Игры и задания для детей совместно с родителями
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
“Запретное слово”. Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово “нет “. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, ” Ты спишь в ванной? “, ” Снег белый?”, “Ты умеешь летать? ” и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете.
“Запрещенное движение”. Малыш повторяет за мамой все упражнения зарядки, кроме одного “запрещенного” (прыжка или, например, хлопка).
“Разведчик”. Начните игру из коридора. “Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке.” Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
“Секретное письмо”. Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы “прозрачными красками на прозрачной бумаге”. Следующее секретное послание писать малышу.
“Наблюдатель”. Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое (“прозрачное, похожее на маленький домик”) вы видите. Можно играть и так: “Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате”.
“Архитектор” Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
“Волшебное слово” Сначала следует договориться, какие же слова считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М` или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
“Шерлок Холмс” Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает “сыщику ” угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Даже не очень внимательные родители замечают, что их дети-дошкольники обладают удивительной памятью: они способны без заучивания запоминать целые стихотворения и отрывки и часто поражают литературные и художественные вкусы своих родителей, цитируя модный телесериал или текст рекламного ролика. Хорошо бы, чтобы эта удивительная способность не пропадала впустую – ведь ее расцвет ограничен во времени! И хотя почти все дети имеют лучшую память, чем взрослые, внутри группы детей все-таки существуют и различия: кто-то лучше запоминает материал, а кто-то хуже.
Можно помнить долго, всю жизнь – в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Можно помнить несколько секунд – время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания.
Можно говорить также о непосредственной памяти – когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде “узелков” на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Например, наши бабушки запоминали последовательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!
Вот как много видов памяти существует – и это еще далеко не все из того, что известно психологам и педагогам! Но самое главное для нас – это то, что память ребенка можно упражнять и развивать. Актеры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребенка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык, и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значения слов.
Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти. Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому прекрасно, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребенка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Однако 80 % всей информации человек получает все-таки благодаря зрению и слуху, мы сосредоточимся в дальнейшем на развитии именно этих видов памяти. Память может скрывать, компенсировать недостаток других способностей у ребенка, но может и стимулировать их, помогая расширять кругозор, создавая стереоскопическую картину мира и обогащая поведение новыми образцами. В этом разделе мы помещаем игры и упражнения по развитию памяти, необходимые для успешного обучения в школе.
“Отгадай-ка! “
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи
Можно играть как с группой, так и с одним ребенком.
“Бабушка укладывает в свой чемодан… “
Игра для развития механической памяти
Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше – компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: “Бабушка укладывает в свои чемодан… расческу”, следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: “Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки” и т.
“Пуговицы”
Игра для развития памяти и внимания
В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
“Дверная скважина”
Игра для развития зрительной памяти и пространственного мышления
Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его.
Игры на развитие памяти детей
Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает зрительная и слуховая. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.
Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.
За один раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет – 5 слов, взрослый – 9 слов.
В этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть. Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре.
«Супермаркет»
Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.
Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.
«Каждой вещи – своё место»
Цель: развитие долгосрочной памяти.
Материал: вещи, покупки.
«Пряталки»
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: 4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны.
«Карлсон расшалился»
Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти.
Материал: игрушки.
«Запоминай-ка»
Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.
Материал: предметные картинки.
«Повторяй-ка»
Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.
Материал: карандаш, бумага.
«Узор из пуговиц»
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: пуговицы, счетные палочки.
«Хлоп»
«Глаза открываем – стихи вспоминаем»
Осень золотая в гости к нам пришла
И с собою много красок принесла.
Желтый, и зеленый, и бордовый лист,
На тропинку нашу, падая, ложись.
Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.
Улетают птицы в небо высоко.
Мы с собой корзинки разные возьмем.
В лес мы по грибочки дружно все пойдем.
«Узелки на память»
«Припоминалки»
Цель: формирование наглядно-образного мышления.
Материал: призы.
1 Вариант
2 Вариант
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие внимания, памяти, координации движений.
Материал: мяч.
Ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица – животное, живое – неживое, тихое – громкое и т. п.
«Помнишь ли ты?»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке (дедушка на даче и т. п.)», «Можешь ли ты сказать мне, чем наш дом отличается от соседнего?»
«Я знаю…»
Цель: развитие памяти, внимания, моторики.
Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков…» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.
«Я скажу, а ты – запомни»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.
«Запомни и расскажи»
Цель: развитие внимания, памяти.
Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга. По мере адаптации ребенка к игре задать вопросы, побуждающие к большей детализации рассказа, подбирать картинки с большим количеством элементов.
«Посмотри и сделай так же»
Цель: развитие внимания.
Взять любую раскраску, выбрать крупный одиночный предмет и закрасить одну его половину. Предложить ребенку раскрасить вторую часть точно так же, как раскрашена первая.
«Сделай, как я!»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: счётные палочки.
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. Можно использовать не только счетные палочки, но и пуговицы, геометрические фигуры, карандаши и т.д.
«Пуговица»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Материал: игровое поле, пуговицы.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
«Запомни точки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Вывешиваются плакаты и предлагается задание – внимательно рассмотреть и запомнить расположение точек. Затем эти плакаты убираются, и дети по памяти воспроизводят увиденное.
«Разложи карточки»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр, знаков и т.д. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
«День и ночь»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: предметные картинки.
На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!» – дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: набор карточек с геометрическими фигурами.
Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.
«Радио»
Цель: формирование умения детей по памяти рассказывать об особенностях одежды детей своей группы, отгадывать по описанию товарищей; развивать память, активизировать речь детей.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором. Закрою глаза и по памяти опишу ребенка нашей группы. Слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
Так воспитатель начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас» – говорит воспитатель. Нового диктора выбирают при помощи считалочки.
«Запомни картинки»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: карточки со следующими картинками: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.
Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.
«Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: игрушки: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.
Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—6 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек или ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки.
«Художественный салон»
Цель: формирование умения описывать выбранный предмет, развивать память, сосредоточенность, речь.
Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.
Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие – «покупатели». Они выбирают предмет покупки, запоминают и точно по памяти описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатели» меняются ролями.
«Кукловод»
Цель: развитие двигательной памяти.
1 вариант. Воспитатель – «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».
3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
«Зеркало»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).
Упражнение «Паровозик»
Несколько детей встают “паровозиком” друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.
«Я положил в мешок»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.
«Соберем букет»
Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.
Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т. д.
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Прогулка в картинках»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно.
По возвращении домой (в детский сад) попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.
«Нарисуй фигуру»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.
Ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил: «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».
«Найди свой предмет»
В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.
«Круг, треугольник и квадрат»
Цель: развитие осязательной памяти.
Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.
Задания:
«Угадай-ка!»
Цель: развитие логической памяти.
Взрослый дает словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверек прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».
«Чей силуэт?»
«С какой ветки детки?»
Показать детям ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.
«Узнай, кто это»
Показать детям части предмета и спросить, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.
«Воспроизведение рассказа»
Цель: развития смысловой памяти.
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:
Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:
«Запомни слова»
Цель: развитие произвольной памяти.
Детям предъявляются 6 картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 6 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.
Упражнение «Найди нужную картинку»
Детям предлагается из предложенных картинок найти такую, которая помогла бы запомнить данное слово.
«Слова»
Детям предлагается 5-6 слов, им необходимо придумать слова, связанными с ними по смыслу:
Мёд (пчела) Гриб (лес) Лопата (огород) Лодка (речка) Мех (шуба).
«Вспомни слово»
Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:
окно – цветок, лыжи – снег, чашка – молоко, книга – учитель, нога – палец, дорога – машина и т. д.
После этого он поочередно называет первое слово из пары и просит ребенка вспомнить второе слово.
Дети постоянно учатся и расширяют свой кругозор. Одним из наиболее важных аспектов раннего детства является развитие сильной памяти. Игры на развитие памяти для детей — это идеальный инструмент, который родители могут использовать для улучшения памяти своего ребенка, а также весело провести время с ним.
Хорошая память необходима для успешной учебы и решения повседневных задач. Вот список из 20 лучших игр для развития памяти вашего ребенка!
Ищете другие математические онлайн-игры и игры ELA, чтобы обучать и увлекать своих детей? Вот еще игры, чтобы проверить!
Неудивительно, что игры на развитие памяти так популярны среди детей – это увлекательный способ обучения! Лучшие игры для развития памяти для детей помогут улучшить их память, а также позволят провести время с семьей.
1. Математика и игры для чтения SplashLearnSplashLearn предлагает разнообразные увлекательные онлайн-игры для развития памяти для детей (и тысячи других обучающих игр). Эти игры помогают детям научиться распознавать закономерности и запоминать последовательности. Они также являются отличным способом улучшить зрительно-моторную координацию.
С помощью SplashLearn дети могут тренировать свои навыки памяти, одновременно изучая математические понятия. Игры интерактивны и увлекательны, что делает их идеальным ресурсом для улучшения памяти.
Возрастной диапазон: 3-11 лет
Цена: Вы можете начать с 7-дневной бесплатной пробной версии! После этого выберите план, который подходит вашему ребенку (от 4,99 долларов в месяц).
SplashLearn пробуждает любознательность на протяжении всей жизни благодаря своей обучающей программе PreK-5, основанной на играх, которую полюбили более 40 миллионов детей. С более чем 4000 веселых игр и занятий, это идеальный баланс между обучением и игрой для вашего малыша.
Попробуйте бесплатно
2. Карточная игра на память Это классическая игра на память, которая существует уже несколько поколений. Цель игры состоит в том, чтобы найти пары совпадающих карт. Вы переворачиваете две карты каждый ход и пытаетесь вспомнить, где они находятся. Если они совпадают, вы удаляете их с доски. Если нет, вы переворачиваете их и пытаетесь запомнить их местонахождение в следующий раз.
Детям нравится эта игра, потому что она проста для понимания и в нее может играть любое количество игроков. Также здорово помочь вашему ребенку развить навыки памяти и концентрации.
Необходимые вещи: Колода игральных карт
Возраст: 6+
Цена: Бесплатно. Наверняка у вас дома есть все необходимое!
3. Что на подносе?Нейропсихолог, также известная как задача Кима, разработала эту игру на запоминание, чтобы помочь оценить кратковременную память у детей. В нее можно играть с двумя или более игроками; вам нужен только поднос, несколько мелких предметов и таймер.
Чтобы поиграть, положите предметы на поднос и дайте ребенку хорошенько их рассмотреть. Как только они будут готовы, накройте поднос тканью и уберите его из поля зрения. Попросите их перечислить столько предметов, сколько они смогут вспомнить. Цель состоит в том, чтобы увидеть, сколько предметов они могут вспомнить через короткое время.
Эта игра на развитие памяти отлично подходит для детей всех возрастов. Вы можете усложнить ее, увеличив количество предметов или установив ограничение по времени.
Необходимые вещи: Поднос, мелкие предметы, таймер
Возраст: 3+
Цена: Бесплатно, у вас наверняка есть все необходимое дома!
Связанное Чтение: Веселые бесплатные онлайн-игры для детей4. Изображение БИНГО
Это забавная версия классической игры Бинго. Вам понадобится набор карт Бинго (их можно купить или сделать самостоятельно) и несколько небольших призов для игры. На каждой карточке должен быть свой набор изображений.
Один игрок выбирает картинку и называет ее, чтобы начать игру. Например, «Я вижу кошку». Затем все игроки будут искать эту картинку на своей карточке и отмечать ее, если она у них есть. Выигрывает тот, кто первым соберет пять фишек подряд (по горизонтали, вертикали или диагонали).
Эта игра отлично подходит для детей, которые только учатся играть в БИНГО. Картинки облегчают им определение чисел, а также это интересный способ помочь им улучшить свои навыки памяти.
Возрастной диапазон: 3+
5. Час пикЭта игра о пробках — отличный способ для детей поработать над своими навыками решения проблем. Игроки должны вывести свои автомобили из тупика, перемещая другие транспортные средства. Хотя вы можете играть в игру с одним игроком, веселее играть вдвоем или более.
Это одна из лучших игр на развитие памяти для детей, потому что она требует, чтобы они думали наперед и планировали свои действия. Это также отличный способ научить их решать проблемы в веселой и интерактивной форме.
Возраст: 8+
6. Игра «Волшебный кубок» Эта игра представляет собой новый вариант классической игры в ракушки. Все, что вам нужно, это небольшая чашка и три небольших предмета, которые могут поместиться под ней. Объектами могут быть что угодно, например пуговицы, монеты или конфеты.
Чтобы начать игру, один игрок выбирает предмет и прячет его под одной из чашек, чтобы начать игру. Затем они перепутают чашки и попросят другого игрока угадать, в какой чашке спрятан предмет. Цель состоит в том, чтобы запомнить, где находится предмет после того, как чашки были перепутаны.
Возраст: 3+
Цена: Бесплатно. Наверняка у вас дома есть все необходимое!
7. СаймонЭта классическая игра — отличный способ помочь вашему ребенку сосредоточиться и запомнить инструкции. Чтобы играть, вам нужно будет следовать схеме, которую Саймон делает с помощью четырех цветных огней. По ходу игры узоры усложняются, поэтому вашему ребенку придется сконцентрироваться, чтобы победить.
Доступны различные версии Саймона, поэтому вы можете выбрать ту, которая соответствует возрасту и способностям вашего ребенка.
Возрастной диапазон: 5+
Похожие чтения: Лучшие головоломки для детей, чтобы улучшить внимание и память
5 для игры, которая одновременно образовательная и веселая, Bananagrams — отличный выбор. Эта динамичная игра в слова идеально подходит для детей от 7 лет и старше, в нее могут играть от двух до восьми игроков.
Банан, набитый плитками с буквами. Первый игрок выбирает плитку и пишет слово. Затем следующий игрок должен написать слово, используя одну из букв слова первого игрока, и так далее. Если игрок не может написать слово, он вытаскивает букву из банана и добавляет ее к своим словам. Цель игры — стать первым игроком, который использует все свои плитки с буквами.
Возрастной диапазон: 7+
Похожие чтения: Лучшие развивающие игры для детей по предметам и классам9. Поезд на память
Список детских игр для развития памяти не будет полным без старой доброй игры «Поезд на память»! В эту классическую словесную игру можно играть с любым количеством игроков, что делает ее идеальной для больших и малых групп.
Поезд памяти — это игра на словесное сопоставление, которая лучше всего подходит для детей в возрасте от четырех лет и старше. Чтобы играть, один человек начинает с того, что произносит предложение, затем следующий повторяет его и добавляет свое. Цель состоит в том, чтобы запомнить как можно больше предложений.
Например, первый человек может сказать: «У меня есть собака». Затем второй человек повторял: «У меня есть собака, и я люблю играть с ней». Третий человек повторял: «У меня есть собака, и я люблю играть с мячом». И так далее.
Возраст: 4+
Цена: Бесплатно, вам нужны только друзья
10. Мраморная дорожкаВы можете легко создать дома мраморную дорожку своими руками из переработанных материалов. Эта игра на развитие памяти отлично подходит для детей всех возрастов, в нее можно играть индивидуально или в команде.
Чтобы играть, каждый игрок или команда должны катить свои шарики по взлетно-посадочной дорожке в чашку соответствующего цвета в конце. Побеждает та команда, которая первой поместит все свои шарики в правильные стаканчики!
Возраст: 4+
11. Я шпионОдна из самых популярных игр на развитие памяти, «Я шпион», идеально подходит для поездок в машине или в залах ожидания. Для игры один игрок выбирает объект и говорит: «Я смотрю своим маленьким глазом…», после чего следует описание объекта. Затем остальные игроки пытаются угадать, что это такое. Вы можете играть в эту игру с предметами внутри или снаружи дома и во время путешествия в машине.
Вы также можете усложнить игру, добавив ограничение по времени, например 30 секунд, или дав несколько подсказок.
Возраст: 4+
12. Игра в рифмы Эта игра на развитие памяти идеально подходит для детей, которые любят петь и рифмовать. Выберите категорию, такую как животные, еда или транспорт, чтобы играть. По очереди произносите слово из категории, а затем пусть ваш ребенок скажет слово, которое рифмуется с ним. Например, если вы скажете «кошка», ваш ребенок может сказать «шляпа». Цель состоит в том, чтобы увидеть, сколько слов подряд вы можете зарифмовать. В эту игру также можно играть с бессмысленными словами, что может быть особенно сложным и веселым для детей.
Возрастной диапазон: 3+
13. Барабанные ритмыКогда ваш ребенок немного подрастет, он сможет научиться держать ритм. Эта игра памяти поможет им сделать именно это! Все, что вам нужно, это барабан или что-нибудь, что может издавать звук при ударе. Вы можете придумывать собственные биты или использовать известные песни.
По очереди сочиняйте ритм и смотрите, сможет ли другой человек запомнить и воспроизвести его. По мере улучшения состояния вашего ребенка вы можете добавлять более сложные ритмы.
Возраст: 4+
14. Словесная лестница Эта игра похожа на классическую игру Телефон, но со словами вместо фраз. Чтобы играть, выберите категорию, такую как животные, еда или транспорт. Первый игрок говорит слово из категории, а следующий игрок должен сказать слово, начинающееся с последней буквы первого слова. Например, если первый игрок говорит «кошка», второй игрок может сказать «тигр». Цель состоит в том, чтобы увидеть, как долго вы сможете поддерживать цепочку, не повторяя ни одного слова.
Возраст: 5+
15. Нарисуй слово у меня на спинеЭта игра на развитие памяти идеально подходит для детей, которые любят рисовать. Для игры один игрок пальцем пишет слово на спине другого игрока. Цель состоит в том, чтобы угадывающий угадал слово, не видя его. Вы можете усложнить игру, добавив ограничение по времени.
Возраст: 6+
16. Тетрис Танграм Пазл Эта игра на развитие памяти представляет собой новый вариант классической головоломки Танграм. Для игры вам понадобится головоломка TetrisTangram Jigsaw Puzzle и таймер. Цель состоит в том, чтобы завершить головоломку как можно быстрее. Вы также можете добавить второй слой к головоломке, перевернув ее и попытавшись решить вверх ногами!
Эта игра на память помогает решать проблемы, развивать критическое мышление и творческие способности. Это также отличный способ улучшить зрительно-моторную координацию.
Возраст: 5+
Читайте также: Лучшие пазлы для детей всех возрастов17. 5 17. 5 904 90 0 Различие 002 Игра, которая никогда не устареет, «Найди отличия» идеально подходит для детей всех возрастов. Концепция проста — две картинки рядом, с небольшими различиями между ними. Сможет ли ваш ребенок найти их все? Эта игра отлично развивает память, внимание к деталям и концентрацию.
Возрастной диапазон: 3+
Цена: $8,99 (для связанной книги «Найди отличия»)
18. Числовая строка В эту игру памяти играют с группой людей. Один человек начинает с того, что называет любое число от 1 до 9. Затем следующий человек говорит следующее число в последовательности и так далее. Если кто-то в группе ошибется или забудет номер, он выбывает! Побеждает последний оставшийся в игре человек.
Если ваши дети начинают учить свои числа, это отличный способ помочь им запомнить их. Игра также помогает с концентрацией и вниманием.
Возраст: 4+
19. Кубики историй РориКубики историй Рори — это игра на развитие памяти, в которую могут играть как дети, так и взрослые. Цель состоит в том, чтобы разработать историю, используя девять иллюстрированных кубиков. Каждая сторона куба имеет свое изображение, например, звезду, луну или дерево. Чтобы играть, бросайте кубики, а затем используйте их, чтобы рассказать историю. Побеждает игрок с самой креативной историей!
Эта игра отлично подходит для развития воображения, творчества и рассказывания историй.
Возраст: 6+
20.Эта игра-рассказ идеально подходит для групп из семи и более человек. Для начала один человек начинает с рассказа истории. Примерно через минуту человек слева от него продолжает рассказ с того места, на котором остановился первый человек. Так продолжается по кругу, пока все не сделают свой ход.
Дети любят слушать глупые, жуткие или просто нелепые истории. Суть в том, чтобы история развивалась так, чтобы все оставались вовлеченными.
Возрастной диапазон: 7+
Игры на развитие памяти имеют множество преимуществ как для детей, так и для взрослых. Игры на развитие памяти могут помочь достичь:
1. Повышение концентрации вниманияС помощью игр на развитие памяти дети учатся концентрироваться и концентрировать внимание на более длительные периоды времени. Это потому, что им нужно сконцентрироваться, чтобы вспомнить детали игры.
2.Конечно, игры на развитие памяти помогают улучшить память! Играя в игры на память, дети учатся лучше запоминать информацию. Это может быть полезно в школе, при сдаче тестов или в повседневной жизни.
3. Развивает навыки решения задачИгры на развитие памяти часто требуют от детей творческого мышления для решения головоломок. Это помогает им развивать навыки решения проблем, которые они могут использовать в других сферах своей жизни.
4. Развитие творческих способностейНекоторые игры на развитие памяти, например, Кубики историй Рори, поощряют детей к творчеству и использованию своего воображения. Это отличный способ развить навыки творческого мышления.
Связанные чтения: Лучшие занятия для развития творчества у детей
Игры на развитие памяти подходят для детей всех возрастов. Однако вы можете настроить уровень сложности, чтобы сделать игру более сложной или легкой, в зависимости от возраста и способностей ребенка. Вот несколько советов по выбору игр на развитие памяти для детей:
Вот оно! Двадцать бесплатных игр для развития памяти для детей, которые помогут улучшить их память, развлекаясь. Игры — отличный способ отточить когнитивные навыки, критическое мышление и креативность. А еще лучше то, что дети всех возрастов могут наслаждаться ими. Так что будьте готовы проверить и развить эти навыки памяти!
Связанное чтение: Математические головоломки для детей, чтобы улучшить когнитивные способности
Единого правила нет, но регулярные игры в игры на память помогут сохранить остроту ума. Старайтесь проводить несколько сеансов каждую неделю, если это возможно.
Если вы обнаружите, что игры на развитие памяти становятся слишком простыми, есть несколько способов сделать их более сложными. Один из вариантов — увеличить количество элементов, которые вам нужно запомнить. Другой способ — добавить ограничение по времени, заставляющее вас быстрее вспоминать информацию.
Если у вашего ребенка проблемы с памятью, попробуйте разделить задачу на более мелкие части. Например, если они пытаются запомнить список элементов, попросите их сосредоточиться на одном элементе за раз. Вы также можете попробовать использовать наглядные пособия, такие как картинки или карточки. Наконец, поблагодарите своего ребенка за его усилия, даже если он не преуспевает в каждой игре.
Люди всех возрастов могут наслаждаться играми на развитие памяти. Однако детям до шести лет может понадобиться помощь взрослых, чтобы понять правила и выполнить задания.
Развивайте память с помощью этих простых и веселых игр для развития памяти для детей. Они подходят и для дошкольников, и для детей постарше.
Преимущества игр на развитие памятиИгры на развитие памяти обычно улучшают рабочая память . Рабочая память — это информация, хранящаяся в вашем мозгу, к которой вы можете получить немедленный доступ.
Сильная рабочая память означает, что вы можете запоминать информацию и применять ее. Решение математической задачи в уме или запоминание имен людей, которых вы только что встретили, являются примерами рабочей памяти.
Дети с сильной рабочей памятью могут сосредоточиться на деятельности и точно запоминать информацию.
В свою очередь, они могут следовать инструкциям с более чем одним компонентом, включать новую информацию в свое мышление, а затем использовать свои знания в ряде новых, различных сценариев.
Все эти навыки влияют на когнитивное развитие детей и их способность учиться как в дошкольном возрасте, так и на протяжении всей их жизни.
В каком возрасте дети могут начинать играть в игры для развития памяти?Наличие хороших навыков рабочей памяти помогает детям легче получить доступ ко всем областям обучения. Когда детям легко учиться, они положительно относятся к обучению и к себе. Таким образом, хорошие навыки рабочей памяти могут быть трансформирующими, закладывая прочную основу для образовательного пути вашего ребенка.
Играть в игры на развитие памяти с 3-летнего возраста эффективно, и большинство детей в этом возрасте способны концентрироваться в течение более длительного периода времени и по очереди.
Большинство игр можно адаптировать, чтобы сделать их проще, если ваш ребенок сначала испытывает трудности с ними.
9 Игры на развитие памяти для детей Вот несколько моих любимых детских игр на развитие памяти.
На рынке доступно множество карточных игр, часто с популярными детскими персонажами, поэтому выберите набор, который захватит воображение вашего ребенка.
Хотите свои собственные мгновенно загружаемые совпадающие карты? Загрузите собственный набор печатных форм в конце поста.
Вот пример набора карточек из распечатываемых игр на память:
Как играть:
Это укрепляет память детей, требуя от них учитывать каждую картинку и помнить, где она расположена.
Если ваш ребенок особенно физически развит, вы можете играть в эту игру в более крупном масштабе с более крупными картинками, расставленными по комнате, чтобы вам приходилось перемещаться взад и вперед, чтобы попытаться соединить их в пары.
Поощрение физической активности способствует естественному способу обучения детей; когда дети двигаются, они начинают записывать и сохранять свои мысли, что идеально подходит для развития памяти.
2. What’s on the Tray (игра Кима)Игра Кима — это классическая игра для развития ранней памяти, используемая во многих детских учреждениях. Его очень просто настроить, и его легко можно сделать дома с помощью предметов, которые у вас есть под рукой.
Как играть:
Развивает у детей способность визуализировать и использовать навыки зрительной памяти.
Чтобы добавить интереса к игре, вы можете каждый раз забирать предмет и спрашивать, чего не хватает.
Эта игра также популярна благодаря множеству преимуществ, наиболее важным из которых является то, что она развивает концентрацию, необходимую для улучшения памяти.
Как играть:
Эту задачу можно усложнить, добавив больше чашек, передвигая их быстрее или чаще перемешивая. Вашему ребенку также может понравиться поменяться ролями и попробовать передвинуть чашки самостоятельно.
4. СветофорВот он, чтобы ваш ребенок встал и начал двигаться.
Как играть:
Это помогает наращивать память, связывая абстрактные инструкции с физическими движениями. Они должны помнить как команду, так и то, что с ней делать.
5. Я отправился на Луну и взял….В эту игру лучше всего играть в группе, когда к списку добавляется множество разных личностей, но в нее также можно играть в меньшем масштабе за обеденным столом дома.
Как играть :
В эту игру можно играть с другим начальным предложением, например. «Я пошла в магазин и купила» или «Я пошла в парк и я…», поэтому выберите то, что понравится вашему ребенку.
Повторяющийся характер игры помогает развивать память детей, когда они вспоминают списки.
6. Барабанные ритмыЭто звуковое упражнение развивает у детей навыки слушания, которые имеют целый ряд преимуществ для памяти, включая тренировку их слуховой системы обработки и создание основы для распознавания различных звуков как частей речи, что важно в обучении. читать и писать.
Как играть :
Саймон говорит — это классическая детская игра и отличный способ развития памяти, поскольку она требует, чтобы дети внимательно слушали и правильно реагировали, запоминая и ссылаясь на набор правил.
Это внимательное слушание необходимо для запоминания информации, которая передается в устной форме, и принесет долгосрочные дивиденды, поскольку дети должны будут слышать и запоминать словесные инструкции на протяжении всей школьной жизни.
Как играть :
Вот 70 команд Simon Says, которые стоит попробовать.
8. В реке, на берегу Еще одна игра с большим движением, очень простая, но эффективная, «В реке, на берегу».
Эта игра кажется очень простой, но требует большой обработки и доступа к памяти правил, что отлично подходит для развития сильной рабочей памяти.
Чтобы играть, ваш ребенок должен запомнить, где река, а где берег, а затем не забыть перевернуть инструкции и действовать соответственно.
9. Incorporate Technology Многие родители настороженно относятся к использованию технологий, и хотя ограничение времени, проводимого перед экраном, разумно, технологии являются важной частью жизни и культуры, и в небольших дозах они могут помочь детям в обучении и развитии.
Исследования показали, что технологии наиболее эффективно помогают детям учиться, когда они используют их вместе с родителями, учителями или сверстниками.
Итак, если вы хотите освоить технологии, то играйте вместе с ребенком в некоторые из доступных для детей игр на развитие памяти.
Существует множество приложений на выбор, поэтому поэкспериментируйте с несколькими и посмотрите, что подойдет вам и вашему ребенку.
Развитие сильных навыков рабочей памяти так важно для способности детей успешно учиться, поэтому, если вы сможете включить несколько из этих игр для развития памяти для детей в свой еженедельный распорядок дня, вы сможете дать своему ребенку преимущество.
Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.