«Гласные звуки и буквы. Домашние задания»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «Гласные звуки и буквы. Домашние задания».
Детям часто требуется дополнительное время для изучения гласных букв и звуков. Выполнение домашних заданий способствует лучшему усвоению и закреплению заданной темы.
Предлагаю методическую разработку, опробированную многолетней практикой с детьми старшего дошкольного возраста.
Задания сделаны в формате карточек, которые можно вырезать и вклеить в рабочую тетрадь ребёнка.
Эти карточки предназначены для индивидуальной работы, и ими нужно пользоваться избирательно в соответствии с потребностями ребёнка.
Буду рада, если мой материал будет вам полезен.
Учитель-логопед ВКК Волова Татьяна Петровна.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А, У 1. Выучить чистоговорки: А – А – А – шире ротик детвора У – У – У – губы трубочкой тяну Напиши эти буквы красным карандашом 2. Учим потешки: А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко – Ноги ставит широко. Буква У – два длинных ушка. 3. Назови первый звук в словах: Ужин, Аня, Утки, Аист, Апельсин, Утюг, Улитка 4. Нарисуй и раскрась апельсинчики так, чтобы оранжевый был между красным и желтым. | ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О, И 1. Выучить чистоговорки: И – И – И – ротик к ушкам растяни Погляди на колесо и увидишь букву О. 2. Напиши эти буквы красным карандашом. Около каждой буквы нарисуй мальчика или девочку. Придумай им имена на эти буквы. 3. Назови первый звук в словах: Ира, Оля, Индюк, Обруч, Игла, Осень 4. Нарисуй столбики. Проведи дорожку от левого столбика к правому, чтобы каждый раз получалась буква И. 5. Выполни упражнение: «Пальчики здороваются», одновременно произнося звук О. | ||||||||||||||||||
ГЛАСНАЯ буква Э 1. Выучить чистоговорки: Э – открыла ротик смело Язычок глядит налево. 2. Напиши букву Э красным карандашом. 3. Назови первый звук в словах: Эму, Индюк, Этаж, Экран, Остров, Эхо, Игра. 4. Нарисуй дом, в котором ты живёшь. На каком этаже окна твоей квартиры? Раскрась их. 5. Выполни упражнение: «Кулак – Кольцо» 10 раз. | ГЛАСНАЯ буква Ы 1. Выучить потешки: А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы… Мы узнали от совы, Что нет(у) слов на букву «Ы». 2. Напиши и обведи букву Ы красным карандашом. 3. Нарисуй 3 круга и в них: в среднем кружке шары, в левом – цветы, в правом – грибы. Шары – цветы – грибы – какой последний звук ты слышишь? | ||||||||||||||||||
Гласная буква Ю 1. Выучить потешку: Чтобы О не укатилась Крепко к столбику прибью. Ой! Смотри, что получилось – Получилась буква Ю 2. Напиши столько букв Ю, сколько тебе лет. 3. Хлопни в ладошки, когда услышишь слово, начинающееся с буквы Ю ЮБКА, УТКА, ЮЛА, ЯМА, ЁЛКА, ЮНГА, ЕНОТ, ЮГ, УТЮГ, ЮРТА, ЮБИЛЕЙ. 4. Закончи предложение словом на букву Ю: Осенью перелетные птицы улетают на …(юг) Девочки носят блузки и …(юбки) Игрушка «волчок» называется …(юла) Молодой матрос зовется … (юнга) | Гласная буква Я 1. Повтори потешку: Куча яблок на прилавке… И заметил, я друзья: Если б яблоку две лапки, Сразу б вышла буква Я. 2 . Допиши буквы Я и напиши сам 3 буквы. 3. Топни ногой, когда услышишь слово, начинающееся с буквы Я Яблоко, юла, ярмарка, аптека, яма, арка, якорь, янтарь, артист, акробат. 4. Выучи с мамой загадки и загадай их папе или бабушке: Когда он нужен – его бросают, когда не нужен – поднимают (якорь) Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма) | ||||||||||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ | |||||||||||||||||||
ГЛАСНЫЕ Е и Ё 1. Выучить потешку: Посмотри на букву «Ш» – Буква очень хороша: Потому что из неё Можно сделать «Е» и «Ё»! Выложите эти буквы из спичек (палочек). 2. Назови 3 «колючих» слова на букву Ё в стихотворении: Ёж под Ёлкою в норе, А колючий Ёрш в реке. 3. Напиши строчку из букв Е. Первые и последние буквы Е преврати в Ё. | ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ БУКВ 1. Нарисуй дорожку, напиши на ней все гласные буквы. Помоги Колобку добраться домой: назови буквы, которые встретятся ему на пути, и придумай слово на каждую букву. На какую букву ты не смог придумать слово и почему? 2. Сосчитай все гласные буквы. Пропой их. 3. Зачеркни неправильно написанные буквы (педагог делает заготовку с ошибками в написании). 4. Напиши столько букв Я, сколько тебе лет. 5. Выполни упражнение: «Кулак – Ребро – Ладонь» 5 раз. | ||||||||||||||||||
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А, И, У, О, Ы, Э. 1. Запомни: гласных звуков 6, их можно петь. 2. Поднимаясь по лесенке, пропой каждый звук. Придумай слово на каждую букву. На какую букву ты не смог придумать слово? 3. Напечатай АУ, УА, ИА. Кто так кричит? 4. Упражнение «Игра на пианино»: поочерёдно каждым пальцем касаемся стола и поём гласные звуки. 5. Напиши своё имя и подчеркни гласные буквы. | ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Прочитай буквы по таблице
– слева направо – сверху вниз – в левом верхнем углу – в правом нижнем углу – в правом верхнем углу – в левом нижнем углу Запомни: в русском языке 6 гласных звуков: А, И, У, О, Ы, Э. | ||||||||||||||||||
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ и БУКВЫ 1. Выучить правило: Мы Звук произносим и слышим, А Буквы мы видим и пишем 2. Запомни: в русском языке 6 гласных звуков: А, И, У, О, Ы, Э. Но 10 гласных букв – они ходят парами: А –Я Ы- И У-Ю О-Ё Э-Е Подумайте, почему звуков меньше, чем букв? 3. Задание в тетради «ФОНТАН ГЛАСНЫХ» (педагог рисует фонтан в форме Скрипичного Ключа). Вспомни и напиши около Скрипичного Ключа все гласные буквы (парами). Пропой их (парами). | ГЛАСНЫЕ БУКВЫ и СЛОГИ 1. Выучить правило: Это знает каждый – Здесь закон таков: Сколько в слове гласных – Столько и слогов. 2. Продиктуйте детям слова. Пусть их напишут и подчеркнут гласные буквы: дом, мама, молоко, волк, волки. Сосчитайте слоги в каждом слове. 3. Вспомни и напиши все 10 гласных букв парами. 4. Напиши свою фамилию, имя и отчество и подчеркни в них гласные буквы. |
Электронная библиотека
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
— А.С. Макаренко
Автор: Н.Ю. Костылева | |
Название: 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4 – 5 лет | |
Формат: PDF | |
Размер: 3,57 Мб | |
Объём: 66 стр. | |
Аннотация: | |
Эта книга подготовит ребёнка к обучению грамоте. Она предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет в детском саду и дома. Более 100 разнообразных заданий в интересной и доступной форме познакомят детей со звуками и буквами родного языка, научат анализировать звучащее слово, сформируют у детей начальные фонематические представления и графические навыки, расширят словарный запас. Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс увлекательным. В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи – фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа через осознание звукового строя языка – главная, но не единственная цель пособия. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок познакомится с понятиями звук, слог, слово, предложение; узнает, что слова состоят из звуков и звучат по-разному и похоже, что звуки бывают гласные и согласные (твёрдые и мягкие). Он будет учиться различать звуки на слух, находить слово с заданным звуком, определять место звука в слове (начало, середина, конец), делить слова на части (слоги), а предложения на слова, будет сравнивать, анализировать, обобщать, то есть учиться логически мыслить. В пособие также включены задания на развитие восприятия, внимания, памяти. Данную систему занимательных упражнений можно использовать для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. С книгой легко и удобно работать. Весь материал представлен в занимательной форме и легко доступен восприятию дошкольника – максимум наглядности, минимум текста. | |
Примеры страниц: | |
| |
Купить книгу по выгодной цене |
— Миша, 3 года |
Подготовка к школе | |
Развитие моторики рук | |
Обучение письму | |
Интересные задания | |
Современные методики |
Гласные важны для детей, чтобы выучить их на раннем этапе их речи и обучения. Дети учатся произносить гласные уже в раннем возрасте, а когда они становятся старше, они учатся произносить и использовать гласные для создания различных звуков. Приведенные ниже упражнения помогут малышам и учащимся начальной школы развить фонематическую осведомленность о гласных звуках и правописании. Детям понравятся игры, поделки, рабочие листы и песни из нашей коллекции, ориентированные на гласные!
1. Дома с закрытыми слогамиЭто упражнение помогает детям узнать о словах CVC. Дети сделают домик с дверью, которая открывается и закрывается. Затем они напишут на доме слова CVC, чтобы показать, как согласная смыкается с гласной. Вы даже можете заламинировать дом, чтобы использовать его повторно!
Узнайте больше: Учимся с душой
2. Гласные в игровой формеУченикам нравятся любые уроки в игровой форме. Этот веб-сайт отлично подходит для детей, чтобы практиковаться в изучении гласных, понимании контраста гласных и изучении пар гласных. Есть множество игр для детей и станций, которыми они могут наслаждаться.
Подробнее: Обучающие игры для детей
3. Рабочие листы для средних гласныхЭти рабочие листы отлично подходят для работы на станции, в классе или в небольших группах. Учащиеся просматривают карточки со словами CVC, а затем заполняют пустую букву, которая является гласной.
Узнать больше: Playdough to Plato
4. Игра «Кубок гласных»Это упражнение на гласные обучает детей с помощью веселой игры. Ученик прячет шарик под одной из чашек с гласной. Затем партнер-ученик угадывает, в какой чашке спрятан шарик, составляя слова, используя этот гласный звук.
Подробнее: Elementary Nest
5. Песня с короткими гласнымиДети многому учатся с помощью музыки и веселых песенок. На Youtube доступно множество бесплатных песен, которые помогают им запомнить гласные. Эта короткая песенка с гласными помогает детям практиковать успешную артикуляцию гласных, а петь ее весело!
Подробнее: Elementary Nest
6. Произнеси гласнуюЭта игра очень проста и интересна для детей всех возрастов. Все, что вам нужно, это кубик и одна из распечаток. Веб-сайт включает в себя 26 различных игровых досок. Игра помогает детям тренироваться слышать короткие гласные звуки. Каждый раз, когда ребенок бросает кубик, он должен практиковаться в произнесении слова с коротким гласным звуком.
Узнать больше: Измеренная мама
7. Акустическое доминоВ этой игре используется концепция классической игры домино для обучения детей гласным. Им нужно найти картинку и правильное написание, чтобы сыграть в домино. Учащиеся могут играть сами или с другом.
Подробнее: Молли Линч
8. ПамятьПамять — это классическая карточная игра для детей начальной школы, которую можно адаптировать, чтобы помочь им потренироваться в использовании гласных звуков. В этой версии игры дети должны сопоставить карточки с картинками и карточками с буквами, в которых используется один и тот же гласный звук.
Подробнее: Молли Линч
9. Цветы с длинными гласнымиЭто хитрое упражнение с гласными помогает детям распознавать слова с долгими гласными. Учащиеся напишут долгую гласную в середине цветка, а затем заполнят лепестки цветка словами, демонстрирующими этот долгий гласный звук.
Подробнее: Приступая к обучению
10. Сравнение долгих и кратких гласныхЭто упражнение сравнивает долгие гласные с краткими. Учащиеся будут использовать т-диаграмму и стикеры для сравнения слов, в которых используется долгая гласная, и слов, в которых та же буква используется в качестве короткой гласной.
Подробнее: Приступаем к обучению
11. Упражнение «Сортировка гласных рыбками»Это простое задание по раскрашиванию, которое помогает детям тренироваться в определении изолированных гласных. Учителя распечатывают лист, а учащиеся раскрашивают каждую рыбку в соответствии с типом используемой гласной. Это упражнение идеально подходит для развития распознавания гласных.
Дополнительная информация: The Kindergarten Connection
12. Запоминание гласных звуковОдин из лучших способов помочь детям запомнить буквы и звуки — связать звуки с движением. Для каждой гласной дети выучат движение руки. Каждый раз, когда ученик произносит слово со звуком, он делает движение рукой. Такой подход так важен для тактильных учащихся!
Подробнее: Ребенок 1-й
13. Быстрое рисование гласныхЭто упражнение особенно эффективно, если у вас есть доступ к доске. Учитель дает ученику слово. После того, как учащиеся произносят слово, они затем пишут буквы, произнося звуки каждой буквы.
Узнать больше: Ребенок 1-й
14. Стихи и скороговоркиСтихи и скороговорки — это эффективный способ познакомить детей с командами гласных. Практика звуков в веселой и ритмичной форме помогает детям запоминать звуки и написание. Когда учащиеся повторяют гласные звуки, они отмечают их маркером.
Узнать больше: Happy Teacher Mama
15. Прыжки в пляжный мячЭто веселое и легкое кинестетическое упражнение, которое вовлекает учащихся в движение. Учитель пишет команды гласных на надувном мяче, а затем мяч передается по классу. Когда ученик ловит мяч, он должен правильно произнести гласную команду.
Узнать больше: Happy Teacher Mama
Прочитав статью из Classroom, они хорошо резюмируют ее: «Как следует из названия, краткие гласные произносятся гораздо короче, чем долгие гласные звуки».
Краткие гласные произносят более короткий звук, тогда как долгие гласные имеют более длинный звук, произнося точное название гласных. Длинные гласные звуки позволяют говорящему перевести рот из закрытого положения в открытое.
При работе с краткими гласными будет 1 гласная, закрытая согласной или согласными. Примеры: человек, мокрый, рыба, ванна, мотылек
Долгие гласные имеют много более сложных моделей правописания. Есть команды гласных, волшебное e, открытые слоги и многое другое!
Как сообщает Classroom, «Краткие гласные производят только один звук и не требуют, чтобы говорящий широко открывал рот. Челюсть говорящего расслаблена и почти не двигается при произнесении коротких гласных звуков. Язык говорящего находится в разных положениях, но также обычно расслаблен. Короткие гласные могут встречаться в ударных слогах, таких как «о» в предложении, или в безударных слогах, например, в первом «о» в слове «помидор».
Как бывший учитель начальных классов, а ныне специалист по чтению, я люблю начинать учебный год с обучения кратким гласным звукам. Какие краткие гласные? А, Е, И, О и У!
Гласные закрываются согласной или согласными, образуя короткий гласный звук. Посмотрите это видео в моем Instagram, чтобы увидеть его в действии! Узнайте больше о 5 простых упражнениях с короткими гласными!
Давайте обсудим 5 простых действий с короткими гласными! Эти 5 идей помогут учащимся усвоить понятие коротких гласных, весело проводя время!
Я надеюсь, что вы сможете включить некоторые из 5 простых заданий на короткие гласные в свой собственный класс.
Несколько лет назад я, работая учителем, начинала каждый учебный год с изучения семейств слов. Начнем с того, что я не говорю, что семьям слов не может быть места в классе, но это не может быть единственным способом обучения кратким гласным. Используйте семейства слов в качестве стратегии обучения кратким гласным, но не ЕДИНСТВЕННОГО способа!
All About Learning Press приводит аргументы против того, чтобы полагаться исключительно на семейства слов в обучении.
«Если вы остановитесь на этом — просто будете учить списки слов, сгруппированные по семействам слов, — вы сильно разочаруетесь в своих усилиях по обучению.
Почему? Потому что, если вы неправильно используете семейства слов, учащиеся могут в конечном итоге просто следовать «шаблону» конкретного урока, слепо перебирая орфографические слова, так и не выучив их по-настоящему. То, что вы намеревались сделать образовательным и познавательным, становится упражнением в следовании шаблонам, а время, которое вы тратите на обучение правописанию, идет насмарку, потому что ваш ребенок не может на самом деле произнести эти слова вне аккуратно организованного списка.
Другим недостатком чрезмерного выделения семейств слов является риск того, что ваш ребенок будет уделять слишком много внимания концам слов , пропуская первую часть слова, чтобы перейти к ответу. Вместо этого мы хотим, чтобы взгляд учащегося начинался с начала слова и двигался к концу слова. Поощрение его глаз начинать с конца слова, а затем возвращаться к началу слова усиливает неправильное движение глаз. Мы не хотим усиливать склонность к дислексии».
«Используйте семейства слов в качестве стратегии обучения кратким гласным, но не ЕДИНСТВЕННОГО способа!»
– Р.И.Робертс, Учимся сердцем
Учить учащихся смотреть от начала слова до конца будет полезно, когда они дойдут до слов с суффиксами.
Я составил бесплатное руководство для учителей и родителей, чтобы упростить внедрение Науки Чтения со своими учениками. Исследование, лежащее в основе Науки Чтения, настолько интригующе, что я хотел поделиться тем, как я ежедневно использую его в своих инструкциях.
Я хотел упростить для учителей переход к обучению фонематическим навыкам и декодированию в явном виде.
Наука чтения играет ключевую роль в обучении. Во-первых, согласно многочисленным исследованиям, преподавание фонетики в явном виде принесет пользу всем детям. Согласно Secret Stories , «Расшифровка необходима для чтения. Это позволяет детям понимать большинство слов, которые они слышали, но никогда не видели в печатном виде, а также произносить слова, с которыми они не знакомы. Способность декодировать — это основа, на которой строятся все остальные инструкции по чтению — беглость, словарный запас, понимание прочитанного и т. д.».
«Четкое обучение фонетике принесет пользу всем детям».
В подходе Ортона Джиллингема используются мультисенсорные методы обучения для обучения декодированию, кодированию и смешиванию звуков для успешного чтения. Основанный на Академии Ортона-Гиллингема , «Подход Ортона-Гиллингема представляет собой прямой, явный, мультисенсорный, структурированный, последовательный, диагностический и предписывающий способ обучения грамоте, когда чтение, письмо и правописание не даются людям легко, например, страдающие дислексией. Его лучше всего понимать и практиковать как подход, а не как метод, программу или систему. В руках хорошо обученного и опытного инструктора это мощный инструмент исключительной широты, глубины и гибкости».
Я использую подход Ортона Джиллингема в своем классе уже 3 года. Используя этот мультисенсорный подход к обучению, учащиеся с большей вероятностью усваивают и запоминают то, что они изучают. Узнайте больше о том, почему я люблю Orton Gillingham здесь!
Orton Gillingham фонетическая программа произвела огромное впечатление на мой класс. Это мультисенсорная фонетическая программа. В учебной программе первого класса она основывается на правильном построении букв в почерке и звуках, которые издают буквы.
Подход Ортона-Гиллингема является мультисенсорным и структурирован для обучения чтению, письму и правописанию.
Он обычно используется для учащихся с дислексией, но может помочь всем учащимся чувствовать себя более уверенно при чтении и письме!
Я создал программу «Мы любим акустику», чтобы учителям было легче знакомить и обучать фонетике. Я создал ресурс, который поможет вам в течение всего учебного года, со слайд-шоу уроков и рабочими листами, соответствующими каждому навыку.