Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок – бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты “бабушкиной герани”
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?
Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке…
Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Выгонка гиацинта к 8 Марта — “Подарок маме”
Темы исследовательских работ младших школьников о птицах:
Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица – птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки – какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Почему у камбалы глаза на одной стороне
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет…
Что случилось с кетой?
Наблюдение за дождевым червяком
Моя ахатина, Ульяна!
Не смотрите свысока на простого червяка
Ах, эти бактерии!
Кто такие микробы?
Мир “невидимок” вокруг нас, или Как поймать микроба?
Достопримечательности нашего города
Есть ли будущее у нашей деревни?
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка
Кто в Африке живет?
Кто предскажет нам погоду?
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна “Дети капитана Гранта”)
Мое любимое место отдыха
Незнайка на Луганщине.
От кого река бежит?
Откуда пришёл к нам чай?
Почему вода на Земле не иссякает
Почему вулкан назван вулканом и отчего он “огнём дышит?”
Почему извергаются вулканы?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему у елки колкие иголки?
Разноцветные моря
Снежные исследования
Семь чудес света
Семь чудес России
Семь чудес Украины
Цвет и названия морей
Что такое айсберги?
Что такое кварц?
Темы исследовательских работ начальной школы по физкультуре:
Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
История лыж
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Опасности двора
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кумыса
Польза и применение витаминов.
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика.
Шоколад – вред или польза.
Я – велосипедист.
Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
Пиноккио и Буратино
По тропинкам Басни
Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
Сказка о царе Салтане.
Выращивание кристалла из соли
Выращивание кристалла из медного купороса.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.
Темы исследовательских работ начальной школы по музыке:
“Стихи, которые поют” (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
Видение музыки через рисунок.
Влияние музыки на аквариумных рыб.
Гармоника в нашей семье.
Детские музыкальные инструменты
Детские ударные инструменты
Занимательная история ксилофона.
История одного инструмента.
История происхождения балалайки.
Ложки как музыкальный инструмент.
Любимые песни моей бабушки.
Музыкальные краски
Поговорим о маме музыкой.
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Сказка в музыке.
Частушки про цифры.
Автомобили современные и старинные.
Автомобили старинные
Календарь семейных профессий.
Мое увлечение – старинные автомобили.
Моя коллекция насекомых.
Почтовые марки.
Профессии нашей мечты
Профессии наших родителей.
Темы исследовательских работ в начальных классах
В процессе исследовательской работы (детского проекта), после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы.
Приведенные ниже актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса Я исследователь дошкольников. Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта.
Темы проектов в ДОУ о семье:
Интересные дела нашей семьи.
Как мне выбирали имя
Как отмечали Новый год.
Классификация заколок для причёсок.
Классификация пуговиц.
Косметика для маленьких принцесс.
Куклы моей бабушки.
Мои любимые праздники
Мой героический прадедушка.
Мой любимый двор
Наша семейная реликвия.
Наша семейная традиция.
Наши добрые дела.
Праздники моей семьи.
Хочу всё знать о пуговице.
Что расскажет бабушкина открытка.
Темы проектов для ДОУ о грибах:
Мое маленькое грибное лукошко.
Вот ты где грибочек сыроежка.
Вот ты какой рыжий рыжик.
А лисичка – это гриб.
Царство грибов в моем лесу.
Угадай-ка грибочек!
Темы исследовательских работ в детском саду о птицах:
Домашние канарейки-красавицы.
Зачем птицам нужен клюв?
Как я учил моего попугая.
Кто у нас в гнёздышке живёт?
Куриное гнездышко
Ласточкино гнездышко.
Мои наблюдения за воробьями.
Мой друг – попугайчик Кеша.
Пернатые архитекторы.
Птицы моего двора.
Чье это гнездышко?
Я покормлю птиц зимой!
Темы проектов дошкольников в детском саду о насекомых:
Бабочки – это красиво и интересно!
Для чего пчелам мед?
Зачем кусаются комары?
Какая она муравьиная жизнь?
Какая польза от муравьев?
Мое наблюдение за бабочкой.
Муравьи и их царство.
Один день с муравьем.
Откуда берется мед?
Порхающие цветы
Почему у бабочек пестрые крылышки.
Секреты пчелиной семьи
Удивительное создание — муравей.
Удивительные бабочки.
Удивительный мир насекомых.
Чем нюхает червяк?
Что сегодня в меню у насекомых?
Я увидел свысока простого червяка.
Темы проектов в дошкольном образовательном учреждении о здоровье:
Мой режим питания
Мой режим дня
Мои занятия спортом
Пейте, дети, молоко!
Хочешь подрасти?
Темы исследовательских работ дошкольников об этике:
Вежливость на каждый день.
Добрым быть хорошо.
Почему быть злым плохо.
Правила хорошего тона.
Темы проектов в ДОУ о питании:
Богатырская каша.
Домашний эксперимент с молоком.
Зачем нужно завтракать?
Как замесить тесто?
Как зернышки в муку превращаются?
Каша – сила наша!
Молоко и молочные продукты.
Осень – вкусное время года.
От зернышка к хлебу.
Полезна ли овсянка?
Почему японцы любят суши?
Холодное лакомство — мороженое.
Что такое витамины?
Эта удивительная соль.
Темы исследовательских работ дошкольников об экологии:
Газированная вода – вред или польза.
Кто загрязняет воздух в нашем городе?
Как нужно бороться с мусором.
Нужное из ненужного.
В чем же вред пластиковых бутылок?
Откуда берется бумага?
Кто загрязняет воздух?
Темы исследовательских работ дошкольников по чтению:
Как придумать интересную сказку.
Лошади в русских народных сказках.
Образ птицы в детской литературе.
Образы Бабы Яги в детской литературе.
Путешествие по сказкам.
У страха глаза велики.
Что такое сострадание?
Темы исследовательских проектов по музыке в ДОУ:
Детские музыкальные инструменты.
Зачем в дудочке столько дырочек?
Из чего сделан барабан?
Что такое гран-жете?
Темы проектов по физкультуре в ДОУ:
Темы проектов в ДОУ на тему Зима:
Какого цвета зима?
Кормушка для птиц зимой.
Новогодние игрушки.
Удивительный снег.
Чьи это следы на снегу?
Темы проектов в ДОУ на тему Осень:
Какого цвета осень?
Разноцветная листва.
Почему осенью много луж?
Путешествие волшебной капельки.
Быт крестьянской избы.
Вода — удивительное вещество.
Волшебство мыльных пузырей.
Витаминное мыло.
Знаки зодиака.
Знакомьтесь! Это обычные иллюзии.
Как лучше отремонтировать машинку?
Мой любимый детский сад.
Обнаружение воздуха в различных объектах.
Скоро в школу я пойду.
Удивительный мир звезд.
Удивительный мир минералов.
Удивительный мир книг.
Чудесные способности магнита.
kopilka13.blogspot.com
Исследовательская работа дошкольников имеет значительные отличия и особенности. Дети дошкольного возраста чаще всего не умеют читать или только овладевают этим навыком, для них характерно конкретное наглядно-образное мышление, нет навыка работы с литературой, не всегда дошкольники могут связать процесс с его результатом. Для того, чтобы ребенок захотел заниматься должен быть значимый мотив, направленный на разрешение стоящей перед ним проблемы. Задача педагога незаметно подвести дошкольника к необходимости действовать в нужном направлении. Учебные исследования могут разворачиваться как в деятельности вне занятий, так и являться их частью. Исследования могут проводить дети индивидуально, парами или подгруппами. Длительность исследований зависит от стойкости интереса ребенка к предмету исследования: может варьироваться от получаса до нескольких дней или недель.
Основные этапы исследовательской работы:
1. Актуализация проблемы (Цель этапа: изучить круг интересов ребенка, выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Выбор темы исследования. (Цель этапа: обозначить границы исследования).
3.Цель исследования (Цель этапа: определить, какой результат предполагается получить).
4. Определение сферы исследования (задачи) (Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
5. Выработка гипотезы. (Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные – провокационные идеи).
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. (Цель этапа: зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов, формулировка выводов – кратких ответов на поставленные задачи. (Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета. (Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Презентация. (Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Структура исследовательской работы
Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.
В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.
Примечание: выдвижение гипотезы предполагает развитие основ теоретического мышления (в старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление)
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
В работе желателен литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, из каких источников получена информация. Выдвинутая вами проблема должна быть новой, а не решенной до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.
Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза (предположение) оказывается несостоятельной.
Оформление титульного листа исследовательской работы дошкольника
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Учреждение образования _______________________________________
______________________________________________________________
Регион, город/район ____________________________________________
______________________________________________________________
Название работы _______________________________________________
______________________________________________________________
Работа выполнена индивидуально, коллективно (отметить)
Руководитель работы ___________________________________________
Подпись руководителя работы _____________ ____ __________201 г.
Структура оформления исследовательской работы
ребенка старшего дошкольного возраста
(работа оформляется взрослым)
Исследовательская работа дошкольника должна содержать:
СТРУКТУРА описания исследования
1. ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы (обоснование, актуальность)
Постановка цели: изучить, определить, выявить, классифицировать, узнать в процессе исследования.
Постановка задач (связаны со структурой исследования)
2. ОСНОВНАЯ часть
Литературный обзор по вопросу исследования
Описание методики работы (последовательность проведения исследования: выбор методов исследования; поэтапный сбор и обработка материала; анализ и обобщение полученных результатов исследования)
Примечание: в основной части могут быть ссылки на приложения
3. АНАЛИЗ результатов и выводы (подведение итогов работы, перспектива: если возникла; презентация (выступление, доклад; участие в мероприятиях и т.д.)
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ к оформлению исследовательской работы
ребенка старшего дошкольного возраста
(работа оформляется взрослым)
Объем исследовательской работы дошкольников (без приложений) не должен превышать 2-х страниц печатного текста (формат – MSWord 2003/2007, шрифт – TimesNewRoman, размер 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 10 мм). Объем приложений – до 5 страниц.
Текст печатается на одной стороне страницы. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.
Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Примерная структура текста выступления (рассказа) ребёнка старшего дошкольного возраста
Моя работа называется___________________________________________________________
Меня удивило ______________________________________________
Я предположил _____________________________________________
Мы решили проверить_________________________________________
Информацию для ответа на возникшие вопросы я искал (где?) __________________________________________________________________________________________________________________________
опрос (кого и о чем опрашивал?) _______________________________
наблюдение (за кем (чем) наблюдал?)___________________________
эксперимент ________________________________________________
другие методы (какие именно)_________________________________
– Что (какое качество, черта твоего характера) помогло справиться с работой?
– Что получилось лучше всего (хуже)?
Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?
Какие знания и умения пригодились для того, чтобы справиться?
Я узнал много нового? Я научился? (ответы на задачи исследования)_________________________________________________
________________________________________________________________
Я пришел к следующим выводам ________________________________
Что осталось невыясненным? __________________________________
Мне хотелось бы рассказать о своих успехах?
При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.
Машкетова И.В.
методист отдела дошкольного образования
ГУО МОИРО
2530964
sad19borisov.schools.by
«Первые шаги в науку»
Волшебство мыльных пузырей.
Лунева Дарья Олеговна, 24.10.2007г. МБДОУ «Стемасский детский сад «Малыш» Алатырского района Чувашской республики.
Научный руководитель:
Лунева Светлана Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Стемасский детский сад «Малыш»
Предметное направление: Естествознание. Неживая природа
Введение.
Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я, потом слегка подую в соломинку –
И вот, сияя гладкой пленкой, растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий, раскрашенный пузырь.
Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.
Внутри его как будто сверкают зеркала…
Самуил Маршак
Актуальность темы: К нам в город приезжал цирк. И один из номеров был выдувание мыльных пузырей разной формы и размеров, которые долго не лопались. Дома мы с мамой решили сделать раствор для мыльных пузырей, но пузыри получались маленькими и быстро лопались. И тогда нам стало интересно, что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были крупными и крепкими и можно ли в домашних условиях изготовить такой раствор.
Цель исследования: научиться получать крупные, крепкие мыльные пузыри.
Задачи:
Познакомиться с историей происхождения мыльных пузырей.
Узнать секреты мыльного пузыря.
В домашних условиях провести опыты по надуванию различных видов мыльных пузырей.
Объект исследования: состав и свойства мыльных пузырей.
Предмет исследования: раствор для изготовления мыльных пузырей.
Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов
Гипотеза: при применении «секретного» вещества в составе раствора мыльные пузыри получатся крупными и крепкими.
Основная часть.
История происхождения мыльных пузырей.
Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри мы стали искать информацию в сети Интернет. И нашли…
Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью.
Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла.
На картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки.
Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Так, например, 9 августа 1996 года, Алан Маккей (Новая Зеландия) пустил мыльный пузырь длиной 32 метра. Его имя было занесено в «Книгу рекордов Гиннеса». Сэм Хит (Sam Heath) выдул самый огромный в мире мыльный пузырь, скорее целую мыльную тучу, которая парила в воздухе в парке Лондона. Однажды Сэм выдул мыльный пузырь, внутри которого находилось 50 человек.
Мыльные пузыри обычно недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Но, тем не менее, выдувание мыльных пузырей – любимое детское развлечение. И не только детское. Пока мы проводили исследование, убедились, что и взрослые тоже очень увлекаются выдуванием.
Вывод: выдувание мыльных пузырей – одно из любимых детских развлечений. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Секреты мыльных пузырей интересовали философов, художников, учёных на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в 21 веке.
Рецепты производства раствора для мыльных пузырей.
Как же нам приготовить правильный раствор для мыльных пузырей? Понятно, что основу всех рецептов составляет моющее вещество и вода. И мы начали экспериментировать.
В четырех стаканчиках мы приготовили раствор. Первый раствор – вода + средство для мытья посуды, второй – вода + средство для мытья посуды + сахар, третий – вода + средство для мытья посуды + глицерин (продается в аптеке), четвертый – вода + жидкое мыло.
Растворы готовы. Можно пробовать. Из первого раствора пузыри получились небольшие и быстро лопались. Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получились такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее. Из четвертого раствора пузыри вообще не надувались. А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получались крупные и долго не лопались.
Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.
Описание опытов по надуванию мыльных пузырей.
Сначала мы все вместе просто беспорядочно с удовольствием выдували пузыри из соломинок разной толщины. Это очень нравилось нам. Потом решили выдувать пузыри разной формы, размеров, сажать пузырь в пузырь, выдувать пузырь вокруг игрушки.
Опыт 1. Пузырь в пузыре.
Поверхность стола смазываем мыльным раствором. Выдуваем большой пузырь на стол. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку.
Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.
Опыт 2. Пузыри вокруг предметов.
Небольшую игрушку смазываем мыльным раствором и кладем на стол. И аккуратно начинаем выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружается в пузырь. И вот фигурка оказывается лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки
Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором
Опыт 3. Мыльные цветы.
Мы подумали, а нельзя ли сделать из нескольких мыльных пузырей цветок. И принялись за дело. Я выдувала пузыри на стол, и они притягивались друг к другу. И так оказывается можно сделать не только цветок, но и другие фигурки.
Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью.
Опыт 4. Пузырь на ладошке.
У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку? Сначала, пузырь лопался при соприкосновении с ладонью. Но потом мы догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается!
Вывод: данный опыт опровергает распространенное убеждение о «неприкосновенности» пузыря и его недолговечности. Для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.
Заключение
Закончив свою работу, мы поняли насколько были мало ознакомлены с таким удивительным явлением, как мыльный пузырь.
До сих пор неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Секреты мыльных пузырей интересовали людей на протяжении веков, не оставляя равнодушных и в современное время.
Основу всех рецептов для раствора мыльных пузырей составляют теплая вода и моющее вещество.
Наше предположение о том, что при применении секретного вещества глицерина пузыри получатся крепкими и крупными, подтвердилось.
Проведя опыты с мыльными пузырями, мы убедились, что мыльные пузыри при правильном надувании, могут радовать глаз в течение нескольких минут. Мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно смоченный мыльным раствором. А также с помощью мыльных пузырей можно создавать необыкновенной красоты предметы.
В целом, исследование мыльных пузырей оказалось интересным, красивым и полезным занятием.
Список используемой литературы:
Малофеева Н. Н. Большая книга самых интересных фактов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-пресс», 2010. – С.149
«Развлечения не без пользы» Наука и жизнь. – 2000. – №6
Самые большие мыльные пузыри в мире Blogga.Ru
Как сделать мыльные пузыри. http://www.all-ebooks.com/
Мыльные пленки и пузыри http://igrushka.kz/vip58/puzir.php
Секреты производства мыльных пузырей. http://www.nevcos.ru/fl.html
nsportal.ru
Тематика исследовательских работ дошкольников
Моя семья
Темы исследовательских работ дошкольников о семье:
Растения
Темы исследовательских работ дошкольников о растениях:
Грибочки
Темы исследовательских работ дошкольников о грибах:
Любимые животные
Темы исследовательских работ в детском саду о животных:
Птицы
Темы исследовательских работ в детском саду о птицах:
Удивительные насекомые
Темы исследовательских работ дошкольников о насекомых:
Рыбы
Темы исследовательских работ дошкольников о рыбах:
Веселая математика
Темы исследовательских работ дошкольников по математике:
Музыка
Темы исследовательских работ дошкольников по музыке:
Основы здоровья
Темы исследовательских работ дошкольников о здоровье:
Этика
Почему
nsportal.ru
Исследовательская деятельность
дошкольников и оформление её результатов
Актуализация.
Деятельностный подход является одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические и творческие умения, развивает логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.
Исследовательская работа детей – одна из эффективных форм по изучению родного края, природных сред, экологических проблем конкретной местности и других сфер. Она позволяет значительно расширить знания, повысить интеллект. Только более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать те проблемы, изучением которых занимается ребенок. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения.
Исследовательская деятельность дошкольников
Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя (родителя) и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.
Успех исследовательской деятельности будет зависеть от её организации, правильности постановки цели и задач, учетов, наблюдений и отработки полученных данных.
При выборе темы воспитатель должен учитывать уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Исследовательская деятельность включает в себя некоторые требования:
– работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием;
– у ребенка должен быть выбор;
– относиться к любым наблюдениям ребенка серьёзно;
– проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к работе ребенка;
– старайтесь избегать назидательности, лозунгов (дети, мы должны охранять природу), дети ничего не должны, это воспитатель должен незаметно, доходчиво подвести их к пониманию тех или иных явлений;
– старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка, его любознательность.
Эти качества – залог успеха в исследовательской работе. Необходимо помочь воспитаннику увидеть необыкновенное в обыкновенном, обыденном.
Исследование состоит из ряда этапов
1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач.
2. Знакомство с объектом исследования, сбор материала, определение методики.
3. Проведение наблюдений, опытов, учетов.
4. Обработка полученной информации, результатов и их анализ.
5. Составление отчета о проделанной работе.
Постановка цели и задач
Сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопрос «зачем проводится исследование, и что конкретно хочет выявить автор».
Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как «что в данном случае необходимо выявить, пронаблюдать, сравнить и т.д.». Ответы на эти вопросы и будут задачами.
Например:
Тема: Экологическое состояние присадовской территории Д/С 7.
Цель: Изучение экологического состояния присадовской территории.
Задачи:
– определить степень озеленения, запыленности, травянистого покрова;
– способствовать формированию интереса к исследуемому объекту;
– воспитывать трудолюбие, уважение к тому, что окружает.
Следует отметить, что в ходе сбора материала, постановка цели и задач может меняться. Мир окружающий нас непредсказуем и исследователь должен быть всегда готов изменить свои планы.
Правила оформления
результатов исследовательской работы.
1. Титульный лист:
– название работы;
– авторы;
– Ф.И.О. руководителя;
– наименование образовательного учреждения;
– год выполнения работы.
Оглавление
1. Введение.
2. Литературная справка.
3. Методика и объект исследования.
4. Результаты.
5. Выводы.
6. Литература.
Введение.
В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её значение, формулируются цели и задачи.
Литературная справка.
Сделать по возможности полный обзор литературы по исследовательской проблеме. Подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление.
Методика и объект исследования.
В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.
Далее излагается методика.
В данном разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.
Результаты и обсуждения.
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый их которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий.
Выводы
В этом разделе кратко по пунктам формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшей работы. В исследовательской работе, как правило, выводы и есть ответы на вопросы, поставленные при формировании цели и задач.
nsportal.ru
Двое “юных исследователей” из старших групп нашего учреждения дошкольного образования приняли в участие в конкурсе: Сергиенко Каролина с исследовательской работой “От семечки к ткани” в номинации “Мая Радзіма – Беларусь” (руководитель работы – воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории Носко Ксения Валентиновна) и Миколос Роман с исследовательской работой “Из чего можно изготовить чернила?” в номинации “Бюро находок” (руководитель работы – воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Якимец Светлана Николаевна). Исследования ребят заняли первые места на районном этапе конкурса.
Видеофильм исследовательской работы Сергиенко Каролины “От семечки к ткани”
Обе работы также были высоко оценены членами жюри областного этапа и завоевали призовые места: исследовательская работа Сергиенко Каролины “От семечки к ткани” в номинации “Мая Радзіма – Беларусь” заняла второе место, а работа Миколоса Романа “Из чего можно изготовить чернила?” в номинации “Бюро находок” – первое место.
Это стало большой радостью для детей и гордостью для педагогов и родителей.
Об их победе много писали.
http://www.gomeluo.gomel.by/ru/oblastnoy-etap-respublikanskogo-konkursa-issledovatelskih-rabot-detey-doshkolnogo-vozrasta-ya
«Из чего изготовить чернила?» и «От семечки к ткани»
http://elsk-roo.gov.by/novosti/8-novosti/2035-2-etap-konkursa-ya-issledovatel-2016
Однако, самым ответственным и волнительным стал третий (республиканский) этап конкурса, в котором продолжила участие работа Миколоса Романа “Из чего можно изготовить чернила?”, ведь за его исследование болело не только наше учреждение, район, но и вся Гомельская область.
Чтобы покорить республиканское жюри и добавить исследованию “изюминки”, был подготовлен разнообразный материал:
Также была оформлена выставка-презентация, состоявшая из отдельных центров, каждый из которых рассказывал об определенном этапе исследования.
Итогом любознательности, старательности Романа, плодотворной, творческой работы его педагогов и родителей стало первое место в республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста “Я- исследователь” в номинации “Бюро находок”.
Предлагаем всем, кого заинтерисовала исследовательская работа, более подробно познакомиться с ее материалами!
Видеофильм исследовательской работы Миколоса Романа
“Из чего можно изготовить чернила?”
Текст исследовательской работы “Из чего можно изготовить чернила?” (краткое содержание)
Однажды на экскурсии в этнографической комнате Рома, увидел на этажерке очень интересный предмет – чернильницу. «Какое необычное слово, – подумал он, – чернильница. Для чего она предназначена?». Он рассматривал чернильницу, вертел в руках и, вдруг, нечаянно уронил. Она упала, а Рома увидел, как жидкость из чернильницы растеклась по полу черным пятном.
Он попробовал вытереть пятно, но черный след от него остался. Что это за необычная жидкость, которая оставила черный след? И чернильница лежит пустая. Рома был уверен, что быстро все исправит и без труда сделает новое чернила, но воспитатель объяснила, что в этой чернильнице хранились старинные чернила, и не так легко будет заполнить чернильницу, ведь не каждая цветная жидкость может быть чернилами.
Рома решил провести исследование.
Цель: понять, почему не каждая цветная жидкость может быть чернилами и определить, из чего можно изготовить чернила?
Задачи:
Методы исследования: сбор и анализ информации, беседы со взрослыми, «копилка», проведение исследования, обобщение, выводы.
Рома выдвинул ряд гипотез.
Гипотеза 1: – предполагаю, что вода Черного моря может быть чернилами;
– предполагаю, что из моркови можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она окрашивает бумагу, ткани и даже кондитерский крем;
– предполагаю, что из свеклы можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она оставляет на губах и на одежде;
– предполагаю, что отвар ольхи пригоден для изготовления чернил, так как мокрые шишки ольхи окрашивают кожу рук;
– предполагаю, что из черники можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она оставляет след на руках, на языке, на одежде;
– предполагаю, что из черноплодной рябины можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как ягоды темного цвета.
Гипотеза 2: предполагаю, что из сажи можно изготовить чернила, так как она оставляет черный след, который трудно смыть.
Мальчик много экспериментировал и добывал жидкости из различного природного сырья. Результаты своих экспериментов Рома отмечал в Журнале фиксации последовательных изменений в ходе исследования, который был разработан совместно с воспитателем.
Однако все они не были пригодны для изготовления чернил.
Выводы:
Исследование не дало нужного результата. Что же делать? Из чего все-таки можно изготовить чернила?
На выходных мальчик отправился в деревню к дедушке с бабушкой. Топили печь, пекли блины. Сажа попала на блин, Рома попробовал ее стереть, но она растерлась, испачкала блин и руки. Он заметил, что сажа оставляет след, похожий на след пролитых в этнографической комнате старинных чернил! Рома попробовал изготовить чернила из сажи!
И через день, и через семь дней, и через месяц чернила, изготовленные из сажи, оставались черными, не выгорали, не прилипали.
Вот они: то, что надо! Исследование удалось!
Вывод: из сажи можно изготовить чернила, так как жидкость, полученная в ходе смешивания сажи с молоком, оставляет темный, ровный след на белой бумаге, не выгорает, не липнет.
Рома надеется, что познакомившись с его исследованием, вы сможете сами изготовить чернила в домашних условиях. А есть ли у Вас чернильница? Скорее всего, что нет, ведь на смену старинной чернильнице пришла ручка. А будет ли писать современная ручка, если ее заполнить чернилами из сажи? На этот вопрос он постарается ответить в следующем исследовании.
Выставка-презентация исследовательской работы “Из чего можно изготовить чернила?”
sad1elsk.schools.by
Исследовательская деятельность в детском саду
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
– это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность – естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Значение исследовательской деятельности для детей:
Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно – перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Модель исследовательских технологий
совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:
Из опыта работы:
В своей группе «НЕПОСЕДЫ» мы устроили «Лабораторию мудрого Филина», которая помогает нам изучать мир, который нас окружает В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.
В апреле в нашей группе «Непоседы» был реализован исследовательский проект
В рамках этого проекта мы:
– цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
nsportal.ru