Доклад взаимодействие педагогов с семьей традиции и современность – 頗 . , – .

Статья по теме: Взаимодействие педагогов с семьей : традиции и современность.

ДОКЛАД

  Взаимодействие педагогов с семьей : традиции и  современность.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года ст 44. п 1. определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) – как один из важнейших аспектов взаимодействия семьи и детского учреждения. Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. 9).

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1)    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2)    Повышением педагогической культуры родителей.

3)    Вовлечение родителей в деятельность  ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:

1)    Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2)    Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3)    Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4)    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5)    Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1)    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

2)    Индивидуальный подход;

3)    Сотрудничество, а не наставничество;

4)    «Готовимся серьезно»;

5)    Динамичность.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Работая,  в этом направление  была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью детского сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире».

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

         Праздничные встречи должны проходить постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

В нашем детском саду стало традиционным проведение спортивных праздников.В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо – овощ», «Елочка- зеленая иголочка», «Щедрая- осень», «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама- самая любимая»; «Мой папа- солдат»; «Как мы провели лето» и другие.

                 И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий – укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка, не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

nsportal.ru

Статья на тему: Доклад: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»

Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность».

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко.

Необходимость и важность взаимодействия детского сада и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Но ДОУ не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. Поэтому, когда я начала работать в детском саду воспитателем, столкнулась с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитателем и детьми веду, как в традиционных формах: родительские собрания, наглядные формы работы (стенды, папки – передвижки, выставки детских работ), беседы с родителями, консультации, анкетирование и т.д., так и в нетрадиционных формах.

Как показала моя практика, в современных условиях традиционные формы работы не дают больших результатов, так как невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Поэтому в своей работе с родителями я использую не только их, но и нетрадиционные формы, такие как: наглядно – информационные, познавательные, досуговые.

Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:

  • Спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
  • Досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
  • Спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;

Все эти мероприятия проходят в стенах нашего учреждения: спортивном и музыкальном зале, на спортивной площадке и просто на участке в беседке.

С большим интересом родители отнеслись к участию в непосредственно образовательной деятельности своих детей, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с воспитателем, и организовать интересное образовательное событие для детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с мамой «Урок вежливости».

Также в своей работе с родителями провожу мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:

  • Круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
  • Мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
  • Мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
  • Мастер – класс «Новогодние хлопушки».

Находясь в группе в тихой, мирной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить в дружеской, непринуждённой обстановке о своих детях, обсудить друг с другом и с воспитателем, интересующие их вопросы.

Таким образом, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными и т.д.). Параллельное использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

nsportal.ru

Консультация (средняя группа) на тему: Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность

         Доклад на тему: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность»

 Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей (слайд 2).

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д (слайд 3). Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Мы понимаем, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, а также, что между педагогами и родителями должно обязательно быть эффективное взаимодействие, сотрудничество, т. к. перед ними стоит общая важная цель — воспитание полноценного ребенка (слайд 4). Цель педагогов создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей (слайд 5).

 В настоящее время существуют традиционные и инновационные формы взаимодействия педагогов с семьей (слайд 6).

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные (слайд 7) (посещение семьи ребенка, педагогические беседы с родителями, переписка с родителями, индивидуальные памятки), коллективные (слайд 8) (родительские собрания, конференции, круглые столы, экскурсии по ДОУ), наглядно-информационные (слайд 9) (стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ, фотографии).  

При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дают, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.  Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей (слайд 10). Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно- образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. К нетрадиционным формам относятся: информационно-аналитические (слайд 11) (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»), наглядно-информационные (слайд 12) (родительские клубы, мини-выставки, открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей), познавательные (семинары-практикумы, педагогическая библиотека для родителей, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме) и досуговые (слайд 13) (совместное проведение праздников и досугов, участие родителей и детей в выставках).

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу. «Спрашивайте – отвечаем» – это почтовый ящик для личных вопросов родителей.

Одной из форм взаимодействия, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии.

Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи.

 Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Таким образом (слайд 14), взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах. Но целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 

Работу выполнила:

                      Кирсанова Лидия Александровна,

                             воспитатель подготовительной группы

                                 МБДОУ «Детский сад № 104» г. Иваново

nsportal.ru

Статья на тему: Доклад На тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                    ДЕТСКИЙ САД №1 С.СТЕРЛИБАШЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Доклад

На тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи» 

                                 Выступила:                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                    Абуляева Р.Р.

                                                                                         

2012 год

Взаимодействие ДОУ и семьи.

Первая школа воспитания растущего человека семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, па основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. 11едагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Поэтому нам необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, мы применяем следующие формы работы с семьей внутри детского сада.

В нашем ДОУ родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Родители, наблюдая жизнь детского сада “изнутри”, начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это -первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? “Запускается” рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

В целях знакомства родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и видами деятельности по развитию личности каждого ребенка ежегодно в сентябре проводится презентация нашего детского сада. Чтобы познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий , в каждой группе проводим открытые занятия для родителей. Воспитатель каждой возрастной группы посещает семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения выяснить общие условия семейного воспитания, повторное посещение планируется по мере необходимости. В своей работе мы также практикуем и другую форму посещения семьи обследование, проводимое обычно с участием общественности с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи. Также по результатам обследования заполняется «сигнальная карточка» и передается в отдел образования. Для повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания проводим педагогические беседы, консультации с родителями. В течение учебного года 3-4 раза проводим общие родительские собрания,  после проводятся групповые родительские собрания. В нетрадиционной обстановке с участием специалистов проводятся заседания «круглого стола» с родителями. Для демонстрации родителям достижений детей имеются уголки, где выставляются работы,  выполненные во время занятий.

Нетрадиционные формы

В настоящее время, мы ищем новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве. Приведу примеры некоторых из них.

Учитывая занятость наших родителей, используем и такие формы общения с семьей, как “Родительская почта” и “Телефонные звонки”. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефонные звонки делаются один раз в месяц для поддержания неформального общения. Можно также выпустить брошюры, пособия, бюллетени, где содержится подробная информация о детском саде.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, уметь видеть вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Материал на тему: РЕФЕРАТ Тема: Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

РЕФЕРАТ

Тема: Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

                                                                 Воспитатель:

                                                         

Кропачева Анна Васильевна

             

г. Ставрополь 2014

Содержание 

  1. I.Введение ________________________________________________3

II. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей ______________________________________________________4

III Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения__________________________________________________4

IV. Условия, способствующие   взаимодействию семьи и образовательного учреждения.__________________________________________________5

V. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения___________________________________________________7

VI. Заключение________________________________________________10

  1. I. Введение.
  2.    Актуальность темы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Но, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.    Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.
  3.  Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важно учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический нее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В данное время необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработку рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

II. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие

Отдавали пальму первенства общественным учреждениям. 
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.

III. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. 
         Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
      Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через: 
-приобщение родителей к педагогическому процессу; 

расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; 

-пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; 

-создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; 

-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; 

-разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; 

-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; 

-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; 
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. 
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. 

IV. Условия, способствующие   взаимодействию семьи и образовательного учреждения.

Педагогам, хорошо известно, что семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ:

  • нестабильность общества;
  • социальная напряженность;
  • экономическое давление – передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, но для этого необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые:

 построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные:

предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые: 

 наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю  перспективу,    обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие: 

взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если опирается на результаты изучения:

  • потребностей и интересов семей;
  • категорий семей;
  • стилей семейного воспитания;
  • ребенка во всех его сферах развития;
  • рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

 Важным условием по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОУ является умение определять приоритетные направления данного процесса.

При этом необходимо учитывать:

  • муниципальную политику;
  • специфику ДОУ;
  • уровень профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т. д.

 

Приоритетное направление: 

  • повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
  • программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
  • обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.

В связи с выше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены на:

  • повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
  • формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе;
  • формирование положительных взаимоотношений в семье.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.

Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

V. Формы общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников 

  1. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. 
    К традиционным относятся:

 Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.

 Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. 

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). 

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. 
 Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и
Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
        В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них. 

 Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. 

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. 

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. 

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. 

Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

VI.Заключение

Выводы

Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться. 
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. 
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. 

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. 
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. 
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

Только сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.


  1.                     Список литературы

1.  Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание.2008. N 6. •  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9..

2.  Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. – М,2000.

3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1.

4.  Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М.,2007.

5.  Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

6.  Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2003. N 9.

7.  Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.

8.  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1.

9.  Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. 

10.  Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М,2003..

11.  Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8.

12.  Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8.

  1.        

12

nsportal.ru

Доклад по теме “Современные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся”

Доклад по теме:

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.(слайд 3)

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   у   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.(слайд 4)

Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми.

Из данных диаграммы по уровню образования родителей мы видим, что родители в нашей школе в основном имеют среднее общее образование (31%), а также у многих – образования нет вовсе (23 %), начальное профессиональное образование имеют 16 % родителей, среднее профессиональное – 11 %, а высшее профессиональное образование имеют лишь 3 % из числа всех родителей.

(слайд 5)

Анализируя социальный статус родителей можно заметить, что несмотря на имеющиеся образование, многие родители не работают, либо находятся в пенсионном возрасте.

Данные свидетельствуют об недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании своих детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Педагогический коллектив нашей школы  пытается   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, но не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, не все проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников бывшие наши ученики, не имеющие работы,  подвержены вредным привычкам , которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.(слайд 6)

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы , а в частности классного руководителя и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.(слайд 7)

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:


1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Совместная деятельность родителей и учащихся. 
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

(Слайд 8)

Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются:

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом  и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка  и т.д.  Посещая семьи и беседуя с родителями педагоги узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества; уделяют большое внимание здоровью учащегося.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.(слайд 10)

К групповым формам работы с семьёй относится психолого-педагогическое просвещение родителей. В нашей школе используют такие формы взаимодействия, как общие родительские собрания,  встречи с администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:  врачей, юристов, социального педагога, психологов,  инспектора ГИБДД, ПДН, КДН и т.д.(слайд 11)

Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы:

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Классные руководители и воспитатели, социальный педагог, психолог нашей школы проводят лекции для родителей по различным темам.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  • «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология  ребенка», «Особенности адаптации  ребенка в школе»,

  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

К сожалению, эту форму мы не применяем, так как  она,  вероятно,  требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.

(слайд 12)

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями не организуется.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.(слайд 13)

Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания.(слайд 14)

Классное родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.

infourok.ru

Доклад “Современные формы взаимодействия с семьей”.

Секция 2. Деятельность педагога по реализации воспитательного потенциала образовательного процесса.

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ.

Мария Александровна Зонова,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО

 ЦВР Центрального района

 Санкт-Петербурга

Валентина Александровна Чивилихина,

методист ГБУ ДО ЦВР Центрального района

За тысячелетнюю историю человечества сложилось несколько систем воспитания подрастающего поколения, самые важные из них – семейная и общественная. Каждая из этих систем, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья, школа и дополнительное образование – три важных института социализации детей. Воспитательные функции каждого из этих институтов различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Давайте рассмотрим, что такое «взаимодействие» и что под этим словом подразумевается?

«Взаимодействие» – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Взаимодействие педагогов и родителей предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.       

Всестороннее развитие ребёнка, создание доверительной атмосферы и личного успеха зависит от совместной деятельности педагога дополнительного образования детей и родителей воспитанников.  Для этого в нашем объединении – фольклорной студии «Жаворонок» организована учебно-воспитательная работа, с помощью которой, при тесном взаимодействии с родителями обучающихся, происходит обеспечение необходимых условий для личностного и творческого развития воспитанников. Следует отметить, что творческие коллективы дополнительного образования являются одним из важных компонентов в воспитании подрастающего поколения. Увлечение ребёнка каким-либо занятием, даёт возможность чувствовать значимость и понимание своего творческого труда, возможность принести радость своим близким и родным, а в последующем – дальнейший профессиональный рост и интеллектуальный подъём.  

Выстраивая совместную работу с родителями, педагоги фольклорной студии «Жаворонок» активно применяют формы и методы народной педагогики и современные технологии. Применяются следующие формы взаимодействия с семьёй:

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями.

Очень важным компонентом в организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных (только для выстраивания отношений)  о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только после проделанной аналитической работы, связанной с анкетированием и опросом, возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дополнительного образования, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.  Применение информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями помогает педагогам студии получить и проанализировать  реальную картину, на основе собранных данных определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Для диагностики педагогами студии разрабатываются анкеты, с помощью которых можно оценить уровень удовлетворённости родителей и детей условиями  и  качеством  реализации  деятельности в фольклорной студии. (Приложение № 1)

Совместная работа родителей и детей – важная составляющая творческого процесса. Воспитанники студии не только осваивают навыки музыкального, танцевального, инструментального творчества, но и знакомятся с навыками рукоделия. Это нелёгкий труд, и, конечно же, дети обращаются за помощью и к родителям. В качестве примера, можно привести совместную работу по пошиву традиционной русской детской рубашки. Педагог даёт рекомендации по подбору тканей, цветовой структуры, фасона рубашки. Родители снимают мерки, переносят выкройку на ткань и выполняют всю основную работу. Когда рубашка почти готова, детям поручается несложная работа по пришиванию пуговиц на манжеты, прикреплению петель. В результате совместного творческого процесса у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.  Совместное творчество детей и родителей оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Данный пример показывает, как досуговые формы организации помогают устанавливать неформальные отношения, эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, а также более доверительные отношения.

Мероприятия, такие как праздники, концерты, совместные туристические поездки с участием родителей проводятся в первую очередь  с целью творческой самореализации детей, и параллельно решается другая задача – вовлечения взрослых в жизнь ребёнка. Участие родителей особо важно для воспитанника, ведь это даёт ребёнку осознание важности происходящего в его жизни, позволяет создать для него наиболее комфортную и уютную эмоциональную атмосферу.

В канун традиционных праздников таких, как «Рождество», «Масленица», «Пасха» в Российский Этнографический музей вместе с детьми, воспитанниками студии, приходят  родители, родственники, друзья, чтобы принять активное участие в программе праздничного мероприятия.  Родители  активно участвуют вместе с детьми в  концертных поездках по городам России, помогают в организации творческих мероприятий и являются крепкой поддержкой и опорой в решении многих вопросов.

Следует сказать, что совместное посещение экскурсий и выставок, является эффективным способом решения вопроса связанного не только с расширением кругозора и у детей, и у взрослых,  но также, одновременно, помогает установить более тесные  отношения между родителями и детьми. Например, недавно все вместе мы посетили «Особую кладовую» в Российском Этнографическом музее, где увидели разнообразные предметы, как по своей этнической принадлежности, так и по значению отдельных вещей в культуре разных народов: украшения, и утварь, культовые предметы, парадная упряжь,  оружие переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год.  После обмена впечатлениями, педагоги поняли, что это экскурсионное мероприятие было большим культурным событием в жизни каждой семьи. Непосредственное знакомство  с коллекциями, выставками,  архитектурой здания, интерьерами залов, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей и взрослых.

Важное место в творческой жизни студии занимает участие воспитанников в конкурсах и фестивалях. Проведение таких мероприятий помогает детям почувствовать поддержку со стороны родителей и педагогов, что, несомненно, помогает детям быть увереннее в своих творческих начинаниях. Фольклорная студия «Жаворонок» успешно участвует в городских и районных мероприятиях, является лауреатом и дипломантом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Благодаря активной творческой работе у воспитанников появляется хорошая возможность продемонстрировать свои музыкальные и танцевальные способности.

В организации учебно-воспитательной работы студии важно планировать познавательные формы взаимодействия с родителями:

В течение учебного года педагогами студии проводятся  «индивидуальные устные консультации» для родителей, где обсуждаются такие  темы, как воспитание детей, проблемы в общении, организация  свободного времени ребёнка.  Помимо консультаций в студии организуются «Семейные советы» и «Часы общения», благодаря этим формам работы с родителями рассматриваются важные вопросы касающиеся творческой жизни студии: участие концертных ансамблей студии в Фестивалях и конкурсах, пошив концертных костюмов, подготовка и проведение концертно-туристических поездок в другие города России, вопросы организации праздничных застолий. Педагогами организуются творческие мастерские, такие как: «Роспись пасхальных яиц», «Традиционная тряпичная кукла». Что, несомненно, представляет для родителей хорошую возможность для взаимодействия с детьми, ведь общее дело укрепляет взаимосвязь и помогает раскрыться и понять друг друга. В фольклорной студии «Жаворонок» активно используются тематические консультации, которые организуются с целью ответить  на все вопросы, интересующие родителей. Педагоги студии стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какое выбрать направление для решения какой-либо задачи в воспитании ребёнка. Родительское собрание — это форма взаимодействия с родителями и проводится педагогами студии для организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Повестка собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Родительский комитет – это группа родителей, выбранная голосованием на общем собрании студии в начале учебного года, которая встречается регулярно  для того, чтобы содействовать педагогам в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса и участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.  В родительский комитет студии входят родители  с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в коллективе.

В своей работе педагоги студии используют и наглядно-информационные      формы взаимодействия с родителями:

Педагоги выдают воспитанникам «информационные письма»: о дополнительных занятиях, о родительских собраниях, праздниках, экскурсиях; информацию о предстоящем конкурсе, фестивале и т.д. (Приложение № 2) Благодаря современным технологиям у педагогов появилась возможность поддерживать постоянную связь с родителями в социальных сетях.  В социальной сети «В Контакте» зарегистрирована группа «Жаворонок», помимо группы, у студии существует свой Веб-сайт. Вышеперечисленные формы взаимодействия снимают с педагогов дополнительную нагрузку, требующую достаточно много времени для индивидуального информирования. Родители могут в удобное для них время просмотреть новости в социальной сети, узнать информацию о мероприятиях, посмотреть фотографии или видео с выступлений. Буклеты помогают педагогам распространить информацию для родителей по набору детей в новую группу студии. В нем представлена информация, которая рассказывает о коллективе, о истории его создания и работе в настоящее время. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей и воспитанников студии о предстоящих собраниях, праздниках, выступлениях.

Данные формы работы помогают педагогам решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов студии.

Все использованные формы и методы взаимодействия, позволяют ознакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдать процесс его общения с другими детьми и взрослыми, что, несомненно, помогает родителям глубже понять своего ребенка, найти путь к взаимопониманию и сотрудничеству. А это, в свою очередь, помогает педагогу на занятиях. Ребенок успешно справляется с заданиями и чувствует себя уверенно.

Следует отметить, что от грамотно организованной совместной деятельности педагогов и родителей зависит духовно-нравственное становление личности ребёнка, его творческий рост. Ответственность, доброта, исполнительность, честность – слагаемые совместного успеха. Планируя совместную работу с родителями, педагогический коллектив студии понимает, что показателем успешности является высокий результат творческой деятельности воспитанников студии. Следует сказать, что, как правило, отношения с родителями впоследствии перерастают в неформальные отношения. Детям в коллективе комфортно только в том случае, если  это коллектив единомышленников, который является дружным и сплочённым. Родители в лице каждого педагога должны видеть чуткого, доброго, отзывчивого, заинтересованного человека, готового прийти на помощь в любой момент и детям, и взрослым.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на несколько вопросов о качестве образования дополнительного образования вашего ребенка в фольклорной студии «Жаворонок». Обведите нужный ответ «кружком».

1. Как долго Ваш ребенок посещает фольклорную студию «Жаворонок»?

  • 1-й год
  • 2-3 года
  • более 3-х лет
  • более 5-и лет

2. Ваш ребенок обучается в студии:

  • по желанию самого ребенка
  • по желанию родителей
  • по обоюдному согласию ребенка и родителей

3. Ребенок посещает занятия в студии, потому что:

  • занимается творчеством
  • получает дополнительное развитие
  • укрепляет здоровье
  • нравится общаться с педагогом
  • нравится общаться со сверстниками
  • готовится к выбору будущей профессии
  • другое_________________________________________________________________

4. Как часто Ваш ребенок становится участником творческих конкурсов (фестивалей, соревнований) различных уровней?

  • часто
  • иногда
  • не участвовал

5. Насколько Вы оцениваете самостоятельную заинтересованность ребенка в занятиях?

  • высокая
  • средняя
  • низкая

6. Удовлетворены ли Вы образованием и квалификацией педагогического состава?

7. По вашему мнению,  занятия в творческом  объединении способствуют формированию достойного воспитания  вашего ребенка?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

8. Применяются ли формы взаимодействия с родителями в работе студии, если применяются, то какие?

9. Возникает ли у вашего ребенка проблема с посещением  данного творческого  объединения? Если возникает, то укажите причину?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

10. Ваши предложения и пожелания!

Благодарим за участие в опросе!

 

Анкета для родителей:

Цель: сбор сведений для составления социального паспорта группы.

  1. Заполните, пожалуйста, таблицу с демографическими данными по составу Вашей семьи.

Сведения

Мать

Отец

Ф. И. О

Возраст, дата рождения

Образование (где, что и когда закончили, по какой специальности)

Социальный статус (где и кем работаете)

Сколько детей в Вашей семье?

Определите, пожалуйста, характер Ваших семейных взаимоотношений?

2. Уделяете ли Вы часть своего свободного времени общению с детьми?       – Да.                  – Нет.

3. Назовите формы общения с детьми, принятые в Вашей семье.

4. Какие нравственные ценности должны воспитываться у ребенка в результате посещения  объединения? Пронумеруйте их по степени важности.

  • Трудолюбие.              
  • Уважение к старшим.
  • Патриотизм.
  • Интерес к окружающему миру.
  • Стремление к знаниям.
  • Другое (укажите): __________________________________________ .

5. Кто, на Ваш взгляд, играет главную роль в воспитании ребенка?           Семья.          Школа.               Дополнительное образование.

6. Какими, на ваш взгляд, являются отношения между вами и педагогами:   – хорошие;    – нормальные;     – посредственные;     – плохие

7. Как часто вы посещаете данное обьединение:    

– каждую неделю;   – один раз в месяц;   -каждый день;  -по занятости ребёнка в объединении.

8. С какой целью Вы посещаете данное объединение:  

а) прихожу родительское собрание;                    б) для участия в мероприятиях студии;

в) для  оказания помощи учителю;          ;       г) старались не приходить;      д) привожу ребёнка на занятие каждый раз

9. Какие темы вы бы хотели обсудить на родительском собрании ?

10. Ваши предложения и пожелания.

Благодарю Вас за откровенные ответы на вопросы анкеты. Полученная информация является конфиденциальной и нужна для лучшей организации учебно-воспитательного процесса. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Приложение № 2

Информационные письма

_____________________________________________________________________________

Информация для участников младшей группы студии.

13 марта (воскресенье) – Праздник «Масленица» в музее Этнографии. Участвуют младший, средний и старший ансамбли студии.                            

Явка в 12.15.                                                                                             

Начало праздника в 13.00.                                                                                             

Кроме участия в игровой программе показываем свою творческую работу. 
ПРИХОДИМ С БЛИНАМИ, ПИРОГАМИ, КВАСОМ И ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ!!!

Вход в музей для взрослых платный – 250р, дети проходят – бесплатно.

_____________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

План проведения ежегодного праздника фольклорных коллективов «ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР»

13 января 2016 года:

Явка участников в 15.45 по адресу Невский пр. 39А

(Городской дворец творчества юных – концертный зал «Карнавал»)

    16.00 -16.30 – мастер – классы по декоративно-прикладному творчеству;

    16.30 – колядование;

    17.20 – 17.40 – кукольный спектакль;

    17.40 – 18.20 – игровая программа, танцевальная вечерина.

Просьба не опаздывать!!!

_____________________________________________________________________________

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *