Экологический макет: Макет по экологии в детском саду

Экологический макет для детей старшего дошкольного возраста

Экологический макет для детей старшего возраста

 

Сомова Ирина Вячеславовна – воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск.

Рожкова Наталья Юрьевна – старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск

 

Аннотация. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологический макет помогает наглядно продемонстрировать различные, не встречающиеся в повседневной жизни дошкольников, явления и объекты природы. Использование экологических макетов, флорариумов и мини-садов активизируют исследовательскую, познавательную, игровую, продуктивную деятельность детей, в процессе которой каждый ребёнок познает себя и окружающий мир.

Ключевые слова: экологический макет, туризм, экосистема, дети дошкольного возраста.

 

Что представляет собой экологический макет?

 

Верхняя часть макета включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора (2 части) с пещерой.

Также есть наборы для заполнения природных Зон: туман, снег, вспаханный склон, камни, песок, глина, огороды, поля, деревья и кустарники, дома, костер, палатка, человечки и т. д. Выставляется по мере необходимости в разных местах макета.

Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности.

Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности.

 

 

Закрытые контейнеры удобны для хранения мелких и сыпучих предметов. Все контейнеры промаркированы.

 

Варианты использования экологического макета в образовательной и организации самостоятельной деятельности дошкольников:

 

«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ»

1 Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива. Обязательное условие – на каждом дереве обозначение листа на кроне.

2. Покажите с помощью опыта, какие из растений могут выжить в зоне пустыни?

Материал: два стаканчика с отверстиями и голубой каймой снизу (обозначение воды), макеты растений с разной длиной корневой системы.

Опыт. Поочередно дети вставляют в стаканчик макеты растений с разной длиной корневой системы и определяют, что например, у пальмы и кактуса корни уходят далеко вниз и достают до воды, у остальных растений – они короткие и не достанут до влаги.

3. Как клетки кактуса могут удерживать воду?

Материал: стакан с водой, макет кактуса, сделанного из поролона.

Опыт. В стаканчик с водой, опустить макет кактуса. Он быстро начинает впитывать воду. Клетки, которые задействованы в этом процессе, очень маленькие по размеру. Отжимая поролоновый макет, педагог наглядно демонстрирует, что клетки кактуса удерживают воду.

4. Формирование чернозёма. Исследовательская деятельность с включением элементов ритмопластики.

Материал: модели – песок (жёлтые бусины круглой формы), глина (оранжевые бусины овальной формы), упавшие листья (зеленые, жёлтые, коричневые и красные фишки), палочки, отмершие кусочки животного мира (коричневые квадраты), обратная сторона всех моделей – чёрная.

Все модели сначала рассыпаются на поднос, затем дети их по очереди складывают в банку, выбирая предметы по цвету и форме:

 

Лёд c водой, всего и нужно

сцепить руки и волна ладонями

чтоб разрушить горы дружно

сильно подуть на ладонь и кончиками пальцев постучать по ладошке.

(Дети собирают в банку желтые бусинки круглой формы — это получилась модель песка)

Океаны отступили и пласт глины оголили.

руки подняли вверх и вниз впереди себя

Снова дует ветерок, глины крошки приволок

снова подуть на ладошки и сжать 2 кулачка (Дети собирают с подноса оранжевые бусины овальной формы — соответствие модели глины)

Семя птицей занесло, семя быстро проросло

из двух ладоней сделать птицу, две ладони вместе раскрылись

Дождик семя поливал и росточек прорастал.

руки поднять вверх, опустить, потряхивая кистями вниз и две руки сложив вместе ладошками поднять вверх

Вот и дерево ветвится, крона листьев здесь пушится

растопырить пальцы

Осень быстро подошла, листопады принесла.

покружились на месте и сделали плавные качели руками (Дети собирают в банку разноцветные фишки)

Организмы рядом жили, живы были – не тужили, ели — пили, малышей себе родили, спали, ели, воевали и конечно погибали.

Движения в соответствии Ладони вверх, пальцы сжаты, в стороны покачивание, птичка ест, качают малыша, бокс, положили ладони на ноги (Дети берут коричневые квадратики — части погибших животного мира, затем встают в круг и, закрыв банку, трясут её).

Из земли сначала брали, а потом ей отдавали.

И земле всё нипочем, получился ЧЕРНОЗЕМ.

(В банке получилась пушистая масса тёмного цвета)

 

«ЗОНА БОЛОТО»

1. Интересное место – болото!

Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т. п.).

Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни – легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид – плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок).

2. Как в «Зоне болото» будут расти деревья с различной корневой системой?

Материал: макеты дуба (со стержневой корневой системой) и осины (с поверхностной корневой системой).

Опыт. Строение болота не позволяет удерживать корни дуба. Они гниют и не получают воздух. Корневая система осины имеет широкую площадь, расположена близко к поверхности и имеет достаточно воздуха, питательных элементов. Вывод: такие деревья, как дуб, клён, ясень (с стержневой корневой системой) не могут расти на болотистой почве. Такие деревья, как осина, вяз, ива, ель – могут произрастать на кочках болота.

3. Какие деревья растут в «Зоне болото»?

Материал: макеты деревьев осины и ели.

Опыт. Педагог с детьми рассматривает строение деревьев: осина имеет тонкий ствол и поверхностную корневую систему, а ель – толстый ствол и поверхностную корневую систему. За счёт толщины стволов ели и осины, при ветре деревья будут вести себя по-разному. Педагог предлагает детям подуть на модели деревьев. Результат: высокая ель упадет (так часто бывает в природе), а тонкая осинка удержится. Причина – высокая парусность ели.

4. Прохождение болота по кочкам.

Материал: на дне ёмкости немного воды, кочки из поролона голубого (мягкий) и зелёного (твердый) цветов, ватные палочки.

Задание: с помощью ватной палочки необходимо пройти по кочкам и не намочить её.

В ходе опыта дети должны заметить: наступать нужно на твёрдые кочки, которые окрашены в зелёный цвет. На кочки голубого цвета наступать опасно.

5.                 «Пройди по схеме».

Материал: схема болота с изображением пути прохода по нему.

Задание: научиться работать по схеме (указать ориентиры рядом для правильного соответствия расположения схемы и направления движения).

 

 

«ЗОНА ГОРЫ»

1.                 Выветривание в горах. Обычно данный опыт не используется в детском саду. Тем не менее, детям очень интересно увидеть, как, выбиваемый ветром, осыпается песок, оголяя камни, которые более сильным ветром откалываются от горы, создавая расщелины.

Материал: ниши с камнями, песок, спринцовка или насос для надувания шариков.

Опыт. Дети могут выполнить данный опыт самостоятельно. Песок, насыпанный в ниши с камнями, легко выдувается спринцовкой или насосом для шариков. Аналогично проводится опыт и с водой. Педагог демонстрирует, что и вода разрушает горы.

 

 

 

 

2.

                 Мы – туристы.

Материал: палатки, костёр, лодки, человечки (из киндер-сюрпризов или их можно сделать из пластилина), палочки разной длины, в файле схема участка природы (для многократного использования).

Задание: зная знаки обозначений объектов, соотнести схему и реальный объект, пройти по плану и получить приз в пещере.

Ход. Педагог даёт детям схему участка природы. Каждый ребёнок рисует свой путь фломастером по схеме, объясняя, почему проложил именно такой маршрут. Например, почему обходит озеро, почему нельзя ставить палатку в болоте или на склоне, под высокими деревьями, где можно организовывать привал (нельзя близко к воде, под горой, вблизи вулкана), но хорошо, если недалеко от реки, где есть деревья, на ровной поляне.

Приз – это маленькие конфетки в волшебном сундучке в пещере.

 

 

3.                 Что разрушает горы?

Материал: модель пещеры в монолите горы, заполненная бумажными «камнями», карточки со схематичным изображением дождя, солнца, месяца, урагана, песка, снежинки и т. д.

Цель: дать детям знания о факторах разрушения гор и образования пещеры – вода и ветер, развитие мелкой моторики рук, внимания детей.

Ход игры. Играют 3 человека: ведущий-взрослый (ребёнок) и двое детей «вода» и «ветер». Ведущий показывает карточки в любой последовательности.

 

Изображение на карточке

Действия детей

«Месяц» – обозначает ночь, а значит – снижение температуры воздуха. Вода замёрзла и разрушает камни.

Ребёнок-«вода» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Ураган» – означает разрушительное воздействие ветра на гору.

Ребёнок-«ветер» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Солнце» – означает повышение температуры воздуха. Снег в горах тает, и вода вымывает камни.

Ребёнок-«вода» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Дождь» – означает, что вода вымывает камни.

Ребёнок-«вода» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Река» – означает, что вода вымывает камни.

Ребёнок-«вода» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Песок» – означает разрушительное воздействие ветра с песком на гору.

Ребёнок-«ветер» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Трава» – ветер приносит семена растений, которые прорастая, расширяют трещины в горе.

Ребёнок-«ветер» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

«Снежинка» – означает, что ветер наносит в расщелину горы снег, и оказывает разрушительное действие.

Ребёнок-«ветер» – двумя пальчиками должен аккуратно вытащить один «камень» из пещеры.

 

4.                 Секреты пещеры.

Материал: модель пещеры в монолите горы, заполненная бумажными моделями камней, мелкие фигурки (летучая мышь, ящерица, змея, паук, волк, тигр, барс, древний человек, коза, корова, овца и т.д.).

Задание: каждый ребёнок, по очереди, выбирает фигурку из пещеры, на ощупь и называет её, объясняя:

– может ли это животное жить в пещере,

– почему это животное живёт в пещере,

– чем и как оно питается,

– почему древний человек выбрал себе жилищем именно пещеру,

– какие секреты хранят древние пещеры (наскальные рисунки, реликтовые животные, сталактиты и сталагмиты, и т. д.),

– профессии людей, связанные с пещерами (спелеолог, горняк, каменотёс и т.п.).

Ход. В игре участвуют от двух до пяти человек, кто не угадал — пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фигурок.

5.                 Снег на горных вершинах.

Материал: на горные вершины делаются из скрученных ватных дисков и проклеенные съёмные снеговые шапки.

Задание: сформировать у детей понятие, что снег на вершине гор при таянии питает реки и наглядно продемонстрировать, что если не будет ледников и снега на вершине гор, то реки измельчают и высохнут, их не будет и на равнине.

Ход. Педагог предлагает детям представить, что снег на снежных вершинах гор начал таять. Он превращается в воду. Педагог демонстрирует, как с горной вершины течёт река, и насыщаются притоки, питающие болото и озеро. Педагог может:

1)    создать реку, вытекающую из болота и тем самым показать, как сохраняется болото.

2)    представить наглядно систему водосбора, включая материалы примеров загрязнения объектов и доказательства загрязнения озер или морей.

6. Русло реки.

Материал: гибкая, сплетённая из голубых ниток, модель реки с притоками, водопад.

Задание 1. Показать, как могла бы течь река, питаемая снегом гор. 

Задание 2. Продолжить движение реки, которая берёт начало из болота.

Задание 3. Придумать, как расположится русло реки, которая начинается в лесу.

Задание 4. Расположить русло реки так, чтобы её притоки питали озеро и болото.

Задание 5. Пусть ваша река оросит пустыню и будет впадать в море водопадом.

Ход. Дети выполняют задание, учитывая особенности течения воды: сверху вниз, огибая преграды, учитывая, что начинается течение с тонкого истока и заканчивается широким устьем.

 

«ЗОНА ОЗЕРО»

1.     Озеро и море.

Материал: большая пластиковая ёмкость под рельеф дна моря. Маленькая ёмкость — озеро. Вода, морская соль, камни разных размеров, деревянные лодочка, плотик, железные предметы, пластиковые кораблики разные по тяжести.

Опыт. Педагог обращает внимание детей на свойство плавучести предметов в морской и пресной воде. Подводит к выводу о разной плотности воды: солёная вода в море и пресная – в озере.

2.     Зимнее озеро.

Материал: съёмная пластиковая ёмкость по размеру озера, с крышкой, вода, холодильник рядом или мороз за окном.

Опыт. Замёрзшая вода выдавливается из ёмкости, так как расширяется её объём (крышку закрыть нельзя, видно поднятый над краями лёд). Этот опыт помогает наглядно продемонстрировать детям мощность льда. Педагог может обратить внимание детей на проводимые природоохранные мероприятия по спасению флоры и фауны водоёма (во льду необходимо прорубать лунки — чтобы не пошел мор рыбы и водорослей).

3.     Дно водоёма.

Материал: съёмная пластиковая ёмкость квадратной формы, разные по размеру камни, горные гряды (склеенные камни), маленький вулкан, песок, глина (полоски ткани), раковины моллюсков, черный круг — впадина.

Задание: в правый нижний угол насыпьте 8 камней жёлтого цвета. В верхний правый угол положите большой валун. Между ними положите в ряд 4 раковины. В левом нижнем углу поместите вулкан, а чуть выше 2 валуна, следом глубокую впадину. В левый верхний угол насыпьте песок. По верхнему краю расположите полоску глины. По диагонали от верхнего левого угла к правому нижнему поставьте каменную гряду.

4.     Туман над озером.

Материал: куски холлофайбера разных размеров.

Опыт. Педагог рассказывает и с помощью холлофайбера показывает детям, что такое туман и где он может образовываться (низины, над водой, в горах, в оврагах). Дети должны отыскать эти места и расположить там «туман» – холлофайбер, учитывая соразмерность, зоны тумана.

 

«ЗОНА ОВРАГ»

1.     Что такое овраг?

Материал: Куски плотной ткани, которые служат для имитации чернозема, огородов или пахотной земли, крышку с коричневыми пластилиновыми рядами, которая является мини-макетом междурядья правильного распахивания склонов.

Опыт. Педагог сначала располагает мини-макет междурядья вертикально к склону горы и насыпает туда почву. Затем прикладывает мини-макет междурядья под углом к склону горы и снова насыпать туда почву, после поливает водой. Полученный эффект сползания почвы должен повести детей к умозаключению: на склоне горы мини-макет междурядий распахивания склона можно расположить только горизонтально. Стоит развернуть полосы горизонтально и почва остаётся на месте. Чтобы не происходило сползание почвы нужно засадить склоны кустами и деревьями.

2.                Овраги чаще всего появляются на лугах.

Материал: изображение деревьев, нарезанные шерстяные черные нити по 3-4 см, пластилин, пластиковые крышки.

Опыт. На двух пластиковых крышках педагог делает слой в 1 см пластилина, насыпает слой нарезанных шерстяных черных ниток. На одном из минимакетов высаживает изображение деревьев. Педагог ставит макеты под углом 50 градусов, представляя тем самым склон оврага. В первом случае с макета посыплется «плодородный слой», даже без воздействия дождя и ветра, а во втором – корни деревьев удерживают склон от дальнейшего разрушения, так как деревья имеют более глубокую корневую систему, чем травы.

 

«ЗОНА ВУЛКАН»

1.                 «Извержение вулкана».

Инструкция по проведению опыта: взять шампунь, безопасный пищевой краситель или гуашь (алого, желтого, бордового цвета), разбавить водой, добавить соды и эту смесь залить на 2 см в колбу. Достаточно налить немного уксусной кислоты и получится эффект извержения яркой лавы. ВАЖНО: опыт проводить только под присмотром взрослых.

 

 

Макет имеет второй уровень, который демонстрирует потрескавшуюся безжизненную поверхность с пустым морем и камнями, с разрушенными горами – так будет выглядеть планета Земля, если произойдет экологическая катастрофа.


На этой площадке дети могут самостоятельно из элементов делать изображения деревни и города, завода с дымящимися трубами, машин, представить нарушение озонового слоя, а затем, выставить символ защиты людей от экологических проблем и показать, как будет возрождаться природа, животные, люди.

С помощью данного макета также можно уточнить преставления о противопожарных правилах и безопасности и закрепить знания, необходимые для туристов: найти место, где можно поставить палатку, развести костер, возвести переправу через реку и т. д.

С помощью экологического макета можно объяснять дошкольникам достаточно сложные понятия и отличительные особенности: гор, вулканов, сопок, холмов; низменности и гор с пещерами; озер и морей; островов и материков. Все детали макета съёмные, их можно менять местами или расставлять по определённому плану.

Познавательно для детей и работа с разными видами почв. Можно не только научить дошкольников зрительно различать почвы по внешнему виду, но и поработать со свойствами различных видов почв (на проницаемость воды, смачиваемость, понимать, где какие растения смогут расти). Эта зависимость на макете отражается цветной тканью, и дети в дальнейшем могут сами правильно называть виды почв и сажать растения или размещать дома.

Таким образом, работа над экологическим макетом может продолжаться в разных направлениях (увеличение объектов флоры и фауны, фигурок человечков, создание фермы и т. д.).

 

Список литературы

 

Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.

Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребёнок в детском саду. 2006. № 1. С.48-52.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. № 3. С. 23-27.

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с.

Ибрагимова Г.Т. Ребёнок и мир минералов // Дошкольная педагогика. 2012. № 10.  С. 60-61.

Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! М.: Линка-Пресс, 2004. 72с.

Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 17-21.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 14-18.

Поддъяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика,и 1985.

Тимофеева И.Г. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 105-112.

Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 112 с.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В. А Володин. М., 2001. 448 с.

Макет по экологии в детском саду своими руками

«Конкурс экологических макетов в ДОУ».

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание в ДОУ имеет огромное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей и нравственного становления, формирующего современную образованную личность. Для реализации данного направления представляю вашему вниманию экологические макеты. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Воспитывая у детей стремление, быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживать и развивать положительную мотивацию деятельности в природе, формирует и удовлетворяет познавательный интерес. Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы. Идея их создания у меня появилось давно. Тогда, когда в своей работе, я задумалась о том, как доступнее и нагляднее донести до ребёнка информацию об окружающем его мире. Представленные макеты используются как наглядный материал, для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. Благодаря им, внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. Они способствуют, в первую очередь, формированию осознанного отношения детей к природе, в частности, природе родного края. Данные макеты мобильны и пополняемы в соответствии с поставленными учебными задачами. Использование экологических макетов помогает детям легче и с большим интересом погружаться в работу, охотнее делать описание, сравнение, умозаключения и выводы.

02.05. 2017г. в МАДОУ прошёл конкурс для педагогов ДОУ под названием «Экологические макеты в воспитательно-образовательной деятельности». Макет – это творчество каждого из педагогов, с помощью которого ребёнок сможет развернуть свою сюжетную комбинацию, играя с маленькими игрушками, увидеть уменьшённый предметный образец пространства и объектов воображаемого мира! Каждый из макетов великолепны! Поэтому все педагоги были отмечены грамотами за создание такого чуда! Но и самые лучшие работы были оценены по достоинству!

1 место – педагоги гр. №5 «Волна»

2 место – педагоги гр. №1 «Звёздочки»

3 место – педагоги гр. №4 «Радуга»

Поздравляем участников и победителей.

Среди педагогов прошло тайное голосование с целью выявления понравившихся работ.

И в номинации «Приз зрительских симпатий» 1 место разделили педагоги гр.№3 «Облачко» и гр. №5 «Волна», 2 место взяли педагоги гр. №1 «Звёздочки» и 3 место почётно заняли педагоги гр.№2 «Солнышко»

Сайт для воспитателей детских садов .

«Макеты и книги — туннели в экологическом воспитании».

В своей работе по экологическому воспитанию мы используем книги – туннели, макеты, которые изготовляем вместе с детьми, «погружаем» детей в удивительное царство природы.

Воспитывать у детей стремление быть в гармонии с природой, поддерживать положительной мотивации детям о природе, формировать и удовлетворять познавательный интерес.

Идея создания макетов и книг-туннелей возникла во время накопления материала, который дети и родители привозили с моря, (ракушки, камушки, поделки из морских животных). Очень интересным получился макет из морских обитателей, дети ближе познакомились с морскими животными, которые живут на большой глубине. Во время изготовления макета дети знакомились с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развивались их чувства, мелкая моторика рук.

С помощью пуговиц дети могут передвигать обитателей морского царства, запоминать их названия.

Из вырезанных картинок о морской теме мы с детьми делали книги, туннели, открытки. Дети с большим удовольствием клеили, вырезали, собирали сюжет. Развиваются такие качества, как: воображение, совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка, проявляется любознательность, сообразительность, смекалка и творчество.

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание в ДОУ имеет огромное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей и нравственного становления, формирующего современную образованную личность. Для реализации данного направления представляю вашему вниманию экологические макеты. В своей работе по экологическому воспитанию, я используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Воспитывая у детей стремление, быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживать и развивать положительную мотивацию деятельности в природе, формирует и удовлетворяет познавательный интерес. Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы. Идея их создания у меня появилось давно. Тогда, когда в своей работе, я задумалась о том, как доступнее и нагляднее донести до ребёнка информацию об окружающем его мире. Представленные макеты используются как наглядный материал, для изучения животных, населяющих ту или иную природную зону. Благодаря им, внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. Они способствуют, в первую очередь, формированию осознанного отношения детей к природе, в частности, природе родного края. Данные макеты мобильны и пополняемы в соответствии с поставленными учебными задачами. Использование экологических макетов помогает детям легче и с большим интересом погружаться в работу, охотнее делать описание, сравнение, умозаключения и выводы. В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани.

В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов.

Воспитание экологической культуры — одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края.

Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое во.

Методическая разработка о роли ИКТ в экологическом воспитании дошкольников.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику: о.

Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой природой.

Татьяна Пайкова
Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой природой

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным. «Животный мир» является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольном учреждении процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Педагог не только знакомить ребят с животными, но и формирует гуманное отношение к ним.

Человек – друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину детям необходимо усвоить с раннего детства. Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

При ознакомлении с животным миром детей особое внимание уделяю макетам, которые помогают расширять знания, формируют устойчивый интерес, внимательное и бережное отношение к животным.

Совместно с родителями нашей группы мы изготовили макеты:

«Домашние животные».

Макет отображает существенные особенности натуры, воспроизводит значимые стороны и признаки объекта. Макет это результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов можно проводить экологические беседы, посвящённые ознакомлению детей с различными природными зонами. В нашем детском саду создано несколько таких макетов, связанных с природой. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С помощью них я формирую у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям. Основной задачей экологического воспитания является осознанно – правильное отношение детей к природе, которое строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к особенностям жизни, роста и развития отдельных живых существ.

«Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста». Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги!. (Слайд.

Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста Опыт работы по экологии. «Творческо-экологические макеты в работе с детьми дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые члены жюри, уважаемые.

Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце Сентябрь. Карточка №1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять.

Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой «Прогулка в лес» с детьми с нарушениями интеллекта Конспект организации и проведения наблюдения за живой природой на тему: «Прогулка в лес» с детьми второго года обучения с нарушениями интеллекта.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой» Над данной темой я работаю не первый год. И пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу –.

Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель.

Программа по самообразованию «Художественно-эстетическая деятельность как средство ознакомления детей с окружающей природой» Пояснительная записка. Современный педагог – это пример высококлассного специалиста. На данном этапе развития образования новые условия.

Работа с родителями по теме «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?». Подборка экологической литературы для родителей. Собрание «Формирование начал экологической.

Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем Цель мастер класса: Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Экологический макет.

Елена Куценко
Экологический макет

В нашем детском саду есть разные наглядные пособия. Но особенно нравится детям ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАКЕТ: здесь они могут играть долгое время. Любят за многофункциональность, красочность, привлекательность. Макет используется как на занятиях, так и в самостоятельных играх ребят.

Основные достоинства разработанного нами пособия заключаются в следующим:

• Можно использовать в индивидуальной работе с детьми, фронтально на занятиях и для диагностики знаний детей о

‘природе, например растениях (их строении, классификации, местах произрастания) о животных (диких, домашних — местах их обитания) об экологически грамотном поведении в природе и бережном отношении к ней.

• дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные материалы.

• Он объёмен, красочен.

• Оказывает релаксационное воздействие на ребёнка.

Пособие разделено на две игровые зоны: «Деревня», «Лес». Основание макета сделано из толстого гипсокартона; покрыли его кусочками разноцветных шерстяных ниток (для объёма и красочности). Фигурки, цветы, животные, деревья -легко «передвигаются» по мере надобности.

Зона «Деревня». Здесь мы знакомим детей с русской избой, дворовыми постройками, огородом, полем. В поле, дети сажают настоящие семена пшеницы, овса и ухаживают за ними по-настоящему, (т. к. гипсокартон водостойкий и не промокает от воды). Лети воочию знакомятся с составом почвы. Ведут наблюдения за ростом злаков и зарисовывают в журнал свои выводы и наблюдения. Это (

Зона «Лес» знакомит детей с животным и растительным миром средней полосы России. Ребята наглядно могут видеть жилища животных — как медведь обустраивает берлогу; что такое -дупло; из чего состоит муравейник и т. д. Также знакомим с обитателями водоёма, который зимой

замерзает (опытническая деятельность, а весной тает (опыт с электрической лампочкой, которая служит взамен солнца).

Знакомим с обитателями почвы. Можем показать как жучки и паучки зимуют.

На ряду вышесказанного, перед нами стоят следующие задачи:

— Расширять представления детей о жизни на земле, в земле, в воде.

— Закреплять и углублять представления о растительности леса, огорода, поля; о домашних и диких животных.

— Знакомство с растениями и животными родного края.

— Закреплять знания о живой и неживой природе, о разных средах обитания живых организмов: в воде, на земле, в воздухе.

— Углублять представления детей о сезонных явлениях в жизни растений и животных.

— Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья.

— Развивать экологическое мышление и творческое изображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

-Знакомить с сообществами животных (стая волков, табун лошадей, отара овец и т. д.)

-Закреплять знания о сельских профессиях (птичница, пастух, фермер, доярка).

— Овладение навыками составления простых предложений по демонстрации действий.

— Составление простого описания предмета

— Употребление предлогов: на, в, из-под.

— Закрепление навыка пользования приставочными глаголами.

— Практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья нора)

— Составление рассказа — описания овощей, фруктов по заданному плану,

— Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними.

— Упражнять в придумывании и составлении загадок путём использования приёма сравнения.

— Активизировать словарь детей по лексическим темам.

— Воспитывать гуманистическое отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде.

«Деревенский домик» из бросового материала Здравствуйте! Хочу представить вам макет «Деревенского домика», который мы сделали в детском саду совместно с родителями. Родителям дали.

Экологический уголок В нашем детском саду большое внимание уделяют экологическому воспитанию. Педагоги с желанием придумывали экологические макеты, привлекали.

Городской экологический дизайн — Ландшафтная архитектура

Городской экологический дизайн — это практика проектирования, которая является социально, экологически и эстетически привлекательной и направлена ​​на улучшение экологического функционирования, сохранение и создание ресурсов для использования человеком, а также на поощрение более устойчивых подходов к проектированию и управление нашей встроенной средой. Городской экологический дизайн стал критической проблемой для городов и урбанизирующихся регионов в 21 веке, и уже более 15 лет Департамент ландшафтной архитектуры Вашингтонского университета стремится вести междисциплинарный подход к изучению, изучению и дальнейшему развитию городского экологического дизайна посредством наши исследования, обучение и услуги в следующих ключевых областях, которые являются отличительными и неотъемлемо интегрированными:

Компоненты программы

Деградация окружающей среды и социальное неравенство являются определяющими проблемами нашего времени. Быстрый упадок экологических систем и изменение климата уже начали сказываться. Общины с ограниченными ресурсами становятся все более уязвимыми перед стихийными бедствиями и болезнями. К 2050 году более 3 миллиардов человек могут жить в условиях крайней нищеты, а более 2 миллиардов человек могут жить в городских трущобах. Мы рассматриваем эти вызовы как неоспоримый призыв к действию и верим в потенциал дизайна как мощного агента социальной и экологической справедливости.

Рассматривая дизайн как активизм , мы занимаем критическую позицию по отношению к эксплуататорским системам власти, формирующим общество и окружающую среду. Работая в Сиэтле и городах по всему миру, мы занимаемся преподаванием, исследованиями, практикой и пропагандой, которые способствуют плавному диалогу между теорией, обоснованными действиями и пространственным вмешательством и уделяют первоочередное внимание чаяниям бесправных групп населения. Сотрудничая с различными заинтересованными сторонами и представителями разных дисциплин, мы отстаиваем ландшафтную архитектуру как совместный, синтетический и творческий подход к решению проблем, который изменяет восприятие, раскрывает скрытые потенциалы, провоцирует значимые изменения и позволяет тем, кто не имеет права голоса, обрести собственное будущее.

Узнайте больше о том, как наш отдел участвует в проектной деятельности .

Область городской экологии возникла как взаимосвязанное исследование и подход к пониманию и проектированию современных городов. Это представляет собой фундаментальное изменение приоритетов городской инфраструктуры, хотя оно по-прежнему охватывает городские цели начала 20-го века по улучшению здоровья, безопасности и благосостояния людей. Экологическая инфраструктура, работающая в различных масштабах, включает в себя очистку, улавливание и повторное использование ливневых вод; уличный дизайн для праздничности и мультимодального движения; транспортные сети и объекты с низким уровнем воздействия; сети среды обитания; и парк, городская еда и системы зеленых насаждений.

Мы ориентируемся на применение ландшафтной экологии и природоохранной биологии, а также человеческих предпочтений и поведения при стратегическом проектировании многофункциональной городской инфраструктуры. Мы ищем способы структурировать и направлять потоки организмов, материалов и энергии, которые проходят через город, таким образом, чтобы поддерживать характерное биоразнообразие региона и способствовать процветанию городской культуры, используя как инновационные технологические изобретения, так и время. проверенные подходы.

Эффективное городское экологическое проектирование основано на экологических и культурных процессах и обогащает их, что способствует экологическому обучению и грамотности. Такая грамотность включает в себя понимание сложности живых систем, из которых развивается этика оценки того, что Альдо Леопольд назвал «земельным сообществом».

Как пишет Дэвид Орр, экологическая грамотность не может быть развита полностью абстрактно, она требует непосредственного опыта и доступа к природной среде. Экологическая грамотность необходима всем гражданам, чьи возможности знакомиться с окружающей средой становятся все более ограниченными.

При разработке экологического обучения и грамотности мы стремимся понять бесчисленное множество экологических и культурных систем, действующих на территории и в ее контексте; творчески интегрировать эти системы через разработанные формы, пространства и материалы; и сообщать о жизненной силе и взаимосвязях систем убедительными и эстетичными способами. Мы учимся на условиях места, а также у людей, которые связаны с этим местом на протяжении всего процесса проектирования. Получившийся в результате дизайн учитывает возможности для обучения разными способами и с помощью разнообразного опыта с течением времени.

Здоровье и благополучие человека и окружающей среды неразрывно связаны. Наше внимание к экологическому дизайну и планированию исследует, практикует и оценивает эффективные стратегии для сохранения и улучшения здоровья и благополучия людей и экосистем на всех уровнях — локальном, региональном и глобальном — в рамках давних традиций ландшафтной архитектуры.

Мы сотрудничаем с различными сообществами, от школ и районов до поставщиков медицинских услуг и пациентов, чтобы решать эти проблемы с помощью планирования сообщества, восстановительного дизайна, экологической справедливости и исследований роли природы в терапевтическом дизайне. Мы работаем с государственными учреждениями и группами граждан, чтобы определить политику и методы, которые повысят устойчивость здоровых сообществ. Мы ценим синтез дизайна и исследований в междисциплинарной структуре, которая включает в себя науку и практику смежных областей, включая экологическую психологию, естественные науки, общественное здравоохранение, медицину, социальную работу и уход за больными.

Наша программа посвящена работе на благо и достижению лучшего будущего для всех сообществ. В основе нашей миссии лежит приверженность социальной и экологической справедливости.

Наш подход как к исследованиям, так и к дизайну основан на том, что все люди имеют общую человечность и, следовательно, имеют право на равное обращение и равный доступ к яркой, здоровой окружающей среде и надежной социальной политике и программам. Это выражается в широком спектре усилий, от исторического восстановления маргинализированных голосов до приоритизации доступа к здоровым зеленым насаждениям для всех и поддержки проектов восстановления городов, которые отстаивают права и ценности бедных цветных сообществ.

Подчеркивая социальную и экологическую справедливость в нашем обучении, исследованиях, разработке и практике, мы развиваем интеллект отношений, который ценит разнообразие, бросает вызов несправедливости и глубоко вдумчиво относится к тому, как мы взаимодействуем с другими в нашей работе. Мы стремимся удовлетворить насущные потребности маргинализированных сообществ как способ достижения восстановительной справедливости и обучаем студентов быть лидерами в ландшафтной архитектуре, чтобы они могли стать влиятельной силой позитивных изменений сообщества на местном и глобальном уровнях.

Экологичный дизайн жилых домов: применение экологического дизайна

Экологичный дизайн жилых домов: применение экологического дизайна

За четыре года строительства добавление сотен взрослых деревьев и бесчисленного количества цветущих кустарников, многолетников и почвопокровных растений принесло поток гнездящиеся птицы и насекомые-опылители. Преобразование было очевидно для рабочих, которые были на объекте от начала до конца. Вначале они практически не видели диких животных, а стали слышать какофонию птичьего пения в сумерках и стаи пчел, бабочек и мотыльков, прыгающих с растения на растение, когда они расцветали. Разнообразные насаждения обеспечивают поэтапное время цветения, чтобы опылители были заняты круглый год, и создают нишевые места обитания для многих видов птиц и мелких млекопитающих. В настоящее время эта собственность представляет собой пышный оазис городской дикой природы в биологически монотонном районе. Почетная награда ASLA 2016 за профессиональный жилой дизайн. Kronish House, Беверли-Хиллз, Калифорния / Marmol Radziner

Растения занимают центральное место в функционирующей глобальной экосистеме. Растения насыщают атмосферу кислородом и уменьшают количество загрязнителей атмосферы. Экологическое восстановление как в развитых, так и в развивающихся странах является основной стратегией смягчения последствий изменения климата. Местные растительные сообщества являются не только ключом к глобальной экосистеме, но также имеют решающее значение для окружающей среды и здоровья человека в жилых и районных масштабах.

В Соединенных Штатах урбанизация привела к фрагментации экологически продуктивных ландшафтов. По данным Общества Одюбона, континентальная часть США потеряла 150 миллионов акров среды обитания диких животных и сельскохозяйственных угодий из-за разрастания городов за последнее столетие. Практики устойчивой ландшафтной архитектуры жилых домов могут помочь создать сеть продуктивных ландшафтов. Местные растения можно использовать для восстановления устойчивых растительных сообществ и воссоединения фрагментированных экосистем в жилых районах. Создание сети продуктивных экосистем расширяет ареалы обитания диких животных и укрепляет здоровье и благополучие людей, перенося блага природы прямо в жилые дворы и на открытые пространства.

Домовладельцы, которые используют местные растения, сокращают использование избыточного количества воды, энергии и химических удобрений и пестицидов, которые наносят ущерб природным экосистемам, а также поддерживают опылителей.

Жилые ландшафты также можно использовать для выращивания продуктов питания дома и в общинах. При выращивании продуктов питания садоводы должны применять принципы экологического проектирования и практики пермакультуры, чтобы обеспечить интеграцию систем производства продуктов питания и садоводства с природной средой и избежать загрязнения местных водосборных бассейнов стоками. Домовладельцы и сообщества могут создавать системы компостирования для эффективного удаления отходов и увеличения количества органического вещества в почве.

Растения также можно использовать в доме для улучшения качества воздуха и повышения продуктивности человека.

Домовладельцы должны помнить о качестве почвы на своей территории. Здоровые почвы необходимы для здоровья растений и деревьев и обеспечивают проникновение ливневых вод в землю. Годы разработки и строительства могут привести к образованию слоев уплотненной почвы, которые ограничивают движение воды и воздуха и ограничивают рост корней. Домовладельцы могут получить кредит от Sustainable Sites Initiative™ (SITES®), используя такие методы, как углубление почвы и внесение поправок в почву, чтобы помочь восстановить функцию экосистемы.

Ландшафтные архитекторы сотрудничают с сообществами, некоммерческими организациями и местными органами власти, чтобы повысить осведомленность общественности об использовании устойчивых методов проектирования жилых домов, которые создают продуктивные системы растений и снижают негативное воздействие на окружающую среду типичной жилой застройки.


Местные растения
Экологические сады и пермакультура
Поддержка опылителей
Комнатные растения
Компостирование в жилых помещениях
 
Это руководство было написано Даной Дэвидсен и Джаредом Грином.


Ресурсы изменения климата:

Отчет о загрузке:

Руководства по устойчивому планированию и дизайну:

Общество Америки

Центр исследований биоразнообразия растений, Австралия

Центр полевых цветов Леди Бёрд Джонсон

Охрана природы

Королевские ботанические сады, Кью (Великобритания)

Ботанический сад США

Совет по экологическому строительству США

Оценка экосистем на пороге тысячелетия

Исследования

Л. Венхаус и Герберт Драйзейтл, Уайли, 2012 г.

«Дизайн с природой», Ян Л. МакХарг, Уайли, 1995 г.

«Проектирование ландшафтов для повышения производительности на основе новых принципов ландшафтной экологии», Сара Тейлор Ловелл и Дуглас М. Джонсон , Альянс устойчивости, 2009 г.

«Аутентичный сад: натуралистический и современный ландшафтный дизайн», Ричард Хартлейдж и Сэнди Фишер, The Monacelli Press, 2015 г. «Садовая революция: как наши ландшафты могут быть источником экологических изменений», Ларри Уинер и Томас Кристофер, Timber Press, 2016

0002 «Американский луговой сад: создание естественной альтернативы традиционному газону», Джон Гринли и Саксон Холт, Timber Press, 2009

«Возвращение природы домой: как поддерживать дикую природу с помощью местных растений», Дуглас В. Таллами. Timber Press, 2009 г. 

«Законы об исчезающих видах должны защищать растения», Кампания по сохранению местных растений

«Дизайн, ориентированный на растения: создание садов, которые уважают растения, место и дух», Скотт и Лорен Спрингер Одген. Тимбер Пресс, 2008 г.  

«Зеленый предохранитель: использование растений для обеспечения экосистемных услуг», Рене Кейн, SPROUT, октябрь 2004 г. Организация (ФАО)

Проектирование кварталов для людей и дикой природы, Американское общество ландшафтных архитекторов

LEED для домов, Совет по экологическому строительству США

Виртуальная библиотека ботаники / биологии растений

4 Key Strategies for Sustainable Residential Design, Land8

Моделирование проницаемости ландшафта, The Nature Conservancy

Государственные ресурсы

Галерея устойчивого ландшафта, Управление устойчивого развития и окружающей среды, город Санта-Моника

Earth-wise Guide to Ландшафтный дизайн, Техас A&M Agrilife Extension

Программы сохранения, Служба охраны природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства США

Сохранение биоразнообразия, Агентство по охране окружающей среды

Альянс по сохранению растений, Бюро управления земельными ресурсами, Министерство внутренних дел

База данных растений, Министерство сельского хозяйства США

Проекты

Ранчо DBX, округ Питкин, Колорадо
Design Workshop, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *