Иван купала доклад: Праздник Ивана Купала 2022: история и традиции

Праздник Ивана Купала 2022: история и традиции

Иван Купала — народный праздник восточных славян, посвящён летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Этот праздник особо выделяется среди традиционных летних праздников. С ним связано немало поверий, гаданий, примет, причем многие без изменений дошли до наших дней. Таинства и обряды этого дня не стерлись в людской памяти, притягивают внимание современников. 

                               Когда отмечается Иван Купала в России в 2022 году

Календарь славян-язычников основывался на этапах земледельческих работ в течение всего года, поэтому основные циклы празднеств связаны именно с аграрной тематикой. Купальская ночь считалась моментом наивысшего расцвета природы, макушкой лета. 

Праздник Ивана Купалы в 2022 году, как и всегда, приходится на 7 июля. Однако отмечать его начинают еще накануне — вечером 6 июля, сразу после захода солнца. Гуляния продолжаются всю ночь до самого рассвета.

Но почему же именно эта ночь считалась такой особенной? Ведь наши предки были уверены, что в это темное время лешие, русалки, водяные, домовые и прочие нечистые выходят «на охоту», вода и огонь приобретают магическую силу, а где-то в мире зацветает папоротник.

Дело в том, что раньше ночь на Ивана Купалу действительно отличалась от всех остальных ночей, так как была самой короткой в году (изначально этот праздник отмечался в день летнего солнцестояния — 21 июня). Затем дата празднования несколько раз смещалась: с приходом христианства праздник совместили с днем рождения Иоанна Крестителя (24 июня), а после перехода на григорианский календарь 24 июня перенеслось на 7 июля.

                               В честь чего отмечали Иван Купалу предки славяне

В славянском календаре день солнцестояния летнего считался одним из самых важных. Олицетворял уход молодого божества Солнца – Ярилы до весны будущего года, возрождение могущественного Бога солнечного света – Даждьбога. Природа радуется, все живое ликует, празднуя высший миг жизни и развития.

Дата связана с астрономическим календарем, что дополнительно указывает на серьезные познания славян в деле изучения движения небесных светил. Все празднества обоснованы, составляют часть народной традиции, поэтому в дополнение к точным знаниям активно применяли разные ритуалы, обряды. Знаковые стихии этого дня – огонь и вода, поэтому большинство традиционных мероприятий связано именно с кострами, купаниями в водоемах, умываниями утренней росой.

В то же время язычники помнили, что цикл кратковременный, дни начнут сокращаться, ночи становиться длиннее. За небольшой промежуток времени необходимо успеть вырастить и собрать урожай, подготовиться к длительной холодной зиме. Потому так радовались наши предки, шумно гуляя и славя солнечные божества, совершая древние обряды и ритуалы.

                                                                История праздника

Иван Купала считается языческим праздником. И неслучайно — еще у идолопоклонников в день летнего солнцестояния было принято совершать ритуалы очищения и омовения. Считалось, что искупавшись в этот день в каком-нибудь водоеме, можно избавиться от болезней.

Некоторые полагают, что название «Купала» связано именно с этими обрядами. Другие же уверяют, что праздник получил такое имя, поскольку был посвящен некоему Купале — «богу полевых цветов и плодов».

Но тогда откуда же взялся «Иван»? Появился он как раз после крещения Руси. После принятия христианства все языческие традиции пытались во что бы то ни стало искоренить, но сделать это было непросто. Поколения славян воспитывались на старой вере многобожия, и нелегко было отказываться от привычных обрядов и традиций в пользу новых. Поэтому на Купалу перемешались поверья православия и язычества, а молитвы святому Иоанну Крестителю перемежались с купаниями в озерах и реках, ночными гуляниями, прыганьем через костры. В итоге решили просто заменить праздник Купалы праздником Рождения Иоанна (Ивана) Крестителя — пророка, предсказавшего пришествие Мессии и крестившего Спасителя в водах реки Иордан. Однако заставить людей забыть древние обряды так и не получилось, а вот название изменить удалось: в народе языческий и христианский праздники «соединились» в один — день Ивана Купалы.

Как бы то ни было, день Ивана Купалы продолжают отмечать до сих пор. Причем делают это весело и с размахом. Кстати, праздник пользуется популярностью практически во всей Европе (правда, в каждой стране он называется по-разному). Кельты в дни летнего солнцестояния отмечали Литу, скандинавские и германские племена – день Ивана, когда также устраивали ночные гуляния с кострами и факельными шествиями, плели венки, прыгали через костры и искали целебные травы.

                   Традиции Ивана Купала – что делали люди во время праздника

Основные празднества приходились на вечер накануне Купалы и магическую Купалинскую ночь. Считалось, что надо совершить все принятые обряды, пройти очищение через огонь и воду, чтобы настроить себя на жизнь в радости, счастье и достатке.

Обязательным пунктом праздничной программы всегда являлось массовое купание. Приписываемые воде магические свойства были для наших предков не единственным поводом окунуться в ближайшем водоеме: верили, что в самую короткую ночь в году нечисть покидает все озера и реки. Кстати, волшебной в день Ивана Купалы считалась абсолютно вся вода. Даже роса. Последней наши прародители умывались: женщины — чтобы сохранить молодость и привлекательность, мужчины — в надежде стать сильнее и выносливее. Считалось, что купаться надо до того, как зайдет солнце.

После разводили костры, выбирая просторные поляны на опушке, возвышенности близ озера или на берегу реки. По поверьям, костер в Купальскую ночь обладал магической силой, отгонял нечистую силу, способствовал богатству и счастью. Причем прыгать через огонь больше всего нравилось молодым людям: ведь это повод показать свою удаль. Кроме того, наши предки были уверены, что один такой прыжок может излечить от болезней и сглаза, а заодно сделать совершившего его человека счастливее и удачливее. Любили эту забаву и девушки: они верили, что так можно стать красивее и привлекательнее. Но особой популярностью такое времяпровождение всегда пользовалось у влюбленных: считалось, что если молодая пара возьмется за руки и как ни в чем не бывало перепрыгнет через огонь, то она будет неразлучна. К праздничному костру обязательно приходили все девушки и женщины деревни. Не придешь – могли обвинить в ведьмовстве.

В некоторых регионах с горок катали «огненные» колеса, заранее обмотав старые деревянные обручи от бочек или кадок соломой. Головни и угли от костров разбрасывали по полям, закапывали на грядках в огородах, считая, что так природные силы даруют земле плодородие и богатый урожай.

На Купалу собирали ветки и  травы для обрядовых букетов, венков, для корзин, метел и банных веников. Готовили веночки из зеленых трав, веток дуба или березы, ежевики, папоротника, луговых цветов. На гуляниях обменивались венками, бросали, выкупали, водили в них хороводы.

Плели венки в праздник Ивана Купалы не просто так. Девушки не только украшали ими свои волосы, но и использовали для гадания. Финальное событие – опускание венков в реку или сжигание на костре. У ряда славянских племен существовал обычай гадания по плывущему венку: опускали его в воду и следили за движением. Если уплывет по течению и скроется из глаз в дали, судьба счастливой будет, если быстро утонет, ждать несчастья.

Часть веночков оставляли для оберега дома, хлева, домашних животных, хозяйственных построек. Подвешивали венки над входом, укладывали на сеновалы. Высохшие за год экземпляры сжигали за несколько дней до следующего Купалы, так как выбрасывать магический атрибут празднества считалось плохим знаком.

Однако один цветок пользовался особой популярностью в Иванову ночь. Это сказочный цветок папоротника. Если верить легенде, папоротник цветет только в самую короткую ночь в году, а точнее раскрывается на один миг в полночь. Найти этот мистический цветок стремились все. По преданию, нашедший обретёт  магическую силу, которая поможет найти несметные сокровища, исполнить самые заветные желания. Согласно древним легендам, недобрые силы препятствуют поискам, запугивают путников, поэтому найти и сорвать цветок непросто.

На заметку!  Найти цветущий папоротник не удавалось никому. Секрет прост – растение размножается спорами и никогда не цветет.

                                 Что можно и нельзя делать в этот день

Ритуальным действиям праздничного дня приписывалась магическая сила. Поэтому спешили убраться в доме накануне Купалы, искупаться до захода солнца. Заходить в воду ночью опасно, могли утащить русалки или водяной.

Купальская ночь – время гуляний, хороводов, поисков сказочных растений, так что спать в это время, значит пропустить важные события. Нельзя в это время брать в долг и занимать деньги, иначе достаток уйдет из дома. Находки на дороге – деньги или какие-то ценные вещи должны насторожить, это злые силы искушают человека и желательно не поддаваться их чарам. Найденные монеты или купюры не принесут удачи и богатства, скорее, навлекут беды и болезни.

                                 Можно ли спать в ночь на Ивана Купалу?

Раньше считалось, что на Ивана Купалу нельзя ложиться спать. Люди верили, что нечисть в эту ночь становится особенно активна и может навредить хозяйству: например, украсть молоко у коров. Однако к подобным суевериям стоит относиться критически и как следует взвешивать необходимость ночного бодрствования.

                                Нужно ли соблюдать пост на Ивана Купалу?

Праздник Ивана Купалы всегда выпадает на Петров пост, поэтому 7 июля нужно соблюдать меру в пище и веселье. Верующие в этот период стараются воздерживаться от пищи животного происхождения.

День Ивана Купала 2022 – время, когда выдумка и реальность переплетаются в единое целое. Когда с большей охотой веришь в чудеса и, отправляешься на поиски приключений. Поучаствовать в этом празднике – значит прикоснуться к страничкам нашей богатой истории, почувствовать свою принадлежность к народным корням.

     Подготовлено по материалам из открытых источников; ru.wikipedia.org; dlyahozyaek.ru.

© При полном или частичном использовании материалов в интернете и печатных СМИ ссылка на tvtomsk.ru обязательна. Отсутствие ссылки, либо ссылка на иной источник (Вести-Томск, ГТРК “Томск” и др.) является нарушением прав на интеллектуальную собственность.

история и традиции — Щи.ру

Славянский праздник Иван Купала – это старинная традиция западных и восточных славян, о которой не забыли и по сей день. Праздник отмечают практически во всех странах современной Европы. В некоторых из них он является не только религиозным, но и общенациональным. Изначально он был частью языческих ритуалов очищения и омовения, а позже получил своё название в честь Иоанна Крестителя. Его имя в переводе с греческого означает “купатель”. 

Интересно, что многие из известных нам обычаев этого праздника изначально пришли от язычников. По старому стилю календаря его отмечали 24 июня, а теперь – 7 июля.

Содержание:

  • История
  • Интересные факты
  • Обряды и обычаи: языческие и современные
  • Традиция празднования Иван Купалы

Язычники всегда праздновали Иван Купалы, поскольку они верили, что именно в этот день благодаря омовению можно избавить тело от болезней. Само торжество было посвящено богу Солнца и божеству Купале, которому также поклонялись в то время. 

До того, как на Руси приняли христианство праздник Купалы отмечали в день летнего солнцестояния (22 июня). Но после того, как этот день посвятили Иоанну Крестителю празднование перенесли на 24 июня, и многие крестьяне начали называть его День Ивана.  

Мы празднуем Иван Купалы 7 июля, что обусловлено переходом на григорианский календарь. Именно поэтому можно говорить о том, что первичное значение праздника практически полностью утрачено, ведь он уже не попадает на день летнего солнцестояния. Хоть в некоторых европейских странах Иван Купалы празднуют именно в период с 20 по 24 июня.

Мистический праздник Иван Купалы считается лучшим временем для гаданий и поверий, именно в это время травники собирают целебные растения для лечения различных заболеваний. Существует легенда, что собранные в эту ночь травы обладают чудодейственными свойствами и с их помощью можно вылечить даже самое серьёзное заболевание. 

Во многих деревнях и по сей день праздник называют “весёлым”, “любовным”, “чистоплотным”, ведь существует немало примет и традиций, проведение которых обязательно в этот вечер. Уже известно, что само торжество посвящено языческому божеству Купале, в честь которого прыгали через костёр, пели песни и проводили различные обряды.

 

В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры. Конечно же, каждый обряд имел свой тайный смысл и проводился с определённой целью. Горящее колесо, установленное на шесте в середине костра символизировало солнце и плодородие. 

Незамужние девушки днём плели различные венки из полевых цветов, чтобы вечером выпустить их на воду. И по сей день многие верят, что плывущий по воде венок покажет, где живёт будущий муж. Тонущий венок символизировал, что суженый уже не любит девушку и возьмёт замуж другую. 

Также ранее было принято обливать водой каждого встречного, чтобы помочь ему очистить душу. Считалось, что чем чаще мыться в этот день, тем проще будет избавиться от всех грехов. Конечно же, сейчас эта традиция сохранилась лишь в некоторых деревнях, поэтому не каждый воспримет такое действие с пониманием. 

В эту ночь все стремились очистить своё тело от болезней, а душу – от грехов. Для этого люди не только поливали друг друга водой, часто купались и водили хороводы.

Не менее важной частью празднования было разжигание костров. Верили, что перепрыгнув через костёр можно избавиться от любого заболевания. Поэтому через костры прыгали молодые и старые, матери с детьми на руках, а также все те, кто хотел стать счастливее и удачливее. 

Ночь Иван Купалы – это время, когда оживала вся нечисть. Никто не спал до утра, чтобы защитить себя от чар. Также хозяева тщательно следили за своими лошадьми, поскольку существовало поверье о том, что в Купальскую ночь ведьмы воруют их для поездки на Лысую Гору. 

И по сей день многие из нас продолжают традицию празднования Иван Купалы. Неизменными со времён язычников осталось большинство обычаев. Люди по-прежнему водят хороводы, прыгают через костры и собирают травы для лечения серьёзных заболеваний. Конечно же, для большинства это возможность весело провести время и насладиться общением. Хоть девушки продолжают гадать и пускать на воду цветочные венки в надежде поскорее узнать, кто же станет её суженым.

 

Иван Купала может стать отличным поводом собрать всю семью и провести весело время вместе, но каждый решает для себя отмечать его или нет. 

Славянский праздник Солнцестояния в Украине

Украина

В ночь на 21 июня украинцы собрались на празднование Ивана Купалы в Хортице, важном историческом месте на Днепре. Фестиваль отмечает летнее солнцестояние — самый длинный день и самую короткую ночь в году — и опирается на древние языческие и славянские традиции. Участники танцевали, украшали деревья, возлагали венки на воду и создавали изображения славянских богов. По всей Украине, Беларуси и России праздник часто отмечают в ночь на 6 июля по старому юлианскому календарю.

1 Люди танцуют в кругу во время празднования Ивана Купалы на Хортице 21 июня. 

2 Гуляк держит символ Украины.

3 Участники несут чучела, чтобы разыграть сцену встречи и свадьбы Морены и Купалы, славянских языческих богов, олицетворяющих воду и солнце.

4

5 Во время празднования женщины танцуют и поют вокруг чучела богини Морены, которая ассоциируется со смертью и возрождением природы.

6 Иван Купала относится к Иоанну Крестителю, но включает в себя имя бога Купалы. Празднование переплетает старые обряды плодородия с более поздним приходом христианского праздника Рождества Иоанна Крестителя.

7

8 Костер – важная часть праздника. Некоторые гуляки прыгают через огонь в испытании храбрости, которое также обещает очищение.

9 Купальское дерево, чаще всего вербу, участники украшают лентами.

10 Легенда гласит, что если во время украшения елки загадать желание, то оно сбудется.

11 Мужчины танцуют под ритм барабана.

12

13 Женщина плетет венок из травы и цветов, несущих символическое значение. Согласно народным поверьям, растения, собранные в ночь на Ивана Купалу, обладают особой силой.
 

14 Венок плывет по Днепру. Молодые женщины кладут венки на воду для гадания: считается, что направление, в котором они плывут, показывает, где живет будущий муж каждой женщины.

15 Женщины также плетут венки, если их партнеры уже присутствуют. Если мужчина может вытащить венок своей возлюбленной из воды до того, как он уплывет, это считается хорошим знаком для их совместного будущего.

16

17 Праздник заканчивается возвращением Купалы и Морены к олицетворяемой ими стихии. Чучело Морены бросают в воду, а Купалу сжигают в костре.

18 Пара прыгает через костер, этот жест, как говорят, помогает укрепить их связь.

19 Чучело Морены плывет по реке.

Украинская служба РСЕ/РС

Украинская служба РСЕ/РС значительно увеличила свою аудиторию после полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года и является одним из самых цитируемых СМИ в стране. Его смелые и подробные репортажи с передовой получили множество наград и наград. Его всеобъемлющее освещение также включает отмеченные наградами репортажи проектов «Донбасс.Реалии» и «Крым.Реалии» и следственного отдела «Схемы».

[email protected]

Делиться

День Ивана Купалы

«Купальская ночь такая короткая.

У нас Купала на улице»

Это праздник летнего солнцестояния, который отмечался 24 июня по старому (7 июля — новому) стилю: midsommar (середина лета) — в Швеции, Saint Jean (Сен-Жан) — во Франции, flakagajt (день огонь) – для албанцев, соботка – для поляков, кресу ден (день огня) – для словенцев, Яновден – для болгар, Ивана Купала – для восточных славян.

Этот праздник символизирует рождение летнего солнца – Купало. История христианской церкви может нам ответить, как языческое божество Купало получило имя Иван. В IV веке нашей эры этот день был провозглашен праздником рождения Иоанна Крестителя – предтечи Иисуса Христа. В результате христианизации языческого праздника название «Купала» соединилось с христианским «Иваном». На территории Украины на протяжении многих веков менялись купальские обычаи, всегда существовали местные различия, они не везде одинаково сохранялись – большинство сохранилось на Полесье как одной из архаичных зон славянского мира.


Купало под запретом

Празднование дня Ивана Купалы на Южном Буге. Фото 1970-х годов, город Винница.

из фонда Учебно-научной лаборатории этнологии Подолья при кафедре истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского

Празднование дня Ивана Купалы на Южном Буге. Фото 1970-е годы, город Винница

Фонд Учебно-научной лаборатории этнологии Подолья при кафедре истории и культуры Украины Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского

Первое письменное упоминание праздника Купало в Украине было на Волыни (1262 г.) и Густыни (около 1620 г.) летописей и в «Синопсисе» (1674 г.

). В XVIII веке появился ряд документов, свидетельствующих об ожесточенной борьбе церкви и светских властей с купальским обрядом. Например, в 1719 г.Гетман Войска Запорожского, председатель Казачьего государства Левобережной Украины Иван Скоропадский издал указ «О гуляниях, кулачных боях, сходках в праздник Ивана Купалы и т. бить палками) и отлучить от Церкви всех участников купальских игр. В 1723 году в Перемышльском соборе Березова запретили танцы и увеселения у Купальского огня. В 1769 году Екатерина II издала указ о запрете праздника. И несмотря на все запреты, языческий характер народных обрядов был силен. Церковь также не запрещала праздник, хотя и старалась наполнить его христианским содержанием.

Именно языческая сущность, мистицизм, брачно-эротические мотивы купальского обряда привлекали внимание многих исследователей и художников. Благодаря публичному обряду такие художественные шедевры, как опера «Иван Купала» С. Писаревского; фольклорное произведение Л. Украинки “Купала на Волыни”; повесть М.

Гоголя «Ночь на Ивана Купалу»; фильм Юрия Ильенко «Ночь на Ивана Купалу»; Народная опера Ю. Санковича «Когда цветет папоротник». Последний на протяжении 40 лет находился под запретом, и только в 2017 году состоялась его мировая премьера на сцене Львовской оперы.



Три “кита” Купалы

Спуск венков по воде

Прыжки через костер

УНИАН

В начале ХХ века Купальский обряд стал постепенно исчезать. Сегодня он существует в «возрожденной», а точнее «внедренной» в советское время (в ходе антирелигиозной борьбы) форме постановочного обряда. И хотя магический смысл обрядов нивелировался, а празднование приобрело художественную ценность, все же до нас дошли основные языческие обрядовые действия – плетение девушками венков и пускание их в воду; чествование купальской елки с танцами; разжигание огня и прыжки через огонь; ритуальное купание; сжигание или затопление деревьев; сжигание мешков с соломой или мягких кукол; торжественный ужин. Интересно, что и праздник, и ритуальный огонь, и украшенное дерево называются «Купало», «Купайло» или «Купайлица». Это также основные элементы ритуалов, в основе которых лежит культ огня, воды и растительности. Ритуалы, символизирующие союз мужской (огонь) и женской (воды) стихий, проводились с целью обеспечения продуктивности, здоровья, продолжения рода.



Пожар

«Лежать, Купало в красном огне!»

Купальское горящее колесо на фестивале «Спивоче поле», село Пирогов под Киевом.

Национальный музей народной архитектуры и быта Украины

Хоровод на Ивана Купалу

Ритуальный костер в праздник Ивана Купалы связан с культом солнца, поэтому место для него выбирали, как правило, на холмах, чтобы пламя поднималось на высоту возможный. Также люди катили горящие колеса, обмотанные соломой, с вершины гор. Для костра люди собрали всю сорную солому, старую одежду, колеса. При всем этом «нечистую силу» нужно было сжечь. Все присутствующие должны были принести что-нибудь к огню, иначе этого человека могли там избить: «Кто пришел без бревна, тот и вернется без колена». Купальский огонь зажигала, как правило, женщина или девушка, как наделенная детородной функцией, и огонь обладал оплодотворяющей силой. Поэтому, чтобы иметь возможность продолжить род, всем девушкам и девушкам обязательно нужно было быть на празднике. Самый главный ритуал в этот день – «очищение» огнем. Люди не спали всю ночь, плясали у костра. Мальчики и девочки, взявшись за руки, прыгали через костер. Иногда скот прогоняли домой через купальские костры, чтобы уберечь животных от болезней. Люди могли сжечь в огне рубашку больного ребенка, чтобы малышу стало лучше. Ветка, обожженная в огне «Купальская ветвь», была жертвоприношением главному богу-солнцу.



Вода

«В купальскую ночь ласточка купалась»

Гадание на венке

Подобно огню, вода также обладала силой “очищения”, “восстановления”. Так что купание в этот день было ритуалом и было известно всем народам Европы. В народе была распространена вера в целебные свойства купальской росы, ею умывались лица. Девушки опускают венки в воду, гадая о своей судьбе. Затем девушки раздевались и купались, чтобы «прибраться». Ритуал утопления Купальского дерева, Марены и Ивана представляет собой симуляцию старинных жертвоприношений воде. По народному поверью вода в день Ивана Купалы требовала жертв и считалась опасной. Поэтому человеческое жертвоприношение было заменено его символическим изображением – купальским деревом.


Растительность

«Сижу на вербе и зову девиц на купальское пиршество»

Марена. Фестиваль «Спивоче поле», село Пирогов под Киевом

Национальный музей народной архитектуры и быта Украины

Орнамент ивы с полевыми цветами

вн.20минут.ua

Это был особый день чествования растений. Главной купальской травой считался папоротник, отважные люди отправлялись искать загадочный цветок в лес в ночь на Купалу. Тот, кто найдет его, будет здоров и богат. Существовал также обычай собирать на Купалу лекарственные растения; украшать дома зеленью, папоротником, лопухом; изготовить “Купало”/”ветку” – праздничное дерево (чаще всего из вербы). По смыслу она близка к свадебной «ветви», ведь в древности именно Купало знаменовало начало брачного периода. Существует предание, что в эту ночь праздновали свадьбу Купалы и Марены как символ сочетания две стихии – вода и огонь, мужское и женское. «Купало-ветка» украшалась девушками букетами полевых и садовых цветов, ягодами, конфетами, баранками, разноцветными лентами, верхушка закреплялась венком из барвинка, иногда цветком крапивы и чертополоха, чтобы ребятам было трудно ее сломать. Фигурки “Иванов” и “Маренады” тоже делали из вербы, вечером их приносили топить или сжигать – так люди приносили жертву богу солнце и бог воды, чтобы был богатый урожай. И сегодня женщины кладут ветки надломленного «Купало» по всему огороду для хорошего урожая. 


Проверьте свои знания!

Мы верим, что на нашем сайте Вы нашли для себя много нового и интересного, а, возможно, стали настоящим знатоком и готовы и дальше передавать другим знания и традиции украинского народа. Чтобы быть уверенным, мы рекомендуем вам пройти тест.

Хотите знать больше? Советуем ознакомиться с

  1. Традиции и жизнедеятельность этноса: на материалах празднично-обрядовой культуры украинцев. Киев: УНИСЕРВ, 2000. 191 р.
  2. Гончаренко Г. Купальские огни // Украинская культура. 1999. № 6. С. 34-35.
  3. Клинец Ю.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *