Одно из важнейших событий в жизни ребенка и его родителей – это начало школьной жизни. Первый класс, первая учительница, улыбки на лицах и букеты цветов в руках первого сентября нового учебного года. Такая красивая и счастливая картинка очень скоро меняется. Остальное время до каникул можно наблюдать уставших и измученных первыми заданиями школьников, которые по утрам с трудом встают с кровати и без особого энтузиазма плетутся в школу. А вечером многие из них жалуются на головную боль, усталость и слабость.
У большинства родителей появляется вопрос: «Можно ли избежать таких проблем?» Ответ будет, конечно, утвердительный. Ребенку можно помочь полюбить школу. Это зависит не только от первоклассника и его родителей, но и от учителя, который проводит с детьми много времени.
Прежде всего стоит помнить о том, что ребенок только недавно был дома или в детском саду, где в основном он играл с другими детками. Поэтому важно проводить развивающие игры для первоклассников. Они не только помогают отдохнуть от заданий учителей. В процессе правильно подобранной игры детей можно также продолжать учить и развивать.
Развивающие игры для первоклассников родители и учителя могут придумать самостоятельно, а могут использовать сценарии уже готовых и проверенных. Например, такие игры как «Эрудит», «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?» знакомы не только взрослым, но и многим детям. Для этих игр не нужно заранее готовить подручный материал и специальные условия. А знаний взрослого человека чаще всего хватит для того, чтобы провести эти занятия без подготовки и изучения дополнительной литературы. Для того, чтобы детям было интересно желательно подготовить помещение, где им будет комфортно. Подойдет пустая классная комната, в которой удобно будет разместиться многим ребятам. Кроме того, в ней есть доска и мел, которые могут пригодиться учителю или ведущему во время игры. Правила и сценарии игр можно корректировать в зависимости от того, как настроились на них дети. Рекомендуется чередовать вопросы. Например, вначале задавать те, которые нравятся и интересны первоклассникам: о мультфильмах и любимых героях, игрушках и любимых занятиях. А также обязательно включить в список вопросы, которые будут развивать интеллект детей, заставлять их мыслить и принимать решения.
Кроме этого, дети часто жалуются на то, что у них быстро устают ручки от того, что непривычно много писать. Для того, чтобы помочь им справиться с этой проблемой, желательно поработать над укреплением мышц пальцев и кисти, а также развитием моторики. Для этого специально разработаны такие развивающие игры для первоклассников:
Развивающие игры для первоклассников можно придумывать самостоятельно, учитывая характер и интересы малыша. Главное, чтобы родители и учителя принимали активное участие в жизни детей и относились спокойно и с пониманием к тем трудностям, которые приходится ребенку пережить в первый год школьной жизни.
need4study.com
Игры для первоклассников.
Поступление в школу – важный жизненный этап для малыша. Теперь необходимо привыкать к дисциплине, форме одежды, домашним заданиям. Но ведь основное и любимое занятие детей – игры. Чтобы усваивание новых знаний было в удовольствие, нужно суметь совместить развлечения с обучением.
Развивающие игры для первоклассников.
Детям легче усваивать новую информацию в игровой форме. Самыми любимыми будут те учителя, которые это понимают и умеют использовать в своей педагогической практике.
Если позволяют творческие способности, можно попытаться преобразовать правила в стихотворную форму.
Очень хороши и развивающие игры для первоклассников:
Определение формы предмета. Задайте малышам задание, найти все треугольные предметы в классе. Потом можно определить круглые предметы и др. формы.
Концентрация внимания. Дети должны нарисовать десять треугольников вряд, затем нужно раскрасить синим карандашом второй, пятый и десятый треугольники. Задание необходимо произнести только один раз. Если ребенок переспрашивает, повторять нельзя. Перед объявлением задания лучше предупредить о том, что слушать нужно очень внимательно.
Проверка памяти. В эту игру должны играть не более пяти человек. Ведущий загадывает фразу: «Я надел сегодня шарф», следующий игрок добавляет один элемент одежды, повторяя заданную фразу и т.д.
Логическое мышление.
Полезно использовать в своей практике произведения Чуковского и обсуждать с классом, или конкретным ребенком где, правда, а где быль. Но можно подготовить и иллюстрации с нелепицами и небылицами. Дети, разглядывая картинки, должны объяснить, что изображено на них неверно.Психологические игры для первоклассников.
Игра 1
Выбирается ведущий. Остальные участники придумывают для него задание, каждый по одному. Затем объявляются правила, что теперь каждый должен сам выполнить свое задание. Это научит ответственнее и серьезнее относится к окружающим.
Игра 2
Эта игра поможет понять детишкам свои эмоции и научит их контролировать.
Нужно разделить класс на две команды. Первая команда будет «обидчивой», а вторая наоборот. Те, кто обижаются должны показать сценку с историей их обиды (это может быть история из жизни, или выдуманная история). Потом, прослушав и просмотрев все действие, вторая команда должна объяснить, почему здесь не нужно было обижаться или как нужно было себя повести, чтоб избежать конфликта.
Самые активные получают баллы. Выигрывает тот, кто заработал больше баллов.
Игры на сплочение для первоклассников.
Игра «минутка»
Ведущий должен объявить, что на выполнение задания есть всего одна минута и раздать листочки с заданиями. В каждом листике должно быть написано:
Встаньте на носочки.
Поднимите левую руку вверх.
Наклоните голову вправо.
Прочитайте внимательно все задания.
Громко крикните имя ведущего.
Гавкните два раза.
Обнимите трех друзей.
Прокрутитесь вокруг себя один раз.
Посмейтесь над ведущим.
Дотроньтесь с закрытыми глазами до своего носа.
Выполнить нужно было только 12 и 13 пункты.
Присядьте три раза.
Посчитайте до пяти и положите листок на стол.
Эта игра поднимет настроение в классе и создаст дружелюбную атмосферу.
Игра «Веселый хоровод».
Выбирается ведущий. Все участники становятся по кругу, а ведущий внутри круга.
Сначала ведущий объявляет, что все должны взяться за руки и водить хоровод. А теперь нужно обняться и продолжать движение. Затем присесть, взять друг друга за коленки и попробовать вести хоровод. Потом за пятки, за локти и т.п.
Школьные игры для первоклассников очень важны. Играя, дети снимают напряжение умственное и физическое. Преподаватель должен уметь чередовать подвижные игры для первоклассников с обучающими занятиями. Тогда процесс учебы станет веселым и занимательным для малышей.
infourok.ru
Лекторий для родителей
«Развивающие игры для будущих первоклассников»
Здравствуйте, уважаемые родители, рада вас видеть! Подготовка к обучению в школе важный этап, поэтому сегодня я поделюсь с вами некоторыми играми для развития познавательных процессов.
Если видите, что ребенок готов сдаться, сядьте рядом и начните выполнять вместе.
2. Сортировка мелких предметов. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
3. Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.
4. Игры – шнуровки Марии Монтессори:
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:
Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но в этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых — ускорить развитие этих видов памяти у детей.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.
Например:
1) Какая у кота шубка?
2) Какие усы?
3) Что еще есть у кота?
Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.
Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого — весь стишок.
С детьми следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др.
Например сказка «Репка» проста по сюжету и для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:
1) Что посадил дед?
2) Смог ли дед один вытащить репку?
3) Почему не смог?
4) Кто пришел на помощь?
5) В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
6) Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?
Игра «ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?» Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время;
б) спрятать 2, а потом и 3 игрушки;
в) заменять игрушки.
Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ». Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить или же разложили в какой-то последовательности, ребенок запоминает эту последовательность, затем вы размешиваете эти картинки и просите разложить в той последовательности в какой были.
Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?» Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребенком на 1 минуту 4—5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Игра «ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ». Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста. Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.
Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ». Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.
Игра «Закрой глаза». Развитие произвольного внимания.
В процессе зрительного поиска можно использовать такие игры «Покажи овощи и фрукты зеленого, желтого цвета», «Найди одинаковых котят, щенков». На подобие можно использовать такие игры, как: «Подбери пару», «Подбери к предмету его изображение», «Что выше, что ниже» и др.
Развивая такое качество внимания, как распределение, т. е. одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях, можно с помощью таких игр: «Пройди по лабиринту» – главное чтобы ребенок не помогал пальцем или карандашом, «Собери по образцу», «Найди отличия», «Построй дом, улицу», «Изобрази предметы так, как они стоят в шкафу», «Помоги белке отыскать все шишки» и др.
1) «Собери большую семью». Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи. ИЛИ ЖЕ – 2) «Назови одним словом». Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т. п. ТАКЖЕ можно усложнить следующим образом, раздели на диких и домашних животных, перелетные и зимующие птицы, наземный и воздушный транспорт и т. д.
3) «Найди маму малышу». Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4) «Разложи картинки». Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
5) «Что лишнее?» Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили. Также можете предъявлять ряд слов на слух.
6) «Скажи мне наоборот». Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.
7) «Угадай». Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).
8) «Найди похожее». Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
nsportal.ru
Начальная школа — это фундамент для всего остального обучения. Прочный фундамент, заложенный в первых классах, обеспечит качественные знания в старшей школе. Как учить первоклашек, которые ещё вчера всё время строили башни из кубиков и гоняли по двору мяч? Ответ прост — играя. В этой статье рассмотрим, как обучать играя, и как играя — отдыхать.
В начальной школе детсадовские игры уже теряют свою обучающую функцию, всё больше в жизни маленького школьника становится учебной и трудовой деятельности. Редкий первоклашка с большим удовольствием ходит в школу, ведь яркий праздник на 1 сентября довольно быстро сменяется монотонными учебными буднями, помните анекдот про первоклассника, который вернувшись после первого учебного дня, заявил: «почему вы не предупредили, что это на 11 лет?!?!»
Так вот, именно обучающие игры для первоклашек помогут достигнуть учебных целей, ведь эти игры новы для ребёнка, и поэтому интересны. Ещё Сухомлинский говорил об игре, как о светлом окне, через которое в ребёнка входит «живой поток знаний». Обучающие игры развивают логику, проверяют, на что способен тот или иной ученик, а соревновательный дух делает игры для первоклашек в классе ещё более привлекательными в глазах учеников.
Суть развивающих игр для первоклассников заключается в процессе, это тот случай, когда уместно сказать: «главное не победа, а участие». Ведь пусть процесс игры придуман педагогом, но чувства-то, переживаемые ребёнком реальны.
Итак, игры, проводимые учителем на уроке можно разделить на:
Участие в интересных играх для первоклассников развивает мышление, логику, умение работать в команде, а также способствует самоутверждению учеников; дети учатся планировать и анализировать.
В школе на уроках по математике детям очень интересны занимательные викторины и конкурсы. Для этого класс делится на команды по 5 человек. Выбирается капитан каждой команды и название. Учитель зачитывает задание, как только команда готова к ответу — капитан поднимает руку.
Для разминки подойдут математические загадки, например:
Далее следует конкурс «кто считает быстро»: здесь загадки, только внимательно слушая которые, можно дать правильный ответ. Например: гуляет уточка с утятами, двое впереди, трое сзади, а один кукушонок рядом. Сколько утят? (5, кукушонок, это не утёнок).
Далее раздаются примеры, где надо вставить пропущенное число. Например: …+4= 7; 2-…=1; 5+3=…
Затем командам предстоит расшифровать пословицу, буквы которой зашифрованы цифрами — а-1, б-2, в-3 и т.д.
Добавьте математические ребусы с кроссвордами, и ни один первоклашка не уйдёт разочарованным с такого урока-викторины.
Для младшего школьного возраста просто необходимо движение. Игры для первоклашек на перемене снимут эмоциональное напряжение и создадут благоприятную атмосферу для дальнейшего обучения.
Главное в подвижных играх (как, впрочем, и в обучающих) чётко объяснить правила и следить за их точным выполнением. Первоклассники, в основной массе, очень активны, и не всегда правильно рассчитывают свои способности.
Почти все хотят быть лидерами, водящими и прочими «избранными». Поэтому назначать «главного» в той или иной игре следует при помощи жеребьёвки и\или считалочки.
Значение подвижных игр для первоклассников трудно переоценить, они развивают детей как физически, так и эмоционально, раскрепощают и сплачивают класс. В командной игре каждый ощущает себя нужным и значимым.
Играйте с детьми в правильные игры!
Автор статьи: учитель Яфунина Елена
Рекомендовано для Вас:
mama12.ru
Данный раздел содержит задания для детей 7–8 лет, которые обеспечивают дополнительные занятия по школьным предметам и способствуют расширению кругозора ребенка.
Блок «Развитие» включает в себя задания для развития первоклассников, которые состоят из развития логического мышления, памяти, внимания, а также эмоциональной сферы. Как известно, развитие каждой из этих сфер имеет огромное значение для успешности школьного обучения.
В блоке «Обучение» представлена математика для учащихся 1–2 классов. Данная тема включает в себя изучение чисел второго десятка, обучение счету без перехода через десяток, с переходом через десяток, обучение счету в пределах ста. Данный раздел содержит занимательные задачи для первоклассников, а также задания для детей постарше.
Задания темы «Русский язык» направлены на отработку основных орфограмм, изучаемых в 1–2 классах, а также знакомят ребят с основными частями речи.
Тема «Чтение» содержит занимательные тексты и задания, которые обеспечивают совершенствование техники чтения, а также тренируют понимание и усвоение прочитанного.
Задания для детей 7—8 лет из раздела «Окружающий мир» позволяют повторить или получить знания по таким важным темам как правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, определение времени по часам.
Блок «Науки» содержит увлекательную информацию о химических элементах, занимательные факты из области биологии, интересные рассказы о наиболее необычных местах нашей планеты, а также знакомит с некоторыми выдающимися открытиями в области физики. Все обучающие материалы и задания из этого блока изложены в интересной и доступной форме для учащихся 1–2 классов.
Занятия построены в форме игры для детей 7—8 лет. При этом они позволяют развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление), отрабатывать навыки счета и чтения, расширять кругозор ребенка, формировать желание узнавать новое и учиться.
Узнать подробнее об особенностях развития детей 7–8 лет можно на странице «Публикации».
www.razumeykin.ru