Язык – орган вкуса
Язык является органом осязания и вкуса, принимает участие в процессе переваривания пищи
ГИГИЕНА ЯЗЫКА
Это интересно
Нос – орган обоняния
Носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. Ведь всё что нас окружает имеет определённый запах.
ГИГИЕНА НОСА
Это интересно
Кожа – орган осязания
Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.
ГИГИЕНА КОЖИ
Это интересно
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ОРГАН ОБОНЯНИЯ – НОС
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ – КОЖА
ОРГАН СЛУХА – УШИ
ОРГАН ЗРЕНИЯ – ГЛАЗА
ОРГАН ВКУСА – ЯЗЫК
kopilkaurokov.ru
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
НеПроза Бесплатные учебники Главная >> Наглядные материалы >> Человек. Строение тела, органы чувствne-proza.ru
Продолжаем серию Интернет-уроков по окружающему миру. Поговорим мы сегодня об органах чувств. Вероятно, в первый период существования жизни на Земле наша планета была для живых существ совершенно тёмным и беззвучным миром. Постепенно они научились ощущать запахи, вкус, прикосновения, тепло и холод, приобретя тем самым осязание, обоняние, вкус. С их помощью древние организмы искали пищу, уходили от опасности…
Постепенно живым существам открывался мир красок и звуков. Животные начали приобретать защитную окраску, приучались тихо подкрадываться к добыче или затаиваться от врага. Всё совершеннее становилось их восприятие, всё разнообразнее — воспринимаемый ими мир красок, звуков, запахов живой природы.
У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган. Назовите их…
Верно, орган зрения — это глаз, орган слуха — ухо, орган вкус- язык, орган осязания — кожа и орган обоняния — нос. А теперь о каждом поподробнее.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.
Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.
Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаз очень важные орган и нуждается в защите. Брови и ресницы защищают его от пота и пыли.
Веки, подобно дворникам автомобиля. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. В этом им помогает омывающая роговицу слёзная жидкость.
Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму) или стекловидным телом. Заднюю стенку «яблока» выстилает чёрная плёнка — сетчатка.
Спереди глаз защищён прозрачной роговицей. Под роговицей расположена цветная радужная оболочка (радужка), именно ее цвет определяет цвет глаз. Радужка регулирует проникновение света внутрь глаза. В центре радужки — отверстие, которое называется зрачок. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз больше , а при ярком свете сужается.
За зрачком расположен хрусталик глаза, похожий на линзу. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки. Сетчатка также важна для глаза, как плёнка для фотоаппарата. Она состоит из светочувствительных клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете.
А вы знаете, что в сетчатке два вида светочувствительных клеток. Одни различают цвета, но только при достаточном освещении. Другие воспринимают мир оттенках серого, но зато они более чувствительны к свету. Вот почему для нас «ночью все кошки серы».
Строение глаза с 4.05 до 7.24 и 10.09 до 11.09
А вы знаете, что…
- Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге.
- При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
- На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.
- Простейшая гимнастика для глаз: «Бабочка». Часто-часто поморгайте. Оказывается, перед монитором глаза ленятся и перестают моргать, а это вредит нашему зрению.
- Человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала (например художника) до миллионна оттенков.
- Индийские йоги лечат глаза, глядя на солнце, звёзды и луну. Они считают, что нет света, равного по силе солнечному. Лучше всего это упражнение выполнять на восходе или заходе солнца. Но не следует смотреть на него в полдень.
- Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз. А не мышью и клавиатурой, как сейчас.
- Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Это невероятно, но мозг можно обмануть… такой обман называют оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующие картинки…
Они движутся? Но это только нам кажется, на самом деле, они просто нарисованы.
Орган слуха — ухо
Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.
Орган слуха – ухо, это второй по важности орган чувств человека. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.
То, что мы обычно называем ухом, — это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звуки и направляет их в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой.
За ней находится полость среднего уха со слуховыми косточками. Звуковые колебания воздуха вызывают колебания барабанной перепонки. Они усиливаются слуховыми косточками и передаются дальше — во внутреннее ухо (улитка), заполненное жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву в мозг передаётся сообщение о звуке.
Благодаря тому, что органов слуха два, мы не только ощущаем звуки, но и определяем, где находится источник.
Во внутреннем ухе имеется орган равновесия (вестибулярный аппарат).
Чувство равновесия — это способность определять положение тела в пространстве, то есть различать верх и низ. Благодаря этому чувству мы ходим, не падая. Но если находиться долгое время на качающейся палубе корабля, то чувство равновесия притупляется: возникает головокружение. Такое состояние называется морской болезнью.
А вы знаете, что…
- Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.
- Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.
- Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух. На рисунке показаны шкала с децибелами звука (мощность звука). Чем краснее шкала, тем выше децибелы, а значит звук опасный для слуха.
- Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.
Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.
Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.
С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
А вы знаете, что если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.
Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д.
Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.
А вы знаете, что…
- У собаки в носу 230 миллионов обонятельных клеток, а у людей 10 – 11 миллионов, что в двадцать раз меньше. Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.
- У людей самыми любимыми являются запахи свежего хлеба, свежескошенной травы и кофе. Запахи булок и кофе не только возбуждают аппетит, но и повышают желание покупать. Поэтому часто в больших магазинах пахнет кофе и свежей выпечкой.
- Человек, который живет среди шумной цивилизации, не ощущает до 70% городских запахов. А вот, например, африканец, который живёт в дикой природе, способен уловить запах своего друга, прошедшего по лесной тропинке несколько часов назад.
Эксперимент №1
Перед вами три стакана с желтоватой жидкостью? Что это может быть? Хватит ли вам ли вам органов чувств — зрения, слуха, носа? Если нет, попробуйте принять решение, что делать….
Верно, сок нужно попробовать, то есть какой включить орган чувств? Верно, это ВКУС.
На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.
Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?
Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот.
Таким образом, дети пытаются получить информацию о предметах, с которыми сталкивается. Уже младенцы способны распознавать вкус.
Вкус необходим человеку для того, чтобы распознавать химический состав любого вещества, который попадает внутрь. Значит, вкус — защитник организма. Вкус единственный орган чувства, от которого напрямую зависит наша жизнь!
Кстати, нашим далёким предкам любопытным казалось всё: вкус подсказывал, что можно есть, а что — нет.
Интуитивно первобытные люди выбирали сладкие фрукты, ведь в них много сахара, а значит много калорий. Калории- это топливо для организма. В соленой еде масса минералов, а вот продукты горькие и кислые, как правило, считались испорченными или ядовитыми.
А ещё вкус приносит радость.
А вы знаете, что даже корова выбирает себе более сочную траву.
Интересно, зачем получать удовольствие от еды?
А вы знаете, что самые лучшие ценители вкусной еды — …. тараканы. Они даже с большого расстояния, при помощи слюны, передают информацию о том, что лежит еда. Кстати, тараканы любят фруктовый сок.
Фото с katala.com
Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?
Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.
Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».
Органом вкуса является язык.
Как только пища касается языка, вкусовые рецепторы фиксируют информацию и через нервные импульсы информация поступает в кору головного мозга, где, словно в лаборатории, происходит распознавание вкуса.
Посмотрите на картинку… Что вы видите?…
Да, лимон. А какие у вас ощущения? Получается вкусы сохраняются в памяти!
Кстати, раньше люди думали, что язык змеи — это ядовитое жало.
Фото с topnauka.ru
Фото с phototopic.ru
На самом деле рептилии используют язык для тех же целей, что и мы — всё пробуют на вкус. Змея касается предмета и берёт пробу со всего, что ей кажется любопытным.
Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Язык распознает четыре основных оттенка вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.
Кончик языка распознаёт сладкое, корень языка– горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.
Эксперимент №2
Попробуйте протереть насухо кончик языка и лизнуть сахар… Что чувствуете?… Ничего. А теперь намочите слюной ваш сахар на языке. Какие ощущения?
Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса.
Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения.
Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
Эксперимент №3
Орган осязания — кожа
Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.
Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.
Все раздражения чувствительных клеток передаются по нервам в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов чувств? Оказывается, по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы. Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают.
Итак, мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
www.klass39.ru
Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (8,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи
Методы и приёмы Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
Оборудование и материалы
Предварительная работа
Ход занятия
Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.
Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!
А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)
В.: Правильно, ребята! Это – глаза. Глаза – это наш орган зрения.
Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.
О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)
В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)
Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)
В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)
Комментарий к слайдам:
В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги “читают” не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.
Помните, мы с вами делали аппликацию – половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: “Что это за карточки?” (Ответы детей)
Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: “мама”, “папа”, “день”, “ночь”. Слайды №11,12)
В.: Трудное задание? ( Ответы детей)
А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!
Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.
Физкультминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):
Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны –
Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)
В.: Правильно, уши! Ухо – это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.
Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)
Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.
Дидактическая игра “Что внутри?” (слайд №16)
В.: У вас на столе стоит 6 кубиков разных цветов /белого, синего, красного, зелёного, оранжевого, жёлтого/. Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички (Приложение 2): напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит. Например: вы считаете, что скрепки лежат в красном кубике, значит, напротив скрепок нарисуйте красный кружок. Посмотрим, какой стол быстрее справиться с этим заданием?
(Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)
В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная “Азбука жестов”. (Слайд №18)
В.: Вот, например, как будет “звучать” слово “мама” (Показ воспитателя)
На слайде Таня показывает как “звучит” её имя. (Слайд №19)
Каждый из вас может попробовать “произнести” своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из “Азбуки:” буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.
Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.
(Дети вырезают буквы своих имён из “Азбуки жестов”, приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)
Воспитатель подводит итог занятия.
ЧАСТЬ 2
В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!
Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)
Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей)
В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)
В.: Нос – это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.
Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).
Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)
В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.
Какие бывают запахи? (Ответы детей)
Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)
Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)
Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
В.: Мы покидаем станцию “Нос” и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.
Загадка:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Что это? (Ответы детей, слайд №24)
Зачем человеку язык? (Ответы детей)
Язык – орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.
Дидактическая игра “Определи на вкус” (слайд №25)
Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.
Посмотрим, какой стол на этот раз справиться быстрее и точнее?
(Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)
В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши … (Ответы детей, слайд №28)
В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)
А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)
Кожа – это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.
Дидактическая игра “Определи на ощупь”.
Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.
В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)
Давайте вспомним их:
Кто такие? (Ответы детей)
В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств “служили вам верой и правдой”? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)
Соблюдать следующие правила гигиены:
Берегите себя, заботьтесь о себе!
В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
Занятие окончено. Всем спасибо.
Использованные источники.
2.01.2012
urok.1sept.ru