Доу темы по самообразованию в подготовительной группе по – темы по ФГОС (подготовительная группа), план работы и прочее

Содержание

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего 
к дошкольному детству.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей раннего возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной группе).



14. Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.

16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.



30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через 

общение с природой.


34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством

дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

49. Роль загадки в развитии дошкольника.



50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. 

51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

52. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.



53. Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников.

54. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста”.

55. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребёнка.

57. Физическое развитие детей в игровой деятельности.

58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

59. Формирование коммуникативных качеств у детей
младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой.

61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

62. Формирование начал экологической культуры дошкольников.

63. Формирование основ педагогического мастерства.

64. Формирование патриотических чувств у дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

66. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.



prodetskiysad.blogspot.com

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа

 

План по самообразованию педагога


 


 

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

2017-2018 уч.год

Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 


 


 

2017 год


 


 

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с нетрадиционными техниками рисования».

Цель:

– Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

– Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

– Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

– Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

– Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

– Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

– Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

– Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками – важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно – образного, и словесно – логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику ” кляксография”. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника ” монотипия”.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 – 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники –кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота – 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

по теме самообразования

Сентябрь

Самообразование

Изучение методической литературы и электронных ресурсов.

1. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки””

2. Т. Н. Давыдова “Рисуем ладошками”

3. Г. Н. Давыдова “Нетрадиционная техника рисования в детском саду”- М. 2007г.

4. Журнал «Педагогическое общество»

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 

Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»


 

Работа с педагогами: Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»


 

Октябрь

Работа с детьми: НОД на тему «Осень в красках» (с использованием нетрадиционных техник рисования)

Работа с родителями: Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования»(презентация нетрадиционных материалов для рисования)

Работа с педагогами: Консультация на тему «Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей»


 


 

Ноябрь

Работа с детьми: НОД на тему «Усатый – полосатый» (с использованием нетрадиционных техник рисования)

Работа с родителями: Консультация на тему: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Работа с педагогами: Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).


 

Декабрь

Работа с детьми: НОД на тему «Зима» (рисование солью)

Работа с родителями: Мастер – класс по теме: «Рисуем без кисточки».


 

Январь

Работа с детьми: НОД на тему «Зимние напевы» (рисование манной крупой)

Работа с педагогами: Круглый стол на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 

Февраль

Работа с детьми и педагогами: Открытая НОД на тему «Золотая рыбка» (рисование «по мокрому»)

Работа с родителями: Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике»

 

Март

Работа с детьми: НОД на тему «Цветы в вазе» (рисование тычком)

Работа с родителями: Консультация для родителей «Рисовать-это важно!»

Работа с педагогами: Мастер-класс на тему «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования)


 

Апрель

Работа с детьми: НОД на тему «В гости к весне» (с использование нетрадиционных техник рисования)

Работа с родителями: Гостиная для родителей «Творим вместе»

Работа с педагогами: Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»


 

 

Май

Работа с родителями: Групповое родительское собрание на тему «Использованиенетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Работа с педагогами: Отчет по теме самообразования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей и подготовительной группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно:

– на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

– на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Перспектива:

Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

 

 

nsportal.ru

список тем по ФГОС и готовый план

Для педагога самообразование это необходимый процесс, чтобы не только оставаться востребованным в своей профессии, но и (это самое главное) успешно выполнять свои функции воспитателя. Только тот, кто способен развиваться сам, может научить развиваться других.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

  • Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
  • Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
  • Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
  • Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
  • Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
  • Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом. Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
  • Личное стремление к получению новых знаний.
  • Опыт работы воспитателя.

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

План по самообразованию

Готовый план по самообразованию в подготовительной группе составляется в виде таблицы, в которой подробно расписан каждый этап работы. В отдельной графе прописывается объект деятельности: родители, дети.

Далее представлен пример такого плана по самообразованию в подготовительной группе.

Речь воспитателя должна быть грамотной

Таблица 1 Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования

Раздел планаСрокиФормаПрактический выход
Работа с детьмиСентябрьИзвестные учёные, внесшие вклад в развитие мировой науки.

История науки

Изучение биографии и результатов деятельности русских и зарубежных учёных
ОктябрьПрименение полученных знаний на предыдущем этапеПроведение научных экспериментов согласно пониманию и интересам детей
НоябрьРазвивающие игры научно-исследовательского характераРазработка сценария игр вместе с детьми, проведение викторин
Работа с родителямиСентябрьРоль родителей в формировании интереса детей к научно-исследовательской деятельностиБеседа с родителями
НоябрьВикторинаКонсультация
СамореализацияС сентября по ноябрьИзучение литературы по теме: Жизнь замечательных людей;

Изучение методической литературы

Изучение биографий известных учёных и их деятельности

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.

Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: План работы по самообразованию в подготовительной группе на тему «Развитие мелкой моторики рук через художественный труд»

Тема

Цели

Используемая материалы

Работа с родителями

Дата проведения

«Осенняя фантазия» (коллективная работа)

Закрепить умение детей в технике пластилиновой живописи: наносить небольшие кусочки пластилина на основу и растирать их в нужном направлении, продолжать формировать умение детей смешивать пластилин разных цветов, наносить один цвет на другой, делая работу более выразительной, развивать чувство композиции, мелкую моторику.

Пластилин,

компакт диск,

трафареты листочков деревьев из картона,

клей «Титан»,

стека.

Памятки для родителей по мелкой моторики рук.

Сентябрь

«Ежик»

Формировать умение детей работать с разным материалом (крупами), планировать свою работу. Закрепить знания о животных  и составлять образ животного с передачей характерных особенностей внешнего вида. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Картон,

простой карандаш,

пластилин,

гречневая крупа.

Подготовка папки – передвижки    “Работа с бросовым материалом”

Сентябрь

«Золотые подсолнухи»

Создание композиции из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувства ритма и композиции.

Цветная бумага,

зерна мака, осенние листья,

клей, ножницы.

Октябрь

«Весенняя прогулка»

Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями, развивать фантазию, желание выполнить работу до конца.

Фантики,

ножницы,

картон,

клей.

Совместная деятельность (родители, дети, воспитатели). Выставка поделок из природного материала “Осенняя фантазия”

Октябрь

«Элегантные платья»

Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Ненужная книга или журнал (их страницы пригодятся для платья и валанов), картон, лента, ножницы, клей.

Ноябрь

«Как прекрасен этот мир»

Формировать умение детей работать с разным материалом (тканью), планировать свою работу. Закрепить знания о флоре и фауне. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Разовые тарелочки картонные,

лоскуты ткани с изображением флоры и фауны,

краски акварельные,

кисточки,

клей,

ножницы.

Индивидуальная работа, консультации на интересующие темы Помоги своему ребенку”

Ноябрь

«У нас родилась ёлочка»

Упражнять детей в складывании бумаги «гармошкой», выкладывать из частей елку и украшать ее.

Вата,

зеленая бумага,

картон, ножницы

Совместная деятельность (родители, дети, воспитатели). Всероссийский конкурс “Елочка живи”

Декабрь

«Ёлочная игрушка»

Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Бисер,

проволока,

каркас ёлки

Декабрь

“Вертолет”

Формировать умения детей  работать с новым материалом – пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками более сложных конструкций, настойчивости и целеустремленности; способствовать преодолеванию трудностей, доводить дело до конца

Пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин, деревянная дощечка.

Мастер – класс для родителей “Декупаж”

Январь

«Маленький солдатик»

Закрепить знание детей о празднике 23 февраля. Вызвать интерес к подготовке подарков и сувениров, объяснить особенности устных поздравлений

Картон белого цвета с выполненным

на нем контуром мальчика,

рис,

клей ПВА,

кисть клеевая,

краски гуашевые,

кисть для рисования.

Подготовка списка литературы по теме, для занятий дома.

Февраль

«Валентинка»

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с картоном, бумагой Познакомить детей с «Днем Святого Валентина», сделать сюрприз для близких..

Картон, цветная бумага, клей.

Февраль

«Волшебный цветок» — поделка из гофрокартона.

Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы преобразовывая их в цветок Способствовать развитию мелкой моторики рук и пространственное воображение, воспитывает усидчивость и аккуратность, желание делать подарок своими руками.

Вырезанные элементы цветка из гофрокартона, деревянная палочка для стебелька, клей ПВА.

Фотоотчет “Мы любим творить”

Март

“Изготовление игрушек по замыслу детей”

Продолжать формировать у детей самостоятельно подбирать тему для работы и осуществлять задуманное; закрепить умение работать с разным природным материалом; воспитывать самостоятельность, творчество.

Шишки, желуди, каштаны, пробка, орехи, веточки, крылатки, бумага, ткань, картон, проволока и др., шило, карандаш, ножницы, кисточки.

Март

«Модель Солнечной системы»

Обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности по средством развития моторики и тактильной чувствительности детей. Воспитывать художественный вкус.

Газета,

вода,

краски,

пластилин.

Открытое занятие для родителей по теме: “Космос”

Апрель

«Аппликация из ткани»

Упражнять детей работать с тканью,                   развивать фантазию, мелкую моторику рук

Ткань,

Клей,

ножницы

Мастер класс для родителей и детей по теме: “Такие разные куклы”

Апрель

Как прекрасен этот мир «Бабочка»

Формировать умение работать с тканью и нитками, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Лоскут ткани прямоугольной формы для тела;

– лоскут прозрачной ткани для крыльев (капрон, органза) ;

– нитки цветные для обвязывания.

Май

«Одуванчики» коллективная работа

Формировать у детей умение работать с нитками и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Побуждать детей передавать яркий образ цветущего луга. Закрепить знания о природе. Воспитывать интерес к работе

Нитки,

ножницы,

картон,

фломастеры

Родительское собрание.

Май

nsportal.ru

Материал (подготовительная группа) на тему: План по самообразованию воспитателя старшей, подготовительной группы

№ п/п

Форма работы

Содержание работы

Сроки

1

Изучение методической литературы по данной теме

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004
  2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. –

С-Пт., 2005

  1. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. – М., 2008
  2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2008

Сентябрь

2

Обогащение педагогического процесса

  1. Изготовить папку с подборками пословиц.
  1. Изготовить папку «Народный календарь».
  1. Оформление выставки народно-прикладного творчества местных мастеров.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

3

Работа с воспитанниками

  1. Чтение и анализ художественных произведений по теме.
  2. Организация и проведение праздника «Рождественские посиделки».
  3. Экскурсия по родному поселку – посещение краеведческого музея, библиотеки, парка.
  4. Оформление в детском саду мини-музея «Русская изба».

В течение года

4

Работа с родителями

  1. Консультации: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»; «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду».
  1. Изготовление поделок совместно с детьми на темы: «Осень», «Зимушка-зима».
  2. Проект «Был ли мой прадедушка на войне»

Сентябрь

Декабрь

Май

nsportal.ru

Материал (подготовительная группа) на тему: План работы по самообразованию воспитателя Григорьевой О.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»

села Александровка Советского района Саратовской области

Подготовительная группа

«Кораблик» 

План работы по самообразованию

воспитателя

Григорьевой О.В.

2015-2016 у.г.

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога :

Григорьева Ольга Владимировна

Образование:

Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Стаж педагогической работы:  

9 лет (с 2006 г.)

Квалификационная категория:

1-я категория

Тема самообразования:

Краеведение в ДОУ

Дата начала работы над темой:

1.08.2015г.

Предполагаемая дата окончания работы:

27.05.2016г.

Форма:

Проект

Тема  проекта:

«Моя губерния»

Цель:

Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: знакомить детей с ближайшим окружением; достопримечательностями города Саратов; знаменитыми людьми, творчеством отдельных писателей, поэтов, композиторов, художников; с животным и растительным миром Саратовского края.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину»; привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; гуманные, экологически целесообразное отношение к природе; любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым; гордость за своих предков; уважение к традициям народов, населяющих Саратовскую область.

РАЗВИВАЮЩИЕ: приобщение дошкольников к современной жизни области, желание посещать музеи, театры; Развивать любознательность и интерес к познанию родного края

Задачи поставленные перед воспитателем:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  посещения музеев, изучение информации на просторах интернета по соответствующей тематике;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Оформить в группе центр краеведения «Моя губерния»;
  • Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Краеведение в ДОУ »;
  • Подготовить проект  и  принять участие   в V-м муниципальном  конкурсе инновационных продуктов «Новая школа»;
  • Оформление папки-передвижки. Тема: «Моя малая Родина»;
  • Оформление  консультаций для родителей по данной теме;
  • Выставка творческих работ детей по данному направлению;

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
  • Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Месяц

Направление работы:

Форма и способы достижения

Август

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Изучение нормативных документов

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Октябрь

Оформление  папки передвижки «Моя малая Родина»

Подбор материала по теме

Ноябрь

Оформление  консультаций для родителей по данной теме;

Подбор материала

Декабрь

Участие в муниципальном конкурсе инновационных продуктов

Подать заявка на принятие участия   в V-м муниципальном  конкурсе инновационных продуктов «Новая школа» с данным проектом.

Январь

Участие в муниципальном конкурсе инновационных продуктов

Защита проекта.

Подведение итогов

Составление от чета на конец 1-го полугодия:

Февраль

Оформление  консультаций для родителей по данной теме;

Подбор материала

Март

Проведение консультации для педагогов на тему: «Краеведение в ДОУ »;

Подбор материала

Апрель

Работа над модернизацией группы.

Оформление уголка группы

Май

Подведение итогов

Составление  отчёта   и  презентации  о  работе  по  самообразованию.

Август

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы.

Подведение итогов:

Практический выход на конец 1-го полугодия:

  • Разработан проект  «Моя губерния», одобрен  и обсужден на педсовете;
  • Оформлен центр краеведения «Моя губерния»;
  • Оформлена папка-передвижка. Тема: «Моя малая Родина»;
  • Выставка рисунков  детей на тему «Лягушки- жители  реки Нахой»;
  • Экскурсии по сельской местности: «Обитатели водоемов», «Растительный мир»;
  • ОД  с использованием  мультимедийных средств: «Герои Саратовской области», «Волжское казачество».
  • Подана заявка на принятие участия   в V-м муниципальном  конкурсе инновационных продуктов «Новая школа» с данным проектом.

Приложение

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *