Экологические сказки читать онлайн – Экологические сказки

Экологические сказки – Экологический сайт г.Апатиты

Жил на свете заяц. Самый обычный, серенький, с длинными ушами. Он бегал по лесу, распугивая шустрых воробьев, воздухом свежим дышал, пил родниковую воду, закатами любовался.

Вот однажды ловил он рыбу в речке, долго над водой сидел. Внезапно леска задрожала и вытянул наш герой добычу и глазам не поверил: рыбка перед ним совсем незнакомая и чешуя у нее не простая, а золотая.

– Ты кто? – шепотом спросил заяц, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

– Да рыбка я золотая и, если отпустишь меня – все твои желания исполню.

И заяц сказал:

– Ладно, отпущу я тебя, рыбка. Но первое желание мое будет таким: надоело мне жить в старой холодной норе, хочу новый дом – с электричеством и отоплением.

Ничего не ответила рыбка, выскользнула и только хвостом вильнула. Вернулся заяц домой, а на месте старой норки стоит новая, белокаменная. Деревьев, правда, вокруг поменьше стало, зато столбы с проводами появились. В норке светло и тепло. Заяц открыл кран и увидел, что оттуда течет кристально прозрачная вода.

– Вот это жизнь, – обрадовался он.

Ходит наш герой по дому и любуется, даже в лесу реже гулять стал. А потом и вовсе решил:

– Зачем это я все пешком да пешком, когда у рыбки можно машину попросить.

Сказано – сделано. Появилась у зайца машина. Лесные тропинки в асфальтовые превратились, а цветочные полянки – в стоянки.

Доволен заяц, ездит по бывшим лесным тропинкам, останавливается на стоянках. Птиц, правда, и зверюшек поменьше в лесу стало, но заяц на это даже внимания не обратил.

– Зачем мне вообще этот лес? – вдруг пришло ему в голову. – Попрошу-ка у рыбки, чтобы на его месте завод построили. Хочу богатым стать! Исчез лес – как его и не бывало, а заодно и насекомые с птицами.

Пошел заяц опять к рыбке. Вздохнула рыбка и ответила:

– Будет тебе завод, только учти – это будет последнее твое желание, которое я смогу исполнить.

Не обратил внимания заяц на эти слова, а зря. Возвратился наш герой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб – видимо-невидимо. Одни клубы грязного дыма выпускают, другие потоки воды в реки льют. Шум и грохот стоит вокруг.

– Не беда, – думает, – главное – прибыль, а вместо птичьих песен у рыбки магнитофон попрошу.

Заснул он в тот вечер счастливым и приснился ему странный сон. Будто опять стало все по-старому – лес шумит, птицы поют. Бегает заяц по лесу со своими друзьями, со зверюшками разговаривает, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так хорошо ему во сне стало, так спокойно. Проснулся наш герой утром с улыбкой, а вокруг – дым, копоть, дышать нечем. Закашлялся заяц, решил воды попить, а из крана грязная вода бежит. Вспомнил он про хрустальный родничок, который в лесу журчал. Бежит заяц, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Едва отыскал родничок, а там вода мутная, с запахом неприятным.

– Как же так? – удивился заяц. – Куда же водичка прозрачная подевалась?

Огляделся вокруг – от деревьев одни пеньки остались, ни одного цветочка не видно, а на деревьях листочки бурого цвета висят. Вспомнил заяц свой сон и ужаснулся:

– Что же я наделал?

Побежал к речке рыбку искать. И стал просить:

– Рыбка, не надо мне никаких богатств, верни мне лес зеленый и родники чистые.

– Нет, ничего у меня больше не получится, – ответила рыбка, – от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать, чтобы живым остаться.

Закричал в страхе заяц и, испуганный, проснулся.

– Как хорошо, что  это был только сон, – воскликнул наш герой. – Пусть наш лес живет всегда!

 Автор: Даша Мельник, 6 лет.

eco-apatity.jimdo.com

Экологические сказки для детей | Nochdobra.com

Экологические сказки предназначены для детей любого возраста, но часто их изучают уже в старшем школьном периоде. Они предназначены для более легкого игрового восприятия важных глобальных проблем окружающей среды. Экологическая сказка про ледник, который тает, про вымирающий вид животных или вырубаемые деревья помогает осознать проблемы не только на интеллектуальном уровне. Подобный вид изучения материала дает возможность прочувствовать проблему и присоединиться к ее изучению. Экологические сказки также прекрасно помогают учителю разобраться в уровне ориентирования учеников в проблемах местного и глобального уровня.

Экологические сказки для дошкольников

Дошкольников также крайне важно подключать к проблеме уже с ранних лет. Так крохи поймут, что мусор нужно выкидывать в мусорные баки, а не на тротуар. Цветы лучше сажать, а не рвать с клумб. Важно садить деревья и беречь природу.

Экологическая сказка про каплю


Жила была капля воды, которая дружила с другими каплями. Они постоянно прогуливались, но очень медленно. Никогда никуда не спешили. Но затем капли перелили в чайник и поставили на плиту. Их жизнь быстро изменилась, из-за тепла капли начали суетиться и метаться из стороны в сторону. Вскоре даже изменились их тела и они стали очень легкими, превращаясь в пар.
Капля почувствовала, что в новом состоянии она будто бы имеет крылышки. Они дали ей возможность оторваться от других подруг и взлететь. Капле было немного грустно прощаться с подругами. Но с другой стороны, было намного интереснее узнать новое и увидеть мир с высоты. Капля поднялась высоко к небесам. Там она нашла новый красивый дом, который назывался тучкой. Ей очень нравилось на небе. Иногда рядом пролетали самолеты, иногда ветер дул сильно и она летела быстро. Иногда долго висела над одним местом и успевала все рассмотреть. Поля, леса, моря, города, дороги. Все с высоты казалось маленьким и красивым. Как-то раз ветер принес каплю к множеству других капель и в тучке становилось очень тесно. Где-то рядом даже появились молния и гром.

Наконец-то тучка не выдержала и порвалась, капля почувствовала себя настолько тяжелой, что земное притяжение вновь обрело над ней власть. Она начала лететь вниз. Упала на землю и проникла глубоко под нее. А там встретило корень цветочка и насытило его, ведь он очень хотел пить.
Сценарий экологической сказки можно придумать самостоятельно. Для этого необходимо выбрать главные темы изучаемого предмета и разобраться, какая из них ребенку понравилась больше всего. Вместе можно придумать героя, проблему, поиски решения проблемы и завершение, в котором добро победит зло.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

nochdobra.com

Книга Экологическая сказка, глава Экологическая сказка, страница 1 читать онлайн

Экологическая сказка

Жила-была девочка Лера. Она была такой общительной, что подружилась с Солнышком, с Водой. Зимой она любила резвиться со Снежком, и даже Дождь был ей лучшим другом. Однажды девочка познакомилась с одним мальчиком, которого звали Воздух. Дети настолько сдружились, что гуляли и играли каждый день. В один из летних деньков Воздух не пришел на полянку, на которой обычно играли дети. Лера очень расстроилась, и даже испугалась за своего нового друга.

Воздух жил очень далеко, на самой высокой горе в лесу. Девочка пошла к нему домой. Долго забиралась она на гору, на которой живет Воздух. Когда она нашла небольшой домик и вошла туда, то увидела, что он лежит на кровати – Воздух заболел.

– Что случилось, дорогой Воздух!? – спросила испуганная девочка.

– Здравствуй, Лера. Я заболел, – грустно ответил мальчик.

– Но как же? От чего?

– Видишь ли, Лера, – начал Воздух – я заболел от того, что люди не берегут природу. Бросают мусор в лесу, когда приезжают отдохнуть. Вот помнишь, ты вчера с родителями ходила в лес, и вы там разжигали костер. Но не просто разжигали, а кидали в огонь мусор, который у вас остался, пластмассовые бутылки, пакеты из-под чипсов. Они сгорели, и вся химия попала в меня.

– Ох, Воздух, прости! Что же делать? Как же помочь тебе?

– Люди должны меньше загрязнять природу и меня, тогда я не буду болеть.

– Дорогой Воздух, я пойду поскорее расскажу маме и папе! Я обязательно навещу тебя позже.

Девочке хотелось скорее рассказать родителям, что случилось с ее другом.

– Я буду ждать, – тихо ответил мальчик.

Запыхавшаяся, вся растрёпанная Лера прибежала домой.

– Что случилось, дочка? Почему ты в таком виде? – удивленно спросила мама.

– Мама, папа, беда! Воздух заболел!

– Воздух? Но как? Почему? От чего?

Девочка рассказала родителям все то, о чем поведал ей ее друг.

После того как девочка закончила говорить, родители пошли рассказывать о случившейся беде всем знакомым.

Кто бы мог подумать, что вроде такая незначительная невнимательность, может обернуться такой бедой. Люди поняли свои ошибки, осознали, что неуважительно относились к воздуху, да и не только к воздуху, но и ко всей окружающей природе.

Было решено всеми мысленными и немысленными способами помочь Воздуху. Дети вместе с родителями организовали Праздник, но не простой праздник с танцами и развлечениями, а необычный. Пришли дети, их родители, дедушки, бабушки в перчатках с ведрами и пакетами, с граблями, метелками, было очень много желающих. Все были счастливы, ведь Воздух был другом не только девочке Лере, но и всем людям на земле.

На помощь людям из леса прибежали белочки, зайчики, лисички, прилетели птички. Все желали скорейшего выздоровления Воздуху.

Весь мусор был собран очень быстро. Да это и не удивительно!

Началось настоящее веселье, настоящий праздник. Дети резвились с белочками, зайчиками. Все танцевали, был слышен громкий смех. Только Лера грустила, ведь ее друг все еще болел, его не было с ними на празднике. И тут окружающих привлекло что-то необычное вдалеке, на горе.

Так это же мой дорогой друг, мой Воздух! – закричала девочка. Ура! Ты выздоровел!

Да, спасибо Лера! Спасибо вам всем, что не оставили меня в беде!!! – сказал Воздух.

Закружились Лера с мальчиком в танце. Сколько было счастья на ее лице. Она пообещала, что никогда не будет так плохо поступать с природой. Воздух заулыбался и поцеловал ее в щечку. Конец!

litnet.com

Учебно-методический материал по окружающему миру по теме: Экологические сказки

Сказки  как средство  экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Для экологического воспитания сказка – относительно новое явление. Она как бы противоположна действительности. В сказке возможно все, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе же все взаимосвязано, ее характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;
  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;
  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, даёт возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой.

Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные  формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать  своё эмоциональное отношение к ней.

Работа с экологической сказкой имеет свою специфику. Она способствует становлению не только личностных качеств, но и развитию у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызвали у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.

Огромное значение в экологическом воспитании детей 4 – 5 лет приобретают народные сказки. Они во многом экологичны: в них нашло отражение осмысления человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.  

В занятия по экологии  необходимо включать  сказки В.Бианки, которые являются самоучителем любви к природе. Воспитанный во внимательном отношении к природе, с детства приученный наблюдать за жизнью животных, вести дневник, Бианки создал прекрасные сказки о природе.   Автор, используя форму сказок, дает детям знания о непростых явлениях приспособления животных к среде обитания, в занимательных сюжетах показывает назначения того или иного органа ( «Хвосты», «Чей нос лучше?»).  Некоторые   его сказки написаны в лучших народных традициях, их можно инсценировать, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.

Для целей экологического воспитания следует отбирать те сказки, которые наиболее точны в определении ценностей. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.

Н.А.Рыжова  предлагает следующие рекомендации по  использованию экологических сказок.  

1. Чтение и обсуждение сказок.

Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому важно, чтобы дети имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Сказки Б.Заходера, В.Бианки, Н.Павловой,  В. Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвина  помогают объяснить экологические и биологические понятия.

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки.

Дети 4-5 лет очень любят волшебные сказки. После выразительного чтения можно предложить детям выполнить рисунок.

  1. Использование фрагментов сказок.

Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок.

  1. Использование сказочных персонажей.

Подмечено, что дети среднего дошкольного возраста с гораздо большим интересом и внимание слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей.

  1. «Сказочные» вопросы.

«Сказочные»  вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов.

  1. Использование сказок для организации игр.

Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания.

  1. Сказки и театр.

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение.  При работе с детьми 4 – 5 лет хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.

  1. Сказки и изобразительное искусство.

Дети среднего дошкольного возраста с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На экологических занятиях целесообразно использовать известные произведения художников на сказочные темы.

Экологические сказки

Осень  [4]

Жила-была красавица Осень. Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.

Но все печальнее становилась Осень. Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.

Все послушались Осени. И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

«ДЕДУШКИН ОГОРОД» [5]

Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

Позвал дед бабку.

– Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?

– Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!

Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

– Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

– И я не знаю. Давай спросим у внучки.

Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?

– А где вы эту воду набирали?

– Так это…я в нашей реке воду набрал…

– Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.

Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!

Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.

Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

– Что звали меня, хозяева?

– Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

– Так может землю эту порыхлить надо?

Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

– Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

Прибежали и Кошка, и Мышка.

– Друзья, порсмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!

Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.

А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!

Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада.

А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.

 КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ  

Автор: Воротникова Людмила Федоровна

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.

Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.

Пошел Человек к дереву и попросил:

-Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.

-Бери, – ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?

-Я-Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.

Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.

Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.

-Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.

Пришел Человек к Дереву.

-Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.

-Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…

-Эх ты, Человек… – вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.

-Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.

Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.

Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.

-Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.

И пришел Человек к Дереву.

-Здравствуй, Человек, – сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?

-Плохо. Помоги мне, Дерево, – взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?

-Эх ты, Человек, – вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.

-Спасибо тебе, Дерево, – воскликнул Человек и поспешил домой.

Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.

Обрадовался Человек.

Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.

Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.

Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?

Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:

-Человек, послушай меня…

-Кто это говорит? – удивился Человек.

– Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.

-Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.

-Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.

-Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!

Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.

Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.

Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю. И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

Литература

  1.  Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. М.: Сфера, 2009.
  2. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-пресс, 2002.
  3.  Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических  представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. www. doshvozrast.ru

nsportal.ru

Экологические сказки о мусоре – Детский сад №2 ст. Калининской

Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Маша и Медведь
Экологическая сказка
В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору
Экологическая сказка
Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?».  Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы,  я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и Аккуратность стали разбирать весь мусор , сложенный в мешки. Чистота сказала: « Это бумага — не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: « И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.
Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище
Экологическая сказка
В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.
И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок-лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку. Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:
— Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
По нехоженым местам –
Хлам, хлам, хлам, хлам!
Я – великий, многоликий,
Я – бумажный, я – железный,
Я – пластмассово-полезный,
Я – бутылочно-стеклянный,
Я – проклятый, окаянный!
Поселюсь в твоем лесу —
Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя. Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться? Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет. Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!
А лесовички в ответ:
— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.
— Не вижу никакого зверя и вам не верю!
Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:
— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!
Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище-Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:
— Вот так — годится!
Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.
— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?
— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.
— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать перестанут.

xn—-8sbemrjbfeve6ap5e8f.xn--p1ai

rumagic.com : Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ : Андрей Гнездилов : читать онлайн

Глава 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Истории, приведенные в этой главе, важны для гармонизации взаимоотношений человека и Природы.

Сегодня все чаще приходится слышать о неблагоприятной экологической обстановке, кризисе, катаклизмах. Что мы оставляем в наследство своим детям? Тенденция к потреблению все ближе подводит нас к разрушению того мира, в котором мы живем. С болью приходится видеть, как некоторые дети, подражая взрослым, БЕЗДУМНО рвут цветы и листья, оставляют после себя мусор на берегу озера, забывают тушить костер. Сегодня особенно важно развивать более осмысленное отношение к окружающему миру, к Природе, к живому. Тем более, что именно мир природы, точнее мир природных стихий, является местом обитания множества чудесных волшебных созданий – природных духов: эльфов, фей, русалок, гномов, троллей, домовых, саламандр и т. д.

Духи цветов, деревьев, камней – это не просто фантазии сказочника или мифологизмы. С деревьями и камнями связаны интереснейшие древние культуры. И сегодня целительные свойства камней используются в литотерапии, а способность растений и деревьев взаимодействовать с энергиями человека широко обсуждается и используется в лечебной практике.

Так или иначе, но идея бережного отношения к природе в наши дни особенно актуальна. Экологические сказки помогут открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и Красоте. В таком контексте можно строить обсуждение этих историй.

Цветок Эльфа



Жили– были в Санкт-Петербурге двое людей. Его звали Лед, а ее Диала. Он был садовник, а она музыкант. Лед любил музыку, особенно, когда ее исполняла Диала, а она любила цветы, особенно те, что вырастил Лед. Все было хорошо, пока однажды они не поссорились. Причина была пустяковая, но день оказался страшно неудачный для всех. Диала одна отправилась в Павловский парк, чтобы развеять настроение. Была осень, и среди травы и листьев она увидела незнакомые цветы. Они так нежно благоухали и словно сами просились в руки… Будь рядом Лед, Диала не поддалась бы искушению. Он всегда был против того, чтобы рвать цветы.

– Им может быть так же больно, как и нам, – говорил он. – К тому же мы не знаем их жизни. А вдруг у них есть дела поважнее, чем просто служить нам украшением?

Но Лед остался в городе, а досада на него заставила Диалу поступить по-своему. Она сорвала цветы и поспешила домой, так как собирались тучи. И надо же было, чтобы в одном из цветов сладко спал маленький эльф! Проснувшись он не сразу понял, где находится. Каково же было его отчаяние, когда он увидел! что попал в плен к людям. А ведь именно в этот день эльфы собирались улететь вместе с птицами в жаркие страны.

Возвращаться в парк было слишком далеко, да он и не смог бы найти дороги. К счастью, в дом пришел Лед и принес гладиолусы. Эльф кинулся к ним, чтобы утолить голод цветочным нектаром и немного успокоиться. Время шло. Последние листья облетели с деревьев. Диала была слишком занята, чтобы выезжать в парк, и только ее игра на рояле отвлекала эльфа от самых печальных мыслей. Ведь все реже Лед приносил цветы, их время проходило, и эльфу грозил бы настоящий голод, если бы не старый кактус, что жил на подоконнике. Приходилось питаться его горьким соком. Увы, столь однообразная диета заставила эльфа быстро осунуться. Он похудел, у него выросла зеленая борода, и странно испортился характер.

Всю долгую зиму эльф проклинал свою судьбу и негодовал на Диалу. Лед вызывал в нем более добрые чувства. Ведь он время от времени умудрялся приносить цветы, хотя за окном лежали сугробы и завывали вьюги. Наконец наступила весна. Эльф забрался в шляпку Диалы, когда она снова собралась в Павловск. Первая трава пробилась на поверхность, подснежники и одуванчики робко улыбались теплым солнечным лучам. Эльф радостно кинулся к знакомым дорожкам. В чашечках цветов он встретился с первыми эльфами, что вернулись в парк, но они едва узнали его.

– Что с тобой случилось? Ты превратился в старика и весь позеленел как кузнечик.

Бедняга Эльф расплакался и рассказал о своей несчастной судьбе. Увы, его история вызвала больше смеха, чем сочувствия.

– Ты получил хороший урок, – сказали ему эльфы. – Твоя лень и постоянное желание поспать наказаны судьбой. В следующий раз ты уж не будешь опаздывать к отлету. Ты сам виноват в своей участи.

Но Эльф не мог смириться с этим.

– Я-то лучше знаю, кто виноват, – пробормотал он, – и сумею наказать обидчицу.

Много волшебных растений в парке, а Эльф еще знал немало наговоров. И вот, когда Диала в очередной раз пришла в парк, кто-то кольнул ее в шею. Она хотела поднять руку, но вдруг превратилась в цветок. Это было ужасно – в одно мгновение потерять способность двигаться, говорить и, конечно же, играть, а последнее было для нее самой большой потерей. Ведь она так любила музыку! К счастью, в парке время от времени появлялись оркестры или бродячие музыканты. Они хоть немного утешали ее, Да, месть Эльфа удалась на славу. Бедный Лед много раз прибегал в парк и искал Диалу. Однажды взгляд его остановился на ней. Она задрожала от радости: вот сейчас он сорвет ее и увезет в город. Но он лишь вздохнул и пошел дальше. Не в его правилах было

рвать цветы.

Зато нашлись другие люди, которые увидели прекрасный цветок и увезли в свой дом. Она стояла в вазе на старинном рояле, так напоминавшем ей собственный инструмент. Наступила ночь. Лунные лучи скользнули в комнату и коснулись Диалы. И вдруг она снова превратилась в человека. Забыв о всех горестях, она тотчас открыла рояль и стала играть. Мысли и чувства ее, стосковавшиеся по музыке, унесли ее так далеко, что она и не заметила, что пришло утро. И тут снова ей вернулся образ цветка, и она застыла в вазе.

Люди с тревогой вошли в комнату, где она стояла. Они слышали ее игру и думали, что их посетило привидение. Тем временем цветы, которые стояли с ней рядом, завяли, и их выбросили. Как-то к хозяйке пришли гости, и один из них сыграл на рояле какой-то экспромт, В награду ему подарили цветок Диалу.

– Вы заслужили цветок, который не вянет, как и ваш талант! – сказала хозяйка.

Молодой человек принес Диалу к себе, но забыл поставить в воду. Если бы не лунные лучи, она бы погибла. Но вновь они превратили ее в человека. Она вдоволь напилась воды и задумалась о том, что же ей делать? В любой момент она могла превратиться в цветок и стать пустой забавой в руках людей. А их небрежность может стоить ей жизни. В комнату вошел молодой человек и, увидев незнакомку, очень удивился. Впрочем, ей не пришлось ему объяснять свое фантастическое появление в доме. Она была так прекрасна! Грация цветка сохранилась в ней, несмотря на перемену образа. К тому же она сама была музыкантом. Ночь быстро пролетела за игрой на рояле. Под утро Диала воспользовавшись моментом, нашла небольшую вазу, наполнила ее водой и взяла в руки. Молодой человек на минуту вышел, а когда вернулся, Диалы уже не было. Лишь цветок, подаренный ему, стоял в вазе на рояле.

Рассеянность его или иные обстоятельства, но Диала стала путешествовать из дома в дом, из одних рук в другие. В нее влюблялись, ее пугались, она поселяла слухи самые невероятные. Весь город гудел о призраках, о музыке, звучащей в доме, где не было людей, о цветке, который не вянет и приносит счастье. И лишь один человек понял, что происходит. Это, конечно же, был Лед. Дни и ночи бродил он по городу, пытаясь отыскать следы Диалы. Диала много раз приходила к его дому, когда ей возвращался человеческий облик, но не могла его застать. И, наконец, Лед нашел дорогу к королеве эльфов.

– Я вырастил столько цветов для вас и ваших подданных, не могли бы вы мне помочь отыскать невянущий цветок, который еще обладает музыкальным даром?

– Кажется, я слышала о таком, что недавно появился в нашем королевстве, – ответила она. – Но что за выкуп ты готов заплатить за него?

– Все, что вы пожелаете! – ответил Лед.

– И ты даже готов разделить судьбу его и самому стать эльфом этого цветка, которому будешь служить вечно?

– Да! – ответил Лед.

И она превратила его в эльфа. Теперь-то он мог отыскать Диалу. Никакие стены и двери не были ему препятствием, если за ними находились цветы. А он еще чувствовал аромат Диалы, который вел его по следу. Но еще прежде, чем они встретились, лед столкнулся с обиженным Эльфом, который превратил Диалу в цветок. Тот притаился за окном большого старого дома, откуда раздавались звуки рояля.

– Тебе нравится игра Диалы? – спросил Лед.

– О да, конечно. Она так волнует мое сердце. Ведь ты знаешь, мы умеем только петь, и наши голоса так тонки, а здесь можно услышать весь мир, я даже думаю, что я не наказал эту девушку, а наградил, превратив ее в цветок, теперь она знает столько песен растений и эльфов.

– Но чтобы она могла играть, она должна вернуться в мир людей, – сказал Лед.

– Я думаю, она не захочет сама, – ответил Эльф.

– Так ты и сможешь наказать ее тем, что сделаешь то, чего она не хочет, – продолжил Лед.

– Пожалуй, что и так, – согласился Эльф.

– Так лети за своей волшебной травой и быстрей возвращайся.

Эльф улетел, а Лед проник в комнату. Темное облако заслонило луну, и вместо Диалы на клавиши упал белый цветок. Лед схватил его и прижал к груди. В то же мгновение они превратились в людей.

– Стойте! Я еще не успел расколдовать ее! – крикнул Эльф, появляясь в окне.

– У них свое колдовство, с которым нам не справиться, да и стоит ли пытаться, если это колдовство называется любовью, – ответил ему голос королевы эльфов.

rumagic.com

Материал (старшая группа) по теме: экологические сказки

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                           Детский сад  № 23  Центр развития ребенка

                                Экологические сказки

                                                              Разработала и провела: воспитатель             старшей группы №11  Бажанова Т.П.

                                                                           г. Железнодорожный

                                                     2012 г.

                                               

                                                    Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.

Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.

Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.

В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.

Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

•Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

•Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.

Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.

– Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?

Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.

У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.

Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.

Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

– Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

•Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:

– Артёмка! Где ты?

– Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.

Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:

– Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.

Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы

•Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

•С кем Артём ходил за водой на родник?

•Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

•Чем занимались Андрей и Петя?

•Какой вред приносят природе такие игры?

•Почему Артёму приснился необычный сон?

•Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

•Кто помог Артёму исправить ошибку?

•Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?

•Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

                                                         

   Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.

Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.

Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.

Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.

Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.

В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.

Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:

– Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.

Девочка расплакалась и убежала домой.

Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.

•Хорошо ли поступили дети?

•А вы боитесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.

«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

•Знаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.

– Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.

– Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!

Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.

– Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.

И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?

– Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!

Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.

Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.

– Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.

В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.

– Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?

– Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.

– Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!

Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

•Где Володя и Наташа отдыхали летом?

•Кто появился на грядках в огороде после дождя?

•Почему после дождя червяки выползли на поверхность земли?

•Почему червяк Верми обиделся на детей?

•Что произошло после того, как дождевые черви уползли из огорода?

•Почему папа назвал дождевых червей подземными помощниками?

•Как стали относиться дети к дождевым червям после их возвращения в огород?

•Как поступите вы, если увидите дождевого червяка?

Маленькие путешественницы

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:

– Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.

Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.

«Вот подходящее местечко!» – подумало семечко. – Здесь смело можно пустить корни».

Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».

Но делать нечего! И семечко пустило здесь корешки.

Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.

Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:

– Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.

Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.

– Как красиво! – полюбовались они своей работой.

Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.

•Понравился ли вам поступок девочек? Почему?

Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.

Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?

Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.

Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.

– Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я ведь не сажала здесь незабудку! Видно её занёс к нам ветер, – подумала она. – Ну, пусть растёт и украшает мою грядку.

Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.

– В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!

А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.

Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.

Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.

•Как выглядит цветок незабудки?

•Расскажите, что случилось с семечком незабудки, которое упало в воду?

•Что случилось с незабудкой, если бы Таня сорвала её?

•Почему сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ждёт гибель?

•Как девочки помогли незабудке?

•Какую пользу принесли незабудки берегу реки?

•Как второе семечко незабудки оказалось в саду?

•Какую пользу принесли эти цветы саду?

•Как третье семечко оказалось в лесу?

•Почему муравьи переносят семена незабудок?

Кролик и зайчиха

Знаете ли вы, дорогие ребята, что в огороде после уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и большие капустные листья?

Об этом хорошо знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, чтобы полакомиться вкусными листьями капусты.

Прибежала Вета в огород и вдруг заметила небольшой загон, а в нём белого пушистого кролика. Вета осторожно приблизилась и стала с любопытством разглядывать кролика.

– Моё имя – Вета, а тебя как зовут, малыш? – спросила она наконец.

– Пуфик, – весело ответил кролик.

– Бедняжка! – посочувствовала кролику зайчиха. – Наверное, люди поймали тебя и посадили в клетку?

– да нет. Никто меня не ловил! – засмеялся Пуфик. – Я всегда живу с людьми.

– Всегда? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, молодые побеги и кору осинок?

– Меня кормят мои хозяева, – с гордостью сообщил кролик. _ Они приносят мне морковь, капусту и свежую травку.

– Значит, ты никогда не гуляешь на свободе, не бегаешь по полям и лесам и не ищешь себе корм?

•Как вы думаете, что ответил кролик?

– Ах, малыш, если бы ты знал, как чудесно бывает в лесу весной, когда распускаются цветы и щебечут птицы! Сколько там лужаек и полянок с сочной и вкусной травой! – рассказывала зайчиха.

– Но я слышал от хозяев, что в лесу живут волки и лисы, и они очень любят закусить зайчатинкой! – рассудительно заметил Пуфик.

– да, это так. Но мы, зайцы, умеем быстро бегать, высоко прыгать и запутывать следы, так что волкам и лисам нелегко нас поймать, – ответила Вета.

– Быстро бегать и запутывать следы я не умею, и от хитрой лисицы спастись, пожалуй, не смогу, – вздохнул Пуфик.

•Почему кролики не умеют запутывать следы?

– Но что же ты ешь зимой, когда зимой в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – поинтересовался кролик?

– Да, зима – нелёгкое время для лесных жителей. Конечно, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается спать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас спасают кора и ветки осин. А от врагов – быстрые ноги да белый мех, который не видно на снегу. Ведь осенью мы меняем шубку. Наша шерсть становится гуще, пышней, и из серебристо-серой превращается в совсем белую.

– Моя шубка тоже линяет весной и осенью, но цвет она не меняет, – сказал Пуфик.

•Почему окраска кроликов не меняется?

– Твоя шубка такая пушистая, белоснежная! – похвалила Вета кроличью шерсть.

– Спасибо! – поблагодарил Пуфик зайчиху, – моей хозяйке она тоже нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шарфики и шапки.

– и всё-таки, скажи мне, Пуфик, – попросила Вета, – неужели тебе не скучно одному сидеть в клетке?

– Да нет, пожалуй, не скучно, – ответил кролик. – Поиграть со мной приходят дети и собака Дина.

– Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы всегда спасаемся от собак бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо мороз по коже пробирает!

– Дина – ласковая и добрая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и никогда не причиняет мне вреда, только понюхает – и всё! Но, может быть, Вета, ты проголодалась? – спохватился кролик. – Я могу угостить тебя морковкой и капустными листьями.

– Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, – согласилась зайчиха.

Кролик сбегал к кормушке и принёс большой лист капусты и несколько морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с удовольствием захрустела овощами.

– Спасибо, Пуфик, – поблагодарила она кролика, – мы славно провели время, но мне пора домой.

– Заходи ко мне в гости! – попросил Пуфик.

– До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.

•Зачем зайчиха Вета побежала в огород?

•Кого Вета встретила в огороде?

•Где живут зайцы?

•Где живут кролики?

•Чем питаются зайцы?

•Кто ухаживает за кроликами? Какой корм им дают?

•Какие враги есть у зайцев?

•Есть ли враги у кроликов?

•Расскажи подробно, чем похожи и чем отличаются заяц и кролик?

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.

Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.

Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.

И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.

Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.

– Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!

Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:

– У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.

•Почему весной не стоит брать собак на прогулку в лес или в парк?

Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.

Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.

– Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.

В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.

– Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?

– Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, – любезно ответили птички.

Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.

– нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.

В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.

– Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Подскажите, нет ли здесь поблизости свободного домика?

– Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.

Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.

Делать нечего! И скворушка полетел дальше.

На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.

День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.

– папа, – позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!

– Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.

На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.

Домик Гоше понравился, он стал жить в нём и распевать по утрам звонкие весёлые песенки.

•Где поселилась семья скворцов?

•Кто учил скворчат летать?

•Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?

•Что случилось со скворчонком на земле?

Катя и божья коровка

Эта история произошла с девочкой Катей.

В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.

Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.

Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

– Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

– ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?

– Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

 _ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.

– Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

– Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

•Как вы думаете, что ответила божья коровка

– Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» – объяснила божья коровка.

– Извини, пожалуйста, – сказала девочка, – я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.

И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

– Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

– Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?

– Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: – Я хочу быть другом.

– Ну и правильно, – заметила божья коровка, – у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.

– Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

– Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.

– А вот ещё шмель, только поменьше, – воскликнула девочка.

– Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

– Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

– Да, все насекомые очень хитрые, – с гордостью произнесла божья коровка.

В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.

– Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

– Это кузнечики, – объяснила божья коровка.

– Мне бы хотелось увидеть кузнечика!

Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

– А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, – засмеялась девочка.

– Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

– Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

– Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

– Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.

Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

– Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

– Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, – пообещала ей божья коровка.

•Кого Катя встретила на лугу?

•О чём попросила Катю божья коровка?

•Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?

•Чем полезны стрекозы?

•Почему Катя не смогла увидеть кузнечика в траве?

•Как насекомые спасаются от врагов?

•Попробуйте объяснить, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *