Эксперименты и опыты во второй младшей группе – Картотека (младшая группа) на тему: Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы

Содержание

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми. 2 младшая группа.

                            ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  С ДЕТЬМИ.

 2 МЛАДШАЯ  ГРУППА.

Опыт 1. Свойства лучей солнечных (на прогулке)

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Описание опыта

 В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

Вывод. Вода под действием солнечных лучей  испаряется.

Опыт 2. Почему не получился пирожок?

Цель: ознакомление со свойствами  песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный , из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, формочки.

Описание опыта

 Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок  можно сделать только из мокрого песка.

Вывод. Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.

Опыт 3. Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал: бумажные вертушки, султанчики.

Описание опыта

Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.

Вывод. При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.

Опыт 4. Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Описание опыта

Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.

Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.

Опыт 5. Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Описание опыта

На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.

Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Опыт 6.Таяние снега. (см. описание опытов 4, 5)

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Описание опыта

Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.

Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Описание опыта

На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.

Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Опыт 7. Свойства снега.

Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Материал: снег.

Описание опыта

Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.

Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.

Опыт 8. Деревянный брусочек.

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет).

Материал: кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю. Кукла «держит» коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог и кукла Катя предлагают детям взять по брусочку и определить, какие они.

Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие).Затем педагог предлагает в окружающей среде найти предметы, сделанные из дерева.

Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).

Опыт 9.Бантик из бумаги и ткани.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.

Описание опыта

Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвется, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети продуют завязать бант и убеждаются, что он рвется. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты  из бумаги намокают и рвутся.

Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.

Выводы. Бумага рвется, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.  

Опыт 10. Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).

Описание опыта

Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить , почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.

Опыт 15. Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).

Описание опыта

Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить , почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.

Опыт 11. Свойства воды.

Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

Материал: сосулька (кусочек льда).

Описание опыта

Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.

Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая  жидкое состояние и превращаясь в воду.

Опыт 12.  Веселые кораблики.

Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).

Материал: таз с водой; предметы, сделанные из разных материалов.

Описание опыта

Педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.

Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Опыт 13. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).

Описание опыта

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка , снег лежит на дороге.)

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)

Вывод. Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.

Опыт 14. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.

Материал: бумажные кораблики.

Описание опыта

Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.

Вывод. Бумага намокает в воде, рвется.

Опыт 16. Что в пакете?

Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Описание опыта

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт17. Игры с соломинкой.

Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.

Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.

Описание опыта

Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.

Вывод. Внутри человека есть воздух.

Опыт 18. Свойства мокрого песка.

Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).

Материал: песок, лейка с водой, формочки.

Описание опыта

Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.

Вывод. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Опыт 19. Делаем дорожки и узоры из песка.

Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет). 

Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.

Описание опыта

Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Вывод. Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.

Опыт 20. Узнаем, какая вода.

Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льется).

   

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе “Вода и ее свойства”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Вода и ее свойства»

 Халикова Э.Х.

                                                                                                       Воспитатель  

                                                               2 младшей группы

                                                                                                    «Антошка»

г. Шарыпово

2017 г.

Цель:  формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи

1. Образовательные:

– познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха, имеет вес, является растворителем;

– уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

2. Развивающие:

– развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность;

 – развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы;

– активизировать и обогатить словарный запас по теме.

3. Воспитательные:

– воспитывать бережное и экономное отношение к воде;

– создать доброжелательную атмосферу в группе.

Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек: «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; просмотр мультфильма «Девочка чумазая» по мотивам стихотворения А. Барто, прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек».

Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: клеенки на каждого ребенка, одноразовые стаканчики: по одному с водой и по одному стаканчику с молоком, салфетки, губки, кисточки на каждого ребенка, гуашь, одноразовые ложечки на каждого ребенка, сахарный песок, дольки лимона, кипяченная вода, раскраски «Раскрась водой».

Структура НОД:

Вводная часть – 3 минуты:

– приветствие «Собрались все дети в круг»;

– прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»;

– беседа «Что такое дождь?»;

– чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»;

– беседа на тему «Кому и для чего нужна вода?»

Основная часть – 10 минут:

– отгадывание загадки «Капелька»;

– поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»;

– обсуждение правил работы с водой;

– физминутка «Капля раз, капля два…»;

– опыт №1 «Вода имеет вес»;

– опыт №2 «Вода – жидкость»;

– опыт №3 «Вода безвкусная»;

– опыт №4 «Вода не имеет запаха»;

– опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»;

– пальчиковая игра «Дождик»;

– опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»;

– опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет».

Заключительная часть (рефлексивный этап) – 2 минуты:

– обсуждение с детьми: «Было ли интересно проводить опыты с водой?», «Что понравилось больше всего?», «Что было сложно выполнить?», «С какими свойствами воды познакомились?»;

– сюрпризный момент «Раскраски водой»;

– самостоятельная деятельность детей.

Ход НОД:

Вводная часть:

(воспитатель с детьми входят в группу)

1. Приветствие «Собрались все дети в круг…»

В.: Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг)

В.: Собрались все дети в круг

     Я – твой друг, и ты – мой друг!

     Дружно за руки возьмемся

     И друг другу улыбнемся!

(включается аудиозапись «Шум дождя»)

2. Беседа «Что такое дождь?»

В.: Ой, ребята, а что это за шум? Вы слышите? (Ответы детей). Верно, это шум дождя. А какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас осень и дождь является явлением природы, которое мы можем наблюдать осенью. Интересно, как вы считаете, что представляет собой дождь? (Ответы детей). Верно, дождь – это вода.

3. Чтение стихотворения «Вы слышали о воде?»

В.: Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»

В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.

Основная часть:

1. Загадка

В.: У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!

Она и в море, и в реке,

Она и в кране, в ручейке,

И в пруду, и в роднике.

Может дождиком скакать,

С неба землю поливать?  (Ответы детей)

Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.

2. Поисковая деятельность «Где спрятались капельки?»

В.: Интересно, где же они спрятались?! Давайте с вами их поищем? (дети с воспитателем перемещаются по группе в поисках капельки)

В.: Здорово! Вы очень наблюдательны! Капельки у нас с вами поместилась на тучке в нашем центре «Мир природы». Им стало скучно на облачке, и они решили прийти к нам в гости, рассказать о себе и  поиграть с нами. Прежде чем познакомиться с нашими капельками, давайте познакомимся с правилами работы с водой.

3.Правила при работе с водой

В.: Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Губка под рукой всегда!

Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.

4. Физминутка «Капля раз, капля два…»

В.: Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)

Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)

А потом, потом, потом-

Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)

Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)

От дождя себя укроем!

(после физминутки дети рассаживаются за столы)

5. Опыт №1. «Вода имеет вес»

В.: Итак, перед вами два стаканчика – один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)

Вывод:  вода имеет вес.

6. Опыт №2. «Вода –  жидкость»

В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)

Вывод: вода – это жидкость.

7. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей)

Вывод: вода безвкусная.

8. Опыт №4 «Вод не имеет запаха»

В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)

Вода не пахнет, она не имеет запаха.

Вывод: вода не имеет запаха.

9. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»

В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)

Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.

10. Пальчиковая игра «Дождик»

В.: Что – то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)

Дождик песенку поёт:                      (дети свободно встряхивают кистями)

Кап, кап…

Только кто её поймёт —                  (недоумённо разводят руками в стороны)

Кап, кап?                                           

Не поймем ни я, ни ты,                    (показывают на себя, на соседа)

Да зато поймут цветы,                      (изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва,                            (удерживают руки перед собой)

И зеленая трава.                                (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят

                                                             траву)

Лучше всех поймет зерно:               (показывают, как держат в руках зерно)

Прорастать начнет оно!                   (совершают змеевидные движения)

11. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус и запах»

В.: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус и запах. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок и дольки лимона, предлагаю вам взять по дольке лимона, выжить лимонный сок в стаканчик с водой и добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с дольками лимона и сахарным песком подходит к каждому ребенку). Аккуратно выжимаем сок лимона, ручки вытираем салфетками. Затем добавляем сахарный песок, и все тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился.  А теперь понюхайте и попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)

Вывод: вода – растворитель, ей можно придать и вкус, и запах.

12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»

В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).

Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап):

1. Обсуждение

В.: Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).

2. Сюрпризный момент

В.: Ребята, мне очень с вами понравилось экспериментировать, вы все старались и внимательно слушали. Но мы забыли про наши капельки, им тоже очень понравилось с вами играть и экспериментировать,  они не хотят от нас убегать, а останутся  с нами, и будут жить на нашем облачке. А еще у них для вас сюрприз! Они дарят вам волшебные раскраски «Раскрась водой», можете попробовать прямо сейчас, только нужно заменить воду в стаканчиках, и промыть кисточки.

3. Самостоятельная деятельность детей.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

Опытно-экспериментальная деятельность во второй  младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом.

Подготовила:

Воспитатель

2-ой младшей группы

МБДОУ детский сад «Тополек»

Ордабаева Б.Т.

ЭЛИТА 2015 г.

Опыты с песком.

Цели: Познакомить детей со свойствами песка.

Материалы и оборудование. Песок, формочки для песка, веточки берёзки.

Свойства сухого песка

Опыт 1. Возьмём горсть песка и выпускаем его струйкой. Дети делают вывод: песок сыпучий. Насыпаем его в форму, переворачиваем: он не сохраняет форму.

 Свойства мокрого песка

 Опыт 2. Льём в сухой песок воду, пробуем сыпать. Почему не сыпется? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, что из мокрого песка можно сделать фигурки.

 Опыт 3. Посадим дерево в сухой и мокрый песок. Что получилось?

В мокром песке дерево стоит.

Опыт4. «Песочный домик» 
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.

Опыты с водой.

Цели: выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Объяснить, почему вода утекает.

 

Материалы и оборудование:

Стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

1.Вода  прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды  нет  вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.У  воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи, соль   для    ванн).

4. Лёд–твёрдая  вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Опыты с воздухом.

Цели:  знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

Материалы и оборудование:

Полиэтиленовые пакеты, веера, соломинки для коктейля, воздушные шарики.

Опыт с полиэтиленовыми пакетами.                                                                                                Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет. Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух можно поймать.

Опыт с веером.                                                                                                                                                                                  Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером.                                                                                                           Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать.

Опыт с водой и воздухом.

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки. Если дети затрудняются ответить, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

– Откуда он появился?

– Почему он булькает? и т.п. Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.

Видимый, невидимый.                                                                                                                  Демонстрация картинки «шарики».                                                                                                              какого воздух цвета? Мы его видим?

Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый. Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».

Опыты со снегом.

Цели: расширять представления детей об особенностях снега: белый, холодный, при нагревании превращается в воду. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Материалы и оборудование. Снег, ведёрки, совочки, железная кружка. блюдца, бутылочки с водой.

«Свойства снега»

Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:
– Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, от куда я его принесла?
– Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).
Предлагает детям поочереди взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? 
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки. 
– Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).
– А теперь скажите, какого цвета снег?

Далее показывает детям свечку, зажигает ее. Предлагает вытянуть руки вперед и ощутить тепло. Поясняет детям, что тепло идет от огня.
Берет железную кружку и наполняет небольшим количеством снега. Затем кружку подносит к огню и начинает нагревать.
– Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.
– Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять. 
– А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).

«Зависимость таяния снега от температуры»

1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод:        Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

«Вода при замерзании расширяется».        

 Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод:        В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по ОБЖ (младшая группа) на тему: НОД по экспериментированию во второй младшей группе ” Нам водичка – добрый друг”

Российская Федерация

Московская область Можайский муниципальный район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 20 с.Борисово

Конспект НОД по экспериментированию

«Нам водичка — добрый друг»

во второй младшей группе

Подготовила и провела: воспитатель Васина Е.М.

2016г.

Задачи:

Закрепить у детей знания о свойствах и качествах воды (цвет, прозрачность, вкус, переливается, окрашивается, о значении воды в жизни людей и животных.

Закрепить представления детей о том, что снег в тепле тает и образуется вода, на морозе вода замерзает.

Развивать любознательность, наблюдательность, стремление экспериментировать и исследовать.

Учить делать выводы из имеющихся знаний.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Активизировать словарь детей: бесцветная, прозрачная, безвкусная, переливать, наливать, воронка, течет, капает, тает, растворяется.

Наглядный дидактический материал:

-Королева Капелька; мягкие игрушки: мишка, заяц, белка, воронка, 5 пластиковых бутылок, разноцветные капельки-медальки (на ленточках, шприцы, одноразовые ложки, стаканчики с водой, гуашь для окрашивания воды, одноразовые стаканчики со сладкой и кислой водой, трубочки для коктейля; мольберт.

Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, кто это сидит под столом (Мишка)

Здравствуй Мишка. Ты что там делаешь?

Мишка: -Я ищу свои снежинки!

Вос-ль: -Какие снежинки, мишка?

Мишка:-Зимой я проснулся и вышел на улицу, там падал снег. Мне так понравились снежинки и я с ними поиграл, потом я опять уснул. Но когда проснулся, их уже не было, я их потерял и никак не могу найти.

Вос-ль:-Не переживай, Мишка, мы тебе сейчас поможем.

-Ребята, давайте расскажем Мишке куда делись его снежинки. (Они растаяли, превратились в ручейки)

Мишка:-Почему они растаяли (на улице тепло)

Вос-ль:-Ну что, Мишка, понял куда делись твои снежинки, видишь вот водичка. Это твои снежинки растаяли. А что еще может превратиться в воду (лед)

Мишка:-Растаяли? А я так хотел еще с ними поиграть.

Вос-ль:-Не печалься, Мишка, снежинки ведь превратились в воду, а с водой тоже можно играть. У нас с ребятами есть знакомая Королева-Капелька. Пойдем с нами к ней в гости.

Подходим к столу, где стоит Королева-капелька

Вос-ль:-Вот и ее королевство

Здравствуй Капелька.

Мишка:-Ой, капелька-водичка. Что в ней интересного?

Вос-ль:-Подожди, Мишка, не торопись, капелька хочет рассказать нам что-то новое о воде и приглашает нас в свое королевство. Но, чтобы попасть в него, надо произнести волшебные слова:

“Раз, два,три, Королева, в капельки нас преврати”.

Теперь мы все превратились в капельки и можем отправляться в путешествие по королевству капельки.

Подходим к столу, на котором стоит модель воды, а баночки накрыты салфеткой.

На что похожа капелька? (на дождик)

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, тук, тук (пальцами стучат по коленям)

Дождик по дорожке

Ловят дети капли эти (ладони вверх, сжимать кулак)

Выставив ладошки

Вос-ль:-Давайте немного поиграем. Мы все будем капельками. Встанем в круг, возьмемся крепко-крепко за руки. Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились? (В лед.) Да, стали твердыми. А теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила весна. Во что мы превратились? (В капельки.) А потом капельки вновь собрались вместе и стали ручейками, которые быстро-быстро побежали? (в реки, моря, океаны).

Итак, что умеет делать вода? (Течь.)

Где живет водичка (кран, водопад, родник, ручеек, фонтан)

-Ребята, как вы думаете, что там под салфеткой (Вода)

-А как вы догадались (Стоит моделька водички)

-Правильно, здесь спряталась вода.

-Какая в баночках вода (прозрачная, без вкуса,без запаха у нее нет цвета)

Давайте проверим и покажем Мишке.

Сначала я беру шприц, набираю воду из баночки и переливаю ее в стаканчик. Попробуйте и вы сделать так.

Сначала водичка журчит тихо – ссссс…потом громче…

Опыт №1 «Пахнет или нет?»

Дети нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет. Что можно сделать, чтобы появился запах? (Заварить чай, кофе, растворить варенье, добавить шампунь.)

Покажем Мишке, как добавить шампунь. (пускают мыльные пузыри)

Мишка:-Ой, как интересно. Давайте сходим в лесное кафе, там мои друзья приготовили для вас угощение.

Физминутка

Дождь зеленый лес полил (прыжки)

Все деревья напоил (ладони лодочкой, пьем)

Кустики умыл, цветочки (умываются)

Все поля, луга и кочки

И под каплями дождя (ладони в стороны, покачиваются)

Улыбается земля (улыбаются)

Дождику поставь ладошки (вверх)

Пусть помоет их немножко (моют)

С капельками подружись

Поиграй и покружись (хлопают, кружатся)

Скорее прячемся в кафе от дождика.

Опыт№2 «Есть вкус или нет?»

В кафе накрыты 2 стола, на каждом стоят стаканчики с трубочками по количеству детей (у зайчика- кислая вода, у белочки- сладкая)

Вос-ль:–Давайте попробуем угощение!

Что в стаканчиках (вода)

-Как определить? (попробовать)

-Какая она по вкусу (сладкая, кислая)

-А разве у воды есть вкус? Что в нее добавили, чтобы она стала такой (сахар, лимон)

Что еще можно положить, чтобы появился вкус (кофе, чай)

Вопросы задаются у каждого стола, после того как дети попробуют воду на вкус.

-Понравилось вам в кафе (Да)

Вос-ль:-Мишка, хочешь поиграть? Тогда отгадай, где спряталась водичка? а ребята помогут.

Рассматривают картинки: снеговик, сосульки, туча, лед, кипящий чайник, солнце, иней, град, радуга, яблоко.

Мишка: в снежинке

Молодец, запомнил, ребята помогут.

Опыт №3 “Покрась водичку. “

Вос-ль:-Давайте покажем Мишке фокус. У нас есть бутылки с водой. Сейчас мы их потрясем и посмотрим, что получится.

-Какая по цвету получилась вода? Почему (Ответы детей) .

Теперь мы с вами знаем, что вода окрашивается в тот цвет, какую краску в ней размешивают. (воспитатель выставляет соответствующую модель)

Видишь, Мишка, как интересно.

Мишка:-Спасибо ребята, я теперь понял, что и с водой можно играть.

Вос-ль:-Мишка, а хочешь своим друзьям показать как можно играть с водой и окрашивать ее (Хочу)

Опыт №4″ Перелей водичку”

-Ребята, давайте перельем водичку, которая осталась в баночках в бутылку.

-Что нам для этого нужно взять (Воронку)

-Что вы делаете (Переливаем)

Что делает вода. (льется, капает, журчит)

-Сколько у вас воды в баночках (Мало)

-А сколько стало в бутылке (Много)

-Вот тебе Мишка вода и краски. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем опять волшебные слова:

“Раз, два, три, Королева, в деток нас преврати”

-Ребята, понравилось вам наше путешествие?

-Что мы сегодня показывали и рассказывали мишке? Зачем нужна вода?

-Давайте скажем Королеве-капельке спасибо.

-На прощанье Королева-капелька хочет подарить вам вот такие веселые разноцветные капельки.

Дружно будем мы жить

И с водичкою дружить

Это знают все вокруг

Нам водичка- добрый дуг!

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опыты с водой во второй младшей группе

Опыты с водой во второй младшей группе


Опыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»
Посадить за стол кукол.
– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.
– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)
– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)
– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)
– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)
Опыт 2. «Прозрачная вода может стать мутной»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)
Опыт 3. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.)
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)
Опыт 5. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)
Опыт 6. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)
Опыт 7. «Руки станут чище, если помыть их водой»
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)
Опыт 8. «Какая лужа высохнет быстрее?»
– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)
– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)
Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)
– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)
Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)
Опыт 9. «Вода – наша помощница»
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
– Что же делать? (Помыть.)
– Чем? (Водой и тряпочкой.)
– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)
Опыт 10. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)
Опыт 11. «Окрашивание воды»
Цель: выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.) Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с тёплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)
Опыт 12. «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.)
Опыт 13. «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)
Материал: две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
Опыт 14. «Откуда берётся вода?»
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Воспитатель накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

nsportal.ru

Опыты и эксперименты (младшая группа) на тему: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Песочная страна»

Цель:

• Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

Задачи:

Образовательные

• формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;

• Формировать умение изображать солнышко из песка;

• Ознакомление с правилами поведения детей при игре с песком.

Развивающие

• развивать: творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком. умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.

Воспитательные

• Воспитывать аккуратность в работе.

• Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.

• воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор

Здоровьесберегающие

• Развитие общих речевых навыков, координация речи с движениями

• Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приёмы:

Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.

Наглядные: показ карточек, просмотр мультимедийной презентации.

Практические: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы, физминутка, игра с зайцем, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.

Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка, рассматривание иллюстраций «Играем с песком», чтение загадок, стихотворений о песке.

Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспит.: – Дети вы любите смотреть сказки? А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна.                                                       Воспит.: – Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И в «куличики» играть. (песок)

– Значит эта страна состоит из чего?

Дети: – Из песка.

Воспит.: Стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»

Течёт в стране песочной песочная река,

Построен дом высотный из жёлтого песка,

А справа возле речки где круче бережок

Пекут в песочной печки песочный пирожок.

Воспит.: – Посмотрите какой замок построен. 

 (Здравствуйте ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете)

Дети: – Да.

Зайчик: – Тогда я поспешу к вам!

Стук в дверь. Входит зайчик.

Зайчик: – Здравствуйте дети, я очень к вам спешил.

Воспит.:- Здравствуй Зайчик, а напомни нам, пожалуйста, из какой ты страны?

Зайчик: – Из песочной.

Воспит.: – Ой, как здорово, что ты к нам пришёл. Наши дети любят играть в песок. Правда дети?

Дети: – Да.

Зайчик: – А давайте мы с вами поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три четыре, пять (прыжки)

Вышел Зайчик погулять (ходьба на месте)

Вот я всех ребят встречаю (приседание)

В песочную страну приглашаю. (хлопают в ладоши)

Воспит.: – Вы хотите поиграть в песок? Но прежде чем пройти в песочную страну давайте познакомимся с правилами работы с песком.

1. Не разбрасывать песок, 2. Не брать руки в рот 3. Не тереть глаза 4. Обязательно мыть руки после игры с песком. 5 Не обсыпать друг друга. (показ карточек)

(надевают фартуки, проходят к столу с песком)

Воспит.: – Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.

Здравствуй, здравствуй песок,

Здравствуй, здравствуй дружок,

Будем мы с тобой играть

И не будем обижать.

Воспит.: – Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (высыпать песок из ведёрка)

Опыт с сухим песком.

Воспит.: – Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?

Дети: – шершавый, сухой.

Воспит.: – Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

Дети: – песок сыплется.

Воспитат.: – Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?

Дети: – сухой, сыпучий.

Воспитат.:- Попробуем слепить из него куличики.

(дети пробуют)

Воспитат.: – лепятся?

Дети: – нет

Воспитат.: (воспитатель льёт из лейки воду,)

Дождик, дождик веселей

Своих капель не жалей,

Для цветов и для полей

И для маленьких детей.

– Посмотрите, куда делась вода? Какой стал песок?

Дети: – впиталась, песок стал мокрый.

Воспитат.: – потрогайте его, какой он? Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?

Дети:- Нет

Воспитат.: – Почему?

Дети: – песок мокрый.

Воспитат.: – Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.

Вы слепите угощение для жителей песочной страны?

Дети: – конечно.

Воспитат.: – Давайте мы угостим их пирожками. (дети лепят, выкладывают на поднос)

Зайчик: – Ой, какие пирожки вы слепили, спасибо вам.

Жители песочной страны будут очень довольны вашими пирожками.

Воспитат.: – Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком?

(Дети вытирают руки влажными салфетками)

Зайчик:- Давайте ещё поиграем Игра музыкальная «Зайчик»

Зайчик прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгают)

Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял (показывают хвостик и ушки)

И услышал зайчик тихий, тихий звук (Подставляют ладонь к уху)

Посмотрел по сторонам и в ямку прыгнул вдруг (смотрят в стороны, прыгают вперёд)

Воспитат.: – Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать.

Воспитат.: – Проходите за мной я вам покажу.

(дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком)

Воспитат.: – Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.)

Воспитат.: – Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось.

Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось – яркое, лучистое.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки –

Очень рады солнышку.

А давайте мы его подарим зайчику, чтобы в его стране не было скучно и всегда светило солнышко!

Зайчик: – Спасибо дети, как рады будут жители песочной страны, теперь там никогда не будет грустно.

Я тоже хочу угостить вас, у меня есть волшебная морковка, в ней для вас сладости.

Воспитат.: – Дети, зайчику пора возвращаться в свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки. До свидания Зайчик!

Дети: – До свидания Зайчик!

Воспитат.: – Дети, посмотрите, в песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.

Воспитат.: Давайте вспомним, что мы для этого сделали? Что вы узнали о песке?

Дети мне так понравилось с вами играть, вы все молодцы.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *