Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.
www.youloveit.ru
Цветы. Узоры. Простые яркие краски… Ребёнок с удовольствием пишет по жёлтому фону розовые кружки, из которых скоро родится пышная купавка, старается аккуратно нанести на голубое пятно вытянутые капли лепестков ромашки. Среди сочной зелени выводит смешного пузатого фазана или тонконогую лошадку. Это знакомство с городецкой росписью.
Первое соприкосновение с народным промыслом — с той особенной формой творчества, которая, появившись в деревне, в крестьянской семье, вобрала в себя за столетия существования целый мир духовных, эстетических и национальных традиций. Родилось как украшение бытовых предметов, а выросло в узорчатое, праздничное воплощение русской души.
У всякого явления есть своё начало. Отправной точкой, без которой городецкая роспись попросту не явилась бы на свет, стала самая обыкновенная домашняя прялка — необходимая тогда хозяйке вещь в каждой крестьянской семье.
Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой.
Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба.
Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера.
А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников. Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами.
Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления.
В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов.
Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.
Всё это вкупе дало повод В. М. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.
Для росписи на прялочных донцах всегда были характерны нехитрые сюжеты и простейшая композиция. Со временем усложнялись отдельные элементы, возникали новые темы и персонажи, совершенствовалась техника письма, но всякая модификация осуществлялась очень бережно, не нарушая сложившуюся историческую традицию.
Композиционно роспись имела двух-трёхчастную структуру. Располагавшиеся сверху вниз части — ярусы — несли каждый свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могли рассматриваться как совершенно самостоятельные произведения:
Со временем рисунки с прялочных донец перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувенирной продукции. Современность внесла свои изменения, и легко узнаваемые элементы сегодня можно увидеть в аэрографии автомобилей, в украшении мобильных телефонов и других подобных устройств.
Несмешиваемость цветов в изделиях обусловила и особую технику исполнения: поэтапное рисование городецкой росписи. Краски накладываются друг на друга, но каждый следующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий. Мастерами выделяется 3 основных этапа росписи:
Ясность изделий из Городца, простота поэтапного исполнения сделали их доступными для практического освоения детьми старших групп детского сада и учащимися начальной школы.
Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи — важная часть художественного развития ребёнка и знакомства его с национальной традицией. Поэтому незамысловатость и «детскость» главных городецких персонажей очень помогают детям освоить их не только теоретически, но и практически, в рамках творческого процесса.
Предварять урок должны выбор формы, над которой будут работать детки, и создание материальной базы. Первое поможет определить тему, размер, композицию, количество элементов. Есть разница между оформлением книжной закладки и разделочной доски, и совсем не равноценны роспись ложки и деревянного блюда. Это зависит как от общего уровня группы воспитанников, так и от их личностных способностей.
Что касается второго, то тут всё более определённо. К занятию готовятся краски (предпочтительно, гуашь), три кисточки — одна широкая плоская, две беличьих № 2,3, лист бумаги, выкрашенный в жёлтый цвет, по которому педагог карандашом размечает форму изделия и основные элементы композиции, и ножницы.
Во вступительном слове преподавателю следует рассказать об истории промысла, о его особенностях, познакомить группу с иллюстративным материалом. В зависимости от сложности будущего рисунка необходимо поставить задачи и обозначить главную цель.
Сам процесс заключается в следующем:
На заключительном этапе осуществляется работа с ножницами, с помощью которых изделию придается законченный вид. Следует отметить в работах удачные моменты, устроить коллективное обсуждение, организовать выставку поделок. Ни в коем случае не стоит устраивать критического разбора работ, наверняка обоснованного, но подменяющего удовольствие от творческого процесса скучной дидактикой.
Так, или примерно так, можно построить занятие по рисованию в старшей группе. Оно пробудит фантазию детей, научит пользоваться разными типами кисточек в рамках одной творческой работы, разовьёт художественный вкус и интерес к народному творчеству. А самое главное, даст ребёнку возможность прикоснуться к сказочному миру русской национальной культуры.
redsol.ru
Тема: Городецкие птицы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с Городецким промыслом. Познакомить с техникой выполнения Городецкой птицы. Закреплять умение смешивать краску на палитре для получения нужного оттенка. Воспитывать желание работать аккуратно
Материалы:
Городецкие изделия. Иллюстрации с изображением городецких узоров. Бумажные силуэты матрешек, которые дети будут расписывать Городецкими узорами. Гуашь, палитра, салфетки, баночки для воды.
Музыкальный ряд: народные мелодии.
Ход занятия
– Ребята давайте с вами, разомнем, наши пальчики и сделаем вмести с вами пальчиковую гимнастику.
Лодочка
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным, по волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
– Молодцы.
– Ребята давайте вмести с вами, рассмотрим выставку городецких предметов и ответим на очень легкие вопросы:
-Вот, перед вами выставка предметов. Какой росписью они украшены?
– Правильно.
– Городецкая роспись вам уже хорошо знакома, и вы без труда можете отличить ее от других.
– А что общего во всех городецких изделиях?
( объединяет роспись – розаны, купавки и листики)
– А еще, какой элемент росписи объединяет?
( а еще на каждом из этих предметов нарисованы птицы.)
– Ребята вот и вы сегодня узнаете, как рисовать такую красивую птицу.
– Я вам сейчас буду показывать, элементы птички, а вы мне скажите, на что эти элементы похожи.
– На что похоже ее туловище?
(туловище птицы словно завиток)
– А на что похож хвост?
(хвостик похож на большой листик)
– А крылышко?
(крылышко на маленький листик)
– Ребята, а лапки у городецких птиц, словно в штанишках, а на конце тоненькие линии и коготки.
– Рассмотрели, а теперь я вам покажу способ рисования птицы.
( Показываю и рассказываю, обращая внимание на стилизованные формы в изображении)
– Перед вами большой силуэт матрешки, я предлагаю вам украсить передник Городецким узором.
( показываю способ выполнения узора на переднике)
– Я вам немножко подскажу, чтобы облегчить вашу работу узор лучше делать симметричным, то есть слева и справа от центра рисунок должен быть одинаковым, а посередине – другим.
– У меня, например рисунок будет вот таким, в центре розан с листочками, а по краям – одинаковые птицы, которые смотрят друг на друга.
– Вы наверно устали сидеть, давайте встанем, и сделаем с вами физкультминутку.
А теперь все дружно встали.
Мы рисовали, мы рисовали,
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
А теперь все дружно встали.
Встать, выпрямиться, голову держать прямо.
Ножками потопаем,
Топать, стараясь не очень шуметь.
Ручками похлопаем.
Хлопки в ладоши.
Затем пальчики сожмем,
Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.
Сядем, и рисовать начнем.
Тих сесть.
– А кто мне скажет, как вы будете украшать передник?
– Вспоминаем приемы, рассказываем.
– Ну а теперь приступаем к работе.
– Звучит музыка.
– Затрудняющихся детей помогаю советом, напоминанием, помогаю показом.
– В конце занятия вместе с детьми рассматриваем матрешек, и рассказываю какая матрешка им понравилась больше всего и почему.
nsportal.ru
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.
Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.
Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.
Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».
Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.
После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.
В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.
C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.
Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.
В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное – наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
животные – конь, птица
«Древо жизни» – традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» – изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.
Деталь донца, мотив “посиделки”
Автопортрет художника Е.Т. Крюкова на сиденье детского стульчика. Начало 20 века
www.perunica.ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Заречье»
Открытое занятие
«Птица в городецкой росписи»
объединения «Вдохновение» «Клубов по месту жительства»
для детей младшего школьного возраста 1-го года обучения
Педагог дополнительного образования
Замалиева Фарида Наилевна
2016-2017
Цель: формирование навыков росписи в традициях Городецкого письма;
Задачи :
– познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;
– познакомить с особенностями стилизации городецких птиц;
– развить творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;
– воспитание аккуратности у учащихся;
Оборудование для учителя: презентация по теме.
Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;
План занятия:
1. Организационная часть .
2. Сообщение цели и задач нового материала.
3. Новый материал. Презентация «Птица в городецкой росписи».
4. Физ.минутка.
5. Практическая работа.
6. Рефлексация
Ход урока:
1. Организационная часть .
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке;
Водичка, кисти и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение цели и задач нового материала.
3. Новый материал. Презентация «Птица в городецкой росписи».
Учитель начинает с беседы. Как мы знаем, Городецкая роспись происходит от иконы, и так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья. Посмотрите на Городецких птиц – у них всегда толстый животик.
Птица в Городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у неё гибкая линия шеи и груди, хвост в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками делают подмалёвок – это туловище, крыло и хвост, а затем белой краской делают оживку. На стенде показано поэтапное выполнение птицы.
Мир Городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир Городецких цветов. Здесь есть и горделивые петухи, и хлопотливые курочки, скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и великое множество необычных, сказочных птиц.
Самая любимая птица – петух. Петушок яркий, нарядный, без него нельзя представить крестьянский двор. Образ петушка ассоциируется с достатком, счастьем, домашним уютом.
Загадки.
Птиц не только изображали, они становились героями народных сказок,
песен, пословиц и поговорок, а также загадок.
Ходит гордо,
Смотрит важно,
В оперении нарядном:
Синий, желтый,
Красный круг-
Распустил свой хвост …(индюк).
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает, время считает. (Петух)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами)
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Что за странные
Дроби барабанные
Доносятся из чащи
То медленно, то чаще? (Дятел)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В болоте плачет,
А из болота не идет. (Клик)
Сквозь летние сумерки парка,
По краю искусственных вод Красавица птица – дикарка,
Как белое диво, плывет. (Лебедь)
На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орел)
Мерзнут птицы, зябнут звери.
Я ж в морозы не тужу,
Потому что я из перьев
Чудо – валенки ношу. (Рябчик)
Днем спит, ночью летает, Путников пугает. (Сова)
На вид неказист,
Зато голосист. (Соловей)
У этой птицы
Клюв, как две спицы,
Ноги длинные, как циркуль.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает. (Цапля)
Желтый крошка
Ищет хлеба крошку,
Если встретит червяка –
Наклюет ему бока! (Цыпленок)
4.Физкультминутка.
Рука подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.
5.Практическая работа
Кистевые приемы росписи
Рука должна быть неподвижна: локоть, кисть, мизинец должны лежать на столе, подвижны только пальцы (большой, указательный, средний).
Кисть держат у основания, не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально.
Краску набирать круговыми движениями, не надавливая на кисть.
Роспись выполнять плавно опуская и плавно поднимая кисть, при этом, сильно нажимать на кисть нельзя.
Вначале работа ведется светлыми красками, а затем темными.
Техника безопасности
Выполнять роспись при хорошем освещении, желательно при дневном свете.
Нельзя пробовать краски на вкус.
Баночка с водой, палитра с красками и все инструменты должны размещаться с правой стороны (у левшей с левой).
После работы вымыть руки с мылом.
Выполнение городецкой птицы.
Нарисовать карандашом птицу, как показано в таблицы. Мотив разместить в центре композиции.
Выполнить подмалевку.
Выполнить оживку.
Подведение итогов занятия
Просмотр готовых работ.
Проверка усвоения знаний. Исправить ошибки допущенные в кистевой росписи.
6.Рефлексия
Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?
Что особенно запомнилось?
Чему новому научились на уроке?
Какие вопросы вы хотели бы задать?
Уборка рабочего места
Список литературы
Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Сподина В. И. «Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневатровского района». -Новосибирск: Изд. центр «Арго». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». 2001.
Юный художник. 1993 г., № 10, с- 4- 5.
Народное творчество. 1999 г., № 2, с.-40.
Народное творчество. 2001 г., № 6, с. – 7 -8.
Народное творчество. 1999 г., № 4, с. – 6 -7.
Народное творчество. 2002 г., № 3, с. – 18 – 21; 25 – 28.
Народное творчество. 2002 г., № 2, с. – 18 – 21.
Народное творчество. 1998 г., № 2, с. – 13 – 15.
Ю.Юный художник. 1991 г., № 8, с. – 18 -21.
Юный художник. 1997 г., № 5 – 6, с. – 45 – 46.
infourok.ru
Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками
Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.
На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.
Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.
Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.
Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.
Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.
Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.
Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.
Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.
И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».
Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.
Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.
Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.
Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.
Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.
Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.
Похожие статьи:
knittochka.ru
Городецкая роспись является одним из самых ярких направлений русского изобразительного искусства. Её возникновение датируется XIX веком. В художественных мотивах часто встречаются птицы, цветы, лошади и другие натуралистические орнаменты. Этот вид изобразительного искусства появился в городе Городец, относящемуся к Нижегородской губернии, который со временем стал основным местом сбыта расписных изделий для близлежащих городов и деревень.
Содержание материала
Во время правления Петра Первого узорами городецкого художественного промысла расписывали царские военные корабли и мебель для дворца. Несколько веков назад с помощью узоров этого вида народного искусства украшали предметы быта:
Для украшения досок, из которых изготавливалась мебель, мастера применяли особую технику, называющуюся инкрустацией (делали специальные вставки, затем помещали их в вырезанные в основе отверстия и украшали способом декоративного рисования по мотивам городецкой росписи).
У иконописца Огуречникова мастера научились приёму использования нескольких слоёв краски и «оживке» изделия белками.
Техника росписи отличается свободными и чёткими мазками, яркими масляными или темперными красками (зелёный, жёлтый, красный, розовый, голубой, чёрный, синий, белый цвет) и контурной резьбой по дереву.
В композициях городецкой росписи цветы и животные занимают особое место. Эти мотивы несут в себе скрытый глубокий смысл.
Символизм узоров:
Наиболее распространённые элементы цветочной росписи:
Мастера рисуют сцены из жизни: застолья, празднования, работников на полях, ремесленников, прогулки барышень и юношей, всадников на коне, богато украшенные фасады домов, ярмарки, батальные военные сцены.
Композиции с лошадьми и птицами бывают как симметрично, так и асимметрично расположенными. Изображение животных парами символизирует гармонию, благополучие и процветание. Чаще всего мастера рисуют именно вороных, мускулистых коней с развевающейся на ветру гривой.
Этот вид живописи является прекрасным вариантом для начального и среднего уровня мастерства и подготовки. Он поможет поэтапно развить в ребёнке художественный вкус и навыки в различных изобразительных техниках с помощью элементов городецкой росписи. Для дошкольников можно подготовить раскраски и трафареты, чтобы упростить процесс поэтапного рисования городецкой росписи.
Следует сделать акцент на ярких красках и цветочных композициях, так как они наиболее просты в исполнении. Лучше всего сначала наметить узор карандашом, непосредственно перед процессом рисования. Городецкая роспись в старшей группе подразумевает изучение сложных орнаментов, работу с деревом, эксперименты с палитрой красок.
Для начала освоения техники понадобятся следующие материалы:
Начинать обучение следует с освоения простейших элементов: мазков, штрихов, незамысловатых узоров. После этого можно приступить к более сложным: цветочным композициям, изображениям животных и художественных сюжетов.
Перед нанесением рисунка деревянную основу подготавливают с помощью грунтовки чёрным, жёлтым и красным цветом. Готовое изделие покрывают слоем лака.
Во времена Великой Отечественной войны произошёл упадок в развитии росписи, а возродился этот вид изобразительного искусства только в 60-х годах прошлого века. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», где мастера изготавливают традиционные образцы этого вида художественного промысла в качестве сувениров.
Наиболее известные современные художники этой росписи: А. Коновалов, И. Лебедев, Ф. Касатова, Д. Крюков, а также И. Мазин.
Городецкая роспись является самобытным, исконно русским образцом художественной культуры. Даже в нынешнее время она не теряет своей актуальности. Её используют для украшения предметов домашнего быта и демонстрируют на выставках современного искусства. При этом она сохраняет в себе первичные традиции и народные художественные мотивы.
natrukodel.ru