Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в XIX веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:
Клеймо Politikaner, CC BY-SA 3.0Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.
Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
Масленица Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную ложную этимологию.
Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
Ваза в стиле гжель с ромбовидным и растительным орнаментом Messir, CC BY-SA 3.0Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и
«Повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет».
В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.
gepur-shop.ru
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Гжель. Растительный орнамент.
Рисунок на разделочную доску.
Поднос.
Мазковая роспись. Цветочек.
Последовательная роспись птицы.
Цветы гжель.
Цветок гжель крупным планом.
Что такое гжель.
Не землей кормимся, глина наше все.
Набор посулы гжель.
Петушок, курочка и цыплятки.
Набор голубой посуды.
Тарелка, раскрашенная гжель.
Как раскрасить масленку.
Платье в стиле гжель.
Часы в стиле гжель.
Раскраска с кувшином.
Гжель глазами детей.
Орнаменты гжель.
Мазок с тенью.
Травка гжель.
zabavnik.club
Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в XIX веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:
Клеймо Politikaner, CC BY-SA 3.0Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.
Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.
Масленица Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную ложную этимологию.
Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
Ваза в стиле гжель с ромбовидным и растительным орнаментом Messir, CC BY-SA 3.0Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и
«Повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет».
В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»
К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.
Кувшин Петух Синь России Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известных мастеров: Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.
Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Рыба-кит Синь России Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
В первую очередь, нужно обращать внимание на маркировку, которая наносится всегда под эмаль, а значит, ее невозможно стереть.
Подпись и штамп Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0Обозначается на ней или фирменный логотип завода-изготовителя, или имя мастера, если работа авторская.
В разные годы фирменное клеймо меняло свой вид. На экспорт шли изделия с клеймом на английском языке.
В Советский период Russian Handicrafts Guide, CC BY-SA 3.0И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисунке: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, в то время как на поддельные изделия небрежно наносятся несколько синих штрихов.
Мало кто знает, что изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель.
Старинный сосуд Al Silonov, GNU 1.2Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Тонкий рисунок отличается своим изяществом. В наше время лишь немногие мастера владеют этим видом гжельской росписи.
Цветная гжель
После распада СССР «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция «под гжель».
Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России. Лишь в последние годы по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать несколько предприятий.
Но ещё продолжает существовать определенная путаница с выбором продукции от этих и других предприятий, которые по-прежнему часто увязываются с самим объединением «Гжель» и её торговой маркой.
Основные центры производства Гжели:
Есть и еще несколько самостоятельных предприятий, в названии которых присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит».
ru.russianarts.online
Приглашаем принять участие в конкурсе сценариев! Призы для каждого участника! Подробнее…
Эта сувенирная игрушка выполнена из ткани в технике грунтованного текстиля с использованием росписи под «гжель». Автор мастер-класса Семенова Наталья Анатольевна.
Для работы берём материалы:
Начнём изготовление с рисования эскиза будущей игрушки. Туловище и голова у слона будут целой выкройкой. Высота около 11 см, а в ширину почти 13 см. Хобот рисуем длинным, а уши будут по своей высоте 9 см. Третьей деталью будет овал для дна игрушки.
Теперь приступим к выкройке деталей по шаблонам на ткани. Белую бязь располагаем в два сложения и карандашом обводим одну основную деталь и два уха. На туловище оставляем не застроченным дно, а в ушках делаем строчку по внешнему краю заготовки. Затем вырезаем детали с небольшим припуском и на очень сильных изгибах ножницами делаем небольшие надсечки. Делаем их аккуратно, не затрагиваем основной шов. У линии дна оставляем на подгибку около 1 см дополнительно.
Затем овал вырезаем из картона, а ткани берём на 1,5 см больше в размере.
Дальше иглой с ниткой собираем ткань по кругу и стягиваем вокруг картона.
Теперь возвращаемся к основным деталям и выворачиваем их. В основе игрушки сложная задача, в тонком хоботе, когда выворачиваем. Затем сразу иглой с ниткой намётываем сгиб у дна, оставленный при раскрое.
Уши также выворачиваем и промётываем внутреннюю часть.
Все детали готовы и переходим к наполнению туловища. Начинаем с хобота.
Затем, когда всё туловище заполнено, следует пришить дно к основе игрушки. Стоит оставить лишь отрезок в 2 см свободным. И через него нужно будет добавить ещё наполнителя.
Лишь затем следует зашить свободный отрезок. Игрушка должна быть плотно набита.
Теперь переходим к хоботу. Его нужно загнуть небольшим кольцом и закрепить ниткой с иголкой. Смотрим, в какую сторону он лучше ложится, это зависит от набивки. Низ загнутого хобота должен быть на одной линии с дном игрушки. На плоскости слон будет стоять дном и краем хобота.
Теперь на слоне намечаем линию в 3,5 см, к которой будем пришивать уши. Эта линия как бы делит основу на туловище и голову, под наклоном. Начинаем пришивать мелкими стежками сразу за две части детали, с нижнего края заготовки. Но длина внутренней части уха больше намеченной линии и поэтому нужно оставшийся край сложить, опустив его вниз. А у уха получается красивая складка. Ещё маленькая, но нужная осталась деталь. Это небольшой хвост. Берём прямоугольник, с одной длинной стороны распускаем нитки, делаем бахрому. Затем скручиваем ткань, чтобы получилась палочка с кисточкой и хвост готов. Осталось лишь пришить. На этом этапе игрушка собрана. Теперь следует всего слона покрасить белой акриловой краской и дать время для полного высыхания.
А тем временем следует хорошо рассмотреть картинку с цветами из «Гжели». Взять себе на заметку любые понравившиеся детали, которые будем использовать в росписи. По сухой игрушке начнём тонким карандашом намечать форму глаз, длина которых 3 см и ширина 1,5 см. Рисуем форму лодочки, затем опущенное верхнее веко. Намечаем середину глаза. Главное учитываем, что расстояние между глазами равно длине самого глаза. Дальше намечаем на лбу шапочку с кисточкой на хоботе. Делаем пометку серединки на краю хобота. Также следует нарисовать все 4 ноги.
Теперь на боковой стороне игрушки намечаем основной цветок с деталями вокруг него. Но не забываем о второй стороне, нужно постараться цветы рисовать в одинаковом направлении относительно хвоста.
Когда основной рисунок намечен, переходим к прорисовке. Берём основное, чем будем рисовать. Это синяя гелиевая ручка, два цветных карандаша голубого и синего тона, немного белой и чёрной краски, тонкая кисть. И начинаем с глаз. Сначала легко проходим голубым карандашом вокруг формы глаза и по веку.
Дальше следует все намеченные линии повторить ручкой, на краях ресниц прорисуем завитки.
Затем тёмным карандашом красим радужку глаза. Этим цветом рисуем края века темней. Дальше берём чёрную краску и делаем зрачок и даём высохнуть. Потом потребуется белая краска, и на зрачке ставим точку – блик. А в противоположном крае зрачка делаем маленькую белую полоску. И осталось лишь кисточкой сделать небольшое движение на радужке под зрачком. А в завершение сделаем простым карандашом тень от века на глазном белке и уголках глаз.
Теперь ручкой обводим ноги.
И карандашами делаем объём, рисуя синим по краю ноги, а середина будет голубая.
Теперь переходим к шапочке. Также начинаем ручкой, основная плоскость голубым цветом, немного тёмной полоски, а остальные элементы рисуем ручкой.
На шапочке есть кисточка. И ниже её на самом хоботе делаем небольшой узор из разного диаметра кружков.
Теперь переходим к спине. У нас два больших цветка. Первым делом контуры обводим гелиевой ручкой.
А дальше смотрим на картинку и пытаемся нарисовать так же красиво, пользуясь карандашами.
Затем рядом с цветком делаем мелкие детали в форме листиков и завитков.
Осталось только добавить рисунки ближе к ногам. Не забываем красить одинаково с двух сторон.
Роспись завершена. Чтобы ничего не размазывалось нужно сбрызнуть всего слона лаком для волос в два слоя с просушкой между ними. И игрушка готова.
Всем удачи!
Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:Еще интересно:
Посмотрите также:Пещера Апача и игрушечный огонь
Вы уже знакомы с нашим Индейцем Апачем? Поскольку у него пока нет своего викиюпа, Ирина Ма поселила…
Валяная собачка
Еще одна работа Елены Мыльниковой – ее первая валяная игрушка собачка.
“Очень давно мне хотелось …
Романтичная Лошадка
Еще один мастер-класс на наш конкурс прислала Труфанова Фаина. Из него вы узнаете, как сшить такую с…
Чудо-сани своими руками
Деревня Смурфиков. Начало
Продолжаем тему болезни кукольными домиками :). Новая история Юлии Лизневой:
“Подсмотрев идеи домик…
Игрушка крючком “Барашек Макарка”. Пошаговая инструкция
Еще одна вязаная крючком игрушка на наш конкурс от Татьяны Васюковой – “Барашек Макарка”.
Для раб…
Новогодняя композиция «Заяц на санях»
Продолжаем публикацию новогодних конкурсных работ! Смотрите, какой интересный мастер-класс подготови…
Мягкая игрушка Дракоша
Новая работа на конкурс “Куклы и игрушки” от Ольги Арисеп – мастер-класс по шитью мягкой игрушки:
Д…
Кукла “Каштанка”
Еще одна кукла на конкурс “Куклы и игрушки” – от Алины Мишиной. Встречайте!
Кукла “Каштанка”
Куклу…
Кофейная игрушка в народном стиле “Петушок”
Подарки и сувениры, сделанные руками умелых мастеров, всегда неповторимы, в этом можно убедиться на …
Куколка фея из шерсти в технике сухого валяния
Фея из шерсти в технике сухого валяния
В этом подробном пошаговом мастер-классе я покажу, как сдела…
Как сшить собачку: мастер-класс, выкройки
Как сшить собачку своими руками
Приближается новый 2018 год, совсем скоро в свои права вступит Соба…
podelki-doma.ru
Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.
Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.
В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.
В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.
xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai