Консультация-практикум для педагогов ДОУ
Использование в образовательной
деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Подготовка к консультации – разложить наборы на столах.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению и в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Данные дидактические пособия направлены на:
Развитие логического мышления. Развитие представления о множестве, операциях над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирование представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развитие пространственных представлений.
Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Блоки Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной – логическими фигурами. Логические блоки в большей мере привлекают дошкольников, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Представленное учебно – игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» в качестве набора из 48 объемных геометрических фигур. В наборе нет двух одинаковых фигур. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. Сначала одним свойством, благодаря которому можно сравнивать блоки, классифицировать или обобщать их. Затем двумя свойствами и, когда дошкольники окончательно овладеют умением пользоваться при классификации этими свойствами в разных ситуациях, педагог может дать третье и четвертое свойства. При этом одни и те же предлагаемые упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их.
Например, строя дорожку из блоков один ребенок придерживается одного свойства, а другой двух.
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные (рассели жильцов, какой фигуры не хватает, найди место фигуре и т.д.), подвижные (предметные ориентиры), сюжетно-ролевые игры (деньги, билеты, места, адрес на посылке и т.д.)).
Вне занятий, в предметно-пространственной развивающей среде группы при моделировании, конструировании.
С чего начать?
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, толщину, размер. В общении с детьми целесообразнее использовать термин «фигура». В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить следующие задания:
Найди такие же фигуры, как эта и предлагаете детям какое – либо свойство;
Найди не такие фигуры, как эта и тоже предлагаете свойство; найди синие фигуры;
Назови, какая эта фигура по…свойству.
Далее можно переходить к играм и упражнениям.
В работе с блоками используют карточки свойств, благодаря которым ребенок учится кодировать и декодировать информацию.
В дальнейшем эти карточки заменяются на кубики. Количество кубиков зависит от количества усвоенных свойств фигур.
Игра «Найди пару». Используются карточки свойств, их нужно выложить, перевернув картинку вниз. Или используются сами блоки, педагог показывает фигуру и просит найти такую же, проговаривая одно или несколько свойств.
Игра «Угощение для медвежат». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».
Игра «Укрась елку бусами». Смотри «Методические советы по использованию д/и с блоками Дьенеша и логическими фигурами».
Палочки Кюизенера
Дидактический материал, разработан бельгийским математиком Дж. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят в практической деятельности.
С помощью цветных палочек детей можно:
Научить делить целое на части;
Измерять объекты;
Упражнять в запоминании чисел;
Помочь в овладении арифметическими действиями;
Организовать работу по усвоению некоторых понятий (левее, правее, длиннее, короче, между, каждый, какой-нибудь, быть одного и того же цвета, быть не такого цвета, иметь одинаковую длину и др.)
Набор представляет собой 116 палочек десяти цветов. Палочки разных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в см. палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит, обозначают одно и то же число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Близкие по цвету объединяются в одну «семью». Цвета, в которые палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Палочки можно предлагать детям с двух лет строго под присмотром взрослого, а вообще рекомендуется начинать работу с трех лет. С палочками можно работать как с группой, так и индивидуально.
Этапы работы с палочками Кюизенера
Использование палочек в качестве игрового материала (2-4 лет).
Игровые упражнения «Выложи по образцу», «постой по образцу или с условием» и т.д.
Работа с палочками, где дети знакомятся с пространственными и количественными характеристиками материала (4-9 лет). Дети учатся декодировать игру красок в числовые отношения.
«Давайте познакомимся с цветными счетными палочками». Далее смотри исследование (1, 2, 3, 4).
Дать понять детям, что цвет – это число.
Предлагаю построить поезд из розовой, голубой, красной и желтой палочки. Нужно вывезти детей в лес на прогулку. Нужно знать, сколько мест в поезде. Белая палочка это одно место. Определите сколько мест в каждом вагоне.
Число – это цвет. Постройте вагончик из двух белых палочек. Какой одной палочкой можно заменить две белые? Постройте трехместный вагончик, четырехместный и т.д.
Дети строят разноцветные вагончики. Воспитатель заменяет несколько палочек на одну, соответствующую числу, и просит детей назвать число. Потом воспитатель называет число, а дети показывают или называют цвет палочки.
Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли, где, чей домик. Помогите цифрам найти свой домик.
Постройке 5 вагончиков в порядке возрастания чисел. Чем длиннее палочка, тем больше число.
multiurok.ru
Автор – составитель:
Гребенюк Любовь Витальевна,
воспитатель
МАУДО “Детский сад №9” г. Ялуторовска
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 26 лет
Практикум для педагогов
«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель:использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенерапо математическому развитию дошкольников.
Задачи:
Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта«Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.
Ход
Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей яиспользую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как«Такой же», «Не такой».
Игры с блоками Дьенеша для детей 2 младшей группы (3-года)
Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняютзадание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Усложняется работа по схемам по стрелочкам:
Игры с блоками Дьенеша
для детей старшей и подготовительной группы
В этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.
Игра «Угадай-ка»
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает:«Эта фигура квадратная?». Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.
Игра «Спасатели»
Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» – подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина.Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Еслиу блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Можно ли использовать блоки Дьенеша в других играх? В каких?
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки – призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, котороепозволяет:
На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения«больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).
Упражнения с палочками Кюизенера
Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным! Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.
Игры при ознакомлении с цветом
(различать цвет, классифицировать по цвету).
Игровое упражнение «Цвет и число»
Педагог предлагает построить необычный поезд – из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
«Как разговаривают числа»
Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.
-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?
Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа, нужно наложить палочки друг на друга.
-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3
-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..
Игра «Назови число – найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
«Поезд»
Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:
-сколько вагонов у поезда?
-какой по порядку голубой вагон?
-какой четвертый по счету?
-какой вагон между белым и голубым? И др.
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?
Можно использовать палочки для выкладыванияразличных изображений, замещая конструкцией реальный предмет.Темы изодеятельности можно перенести в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.
А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.
Красный, розовый, бордовый – человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.
Оранжевый – предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего.
Желтый – если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.
Синий, голубой – этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.
Фиолетовый – это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.
Белый – этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.
Черный – это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.
Использованная литература
“Свидетельства о публикации в СМИ” Серия А № 0004340
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
tmndetsady.ru
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Капелька»
Основы математики с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
Открытое занятие с интерактивной доской
в подготовительной к школе группе
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной
категории
Ахрамова Вера Владимировна
Тема: «Строители приходят на помощь»
Цель: Упражнять в умении понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, интерактивная игровая презентация, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, талисманы – геометрические фигуры (2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника, 2 прямоугольника), цифры(1-12) и схема №1 «Выкладывание дорожки», карточки-символы свойств блоков с кодом отрицания для игры «Строительный рынок», схемы домов, кодовая карточка с кодом отрицания для игры «Найди ключ», лабиринт, фломастер, смайлики, значки строителей.
Предварительная работа:
– беседа о профессии строителя;
– индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.
Методы формирования новых знаний: выполнение задания по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, моделирование.
Методы организации деятельности воспитанников:сюжетная игра, действия со схемами, работа в парах.
Методы контроля и самоконтроля: лабиринт, устный опрос. Методы формирования личностных результатов: рефлексивные методы, воспитывающая ситуация.
Ход деятельности воспитателя с детьми
– Дети, дружно за руки возьмёмся, друг другу и нашим гостям улыбнёмся. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Введение в ситуацию: (мотивационный этап)
– Ребята, посмотрите на экран, по-моему, нам пришло сообщение. Письмо, но оно не совсем обычное! (слайд 1)
-Давайте прочитаем это письмо!(слайд 2)
«Здравствуйте, девочки и мальчики группы №14. Пишет Вам принцесса страны Математики. Мне очень нужна ваша помощь. Сильный ураган разрушил мой самый любимый город геометрических фигур. Это был удивительно красивый город, где все дома, деревья, цветы, транспорт имели форму геометрических фигур. Сейчас всё разрушено, остались только схемы, но и они закодированы.
Если вы смелые и не боитесь трудностей, помогите восстановить город!
P. S. Следуйте моим схемам-подсказкам!
Принцесса Математики»
– Как называется профессия человека, который строит дома? (Строитель)
– Дети, а вы готовы стать строителями города геометрических фигур?
(Да, готовы!)
– Сегодня нам встретится много закодированных схем, и мы должны будем уметь их расшифровывать. Поэтому проведём короткий инструктаж строителей. Готовы? (Да)
Опрос. Что обозначает символ?
Внимание на карточки: (слайд 3)
– Что обозначают геометрические фигуры? (форму: круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная)
– Что обозначают облака? (свойство цвета: красный, синий, жёлтый)
– Что обозначают домики? (размер фигуры: большой, маленький)
– Что обозначают силуэты людей? (толстую или тонкую фигуру)
– А перечёркивание? (отрицание свойств: не красный, не маленький)
– Я вижу, вы готовы. У вас даже талисманы на удачу есть!
– Ребята, возьмите меня с собою! Я тоже хочу помочь восстановить город. Ну что, дети, берёте меня с собою? (Да!)
– Напомните мне правила безопасности:
Уши слушают – и всё слышат,
Глаза смотрят – и всё видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова хорошо думает.
А вот и первые схемы – подсказки! (слайд 4) Под номером 1- что? (замок)
– Открыв кодовый замок, мы найдём схему, по которой выложим дорожку. Она приведёт нас в город, который мы восстановим.
Основная часть: (деятельностный этап)
Игра «Кодовый замок» или «Четвёртый лишний» (слайд 5)
– Итак, нам надо открыть кодовый замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. (Надо нажать на маленький тонкий круг! Потому что остальные три фигурки большие и толстые.)
– Проверяем: нажимаем на неё!
– Отлично: код найден, и замок открыт!
Игра «Выкладываем дорожку из плиток» с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера. (слайд 6 – схема №1и №2)
– А вот и схема дорожки. Форму, размер и цвет плиток выбираем согласно схеме, иначе дорога приведёт в другое место.
– Форма закодирована в каком столбике схемы? (в первом) Во втором ищем что? (размер плитки) А цвет плитки ищем? (в третьем столбике)
– Дорожку надо выложить по порядку слева направо на столе. Каждый строитель получает схему, на ней отмечены номера плиток, которые надо найти и выложить на дорожке. Идём выбирать плитку. (Выбираем плитку на полу по кругу)
– А теперь быстро пройдём по ней: сколько больших плиток? (6 плиток)
– Сколько маленьких? (6 плиток)
– Кто первый назовёт, сколько плиток всего?(12 плиток)
– Каких больше, а каких меньше? (поровну)
– Какого цвета плиток больше? (их поровну: по 4 плитки)
– Какой формы плиток больше? (их поровну: по 3 плитки)
– А дорожка-то волшебная!
Игра «Строительный рынок» (кодирование со знаком отрицания)
– Как вы думаете, куда привела нас дорожка? (на строительный рынок)
– Зачем нам сюда надо? (Нам нужен строительный материал.)
– Без чего мы не сможем восстановить разрушенные дома? (без схем, проектов домов)
– Давайте посмотрим на экран – нет ли подсказки? (есть)
– Мы их получим, если оформим витрины магазинов рекламой.
– Кто знает, для чего нужна реклама на строительном рынке? (Чтобы быстро найти нужный товар.)
– Здесь 4 рекламных листа, и, к сожалению, все они закодированы. Попробуем их расшифровать? (Да)
– Работать будем в парах. Посмотрите на талисманы и разделитесь на пары по форме фигур. Все готовы?
– На рекламных листах ищем именно свои фигуры. Теперь находим магазин, где они продаются. Разместите рекламу на магазинах.
– Сколько у нас магазинов? (4)
– По какому признаку разделили блоки в магазинах? (по форме)
– Мы справились с заданием! Здесь проекты домов и строительный материал. Проходим на строительную площадку, и начинаем работу.
Игра «Восстанавливаем разрушенный город» с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.
Дети приступают к постройке домов в соответствии с проектом (схемой).
– Что мы восстановили? (дома)
– Что ещё должно быть в городе? (транспорт, деревья, жители) Слайд7
– Какой город мы построили? (город геометрических фигур) Слайд 8
– Молодцы! Но нам осталось ещё одно задание: пройти лабиринт – проложить дорогу от нашего города к замку принцессы Математики.
– А что такое лабиринт? (это сложный и запутанный план) И поможет нам вот этот ключ! (блок Дьенеша).
Игра «Найди меня» (кодовая карточка с кодом отрицания) Слайд 9
– Вот незадача: ключ закодирован. Кто из строителей сможет его расшифровать? (прямоугольный, синий, маленький, тонкий) Проверяем!
Игра «Лабиринт. Дорога к замку принцессы»
– Итак, вспоминаем правила лабиринта! (Путь блока рисуем в соответствии со знаками-символами. По пустым клеткам может идти любой блок. Блок передвигаем из клетки в клетку по прямой. Синие клетки – ловушки.)
– Кто из строителей готов построить дорогу к замку принцессы Математики?
– Мы справились!
– А теперь: на раз, два, три – три раза повернитесь!
В детском саду круг, построив, окажитесь!
Заключительная часть (рефлексивный этап)
– Вот мы и вернулись в детский сад. Кем мы сегодня были? (строителями)
– Что мы восстановили? (город геометрических фигур)
– Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)
– Если вам было сегодня интересно, и вы справлялись с заданиями, возьмите смайлик с улыбкой, а кому было скучно и трудно – смайлик грустный.
– Ребята, мне, кажется, нам пришло короткое сообщение. Посмотрим?
Принцесса Математики пишет:
«Спасибо вам, ребята, за новый красивый город!
Вы проявили смелость, сообразительность, готовность прийти на помощь.
И я считаю, что все вы достойны носить вот такой значок строителя. Успехов вам в благородном труде строителя!»
nsportal.ru
Рада приветствовать вас, дорогие читатели!
Раннее развитие все больше и больше набирает обороты. И многие родители стараются как можно больше узнать информации о различных системах и методиках, которые помогут им в этом и правильно делают. Ведь, как известно, клетки мозга человека до 3 лет формируется уже на 70 %, и раннее развитие непременно должно присутствовать в жизни ребенка.
Итак, волшебные палочки Кюизенера описание методики, что за диковина такая, как при их помощи развиваться и что развивать?
Начнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.
Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.
Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.
На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».
Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.
По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.
Принципы методики:
Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет. Могут быть изготовлены из дерева или пластмассы.
белый квадрат — число 1
розовая палочка — число 2
голубая – число 3
красная – число 4
жёлтая – число 5
фиолетовая – число 6
чёрная – число 7
бордовая – число 8
синяя – число 9
оранжевая – число 10
Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится.
Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.
Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.
На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.
Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.
Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.
Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.
На мой взгляд можно использовать от года. Хотя, смотрите по своему малышу: кого-то заинтересует, кого-то нет, но если купили и не понравилось ребенку, ничего страшного — полежит немного и все равно пригодится.
Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.
Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.
Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.
Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
Пишите в комментариях, как играете с палочками с вашими детками.
Пока, пока!
С уважением, Юлия Полонская
polonskaya-blog.ru
Автор – составитель:
Гребенюк Любовь Витальевна,
воспитатель
МАУДО “Детский сад №9” г. Ялуторовска
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 26 лет
Практикум для педагогов
«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Цель:использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенерапо математическому развитию дошкольников.
Задачи:
Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта«Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.
Ход
Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей яиспользую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как«Такой же», «Не такой».
Игры с блоками Дьенеша для детей 2 младшей группы (3-года)
Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняютзадание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).
Усложняется работа по схемам по стрелочкам:
Игры с блоками Дьенеша
для детей старшей и подготовительной группы
В этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.
Игра «Угадай-ка»
Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает:«Эта фигура квадратная?». Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.
Игра «Спасатели»
Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» – подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).
Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина.Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Еслиу блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Можно ли использовать блоки Дьенеша в других играх? В каких?
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки – призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, котороепозволяет:
На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения«больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).
Упражнения с палочками Кюизенера
Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным! Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.
Игры при ознакомлении с цветом
(различать цвет, классифицировать по цвету).
Игровое упражнение «Цвет и число»
Педагог предлагает построить необычный поезд – из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.
«Как разговаривают числа»
Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубого.
-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?
Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа, нужно наложить палочки друг на друга.
-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3
-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..
Игра «Назови число – найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
«Поезд»
Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:
-сколько вагонов у поезда?
-какой по порядку голубой вагон?
-какой четвертый по счету?
-какой вагон между белым и голубым? И др.
Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»
Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.
Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?
Можно использовать палочки для выкладыванияразличных изображений, замещая конструкцией реальный предмет.Темы изодеятельности можно перенести в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.
А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.
Красный, розовый, бордовый – человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.
Оранжевый – предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего.
Желтый – если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.
Синий, голубой – этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.
Фиолетовый – это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.
Белый – этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.
Черный – это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.
Использованная литература
“Свидетельства о публикации в СМИ” Серия А № 0004340
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
tmndetsady.ru
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 400 дошкольное отделение «Солнышко»
Тема: «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии логико-математических представлений детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед Уфимцева Ю.О.
МОСКВА, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….…2
Заключение ………………………………………………………………………19
Список использованной литературы …………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем и палочки Кюизенера для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
В данной работе представлена характеристика блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, показано использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей; дана общая характеристика системы игр и упражнений, которые направлены на развитие логического мышления; выявлено, насколько развито словесно-логическое мышление в старшем дошкольном возрасте; представлены методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками и палочками.
1. Использование логических блоков с целью развития логико-математических представлений у детей
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой и маленький)и толщины (тонкий и толстый).
В названном комплекте 48блоков: 3х4х2х2.Можно ограничиться и меньшим числом блоков: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур – блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка.
Логические блоки лучше изготовить из дерева или пластика.
Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство(цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
2. Использование палочек Кюизенера для развития логико-математических представлений у дошкольников
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала —абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел— эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности(“самостоятельного математического исследования”).
Использование “чисел в цвете” позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше—меньше”, “больше—меньше на…”, познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “длиннее”, “короче”, “между”, “каждый”, “какой-нибудь”, “быть одного и того же цвета”, “быть не голубого цвета”, “иметь одинаковую длину” и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной “цветной алгеброй”, готовящей к изучению школьной алгебры.
Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину— от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно “семейство”, или класс.
Подбор палочек в одно “семейство” (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в “семейство красных” входят числа, кратные двум, “семейство зеленых” состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета (“семейство белых”) целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число7 обозначено черным цветом, образуя отдельное “семейство”.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек,содержащий144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных— по 12 каждого цвета.
Все они, имея одинаковые основания в виде квадрата размером 1 кв. см, легко укладываются в ряды разными способами: друг за другом или одна на другую. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик — это единица. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик, имеет форму прямоугольного параллелепипеда и является числом 2. Голубой палочке, то есть числу 3, соответствуют три кубика или белый кубик и розовая палочка. Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок 2×2см, 2×4 см, 2×6 см, 2×8 см,2×10 см, 2×12 см, 2×14 см, 2×16см, 2×18 см, 2×20 см. Изготавливаются полоски из плотного цветного картона или пластика. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, более устойчивы, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе(горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно “играть” и на полу.
Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.
Набором палочек (полосок)обеспечивается каждый ребенок. Если не удалось приобрести готовый набор, то его легко сделать самим, ориентируясь на одно из тех описаний, которые даны выше. Храниться набор может в целлофановом пакете, коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает палочки сам, ориентируясь на цвет и величину одновременно. Раскладывание палочек по ячейкам само по себе является полезным обучающим упражнением.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление “поездов” одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. “вагонов” ,измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками)и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь(наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации(построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования(кто быстрее составит, сделает, положит, скажет)— для старших.
В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших, расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.) Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.
3. Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей
Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:
Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III).
Игры упражнения I варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие.
С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие.
Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнее о играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста».
Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.
4. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками и палочками в группах детей старшего дошкольного возраста
Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры и упражнения, как «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки» и другие.
Рассмотрим методические рекомендации по проведению некоторых игр и упражнений.
«Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: развить логическое мышление и умение рассуждать.
Материал: логический фигуры, таблицы (см. приложение).
Содержание:
Перед детьми таблица 1.а. На ней лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. (Каждый знак разрешает идти по своей дорожке только таким фигурам, как он сам.) Затем дети разбирают фигуры и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.
Используется таблица 1.б. Штриховкой обозначен цвет фигур.
Используется таблица 1.в.
Раздели блоки – 1.
Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: логические блоки, 2 игрушки (Буратино, Незнайка).
Содержание:
На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга расположены игрушки – Буратино и Незнайка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Буратино и Незнайку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Незнайки оказались все красные.
После выполнения задания дети рассказывают, какие блоки у Незнайки (все красные) и какие у Буратино (все не красные).
Если дети при характеристики блоков Буратино начинают называть несколько свойств (желтые и синие), взрослый говорит, что нужно отвечать одним словом. Если дети отвечают неверно, он еще раз обращает их внимание на блоки Незнайки (все красные) и предлагает назвать, какие все блоки у Буратино в отличие от тех, которые у Незнайки.
При повторении упражнения меняется свойство, по которому дети разбивают слово: разделить блоки так, чтобы у Буратино оказались все треугольные, или так, чтобы у незнайки были все желтые.
Сначала правила разделения блоков предлагает взрослый, а затем – дети.
Примерные упражнения с палочками Кюизенера для дошкольников:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научит дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.
К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. К концу старшего дошкольного возраста многие из детей оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.
Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов.
Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
В предлагаемой работе показано, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно использовать в процессе развития математических представлений в игровой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
nsportal.ru
Считается, что дети не любят математику. При этом основной деятельностью дошкольников остаётся игра. Вот почему их обучение в этот период строится на основе игр. В работе педагогам ДОУ необходимы учебные пособия, которые позволяют в занятной игровой форме довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, научить сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях. Одним из таких пособий являются палочки Кюизенера.
Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто. Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при разработке новаторских методик Никитиных, Зайцева, Воскобовича. В этом ряду достойное место занимает разработка Джорджа Кюизенера, которому пришла идея учить детей счёту и установлению количественных отношений через осязание и цветовосприятие.
С середины XIX века в педагогике начали отказываться от традиционных способов обучения, основанных на муштре и принуждении, и начали делать акцент на активизации интереса ребёнка к учёбе. Одним из средств воздействия на интерес со стороны детей стали разнообразные оригинальные способы обучения педагогов-новаторов, в том числе основанные на применении оригинальных дидактических материалов.
В XX веке число новаторских методик и сопровождающих их предметов, используемых во время обучения, росло очень быстро. В математике многие педагоги стремились как можно раньше познакомить детей с математическими понятиями. Одним из значимых направлений стало доведение информации до ребёнка тактильными и наглядными средствами и активизация восприятия, особенно в раннем возрасте.
Такие имена, как Дьенеш, Кюизенер или же Воскобович знакомы специалистам, работающим по наглядным методикам. В принципе, все трое работали в одном направлении. Однако, судя по всему, учитель младших классов из Бельгии Джордж Кюизенер (1891–1976) был первым. Он ещё в 1952 году написал свою книгу «Числа и цвета» о сути разработанной им методики.
Работы Дьнеша были опубликованы несколько позже, хотя наверняка, доктор математики и психологии Золтан Дьенеш начал их много раньше и независимо от Кюизенера. Что же касается адресатов указанной методики, то палочки Кюизенера, в основном, предназначены для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.
Цель методики Кюизенера — использование принципа наглядности. С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики — числа, количественные величины, соотношения между ними — представлены в форме, которая максимально доступна малышам. Это помогает научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий.
Эти действия важны, поскольку позволяют накопить непосредственный опыт восприятия, постепенно осуществляя условное преобразование личного понимания, двигаясь в осознании сути явлений от конкретного к абстрактному.
У детей возникает стремление овладеть навыками работы со счётом, с системой чисел, измерениями, научиться делать то, что педагоги называют решением образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Золтан Дьенеш разработал похожую систему с другой формой ключевых дидактических средств, хотя идея все та же — тактильное ощущение от разности геометрических тел даёт образно-чувственное представление о сути соотношений чисел. Блоки Дьнеша куда разнообразнее. Такие счётные элементы предоставляют педагогу возможность применять различные способы обучения. Но всё-таки, при первоначальном изучении математики маленькими детьми, палочки Кюизенера и нагляднее, и проще.
Эти палочки можно математически принять как условное множество, где присутствуют образы чисел и групп. В указанном множестве спрятаны огромные возможности по моделированию разнообразных логико-математических раскладов. Размер и цветность счётного объекта задают параметры числа. С помощью этих параметров задаётся понимание условных образных понятий. Используя такие «цветные и объёмные» символические объекты для счёта, можно развить у дошкольников чёткое понимание сути числа.
Родителям уже интересно!
К традиционному выводу, который гласит, что понятие числа появилось у людей в результате хозяйственных подсчётов и бытовых измерений, малыши подходят без подсказок, выполняя игровые задания. С точки зрения педагогики, самостоятельно полученное знание, в нашем случае о числах и величинах, по причине своей наглядности и станет особо значимым.
Применяя палочки заранее заданных цветности и размеров, дети проще доходят до понимания соотношений «насколько большие или меньшие предметы», видят сходства и различия предметов, учатся сравнивать, сопоставлять. Кроме того, они усваивают:
Сейчас выпускаются разные варианты счётных палочек Кюизенера. Эти наборы могут отличаться количеством счётных элементов, цветом, материалами, из которых они были изготовлены (дерево или пластмасса).
Классический набор состоит из 241 элемента. Все предметы указанного набора изготавливают из дерева. По форме каждая такая палочка — это прямоугольный параллелепипед. В поперечном разрезе — квадрат, площадь поперечного сечения которого равна 1 кв. см. В исходном наборе имеются палочки десяти цветов. Самая короткая палочка — это кубик со стороной 1 см. Самая длинная — 10 см. То есть любая палочка, по сути, это аналог числа, специфика которого обозначена длиной в сантиметрах и определённым цветом. Счётные элементы, окрашенные в близкие цвета, визуально обособляются детьми, и эти предметы объединены в одно «семейство» по принципу кратности.
Палочки Кюизенера разложены по порядку обозначаемых чисел, от 1 до 10
Такая классификация имеет важное значение. Дело в том, что здесь учитываются соотношения: размер и цвет. Белый кубик из «семейства белых» можно уложить в длину любой из других палочек несколько раз. «Красное семейство» это элементы, чей размер вмещает наименьшую палочку, число раз, кратное двум. В «семействе зелёных» состоят палочки, длинна которых кратна трём; палочки, кратные пяти, выражены вариациями жёлтого, а число 7 обычно выделяется чёрным цветом, как особое «семейство».
Есть модифицированные версии подобных наборов палочек. Они имеют отличия по используемым цветам. Однако, изготовитель всегда задействует некоторые правила.
С малышами лучше использовать другой, упрощённый вариант палочек Кюизинера. Он изготовлен из пластмассы и в него входит 119 палочек 12 цветов. У всех палочек также одинаковые основания — квадрат размером 1 кв. см.
Бывает и плоский вариант палочек, он состоит из полосок шириной 2 см. Самая короткая полоска — это квадрат 2×2 см. Длина всех остальных полосок увеличивается на 2 в каждой группе цветов. Эти полоски изготовляют из пластика или плотного цветного картона. Цветовая гамма у них та же, что и у палочек.
Этот вариант счётных элементов весьма удобен в работе. В отличие от традиционных объёмных предметов, они крупнее и в то же время компактнее, их изготовление и вовсе не требует существенных затрат, а эффективность, в части обучающих возможностей, достаточно высока. Их легко изготовить даже в домашних условиях.
Что можно делать с палочками:
Набор для работы по Кюизенеру, современный вариант
Когда знакомство с палочками Кюизенера только начинается, дети играют с ними словно с простыми кубиками, палочками, конструктором, изучая, в ходе игр и занятий, цвет, размер и форму. В этот период проходит начальная стадия запоминания тактильных и визуальных ощущений. Играя, дети, оценивают объёмные образы-заменители чисел на ощупь, в сочетании с цветами. Привычка к ним, как к игровым объектам обязательно сыграет свою роль, когда придёт время куда более серьёзной работы.
на первых этапах знакомства дети играют с палочками как со строительным материалом
При дальнейшей работе палочки становятся инструментом для обучения подрастающих математиков. С их помощью малыши изучают элементарные законы и правила мира чисел и некоторые значимые математические понятия.
Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, наработано великое множество. Практики, специалисты по пропедевтике математических знаний, работающие с дошколятами, предлагают, к примеру, вот какие варианты занятий, которые можно проводить с детьми в возрасте от двух до четырёх лет:
Игры посложнее нацелены на развитие математических понятий, привитие навыков счёта и закрепление представлений о логике. Эта работа ведётся с детьми от четырёх лет и старше. Впрочем, иногда в такой работе имеет смысл возвращаться и к чисто игровым практикам, напоминая детям о том, что это условно игровое, а не в чистом виде обучающее пространство. Специалисты, в связи с этим, рекомендуют следующие упражнения:
По работе с палочками Кюизенера выпущена специальная литература:
В сети выложено немало видеороликов, весьма наглядно показывающих специфику работы с указанными наглядными пособиями.
Счётные палочки Кюизенера — многофункциональное математическое пособие, которое даёт педагогу возможность формировать такие сложные понятия, как числовая последовательность и состав числа действиями самого ребёнка. Простые счётные элементы помогают активизировать детское творчество, фантазию и воображение, познавательную активность, развивают у детей мелкую моторику, внимание, пространственное ориентирование и даже конструкторские способности. Лёгкость изготовления и наглядность этого учебного пособия делает его незаменимым.
shkolabuduschego.ru