Экологические задачи по окружающему миру для начальной школы – Олимпиадные задания по окружающему миру “Экологический светофорик” для учащихся 3–4-х классов

Содержание

Олимпиадные задания по окружающему миру “Экологический светофорик” для учащихся 3–4-х классов

Разделы: Начальная школа


Сохраним природу нашу,
Нет её на свете краше.
Птице нужен ветерок,
Яркой бабочке – цветок,
Рыбе – море, зверю – лес,
Полный сказок и чудес.
Речке – звонкий ручеёк,
Лесу – лёгкий холодок,
Небу – дождь и облака,
Степь, и горы, и луга…
Сохраним природу нашу,
Нет её милей и краше!

Олимпиадные задания по окружающему миру предлагаются для учеников 4 классов.

Они также могут быть использованы для организации индивидуальной и групповой работы в классе. Если задания предполагают индивидуальную работу, каждый ученик получает лист с напечатанным текстом заданий. Учителю необходимо пояснить правильность оформления ответов. На выполнение заданий отводится 60 минут.

Предлагаемые материалы позволяют учащимся проявить свою самостоятельность, индивидуальность, находчивость, показать свой уровень информационной компетентности.

Все задания объединены одной темой – “Экологический светофорик” и связаны со знаниями по окружающему миру и экологии.

Содержательно они делятся на 3 блока:

  1. Красный цвет – “Красная книга”.
  2. Жёлтый цвет – “Явления природы”.
  3. Зелёный цвет – “Растения”.

В каждом блоке задания подразделяются на 3 уровня:

1. Задания, оцениваемые в 1 балл – лёгкие.

2. Задания, оцениваемые в 2 балла – средней сложности.

3. Задания, оцениваемые в 3 балла – повышенной сложности.

Материалы включают следующие виды заданий: Тесты – задания с выбором ответа, со свободным ответом, задания на завершение высказывания, ребусы, экологические задачи… .

Инструкция для учащихся

Уважаемые ребята!

Вы являетесь участниками олимпиады “Экологический светофорик”, на которой вы сможете показать свои знания по окружающему миру и экологии, проявите свою самостоятельность, индивидуальность, находчивость и смекалку.

Все задания делятся на 3 блока – по цветам светофора:

  1. Красный цвет – задания, связанные с “Красной книгой”.
  2. Жёлтый цвет – задания, связанные с явлениями природы.
  3. Зелёный цвет – задания по теме “Растения”.

В каждом блоке задания подразделяются на 3 уровня:

1. Задания, оцениваемые в 1 балл – лёгкие.

2. Задания, оцениваемые в 2 балла – средней сложности.

3. Задания, оцениваемые в 3 балла – повышенной сложности.

Внимательно читайте задания, выбирайте правильный ответ, продолжайте высказывания, расшифровывайте ребусы, решайте экологические задачи…

На выполнение заданий вам даётся 60 минут.

Желаем вам удачи!

Красный цвет – “красная книга”

Красный цвет – внимание!
Выполни задания!
На вопросы отвечай –
Книгу Красную узнай!

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

“Красная книга” – это ________________

Выбери правильный ответ:

1. Кого на свете больше всех?

А. Животных; Б. Растений; В. Насекомых.

2. Какая птица может спать во время полёта?

А. Аист; Б. Журавль; В. Синица.

3. Зверь, умелый строитель плотин на реке?

А. Суслик; Б. Норка; В. Бобр.

4. В развитии какого представителя живого мира нет стадии куколки?

А. Майского жука; Б. Пчелы; В. Кузнечика.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Небольшая птичка. На голове у неё чёрная шапочка и такого же цвета галстучек. Спинка серенькая, крылышки и хвост коричневые, а брюшко белое. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что она испугалась чего – то. Кто это? _______________

Реши экологическую задачу.

Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? _______________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее.

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Браконьерство Обмеление рек
Выброс выхлопных газов автомобилями Исчезновение видов животных
Заготовка древесины Загрязнение воздуха
Вырубка леса по берегам рек Уменьшение количества лесов на земле

Реши задачу:

Лесник на расстоянии 100 метров увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25с, чтобы выстрелить? ___________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы. Медведь и крот засыпают до весны.

Жёлтый цвет – “явления природы”

Жёлтый цвет нам очень нужен,
С солнышком он очень дружен.
Явления природы нужно знать
Нам обязательно на “5”.

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

Водопад – это_________________________

Выбери правильный ответ:

1. Какие облака приносят дождь?

А. Слоистые; Б. Кучевые; В. Перистые.

2. Водоём созданный человеком

А. Озеро; Б. Река; В. Пруд.

3. Как называются сосульки, свешивающиеся с потолка пещер?

А. Сталактиты; Б. Cталагмиты; В. Карнизы.

4. В каких горах вырос “Каменный цветок” П.П.Бажова?

А. Альпы; Б. Уральские горы; В. Кавказские горы.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Это явление природы, похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется. То на траве обязательно будет роса. Что это? ________________________________

Реши экологическую задачу:

Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса? (24 человека). _____________________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее:

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Половодье Лесные пожары
Посадка деревьев по краям оврагов Гибель деревьев
Засуха Защита почвы от разрушения
Ураган Обильный рост травы

Реши задачу:

Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

_____________________________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Снег повалил хлопьями. В лесу стало светло. С севера прилетели зимние гости. Это снегири, воробьи, синицы.

У белки запасы еды в норе. Медведь спит в берлоге.

В старой шубке заяц. Красивый наряд у плутовки – лисы. Лягушки зарылись в снег. Только злой и голодный волк бродит по лесной опушке.

Зелёный цвет – “растения”

Цвет зелёный не забудь!
Знатоком растений будь!
Выполняй задания –
Прояви старание!

Вопросы, оцениваемые в 1 балл

Продолжи фразу:

Экология – это _________________

Выбери правильный ответ:

1. Кустарник от сорока болезней:

А. Щиповник; Б. Калина; В. Боярышник.

2..Лист какого дерева считается символом славы, доблести?

А. Дуба; Б. Лавра; В. Кедра.

3. Какое растение относится к цветковым?

А. Сосна; Б. Туя; В. Шиповник.

4. Самое сладкое дерево нашего города?

А. Берёза; Б. Липа; В. Тополь.

Вопросы, оцениваемые в 2 балла

Узнай по описанию:

Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовит. Что это за растение? _________________

Реши экологическую задачу:

Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько килограммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день – 12 часов?

____________________________________________________

Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее:

Вопросы, оцениваемые в 3 балла

Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Выловили всех раков Вода в водоёме стала мутной
Выловили все ракушки (двустворчатых моллюсков) В водоёме стало много больных рыб
Зимой рыбаки наделали дырок во льду Начинается образование болот
Всё озеро заросло камышами, водорослями В воду поступает кислород для дыхания рыб

Реши задачу:

За один год с гектара леса падает на землю 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько тонн упадёт на землю в лесу за 18 месяцев?

_______________________________________

Найди в рассказе ошибки, подчеркни их.

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуница и клевер.

Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки.

Инструкция для учителей. (Приложение)

15.03.2012

urok.1sept.ru

Экологические задачи для начальных классов.

Задачи экологического характера.

  1. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу?

  1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз.

Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек?

  1. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

4. Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 12 см?

    1. Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 т тряпья?

    2. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 34 г. Чему равна масса гусениц кольчатого шелкопряда, съеденных синицей за лето и начало осени (июнь, июль, август, сентябрь)?

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

    1. На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусениц, пара дятлов — в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов — в 5 раз больше, чем пара поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

    2. Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?

    3. В начале нашего века зубр был на грани исчезновения. В 1959 г. в Окский заповедник завезли несколько взрослых зубров. На сколько возросло их поголовье к 1992 г., если ежегодно рождалось в среднем по 10 зубрят?

    4. Самые трудолюбивые санитары леса — муравьи. В среднем муравьи за 1 мин приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 ч?

    5. На одну рыбку скалярию по норме надо 3 л воды. Сколько рыбок можно поселить в аквариум, в котором 50 л. воды?

    6. На Крайнем Севере полярная ночь длится около 150 суток, а в тундре — с декабря по февраль. На сколько суток дольше длится полярная ночь на Крайнем Севере, чем в тундре?

    7. На Камчатке насчитывается 120 вулканов, из них 29 — действующих. Сколько потухших вулканов на Камчатке?

    8. Высота горы Эльбрус 5 642 м, что на 609 м больше горы Казбек. Определи высоту горы Казбек.

    9. За сутки бамбук вырастает примерно на 30 см. На сколько изменится его высота через 12 ч?

Некоторые цифровые данные, которые можно использовать при составлении задач или математического диктанта:

Длина рек (в км):

Урал — 2 428 Лена — 4 400

Волга — 3 530 Днепр — 2 200

Енисей — 3 487 Дон — 1 870

Нева — 74

Расстояние от Земли до Луны — 384 000 км.

Длина экватора — 40 000 км.

Расстояние от Земли до Солнца — 149 500 000 км.

  1. На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел еще 1 шмель. Сколько всего шмелей на цветке?

  2. Белка выбирает семечки из еловой шишки. К ней на ель прыгнули еще 2 белки. Сколько всего белок стало на ели?

  3. На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик. Сколько колокольчиков опало?

  4. 4 пчелы прилетели в улей с одного поля и 1 пчела — с другого. Сколько всего пчел прилетело в улей?

  5. На болоте в камышах стоят 5 цапель. 1 цапля улетела на другое болото. Сколько цапель осталось на болоте в камышах?

  6. 5 лисят спасаются от охотника. Несколько лисят спряталось в норе, а 3 не успели. Сколько лисят спряталось в норе?

  7. На кустике земляники висело 5 ягод. 2 ягоды созрели и их сорвали. Сколько ягод осталось на кустике?

  8. Белка устроила гнездо в дупле. Утром она принесла в дупло 3 еловые шишки, а вечером еще 2. Сколько шишек стало в дуплет?

  9. На кусте расцвело 6 роз. 3 розы мальчик подарил маме, а остальные бабушке. Сколько роз он подарил бабушке?

  10. На клумбе утром распустилось 8 астр, а к вечеру их стало на 2 больше. Сколько всего астр распустилось к вечеру?

11.7 гусениц завились в кокон и стали куколками. Через несколько дней 2 куколки превратились в бабочек. Сколько бабочек ещё должно появиться?

    1. Ребята посадили около школы 7 кустов сирени, а шиповника на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадили ребята?

    2. Высота рябины 6 м, а тополь на 3 м выше рябины. Найди высоту тополя. Переделай условие задачи так, чтобы в нем было сказано «на 3 м ниже».

    3. На поляне росло 3 липы и несколько берез. Всего 7 деревьев. Сколько берез росло на поляне?

    4. У комара 6 ног, а у паука 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?

      1. О продолжительности жизни отдельных пород деревьев:

ель — до 500 лет дуб — до 2000 лет

сосна — до 350 лет липа — до 500 лет

береза — до 150 лет кедр — до 850 лет

рябина — до 80 лет вяз — до 400 лет

ясень — до 100 лет осина — до 100 лет

      1. О высоте отдельных пород деревьев:

береза — до 20м липа — до 35м дуб — до 40м

сосна — до 45м ель — до 30—40 м кедр — до 45м

вяз — до 40м сосна — до 36м

  1. Об экологической роли леса:

а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного леса — 5 кг; 1 га можжевелового леса — 30 кг.

б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового — 725 кг, соснового — 540 кг.

в) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30—35 т пыли, лиственного леса

  • 50—70 т пыли.

    1. Об экологической роли птиц и насекомых:

Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых.

Дятел — это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых — короедов. Один дятел за день съедает до 750—900 короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнезд и ночлега маленькие птички.

Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес, съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов, и др.

Мухоловка-пеструшка — совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров.

Сова съедает за ночь 7—8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей. Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют за один день до 3500—4500 различных насекомых.

Эти числовые данные дети оформляют в виде таблиц и используют для составления задач.

  • с 3 ж


    Перед решением задач о птицах можно предложить разгадать ребусы:

ла 100 чка

Задачи о птицах:

Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за сутки, если скорость ее полета всегда одинакова?

Ласточка касатка летает со скоростью 28 км/ч, а стриж — в 4 раза быстрее. С какой скоростью летает стриж?

Простые задачи

  1. Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить?

  2. В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью?

  3. Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб?

  4. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?

  1. Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть деревьев, им осталось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали школьники?

  2. Высота дуба 30 м, а высота ели на 12 м больше. Какова высота ели?

  3. Высота дуба 40 м, а кедра 45 м. На сколько дуб ниже, чем кедр?

  4. Масса одного мелкого пингвина 2 кг, а крупного —на 43 кг больше. Какова масса крупного пингвина?

  5. Ласточка-воронок развивает скорость 45 км/ч, а ласточка-касатка — 28 км/ч. На сколько больше скорость воронка, чем касатки?

  6. У белки были орехи. Когда она съела 35 орехов, у нее осталось 28 орехов. Сколько орехов было у белки?

  7. В саду росло 37 яблонь, осенью посадили еще яблони и их стало 53. Сколько яблонь посадили осенью?

  8. Кучевые облака образуются на высоте 10 км, а перистые облака — на 2 км выше. На какой высоте образуются перистые облака?

  9. Суточную норму витамина С содержат 4 г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько граммов больше нужно съесть черной смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?

  10. В одном стручке б горошин. Сколько горошин в 5 таких же стручках?

  11. Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?

  12. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина С. Сколько витамина С в 30 кг шиповника?

  13. Из 60 кг семян хлопчатника отжимают 15 кг масла. Во сколько раз больше берут хлопчатника, чем получают масла?

  14. Овца дает 10 кг шерсти в год. Сколько нужно таких овец, чтобы получить 70 кг шерсти? Сколько шерсти в год дает отара из 150 таких же овец?

  15. Из 90 кг хлопка получается в 2 раза меньше ваты. Сколько получается ваты из 90 кг хлопка?

  16. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 ем требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?

  17. Масса ведра с солью 27 кг, а ведра со снегом — 3 кг. Во сколько раз ведро с солью тяжелее ведра со снегом?

  18. Высота можжевельника 10 м, а сосны —40м. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна? 23. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а береза —2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем береза?

    1. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес —70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе?

    2. Бамбук вырастает за сутки на 1 м. Сколько времени ему потребуется, чтобы вырасти на 20 м?

Составные задачи

    1. С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

    2. На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели. Сколько птиц осталось на дереве?

    3. Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?

    4. На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?

    5. На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15 кг собрали белки для запасов на зиму. Сколько килограммов орехов осталось на двух кустах?

    6. За лето школьники собрали 28 кг шиповника, а черники на 5 кг меньше. Сколько всего ягод собрали школьники?

    7. Три бригады школьников собрали 84 кг желудей. Первая бригада собрала 29 кг, вторая — на 2 кг меньше, чем первая. Сколько килограммов желудей собрала третья бригада?

    8. Высота кедра 45 м, березы на 20 м ниже, чем кедра, а дуба на 13м выше, чем березы. Какова высота дуба?

    9. В школьном саду росло 43 дерева. 7 старых деревьев спилили и посадили 25 молодых деревьев. Сколько деревьев стало в саду?

    10. Вокруг школы юннаты посадили 65 кустов шиповника, боярышника на 34 куста больше, чем шиповника, а сирени столько, сколько шиповника и боярышника вместе. Сколько кустов сирени посадили юннаты?

    11. Лошадь идет шагом со скоростью 5 км/ч, а галопом в 3 раза быстрее, чем шагом, а рысцой на 8 км/ч медленнее, чем галопом. С какой скоростью бежит лошадь рысцой?

    12. Корова получает в сутки: сена 9 кг, отрубей в 3 раза меньше, чем сена, а силоса на 15кг больше, чем отрубей. Сколько силоса получает корова?

Многозначные числа. Нумерация

      1. 1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв. м.

      2. 2. Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса.

3. Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.

4. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.

  1. Вся растительность планеты за год «выдыхает» 175 млн. т биологически активных веществ.

  2. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км приходится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса.

  3. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет 4 млн. 500 тыс. дождевых чер

infourok.ru

Материал на тему: “Экологические задачи по математике в начальной школе”. Выступление на РМО.

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 Ельнинская средняя школа № 1 имени М.И.Глинки

                                          Выступление на МО учителей начальных классов

                                           Экологические задачи на уроках математики.

Учитель начальных классов

Габелева Светлана Викторовна

2016 г

“Математика создает условия для умения

давать количественную оценку состояния

                                                                        природных объектов и явлений…

Текстовые задачи имеют возможность  для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, восстановлении и приумножении ее природных богатств”

                                                            (Иванова Т.С. «Экологическое образование

                                               и воспитание в начальной школе»).

Актуальность темы: Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.

Особое место в экологическом образовании занимает начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые явления.

Решая задачи экологического содержания, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы научимся видеть красоту в математике и, более того, учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Каждый курс может вносить вклад в формирование экологического сознания.

Использование задач как средства мотивации знаний, умений и методов создает условия для реализации в процессе введения нового учебного материала связи обучения математике с жизнью, развитие меж предметных связей. Задачи должны быть подобраны так, чтобы их постановка привела к необходимости приобретения учащимися новых знаний по математике, а приобретенные под влиянием этой необходимости знания позволили решить не только поставленную задачу, но и ряд других задач прикладного характера. Для создания проблемной ситуации можно использовать и отдельные фрагменты прикладных задач. А задачи в целом рассмотреть впоследствии при закреплении и углублении знаний школьников. Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Примеры из окружающей действительности позволяют раскрывать перед учащимся практическую значимость математики, широкую общность ее выводов. Эти примеры должны быть простыми, убедительными, доступными пониманию школьников. Немаловажное значение имеет привлечение школьников к самостоятельному отысканию примеров применения математических знаний в известных им жизненных явлений и к использованию этих примеров в своих ответах. Большую познавательную ценность представляет выполнение упражнений, связанных с выделением на реальных предметах, их моделях или чертежах знакомых геометрических форм. Такая работа способствует развитию пространственных представлений учащихся, расширению их кругозора и является эффективным средством укрепления связи обучения с жизнью, развитию воображения.

«Воображение играет большую роль в изучении математики. Оно дает возможность ученику на основе словесного учителем или учебником какой-либо заданной ситуации создать у себя мыслительный наглядный образ этой ситуации, без чего решить задачу было бы невозможно» (Л.М. Фридман)

Используемые примеры следует сопровождать практическими выводами. Различны формы использования задач с практическим содержанием для закрепления и углубления знаний, учащихся по математике. Эти задачи могут быть применены и в работе со всем классом, и для индивидуальной работы с отдельными учениками, и в качестве творческих заданий школьникам и ее приложениям.

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы :

-информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.

-практически направленные задачи содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.

-прикладные задачи- в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.

-исследовательские задачи, целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

-демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.

-проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.

Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

а) задачи, мотивирующие введение понятия.

б) задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.

в) задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

г) задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.

д) задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.

е) задачи, позволяющие установить связи этого понятия об изученном ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием:

1.влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье.

2.человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы.

3.экосистема и место человека в ней.

4.возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника.

5.присутствие законов природы в жизни человека.

Эти направления связаны между собой общей мировоззренческой позицией, направленной на формирование экологической культуры школьниковДля каждого выделенного тематического направления существует достаточное количество задач с экологическим содержанием по различным темам курса математики основной школы.

Предлагаю несколько примеров задач, которые можно использовать в процессе изучения математики:

 1. «Тяжёлые машины и автобусы за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа выделяет автобус маршрута № 17, если он сделал 5 ходок? Расстояние от вокзала до деревни равно 15 км.

2. «На территории Смоленской области протекает 1150 рек. Что будет, если из этих рек 122 реки будут пересыхать из-за вырубки деревьев? Сколько рек останется в нашей области?»

3. «Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Все знают, какую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?»

4·Один десятилетний тополь выделяет в среднем столько кислорода, сколько 25 молодых тополей. Сколько надо посадить молодых тополей, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных десятилетних деревьев?

Для усиления экологического аспекта задаю вопросы: С какой целью высаживаются деревья? Почему необходимо проводить посадку после вырубки деревьев? и т.п.

На уроках рекомендуется решать так же задачи, которые способствуют формированию у младших школьников экологических знаний и воспитанию ответственности и сохранении и преумножение природных ресурсов.

5·Носороги-млекопитающие, находящиеся под большой угрозой вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов. Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько кг рогов браконьеры все же успели продать?

5·Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в килограммы.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например:

Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом

Берёза – 28

Сосна -17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15*8 -(48+49)

Ответ примера вам укажет на название дерева

После решения примера следует выяснить, почему тополь является лучшим пылесосом, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сёл.

Учитель должен не только давать готовые текстовые задачи, но и учить ребят самим составлять условия, используя при этом полезные и интересные материалы, что способствует развитию познавательного интереса и разностороннему ознакомлению с природой.

Решение задач с экологическим содержанием могут быть использованы проведении внеклассных мероприятий по заранее составленным кроссвордам, ребусам, загадкам, это все усиливает познавательный интерес у учащихся.

Систематическое использование задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.

Решение задач с экологическим содержанием влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков.

Список литературы

1.Л.П. Викторова «Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.» // Дис-ция на соискание доктора педагогических наук,- М.- Просвещение,- 2002. – 387 с.

2.Т.В. Игнатьева, А.А. Вохмянина «Программа общеобразовательных учреждений»// Начальные классы Часть I, 1-4 классы. – М.- 2001г.- 317с.

.Н.Б. Истомина «Программа по математике. Начальные классы».- М. – Просвещение.- 2007г.- 38с.

.Д.О. Логофет «Что такое математическая экология //Математическая экология, гл. 1 ? Общие вопросы моделирования. ? М., Наука, 1981. ? С. 8?17.

.М.И. Моро, М.А. Бантова и д.р. «Математика»// Учебник для 4класса начальной школы.- М.- Просвещение,- 2007г. – 110с.

.Ю. Одум «Основы экологии» ? М.: Мир, 1975. ? 740 с.

.Д. Пойа «Как решать задачу».- Львов,- 1991г. – 212с.

.А.А. Плешаков «Окружающий мир»// Учебник для 3 класса начальной школы, – М.- Просвещение,- 2009г.- 157с.

.Ю.М. Свирижев «Моделирование окружающей среды и проблема недостатка информации // Математическая экология, гл. 1 ? Общие вопросы моделирования. ? М.: Наука, 1981. ? С. 17?31

Приложение

Экологические задачи для уроков математики в начальной школе.

(ч.1)

1

Сотни тысяч птиц гнездятся на территории “Птичьей гавани”. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит за день около 300 гусениц; дятлы – 900 гусениц, а скворцы 1500 гусениц. Выпиши числа в порядке возрастания и убывания.

2

На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3

Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000кг макулатуры. Ск. деревьев сохранили ребята и сколько книг, выйдет, если одна книга весит 500г.?

4

За год промышленные предприятия выбросили в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 36 млн. тонн. Ск. всего выбросов вредных веществ попало в воздух?

5

В водоемах нашей страны за год оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Ск. вредных веществ окажется в воде за 5 лет?

6

Каждый год бытового мусора образуется 57 млн. тонн Ск. мусора накопится за 2 года?

7

Один вид растений и животных исчезает ежедневно. Ск. видов исчезнет за 10 лет?

8

В Красную книгу занесено: насекомых – 202 вида, птиц – 80 видов, млекопитающих – 94 вида. Ск. видов оказалось на грани исчезновения?

9

Вырубается 2 га леса в минуту. Ск. леса уничтожит человек за один час?

10

Протяженность всех оврагов страны составляет 1 млн. км. Длина экватора Земли составляет 40 000 км. Ск. раз можно опоясать оврагами земной шар?

11

За 6 мин. набегает стакан воды из подтекающего крана. Ск. воды вытечет из неисправного крана за 1 час? За сутки?

 12

На Земле 8 500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Ск. видов птиц живет в других странах?

                                                                             13

Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой – 8 сантиметров. На сколько сантиметров озерная лягушка больше прудовой?

14

Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки. Ск. насекомых она съест за неделю?

15

Личинка златоглазки в день съедала 24 тли. Ск. она съест за 3 недели своей жизни?

16

Дуб живет 1000 лет, а сосна – 500 лет. Во сколько раз дуб живет дольше сосны?

17

В лесу липа живет 700 лет, а в городе 70 лет. Во сколько раз липа живет меньше в загазованном городе

Экологические задачи для уроков математики в начальной школе.

(ч.2)

  1. Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки?  (ответ: 85кг 920 г)
  1. В Саяно-Шушенском заповеднике леса  занимают  231 тысяч га . Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько кислорода вырабатывает  леса Саяно-Шушенского заповедника  за  1час?  (ответ: 826 980 кг)
  1. Саяно-Шушенский заповедник основан в 1976 году. Сколько лет заповеднику? В каком году ему исполниться 50 лет? (ответ: 35 лет, 2026 год)
  1. Алтайский заповедник основан в 1932 году, а Саяно-Шушенский на 44 года позднее. В каком году основан Саяно-Шушенский заповедник? (ответ: 1976 год)
  1. Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты? (ответ: 30 м)
  1. Кедр  живёт 300 лет, а лиственница  – 500 лет. На сколько меньше живёт кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра? (ответ: на 200 лет)
  1. Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если  гуляя по лугу мы сорвём для букета 56 цветков? (8 бабочек)
  1. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 4 кукушки? (ответ: 1080 кг)
  1. Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок. Сколько насекомых может съесть грач за  неделю? (ответ: 2800)
  1. Маленькая птичка мухоловка– пеструшка каждый день поедает по 300 мух и комаров. Сколько мух и комаров съест эта маленькая птичка за лето? (ответ: 27000)
  1. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50 )
  1. 1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько листков съедят 3 таких гусеницы за неделю? (ответ: 21)
  1. Представьте теперь, что станет с нашей природой, если не будет наших пернатых друзей. Белая сова  может прожить без еды 24 дня, орлан-белохвост  в 2 раза больше, чем сова, а беркут на  21 день меньше, чем орлан. Сколько дней без еды могут прожить орлан-белохвост и беркут? (ответ: 48,27)
  1. В окрестностях Новосибирска, по наблюдениям  натуралиста  М. Д. Зверева, скворчата из одного гнезда за 5 дней съели 796 майских жуков и 160 их личинок, 27 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько  всего жуков и их личинок  этот выводок  уничтожил за 5 дней? (ответ: 956 жуков, 39 личинок)
  1. В 1973 году 83 страны мира подписали международную конвенцию по ограничению торговли редкими животными, в числе которых значится и снежный барс. Сколько лет действует эта конвенция? (ответ: 38 лет)
  1. Основная древесная порода кедрово-широколиственных лесов кедр корейский – очень крупное, стройное и замечательное во многих отношениях дерево. Хорошо плодоносит раз в три-четыре года. На одном кедре в урожайные годы созревают по 160 шишек. В одной шишке содержится в среднем 80 г семян. Сколько кг орехов может дать одно спелое дерево? (ответ: 128000)
  1. Масса беркута 4кг 500 г, а масса сапсана 700 г. На сколько масса беркута больше массы сапсана? (ответ: на 3кг800г)
  1. Хищные птицы, уничтожая множество грызунов, сохраняют значительную часть урожая зерновых культур. Они сдерживают массовое размножение грызунов, спасая нас от страшных эпидемий. Уничтожая больных и раненых животных, они выполняют обязанности санитаров лесов и полей. На земном шаре распространено около 270 видов хищных птиц, а на территории России на 218 видов меньше. Сколько видов хищных птиц встречается в России? (ответ: 52)
  1. Сокол-сапсан летает со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние может преодолеть сапсан за 2 часа? (ответ: 120 км)
  1. Сокол-сапсан  летает со скоростью 60 км/ч, черный стриж со скоростью в 2 раза больше. С какой скоростью летает чёрный стриж?(ответ: 120 км/ч)
  1. Из азиатской части России  26 видов  птиц улетает зимовать в Австралию, в Северную Америку – на 10 видов меньше, чем в Австралию, а Африку на 79 видов птиц больше, чем в Северную Америку, в Южную Америку на 90 видов меньше, чем  в Африку. Сколько видов птиц из азиатской части России улетает зимовать в Северную Америку, Южную Америку и Африку?(ответ: 16, 95, 5)
  1. Согласно журналу «Смитсониан», как  научный метод исследований кольцевание птиц появилось в 1899 году, когда датский школьный учитель Ханс Христиан Мартенсен   «изготовил металлические кольца, написав на них свое имя и адрес, и   окольцевал ими 165 молодых скворцов». В наши дни кольцевание птиц применяется почти во всех странах мира и позволяет получить важную информацию о расселении птиц, о путях и продолжительности их перелетов, о структуре и численности популяций, о миграционных привычках птиц, их поведении, выживаемости и скорости размножения. Сколько лет используется метод кольцевания птиц? (ответ: 112 лет)
  1. Птицы оказывают огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они истребляют множество вредных насекомых, личинок, гусениц и яичек. Синица уничтожает не менее 100 000 насекомых, ласточка вылавливает за лето до 1 000 000 мелких мошек, комаров, тлей. Какое количество насекомых уничтожат за лето синица и ласточка? (ответ: 1100 000)
  1. Одна полевка, по подсчетам  экологов, уничтожает  за лето  1 кг зерна, а  сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сколько кг зерна спасает за лето одна сова? (ответ: 1 тонну)
  1. По стволу дерева к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото. Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды, а липа – 200 литров. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет каждое из этих деревьев, если одно ведро вмещает 10 литров? (ответ: 8, 20 вёдер)
  1. В полной кладке у беркута  2 яйца, а  в кладке у  алтайского улара 9 . На сколько больше яиц в кладке у алтайского улара, чем у беркута? (ответ: на 7)

Использованная литература : 

  1. Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
  2. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994

nsportal.ru

Экологические задачи для начальных классов

Экологическая задача:

1. По И. Соколову -Микитову “Русская зима”

Условие: Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

Вопрос: Зачем тетерева прячутся в снежных лунках?

Решение: В студёные зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. Тем самым спасая себя от сильных морозов. Снег для птиц выполняет функцию одеяла, удерживая собственное тепло их тела.

2. По И. Соколову -Микитову “Март в лесу”

Условие: В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Но по народному меткому слову, ещё “зима зубы показывает”.

Вопрос: Почему в народе так говорят: “В марте зима зубы показывает”?

Решение: По календарю весна начинается в марте, дни становятся длиннее, солнце начинает пригревать, но не редко, в марте, возвращаются крепкие морозы.

3. По Н. Сладкову “Шишка”

Условие: Простая еловая шишка для обитателей леса всё равно что для нас с вами коробка с желанными конфетами.

Вопрос: О каких жителях леса идёт речь и почему шишка для них так желанна?

Решение: Для многих лесных обитателей семена шишки являются любимым лакомством. Это и клесты, и дятлы, и белки, и зяблики, и синицы. Одни вскрывают шишку самостоятельно, а другие ждут, когда шишка сама откроется.

4. По Н. Сладкову “Крот”

Условие: -Судить тебя будем, Крот!- сказала сорока. -Не виноват ! – хрюкнул Крот. – Ни перед землёй, ни перед небом! – Виноват!- сказала сорока. – Перед людьми виноват! Ты зачем в цветниках и парках корни подкапываешь? Отвечай! А картошку и морковку зачем в огородах грызёшь, зачем? Грызёшь или нет, Отвечай!

Вопрос: Виноват ли крот ? Что он может ответить сороке?

Решение: Крот не виноват в том, в чём его обвиняют. Крот – насекомоядное животное, он не питается овощами и корнями. А корни подкапывает для того, чтобы поедать вредных жуков и личинок, которые наносят гораздо больший вред садовым культурам, чем крот. А крот, при этом, ещё и землю рыхлит.

5. По Н. Сладкову “Вредитель”

Условие: С утра стучит в лесу… пишущая машинка! Это трудяга дятел отчёты о своих делах печатает. У него ни дня без строчки. Так старается, что только щепки летят! Печатай, печатай, говорю ему, чтобы всем видно было, какой ты, дятел, враг лесу, как ты деревья портишь. А я эти плакатики – “ДЯТЕЛ- ВРАГ ЛЕСА!”- по самым видным местам развешу.

Вопрос: Справедливо ли обвинили дятла в том, что он “Враг леса”?

Решение: Обвинение не справедливое. Дятел только зараженные, больные деревья долбит, насекомых-вредителей поедает. А выдолбит дятел дупло, в нем лесные птички гнездятся. Смело можно сказать- “ДЯТЕЛ- ДРУГ ЛЕСА!”.

multiurok.ru

Экологические задачи. – начальные классы, прочее

Экологические задачи для учеников начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Экологические задачи.»

Экологические задачи.

1.– Мышка – трусишка, ты треска боишься?

– Ни крошечки не боюсь!

– А громкого топота?

– Ни капельки не боюсь!

– А страшного рёва?

– Нет!

– А чего же ты тогда боишься?

– Да тихого шороха.

Почему мышка ничего не боится, кроме тихого шороха?( Мыши становятся добычей лисы, совы, кошки, которые охотятся почти бесшумно.)

2. С утра стучит в лесу… пишущая машинка! Это трудяга дятел отчёты о своих делах печатает. У него ни дня без строчки. Так старается, что только щепки летят! Печатай, печатай, говорю ему, чтобы всем видно было, какой ты, дятел, враг лесу, как ты деревья портишь. А я эти плакатики – “ДЯТЕЛ- ВРАГ ЛЕСА!”- по самым видным местам развешу. Справедливо ли обвинили дятла в том, что он “Враг леса”?( Обвинение не справедливое. Дятел только зараженные, больные деревья долбит, насекомых-вредителей поедает. А выдолбит дятел дупло, в нем лесные птички гнездятся. Смело можно сказать- “ДЯТЕЛ- ДРУГ ЛЕСА!”.)

3. -Судить тебя будем, Крот!- сказала сорока. -Не виноват ! – хрюкнул Крот. – Ни перед землёй, ни перед небом! – Виноват!- сказала сорока. – Перед людьми виноват! Ты зачем в цветниках и парках корни подкапываешь? Отвечай! А картошку и морковку зачем в огородах грызёшь, зачем? Грызёшь или нет, Отвечай! Виноват ли крот ? Что он может ответить сороке?( Крот не виноват в том, в чём его обвиняют. Крот – насекомоядное животное, он не питается овощами и корнями. А корни подкапывает для того, чтобы поедать вредных жуков и личинок, которые наносят гораздо больший вред садовым культурам, чем крот. А крот, при этом, ещё и землю рыхлит.)

4. Березу, вы конечно, знаете. А знаете, почему её ствол даже в сильную жару на солнце не нагревается?( Так как кора очень тонкая, то она легко бы подвергалась ожогам. А белый цвет отражает солнечные лучи.)

5. Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем. Зачем тетерева прячутся в снежных лунках?( В студёные зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. Тем самым спасая себя от сильных морозов. Снег для птиц выполняет функцию одеяла, удерживая собственное тепло их тела.)

kopilkaurokov.ru

Экологические задачи с ответами (часть 2)

Экологические задачи с ответами (часть 2)

Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

Ответ. Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

******************************************************************

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

Ответ. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

******************************************************************

Задача 3. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?

Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.

****************************************************************

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».

******************************************************************

Задача 5. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?

Ответ. Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух.

*****************************************************************

Задача 6. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» – гласит народная мудрость. Объясните это явление.

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

****************************************************************** Задача 7. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?

Ответ. Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев.

******************************************************************

Задача 8. Многоярусный смешанный лес с богатым подлеском (кустарниками) оказывает благоприятное воздействие на водный режим, в то время как однородный хвойный лес – скорее неблагоприятное. Почему?

Ответ. В хвойном лесу корни развиваются в одних горизонтах. Опадающая хвоя покрывает всю поверхность почвы, такой лес плохо аккумулирует влагу, сравнительно велик поверхностный сток.

******************************************************************

Задача 9. Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели?

Ответ. Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу.

******************************************************************

Задача 10. Растения болот (клюква, багульник, пушица и другие) живут в условиях большой влажности, но, тем не менее, имеют ряд признаков растений засушливых мест обитания (например, мелкие, кожистые листья). Как можно объяснить такие особенности строения листьев растений болот?

Ответ. Вода в болотах холодная, поэтому всасывание ее корнями затруднено. Следовательно, растение постоянно испытывает водное «голодание». (Подобное происходит со всеми растениями осенью, даже в условиях частых дождей). Листья для сокращения испарения у болотных растений мелкие, часто покрыты восковым налетом.

******************************************************************

Задача 11. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон) или же в качестве подгона используют сами дубки, но часто посаженные. Какая особенность дуба учитывается при этом? Какое значение для человека имеет такой прием?

Ответ. Дуб – светолюбив, он не выносит затенения сверху. При боковом же затенении боковые сучья отмирают, и дуб усиленно растет вверх. Формируется древесина высокого качества (без сучков).

******************************************************************

Задача 12. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

Ответ. Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.

******************************************************************

Задача 13. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

******************************************************************

Задача 14. Профессор А.Г. Банников утверждает: «При локальных подъемах численности вредителей леса кабаны их настолько подавляют, что устраняют вспышку… Кабаны способствуют… возобновлению древесных пород. В этом отношении велика роль кабана в моховых ельниках, кедровниках и дубовых лесах». Объясните слова ученого.

Ответ. Взрыхляя большие площади земли в поисках пищи, кабаны способствуют заделке семян в почву. Поедая беспозвоночных животных, в том числе вредителей, они предотвращают вспышку роста их численности.

******************************************************************

Задача 15. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение?

Ответ. Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз.

******************************************************************

Задача 16. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?

Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

******************************************************************

Задача 17. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», – пишет английский ученый Шипли. Поясните мысль ученого.

Ответ. На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и другие.

******************************************************************

Задача 18. Опытные рыболовы летом пытаются ловить рыбу, такую как голавль, форель, хариус, у подветренного берега. Почему?

Голавль Хариус

Ответ. Ветер сдувает с кустов насекомых, которыми эти рыбы питаются.

****************************************************************

Задача 19. Знаменитые французские исследователи Жак Ив Кусто и Филипп Кусто пишут: «когда вдоль кипящих жизнью кораллов скользит грозный силуэт акулы, это не вызывает паники среди рыб, они просто освобождают дорогу «господину» и внимательно следят за ним. Также ведут себя зебры и антилопы в африканской саванне на виду у льва. Можно подумать, что рыбы и зебры прошли одну школу, брали уроки жизни у одного учителя». Так ли это?

Ответ. Да, это именно так. Этот учитель – Природа, которая наделила столь несхожие между собой существа единством жизненных проявлений. По поведению хищника животные улавливают степень опасности.

******************************************************************

Задача 20. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему?

Ответ. Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами.

infourok.ru

Экологические задачи для учащихся начальной школы

Саулина Светлана Сергеевна

Днем Юра и его отец совершают пробежку. Во время бега они всегда делают 10-минутный перерыв на отдых. Сколько минут они бегают, если всего они находятся на прогулке 40 минут?

30 минут

40 минут

20 минут

Шум выше 90 децибел является вредным для здоровья. Если работающий перфоратором производит шум 98 децибел, то, на сколько это превышает допустимую границу громкости?

12 децибел

10 децибел

8 децибел

4

Очень много витаминов в яблоках. Кот Матроскин посадил в саду 4 ряда яблонь, по 6 яблонь в ряду. Сколько всего яблонь посадил Кот Матроскин?

20 яблонь

24 яблони

26 яблонь

Цветы липы заваривают при простуде. Липа – лекарственное растение. Красная Шапочка собрала 4 кг липового цвета, а Колобок собрал 3 кг. Они сдали в аптеку 6 кг. Сколько килограммов цветов липы осталось у Колобка с Красной Шапочкой?

5 кг

7 кг

1 кг

Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе дети оставили плохо закрученными 3 крана. Сколько воды было растрачено в течение суток?

40 литров

20 литров

60 литров

Школьники собрали 20 т металлолома.  Сколько железной руды помогли сберечь дети, если одна тонна металлолома сберегает 2 т руды?

40 т

20 т

10 т

Учёные подсчитали, что каждую минуту вырубается примерно 20 га леса. Сколько леса исчезает за 10 мин?

100 га

200 га

50 га

Почтальон Печкин вычитал в журнале интересные факты и стал всем рассказывать, что воду надо беречь. Например, для того, чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того, чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. Сколько всего тонн воды необходимо для получения 1 тонны бумаги и 1 тонну стали?

100 тонн

400 тонн

200 тонн

Папа Карло сделал 9 скворечников, а Буратино – в 3 раза меньше. Сколько всего скворечников сделали папа Карло и Буратино?

15 скворечников

3 скворечника

12 скворечников

На пришкольной аллее посажено 20 липок, но вскоре 4 дерева были поломаны. Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за каждое дерево заплатили 200 р., а на его посадку – 50 р.?

900 рублей

800 рублей

1000 рублей

Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесенная природе. Красная Шапочка перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 6 веточек, а на другом дереве 8 веточек. Две веточки не прижились. Сколько

всего веточек на дереве вылечила

Красная Шапочка?

14 веточек

10 веточек

12 веточек

Используемые источники

1.В. В. Бианки. Лесная газета. «Книги «Искателя». М., 2009. 2. Журнал «Начальная  школа». №10, 2007. 3. Т. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. М., 2003. 4. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2001.  5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990

http:// www.supersadovnik.ru/fullnews.aspx?id =102512

http://www.chgpu.edu.ru/novosti/1008-ekologicheskoe-vospitanie-vazhnaya-zadacha-sovremennogo-obschestva.html

http://vk.com/club41037441

http://mainecoon-club.ru/dikie-koshki/biologija-rysi.html

http://abc-24.info/living_world/zoologiya/598-seryy-tyulentevyak.html

http://abc-24.info/living_world/zoologiya/598-seryy-tyulentevyak.html

http://ayatskov1.ru/kogda-sazhat-plodovye-derevya

http://kotikit.ru/qanda/kto-delaet-skvorechniki-i-dlya-chego/

https://freelance.ru/users/Svetlana-ssg/?work=1157319

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&docid=3DiGVzljSn4ocM&tbnid=wb8QgRibstl6fM:&ved=0CAMQjhw&url=http%3A%2F%2Frostok-dv.ucoz.ru%2Fnews%2F1&ei=Q_U-U-_RFY3P4QSdiIDwBQ&bvm=bv.64125504,d.bGE&psig=AFQjCNFJfSoJ3WELYo1mm-cV09eCrAAmVg&ust=1396721219434624

15

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *