Итог занятия в детском саду – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Итоговые занятия

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Размещаем статьи

Фейсбук

Итоговые занятия

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале “Дошкольник.рф”. Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: [email protected]

Мы соцсетях – вступайте в группы – будем рады видеть Вас в наших рядах!

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

 

Конспект итогового занятия «Водяная в беде» для детей 6-7 лет
Итоговые занятия
Автор: Бахтиева Гузалия Ирековна   
29.06.2019 18:09

Конспект итогового занятия «Водяная в беде» для детей 6-7 лет

Конспект НОД по областям ФГОС: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (с детьми подготовительной к школе группы)

Организация образовательной деятельности: проводится в игровой форме.

Цели

Обучающие цели:

  1. Закрепить знания детей о профессиях, представления о значимости труда родителей.
  2. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10.
  3. Закреплять умение самостоятельно определять и анализировать звуки.
  4. Закрепить знания о соблюдении правил безопасного поведения на дороге и при обращении с пожароопасными предметами.
  5. Закрепить умение выполнять физические упражнения.
  6. Закрепить знания о пройденных произведениях, умение называть любимые литературные тексты, различать основные жанры литературных произведений
    (стихотворение, сказка, рассказ)
    .
Подробнее…
 
Организованная образовательная деятельность «Дорогами знаний»
Итоговые занятия
Автор: Порфирьева Татьяна Львовна   
16.04.2019 10:24

Организованная образовательная деятельность «Дорогами знаний»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 89 «Ладушки» города Чебоксары Чувашской Республики

Подготовила и провела: воспитатель первой категории подготовительной группы Порфирьева Татьяна Львовна Г. Чебоксары

Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников за пройденный учебный год.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
  • Формировать умение решать математические и логические задачи и примеры.
  • Воспитывать любознательность, желание учиться.
  • Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Демонстрационный материал: ИКТ, слайды с изображением заданий.

Интеграция: Музыка, коммуникация, познание, развитие речи.

Подробнее…
 
Конспект интегрированного бинарного итогового занятия старшей группы общеобразовательной направленности для детей 5-6 лет «Волшебный цветок»
Итоговые занятия
Автор: Макаревская Людмила Александровна Скобелева Евгения Сергеевна   
23.02.2019 06:02

Конспект интегрированного бинарного итогового занятия старшей группы общеобразовательной направленности для детей 5-6 лет «Волшебный цветок»

Автор:

  • Макаревская Людмила Александровна
  • Скобелева Евгения Сергеевна

Воспитатель МБДОУ ДС № 18 г. Оренбург

ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, по пройденному материалу за учебный год.

Мотивация: Найти лепестки чудесного цветка.

Задачи:

Подробнее…
 
Конспект Итоговой НОД по ФЭМП «Буратино в беде»
Итоговые занятия
Автор: Бражникова Ольга Александровна   
16.02.2019 11:08

Конспект Итоговой НОД по ФЭМП «Буратино в беде»

Автор:

Бражникова Ольга Александровна Воспитатель МАДОУ №31 “Одуванчик” г. Домодедово, Московская область

13 октября 2018

Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания.

Программное содержание:

  • закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев;
  • Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.
  • Закрепить в памяти детей понятие части задачи, упражнять в решении и составлении задач;
  • Закреплять навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности, умение составлять предложения с заданными словами;
  • Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Использование художественных произведений музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности для обогащения и закрепления содержания области познания;
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания;
  • Воспитывать усидчивость, умение слушать, взаимовыручку, желание помочь оказавшемуся в беде.
Подробнее…
 
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Радужная сказка»
Итоговые занятия
Автор: Рябова Тамара Ивановна   
03.01.2019 09:15

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Радужная сказка»

Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности

Задачи:

Обучающие:

  • закрепление счёта в пределах 10
  • закрепить знания в классификации предметов, упражнять в образовании притяжательных прилагательных,
  • закрепить умение подбирать антонимы к словам
  • закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели, сутки
  • Закрепить знание сказок, сказочных героев
  • упражнять подбирать к существительному несколько прилагательных
  • упражнять в умении слышать определенный звук и находить егов слове
  • Закрепить знание обобщающих понятий.
  • упражнять в определении количества слогов
  • Закрепить знание спектра радуги
  • Упражнять в закрашивании и штриховании.

Развивающие:

  • расширение словарного объёма детей, диалогической речи
  • развивать логическое мышление
  • развивать моторику рук.
Подробнее…
 
Итоговый конспект НОД по математике для средней группы «Мишка в гостях у ребят»
Итоговые занятия
Автор: Горулева Евгения Евгеньевна   
28.09.2018 15:58

Итоговый конспект НОД по математике для средней группы «Мишка в гостях у ребят»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70»

Образовательная область. Познавательное развитие.

Подготовила и провела воспитатель гр. № 3: Горулева Е. Е. Ярославль, 2018 г.

Цель: выявить уровень знаний детей к концу года.

Подробнее…
 
НОД по ФЭМП средняя группа образовательная ситуация «Где живут гномы?»
Итоговые занятия
Автор: Добрякова Ирина Владимировна   
08.07.2018 22:59

НОД по ФЭМП средняя группа образовательная ситуация «Где живут гномы?»

воспитатель: Добрякова И.В.

Цели:

  • определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий);
  • воспроизведение счета и называния чисел по порядку до 5-6;
  • использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, толщина, ширина, длина, размер, цвет);
  • развитие комбинаторных способностей.

Материал и оборудование:

раздаточный материал: объемные геометрические тела (пирамида, цилиндр, конус, шар, куб, призма восьмиугольная, призма с треугольным основанием, четырехугольная призма); блоки Дьенеша и карточки с заданием – определение свойства предметов (толщина, цвет, размер, форма); палочки Кюизенера; план-схема (на каждого ребенка);

Подробнее…
 
Итоговое занятие в средней группе (4-5 лет) группа «Незнайка» для детей с тяжелыми нарушениями речи «Встречаем весну».
Итоговые занятия
Автор: Дмитриева Лилия Минирахмановна   
08.07.2018 22:17

Итоговое занятие в средней группе (4-5 лет) группа «Незнайка» для детей с тяжелыми нарушениями речи «Встречаем весну».

Воспитатель: Дмитриева Лилия Минирахмановна – Высшая категория

Цель: Формирование и закрепление элементарных математических и познавательных представлений.

Задачи: Образовательные:

  1. Закрепить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, уточнить характерные признаки весны, развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, активизировать словарь, воображение.
  2. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
  3. Уточнение (актуализация) наречий слева, справа, вверху, внизу и существительного с предлогом в «центре».

Коррекционно — развивающие задачи: Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, речевой деятельности, развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Подробнее…
 
Итоговое НОД (2 младшая группа) «Игрушки в гостях у детей»
Итоговые занятия
Автор: Коротченкова Надежда Ивановна   
22.06.2018 14:24

Итоговое НОД (2 младшая группа) «Игрушки в гостях у детей»

Интеграция образовательных областей:

Познание, развитие речи, художественное творчество

Цель: Закрепить знания детей о животных, птицах.

Образовательные задачи:

  • Закрепить с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка».
  • Закреплять понятия: «Один», «Много», «Ни одного», «Поровну», «Столько же», «Больше», «Меньше», «Части суток».
  • Продолжать учить детей употреблять в речи существительные с предлогами «Под», «За», «На», «Перед», Сзади», «В», уменьшительно — ласкательные суффиксы.
  • Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (Круг, Квадрат, Треугольник, Прямоугольник).
Подробнее…
 
Итоговое интегрированное занятие за первое полугодие во 2 младшей группе тема: «К белочке на день рождения»
Итоговые занятия
Автор: Сергеева Алена Владимировна   
19.02.2018 21:07

Итоговое интегрированное занятие за первое полугодие во 2 младшей группе тема: «К белочке на день рождения»

Воспитатель: Сергеева А.В. Улан-Удэ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЛАСТОЧКА» Г.УЛАН-УДЭ, 670034, ДОБРОЛЮБОВА 33

Итоговое интегрированное занятие за первое полугодие во 2 младшей группе тема: «К белочке на день рождения»

Цель: Выявить уровень усвоения детьми программных задач за первое полугодие. Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности.

Задачи:

  • Закрепить:
  • умение устанавливать существенные признаки: (дикие животные, место обитания)
  • различать и называть геометрические фигуры
  • навык классификации животных
  • понятия «большой», «маленький»
  • Закрепить классификацию овощей и фруктов
  • умения отвечать на вопросы воспитателя
  • Активизировать речь детей;
  • способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям
  • совершенствовать умение детей употреблять в речи прилагательные, обозначающие характерные особенности животных
  • закреплять правильное произношение звуков Ч, Ш, С, З
  • Развивать:
  • физическую активность, мелкую моторику
  • внимание, умение отгадывать загадки
  • диалогическую речь
  • самостоятельность.
  • связную речь детей.
  • Воспитывать:
Подробнее…
 
Итоговое занятие в старшей группе по теме «Хлеб — всему голова»
Итоговые занятия
Автор: Епифанова А. В.   
29.12.2017 10:48

Итоговое занятие в старшей группе по теме «Хлеб — всему голова»

Разработала: Епифанова А.В. — студентка НГПУ им. Минина, г. Бор Нижегородской обл.

Программное содержание: закрепить представления детей о том, что хлеб нужен каждому человеку; систематизировать знания о труде хлебороба

(последовательность выращивания хлебных злаков); показать значимость сельскохозяйственной техники; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности уважения к людям, работающим на селе.

Материал: картинки о хлебе, предметные картинки (зерно, колосок, тесто, хлеб), с изображением людей различных профессий, презентация «Производство хлеба», интерактивная доска.

Методы и приемы: вопросы поискового характера, загадки, стихи, рассказ детей с использованием мнемотаблицы, творческие задания, выкладывание схемы с помощью интерактивной доски.

Подробнее…
 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>
Страница 1 из 4

“Дошкольник.РФ”

doshkolnik.ru

Методическая разработка по теме: Памятка воспитателю: “Чтобы занятие было интересным!”

Памятка воспитателю: «Чтобы занятие было интересным…»

Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.

Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.

  1. Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
  2. В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
  3. На занятии должен главенствовать дух «открытия».
  4. Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
  5. Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
  6. При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
  7. Не принимать ответ детей без обоснования.
  8. Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
  9. Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
  10. Поддерживать у детей ощущение успешности.
  11. Возвращаться к уже выполненным заданиям.
  12. Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»

Ритуалы начала занятия:

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти знания от других.

Ритуал можно изменять, но не слишком часто.

«Волшебный колокольчик»

        Воспитатель звонит в колокольчик, тем самым привлекает внимание детей.

«Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.

Затем передает клубок следующему ребенку.

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Ритуалы окончания занятий

Окончание занятий – это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие окончено, с другой – что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

«Круг друзей»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас греет и не покидает.»

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

«Речевка»

Все мы дружные ребята.                                        Никого в беде не бросим.

Мы ребята-дошколята.                                            Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.                                                  Пусть всем будет хорошо.

Как заботиться, мы знаем.                                       Будет радостно, светло!

Литература: Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»

Старший воспитатель: Е.Ю. Яркина

nsportal.ru

Настрой детей на занятия

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

Из опыта работы воспитателя детского сада

Структура занятия.
1) Начало занятия в детском саду (оргмомент, приветствие).
Цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. 
-Ритуальные приветствия.
– Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. 
-Организация дошкольников и настрой на занятия.
– Стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Например:

Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли
До чего же хороши!

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу ,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!

Речевые настройки.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

– Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

– Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

– Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

– Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
– Доброе утро!
– Доброе утро
Солнцу и птицам!
– Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

2) Ход занятия в детском саду (процесс).
Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.
Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.
Занятие может быть комплексным. Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток.
Самостоятельную деятельность.

1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
В зверей лесных все превратились!

Я колдунья Феерфак!
Ох, люблю я колдовать!
Я сейчас вас очарую
И детей всех заколдую!

«Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец , как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук , повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! ( Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

3) Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).
– Подведение итогов занятия.
– Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
– Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.
– Ритуал прощания.
Например:

Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора 
Отдыхать и вам пора!

Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло

Игра не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Зверей не обижают.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: « До свиданья!»

infourok.ru

Итоговое занятие в детском саду

Время итогового занятия в детском саду приходит с окончанием ученого года. Преподаватели подводят итоги своей деятельности с помощью именно этого занятия. Итоговое занятие – это очень важная часть образовательного процесса, поскольку именно это занятие позволяет систематизировать и укрепить полученные за весь год знания, также это занятие позволяет сделать преподавателю сделать ввод об эффективности той или иной методики, по которой он работал. Это занятие позволяет достаточно хорошо проанализировать накопленные детьми знания, определить действительно эффективные способы преподавания.

Итоговое занятие в детском саду проводится в конце учебного года. Преподаватель делает выводы о том, насколько хорошо дети усваивают новый материал, и нет ли необходимости в дополнительных занятых с ними. В первую очередь преподаватель должен определить, не отстают ли дети от программы обучения. Итоговое занятие – это хорошая возможность для преподавателя проверить эффективность всех методов воспитания, к которым он прибегал на протяжении всего года.

Итоговые занятия в детском саду: провожаем детский сад!

Наиболее важный момент в жизни каждого ребенка – это тот день, когда он получает звание школьника. Однако пред тем как получить это звание ему предстоит последнее итоговое занятие в детском саду. В этот раз оно будет существенно отличаться от предыдущих лет. Главное отличие будет в том, что педагог будет подводить итог работы детей за весь период посещения детского сада. Вариантов организации итогового занятия ля дошкольников очень много. Одни преподаватели проводят открытые уроки, другие устраивают целые утренники с детьми. В случае. Если все же организовывается утренник, как правил, педагог все равно пытается в игровой форме подвести итог и обобщить знания детей.

Однако организовать такое итоговое занятие под силу далеко не каждому преподавателю. Сложность заключается в том, что ему необходимо не только придумать интересный и веселый сценарий праздника, а и в том, что утренник, несмотря на игровую форму все равно должен носить образовательный характер. Несмотря на всю сложность организации, такие праздники детям просто необходимы. Поскольку именно такие уроки запоминаются лучше всего, приносят массу положительных эмоций и оставляют отпечаток в памяти. Это занятие запомнится детям на всю жизнь, а самые красочные моменты можно запечатлеть на фотоаппарат.

При организации такого праздника стоит учитывать, что большой размах не получится. В этом нет необходимости, так как для каждого предмета организовать праздник все равно не получится. Не стоит также приглашать слишком много гостей, поскольку какой бы большой не была комната, где проводятся занятия, поместить в ней много людей вряд ли получится. В противном случае, можно организовать праздник в актовом зале.

Праздничное занятие должно отличаться от обычных занятий, как правило, главными отличиями таких мероприятий стают праздничная обстановка и выступления детей. Тематика занятия зависит от преподавателя. Но какую бы тему он не выбрал, все равно далеко уйти от идеи прощания с детским садом и перехода в школу не получится. Также необходимо максимально задействовать технологии, это должно привлечь внимание детей. Можно в конце урока показать детям интересный фильм или же подготовить презентацию.

Также для праздника необходимо придумать различные задачи и конкурсы, которые так или иначе будут связаны с полученными в период обучения в детском саду знаниями. Это могут быть задачи про школу, про дорогу до детского сада и подобные им задания.

Итоговые занятия в детском саду: структура и анализ

Проводя итоговое занятие в детском саду, не следует придумывать что-то необычное и новое для детей, лучше провести занятие в уже знакомой им форме. Это задание, как и все остальные должно нести в себе определенную цель, методы преподавания и все остальные нюансы также должны быть учтены.

Также педагогу уже после занятия следует провести его анализ. Этот пункт обязателен, поскольку он позволяет сделать выводы об эффективности работы преподавательского состава и самих детей.

Анализируя итоговое занятие в детском саду, разбейте весь процесс на такие пункты:

  • Характеристика работы детей;
  • Уровень сложности, на котором было проведено занятие;
  • Задачи, которые были поставлены;
  • Тип занятия, его соответствие возрасту детей.

Также преподаватель должен выделить плюсы и минусы занятия. Определить наиболее эффективные методики преподавания материала.

Итоговые занятия в детском саду: общие рекомендации

Даже если вы организовываете праздничное итоговое занятие в виде утренника, то все равно не стоит слишком много времени тратить на торжественный момент. Лучше больше внимания уделять вопросу знаний. Придайте смысл каждой части занятия, сделайте так, чтобы детям было интересно.

Кроме вопросов образования в детском саду можно еще коснуться темы школы. Однако это тоже должно быть полезно и познавательно. Расскажите детям о школе, о том, как себя там нужно вести, и что их ждет. Однако не стоит преподносить эту информацию так открыто, дети подготовительной группы ее не воспримут как нужно. Лучше преподать эту информацию как-то неординарно. Также следует помнить о разминке перед уроком и во время него.

Не стоит слишком выделять итоговый урок. Как что-то очень важное и значимое, даже если это так и есть. Однако все же дети должны понимать, что на этом занятии им пригодятся все полученные в саду знания. Не пытайтесь сделать итоговое занятие слишком торжественным, это будет отвлекать детей от учебного процесса. К тому же у них будет отдельный посвященный переходу в школу праздник, а урок пускай остается уроком.

Педагог должен попытаться объяснить родителям. Что не стоит слишком загружать ребенка. Некоторые родители ошибочн6о думают, что дополнительные занятия помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьной жизни. На самом же деле они просто переутомляют детей. Как следствие таких действий можно заметить проблемы с изучением базовой программы в детском саду в конце учебного года. Напомните родителям, что система образования в детском саду дает детям все необходимые для школы знания.

Усталость в конце года увеличивается, поэтому постарайтесь уменьшить монотонную нагрузку на детей и дайте им возможность получать знания в ненавязчивой игровой форме.

detskiisadik.ru

Методическая разработка по теме: Методика проведения занятия в ДОУ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ДОУ

1. Занятия как форма обучения

    Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский.

    Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

    А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

    Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Использовать данные формы организации обучения можно как на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

2. Характерные особенности и структура занятий

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

3. Классификация занятий в ДОУ

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

1. Дидактическая задача

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

2. Содержание знаний

(раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

В настоящее время преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными.

Интегрированное объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура прохождения разделов программы, и тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.

Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.

Таким образом, интегрированные занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые занятия ориентированы на развитие деятельности.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

– физическая культура;

– музыкальное воспитание.

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия предусматривает:

– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

– объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно является следующей:

Структурный компонент

Содержание

Подготовительный этап

Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии

Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.

Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа

Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Триединая задача занятия

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Нетрадиционные формы занятий

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

5. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 8-10 мин.

4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы – 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность – зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.

6. Подготовка воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие занятия в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Ниже мы приводим модели построения обучающего (часто его называют традиционным) и развивающего занятий.

Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление», – и, как правило, образовательной цели удается достичь в подавляющем большинстве случаев.

Модель развивающего занятия

Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.

Разработка гибкого плана включает в себя:

– Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

– Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

– Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

– Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

– Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;

в) использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».

Планирование результативности занятия предусматривает:

1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Занятие пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

7. Анализ передового педагогического опыта

Для анализа передового педагогического опыта нами был использован опыт работы старшего воспитателя МДОУ «Центр развития детей – детский сад №38», г. Воткинск, Республика Удмуртия Виншняковой Надежды Афанасьевны на тему «Интегрированные занятия в детском саду».

Автор проводил опыт по проблеме интегрированного обучения, которое является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей.

Детский сад, в котором проводился данный опыт работает по программе «Детство» под редакцией В. Логиновой, Т. Бабаевой. Педагоги выбрали её для себя, прежде всего потому, что она ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое понимается авторами программы, как единство индивидуальных способностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Автор отмечает, что занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Тематика проводимых занятий разнообразна.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Количество занятий определял каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности.

Так, часть занятий проводилось совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «Ярмарка», «Зимняя сказка», «Весенняя капель».

Занятия с преподавателями по изодеятельности включали задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию. На занятии «Чудо на ладони» обобщались знания о насекомых, а в заключение дети рисовали бабочку.

На занятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а с преподавателями дети выполняли коллективную аппликацию «Космическое пространство».

Так, на занятии «Строительная фирма» закреплялись знания о людях, работающих на стройке, о машинах, помогающих им; у родителей формировалось объективное оценивание своего ребёнка. Занятие строилось таким образом – задания давались и детям, и родителям, каждый выполнял, а потом рассказывал о своих результатах. Так детям нужно было назвать и разложить в правильной последовательности этапы строительства дома, а родителям разгадать кроссворд, где ключевым словом было слово «стройка».

Совместные детско-родительские занятия натолкнули автора на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности вне занятий, и выразилось это в форме проведения тематических недель, в организации и проведении которых участвовали воспитатели, дети и родители. Так одной из таких недель стала неделя «Слава хлебу на столе». В старшей группе был оборудован центр «Кулинария», где были выставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений, вся необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всей недели проходили занятия на тему хлеб, «В некотором царстве в хлебном государстве», «О том, как хлеб на стол пришёл», «От зёрнышка до булочки». Это было своеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсы знатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы показали своё мастерство в выпечке.

Совместная деятельность взрослых и детей вызывала у последних ощущение взрослости, признание их возможностей со стороны родителей.

Работа по теме опыта проводилась в МДОУ три года.

Изучив опыт работы Вишняковой Надежды Афанасьевны, можно сделать следующий вывод:

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

8. Педагогические выводы

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других занятиях.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у ребенка желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Итак, для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

1. На занятиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения.

2. Занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.

3. Занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

Занятия занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.

Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

nsportal.ru

Итоговые занятия в детском саду — МБДОУ “Детский сад №145”

В детском саду прошли итоговые занятия с детьми всех возрастных групп по  основным направлениям развития воспитанников и образовательным областям. Когда учебный год в детском саду подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия в детском саду. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения. Кроме того, итоговые занятия в детском саду – это ещё и обязательный анализ и систематизация знаний.
Занятия такого рода проводятся регулярно в конце каждого учебного этапа. Благодаря проведению итоговых занятий, педагог может иметь представление о степени сформированности у детей представлений по разным образовательным областям, планировать индивидуальный образовательный маршрут. Все занятия проходили в игровой форме, соответствующей возрасту детей.
Очень приятно было наблюдать, как все дети постарше и самые маленькие с удовольствием включались в игровой сюжет или ситуацию созданную воспитателем ,и с особым детским старанием добивались необходимых результатов, а педагоги грамотно и незаметно направляли деятельность детей в нужное русло. Результатом были довольны все: и взрослые, и особенно, дети.
Группа «Умка»  Занятие «В гостях у сказки»

Группа «Капелька» Занятие «Великая Россия» и математический КВН

Группа «Кораблик» Занятие » По дорожкам радуги»

Группа «Смешарики» Занятия «В поисках пяти ключей», «Приключения Лунтика»

Группа «Теремок» Занятие «Дом нужен каждому»

Группа «Игрушки » Занятие «На день рождение к колобку»

Группа «Солнышко» Занятие «Путешествие в лес»

Группа «Радуга»

 

Без рубрики

ds-145.ru

Итоговые занятия в детском саду – Ребенок в детском саду

Автор — Анна Макарова, педагог-психолог

Когда учебный год в детском саду подходит к концу, приходит время подвести итоги. У детей свои итоги, у педагогов свои, но главным завершающим учебный процесс элементом являются итоговые занятия в детском саду. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения. Кроме того, итоговые занятия в детском саду – это ещё и обязательный анализ и систематизация знаний.

Занятия такого рода проводятся регулярно в конце каждого учебного этапа. Благодаря проведению итоговых занятий, педагог может иметь представление о степени усвоения знаний, планировать, если это необходимо, дополнительные учебные занятия, следить за тем, насколько подходит выбранная образовательная программа поставленным целям и задачам, а также соответствуют ли её возможности возрасту и особенностям детей, и, если требуется, вносить в неё изменения.

Итоговые занятия в детском саду: провожаем детский сад!

Особую важность итоговые занятия в детском саду приобретают в подготовительной группе, по причине того, что в этой ситуации они подводят итог не только году, но и всему обучению в стенах ДОУ. Во многих учреждениях завершающие итоговые занятия в детском саду проводят в форме открытых уроков, а иногда даже в формате развернутых утренников, с приглашенными родителями. Отличие таких утренников от обычных в том, что в них присутствуют элементы обобщения и систематизации знаний, полученных детьми в ДОУ.

Продумать и провести такое итоговое занятие, которое совмещало бы в себе праздник по случаю окончания детского сада и реальную систематизацию полученных ЗУН (знаний, умений, навыков) – это педагогический высший пилотаж. Однако именно такие открытые уроки-утренники наиболее эффективны, так как совмещают приятное с полезным, оставляя после себя массу приятных эмоций, как у детей, так и у родителей. А красочные фотографии с таких уроков – повод не только пополнить альбомы с воспоминаниями, но и составить впечатляющую педагогическую отчетность.

Совмещение итогового занятия и торжественного мероприятия может не отличаться большим размахом. По каждому из изучаемых в ДОУ предметов проводятся отдельные итоговые занятия в детском саду, в обычное для них время. Родителей можно пригласить, исходя из возможностей учебных помещений – тащить в тесную учебную комнату много человек не стоит, но при этом не стоит на скорую руку организовывать открытый урок в актовом зале, должным образом не оборудовав его под нужды детей и педагогического процесса.

Главным отличием торжественного итогового занятия от обычного может стать особенный элемент, например, театрализованное представление, музыка и пение, игровой интерактив. Конечно, все итоговые занятия в детском саду, проводимые в подготовительной группе, нужно посвятить одной главной теме – прощанию с детским садом и переходу в школьную жизнь. Приветствуется максимальное использование наглядных методических материалов и современных технических средств. Можно продемонстрировать детям учебный фильм или мультфильм, имеющий отношение к предмету и к подготовке к школе.

Интересные идеи для общего лейтмотива задания: путешествие от детского сада до дома, импровизированная экскурсия в школу, рассказы о школе в форме задачек и упражнений и другое. Для каждого из изучаемых предметов можно найти свою связь с переходом детей на новый этап обучения.

Итоговые занятия в детском саду: структура и анализ

По своей структуре итоговое занятие в детском саду, в принципе, не должно отличаться от обычного занятия. В нём в обязательном порядке должны присутствовать привычные для педагога вещи: цели, программное содержание, описание хода занятия, методов и материалов.

Если вы воспитатель или практикант, то одним из ваших заданий может стать анализ итогового занятия. Проводить педагогический анализ должны все педагоги в рамках взаимного посещения и обмена опытом.

Анализ итогового занятия должен одержать следующие пункты:

  • характеристика детей,
  • степень сложности проведенного занятия,
  • характеристика программных задач,
  • отзыв о типе занятия и его соответствии возрасту детей, а также поставленным задачам.

Также анализ должен содержать информацию о степени раскрытия используемых методов и приёмов, выделение плюсов и минусов проведенного занятия.

Итоговые занятия в детском саду: общие рекомендации

Чтобы итоговое занятие в торжественной обстановке выполняло свою прямую функцию, не стоит уделять много внимания внеучебным действиям, например, чтению стихов о школе (если это не урок чтения). Старайтесь насыщать учебным смыслом каждый элемент урока.

Особое внимание стоит уделить правилам поведения в школе, правилам техники безопасности, особенностям школьной системы обучения. Конечно, все эти знания должны быть грамотно вписаны в структуру урока и адаптированы для возраста детей. Не забывайте про обязательную разминку и прочие обязательные атрибуты любого урока.

Итоговые занятия в детском саду не должны сильно выпадать, выделяться из течения учебного процесса, но при этом дети должны чувствовать, что сейчас, на этом уроке происходит подтверждение того, что уже было изучено, что это последний, подтверждающий урок. При этом не стоит давать детям совсем уж окунаться в атмосферу праздника без учебных элементов – у них ещё будет отдельный, торжественный прощальный праздник, а урок всё же должен оставаться уроком.

К сожалению, многие родители продолжают перегружать детей дополнительными занятиями для подготовки к школе, хотя любая образовательная программа в ДОУ снабжает ребёнка необходимыми знаниями и умениями. Поэтому часто педагоги замечают, что в конце учебного года у многих детей налицо повышенная усталость и проблемы с восприятием учебного материала. Не забывайте проводить ликбезы с родителями, чтобы подготовка к школе проходила грамотно.

Так как в конце года внимание у детей «расшатанное», а, тем более, это усиливается в предвкушении перехода в школу, всю учебную нагрузку ближе к концу года (и итоговое занятие тоже) нужно насытить как можно большим количеством ненавязчивых упражнений в игровой форме.

deti-club.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *