Городецкая роспись поэтапно птица – Городецкая роспись для детей – учимся рисовать » Перуница

Содержание

Урок рисования в технике городецкой росписи

Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём.
Нам понадобятся:
1 Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы и № 2 – для замалёвка.
2 Гуашь художественная ( можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой.
3 Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное)
4 Карандаш, ластик, линейка.
5 Шаблоны, вырезанные из картона – круги разного диаметра. У меня – 5,5 см – большой ; 4 см – средний; 2 см – малый.
Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны.

Элементы Городецкой росписи сегодняшнего урока:
Розан, иначе купавка – самый крупный цветок ;
Бутон – малый розан, поменьше розана;
Солнышко – розетка – поменьше купавки;
Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета.
Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе.
Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Нарисуйте цветки как на следующем примере, а затем начинаем рисовать листья по 2-3 штуки между цветами (вообщем сколько влезет). Листья по форме напоминают лодочки (две дуги повёрнуты друг к другу, посмотрите на скобки на клавиатуре). А можно иначе – с одной стороны дуга- с другой чуть волнистая линия (эдакий бугорчик – коромысло)

Заполните листьями все промежутки между цветами, где места не хватает можно и 1 листик. На концах цветочных веток можно нарисовать 3-5 листиков, как бы кустиком.

В центре композиции нарисуем птицу или коня. Я покажу как рисовать птицу. Начинаем рисовать линию живота , только не в центре листа а чуть левее.
а) Сначала рисуем животик, по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой – это животик)

б) Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа, то есть большой цветок-розан смотрит как раз на него.

Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.


в) Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать ляжки – это снова 2 чёрточки – дуги.

Птица готова и вся композиция в целом готовы к росписи.
Несколько советов:
Чаще меняйте воду в банке. Я меняю при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза , пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь вертеть рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.
Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге – розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.

Второй этапназывается «оттенёвка». Закрашиваем серцевинки (кружочки вверху цветка) и оттеняем дужки на цветах тем цветом, из которого разбеливали (синий, малиновый). А на оранжевых ягодах – красная или бордовая оттенёвка. А также хвост у птицы.


Третий этап называется «разживка». Начнём с чёрного цвета. Разживляем листья – ту сторону, что я называла «дуга» обводим черным цветом (только с одной стороны), внутри каждого листика пара усиков разной длины.
С другой стороны листочка нарисовать капельки или чёрточки (от большой капли вверху к маленькой внизу), капельки располагаются параллельно и близко друг другу ,
Добавим черных перьев в хвост птицы и пару штрихов на лапках.
Внутри большого розана малиновым цветом посредине изобразим скобочку, а по краям от неё по 2-3 капельки разной длины, повторяющие форму круга. На самых длинных поставить усики, завитые к центру цветка.

Теперь разживим белым цветом – нарисуем «подковки» на оттенёвке у розана и бутонов,

На сердцевинах нарисуйте штриховочку.

Обведите лепестки у розана изнутри, а также яблочки (оранжевые) изнутри и в середине поставьте усик, а на него посадите несколько капелек; и скобку в центре у розана обвести и сделать штриховку, она называется «бородка» (всё белым цветом). Поставьте капельки в середине бутонов и розана и между подковками.

Птичку разживите на свой вкус или как у меня всё теми же приёмами – «подковки», «усики», «капельки», «тычки».
Четвёртый этап– «оживка». Белым цветом спичкой поставьте тычки на листьях (прямо на усиках), а также на сердцевинах , между подковками, глаз у птицы, на крыле, на концах белых усиков (у яблочек). Можно и на хвосте у птицы (я не нарисовала).
Поставьте несколько красных капелек на крыле птицы, и окрасьте рамку в красный цвет.Осталось нарисовать с помощью капелек (чёрным) стебель между цветами, чтоб цветы не висели в воздухе и заполнить пустое пространство усиками выходящими из листьев. На них нанизать параллельные капельки или тычки (от большего к меньшему)
Всё готово!

www.youloveit.ru

её история, особенности рисования и методика поэтапного преподавания детям старшей группы

Цветы. Узоры. Простые яркие краски… Ребёнок с удовольствием пишет по жёлтому фону розовые кружки, из которых скоро родится пышная купавка, старается аккуратно нанести на голубое пятно вытянутые капли лепестков ромашки. Среди сочной зелени выводит смешного пузатого фазана или тонконогую лошадку. Это знакомство с городецкой росписью.

Первое соприкосновение с народным промыслом — с той особенной формой творчества, которая, появившись в деревне, в крестьянской семье, вобрала в себя за столетия существования целый мир духовных, эстетических и национальных традиций. Родилось как украшение бытовых предметов, а выросло в узорчатое, праздничное воплощение русской души.

Возникновение художественного промысла

У всякого явления есть своё начало. Отправной точкой, без которой городецкая роспись попросту не явилась бы на свет, стала самая обыкновенная домашняя прялка — необходимая тогда хозяйке вещь в каждой крестьянской семье.

Место и время

Всё началось с конца XVIII века в Поволжье, в сёлах и деревнях, расположенных по берегам небольшой речки Узолы, которая протекала возле древнего Городца. В селениях этих — в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе — издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой.

Особое внимание уделялось донцу — дощечке, на которой во время работы пряха сидела и которую после работы вешали на стену, на видное место. На видном месте ничем не украшенную «досточку» хозяину в избе и держать-то было непристойно. Потому и исполнялась на них всякая чудная резьба, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера и вовсе освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из тёмного, морёного дуба.

Процесс, однако, оказывался весьма трудоёмким, и на производство одного изделия уходило очень много времени. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Это сильно сократило время производства и увеличило сбыт продукции на нижегородской ярмарке, куда возили свой товар на продажу узольские мастера.

А особенности рисования, технические приёмы, шаблоны и главные элементы, разрабатывавшиеся десятилетиями, получили своё окончательное оформление в семидесятых годах XIX века. Тогда в деревню Курцево был приглашён из Городца для подновления местной церкви известный иконописец Огуречников. Именно он, заинтересовавшись местным промыслом, «довёл до ума» технику живописи узольцев, привнеся в неё иконописные приёмы: способы наложения слоёв краски, игра с оттеняющими дугами и оживление рисунка белилами.

Происхождение названия

Назывался в ту пору промысел иначе. Мастера-крестьяне никаких самоназваний не выдумывали, а в ранних изданиях писалось либо о «нижегородской росписи» по местоположению ярмарки, на которой сбывались изделия, либо о «курцевских красильщиках» по месту их наиболее массового и развитого изготовления.

В конце XIX века с появлением крупных ткацких фабрик и дешёвого ситца нужда в домашнем производстве полотна отпала. Прялки были больше никому не нужны, и, как следствие, промысел стал угасать. К первой мировой войне он практически исчез, продолжая существовать лишь в виде случайных единичных работ любителей-энтузиастов.

Современное название появилось только в 30-х годах XX-го века, когда под патронатом государства промысел получил шанс на второе рождение. Восстанавливать мастерские и артели на первых порах стали в Городце. Для сюжетов своих жанровых сценок художники традиционно брали зарисовки из быта городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции переместился теперь в этот город.

Всё это вкупе дало повод В. М. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин «городецкая роспись», которому и суждено было с тех пор закрепиться как названию этого художественного промысла России.

Технические особенности живописи

Для росписи на прялочных донцах всегда были характерны нехитрые сюжеты и простейшая композиция. Со временем усложнялись отдельные элементы, возникали новые темы и персонажи, совершенствовалась техника письма, но всякая модификация осуществлялась очень бережно, не нарушая сложившуюся историческую традицию.

Композиция и сюжет

Композиционно роспись имела двух-трёхчастную структуру. Располагавшиеся сверху вниз части — ярусы — несли каждый свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могли рассматриваться как совершенно самостоятельные произведения:

  1. Верхний ярус, как правило, занимала бытовая или жанровая сценка, где изображались чаепития, застолья, гулянья, деревенские посиделки, нарядные кавалеры и дамы в кринолинах. А так как исторически прялка всегда являлась частью приданого, то и свадебные мотивы — сватовство, смотрины, проезд жениха с невестой — тоже нашли здесь своё отражение.
  2. Средний — представлял из себя поясок с различными цветочными узорами. Выполняя вроде бы вспомогательную роль — отделить верхний ярус от нижнего, — он смотрелся как вполне законченное произведение живописи. Впоследствии разработанные в рамках поясков цветочные композиции стали очень популярны при росписи шкатулок и прочей мелкой сувенирной продукции.
  3. Содержанием нижнего становилось изображение птиц и животных в обрамлении пышных цветочных элементов (гирлянд, орнаментов, рамок). Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Так, петух, фазан, павлин, курочка, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, лошадка символизировали достаток и богатство. А то, чем особенно славилась городецкая роспись — цветы — здоровье и успешность в делах.

Со временем рисунки с прялочных донец перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувенирной продукции. Современность внесла свои изменения, и легко узнаваемые элементы сегодня можно увидеть в аэрографии автомобилей, в украшении мобильных телефонов и других подобных устройств.

Поэтапность письма

Несмешиваемость цветов в изделиях обусловила и особую технику исполнения: поэтапное рисование городецкой росписи. Краски накладываются друг на друга, но каждый следующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий. Мастерами выделяется 3 основных этапа росписи:

  • Подмалёвок — закрашивание флейцами (широкими плоскими кистями) всех фигур композиции в 4−5 цветов; приём простейший, доступный даже пятилетнему ребёнку, а основная задача его — создание ровного однотонного фона без пробелов, потёков и наплывов краски.
  • Тенёвка — прорисовка тонкой кисточкой контуров персонажа, животного или цветка, для чего используются тёмные (чаще всего чёрная) насыщенные краски.
  • Оживка — финальный этап росписи, во время которого белилами (в очень редких случаях — жёлтой охрой) наносятся штрихи, блики, капли и другие мелкие детали, чем достигаются объёмность, яркость и ощущение богатой пышности изделия.

Ясность изделий из Городца, простота поэтапного исполнения сделали их доступными для практического освоения детьми старших групп детского сада и учащимися начальной школы.

Основы методики преподавания

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи — важная часть художественного развития ребёнка и знакомства его с национальной традицией. Поэтому незамысловатость и «детскость» главных городецких персонажей очень помогают детям освоить их не только теоретически, но и практически, в рамках творческого процесса.

Подготовительный этап

Предварять урок должны выбор формы, над которой будут работать детки, и создание материальной базы. Первое поможет определить тему, размер, композицию, количество элементов. Есть разница между оформлением книжной закладки и разделочной доски, и совсем не равноценны роспись ложки и деревянного блюда. Это зависит как от общего уровня группы воспитанников, так и от их личностных способностей.

Что касается второго, то тут всё более определённо. К занятию готовятся краски (предпочтительно, гуашь), три кисточки — одна широкая плоская, две беличьих № 2,3, лист бумаги, выкрашенный в жёлтый цвет, по которому педагог карандашом размечает форму изделия и основные элементы композиции, и ножницы.

Во вступительном слове преподавателю следует рассказать об истории промысла, о его особенностях, познакомить группу с иллюстративным материалом. В зависимости от сложности будущего рисунка необходимо поставить задачи и обозначить главную цель.

Творческая работа

Сам процесс заключается в следующем:

  1. Начинается всё с простейших элементов городецкой росписи для дошкольников: с цветов и цветочных узоров, дополняемых листьями, бутонами и ягодками. Потом, в зависимости от первых результатов, можно будет перейти к композиционно более сложным петушку или лошади, но поначалу пусть дети познакомятся с «городцом» на примере розана и купавки, ромашки и городецкой розы. Это должно происходить поэтапно, в соответствии с принятой техникой письма, и включать в себя развитие мелкой моторики, навыков работы с кистью, глазомера и способов раскраски.
  2. Не стоит забывать, что «городец» — это роспись по дереву. Именно поэтому на подготовительном этапе наносится на рабочую сторону листа светло-жёлтый фон, имитирующий неокрашенную деревянную поверхность. На заключительном этапе занятия ему можно будет с помощью ножниц придать вид разделочной доски, блюда, деревянной ложки. Но только на заключительном этапе, потому что рисовать ребёнку удобнее на странице привычного альбомного формата.
  3. Сначала следует научиться выполнять широкой кистью ровные кружки — подмалёвки, ориентируясь в качестве подспорья на карандашные наброски. Для них выбираются розовая и голубая краски (базовые для исполнения цветов), а болотным зелёным заполняются контуры листьев. После этого делается пальчиковая гимнастика, что и методически правильно, и даёт возможность подмалёвку просохнуть.
  4. Тенёвка осуществляется в тон — насыщенно-красным по розовому и тёмно-синим по голубому. На этом и следующем этапах очень важен пример преподавателя и фактор индивидуальной поддержки каждого ребёнка. Работа осуществляется тонкой кистью и требует внимания и аккуратности. В наведении дуг и полудуг особой сложности нет, и главной задачей является стремление к тонкости линий и максимально возможному (с учётом возраста, конечно же) изяществу изображения.
  5. Оживка белой краской производится строго под присмотром педагога, чтобы не дать детям увлечься и не позволить им перегрузить картинку каплями, точками, штрихами, спиралями и другими мелкими деталями. Воспитание чувства меры — одна из первостепенных задач на этом этапе.

Финальная часть

На заключительном этапе осуществляется работа с ножницами, с помощью которых изделию придается законченный вид. Следует отметить в работах удачные моменты, устроить коллективное обсуждение, организовать выставку поделок. Ни в коем случае не стоит устраивать критического разбора работ, наверняка обоснованного, но подменяющего удовольствие от творческого процесса скучной дидактикой.

Так, или примерно так, можно построить занятие по рисованию в старшей группе. Оно пробудит фантазию детей, научит пользоваться разными типами кисточек в рамках одной творческой работы, разовьёт художественный вкус и интерес к народному творчеству. А самое главное, даст ребёнку возможность прикоснуться к сказочному миру русской национальной культуры.

redsol.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Городецкие птицы

Тема: Городецкие птицы

Программное содержание:

        Продолжать знакомить детей с Городецким промыслом. Познакомить с техникой выполнения Городецкой птицы. Закреплять умение смешивать краску на палитре для получения нужного оттенка.  Воспитывать желание работать аккуратно

Материалы:

             Городецкие изделия. Иллюстрации с изображением городецких узоров. Бумажные силуэты матрешек, которые дети будут расписывать Городецкими узорами. Гуашь, палитра, салфетки, баночки для воды.

Музыкальный ряд: народные мелодии.

                Ход   занятия

– Ребята давайте с вами, разомнем, наши пальчики и сделаем вмести с вами пальчиковую гимнастику.

                   Лодочка

Две ладошки я прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

         На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

– Молодцы.

– Ребята давайте вмести с вами, рассмотрим выставку городецких предметов и ответим на очень легкие вопросы:

 -Вот, перед вами выставка предметов. Какой росписью они украшены?

– Правильно.

– Городецкая роспись вам уже хорошо знакома, и вы без труда можете отличить ее от других.

– А что общего во всех городецких изделиях?

( объединяет роспись – розаны, купавки и листики)

– А еще, какой элемент росписи объединяет?

( а еще на каждом из этих предметов нарисованы птицы.)

– Ребята вот и вы сегодня узнаете, как рисовать такую красивую птицу.

– Я вам сейчас буду показывать, элементы птички, а вы мне скажите, на что эти элементы похожи.

– На что похоже ее туловище?

(туловище птицы словно завиток)

– А на что похож хвост?

(хвостик похож на большой листик)

– А крылышко?

(крылышко на маленький листик)

– Ребята, а лапки у городецких птиц, словно в штанишках, а на конце тоненькие линии и коготки.

– Рассмотрели, а теперь  я вам покажу способ рисования птицы.

( Показываю и рассказываю, обращая внимание на стилизованные формы в изображении)

– Перед вами большой силуэт матрешки, я предлагаю вам украсить передник Городецким узором.

( показываю способ выполнения узора на переднике)

– Я вам немножко подскажу, чтобы облегчить вашу работу узор лучше делать симметричным, то есть слева и справа от центра рисунок должен быть одинаковым, а посередине – другим.

–  У меня, например рисунок будет вот таким, в центре розан с листочками, а по краям – одинаковые птицы, которые смотрят друг на друга.

– Вы наверно устали сидеть, давайте встанем, и сделаем с вами физкультминутку.

                 А теперь все дружно встали.

Мы рисовали, мы рисовали,

                                                                                      Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.

А теперь все дружно встали.

                                   Встать, выпрямиться, голову держать прямо.

Ножками потопаем,

                                            Топать, стараясь не очень шуметь.

 Ручками похлопаем.

                                                                                                                    Хлопки в ладоши.

Затем пальчики сожмем,

                                         Кисти рук сжать в кулак, выпрямить.

Сядем, и рисовать начнем.

                                                              Тих сесть.

– А кто мне скажет, как вы будете украшать передник?

– Вспоминаем приемы, рассказываем.

– Ну а теперь приступаем к работе.

– Звучит музыка.

– Затрудняющихся детей помогаю советом, напоминанием, помогаю показом.

– В конце занятия  вместе с детьми рассматриваем матрешек, и  рассказываю какая матрешка им понравилась больше всего и почему.

 

nsportal.ru

Городецкая роспись » Перуница


Многие из нас на уроках рисования узнали о существовании этого наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы…

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 году туда же приходят А.В. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н.А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.

Выбор первых работ пал на темы и композиции застолий с чаепитием у самовара. Все поиски основывались первоначально на старательном следовании приемам старых мастеров. Одновременно шел поиск типа изделий, в росписи которых целесообразно помещать сюжеты. Эта работа велась при помощи Института художественной промышленности. Наиболее оригинальной работой этих лет стало прямоугольное панно Лилии Федоровны Беспаловой «Художественный совет». В этой композиции в схему традиционного городецкого застолья вместо посуды и самовара включены художественные изделия городчан. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе. Они расписывают хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами поставков или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

В 1985 году шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона(розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей .


Материалы: Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи:

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное – наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.


Наиболее распространенными мотивами являются:

цветы — розы, купавки с симметричными листьями;

животные – конь, птица


«Древо жизни» – традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.



Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
  • цветочная роспись;
  • цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
  • сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Итак,
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» – изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.


«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» – сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов(например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».
Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья.Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.


Панно начала 20 века


Деталь донца, мотив “посиделки”


Автопортрет художника Е.Т. Крюкова на сиденье детского стульчика. Начало 20 века


www.perunica.ru

Конспект занятия: “Птица в городецкой росписи”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Открытое занятие

«Птица в городецкой росписи»

объединения «Вдохновение» «Клубов по месту жительства»

для детей младшего школьного возраста 1-го года обучения

Педагог дополнительного образования

Замалиева Фарида Наилевна

2016-2017

Цель: формирование навыков росписи в традициях Городецкого письма;

Задачи :

– познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;

– познакомить с особенностями стилизации городецких птиц;

– развить творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

– воспитание аккуратности у учащихся;

Оборудование для учителя: презентация по теме.

Оборудование для учащихся: альбом, гуашевые краски, кисти, карандаши, баночки с водой, тряпочка;

План занятия:

1. Организационная часть .

2. Сообщение цели и задач нового материала.

3. Новый материал. Презентация «Птица в городецкой росписи».

4. Физ.минутка.

5. Практическая работа.

6. Рефлексация

Ход урока:

1. Организационная часть .

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке;

Водичка, кисти и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

2. Сообщение цели и задач нового материала.

3. Новый материал. Презентация «Птица в городецкой росписи».

Учитель начинает с беседы. Как мы знаем, Городецкая роспись происходит от иконы, и так же, как в иконе, в ней много символичного. Птица является символом семейного счастья. Посмотрите на Городецких птиц – у них всегда толстый животик.

Птица в Городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у неё гибкая линия шеи и груди, хвост в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками делают подмалёвок – это туловище, крыло и хвост, а затем белой краской делают оживку. На стенде показано поэтапное выполнение птицы.

Мир Городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир Городецких цветов. Здесь есть и горделивые петухи, и хлопотливые курочки, скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и великое множество необычных, сказочных птиц.

Самая любимая птица – петух. Петушок яркий, нарядный, без него нельзя представить крестьянский двор. Образ петушка ассоциируется с достатком, счастьем, домашним уютом.

Загадки.

Птиц не только изображали, они становились героями народных сказок,

песен, пословиц и поговорок, а также загадок.

Ходит гордо,

Смотрит важно,

В оперении нарядном:

Синий, желтый,

Красный круг-

Распустил свой хвост …(индюк).

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает. (Петух)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет. (Утка с утятами)

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

Что за странные

Дроби барабанные

Доносятся из чащи

То медленно, то чаще? (Дятел)

В синем небе голосок

 Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В болоте плачет,

А из болота не идет. (Клик)

Сквозь летние сумерки парка,

По краю искусственных вод Красавица птица – дикарка,

Как белое диво, плывет. (Лебедь)

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орел)

Мерзнут птицы, зябнут звери.

Я ж в морозы не тужу,

Потому что я из перьев

Чудо – валенки ношу. (Рябчик)

Днем спит, ночью летает, Путников пугает. (Сова)

На вид неказист,

Зато голосист. (Соловей)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как циркуль.

 По воде она гуляет,

То и дело нос купает. (Цапля)

Желтый крошка

 Ищет хлеба крошку,

 Если встретит червяка –

Наклюет ему бока! (Цыпленок)

4.Физкультминутка.

Рука подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.

5.Практическая работа

Кистевые приемы росписи

  1. Рука должна быть неподвижна: локоть, кисть, мизинец должны лежать на столе, подвижны только пальцы (большой, указательный, средний).

  2. Кисть держат у основания, не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально.

  3. Краску набирать круговыми движениями, не надавливая на кисть.

  4. Роспись выполнять плавно опуская и плавно поднимая кисть, при этом, сильно нажимать на кисть нельзя.

  5. Вначале работа ведется светлыми красками, а затем темными.

Техника безопасности

  1. Выполнять роспись при хорошем освещении, желательно при дневном свете.

  2. Нельзя пробовать краски на вкус.

  3. Баночка с водой, палитра с красками и все инструменты должны размещаться с правой стороны (у левшей с левой).

  4. После работы вымыть руки с мылом.

Выполнение городецкой птицы.

  1. Нарисовать карандашом птицу, как показано в таблицы. Мотив разместить в центре композиции.

  2. Выполнить подмалевку.

  3. Выполнить оживку.

Подведение итогов занятия

  • Просмотр готовых работ.

  • Проверка усвоения знаний. Исправить ошибки допущенные в кистевой росписи.

6.Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?

Что особенно запомнилось?

Чему новому научились на уроке?

Какие вопросы вы хотели бы задать?

Уборка рабочего места

Список литературы

  1. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  2. Сподина В. И. «Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневатровского района». -Новосибирск: Изд. центр «Арго». Изд. группа «Солярис». «ЦЭРИС». 2001.

  3. Юный художник. 1993 г., № 10, с- 4- 5.

  4. Народное творчество. 1999 г., № 2, с.-40.

  5. Народное творчество. 2001 г., № 6, с. – 7 -8.

  6. Народное творчество. 1999 г., № 4, с. – 6 -7.

  7. Народное творчество. 2002 г., № 3, с. – 18 – 21; 25 – 28.

  8. Народное творчество. 2002 г., № 2, с. – 18 – 21.

  9. Народное творчество. 1998 г., № 2, с. – 13 – 15.
    Ю.Юный художник. 1991 г., № 8, с. – 18 -21.

  10. Юный художник. 1997 г., № 5 – 6, с. – 45 – 46.

infourok.ru

Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.

Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.

Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.

Видео по теме статьи

Похожие статьи:

knittochka.ru

поэтапное рисование, узоры лошадей и птиц, мотивы из цветов

Городецкая роспись является одним из самых ярких направлений русского изобразительного искусства. Её возникновение датируется XIX веком. В художественных мотивах часто встречаются птицы, цветы, лошади и другие натуралистические орнаменты. Этот вид изобразительного искусства появился в городе Городец, относящемуся к Нижегородской губернии, который со временем стал основным местом сбыта расписных изделий для близлежащих городов и деревень.

Содержание материала

История возникновения техники рисования

Во время правления Петра Первого узорами городецкого художественного промысла расписывали царские военные корабли и мебель для дворца. Несколько веков назад с помощью узоров этого вида народного искусства украшали предметы быта:

  • сундуки;
  • кухонную утварь;
  • ставни и дверные рамы;
  • прялки;
  • сани;
  • кувшины и подносы;
  • деревянную мебель;
  • шкатулки;
  • бочки для вина;
  • игрушки для ребёнка.

Для украшения досок, из которых изготавливалась мебель, мастера применяли особую технику, называющуюся инкрустацией (делали специальные вставки, затем помещали их в вырезанные в основе отверстия и украшали способом декоративного рисования по мотивам городецкой росписи).

У иконописца Огуречникова мастера научились приёму использования нескольких слоёв краски и «оживке» изделия белками.

Техника росписи отличается свободными и чёткими мазками, яркими масляными или темперными красками (зелёный, жёлтый, красный, розовый, голубой, чёрный, синий, белый цвет) и контурной резьбой по дереву.

Основные сюжеты

В композициях городецкой росписи цветы и животные занимают особое место. Эти мотивы несут в себе скрытый глубокий смысл.

Символизм узоров:

  • Изображение коня трактуется как образ свободного духа, мужественности и величия, лошадка на детских игрушках означала защиту и дружелюбие.
  • Петух символизирует гордость и стихию огня. На образцах росписи часто можно встретить петушка, нарисованного в ярких цветах.
  • Павлин олицетворяет красоту и самолюбование.
  • Розан изображался как символ чистоты, материнской любви и мудрости.

Наиболее распространённые элементы цветочной росписи:

  • «Гирлянда». В центре изображался один крупный цветок в окружении более мелких.
  • «Венок». Замкнутая цветочная полоса.
  • «Букет». Композиция, состоящая из нескольких, симметрично расположенных цветков.
  • «Цветочная полоса». Имеет верхний и нижний ярус, расписанный цветками разного цвета, формы и размера.

Мастера рисуют сцены из жизни: застолья, празднования, работников на полях, ремесленников, прогулки барышень и юношей, всадников на коне, богато украшенные фасады домов, ярмарки, батальные военные сцены.

Композиции с лошадьми и птицами бывают как симметрично, так и асимметрично расположенными. Изображение животных парами символизирует гармонию, благополучие и процветание. Чаще всего мастера рисуют именно вороных, мускулистых коней с развевающейся на ветру гривой.

Роспись в детском творчестве

Этот вид живописи является прекрасным вариантом для начального и среднего уровня мастерства и подготовки. Он поможет поэтапно развить в ребёнке художественный вкус и навыки в различных изобразительных техниках с помощью элементов городецкой росписи. Для дошкольников можно подготовить раскраски и трафареты, чтобы упростить процесс поэтапного рисования городецкой росписи.

Следует сделать акцент на ярких красках и цветочных композициях, так как они наиболее просты в исполнении. Лучше всего сначала наметить узор карандашом, непосредственно перед процессом рисования. Городецкая роспись в старшей группе подразумевает изучение сложных орнаментов, работу с деревом, эксперименты с палитрой красок.

Для начала освоения техники понадобятся следующие материалы:

  • кисти разной жёсткости и размера;
  • гуашевые или масляные краски;
  • ткань или салфетка без ворса — для удаления лишней краски с изделия и кистей;
  • ёмкость с водой;
  • бумага для тренировки изображения мазков и других элементов росписи;
  • деревянная заготовка для изделия.

Начинать обучение следует с освоения простейших элементов: мазков, штрихов, незамысловатых узоров. После этого можно приступить к более сложным: цветочным композициям, изображениям животных и художественных сюжетов.

Перед нанесением рисунка деревянную основу подготавливают с помощью грунтовки чёрным, жёлтым и красным цветом. Готовое изделие покрывают слоем лака.

Известные художники

Во времена Великой Отечественной войны произошёл упадок в развитии росписи, а возродился этот вид изобразительного искусства только в 60-х годах прошлого века. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», где мастера изготавливают традиционные образцы этого вида художественного промысла в качестве сувениров.

Наиболее известные современные художники этой росписи: А. Коновалов, И. Лебедев, Ф. Касатова, Д. Крюков, а также И. Мазин.

Городецкая роспись является самобытным, исконно русским образцом художественной культуры. Даже в нынешнее время она не теряет своей актуальности. Её используют для украшения предметов домашнего быта и демонстрируют на выставках современного искусства. При этом она сохраняет в себе первичные традиции и народные художественные мотивы.

natrukodel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *