Этап урока | Содержание деятельности учителя | содержание деятельности обучающегося | формируемые способы деятельности учащихся |
I. Организационный момент | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Дети проверяют готовность к уроку | Эмоциональный настой на урок. Слушать и понимать речь других. |
II.Речевая разминка | — Прочитайте жужжащим способом. Как во славном было городе во Киеве, Как у ласкового князя у Владимира Еще были-жили тут бояре кособрюхие, Насказали на Илью они на Муромца, Ай какими он словами похваляется: «Я ведь князя-то Владимира повыживу, Сам я сяду во Киеве на его место, Сам я буду в Киеве да князем княжити!» – Прочитайте медленно. Прочитали с ускорением, но шёпотом. – Читаем выразительно. – Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? Кто был главным героем былины? – Про какого богатыря говорится в отрывке былины? | Читают медленно, потом шёпотом и с ускорением. Читают выразительно -Мы читали отрывок из былины Главным героем былины был богатырь Говорится об Илье Муромце | Осуществлять актуализацию речевого аппарата, личного жизненного опыта |
III. Актуализация знаний | – Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке. – Песни о героических подвигах богатырей в народе называли… – Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? – Назовите имена богатырей, которые вы знаете. – Прочитайте название произведения на стр. 7 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 8—11. – Предположите, о чем это произведение. | В народе называли былинами. «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и др. Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. Ответы детей | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Определять последовательность действий на уроке. |
IV.Сообщение темы и постановка целей урока | – Что сегодня мы будем изучать на уроке? – Какую цель поставим перед собой? | Сегодня на уроке мы будем изучать былину. Познакомится с былиной «Ильины три поездочки». | Целеполагание, планирование. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
V. Работа по теме урока | – Что такое былина? Почитаем определение в словаре И. Ожегова. – Откроем рабочие тетради на странице 13 и запишем определение былины – От какого слова образовалось былина? – Что значит быль? Почитаем определение в словаре И. Ожегова. Запишем в рабочей тетради на стр. 13 определение быль. – Ребята, у былины есть отличительные черты: Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования. – Кто такие богатыри? Почитаем определение в словаре И. Ожегова. Открыли учебники на стр. 7 (Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на стр. 7-12 учебника. ) – Следите за моим чтением, отмечаем непонятные слова и выражения. – После того как я прочитаю, ответите на следующий вопрос: «Почему богатырь выбирал, куда ему ехать?» (Учитель читает былину) – Почему богатырь выбирал, куда ему ехать | ответы детей Былина это русская народная эпическая песня о богатырях. (дети записывают определение) Образовалось от слова быль. Ответы детей Быль- это то, что было в прошлом, в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы. (дети записывают определение) Ответы детей Богатырь– герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Ответы детей | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Работа с информацией, моделирование. Воспитывать интерес к былинам. |
V.Словарная работа | – Какие слова и выражения вам были непонятны? Застава– сторожевой или наблюдательный укреплённый пункт отряда служилых людей с военным начальником. Булатной броне – стальные и узорчатые доспехи, их надевают поверх одежды, укрывая жизненно важные части тела во время боя. Яхонты– одно из устаревших названий ювелирных минералов, камней. Кремневёньких– из кремня Деревенщина – житель деревни, простоватый, грубый, неотесанный человек Кряковистый – громкий, пронзительный, резкий (о голосе) Убранство– украшение, внешняя отделка Смета–несметное, несчитанное богатства Сажень– 2,134 метра (заршина) Росстань– перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье Палицей– старинное оружие, тяжёлая дубина с утолщенным концом. – Теперь при работе с текстом трудностей в понимание у нас не будет. | Дети перечисляют слова Читают значение выделенных слов в синей рамке в словаре учебника на стр. 124 | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять анализ произведения. Ориентироваться в прочитанном тексте. |
VI. Физкультминутка | Встанем, отдохнем. Дружно встали – раз, два, три – | Дети встали Руки на пояс Ладонь приставили к глазам Ноги на ширине плеч Повернулись вправо Посмотрели Повернулись влево Ещё раз так повернулись и Посмотрели Руки на пояс Наклоны Подняли руки, как силачи. | Воспитывать здоровый образ жизни. |
VII. Продолжение работы по теме урока | Отдохнули, продолжаем работать. – Как необходимо читать текст былины? – Какой темп мы выберем? – Ребята. Былины в старину рассказывались одним человеком -сказителем. Сопровождался рассказ игрой на музыкальном инструменте, обычно это были гусли. … Исполнялись былины речитативом, в сопровождении спокойной тихой музыки. Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон. | Ответы детей Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися. | Выразительно читать. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Слушать и понимать речь других. |
VIII. Анализ текста | – Кто главный герой? – Куда поехал богатырь? – Что увидел на пути своем Илья Муромец? -Найдите и прочитайте, что было написано на камне. – Какой пусть выбрал Илья? – Почему богатырем был выбран путь поехать прямо? – Прочитайте, каким стало небо, когда Илья поехал прямо. – Кто выскочил из кустов? – Как описаны разбойники, найдите и прочитайте. – Кого по описанию вам напомнили разбойники? – Почему они названы разбойниками, как вы думаете? – Как разбойники разговаривали с богатырем? – Что хотели отобрать у Ильи Муромца? -Выполнили свою угрозу разбойники? Почему? – Что написал Илья Муромец на камне, найдите и прочитайте. – Чему учит нас былина? | Главный герой Илья Муромец Богатырь поехал на Западную сторону, на дозор. На пути Илье повстречался камень с надписью. Прямо ехать – убитому быть!.. Богатырь решил ехать прямо. Ответы детей Навалилась туча чёрная… На пути богатыря появились разбойники. Голоса у них горластые, а щиты у них крестастые… Напомнили воинов крестоносцев Ответы детей Разговаривали с угрозой, грозили гибелью Хотели ограбить и забрать коня Ответы детей Надпись новую написал… Ответы детей | Осуществлять анализ произведения. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Самостоятельно находят нужную информацию в предложенном тексте, используют её для решения учебно-познавательных задач. |
IX. Физкультминутка для глаз | Глазкам нужно отдохнуть. Глаза по кругу побегут. Много –много раз моргнут. Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки всё! | Закрывают глаза. делают глубокий вдох. Открывают глаза. Делают круг глазами. Моргают глазами. Касаются глаз ладошками рук. Глаза открыты. | Снимать зрительное напряжение. Воспитывать здоровый образ жизни. |
X. Закрепление. | — Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» стр. 8 – Расскажите, что вы видите. Как изображен богатырь на картине? – Соответствует ли образ богатыря на картине, образу Ильи Муромца, прочитанному в произведение? Почему вы так думаете? Ребята, а вы знаете, что первый вариант картины был окончен в 1877 г. , и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке. В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова — предпринимателя и мецената. | Ответы детей В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Автор желает показать единство помыслов воина и его Правого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах. Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Нелегко славному воину на чужбине, он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение. | Развивать зрительное восприятие. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. |
XI. Рефлексия. | – Что было трудным? -Что легко удавалось выполнить? – Что было интересным? – Что захотели узнать? -Оцените свою работу на уроке. – Выберите смайлики: смайлик с улыбкой – вы активно работали и всё получилось на уроке; смайлик подмигивающий – хорошо работал, но не всё получилось, как вы хотели; смайлик грустный – вам нужно дополнительно изучить данную тему. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Осуществлять контроль по результату Осуществлять |
XII. Итог | – Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина? – Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? -Каковы отличительные черты былины? | Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях. Богатырь — герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования. | Осуществлять |
XIII.Домашнее задание | Дома выразительно почитать былину стр. 7-12, в рабочей тетради стр. 13, ответите на вопросы. По желанию можно составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри». | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные |
ТЕМА:
Былина-жанр устного
народного творчества.
«Ильины три поездочки»
1
Замечательные рассказы о подвигах необыкновенных героев былин — богатырей — передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков в Древней Руси. Русские богатыри славятся невероятной силой и патриотизмом; они всегда стремятся защитить родную землю и восстановить справедливость. Эти рассказы были настолько популярны, что превратились в новый жанр — былины. Однако рассказы о богатырях известны и понятны всем и по сей день, а иногда служат основой для новых художественных произведений.
Илья Муромец — один из самых популярных былинных богатырей. Он является символом идеального воина и богатыря. В отличие от большинства персонажей подобных историй, Илья не родился героем. Напротив, он родился в типичной деревне в крестьянской семье и был инвалидом от рождения, проведя тридцать лет у русской печи, не в силах передвигаться. Но когда он выздоровел, то приобрел и огромную силу, свойственную богатырям. С того самого дня он всегда стремился использовать свою силу на благо народа. Вот почему он покинул свое село и отправился в Киев — он хотел служить своей стране.
Встреча с Соловьем-разбойником стала его первым испытанием и первым подвигом. Соловей-Разбойник (Соловей-Разбойник) — мифическое лесное чудовище из русских былин, которое жило на дереве и устрашало людей и зверей. Однако он не нападал и не грабил их. Он спрятался в густом лесу вдали от проторенных троп. Его оружием был оглушительный и, в буквальном смысле, смертельный свист, от которого сотрясались горы и падали деревья. Особенно он был страшен тем, что загораживал дорогу на Киев, бывшую самой прямой и удобной, но заросшую и нехоженую, — до тех пор, пока Илье Муромцу не понадобилось ехать в Киев, т. е.
Илья был единственным человеком, который не боялся соловьиного свиста, а бесстрашие было именно тем, что требовалось для победы над злодеем. Драки не было, Илья просто пустил стрелу из лука. Соловей был побежден, но не мертв. Илья отвез его в качестве трофея в Киев, где показал князю, чтобы доказать свою силу.
Антагонизм Ильи и Соловья подчеркивается в этой трехмерной мозаике выбором материалов для фона: то, что кажется искусственным нагромождением кристаллов бычьего кварца в пегматите, на самом деле происходит естественным путем. Символ природы — Соловей-разбойник — изображен в яркой рубахе из того же пегматита (его еще называют графическим гранитом).
Если мы присмотримся к главному герою, Илье Муромцу, его запятнанная временем кольчуга со следами многих сражений является витриной тонкого мастерства из-за твердой, но чрезвычайно хрупкой природы гематита (название которого происходит от греческого слова от слова «кровь»), который в русском языке часто называют «кровавым камнем».
Из города Мурома,
Из деревни Карачарово,
Ехал дерзкий и толстый добрый юноша.
Он был на заутрене в Муроме,
Он хотел успеть к вечерне в столичном
городе Киеве.
[…]
Илья погонял своего богатырского доброго коня,
Ехал по прямой дороге.
Добрый конь его богатыря
Прыгал с горы на гору
И прыгал с холма на холм,
Перескакивал через ручьи и озерца
[…]
Соловей свистит, как соловей,
Кричит, злодей-разбойник, как дикий зверь.
И от свиста соловья,
И от крика дикого зверя
Все травы и луга опутываются,
Все лазурные цветы теряют свои лепестки
Все темные леса склоняются к земле . <...>
Потом старый казак Илья Муромец
Взял лук свой тугой гибкий,
Взял в руки белые,
Натянул шелковую нить,
Наложил закаленную стрелу,
Потом выстрелил в Соловья-разбойника,
Выбил Соловью правый глаз и висок,
Соловья бросил в сырую землю,
Он привязал его к своему правому стальному стремени,
Он нес его через знаменитое открытое поле.
https://www.trip.com/toplist/topexperience/gorod-murom-historic-sites-1011000001321531280
The Top-10
Show More
Updated Invalid Date
TOP 1
4 photos
No comments yet
Murom
2. 2km from downtown
Исторические места
TOP 2
4 Фотографии
НЕТ КОММЕНТАРИИ. 0002 Исторические участки
TOP 3
4 ФОТОГРАФИИ
НЕТ КОММЕНТАРИ
4 Фотографии
Нет комментариев.
Пока
Мурум
1,4 км от центра города
Исторические места
Топ 5
0002
4 photos
No comments yet
Murom
3. 1km from downtown
Historic Sites
TOP 6
4 photos
НЕТ КОММЕНТАРИЙ. Пока
MUROM
2,6 км от центра города
Исторические места
Верх.