Сегодня мы рассмотрим, что такое мелкая моторика, её особенности, способы развития на примерах игр и игрушек, а также оптимальный возраст для начала её развития. Почему этому вопросу уделяют так много внимания? Давайте разбираться вместе.
Содержание статьи:
Мелкая моторика — это последовательность и точность движений, необходимых для осуществления различных действий с мелкими предметами, с помощью задействования кистей и пальцев рук и ног.
Мелкая моторика прослеживается у детей с раннего возраста, когда они только-только учатся держать игрушку. Сначала идёт развитие кисти, движений пальцев, затем формируется становление речи. Формирование речи через развитие мелкой моторики происходит за счёт воздействия нервных окончаний на отделы мозга, отвечающие за моторику и речь, которые находятся рядом друг с другом.
Помимо основной функции – развития речи – мелкая моторика влияет на становление психических процессов: мышления, памяти, воображения, способности к ориентации в пространстве.
Способность к овладению мелкой моторикой у детей не развивается сама по себе, то есть не имеет наследственный фактор. Большое значение в этом вопросе играют взрослые, которые своим примером вовлекают ребёнка в различные виды деятельности, развивают его планомерно и целенаправленно. Эту гипотезу впервые выдвинул русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Впоследствии другие учёные, врачи, педагоги и специалисты разных областей стали ориентироваться на это мнение как ключевое.
Почему уделяется такое внимание развитию мелкой моторики? Для детей она означает становление основных навыков и умений.
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали для вас разнообразные игры и упражнения, среди которых вы обязательно найдёте то, что подойдет вам и вашему чаду.
Помимо игр на развитие мелкой моторики следует заниматься разнообразными занятиями, которые, несомненно, понравятся деткам:
Что может быть лучше для ребёнка, чем новая игрушка? Только игрушка, которая способствует его всестороннему развитию.
Развивать и тренировать моторику пальцев рук можно уже с младенчества, начиная с 6-7 месячного возраста через поглаживание ладони ребёнка, сгибания и разгибания пальчиков.
Важно ежедневно хотя бы в течение нескольких минут уделять внимание моторике рук.
В каком бы возрасте вы ни занимались развитием мелкой моторики у детей, необходимо организовывать эту деятельность так, чтобы ребёнку она приносила не только пользу, но и удовольствие.
В век технического прогресса и раннего освоения детьми телефонов, планшетов и компьютеров регрессируют другие стороны детского развития. И, в первую очередь, страдает речь. Уже установлена взаимосвязь между мелкой моторикой и речью, а также развитием психических процессов.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.
Сеть детских центров развития «Бэби-клуб» с радостью поможет в развитии мелкой моторики вашего ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда, высококвалифицированные специалисты, всей душой любящие свое дело, и уютные группы никого не оставят равнодушными.
Общеразвивающие занятия или специализированные программы – выбор стоит за вами. Обращайтесь к нам, если ваша цель – вырастить развитого, открытого, свободного, любознательного человечка.
Молодые родители, изучающие критерии развитии здорового ребенка, признанные нормой для того или иного возраста, неизменно сталкиваются с вопросом — как в игровой, увлекательной форме помочь ребенку развить мелкую моторику рук. Наряду с речевыми и двигательными навыками мелкая моторика служит «мостиком», связывающим ребенка вначале с окружающим микромиром, затем — с социумом.
Речь идет о точной слаженной деятельности пальчиков и всей детской ручки, управляемой нервной системой, мозгом, органами зрения. Иначе говоря, это навык манипулирования маленькими предметами посредством только мелких мышц конечностей.
С первых дней жизни малыша ему предстоит развивать не только крупную моторику — учиться ходить, прыгать, поворачиваться, но и сенсорику — открывать для себя тактильность, зрение, вкус, слух. Одновременно малыш осваивает мелкую моторику, знакомясь с окружающими предметами посредством кончиков пальцев.
Первые навыки развиваются по следующей цепочке:
Вслед за совершенствованием навыков мелкой моторики развиваются способности ребенка к чтению, рисованию, письму, логическому мышлению.
Взяв на себя руководство по последовательному непрерывному обучению малыша работе руками, родители стимулируют как его первые шаги к самообслуживанию, так и память, адекватное восприятие окружающего мира, способность к вниманию и сосредоточению, провоцируют любознательность и стремление систематизировать знания.
С первых дней жизни малыш стремится развлечь себя ловкостью пальчиков: рассматривает их, сжимает и разжимает, захватывает игрушку, понравившийся предмет. В 3 года «маячком» взросления моторики становится способность управиться с карандашом, в 6 — умение выводить буквы.
Тонкую моторику, иначе говоря, развитие детских пальчиков, нельзя пускать на самотек. Иногда родители полагают, что достаточно окружить ребенка небольшими игрушками, которые он освоит самостоятельно, произвольно тренируя мышцы кисти. Однако опытные педагоги и психологи советуют приобретать профильные развивающие игрушки, которые не просто поражают красочностью и обилием звуков, а развивают ловкость пальцев и кистей рук, требуют повторения движений, необходимых для коммуникации и обучения.
Младший дошкольный возраст — этап, когда формируется диапазон обучаемости малыша.О слабом развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста свидетельствуют следующие особенности:
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой начинают говорить позже своих сверстников: это первый тревожный сигнал, свидетельствующий о необходимости игровых программ с использованием профильных игрушек и игр, которые развивают координацию и мелкие мышцы конечностей.
Способы развития мелкой моторики различаются сообразно возрасту малышей и детей дошкольного возраста.
Аксиома — дети предусмотрительных родителей выполняют упражнения, тренирующие тонкие мышцы, с самого рождения. Это всевозможные игры с акцентом на тактильность, а также:
Трехлетнего малыша несложно заинтересовать конструктором с крупными элементами, большими пазлами, пальчиковыми красками, альбомами раскрасок, созданием аппликаций с использованием безопасных ножниц.
Сегодня в продаже есть целые игровые комбинаты, предназначенные для чередования развивающих занятий, в первую очередь — домашние песочницы с подсветкой, комплектами цветного песка и мобильной столешницей-крышкой для рисования и сбора композиций из конструктора.
Стоимость таких многофункциональных песочниц доступная, дизайн ориентирован на оформление детской комнаты, а безопасность игры с песком, вкупе с простотой уборки, не вызывает нареканий родителей.
Приобретать подобные приспособления можно уже годовалым детям — при условии активного участия родителей в возне с разноцветным песком, что, впрочем, мамам и папам очень нравится, занятия с цветным песком вызывают положительные эмоции и позволяют настроить ребенка на спокойный лад.
Однако прежде чем приобрести конструкторы, пазлы, домашнюю песочницу, следует подготовить ручки ребенка с знакомству с игровыми предметами.
Прежде, чем в арсенале малыша появятся пальчиковые краски и кинетический песок, следует потренировать тактильность ручек специальными массажными упражнениями.
Алгоритм массажа кистей и пальчиков малыша прост, непродолжителен, заняться им родители могут в любое время. Важно лишь следить за реакцией малыша: тактильное воздействие должно ему нравится. Если ребенок закапризничал, попытался убрать ручки, — массаж лучше прервать.
Комплекс гимнастики для ручек малыша состоит из простейших упражнений:
Упражнения предлагаются малышу не сразу, а постепенно, с добавлением нового упражнения в перечисленной последовательности с интервалом в месяц.
Несмотря на появление в детских магазинах всевозможных массажеров для игр, можно обходиться домашними средствами для развития тактильности пальцев: неровными мягкими мячиками, грецкими орехами, каштанами и желудями, мешочками с крупами разного объема. Хорошо, если мешочков несколько и они изготовлены из разных текстильных фактур, – гладких, с ворсинкой.
Когда пальчики окрепнут для самостоятельного захвата и перемещения предметов, знакомим его с многообразием занятий с предметами. Орехи, желуди, катушки из-под ниток можно катать не только по столу, но и между ладонями, смещать от кончиков пальцев к локтю, по тыльной стороне кисти.
Тактильное удовольствие малыша от таких действий безгранично, особенно, когда он еще не активен в ползании и ходьбе, потому вынужден находить новые развлечения на ограниченном пространстве.
Сегодня магазины игрушек и развивающих игр соревнуются в изобилии ассортимента. Психологи и медики рекомендуют приобретать возрастные игрушки, предназначенные как для разнообразия досуга малыша, так и для тренировки мелких мышц конечностей.
В первую очередь мы рекомендуем:
Своеобразными дополнительными «тренажерами» могут стать коробки с плотно закрывающими пластиковыми крышками.
Как правило, картонные упаковки конструкторов, мозаик, пазлов, материалов для творчества быстро приходят в негодность. Предложив ребенку в качестве контейнеров для хранения боксы для ланча и даже ведерки из-под продуктов, вы поставите его перед необходимостью регулярно «отстегивать» тугую крышку, чтобы достать игру, и тем самым разрабатывать пальчики.
Лучшие развивающие игры для детей — универсальные. Это означает разновекторную направленность игрового материала, соприкосновение с которым вызывает положительные тактильные и зрительные эмоции, предоставляет возможность построения сюжета игры, провоцирует воображение. Важна и вовлеченность в игру родителей, которые не отбывают повинность, играя с крохой, а получают глубинное медитативное удовольствие, — такое же, как от вязания или рыбалки.
Пример такого игрового материала — кинетический песок. Швейцарская разработка представлена в магазинах как оригинальными комплектами, так и российскими аналогами. Кинетический песок изготовлен из кварцевого песка и мельчайшего силикона и тождественен по свойстам песку из дворовой песочницы, — с той разницей, что играть с ним можно дома, без риска намусорить и испачкаться, с возможностью варьировать игры.
Домашняя песочница для игр с таким материалом служит одновременно партой с грифельной столешницей, мобильным письменным столом с выдвижными коробами для хранения игрушек и принадлежностей, собственно песочницей с подсветкой.
Стоимость песочницы варьируется в зависимости от ее дополнительного фукционала. Наборы песка представлены в разных объемах и палитрах.
Пушистый, рыхлый песок приятен на ощупь. Вариантов игр с песком множество:
Играть с песком можно любым составом: малыш, малыш и взрослый, с другом, с группой детей. Новый песок в большем объеме можно приобрести в процессе взросления малыша, когда в доме появляются товарищи по играм.
Рэйчел Мейерс, Расширение Мичиганского государственного университета –
Обновлено на основе оригинальной статьи, написанной [email protected]..
Ознакомьтесь с предложениями по поощрению и совершенствованию развития мелкой моторики у 3-летних детей.
Есть много занятий, которые помогают детям развивать мелкую моторику. Фото предоставлено: Pixabay.В возрасте 3 лет у детей развивается мелкая моторика: они более способны самостоятельно двигать пальцами, используя их для выполнения более сложных задач, например, держа письменные принадлежности, как взрослые, вырезая ножницами и делая более сложные и точные рисунки.
Расширение Университета штата Мичиган предлагает детям следующие занятия для развития мелкой моторики:
Для родителей, которым трудно привлечь своих детей к занятиям, способствующим развитию навыков, попробуйте убрать некоторые игрушки, которые не способствуют развитию навыков, предоставив ребенку доступ только к тем игрушкам, которые способствуют развитию навыков. ребенку может потребоваться работа. Дети также склонны играть дольше, если родители активны со своими детьми во время игровых занятий.
Дополнительные идеи можно найти на веб-сайте Американской академии педиатрии или ознакомиться с этими статьями на веб-сайте MSU Extension:
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
< Назад к контрольным спискам развития ребенка
Инструкции: Ответьте на все вопросы до текущей возрастной группы вашего ребенка, ответив «Да» на «Нет».
Интерпретация: Если вы отметите 2 или более полей ответом «Да», свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Есть ли у вашего ребенка трудности с:
Возраст | Навык | Да | № |
0-6 месяцев | Демонстрация рефлекторного захвата предметов в руку. | ||
Дотягиваться до предметов и хватать их. | |||
Освоение управляемого охвата (6 месяцев). | |||
Удержание предметов на ладонях двух рук (к 3 месяцам) или ладонях одной руки (к 5 месяцам). | |||
Нахождение предмета, упавшего в поле зрения, на ощупь или на слух в пределах досягаемости. | |||
6-12 месяцев | Дотягиваться и хватать предметы, чтобы положить их в рот. | ||
Демонстрация контролируемого выпуска объектов. | |||
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами. | |||
Перекладывание предметов из одной руки в другую. | |||
Удары 2-мя кубиками в руках, оба предмета вместе по средней линии тела. | |||
Тыкать и указывать указательным пальцем. | |||
Поиск предмета, упавшего в поле зрения, на ощупь или на слух в пределах досягаемости. | |||
1-2 года | Строительство башни из трех маленьких блоков. | ||
Надевание колец на палку. | |||
Перелистывание страниц книги (по две-три за раз). | |||
Поворотные ручки. | |||
Рисование с использованием движений всей руки для создания штрихов. | |||
Самостоятельное питание (минимальная помощь в порядке). | |||
Подписание, чтобы сообщить о своих желаниях и потребностях. | |||
Поднесение ложки ко рту. | |||
Держать и пить из чашки самостоятельно. | |||
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами. | |||
Помещение фигур в сортировщик фигур без посторонней помощи. | |||
2-3 года | Нанизываем 3-4 большие бусины. | ||
Строительство башни из 3-5 маленьких блоков. | |||
Копирование простой последовательности цветных блоков в башне. | |||
Перелистывание отдельных страниц книги. | |||
Делаем надрезы ножницами. | |||
Держит мелок большим и указательным пальцами. | |||
Постоянное использование одной руки для большинства видов деятельности. | |||
Имитация круговых, вертикальных и горизонтальных штрихов. | |||
Прием пищи без посторонней помощи. | |||
Подбор мелких предметов большим и одним пальцами. | |||
Сбор головоломок-вкладышей. | |||
3-4 года | Строительство башни примерно из девяти маленьких блоков. | ||
Копирование блочных рисунков до 6 блоков. | |||
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов на молнии. | |||
Обводка по толстым линиям. | |||
Постоянное использование одной руки для большинства видов деятельности. | |||
Копирование круга или имитация креста. | |||
Удержание карандаша большим и указательным пальцами на противоположных сторонах карандаша. | |||
Использование недоминантной руки для помощи и стабилизации предметов. | |||
Нанизывание последовательности маленьких бусин на нить. | |||
Грубая обрезка изображений. | |||
Сбор взаимосвязанных головоломок из 4-6 предметов. | |||
Координация рук при чистке зубов или волос. | |||
Самостоятельное одевание, включая большие пуговицы, носки и обувь (исключая шнурки, маленькие пуговицы и начальную молнию на куртке). | |||
4-5 лет | Непрерывная резка вдоль линии. | ||
Координация движений рук при чистке зубов или волос. | |||
Копирование 9 блочных моделей. | |||
Разработка собственных моделей Duplo. | |||
Копирование круга, креста и квадрата. | |||
Удержание карандаша штативной рукояткой (трехточечная хватка). | |||
Раскрашивание внутри линий. | |||
Раскрашивание всей картинки. | |||
Написание своего имени. | |||
Трассировка по линии с контролем. | |||
Копирование номеров 1-5. | |||
Копирование писем. | |||
Использование предпочтительной руки для большинства действий. | |||
Самостоятельное одевание и раздевание (кроме шнурков). | |||
Копирование простых изображений с использованием геометрических фигур. | |||
Самостоятельная попытка нарисовать ряд картинок. | |||
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов на молнии. | |||
Сбор головоломки из 8-12 предметов. | |||
5-6 лет | Вырезание простых фигур. | ||
Координация движений рук при чистке зубов или волос. | |||
Создание собственных моделей Lego. | |||
Самостоятельное одевание и раздевание (кроме шнурков). | |||
Написание цифр 1-10 самостоятельно. | |||
Самостоятельное создание писем. | |||
Копирование треугольника. | |||
Раскраска по линиям. | |||
Удерживание карандаша тремя пальцами и создание движений пальцами (не запястьем). | |||
Вырезать и вставлять проекты. | |||
Рисование базовых картинок. | |||
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов на молнии. | |||
Использование ножа и вилки для мягких продуктов. | |||
Сбор головоломки из 20 деталей. | |||
6-7 лет | Правильное составление букв и цифр. | ||
Вскрытие пакетов, контейнеров и ланч-боксов на молнии. | |||
Самостоятельное одевание и туалет. | |||
Аккуратная обрезка вокруг фигур. | |||
Сбор головоломки из 20 деталей. | |||
Держите карандаш тремя пальцами и генерируйте движения пальцами (не запястьем). | |||
Написание строк. | |||
Карандаш управления. | |||
Выносливость для письменных заданий. | |||
Сборка Lego, K’nex и других блоков. | |||
Использование ножа и вилки для мягких продуктов. | |||
Рисование подробных изображений с узнаваемыми объектами. | |||
Завязывание шнурков. | |||
7-8 лет | Пишите аккуратно. | ||
Держите карандаш тремя пальцами и генерируйте движения пальцами (не запястьем). | |||
Сохраняйте разборчивость почерка на протяжении всего рассказа. | |||
Аккуратная обрезка вокруг фигур. | |||
Самостоятельное одевание и туалет. | |||
Сборка Lego, K’nex и других блоков. | |||
Использование ножа и вилки для большинства продуктов. | |||
Правильное составление букв и цифр. |