Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция»(от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.
Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении:
1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.
• Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.
• Деловая игра
• Педагогический ринг: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
• Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формироватьвыводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, – «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?».• Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
• Дискуссия – один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
• Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
• Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.
• Лекция вдвоем: педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.): 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час «Золотые россыпи»: работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.
• Мастер – класс (практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогудостичь наилучших результатов.
• Проблемные педагогические ситуации. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.
• Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
• «Киношкола»: педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.
• Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Коучинг – сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
• Квик – настройка
: это настрой педагога на успешную работу.1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
• Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагогиучаствуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
• Технология открытого пространства: предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы).
• Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.
Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, – приведет к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
infourok.ru
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования.
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественнойпедагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно –образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует повышениюпрофессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.
Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные,интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.
Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении:
1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.
• Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.
• Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.
• Педагогический ринг: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели егопроведения: уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ».
• Круглый стол: тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своейформулировке альтернативные элементы. Например, – «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольноеобразовательное учреждение – каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?».
• Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
• Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
• Дискуссия – один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения. Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами, а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимозаинтересовать педагогов, указав им на нерешенные или неоднозначно решаемыепедагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.
Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.
Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогови поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения, высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.
• Дискуссионные качели (дискуссия): аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
• Мозговой штурм: группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.
• Лекция с применением техники обратной связи: Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории. На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.
• Лекция вдвоем: педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.
• Лекция «вопрос – ответ»: на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.
• Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.): 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами.
• Творческий час «Золотые россыпи»: работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.
• Мастер – класс (практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
• Проблемные педагогические ситуации. Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.
• Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье»: педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно –образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Например: «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
• «Киношкола»: педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети). Показ без комментариев. По даннымпедагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.
• Банк идей: это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада».
• Выставки – ярмарки педагогических идей, аукцион: публичное представление лучшихобразцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию.
• Коучинг – сессия: интерактивное общение. Развивающее консультирование, дискуссия(вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.Например: «Работа с аттестуемым педагогом».
• Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу.
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
• Кейс – метод: неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.
• Технология открытого пространства: предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.
Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и планаработы).
• Презентация: наглядный вариант лекционного и практического материала.
Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, – приведет к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Литература:
1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организациипедагогических советов в ДОУ. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.
nsportal.ru
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис,
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника.
И. Иманцуми
Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В нашем дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель. Время диктует свои условия и к старшему воспитателю предъявляются особенно высокие требования. Это касается не только профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Это должен быть специалист, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать экспериментальную работу в учреждении, владеющий новыми информационными технологиями, эксперт-аналитик, отвечающий за организацию и контроль педагогического процесса. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных, методов воспитания и обучения. И здесь хочу привести цитату В.Н. Просвиркина: «Сегодня идти в ногу со временем – значит отставать. Его надо опережать. Увидьте себя в будущем».
Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них:
Деловая игра – это творческая, свободная деятельность; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками правила игры.
Цель: отработка профессиональных навыков, педагогических технологий.
Форма проведения : коллективная
Вот игры, которые мы проводим в ДОУ с педагогами:
Ролевая игра «Первое впечатление».
Так можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора и книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра. Каждому участнику предлагается книга и лист с заданием (ролью) в соответствии с которой он должен подготовить двухминутное сообщение.
Ролевая игра «Багаж»
Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.
Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявить и закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.
Сюжет игры. На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.
Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земные» профессии, которым они готовы соответствовать, например повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.
Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.
Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух. В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы .Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать. На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.
Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:
Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
Что станете предпринимать для возвращения домой?
На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность
проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов. На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить , а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе. Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».
Мастер-класс – это передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь больших результатов. Достоинства мастер-классов в том, что привлекают внимание педагогов к использованию нетрадиционных форм работы, развивают творческий потенциал воспитателей, обмен опытом между педагогами.
«Мозговой штурм» – это форма методической работы, способствующая развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы. Метод “мозгового штурма” еще называют “мозговой атакой”, имея в виду атаку на задачи. Методика проведения «мозгового штурма»:
1. Постановка задачи.
2. Выдвижение идей.
3. Обсуждение идей.
4. Принятие решения.
Достоинства метода мозгового штурма.
– Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
– Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект – увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект “коллективного” ума) и возможности развивать идеи друг друга.
– Мозговой штурм можно использовать для раскрепощения сознания
– Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
– Можно научить людей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
– Можно научить адекватно воспринимать позитивную критику
Пример «мозгового штурма»:
1) Вопросы
• Чем руководствоваться при выборе материалов и оборудования для развивающей предметно –пространственной среды в группе?
• Что в включается в понятие «детская игра»?
• Какова основа сюжетной игры ребенка?
• Дайте определение понятию игрушка?
• Что подразумевается под развивающая предметно-пространственная среда для детей в группе детского сада?
Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения.
2) Творческое проектное задание
Участники игры делятся на две группы по цветным жетонам выданным заранее .
Задание: создайте новую предметно-развивающую зону для своей группы.
Оборудование: фломастеры, 2 листа А4.
Выбрать одного или двоих участников из команды которые будут защищать проект.
3) Подведение итогов
Анкета для педагогов
Решение педагогических задач.
Цель : ознакомление с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности воспитателя и воспитанников, системой их взаимоотношений. Выполнение заданий способствует формированию и развитию умения выделять из многообразия явлений существенное, главное.
Педагогические задачи целесообразно брать из практики ДОО. Они должны знакомить с опытом лучших педагогов и предостерегать от наиболее частых ошибок.
Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
Литература:
/ Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2015г.
О. Кокоткина
nsportal.ru
educontest.net
educontest.net
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
МАСТЕР-КЛАСС
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня мы поговорим с вами о повышении качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Если Вы уверены, что качество воспитательно-образовательной работы в современном детском саду невозможно повысить без использования инновационных технологий – поднимите правую руку!
Если вы считаете, что освоение инновационных технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов – поднимите левую руку!
Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов просто необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения коллег потопайте ногами.
Ну, вот, Вы уже улыбаетесь и готовы к восприятию информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации взрослых и детей, используемых нами в методической и педагогической работе (разогревки – самооценки), опять успешно сработал.
Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОУ, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике.
Мы, как и многие образовательные учреждения продолжаем работу по наращиванию в применении нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения педагогов, родителей и воспитанников ДОУ.
Рассматривая понятия сущности профессионализма педагогов можно сделать вывод, что развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольном учреждении является использование интерактивных методов и форм взаимодействия с родителями и воспитанниками ДОУ. Уровень владения разнообразными приемами взаимодействия с детьми и взрослыми, эффективность их применения, во многом определяет профессиональную готовность к реализации образовательной программы ДОУ.
Что же такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком).
Интерактивные методы обучения – это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение воспитанников в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
По свидетельству экспериментальных данных при лекционной подаче материала усваивается не более 20 – 30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) – до 90%. Эти данные полностью подтверждает древняя китайская пословица, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»
Работа в группах:
распределите предложенные формы и методы работы на 2 части – традиционные и интерактивные.
Формы и методы работы с педагогами и родителями
Традиционные
Инновационные
проблемные семинары
семинары-практикумы
дни открытых дверей
творческие микрогруппы
наставничество
– индивидуальное шефство
– выступления перед аудиторией
– обобщение опыта работы
– проблемные консультации;
– «Школа молодого педагога»
– взаимопосещения занятий;
– методические посиделки;
– МО специалистов;
– открытые НОД – приглашения
– смотры-конкурсы
«копилка» педагогического мастерства
мастер-классы
проектная деятельность
создание банка инновационных идей
творческие конкурсы
творческая лаборатория молодых специалистов
школа родительской любви
педагогический маркетинг
ярмарка инновационных идей
творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
музыкально – литературная гостиная
– метод «Кейсов»
– метод «Модерации»
– разминки
Можете ли вы добавить список нетрадиционными форм и методов?
Команда коллег согласна с таким разделением?
Что вы хотели бы добавить или убрать из такого разделения?
В числе основных методических принципов интерактивного обучения выделяют следующие:
1. Принцип проблемности
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает мотивацию и дает возможность педагогам проявить умственную самостоятельность и инициативность.
2. Совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью всех субъектов образовательного процесса.
3. Принцип дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей педагогов.
4. Рефлексивность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны методиста, так и педагогов.
Работа в группах: Составить перечень преимуществ интерактивных методов.
способствуют эффективному усвоению материала;
стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию;
повышение уровня активности и самостоятельности;
развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Почему мы говорим «Да интерактивным методам?»
При всех своих положительных качествах, методы активного обучения обеспечивают:
Высокую мотивацию
Прочность знаний
Активную жизненную позицию
Демократичность
Командный дух
Самовыражение
Индивидуальность
Взаимоуважение
Творчество
Фантазия
Коммуникабельность
Акцент на деятельность
Что позволяет резко увеличить % прочности усвоения материала.
Вопрос: Что может затруднять внедрение интерактивных методов и форм в методическую работу с кадрами? (ответ пишут на индивидуальных листочках)
Задача группы: сформулировать общую проблему из разрозненных ответов участников группы, сгруппировав их.
Определить способы разрешения проблем по алгоритму «Зеркало прогрессивных преобразований» и оформить в таблице:
Указать проблему начиная с частицы НЕ или НЕТ, или глагола, отрицающего наличие чего–нибудь.
Проблема________________________________
Причины
Цель
Задачи
Мероприятие
Планируемый результат
Указать причины этой проблемы
Проблему переформулировать в цель, начиная с глагола.
Причины переформулировать в задачи.
К каждой задаче определяется мероприятие и планируемый результат.
По итогам обсуждения группы представляют свои результаты.
Вопрос к противоположной группе: Довольны ли вы результатом обсуждения? Устраивают ли предложенные перспективы решения?
Таким образом, применение интерактивных методов и форм в нашей деятельности позволяет создать условия для самостоятельной и творческой работы, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом.
infourok.ru