Осенние
изменения
в природе
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера
Ф.Тютчев
В осени выделяют бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.
Бабье лето делится на:
Молодое бабье лето
Старое бабье лето с 14 по 21 сентября
Начало осени. В это время года летняя жара начинает уходить, уступая прохладе. Ночная температура начинает понижаться до +10 – +15
Золотая осень.
Начинают желтеть листья, появляются грибы, созревают поздние ягоды, начинается сбор яблок. Температура понижается днем – +15 – +20, ночью около +10. Выпадают первые прохладные дожди, временами появляется прохладный ветерок.
Глубокая осень. Приближается зима. Ночная температура около 2 градусов мороза, а дневная +7, +9. Солнце греет уже не так сильно, дует холодный ветер, выпадают осадки в виде мокрого снега и дождя
Народные приметы
В лесу много рябины – осень будет дождливая.
Большой урожай рябины – к большим морозам.
Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Растения осенью
Осенью на растениях образуются плоды и семена. Зеленое вещество – хлорофил разрушается, появляются желтые и красные вещества, меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, начинается листопад.
Животные осенью
Меняется жизнь лесных животных.
Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев.
Исчезает корм, и перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготавливаться еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
Заяц поздней осенью меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит и зима скоро наступит.
В теплые шубки наряжаются не только зайцы, но и волки, лисы, белочки.
Белочка делает запасы в дуплах, складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, она собирает грибы и ягоды. Их белка насаживает на обломанные сучки и сушит.
Мышка-полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут несколько дорожек, и каждая дорожка – в свой ход! Под землей как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой мышка будет спать лишь в сильные морозы.
Еж тоже готовиться к холодной зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев или под пеньком. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложиться спать до весны.
Волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не готовят, они охотятся!
Деятельность человека осенью
Для домашних животных люди заготавливают сено еще с лета
В огородах убирают овощи.
Миновало лето Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло.
Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.
Сентябрь – Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.
Начало осени – сентябрь. Это пора бабьего лета, когда сухо и тепло, а природа постепенно готовится к холодам. Самая грибная пора.
Белый гриб Рыжик
Лисички Подосиновик
Боровик Подберезовик
Но будь осторожен в лесу можно найти и ядовитые грибы. Они опасны для человека, а для лесных зверей могут служить лекарством.
Белый мухомор Бледная поганка
Шампиньон желтокожий Красный мухомор
Самое время, когда можно понаблюдать за тем, как первые птицы готовятся к отлету в теплые края. Если посмотреть в небо, то можно увидеть, как птицы все больше кучкуются и сбиваются в стаи.
Лебедь
Грач Журавель Скворец
Дикие утки
На деревьях начинают желтеть листья.
В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году: старый год заканчивался, и начинался год нового урожая
Звери в лесу готовятся к зиме
Приметы сентября
Начали собирать шиповник – осень пришла.
О начале грибной поры предупреждают густые теплые туманы.
Если в дождливую ночь сова часто ухает, быть завтра хорошей погоде.
Лягушки прыгают на берег и днем квакают, а рыбы выпрыгивают из воды – будет дождь.
Перистые облака – предвестники близких перелетов птичьих стай.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь – вечер года.
Октябрь – Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца. Смотри! Весь лес стал золотым. Листья от легкого дуновения ветра слетают, искрясь пестрыми красками на солнце. Совсем немного времени и листья слетят с деревьев полностью.
Самая яркая и красивая пора золотой осени приходится на начало октября. Ветер шумит листопадом. В парке и в лесу можно собрать цветной гербарий из листьев самых удивительных раскрасок. Становится прохладней, уже и куртку можно застегивать на все пуговицы и не забывать брать с собой зонтик.
Листья начинают желтеть, и опадать.
Эту пору называют “Золотая осень”.
Деревья сбрасывают листья
Осенняя погода капризная, да и дождик не такой теплый, как летом
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. С этого дня становится холоднее и может выпасть первый снег. На Руси пекли тонкие блины и растапливали печи, чтобы было теплее и готовились к зиме.
Приметы октября
– Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
– Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму. – Осень говорит: “Озолочу”, а зима: “Как я захочу!»
– Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
– Листопад прошел быстро – скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях – зима будет короткая, с небольшими морозами.
-Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдет. – Дневной снег не лежит – первый надежный снег выпадает к ночи. – В октябре на одном часу и дождь и снег.
-Октябрь то плачет, то смеется.
Ноябрь – Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме.
Становится все холодней и пришло время для теплых вещей, таких, как пальто, шарфик, шапка и резиновые сапоги. Ведь на улице сыро и холодно, а до зимы еще долго будут моросить дожди, иногда с мокрым снегом.
Вот и потеряли деревья последние листья
Стало заметно холодать, тут не далеко и до морозов
На речках и озёрах появился первый лед.
Приметы ноября
-Надеешься на авось, так и рыбалку брось.
-Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
-Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
-В ноябре зима с осенью борются.
-В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
-Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
-Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре (январе) не замерзнет.
infourok.ru
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.
В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья. Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.
Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.
Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
autogear.ru
Тема: Изменения в природе осенью.
Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.
Форма проведения: Экскурсия.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.
Ход урока.
Организационный момент.
Когда ты идешь по тропинке лесной
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеёк.
«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит «отчего?» на зелёном листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Повторение изученного.
– Ребята, какое сейчас время года?
– Обратите внимание на небо. Какое оно?
-Как греет солнце?
– Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?
3. Работа по теме урока.
а) Осенние изменения в неживой природе.
Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?
Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.
Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.
б) Как меняется осенью жизнь растений.
А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений . Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.
Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?
А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.
Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
Игра « Отгадай растение».
Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.
Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.
в) осенние изменения в жизни животных.
Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Каких перелетных птиц вы знаете?
Загадки о перелетных птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?..
Встали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю паучков.
В теплый край не улетаю
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый …
Трещала с самого утра:
Поррра, поррра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
и ставит подпись …
Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).
Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех , кто их прислал. Попробуем их угадать.
«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».
«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».
« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».
«Врагов у меня полным – полно. И все – таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней – веточками деревьев, корой их стеблей».
4. Итог урока.
О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?
Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
infourok.ru
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (3,7 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Используемые сюжеты:
Технологии:
Цели урока
Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
Учить учащихся наблюдать за природой.
Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
Развивать мышление, наблюдательность, речь.
Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.
Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп
Ход урока
1. Организационный момент СЛАЙД 1
2. Актуализация темы урока
У: – Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.
Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
Наталия Антонова
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова
***
Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский
– Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6
– В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?
3. Минутка календаря.
У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. СЛАЙД 7
– О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.
У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?
Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
У. – Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)
4. Планирование работы на уроке.
Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.
– Почему у хвойных деревьев нет листопада?
– Что происходит осенью с травянистыми растениями?
– Почему начинается листопад?
– Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.
У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.
5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11
6. Изучение нового материала
У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
У. – Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У. – Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:
Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).
У. – Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.
У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.
У. – Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.
У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17
У. – Как вы думаете, почему опадают листья?
У. – Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).
У. – Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).
У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?
У. – К чему приводят изменения в неживой природе?
У. – Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18
7. Физминутка СЛАЙД 19.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
(И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
(И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
У. – Какой вопрос подготовила Оля?
Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?
У. – Какой вопрос подготовила Катя?
Катя – Одинаково ли опадают листья у деревьев?
(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)
У. – Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.
Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.
У. – Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У. – О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?
У. – Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.
У. – Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
У. – Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.
О сибирской лиственнице
С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.
Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.
На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.
У. – Есть вопросы к Игорю?
У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У. – Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
У. – Какие растения ещё цветут осенью?
У. – Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.
У. – Завершите работу с маршрутными листами.
8. Закрепление.
А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32 ( просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная осень”
9. Итог урока. Рефлексия.
У. – Почему осенью в природе происходят изменения?
В какой последовательности происходят изменения в природе?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
– Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)
– Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10. Домашнее задание.
У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.
1 группа.
Вопросы:
2 и 3 группы.
Вопросы:
4 группа.
Вопросы:
16.01.2015
urok.1sept.ru
Тема: «Осенние изменения в природе».
Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.
Задачи:
Оборудование: опавшие листья разных деревьев, стихотворения об осени, цветные карандаши , краски, альбомные листы.
Ход занятия:
– Ребята, сегодня у нас будет экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)
-Ребята, послушайте стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
– О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)
-Кто автор? (А.С.Пушкин)
-Вот сегодня наша экскурсия посвящается осени. Тема нашего занятия: «Осенние изменения в природе».
– Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)
-А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)
– А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)
-А что создано природой? (Называют.)
– Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».
-Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.
(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетел голубь . Он живой? Докажите. (Доказывают.)
-Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)
-Вот мы и определили признаки живого и неживого.
-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.
(деревья, птицы, цветы).
-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.
(солнце, облака, камень, песок, ветер).
Вывод:
– Итак, природа бывает «живая» и «неживая».
-Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)
– Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.
1.Задание
1 вопрос.
Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.
2 вопрос.
– А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)
3 вопрос
– А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)
– Все верно. Молодцы!
-Ну а сейчас мы отдохнем.
– Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?
Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)
-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (воспитатель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).
-А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя:
– Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.
-Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета).
-Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, воспитатель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…
Практическая работа
-Теперь, я хочу, чтобы вы нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.
На альбомных листах дети рисуют красками, карандашами и тд.
-После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.
Итоги
-Ребята, что же нового вы узнали сегодня на экскурсии? (ответы детей).
-Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)
-Какая бывает природа? (живая и неживая).
-Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.
-Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.
-Как же меняется природа с приходом осени?
– Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы.
nsportal.ru
Проект: «Сезонные изменения в природе: осенние явления»
Цели:
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц.
Задачи проекта:
Способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях; способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему; способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания. Кроме того, учащиеся научатся: 1) работать с научной литературой, 2) проводить исследования; 3) кратко излагать свои мысли устно и письменно; 4) составлять причинно-следственные схемы.
Тип урока:
Комбинированный урок
Краткое описание:
Проект предназначен для разъяснения второклассникам понятия сезонные изменения в природе. Дети должны уяснить что, сезонное изменение – это действие, которое соответствует определенному времени года. План исследования – изучить состояние природы осенью; -изучить как в древности предсказывали погоду; – собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь» -смоделировать схему причинно – следственных связей.
Ход исследовательской работы
Деятельность на занятии
1.Выбор темы исследования.
Сезонные изменения в природе: осенние изменения
2.Постановка целей исследования.
Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц.
3.Задачи исследования.
способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания.
Кроме того, учащиеся научатся:
1) работать с научной литературой,
2) проводить исследования;
3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;
4) составлять причинно-следственные схемы.
4. Предмет
Проект реализовывался на уроках русского языка, изо, труд, окружающего мира и во внеурочное время.
5. Методы исследования.
Изучение информации о приметах осени, сбор гербария, наблюдение, запись наблюдений, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.
6. План исследования.
– изучить состояние природы осенью;
-изучить как в древности предсказывали погоду;
– собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь»
-смоделировать схему причинно – следственных связей
7.Самостоятельная деятельность.
-изучить как в древности предсказывали погоду;
– собрать приметы по темам: здоровье, человек, природа. Составить «Народный календарь»
8. Результаты исследования.
Оформление результатов на Фенологическом дереве, выставке рисунков, написанных сочинениях, помощь учителя в оформлении.
9. Представление и защита проекта.
Выступление детей на празднике со своими проектами, сочинениями и т.д.
10. Оценивание исследовательской деятельности.
Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
11. Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
Постановка проблемного вопроса: Как этот материал пригодится в будущем? Определение темы для дальнейшего исследования.
12. Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта
Учитель начальных классов Солдатова Юлия Вячеславовна
Этапы работы над проектом
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Этап: Погружение в проблему
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления о понятие – сезонные изменения
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос – Что такое равновесие в природе?
Проблемные вопросы – Что такое сезон (время года) в природе?
Сколько существует времен года?
Какова последовательность времен года?
Сколько месяцев в году?
Какие месяцы относятся к каким сезонам?
Учебные вопросы – Какие времена года бывают?
Какие признаки разных времен года ты знаешь?
Что мы относим к живой природе?
Что относится к неживой природе?
Существует ли связь между живой и неживой природой?
Как изменения в неживой природе влияют на живую природу?
2. Этап: организация проектной деятельности
Актуализация знаний
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу.
2.Определение количества участников проекта, состава творческих групп.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика. Моделирование схемы причинно – следственных связей. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-сочинения об осени
-выставка рисунков «Осенняя пора, очей очарованье…»
-праздник
-индивидуальные проекты
-фенологическое дерево «Осень»
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы:, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников.
Организация экскурсии.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись примет, рисунок, сбор листьев.
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Анализ информации. Оформление результатов – сочинений, выставка рисунков, формирование «букетов примет»
Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта – Фенологического дерева «Осень».
Представление результата работы в разнообразных формах: сочинении, рисунки, приметы, индивидуальный проект, стихи об осени.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.
Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления
Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника.
Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.
Задачи:
способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания.
Оборудование:
Для учителя:
магнитофон;
аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»; репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»; И.С.Остроухов «Золотая осень»;
Для учеников:
фотографии, иллюстрации об осени; разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
карточки с народными приметами, загадками; акварель, альбомные листы чистой бумаги.
Проблема урока: раскрыть тайны осени.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы и задач урока
– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?
III. Формирование знаний, умений, навыков
– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)
Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)
Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)
Загадки на тему «Животные»
По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Загадки на тему «Погода»
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)
Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)
Загадки на тему «Здоровье»
С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)
С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.
Работа с календарём погоды
Дата Облачность Тепло, холодно Осадки
Моделирование схем причинно – следственных связей (обобщение)
2 этап
Остановка «Осенняя»
Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.
ПОГОДАУж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
РАСТЕНИЯ
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
ЖИВОТНЫЕ
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Физминутка
«Рябинка»
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.
ЗДОРОВЬЕ
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.
Остановка художников «Волшебное письмо»
В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!
Выставка рисунков «Осенняя пора, очей очарованье…»
Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.
Защита проекта «Букет осенних примет» Фенологическое дерево
ПОГОДАЕсли ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
ЗДОРОВЬЕ
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.
РАСТЕНИЯ
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
ЖИВОТНЫЕ
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
Остановка «В гостях у пернатых»
Слушание птичьего пения и определение голосов.
Остановка «В гости к Лесовичку»
Из природного материала или просто нарисовать Жителя леса.
IV. Итог урока. Защита своих проектов. Составление фенологического дерева. (На листочках от дерева дети пишут приметы, которые сами искали. Приклеиваем на ватман. Получилось дерево.)
3 этап.
Подведение итогов
Выявление самых дружных, смекалистых.
infourok.ru
На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.
В Северном и Южном полушариях земного шара сезонные изменения в неживой природе совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.
Северное полушарие находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия 21 декабря Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.
Зимнее время для природы – это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.
Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую – неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.
При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.
Большинство растений зимой находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.
Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы – мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.
Зима – это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.
С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку – возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у млекопитающих животных. Появляются различные насекомые.
В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.
Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.
Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.
После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.
В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.
Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом – это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия “Сезонные изменения в природе” будет очень интересной для детей.
С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в природе. Осенью довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.
Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.
Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.
Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.
Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.
Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.
В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями талых снегов и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных природных летних явлений. Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.
В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.
fb.ru