Хорошо это вежливое слово: Вежливые слова — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Волшебные слова. Как воспитать в ребенке вежливость?

Главная / Электронная библиотечка / Волшебные слова. Как воспитать в ребенке вежливость?

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом. Почему так происходит и как воспитать ребенка вежливым человеком?

 Вежливость, растущая вместе с ребенком

Когда можно начинать прививать малышу нормы вежливости? Кто-то из родителей уверен, что это качество нужно воспитывать с пеленок, а кто-то и про 4-летнего карапуза скажет, что он «еще не способен этого понять».

На самом деле более правы сторонники «пеленочного» подхода, и вот почему.

Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, поистине огромен: от крохотного несмышленыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости. Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Вот пример ситуаций.

Ситуация первая: – молодые супруги, воспитывающие годовалого Данилу. В их семье принято говорить спокойным тоном, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «на здоровье» и т.д. Даже разговаривая с Данилкой, мама не забывает об этих словах: «Даня, дай мне, пожалуйста, погремушку. Вот спасибо!», «Кушай кашку. Приятного аппетита!», «Спокойной ночи, сынок!», «Я тебя случайно толкнула. Извини, пожалуйста!».

Ситуация вторая: – тоже молодые супруги, и у них растет 11-месячная Катюша. Но стиль общения в их семье совсем другой. Слова «пожалуйста» или «извини» практически не звучат из уст взрослых. И в общении с малышкой мама обходится без них. Вместо «Спокойной ночи!» звучит «Спи быстро!», вместо «Дай, пожалуйста!» слышится «Отдай, а то сейчас влетит!».

В какой ситуации ребенок быстрее научится вежливости? Конечно же, в первой. Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для ребенка с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в лексиконе очень рано. Эти слова появятся естественно, без чтений лекций и педагогических внушений. И на вопрос «Как вы смогли воспитать ребенка таким вежливым?» родители либо ответят, что он «как-то сам» таким стал, либо скажут, что «мы сами так себя ведем, поэтому и малыш за нами тянется».

Во второй ситуации развитие вежливости находится под вопросом. Ребенок не знает другого общения между взрослыми, а оно носит вульгарно-агрессивный характер. Общеупотребимые «волшебные» слова заменяются либо сленговыми «клево», «супер», либо не употребляются вообще. И в этом случае вежливость сама собой не появится. Возможно, родители когда-нибудь задумаются над тем, почему ребенок не умеет здороваться, прощаться и говорить «спасибо». И тогда, скорее всего, его будут принуждать к этому «силовыми» методами, вместо того чтобы поменять что-то в своем поведении. А когда мама услышит из уст карапуза: «Ну-ка дай мне быстро ту игрушку» вместо фразы «дай, пожалуйста», то скорее отругает его, вместо того чтобы задуматься, почему именно такая форма обращения выбрана ребенком.

 «Волшебные» слова

Следующий этап – это появление в лексиконе вежливых слов. После того как ребенок начинает активно набирать «словарь», они вскоре появляются в речи. Но происходит это только в том случае, если малыш их слышит от окружающих. В противном случае ждать их можно будет еще очень долго.

Уже 1,5–2-летние малыши могут произносить эти слова. Каким же словам стоит научить ребенка в первую очередь? Конечно, это слова приветствия, и, прежде всего, слово «здравствуй». Конечно, облегченное «привет» гораздо легче, но после 3 лет нужно научить малыша именно слову «здравствуй».

Также нужно научить малыша словам «пожалуйста», «спасибо», «извини», «до свидания». Это минимум, который должен быть в лексиконе трехлетки: ребенок должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить. Конечно, малышу понадобятся ваши подсказки. Дальше лексикон вежливых слов должен расширяться. Очень хорошо, если 6-летний ребенок может назвать и правильно применить 10-15 вежливых слов и выражений.

Эти невежливые трехлетки!

Закрепление норм вежливого поведения начинается лишь в возрасте около 3 лет. Ребенок, переживающий «кризис 3 лет», может временно стать совсем невежливым, ведущим себя капризно, а порой агрессивно с окружающими. В это время малыш постоянно «проверяет» родителей: а действительно ли нельзя то, что нельзя? Это происходит не из-за «вредности» или «испорченного характера», а оттого, что малышу необходимо начертить «карту местности». В этот важный период он обозначает для себя границы дозволенного и недозволенного.

Как это связано с вежливостью? Напрямую! Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить малыша сознательно пользоваться вежливыми словами и демонстрировать вежливое поведение, т.к. оно как раз и связано с «границами» допустимого.

Руслану 3 годика, и его поведение порой ужасает родителей. Он может ударить бабушку, сказать маме: «Ты плохая!» и вырвать игрушку на улице из рук другого малыша, не пожелав извиниться. Но иногда Руслан – сама вежливость. «Мама, дай, пожалуйста, хлебушка!», «Спокойной ночи, бабулечка!». Родители в растерянности: так вежлив их сын или все же нет?

Руслан демонстрирует поведение, типичное для кризиса 3 лет. Оно весьма неустойчиво, ведь «границы» на «карте» прочерчиваются сначала пунктиром, а только потом – жирной линией. И в этот период может закрепиться как вежливое, так и некультурное поведение. Многое зависит от позиции родителей. Для того чтобы ребенок усвоил нормы вежливости, нужно неизменно и одинаково реагировать на нежелательное поведение.

Вот, например, малыш ударил бабушку. Вы возмущены. В этот момент нужно подойти к нему и четко сказать: «Ты поступил плохо. Бить бабушку нельзя». Потом нужно добиться, чтобы ребенок извинился перед бабушкой. После этого придется пережить еще несколько провокаций такого поведения, но если реагировать так, чтобы ребенок раз за разом понимал, что это поведение осуждается, оно скоро исчезнет. И, главное, нужно отмечать похвалой те случаи, когда ребенок поступает правильно. Так как «невежливых» ситуаций бывает много, нужно набраться терпения. Если же поведение то осуждается, то «спускается на тормозах», у ребенка не формируется четкой границы и нормы вежливости так и могут остаться неустойчивыми на долгое время.

 Дошкольный этикет

Ребенок, перешагнув границу в 4 года, начинает относиться к нормам вежливости все более осознанно. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса.

Теперь он критик, судья.

В старшей группе детского сада время свободной игры. Сквозь общий шум то и дело раздаются детские голоса: «А Вера меня ударила, и извиняться не хочет!», «А я Коле мячик дала, а он мне «спасибо» не хочет говорить». Возгласы маленьких «ябед» раздаются каждую минуту…

Почему же дети так охотно замечают промахи других и не видят свои? Почему они так беспощадно критичны к своим одногруппникам, но сами забывают об элементарных приличиях? Потому что в их жизни наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого малыша.

Если же взрослый говорит: «Отстань!» или «Не ябедничай!», то малыш не получает ответа на свой вопрос, а значит не понимает, как стоит себя вести.

Пока ребенку 4-5 лет, родителям может казаться, что он ведет себя даже менее вежливо, чем в 2-3 года, как будто он «забыл» все навыки вежливости. Но это не так. Если в 2-3 года вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь маленькому человеку нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Поэтому и наступает период временной «утери» вежливости. Не волнуйтесь, дальше наступит новый этап.

Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни – начало шестого. «Ябедничество» уменьшается, т.к. ребенок уже усвоил, что хорошо и что плохо. Ребенку важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он старается произвести хорошее впечатление. В малышах наконец-то появляются те самые черты маленьких «леди» и «джентльменов».

Конечно, успехи ребенка нужно замечать и хвалить, ведь ему важно знать, что он движется в правильном направлении. А если он ошибся или забыл какое-нибудь правило вежливости, нужно лишь тактично (и вежливо!) напомнить о нем.

Пусть ребенок станет вежливым!

Перед родителями часто встает вопрос: если ребенок поступил невежливо (забыл поздороваться или стал кричать, вместо того чтобы сказать спокойно), как дать ему понять, что вежливость – это важно? Чаще всего для этого родители используют метод убеждения. Они словами стараются объяснить малышу, что тот был «не прав», и внушить, как нужно себя вести «в следующий раз». Но метод убеждения, когда с ребенком говорят «как со взрослым», наименее эффективен в возрасте до 5-6 лет. Да, дети понимают все, что им говорят, но применить на практике оказываются не способны. И взрослые раз за разом повторяют одни и те же нотации. Но дело не в ребенке. Просто родители не всегда знают, какие способы еще существуют.

Вот несколько наиболее эффективных способов, позволяющих развить вежливость у ребенка 3-6 лет без лишних моралей и нравоучений.

Игра – помощница

Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве. Именно через игру ребенок познает окружающий мир, узнает много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения. К игре нужно относиться бережно и с большим уважением. К сожалению, очень немногие родители играют с малышами в сюжетные игры. А ведь именно игра – один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских, но таких непростых проблем!

Итак, давайте поиграем с малышом в вежливость. Для этого вам понадобятся любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в садике; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; и просто в ежедневном общении с близкими.

В эти ситуации можно играть бесконечно, но мы рассмотрим пример только одной такой игры. Вначале взрослый играет за всех героев, но периодически спрашивает совета у ребенка: как поступить дальше главному герою? Почему ему что-то не удалось или, наоборот, получилось? Исполняя роли за героев сказки, подчеркивайте в их репликах вежливые слова.

 Белочка Маша очень любила кукол и часто приносила их в сад.

 Зайчик: «Маша, дай мне куколку твою, пожалуйста! Я только посмотрю и отдам».

 Маша: «Нет, не дам, сам приноси и играй!»

 Расстроился зайчик и ушел от Маши. Подошла к Маше киска:

Киска: «Маша, давай поменяемся: я дам тебе мою куклу посмотреть, а ты мне – свою. Давай в дочки-матери играть?»

 Маша: «Еще чего! Моя кукла новая, вдруг сломаешь».

 Расстроилась Киска и ушла играть с другими зверятами. Надоело Маше сидеть со своей куклой, и захотела она играть с другими ребятами.

 Маша: «Эй, зайчик! Ты все равно ничего не делаешь, давай поиграем!»

 Зайчик: «Нет, Маша! Извини, но я не хочу играть с тобой».

 Маша: «Киска, иди сюда, будем кукол пеленать!»

 Киска: «Нет, Маша, я уже с Овечкой играю».

 Никто из зверят не захотел играть с Машей.

Тут надо обсудить с ребенком, почему зверята отказались играть с Машей. Важно навести ребенка на мысль, что Маша вела себя невежливо и грубо. Она не сказала зверятам ни одного «волшебного слова», не разрешила посмотреть свою игрушку. Нужно спросить ребенка, что бы он посоветовал белочке Маше? Подскажите ему, при необходимости, что нужно быть вежливым. Ребенок даже может обратиться к игрушке, дать ей совет. А игрушка должна поблагодарить малыша. Продолжите игру.

 Маша поняла, что вела себя невежливо. Она решила подойти к зайчику.

 Маша: «Зайчик, Киска, извините меня, пожалуйста. Я вела себя грубо. Если хотите, посмотрите мою куклу и давайте вместе поиграем».

 Зайчик и Киска: «Хорошо, Маша, спасибо!».

Обсудите с ребенком: почему зверята согласились играть с Машей. В следующий раз позвольте ребенку играть за Зайку или Киску, а потом и за Машу.

 Сказка-помощница

Еще одна форма, очень близкая ребенку, – это сказочная история. Замечательная сказка есть у Ш.Перро. Она про двух сестер, одна из которых была вежливой, а другая грубой. Первая позволила волшебнице напиться из кувшина, когда ходила за водой, получила в дар способность ронять изо рта цветы и драгоценные камни при каждом слове. Вторая же, нагрубившая волшебнице, была наказана тем, что роняла изо рта змей и жаб. Эта сказка в символическом виде помогает ребенку понять: вежливость подобна цветам и очень ценна, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта.

Есть подобные сказки и у русского народа. Например, «Морозко», где учтивая и работящая девушка была вознаграждена волшебными дарами, а вторая, грубая да ленивая, – ларцом со снегом.

Читая практически любую сказку, можно найти в ней ценность вежливости. Можно это рассмотреть и в мультипликационных сюжетах и детских фильмах. Обращайте внимание ребенка на эти этические моменты, обсуждайте с ним поступки сказочных героев.

Многие сказки учат ребенка быть более терпимым и вежливым. А можно придумать сказку специально, чтобы иллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие (чем меньше ребенок, тем короче). Сказка – это тот же игровой сюжет, но без игрушек. Вы можете придумать сказку вместе, а потом и поиграть в нее, а можете рассказывать игровой сюжет как сказочный.

История для обсуждения

Для детей более старшего возраста (5-6 лет) в качестве воспитательного средства подойдет «история для обсуждения» (хотя ценность игры и сказки полностью сохраняется). Она конструируется так же, как игра и сказка, т.е. имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой вежливости, которую мы хотим донести до малыша. Но героями в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш ребенок. Договоритесь, что когда малыш поймет, что герой действовал вежливо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда невежливо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции ребенка. Вот, например, такая история.

 Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.

 «Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», – сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»

Вы сами можете придумать такие истории про посещение театра, гостей, поликлиники. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, чтобы внимание ребенка сохранялось, и он учился оценивать, что хорошо, а что плохо. Если история будет содержать, лишь «плохие» поступки, внимание ребенка притупится, и он будет автоматически осуждать героя, почти не слушая историю. Такие истории хорошо рассказывать, когда вы вместе с ребенком куда-то едете или ждете приема врача в поликлинике. В общем, они не дадут ребенку заскучать и принесут пользу.

 Игра «Волшебные слова»

Эта игра позволит ребенку узнать больше вежливых слов и выражений. Конечно, то же самое можно сделать и в игре, и в сказке, и в истории с обсуждением, но с помощью игры ребенок может понять, как много вежливых слов и выражений существует в русском языке.

Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто!

Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком.

Вариант второй: «Вежливые вышибалы». Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу.

Вариант третий: «Награда за вежливость». Вы можете играть вдвоем с ребенком. За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также вы можете вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое названное слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее?

Конечно, в любой из игр названные слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое, как вы думаете, неизвестно ребенку или пока не «закрепилось» в его речи. Таким образом, вы сможете расширить его кругозор вежливости.

Новости

29/10/2020

Единый срок уплаты налога на имущество, транспортного и земельного налога

11/09/2020

Выбираем территории в Центральном районе, нуждающиеся в благоустройстве!

Переборская основная общеобразовательная школа – Урок вежливости

Меню сайта

Форма входа

РОСКОМНАДЗОР

ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ

ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ 2020

УРОК ВЕЖЛИВОСТИ С МАРШАКОМ    сценарий 

Что такое, что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?

Может страшный ураган? ( дети: нет!)

Извергается вулкан? (дети: нет!

Может это наводненье? (дети: нет!)

Отчего столпотворенье?

Библиотекарь:

Просто жить в библиотеке

Мы не можем без затей,

В школу вежливости нашу

Пригласили малышей.

Доброе утро, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас

на уроке вежливых ребят!

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

-Здравствуй – улыбнется он в ответ

  • И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Давайте поиграем в игру «Приветствие»

  • Здравствуй, друг! — здороваются за руку.

– Как ты тут? — хлопают по плечу.

– Где ты был? — дёргают за ухо.

– Я скучал! — руки к сердцу.

– Ты пришёл? — развести руки.

– Хорошо! – обнимаются.

 

Добрый день и добрый час,

 

Я приветствую всех вас.

 

Гутентаг! Салямалейкум!

 

Бона сэра! Вас из дас!

 

Я приветствую всех вас!

 

Приветствовать друг друга можно жестами и другими способами. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое «добрый день» и «здравствуй».

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.

 

Поприветствовав друг друга, мы отправляемся в путешествие в страну вежливости. Открою вам секрет, что в конце путешествия вас

ждет приз, но, чтобы его получить, нужно пройти все остановки и показать какие вы вежливые.

Итак, садитесь в наш волшебный поезд, занимайте места в вагончиках и мы отправляемся в путь.(Ребята держатся за ленточку).

 

Звучит песня Пьера Нарцисса «Паровозик»

 

1остановка: «Вежливость»

 

А известно ли вам, ребята, что означает слово «вежливость»? До16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать»,

«знать». Вежа – человек, который знает как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», Позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

Ребята, а кто из вас знает, что значит быть вежливым, что для этого надо делать?(любить маму, воспитателей, слушать старших, помогать маленьким и старым пожилым людям).

Ребята, а кто из вас может назвать себя вежливым?

Вы вежливые?

Послушайте, пожалуйста, как о вежливости написал

С.Я.Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы».

 

2 ведущий Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите.

И еще одно стихотворение С.Я.Маршака про невоспитанного медвежонка.  Послушайте,пожалуйста.

 

Ребята, а среди вас есть такие мишки? Думаю,что нет,мы же

вежливые,правда?

А теперь поговорим о поступках. Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Игра «Вежливо-невежливо»

Поздороваться при встрече.
Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.

Не вставать на обращение воспитателя.

Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться.

 

2 остановка: «Волшебные слова»

Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами

Мы идём по свету с вами!

– Волшебными словами называют вежливые слова.

А почему люди называют вежливые слова волшебными словами? Ответьте, пожалуйста!

Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов становится теплее, радостней, светлее, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение, а может вылечить.

 

Извини, пожалуйста, прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы-

Таблицы умножения

Есть ещё таблица,

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «Пожалуйста»-

Волшебные слова!

Ребята, есть одно волшебное слово, вы все его хорошо знаете, это слово говорят первым, когда знакомятся, это слово вы говорите первым когда приходите в детский сад и встречаете своих воспитателей, когда приходите в гости. Что это за слово?(Здравствуйте)

– Верно! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. А что же значит простое, обыкновенное слово “здравствуйте”?

– У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Я здороваюсь везде:

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй день.

Мне здороваться не лень.

-А какие ещё слова можно говорить при встрече? Послушайте стихотворение и скажите их.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» – говорю,

«Добрый день» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

-Какие вежливые слова вы услышали?

 

Ребята, а когда прощаетесь, какое слово надо сказать?(До

свидания).

 

3 остановка: «Вежливые загадки»

 

ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”.

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания).

Что это за слова? Отгадайте!

Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

  • Это слово слышали мы с детских лет.

Произносим это слово, чтобы что-то попросить мы б хотели у

другого, чтоб воспитанными слыть.(Пожалуйста).

 

Ну а это покороче будет слово хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово-благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем…

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

 

Ребята, теперь вы знаете много добрых и вежливых слов. Давайте поиграем в игру

«Связующая нить».Я достаю свой волшебный клубок ниток. Этот клубок надо передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово.

Только, чур, не повторяться!

(Дети играют).

 

Добрые слова

Ученик 1: Слова “До свиданья!”,

“Спасибо!”, “Простите!”,

“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”

Щедро дарите.

 

Ученик 2: Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

 

Ученик 3: Слова эти очень,

И очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Игра-танец «Если весело живется,делай так!»

1. То жара на планете , то вьюга

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

 

2. Сердце бьется то громче, то тише,

Но любому всегда и везде

Так приятно “спасибо” услышать

И “пожалуйста” молвить в ответ.

 

3. Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать “до свиданья!”,

Чтобы ” здравствуйте” завтра сказать.

 

4. Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять,

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

 

Ну вот, ребята, наше путешествие заканчивается.

Сегодня вы узнали много волшебных слов, прошли 3 остановки, показали свои знания, узнали много нового.

Давайте посмотрим на наше дерево. Посмотрите как оно

похорошело, правда ребята? Какое оно стало? Я думаю ему

понравилось то. как вы искали вежливые слова. Давайте заглянем в сундучок и узнаем отблагодарило ли вас дерево за ваши старания. О,посмотрите, ребята, сколько здесь сладостей и есть еще что-то. Это послание-«Пожелание друзьям» от самого С.Я. Маршака. Послушайте, ребята.

«Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, дается нам недешево! Ребята, а помните на дереве висели замочки, вы их все открыли, узнав вежливые слова. Дерево вас одарило конфетками, а мы с вами сейчас подарим дереву тоже конфетки, но с вежливыми словами (ребята приклеивают к дереву конфеты)

Давайте сфотографируемся. А теперь я предлагаю вам заглянуть еще в одно место, где дают уроки вежливости. Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Уроки вежливости от Лунтика.»

 

Просмотр мультфильма

 

ФОТО С МЕРОПРИЯТИЯ

 

Для слабовидящих

Календарь

«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Полезные ссылки

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

словоупотреблений.

Заставляет ли иногда «ОК» других чувствовать себя невежливыми и неуважительными?

Само по себе слово «ОК» вовсе не является неуважительным по своей сути. Однако в некоторых случаях это может быть истолковано как «не столь уважительное, как того требует ситуация», по нескольким причинам:

  • «ОК» — довольно небрежное выражение, поэтому в ситуациях, когда ожидается формальность, это не так. обязательно всегда уместно. В более формальных ситуациях лучше заменить что-то вроде «хорошо» (но, наоборот, в непринужденной беседе «хорошо» может звучать более формально, чем хотелось бы).
  • «ОК» может привести к очень коротким ответам (особенно если используется сам по себе), а короткие заявления часто могут быть истолкованы как резкие или пренебрежительные. По этой причине, если вы не совсем уверены в том, как человек воспримет это, обычно лучше ошибиться в сторону большего количества слов, а не меньшего, и избегать таких вещей, как просто сказать «ОК» само по себе.

С учетом сказанного ваш ответ “Хорошо, я понимаю” не звучит для меня неуважительно. В частности, поскольку вы также выразили изрядную уважительную благодарность (на самом деле, на мой взгляд, более чем необходимо), я думаю, что ваш учитель, возможно, совершенно не прав, интерпретируя это таким образом (и любые обиды, вероятно, являются скорее их ошибкой, чем твоя вина).

Кроме того, нет никакой зависимости от позиции при использовании “ОК”. Его вполне можно использовать с начальником или подчиненным. Единственная реальная проблема — это уровень формальности или вежливости обсуждения. (Даже в этом случае «ОК» обычно довольно приемлемо в устной беседе, даже если речь идет о достаточно формальной речи. Однако в официальной письменной беседе оно часто не используется.)

Во всяком случае, как заметила Кейт, часть «я понимаю» в вашем ответе была самая странная часть, потому что это подразумевает, что они должны были что-то объяснить или дать вам какие-то знания, которые вы получили и поняли, вместо того, чтобы просто сказать вам, что они что-то сделают для вас. В ситуации, когда кто-то просто говорит, что что-то сделает или что-то произойдет, я ожидаю, что ответ будет примерно таким:

Хорошо, спасибо. (случайный)

или

Хорошо, большое спасибо за помощь. (профессиональный)

или, в некоторых случаях,

Хорошо, большое спасибо за помощь в этом вопросе. (формальный)

(Но будьте осторожны, потому что действительно формальная речь может звучать снисходительно, если ситуация на самом деле не требует такого уровня формальности)

Обратите внимание, что во всех этих случаях часть «ОК» вполне приемлема, на мой взгляд. Вам также обычно не нужно повторять одну и ту же благодарность несколько раз («Я очень благодарен за вашу помощь. Еще раз спасибо за вашу любезную помощь»), поскольку это может звучать немного странно. Одного раза должно хватить.

Кстати, пару раз вы использовали такие фразы, как:

заставляет других чувствовать себя неуважительно

Я полагаю, что слово, которое вы хотели, на самом деле было «неуважение» (то есть они чувствовали, что вы их не уважаете). «неуважительно» означает, что они не уважают кого-то другого.

В ситуации, которую вы обсуждаете, ваш учитель считал, что вы были неуважительными , что означает, что они чувствовали, что они были неуважение .

Точно так же, говоря, что кто-то “чувствует себя невежливым”, подразумевает, что он чувствует себя так, как он не вежлив (по отношению к другим людям).

Множество способов сказать «хорошо»

Встроить делиться

Множество способов сказать «хорошо»

от VOA

В настоящее время нет доступных медиа-источников

0:00 0:07:42 0:00


От VOA Learning English, это ежедневная грамматика.

Представьте, что вы смотрите фильм о любви, например, «Перед восходом солнца 9».0018 . ”

Пара прощается на вокзале. Они хотят встретиться на том же месте через полгода. Их грустное прощание звучит так:

«Но я буду здесь».
Хорошо, я тоже.”
«Хорошо».
“И мы не будем звонить, писать или… Нет.”
“Нет, это угнетает.”
“Да, хорошо.
“Хорошо. Хорошо, ваш поезд уходит. Попрощайтесь.”
“Пока.”

После того, как вы вытерете слезу, у вас могут возникнуть вопросы: Какова грамматическая цель хорошо?* И почему американцы так часто используют это слово?

В сегодняшнем уроке грамматики на каждый день мы рассмотрим различные варианты использования слова хорошо. Мы узнаем, как может меняться его значение в зависимости от того, как оно используется в предложении.

Слово хорошо

Слово OK может действовать как существительное, глагол, прилагательное или наречие .

Его значение немного меняется при использовании по-разному.

Когда говорящие используют окей в качестве существительного, они обычно имеют в виду «одобрение или разрешение».

Например, коллега может сказать вам: «Босс дал ей хорошо ». Это неформальный способ сказать, что босс дал ей разрешение. , значит одобрять что-то

Итак, коллега может сказать вам: «Босс одобрил этот проект».

Это означает, что босс одобрил проект. Это использование неформальное, но вы будете часто слышать его даже в профессиональной среде.

Наконец, есть прилагательная форма хорошо . Это означает довольно хорошо или неплохо. Итак, вы можете услышать, как американец скажет: «Новый босс похож на нормального человека».

Это заявление не хвалит нового босса. Скорее, это означает, что в новом начальнике нет ничего примечательного. Ему или ей нормально – не отлично и не плохо.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые основные значения хорошо , мы можем обратиться к тому, что это означает, когда оно действует как наречие.

Наречия

Наречия — одна из самых сложных тем в английской грамматике. Они сложны, потому что представляют собой большую группу слов, которые имеют множество применений.

В общем, определение наречия таково: слово, описывающее глагол, прилагательное, другое наречие или предложение.

Наречия часто используются для обозначения времени, места или образа действий.

Они также используются в качестве дискурсивных маркеров – слов, которые организуют разговор . Эти слова показывают переходы, соглашения, разногласия и так далее.

Маркеры дискурса

Обычный маркер дискурса в американском английском (как вы уже догадались) OK.

В качестве дискурсивного маркера он имеет несколько распространенных применений.

1. Признавайте то, что говорит другой человек

Первое использование – подтверждение того, что говорит другой человек.

Вот, например, рассмотрим такую ​​ситуацию. Двое друзей заказывают ужин в ресторане. Их разговор выглядит так:

А: Заказать салат?

Б: Ага!

Ответ: Хорошо!

В этом примере один говорящий использует хорошо , чтобы показать, что он принимает то, что говорит другой говорящий. Она также использует хорошо чтобы показать согласие.

Однако американцы часто используют хорошо , даже если они не обязательно согласны друг с другом. Рассмотрим аналогичную ситуацию в ресторане.

А: Заказать салат?

Б: Нет, выглядит не очень.

A: Хорошо , но я хотел бы съесть какой-нибудь овощ.

Еще раз, хорошо служит для подтверждения того, что говорит другой человек. Говорящие могут расходиться во мнениях относительно того, что есть, но один говорящий использует хорошо , чтобы показать, что она понимает, что говорит другой говорящий.

В этом смысле хорошо помогает организовать разговор.

2. Показать конец беседы (или темы беседы)

Второе распространенное использование OK — показать переход к концу беседы. Его также можно использовать, чтобы показать конец темы в разговоре.

Вот пример. Представьте, что вы занимаетесь прокатом автомобилей. Сотрудник только что объяснил клиенту, как вернуть машину:

Сотрудник: Ладно, так ты понял как вернуть машину?

Клиент: Да, я понимаю.

Сотрудник: Хорошо, Увидимся через несколько дней!

Сотрудник дважды использует слово хорошо . В обоих случаях сотрудник использует его, чтобы показать, что разговор скоро закончится. Такое использование хорошо помогает обоим говорящим понять, что разговор подходит к концу.

Таким образом, никто из говорящих не удивится, когда разговор закончится!

Что насчет пленки?

Теперь, когда вы узнали о различных значениях , хорошо, вспомните концовку фильма «Перед восходом солнца».

Вы слышали, как говорящие несколько раз использовали хорошо в сцене прощания. Как они использовали слово в порядке? Использовали ли они его как существительное, прилагательное, глагол или наречие?

“Но я буду здесь.”
Хорошо, я тоже.”
«Хорошо».
“И мы не будем звонить, писать или… Нет.”
“Нет, это угнетает.”
“Да, хорошо.
“Хорошо. Хорошо, ваш поезд уходит. Попрощайтесь.”
“Пока.”

Что они имели в виду, когда сказали хорошо?

Напишите нам в разделе комментариев на нашем сайте или на нашей странице в Facebook.

Ладно, было здорово провести этот урок, но нам пора идти. До скорого!

Я Джон Рассел.

Итак, , а я Джилл Роббинс.

Джон Рассел написал эту историю для Learning English. Келли Джин Келли была редактором.

Мы хотим услышать от вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *