КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Грибы.
Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.
Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов – подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».
Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.
Ход занятия.
На доске выставлены картинки грибов
а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т.д.)?
б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.
Дети отвечают и по одному садятся за столы.
Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:
– подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;
– подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;
– маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;
– лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.
1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.
2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.
Логопед: У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».
Дети по очереди составляют предложения по карточке.
Логопед: Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.
– Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.
– У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.
– Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».
Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.
– Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.
– У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.
– Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках – грибах.
– В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках – животных.
– Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках – грибах.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».
Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь … грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для … грибов.
Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал … грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький … грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый … грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные … грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп … грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и … грибище.
Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаёт по картинкам вопросы:
– Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.
– Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.
– Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.
– Как называется огромный гриб? – Грибище.
– Как называется суп из грибов? – Грибной.
– Как называется подземная часть гриба? – Грибница.
– Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.
Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».
Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».
Логопед оценивает работу детей на занятии.
nsportal.ru
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Тема «Грибы».
Цель:
– Уточнить знания детей об осени, грибах;
Задачи:
– Обобщить полученные ранее знания по теме;
– Активизировать словарь по данной теме
– Развитие связной речи по теме;
Коррекционно — образовательные задачи:
• формировать зрительный гнозис
• совершенствовать навыки согласования слов в предложении
• совершенствовать грамматический строй речи
• активизировать и расширить словарь по теме: «Осень», «Грибы»,
• стимулировать речевую активность детей
• работать над расслаблением мышечного тонуса
• совершенствовать речевые навыки и умения
Коррекционно — развивающие задачи:
• развивать фонематическое восприятие
• развивать способность к самоконтролю
• развивать координацию в системе «глаза — рука», т. е. развитие синхронности движений глаза и ведущей руки, а так же укрепление межфункциональной связи
• развивать длительность и плавность речевого выдоха
• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение
Коррекционно – воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
• воспитывать умение правильно вести себя
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательная гимнастика со словами
2. Пальчиковая игра
Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, ноутбук, звуки природы на носителе, магнитофон, корзинка, шляпа – грибника.
НОД
Дети входят в группу под музыку осени. Привлекаю внимание детей на звучащие звуки леса.
– Кто знает, чем пахнет в лесу осенью?
– дождем, сухой травой, прелой травой, мхом, грибами.
Дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос-выдох через рот.
– загадываю загадки, по мере отгадывания выставляю картинки с соответствующим изображением на мольберт.
Под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нем сер кафтанчик,
Шапка красненькая.
(Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке горошки.
(Мухомор)
Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?
(Опята)
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(Лисички)
Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок.
(Масленок)
Очень бледная на вид,
Яд опаснейший хранит.
(Бледная поганка)
– Молодцы, ребята! Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы с вами будем изучать… что? (грибы).
– Правильно. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).
– Молодцы! Поиграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы).
– Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
– Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
– Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)
Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления форм мн. ч. существительных.
Давайте поиграем в игру «Один-много».
Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).
У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).
Игра «Посчитаем». Согласование существительного с числительным.
На ковре выросли грибы. Ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).
Физминутка
«ЗА ГРИБАМИ»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
(Скачут стоя, «срывают» грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Развитие мелкой моторики.
Упражнение “Грибок” – на вертикально поставленный кулачок одной
руки опустить округленную ладонь другой, затем поменять руки.
Упражнение “Корзинка” – пальцы переплести “замочком”, ладони
повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы
(ручка корзинки)
Игра: «Грибник». Развитие связной речи.
– Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Грибник».
Дети берут карточки с изображением грибов, грибник берет тросточку.
Дети двигаются по кругу.
Я – грибник, а вы грибы.
Ну-ка, прячьтесь за дубы!
Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду грибы искать!
Грибник: Мне понравился гриб мухомор.
Ребенок с соответствующей картинкой описывает свой гриб (у него красная шляпка, белая ножка с юбочкой).
Развитие зрительной памяти
– А сейчас мы проверим, насколько внимателен наш грибник. Ну-ка, грибы, построились в один ряд. Грибник, запомни, как стоят наши грибочки. Сейчас они поменяются местами. Запомнил? Закрывай глаза.
Грибник закрывает глаза.
– Открывай, какие грибы поменялись местами.
Словообразование, словоизменение.
– Для чего мы собираем грибы? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, пожарим.
Если мы приготовим жаркое из грибов, то какое оно будет? Если приготовим суп?
3.Итог занятия: Провожу заключительную беседу под музыку, звуки леса. Ребята, кто может мне назвать грибы, про которые мы говорили? На какие 2 группы их можно разделить? Что вам понравилось на занятии?
nsportal.ru
Учитель-логопед Левина Т.М.
Цель: расширение и уточнений представлений о грибах, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей (учить давать полные ответы на вопросы, подготавливать к пересказу текста), развивать внимание, память, логическое мышление; развитие грамматического строя речи: закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов и форм мн. ч. существительных.
Оборудование: набор предметных картинок, цветные карандаши, альбомы, мяч, условные изображения съедобных и несъедобных грибов, пальчиковая кукла «Незнайка»
Сядет тот, кто назовет предмет коричневого (желтого, красного и т.д.) цвета.
Ребята, отгадайте загадки! Не забывайте, что спрашивать буду того, кто не кричит с места, а поднимает руку.
Под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нем сер кафтанчик,
Шапка красненькая. (Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке горошки. (Мухомор)
Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой? (Опята)
Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (Масленок)
Очень бледная на вид,
Яд опаснейший хранит. (Бледная поганка)
– Молодцы, ребята! Вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы с вами будем изучать… что? (грибы).
– Правильно. Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все грибы? (Съедобные и несъедобные).
– Молодцы! Поиграем в игру «Съедобные и несъедобные грибы». У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы).
– Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
– Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
– Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)
– Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления форм мн. ч. существительных.
Давайте поиграем в игру «Один-много». Я ходила в лес за грибами, но собрала мало грибов, всего по одному грибу. А вы у меня хорошие грибники, вы собрали много грибов (Игра проводится с мячом).
У меня одна сыроежка, а у … много … (сыроежек).
Аналогично: один опенок – много опят, одна лисичка – много лисичек, один подосиновик – много подосиновиков, один белый гриб – много белых грибов, один подберезовик – много подберезовиков, один масленок – много маслят.
Давайте вспомним, как называются грибы, которые растут под березой? (Подберезовики)?
Какой еще гриб получился свое имя от дерева, около которого он растет? (Подосиновик)
Грибы рыжего цвета… (лисички)
На пеньках растут… (опята).
Грибы с масляными шляпками… (маслята).
Грибы, которые морят мух… (мухоморы).
Нехорошие «поганые» грибы называются… (поганки).
– Развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов
Сегодня, ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Незнайка очень любит собирать грибы. Как мы называем людей, которые собирают грибы? (Грибники). Правильно, и Незнайка у нас тоже грибник. Он очень любит грибочки и хочет назвать их ласково, но у него ничего не выходит, потому что он не ходит на занятия в детский сад и не знает, как нужно назвать грибы ласково. Ребята, поможем Незнайке назвать грибы ласково?
Подберезовик – подберезовичек,
Подосиновик – подосиновичек,
Масленок – масленочек,
Опенок – опеночек,
Мухомор – мухоморчик,
Поганка – поганочка,
Сыроежка – сыроежечка,
Белый гриб – белый грибочек.
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки
Белочки скакали,
Рыжики срывали
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе.
Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Бегут, собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, «срывают» грибы.
Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.
4. Давайте вспомним, какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)
Описание гриба по плану.
А теперь поиграем в игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название гриба, который он хочет купить. Он должен рассказать, какой это гриб. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцы и постараются догадаться, что же хочет купить покупатель.
Грибы: опята, лисички, мухомор, белый гриб.
Пойдет отдыхать тот, кто назовет мне грибы, которые он запомнил.
mirdoshkolnikov.ru
Конспект логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи
Тема «Грибы»
Автор: учитель-логопед
Валиуллина Айгуль Ханифовна
Образовательная область: Речевое развитие
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширение и обобщение представлений о грибах. Формирование умения четко и быстро произносить скороговорку. Закрепление умения узнавать грибы по характерным особенностям. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Совершенствование навыков составления простых предложений по картине.
Коррекционно-развивающие: Закрепление навыков ориентировки на листе клетчатой бумаги. Развитие тонкой моторики. Профилактика оптической дисграфии.
Развитие произвольного внимания, его избирательности, переключаемости, распределения.
Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Дальнейшее совершенствование координации движений
Коррекционно-воспитательные: Формирование основ экологической культуры.
Здоровьесберегающие технологии: самомассаж пальцев, напоминание о правильной осанке, подвижное упражнение, релаксация – звуки природы
Оборудование: ноутбук, монитор, мольберт, атрибуты: Руль, наглядный материал: Гриб с заданием « Ладошка», Гриб с заданием « Рисование по клеточкам» (по количеству детей), цветные карандаши, картинка 5 Опят, маски Опята (4 шт.), Гриб с заданием Боровик, Гриб Мухомор с заданием «Съедобное-несъедобное» (по количеству детей), Гриб с заданием « Ложка с вилкой»
Предварительная работа:
Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», разучивание песни «Мы едем, едем, едем». Выучить стихотворение Н.Пикулева «Опята»
Использование ТСО: Мультимедийная презентация «Грибы», звукозапись МР-3 «Песенка друзей», «Звуки природы –таинственный лес»
Мотивация : личностная, познавательная, социальная
Ход занятия:
Стулья расставлены парами в 2 ряда. Дети стоят возле стульев.
I . Вводная часть
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет картинку. Показ презентации «Грибы».
2. Сообщение темы. Проблемная ситуация.
Обратите внимание как вы сидите. Где так сидят? (в автобусе).
Как вы думаете, куда мы сейчас поедем? (в лес за грибами).
Правильно, сегодня мы отправимся в лес за грибами. И будем искать грибы с заданиями.
II Основная часть
1. На мольберте иллюстрация к стихотворению «Песенка друзей» С.Михалкова. Один ребенок водитель –с рулем.
Включается звукозапись МР-3 «Песенка друзей»
Дети, сидя, поют песню:
Мы едем, едем, едем в далекие края.
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живется, мы песенку поем.
А в песенке поется о том как мы живем.
Красота, красота мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая вот компания какая.
2. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес».
Логопед: В лесу нужно вести спокойно. Не шуметь. Нужно слушать звуки леса.
Дети находят Гриб с заданием «Ладошка». Вывешивает его на мольберт
Логопед: Посмотрите у гриба задание. Нужно сделать самомассаж для пальчиков.
Самомассаж подушечек пальцев. На каждую стихотворную строчку растирают подушечки одного пальца
Вылезли на кочке мизинец правой руки
Мелкие грибочки: безымянный палец правой руки
Грузди и свинушки, средний палец правой руки
Рыжики, волнушки. указательный палец правой руки
Даже маленький пенек большой палец правой руки
Удивленья скрыть не мог большой палец левой руки
Выросли опята указательный палец левой руки
Скользкие маслята средний палец левой руки
Бледные поганки безымянный палец левой руки
Встали на полянке мизинец левой руки
3. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес».
Дети находят Гриб с заданием «Рисование по клеточкам». Логопед вывешивает гриб на мольберт.
Напоминание о правильной посадке за столом:
Логопед: Сядьте за столы и проверьте свою осанку. Ладонь должна помещаться между вами и столом, спина лежит на спинке стула. Ноги стоят ровно на полу.
Развитие тонкой моторики. Профилактика оптической дисграфии
Логопед: Вывешивается картинка -образец
Напоминание: грибы нужно дорисовать точно по клеточкам. Образец сверху.
4. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес».
На голове у четверых детей маски Опята. Дети-опята, держась за руки читают стихотворение.
На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом у нас один, а крыша
Есть у каждого своя. ( Н.Пикулева).
У нас для вас задание: дают конверт.
В конверте иллюстрация пять опят. Вывешивается на мольберт.
Рассматривание иллюстрации. Назовите грибы.(Опята). Где выросли опята. (у пенька).
Логопед: Опята растут у пеньков. (2-3 повтора детей ).
Логопед: Давайте сосчитаем опята.
Дети: Один опенок, два опенка, три опенка, четыре опенка, пять опят.
Логопед: у пеньков опять пять опят. Это скороговорка. Её сначала нужно научиться говорить медленно, а потом быстро и скоро.
А сейчас мы научимся говорить эту скороговорку медленно: У пеньков опять пять опят.
Хоровое повторение. 2-3 индивидуальных повтора детей.
А сейчас мы постараемся немного ускорить : У пеньков опять пять опят
Хоровое повторение. 2-3 индивидуальных повтора детей.
5. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес».
Дети находят «Гриб с заданием» Боровик (вывешивается картинка гриба Боровик на мольберт)
Подвижное упражнение: (координация речи с движением, развитие общей моторики)
Логопед предлагает детям построиться в круг, а затем выполнить знакомое упражнение.
По дорожке шли – идут по кругу , держатся за руки
Боровик нашли
Боровик боровой Приседают , опускают голову.
В мох укрылся с головой Опускают голову, группируются.
Мы его пройти могли, Ходьба по кругу
Хорошо, что тихо шли
6. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес».
Дети находят Гриб с заданием «Мухомор».
Ребята, как вы догадались, что это Мухомор. (У него красная шляпка с крапинками). Нужно собирать этот красивый гриб – мухомор (нет.) Почему? (ядовитый гриб). Он ядовитый для людей, но для животных он необходим, и Мухомор не трогаем руками, а лишь любуемся глазами..
Вот сейчас и проверим все ли грибы мухоморы вы зачеркнете и никогда в лукошке домой не возьмете.
Игра «Съедобные и несъедобные».
Вопросы: Почему ты зачеркнул мухоморы. (мухоморы -ядовитые). А почему ты оставил остальные грибы (съедобные грибы).
7. Включается запись МР -3 «Звуки природы – таинственный лес». .
Дети находят Гриб с заданием « Ложка с вилкой»
Вот сколько съедобных грибов мы с вами собрали. А что вы из них приготовите.
Игра «Что приготовим?». (по картинкам)
Дети: Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я приготовлю из грибов грибной пирог.
Я приготовлю из грибов грибной салат.
Теперь пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус.
8. Включается звукозапись МР-3 «Песенка друзей». Дети поют песенку.
III. Заключительная часть.
1.Итог занятия.
Логопед: Где вы были? (мы были в лесу ). Что вы там нашли? (грибы). Какие игры с грибами вы запомнили? (дети смотрят на картинки на мольберте Ладошка, Рисование по клеточкам, Опята, Боровик, Мухомор ) отвечают делали самомассаж для пальчиков, Дорисовывали Грибы, считали опята, учили скороговорку, выполняли подвижное упражнение Боровик, игра «Что приготовим?». Скажите что нового вы узнали, чему научились? (рассказывать скороговорку).
2. Рефлексия: Выберите смайлы: веселый – если смогли справиться с заданиями, грустный – если немного затруднялись с заданиями.
Дети, вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Особенно хорошо отвечали …. (имена детей), четко и быстро получалась скороговорка у …… (имена детей). Потренироваться дома нужно будет ….. (имена детей).
infourok.ru
(Первый год обучения)
Первый конспект на тему Грибы
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.
– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.
II. Основная часть. 2. Чтение стихотворения:
«Чух-чух-чух»,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь», — гудит:
«у-у-у…»
3. Дидактическая игра «Сбор грибов»
Дети «приезжают» в лес.
— Какое сейчас время года?
– Какой месяц?
– Какой сегодня день?
– Какая погода?
– Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.
Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)
4. Рассказ логопеда о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
5. Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. топают правой ногой.
6. Упражнение «Что за гриб?»
– Как называется этот гриб?
– Где он растет?
– Под каким деревом?
– Срежем откуда?
– Положим куда?
7. Игра с мячом «Большой – маленький»
В лесу растут большие грибы и маленькие.
Большой мухомор – маленький мухоморчик
белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка
подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка
подосиновик – подосиновичек
8. Игра «Сколько грибов собрали?»
– В лесу много…
– Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)
– В корзинку не положили…?
9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
10. Упражнение «Четвертый лишний»
Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.
11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)
12. «Доскажи словечко»
Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек
Украшая темный бор, Много белых ножек.
Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,
Ядовитый… Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Посмотрите-ка, ребятки: Это…
Тут лисички, там – опятки.
Ну, а это на полянке,
Ядовитые…
III. Окончание занятия
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru
Первый вариант конспекта (Первый год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка- загадка «Что ты видишь?», тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением грибов.
– Я загадаю вам загадки, тот, у кого окажется картинка-отгадка – сядет.
В лесу осеннем в сентябре Вот красивые грибы!
В скучный день дождливый, Сколько шляпок разных
Вырос гриб во всей красе, Среди высохшей листвы –
Важный, горделивый. Желтых, синих, красных!
Под осиной его дом, (сыроежки)
Шляпа красная на нем. (подосиновик)
Повезло так повезло – Ну, а это, на полянке
Грибов полное ведро! Ядовитые… (поганки)
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень! (опята)
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нем – его трогать не станет. (мухомор)
II. Основная часть.
2. Упражнение «Эхо»
– Мы с вами снова оказались в осеннем лесу. Немного заблудились и кричим «АУ». Девочки кричат громко, а мальчики тихо издалека отвечают: «АУ»
3. Игра «Корзинка с грибами»
– Давайте теперь сосчитаем сколько же грибов вы собрали.
Октябрь принес нам грибов урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь,
Свари суп грибной, приготовь их с картошкой,
И в блюдо мясное добавь их немножко.
Богатством своим с тобой делится лес.
Спасибо за радость осенних чудес!
Дети считают грибы на зашумленной картинке.
4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
5. Дидактическая игра «Где сидит гусеница?»
На магнитную доску логопед закрепляет изображение гриба с гусеницей и задает вопросы:
– Где сидит гусеница?
– Куда спряталась гусеница?
6. «Упражнение «Подуй на грибок»
– У каждого из вас грибок. Назовите, что есть у гриба?
– Как мы ласково его назовем?
– В лесу поднялся сильный ветер. Подуйте на грибок.
7. Составление описательных рассказов о грибах.
Что это?
Где растет?
Под каким деревом?
Строение.
Цвет, форма.
Величина.
В каком виде употребляем?
8. Игра с мячом «Один – много»
– Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете
говорить много.
Гриб – грибы поганка – поганки
Масленок – маслята сыроежка – сыроежки
Мухомор – мухоморы лисичка – лисички
9. Упражнение «Сложи гриб» (из палочек)
– Посмотрите на картинку, возьмите столько палочек, сколько вам понадобится для того, чтобы сложить такой же грибок.
10. «Математическая загадка»
– Я прочитаю вам загадку, но не простую. Вы послушайте и посчитайте, сколько грибов я нашла.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?
III. Окончание занятия
Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.www.logolife.ru
Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.
Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».
I. Оргмомент.
Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
II. Основная часть.
1. Беседа по теме
Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.
Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».
2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».
Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».
3. Загадки про грибы
Педагог читает загадки, дети их отгадывают.
Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три, и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(Белый гриб.)
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
(Гриб.)
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись
возле тропки.
Эти дружные сестрички
Называются … (лисички).
Конечно, не белый
Грибок – я попроще,
Расту же обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик
На нем серый кафтанчик
Шапка красненькая.
(Подосиновик)
Посмотрите-ка, ребятки,
Тут лисички, там опятки.
Ну, а это – на полянке
Ядовитые … (поганки).
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(Мухомор.)
4. Зрительная гимнастика
После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:
«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)
5. Динамическая пауза
Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.
«На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной. Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся. |
Поднимают руки и раздвигают пальцы в стороны
Тянуться на носочках Покачивают руками
Наклоняются вперед
Собирают грибочки. |
6. Упражнение «Посчитай-ка».
На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).
7. Игра с мячом «Один много».
Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.
III. Заключение.
Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.
dohcolonoc.ru