Командир 7 роты
А. Ткачев
« » октября 2017 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия с обучающимися __ взвода 7 роты.
Тема 5: «Воспитание социальной ответственности и компетентности».
Занятие 4: «Государственные символы Российской Федерации».
Направление воспитательной работы с суворовцами:
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетиче-ской культуры.
Цели занятия:
– формирование и развитие чувства патриотизма;
– воспитывать чувство долга и ответственности перед Родиной;
– расширить знания об истории государственных символах Российской Федерации.
Рассматриваемые вопросы на занятии:
1. Государственные символы России.
2. История создания и значение.
Время: 40 минут.
Место проведения занятия: класс.
Дата проведения: 26.10.2017 года.
Материальное обеспечение:
– аудио записи;
– презентация;
– мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
Действиявоспитателя
Время
Действия
суворовцев
I. Вводная часть
Принимаю доклад от заместителя командира взвода о готовности взвода к занятию, проверяю наличие личного состава и внешний вид суворовцев.
Каждое государство имеет свои государ-ственные символы. Они олицетворяют си-стему его государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции. Есть такие символы и у Российской Федерации – Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, Гимн Российской Федерации.
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.
Сегодня мы подробно изучим государ-ственные символы РФ и их историю.
6 мин.
Выполняют команды воспитателя.
Слушают рассказ педагога.
II. Основная часть
Государственные символы России: история создания и значение.
У России, как и у любой другой страны, есть три официальных символа: флаг, герб и гимн. Все они сформировались в результате множества исторических кульбитов. Эволюция российских государственных символов противоречива и богата событиями. Зачастую новые решения кардинально противопоставлялись старым. В целом развитие отечественной геральдики можно разделить на три этапа: княжеский (царский), советский и современный.
Флаг России.
Современные государственные символы Рос-сии начинаются с флага. Прямоугольное бело-сине-красное полотнище знакомо каждому жителю страны. Утверждено оно было относительно недавно: в 1993 году. Знаменательное событие произошло накануне принятия конституции нового государства. При этом за время своего существования демократическая Россия имела два флага. Первый вариант ис-пользовался в 1991–1993 гг. Между двумя версиями знакомой композиции есть два главных отличия. Флаг 1991–1993 гг. имел пропорции 2:1 (отношение длины и ширины) и характеризовался как бело-лазорево-красный, а его преемник получил пропорции 2:3 и в законе поныне описывается как бело-сине-красный.
Сегодняшние государственные символы Рос-сии сформировались не на пустом месте. К примеру, трехцветный флаг граждане начали использовать на митингах, захлестнувших РСФСР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Но даже и эту приблизительную дату нельзя назвать истоком появления важного национального символа.
Петровское полотнище.
Впервые трехцветный флаг был поднят в да-леком 1693 году. Полотнище развевалось на корабле Петра I. Помимо трех полос на нем присутствовал двуглавый орел. Так впервые не только была использована бело-сине-красная палитра, но и встретились российские государственные символы. Флаг Петра I сохранился до наших дней. Сейчас он хранится в Центральном военно-морском музее. Это место выбрано не случайно. В своих письмах самодержец называл введенный им флаг «морским». Действительно, с того момента трехцветная композиция оказалась крепко связанной с флотом. Все тот же Петр Алексеевич стал создателем Андреевского флага. Косой крест, приходящийся отсылкой к распятию Андрея Первозванного, является символом флота уже современного. Так в нашей стране причудливым образом переплелись военно-государственные символы России. Что касается бело-сине-красного флага, то в имперскую эпоху он приобрел серьезного конкурента.
Черно-желто-белые цвета.
Первые сведения о черно-желто-белых знаменах относятся к эпохе Анны Иоанновны (1730 гг.). Всплеск интереса к подобному флагу произошел после Отечественной войны против Наполеона, когда его начали прилюдно вывешивать по праздникам.
При Николае I эта палитра стала популярной не только в армии, но и у гражданских. Окончательно официальный статус черно-желто-белый флаг получил в 1858 году. Царь Александр II издал Указ, согласно которому это полотнище приравнивалось к гербовому имперскому, и с тех пор фактически стало использоваться как национальный флаг. Так еще одним знаком пополнились государственные символы России.
Имперский флаг.
Указом 1858 года имперский флаг стали ис-пользовать повсюду: на официальных демон-страциях, торжествах, парадах, около казен-ных зданий. Черный цвет являлся отсылкой к гербовому черному двуглавому орлу. Желтый имел корни, относившиеся к византийской геральдике. Белый цвет считался цветом Георгия Победоносца, вечности и чистоты. По решению специального геральдического совещания в 1896 году в качестве российского и национального был признан прежний петровский флаг. Коронация Николая II, состоявшаяся через несколько месяцев, отмечалась в бело-сине-красных цветах. Впрочем, желто-черные полотнища продолжали пользоваться популярностью в народе (например, у черносотенцев). Сегодня флаг XIX века прежде всего ассоциируется с русскими националистами и эпохой Романовых.
Советская эпоха.
В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю.
Герб. Двуглавый орел.
Без герба история государственных и военных символов России была бы неполноценной. Его современную версию утвердили в 1993 году. Основа композиции – двуглавый орел. На щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змею (дракона). Два других обязательных атрибута – держава и скипетр. Официальный автор современного герба – Народный художник Российской Федерации Евгений Ухналев. В своем рисунке он обобщил идеи, которые находили свое воплощение в самых разных эпохах истории страны.
Символы государственной власти России не-редко противоречили друг другу. Так, в 1992-1993 гг. официальным гербом было изображение серпа и молота в венке колосьев. В этот короткий период на практике использовался как этот знак, так и тот, который использовался еще в РСФСР.
Княжеские печати.
Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях. Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников.
В 1497 году в русской геральдике появился двуглавый орел. Первым его в своей печати применил великий князь Иван III. Он пони-мал, как важны государственные символы России. История страны была тесно связана с православной Византией. Именно у греческих императоров Иван III и позаимствовал мифическую птицу. Этим жестом он подчеркивал, что Россия – преемница недавно канувшей в Лету Византии.
10 мин.
Слушают рассказ педагога.
Знакомятся с информацией на слайдах презентации.
Динамическая минутка. Заместитель командира 1 взвода показывает физические упражнения.
2 мин.
Выполняют физические упражнения.
Герб Российской империи.
В Российской империи герб никогда не был статичным. Он менялся множество раз и по-степенно становился все сложнее и сложнее. Романовский герб воплотил в себе многие черты, которыми отличались прежние госу-дарственные символы России. История «со-зревания» этого знака связана с территори-альными приобретениями империи. К рисунку черного двуглавого орла со временем добавлялись малые щиты, олицетворяющие присоединенные царства: Казанское, Астраханское, Польское и т. д.
Сложность композиции герба привела к утверждению в 1882 году сразу трех версий этого государственного символа: Малого, Среднего и Большего. Тогдашний орел, как и современный, получил скипетр и державу. Другими примечательными особенностями стали: Георгий Победоно-сец, шлем Алек-сандра Невского, изображения Архангелов Гавриила и Михаила. Рисунок венчала черв-леная подпись «Съ Нами Богь!». В 1992 году Конституционная комиссия одобрила проект имперского черного орла в качестве герба Российской Федерации. Идея не была реали-зована из-за провалившегося голосования в Верховном Совете.
Серп, молот и звезда.
Пришедшие к власти после революции боль-шевики утвердили советский герб в 1923 году. Общий его вид не менялся вплоть до распада СССР. Единственными нововведениями были добавления новых красных лент, на которых согласно количе-ству языков союзных республик писался призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1923 году их насчи-тывалось 6, с 1956 – уже 15. До вхождения Карело-Финской ССР в состав РСФСР лент было даже 16.
Основой герба было изображение серпа и молота в лучах солнца и на фоне земного шара. По краям композиция обрамлялась колосьями, вокруг которых вились ленты с заветным лозунгом. Центральная нижняя из них получила надпись на русском языке. Верх герба венчался пятиконечной звездой. Изображение имело собственный идеологи-ческий смысл, как и остальные государ-ственные символы России. Значение рисунка было известно всем гражданам страны – Советский Союз являлся движущей силой объединений пролетариата и крестьян по всему миру.
Гимн Российской Федерации.
Официальные государственные символы России, значение, история создания и другие их аспекты изучаются наукой геральдикой. Однако помимо изображений флага и герба существует еще и гимн. Без него невозможно представить ни одно государство. Современ-ный гимн России – наследник гимна советского. Он был утвержден в 2000 году. Это самый «молодой» государственный символ России.
Автор музыки гимна – композитор и Народ-ный артист СССР Александр Александров. Мелодия была написана им в 1939 году. 60 лет спустя за нее проголосовали депутаты Госдумы, принявшие законопроект президента России Владимира Путина о новом государственном гимне.
Некоторая заминка произошла при определении текста. Стихи для советского гимна писал поэт Сергей Михалков. В конце концов специально созданная комиссия приняла его же новый вариант текста. При этом рассматривались заявки всех граждан страны.
«Боже, Царя храни!»
Первым государственным гимном России в общепринятом смысле этого слова стала песня «Боже, Царя храни!». Она использовалась в 1833–1917 гг. Инициатором появления имперского гимна стал Николай I. В своих путешествиях по Европе он постоянно попадал в неловкую ситуацию: оркестры гостеприимных стран исполняли только собственные мелодии. Россия же своим «музыкальным лицом» похвастаться не могла. Самодержец повелел исправить неприглядную ситуацию.
Музыку для гимна империи написал компо-зитор и дирижер Алексей Львов. Автором текста стал поэт Василий Жуковский. С приходом советской власти имперский гимн был на долгое время вычеркнут не только из обихода, но и из памяти многих миллионов людей. Впервые после длительного перерыва «Боже, Царя храни!» заиграл в 1958 году в худо-жественном фильме «Тихий Дон».
«Интернационал» и гимн СССР.
До 1943 года советская власть в качестве своего гимна использовала международный и пролетарский «Интернационал». Под эту мелодию совершалась революция, под нее же во время Гражданской войны в бой шли красноармейцы. Оригинал текста был напи-сан французским анархистом Эженом По-тье. Произведение появилось в 1871 году в судьбоносные дни социалистического движения, когда терпела крах Парижская коммуна.
17 лет спустя фламандец Пьер Дегейтер со-чинил под текст Потье музыку. В ре-зультате получился классический «Ин-тернационал». На русский язык текст гимна был переведен Аркадием Коцем. Плод его работы попал в печать в 1902 году. «Интернационал» использовался в качестве советского гимна в тот период, когда большевики все еще грезили мировой революцией. Это была эпоха Коминтерна и создания коммунистических ячеек в чужих странах.
С наступлением Великой Отечественной вой-ны Сталин решил поменять идеологическую концепцию. Он больше не хотел мировой ре-волюции, зато собирался строить новую жестко централизованную империю, окруженную множеством сателлитов. Изменившиеся реалии по-требовали другого гимна. В 1943 году «Интернационал» уступил место новой мелодии (Александрова) и тексту (Михалкова).
В Российской Федерации Музыкальной ос-новой гимна государства является музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. Положение о гимне государства утверждено Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110.
12 мин.
Слушают рассказ педагога.
III.Заключительная
Провожу итог занятия, напоминаю тему и цели занятия.
Даю задание на самоподготовку.
Отвечаю на возникшие у обучающихся вопросы, отмечаю лучших.
10 мин.
Отвечают на вопросы.
Суворовцы самостоятельно формулируют высказывания : «Я считаю», «Моё мнение», «Моя точка зрения».
Воспитатель 7 роты 3 взвода ______________________
infourok.ru
Вопросы:
1. Конституция в России.
2. Государственный герб.
3. Государственный флаг.
4. Государственный гимн.
В декабре 2000 года Государственная Дума приняла федеральные конституционные законы о государственной символике – гербе, флаге и гимне, которые в настоящее время являются официальными атрибутами Российской Федерации. Кроме того, своеобразным символом России можно считать и ее Конституцию – основной закон, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем страны.
1
В Российской империи первыми документами конституционного свойства были общероссийские акты – Манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30) октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г.
Проект Конституции РСФСР 1918 г. готовился образованной в апреле 1918 г. комиссией ВЦИК, куда входили представители большевиков, левых эсеров, эсеров-максималистов, а также представители от наркоматов. Большевики настаивали на закреплении в конституции идеи диктатуры пролетариата, левые эсеры и эсеры-максималисты выступали против этого, считая РСФСР государством – выразителем власти всего трудового народа.
Конституция СССР 1924 г. была разработана в связи с образованием СССР в декабре 1922 г.
Ее основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922 г., утвержденные 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922 г.). Оба документа дорабатывались Конституционной комиссией ЦИК СССР (образована в январе 1923 г. во главе с М.И. Калининым), которая с февраля действовала под руководством комиссии ЦК РКП (б) во главе с И.В. Сталиным.
Конституция РСФСР 1925 г. была принята 12-м Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. Она закрепила вхождение РСФСР в состав СССР и передачу союзным органам части республиканских полномочий. Также она определила юридический статус автономных республик как субъектов РСФСР, структуру их высших органов государственной власти и управления. Впервые за Президиумом ВЦИК был закреплен статус законодательного органа (в период между сессиями ВЦИК). На 14-м Всероссийском съезде Советов (1929 г.) в 37 из 89 статей Конституции были внесены изменения, а в 22 статьи – редакционные поправки, отразившие завершение процесса административно-территориального деления.
Конституция СССР 1936 г. разрабатывалась Конституционной комиссией, в которую вошли И.В. Сталин (председатель), Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов, А.Я. Вышинский, А.Я. Жданов, Л.М. Каганович, М.М. Литвинов, В.М. Молотов, К.Б. Радек, В.Я. Чубарь и др.
5 декабря 1936 г. 8-й чрезвычайный съезд Советов СССР принял Конституцию СССР. Она состояла из 13 глав, 146 статей и отразила в себе вхождение в состав СССР Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, а также Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР. Конституция подтвердила суверенитет и права союзных республик и говорила о победе социализма в СССР.
Конституция СССР 1936 г. внесла изменения в систему высших и местных органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, 2-палатного ЦИК СССР и его Президиума предусматривалось образование Верховного Совета СССР (ВС СССР), состоявшего из 2 равноправных палат (Совета Союза и Совета Национальностей), и его Президиума (избирался ВС СССР на совместном заседании обеих палат). Президиум ВС СССР был подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.
Конституция РСФСР 1937 г. была принята 17-м чрезвычайным Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. По содержанию, предметам конструкционного регулирования, нормам, определявшим структуру высших и местных органов государственной власти, в части задекларированных прав и обязанностей граждан, устройства избирательной системы она была идентична Конституции СССР 1936 года.
Вопрос о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию был поставлен Н.С. Хрущевым на XXI съезде КПСС (1959 г.) в связи с выдвинутым тезисом о полной и окончательной победе социализма в СССР и о вступлении страны в период развернутого строительства коммунизма.
Новая Конституция была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г. и немедленно введена в действие. Она состояла из преамбулы, 174 статей (75 из них были новыми, большая часть остальных претерпела изменения), 21 главы (8 новых) и 9 разделов. В Конституции СССР 1977 года указывалось, что государство диктатуры пролетариата, выполнив свои задачи, стало общенародным.
В конце 1980-х годов, в ходе перестройки, в Конституцию СССР были внесены существенные изменения и дополнения, направленные на перераспределение власти от партийных структур к государственным и выборным органам власти, на действительное разделение законодательной и исполнительной власти. Вместо одного высшего органа государственной власти учреждалось два: Съезд народных депутатов (избирался по территориальным, национально-территориальным округам и от общественных организаций) и Верховный Совет СССР (выбирался Съездом народных депутатов), преобразованный в постоянно действующий орган, которому передавался ряд полномочий Президиума Верховного Совета и Совета министров СССР.
Для подготовки проекта новой Конституции указом президента Б.Н. Ельцина от 20.05.1993 г. был создан особый непостоянный консультативный орган – Конституционное совещание. Оно должно было выработать единый текст Конституции РФ на основе двух проектов – проекта, подготовленного конституционной комиссией парламента (образована на 1-м Съезде народных депутатов в июне 1990 г.), и проекта Президента РФ (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов государственной власти).
Современная Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является основным законом Российской Федерации. Она состоит из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов: первый раздел «Основные положения» состоит из 9 глав, которые делятся на статьи; второй раздел «Заключительные и переходные положения» содержит 9 пунктов, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции.
Первая глава Конституции «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия – суверенное, демократическое, правовое, социальное, федеративное и республиканское государство. Глава содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества.
Вторая глава Конституции закрепляет права и свободы человека и гражданина. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Третья глава Конституции уделяет внимание федеративному устройству Российской Федерации.
Четвертая глава Конституции посвящена правовому статусу Президента РФ. Президент – глава государства, он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране государственного суверенитета, независимости и государственной целостности РФ.
В пятой главе Конституции говорится о парламенте – Федеральном собрании РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Шестая глава Конституции посвящена Правительству РФ – высшему коллегиальному органу исполнительной власти РФ, состоящему из федеральных министров.
В седьмой главе Конституции говорится о судебной власти, о статусе судов и судей, о высших судах, о порядке их формирования, полномочиях. В этой главе говорится также о прокуратуре, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов, гособвинение в суде и выполняет некоторые другие функции.
Восьмая глава Конституции посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В заключительной, девятой, главе говорится о поправках и пересмотре Конституции.
2
Государственный герб – официальный государственный символ России и ее официальная эмблема.
В России первые дворянские гербы появились в конце XVI – начале XVII века. С конца XVII века с составления «Общего гербовика» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, посадов и крепостей.
Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи.
Державный орел России не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он символизирует историческую преемственность культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, до молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель Российских.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» содержит следующее его описание: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».
3
Государственный флаг – один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Он является выразителем функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета. Флагу присуща историческая преемственность, он служит предметом узнаваемости нашего государства.
Первые флаги – стяги, символы княжеской власти – стали появляться в России в IX веке в период образования славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове, Переяславле и других городах.
В конце XV века в России вошло в употребление слово «знамя» взамен слова «стяг». В XVI веке на русских знаменах вышивали лики Иисуса Христа и Богородицы, а также святого Георгия Победоносца.
Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которое заметно усилилось во времена царствования Алексея Михайловича. Следующим шагом на этом пути стало появление в 1668 году Гербовного знамени – огромного белого стяга с алой каймой и двуглавым орлом по центру. Вокруг орла – московский, киевский, новгородский, владимирский, астраханский и сибирский гербы. По кайме были вышиты гербы – псковский, смоленский, тверской, болгарский, нижегородский, рязанский, ростовский и другие, а также полный титул царя. Знамя это использовалось в представительских целях во время придворных и церковных торжеств.
Первый официально утвержденный государственный флаг России был черно-желто-белым. Он был введен указом Александра II в 1858 году и получил название Гербового народного флага.
Однако в связи с коронацией Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 года полотнища уже бело-сине-красных цветов были объявлены российскими национальными цветами.
В 1914 году «для употребления в частном быту» учредили флаг, который должен был стать символом единения царя с народом. Он представлял собой бело-сине-красное полотнище, на котором в верхнем углу у древка был помещен желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Этот флаг просуществовал до 1917 года.
Советская эпоха была ознаменована красными флагами.
Предыстория появления современного государственного флага России такова. В ноябре 1990 года комиссия, которой было поручено разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красный. 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором отмечалось, что «до установления специальным законом государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации». В ноябре того же года Съезд народных депутатов принял поправку к Конституции с описанием нового флага. В память о восстановлении государственного флага было решено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, определила, что описание и порядок официального использования государственного флага устанавливаются федеральным конституционным законом. В нем указывается: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».
4
Государственный гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание.
В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями. Позже появились «виватные канты», которые имели характер «временных» гимнов, сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы). Особое место начиная с Петровских времен занимали военные марши, особенно «Преображенский», ставший, по сути, главным маршем России.
Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века. Эта духовная песнь ежедневно исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний.
В конце XVIII – начале XIX века в большинстве европейских государств монархов встречали под звуки английского «God save the King» («Боже, храни короля»), а в России эта мелодия стала утверждаться после войны 1812 года как символ анти наполеоновской коалиции. К тому же Александр I был большим англофилом. В 1815 году В. Жуковский опубликовал слова для этой музыки под названием «Молитва русских». В конце 1816 года Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст В. Жуковского. Так появился первый официальный государственный гимн России, просуществовавший семнадцать лет.
В 1833 году Николай I поручил всемирно известному музыканту А. Львову написать новый гимн. Так, 12 мая 1834 года указом Николая I был утвержден новый государственный гимн Российской империи – «Боже, царя храни!».
Музыка чрезвычайно понравилась царю и стала быстро распространяться по всей России, ведь простая, яркая и запоминающаяся мелодия (и очень короткая – 16 тактов) была прекрасной находкой для гимна и стала признанной классикой этого жанра.
После Октябрьской революции 1917 года гимном был «Интернационал» – государственный гимн РСФСР в 1918 – 1943 годах, а после образования Советского Союза в 1922 году он же стал гимном СССР.
В ночь на 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал новый государственный гимн СССР на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.
Государственный гимн Советского Союза в 1955 – 1977 годах исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминалось имя Сталина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года был утвержден новый государственный гимн Советского Союза на музыку А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, который просуществовал до распада Советского Союза.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки, утвержденную постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.
Текст нового гимна России был утвержден Государственной Думой и Указом Президента России в декабре 2000 года. Музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит А. Александрову.
7 марта 2001 года Государственной Думой в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. Михалкова.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
При официальном исполнении государственного гимна Российской Федерации присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае если исполнение государственного гимна России сопровождается поднятием государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Методические рекомендации
Во вступительном слове к занятию следует отметить, что каждая мировая держава обладает своими неповторимыми государственными символами, к которым традиционно относят герб, флаг и гимн. Они напоминают об исторических, культурных, духовных традициях государства, отражают особенности его географического положения, указывают на наиболее развитые сферы экономики и т.д.
В основной части занятия следует детально рассказать о государственных символах Российской Федерации, об истории их появления, упомянуть об их значении для укрепления государственного единства в России.
В завершение лекции необходимо ответить на вопросы читателей, огласить список рекомендуемой дополнительной литературы.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7: Учебное пособие. – М., 2005.
3. Мугинов Р., Галустова Б. Основы конституционного строя и государственная власть в Российской Федерации // Ориентир. – 2003. – №10.
4. Пчелов Е. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД Русское слово – РС», 2002.
Капитан 1 ранга Владимир КАРАНДАШОВ,
доктор философских наук, профессор.
Ориентир 05 2014
voenservice.ru
Тема: «Славные символы России».
Цель: ознакомление с государственными символами России.
Задачи:
1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации:
– флаг, – герб, – гимн.
2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества.
3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.
Ход урок:
Урок сопровождается слайдовой презентацией.
I. Организационный момент.
Все начинается со школьного звонка –
Дорога к звездам, тайны океана.
Все это будет поздно или рано,
Все это будет впереди, ребята, а пока…
В нашей школе стало тихо.
Прозвенел уже звонок.
Вижу, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Мотивация.
– На уроке мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать, проектировать.
-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась ВАМ, подарите ей сначала своё хорошее настроение!
– Прочитайте девиз нашего урока. Слайд № 1
.- Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку. Слайд № 2.
III. Актуализация знаний. (работа в парах)
Какая тема урока?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Название нашей страны.
2. Глава нашего государства.
3. Столица Российской Федерации.
4. Важный документ о правах ребенка, в переводе с латинского означает «соглашение».
5. Основной закон нашей страны, в переводе с латинского означает «устройство, постановление».
6. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.
К л ю ч е в о е с л о в о: символы.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами России.
Попытайтесь определить тему урока. Слайд № 3.
Определите цель урока. Слайд № 4.
Но сначала надо выяснить, что же такое символ?
V.Работа с толковыми словарями. Слайд № 5
Мы выяснили, что герб, гимн, флаг – это символы. Слайд № 6.
VI. Работа над темой урока:
Итак, давайте более подробно поговорим о символах.
Учитель. Что же такое герб? Где можно увидеть герб?
Ученики. Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
Н а слайде 7:
Учитель. Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?
ПРОСМОТР видео об истории современного герба.
– Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России?
Ученики. Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный.
Учитель. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «бесик».
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Восточные славяне – русы – имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг».
Стяги у русских дружин были с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с тремя концами изображаются русские святые.
Государственный флаг является символом государства. Он поднимается над правительственными зданиями и венчает дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтут его как святыню. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждают Государственная дума и Президент. Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает символику государства, – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.
Белый цвет – это цвет мира.
Синий – это вера, верность.
Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.
ФИЗМИНУТКА
О гимне рассказывает подготовленный ученик. Слайд 10-12.
Итак, мы с вами поговорили о гербе, гимне, флаге России.
Как вы думаете, к каким видам символам мы можем их отнести?
Каково значение этого слова? Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом.
VII. Обобщение и закрепление. Конкурс “Я знаю … ”. Тест .
2) при великом князе московском Иване III
1) красная, синяя, белая
2) 22 августа
3) Это торжественное музыкальное произведение
2) С. В. Михалков
3) А. Александров
2) Греции
Проверяем по слайду 14.
IX. Проектная деятельность. Слайд № 15.
У нашей страны есть герб, у каждого города есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.
Познакомимся с информационной картой. Слайд № 16.
Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Слайд № 17.
XI. Защита проектов по группам.
Учитель: – наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово!
XII. Продолжение знакомства с новым материалом урока:
Учитель: – Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.
Россия также имеет свои неофициальные символы.
Об этом вы узнаете, поработав над информацией, которая есть у каждой группы. Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этой информацией и подготовьтесь рассказать об этом.
Работа учащихся в группах.
Слайды № 18, № 19
-Что символизируют неофициальные символы?
Они символизируют гостеприимство и широту русской души.
А мы с вами создали ещё и символ своего класса – герб.
XIII. Итог урока:
– Наш урок подходит к завершению. Посмотрите на результат своей проектной деятельности.
– Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?
– Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.
– Вы сможете узнать символы России среди символов других стран? Почему?
– Потому что символы страны – как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.
– Какие чувства вы испытываете к своей стране?
– Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России?
Решение проблемы:
-Какие символы вы знаете?
– Зачем государству нужна символика?
Как воспитать любовь к Родине, гордость за свой народ?
Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.
-Какой итог урока?
XIV.Рефлексия: Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Самооценка работы групп.
Неофициальные символы России.
Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.
Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.
Кремль. Кремль является символом высшего руководства России.
Кремлевские куранты. Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России .
Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез!
–Николай Рубцов.
Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.
Медведь. Как правило, в народном сознании медведь – величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих – к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
Тройка лошадей. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели – в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка – символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.
Самовар. Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .
Балалайка .Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
infourok.ru
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
Стационарное отделение
Конспект занятия
«Государственные символы России»
(интегрированная группа детей в возрасте от 7 до 11лет)
Выполнила: Круглова Н.Д.
воспитатель стационарного отделения
г.п. Игрим, 2014г
Цель:
Задачи:
Оборудование: проектор, экран, презентация, картинки с изображением символов России.
Ход занятия
I.Вступительная беседа
1.Стихотворение « На карте»
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной,
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Вос-ль: О чем говорится в стихотворении?
Предполагаемые ответы детей: (О родине, России)
Вос-ль: Как называется страна, в которой мы живем?
Вос-ль: Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята!
-Какая тема занятия?
-Хотите об этом узнать?
-Тогда постарайтесь скорее
-Этот кроссворд разгадать.
2. Разгадывание кроссворда
Вопросы к кроссворду:
Ключевое слово: символы
II.Основная часть занятия
1.Что такое символы?
Вос-ль: Итак, тема сегодняшнего занятия: символы. Ребята, что обозначает слово символы?
Предполагаемые ответы детей: (Символы – это что-то обозначающие условные знаки или изображения)
Вос-ль: Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Это отличительные знаки нашего государства.
Ребята, каждое государство имеет свои отличительные знаки-символы.
Назовите государственные символы России.
Предполагаемые ответы детей: (это герб, государственный флаг и государственный гимн)
Вос-ль: Конечно, эти символы нам хорошо знакомы
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Сегодня мы узнаем ответы на эти вопросы.
2. Рассматривание и рассказ о символе-гербе.
Вос-ль: Что обозначает этот знак? (показ изображения герба)
Предполагаемые ответы детей: (это государственный символ России- герб )
Вос-ль: Это отличительный знак страны – герб. Давайте рассмотрим герб России. Что вы видите в центре?
Предполагаемый ответ детей: Орла.
Вос-ль: Расскажите о нём, какой он?
Предполагаемые ответы детей: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Вос-ль: Как вы думаете, почему изображён орёл?
Предполагаемые ответы детей: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое.
Вос-ль: Но почему у орла две головы?
Предполагаемые ответы детей: Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, татары, якуты, ханты и др. В центре большого герба находится ещё один герб, это герб главного города нашей страны.
Как называется главный город России?
Предполагаемые ответы детей: Москва. Москва – столица России.
Вос-ль: Слово “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.
Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая). Одной лапой орел сжимает скипетр, а в другой лапе – держава- золотой шар с крестом сверху, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – означает победу добра над злом.
Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение Всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы – Столицы России.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вос-ль: Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение. У вас на столах карточки с изображением основных элементов герба России. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны показать соответствующую правильному ответу карточку.
Вос-ль: Где можно увидеть изображение герба?
Предполагаемые ответы детей: Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию. На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, на денежных знаках, правительственных документах.
Далее воспитатель предлагает рассмотреть монеты и изображения герба на различных документах.
Вос-ль: Что вы увидели на монетах и картинках?
Предполагаемые ответы детей: Герб.
Герб –это государственный символ. Это отличительный знак страны.
3.Динамическая пауза. Игра «Соберись у флага России» (Дети бегают по залу, по команде собираются у флага России, который собирают сами из полос нужного цвета.)
4. Российский флаг.
Вос-ль: Следующий государственный символ нашей страны- флаг.
Флаг является отличительным знаком страны, означает единство государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. Цвет и рисунок каждого флага имеют свое значение.
– Давайте рассмотрим флаг России. Сколько цветов он имеет?
Предполагаемые ответы детей: (Дети рассматривают изображение флага и называют его цвета). Каждый цвет несёт определённый смысл. Белый цвет – мир и чистота. Он говорит о том, что наша страна любит мир и никогда ни на кого не нападает. Синий цвет – цвет неба, обозначает верность и правду. То есть народ любит свою страну и в любой момент защитит её от врагов. Красный цвет – огонь и отвага (смелость), цвет силы.
Вос-ль: Где можно увидеть флаги или флажки?
Предполагаемые ответы детей: На зданиях, например, на Доме правительства. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов. Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой он страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.
5.Гимн России.
Вос-ль: Ребята, а про какой государственный символ мы с вами еще не поговорили?(про гимн)
-А что такое гимн?(это главная песня страны)
Вос-ль: Гимн это величественная ,торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Вос-ль: В каких случаях исполняется гимн?
Предполагаемые ответы детей: (в торжественных: при поднятии флага, при вручении наград, при встрече иностранных гостей)
Вос-ль: Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
Предполагаемые ответы детей: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым.
Вос-ль: Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.
Вос-ль: Кто знает как себя нужно вести во-время звучания гимна?
Я прошу вас встать под гимн России.
Прослушивание 1 куплета гимна.
III. Заключительная часть.
Викторина.
Итог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб, и про флаг нашего государства.
Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: «Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться»
Предполагаемые ответы: По государственной символике можно определить название страны. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну. Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый человек, живущий в России, гордится, что в его стране есть такая интересная символика.
Вос-ль: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно –Россия.
nsportal.ru
Смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ярцевский индустриальный техникум»
Классный час
на тему: Государственные символы России
Подготовила и провела
классный руководитель:
Новикова Г.Е.
Ярцево
2016-2017уч. год
Классный час
Государственные символы России
Цель и занятия:
сформировать способность осознанию ценности государственного символа, герба и гимна.
План занятий:
Общая характеристика символа, герб и гимн
Оформление: компьютер, оформление кабинета.
Форма проведение: круглый стол
Ход мероприятия
Государственные символы России
1. Государственный флаг Российской Федерации
2. Государственный герб Российской Федерации
3. Государственный гимн Российской Федерации
Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Жители разных стран по праву гордятся своими символами.
Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.
Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.
Откуда возникла эмблема двуглавого орла на Руси?
Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.
В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.
В XVI – XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати – Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах.
В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл.
Вооружённый орёл
На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.
В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла – 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883 гг.
Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы.
Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история.
В 1917 году орел перестал быть гербом России. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И. Ухналёв.
ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России.
Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.
Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги.
В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.
Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма.
В 1699 году Петр I придал морскому флагу статус государственного – главного символа страны.
В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.
11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага.
Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.
22 августа – День Государственного флага РФ.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный гимн России – официальный государственный символ России – исполняется в самых торжественных случаях, во время проведения официальных церемоний государственного значения. Гимны как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности. В России до 17 века торжественные церемонии сопровождались церковными песнопениями.
«Гимн» – слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.
Со времен Петра I особое место занимали военные марши. А общепринятой традицией иметь государственный гимн стало в последние 200 лет. В декабре 2000 года Президент России Владимир Путин предложил принять «старый» советский гимн на музыку Александрова.
Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией.
В 1813 году в Петербурге впервые исполнили “Песнь русскому царю”, автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.Х. Востоков, на мелодию английского гимна “Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием “Молитва русских”:
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!….
Автором этих строк был замечательный поэт В.А.Жуковский.
Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833 г., благодаря офицеру и композитору А.Ф. Львову. Гимн Львова звучал везде – и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи.
В.А.Жуковский Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И. Глинке, автору оперы “Жизнь за царя”:
Славься, славься, наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!….
В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла “Марсельеза”.
Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.
Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
infourok.ru
Тема занятия: « Государственные символика России»
Цель:
расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).
Задачи:
– закрепить культурологические знания;
– сформировать знания по символике государства;
– развить творческие способности.
Основные понятия: «родина», « символ», «герб», «флаг», «гимн».
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 4 – 5 классов.
Форма: викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с вопросами, карта России, пазлы флага и герба, карандаши цветные, музыкальная запись гимна Российской Федерации.
Участники: 2 команды (по 5 человек).
Ход мероприятия:
Гербы и флаги называются символами. Герб и флаг России – символы нашей страны, нашего государства. Но символы бывают разные. Это особые изображения или предметы знаки или звуки, которые выражают особый смысл. Символами могут быть явления природы и произведения искусства. С символами мы встречаемся постоянно, везде и всюду. Например, загорелся на светофоре силуэт «зеленый человечек» – ты понимаешь, что можно переходить дорогу. Это специальный символ. Или еще пример символа: на автомобиле изображен красный крест. Это символ того, что автомобиль этот – «скорая помощь», которая спешит к заболевшим людям. Распустившийся цветок – это символ весны, а Дед Мороз – символ нового года. Все это разные символы. Но герб т флаг России – символы особые, государственные.
Герб.
Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами. В сверкающих металлических латах трудно было узнать, кто этот рыцарь. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Это могли быть простые фигуры, предметы, растения, животные и тд. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих. Такие изображения стали называть гербами, а науку по составлению и изучению гербов – геральдикой. Ущли в прошлое военные сражения и рыцарские турниры, но щит остался обязательным элементом герба. Со временем гербы стали иметь не только рыцари, гербами обзаводились мастеровые, знатные семьи, города и страны. Гербы вывешивались на домах и замках, на воротах перед въездом в город, изображались на монетах, печатях и важных документах. Сейчас гербы есть у всех стран в мире. Есть свой герб и у нашей страны – России.
Герб наш древний и славный, ему более 500 лет. Герб этот – двуглавый орел. И появился он тогда, когда страной нашей князья и цари управляли.
Посмотрите на герб нашей страны. Он имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла, тоже в красном щите, серебряный всадник на коне, который остьрым копьем черного дракона поражает. Сегодня считается, что всадник в гербе России – знак неустрашимости и нам напоминание, что добро всегда торжествует над злом. Как и в древние времена, нашего двуглавого орла три короны венчают – в знак единства нашей земли. В лапах орел держит скипетр – знак власти и государства, и державу, которая означает порядок и закон. Герб наш о том говорит, что страна наша единая, независимая, а добро всегда зло побеждать будет.
ФЛАГ.
Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы из далека было видно, какое войско идет в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны. Все они отличаются друг от друга. Флаги используют в особо важных, торжественных случаях. Их вывешивают во время праздников, спортивных соревнований, встреч руководителей разных стран; изображают на самолетах, поднимают на кораблях и тд.
На государственном флаге России мы видим три равные, одинаковые по ширине полосы – белую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Средняя полоса означает честнось, чистое небо и говорит о дружеских т мирных отношениях с другими странами. Нижняя красная полоса означает смелость, отвагу и говорит о том, что ели потребуется, то каждый житель, каждый гражданин России будет готов защищать свою Родину.
Флагу России более 300 лет.
ГИМН.
К государственным символом, кроме герба и флага, относится ещё один. Это гимн – это торжественная, величественная песня. Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна, который звучит рано утром по радио и телевидению.
Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.
Итак, разделитесь на две команды.
Задание 1.
Нам понадобится карта Российской Федерации.
Информационная часть.
Россия – самая большая по площади страна в мире, ее омывают 12 морей трех океанов. В нашей стране живет более 145 миллионов человек. Россия занимает 7 место в мире по численности населения. Столица нашей Родины – Москва. Глава нашего государства – президент Владимир Владимирович Путин.
Внимательно рассмотрите карту России. На карте указан главный город нашей страны – столица Москва, центры федеральных округов, крупные реки, озера, океаны.
Вопросы и задания.
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей страны?
Кто является главой нашего государства?
Найдите и покажите на карте столицу нашей Родины – Москву? (1 команда)
В каком регионе вы живете и как называется главный город вашего региона? (для 2 команды).
У России есть соседи. Найди эти страны на карте и запишите их. Сколько их, кто больше.
Задание 2.
Нам понадобятся контурные изображения флага.
Раскрасьте флаг России. Строго соблюдайте цвета.
Задание 3.
Нам понадобятся пазлы.
Кто быстрее соберет, та команда и получает жетон.
Задание 4.
Понадобятся карточки с вопросами и жетоны.
С целью закрепления полученных знаний выполним следующее задание.
Возьмем заранее приготовленные карточки с вопросами и жетоны. Затем берем по одной карточке и читаем вопрос игрокам. Первая команда поднявшая руку и ответивший верно, получает жетон.
videouroki.net
Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России»
Цель: совершенствование представлений обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «гимн», «флаг».
Задачи:
Формировать представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине,
уважительного отношения к государственным символам;
Развивать и совершенствовать: умения работы с текстом учебника; умения участвовать в аналитической беседе; умения выделять в учебном материале главное.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма обучения: групповая и индивидуальный.
Ход урока
I. Организационный момент, приветствие учащихся.
2. Проверка изученного материала.
Терминологии
1. нация – группа людей, имеющих общий язык и традиции
2. федерация особое устройство государства, объединившее несколько территорий.
3. субъект федерации – территории из которых состоит федерация
Вы сейчас получите задание. На карточках перечислены слова, связанные чем – то общим, вам нужно найти лишние по 4 слова.
Карточка 1
Москва, Калмыкия, Гималаи, Краснодарский край, Коми, Урал, Астраханская область, Сибирь, Волгоградская область, Аляска..
Карточка 2
Петербург, Тульская область, Волга, Ставропольский край, Дагестан, Дон, Саратовская область, Тибр, Приморский край, Днепр,
Карточка 3
Хабаровский край, Москва, Кавказ, Урал, Астраханская область, Адыгея, Самарская область, Альпы, Новгородская область, Аппенины.
Карточка 4
Тверская область, Греция, Чечня, Македония, Москва, Калмыкия, Франция, Краснодарский край, Ярославская область, Италия.
Карточка 5
Астраханская область, Петербург, Кавказ, Альпы, Адыгея, Чувашия, Хабаровский край, Урал, Волгоградская область, Памир.
Карточка 6
Москва, Саратовская область, Англия, Калмыкия, Краснодарский край, Италия, Египет, Карелия, Греция, Липецкая область.
3. задание – игра «Географы»
Даётся карточка, на которой названия народов, одни из них имеют своё государство, а другие – россияне, расселить всех по своим странам, отвечаете прямо на карточке.
Карточка 1
Сибиряки, (Россия)
Украинцы, (Украина)
Англичане (Англия )
Уральцы (Россия )
Итальянцы (Италия)
Австралийцы (Австралия)
Изучение нового материала.
Наш урок мы сегодня начнем с игры «Ассоциация». Обратите внимание на слайды, какие государства вы представляете, когда видите эти фотографии? (Слайд)
– Почему вы так успешно справились с этой игрой? Потому, что все ассоциации являются символами стран.
– Скажите, ребята, можно ли назвать пирамиды символом Египта? А берёзу символом России?
– Как вы думаете что такое символ? (Условный знак, обозначение чего-либо).
-Знаете ли вы, что такое государственные символы и чем они отличаются от остальных символов?
– Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России).
Тема: Государственные символы России.
– Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (Герб, гимн, флаг).
– о государственных символах вы говорили в начальной школе на уроках окружающего мира, классных часах. Поэтому я хочу предложить вам следующую таблицу. Учитель предлагает написать в первой колонке все, что они знают о России и символах.
– А зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства?I. Герб РФ
Что такое герб? Найдите в словаре определение стр.124 в учебнике.
Герб – официальная эмблема государства, города.
Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)
Геральдика – наука о гербах.
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации, давайте с ним познакомимся на стр. 99 учебника.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
История герба.
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России – двуглавый орел (слайд). Он пришел к нам из Византии.
У орла две головы. Почему? Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении.
Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти – Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти – скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)
Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)
– Где мы можем видеть изображение герба? Изображение герба мы можем видеть буквально везде: в школе, на учебниках, в армии, по телевизору и тд.
– Что означает слово “герб”? (наследство).
В 18 веке появились гербы у российских городов. Есть ли герб у вашего города? Что на нем изображено?
Ещё один символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный …….
I I. Флаг РФ
Что такое флаг?
Флаг – прикрепленное к древку полотнище установленных размеров и цветов.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение?
Задание: определите, какой из цветов флага что обозначает?
КРАСНЫЙ – храбрость, удаль, красоту.
СИНИЙ – величие, красота, ясность.
БЕЛЫЙ – цвет чистоты и святости.
Проверка (слайд)
Из истории флага – рубрика «Путешествие в прошлое»
Самостоятельное чтение учебника стр. 103.
Когда появился трехцветный флаг?
Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?
Где и когда было водружено Знамя Победы?
Где мы обычно можем видеть флаг?
Физминутка: Я называю цвета – вы выполняете упражнение: белый – руки вперед, синий – руки вверх, красный – вниз.
I I I. Гимн РФ
Ещё один официальный символ РФ – это гимн. А что такое гимн?
Гимн – Торжественная песня, хвала и прославление.
Задание: Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные.
Назовите названия нашей страны в разное время.
(Российская империя, СССР, Россия)
Послушайте гимны и определите к какому периоды истории России относятся?
Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался “Боже, царя храни!” – заслушать.
“Боже, царя храни!” – гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.
В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. – прослушать гимн.
“Гимн СССР” – слова С.Михалкова и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана, музыка – А.В.Александрова.
После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков – так появился современный гимн РФ – прослушать.
“Гимн РФ” – слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова.
Что в них общего и различного?
Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн любой? (встать)
А в каких случаях мы слушаем гимн?
Какие чувства у вас вызывает наш гимн?
Кто знает слова гимна наизусть?
Какие строки в тексте нашего гимна ты считаешь самыми важными? почему?
Заключительный этап урока. Рефлексия.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей.
Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
Давайте с вами сейчас составим синквейн, на тему “Государственные символы России”.
Существительное
Прилагательное
Глагол
Предложение по теме из четырёх слов
Существительное-синоним темы.
Или «Проверь себя!» – игра «Да или нет»
Геральдика – это наука и символах.
Герб РФ – это золотой двуглавый орел.
Впервые бело-сине-красный флаг появился при Петре I.
Красный цвет флага символизирует чистоту.
infourok.ru