Дидактические игры во второй младшей группе по теме осень – . , – .

Учебно-методический материал (младшая группа) на тему: Неделя игры по теме “Осень” во 2 младшей группе

Понедельник

               Виды игр

Содержание

Дидактическая игра

«Соберем букет из листьев»

  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного;  понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
  • Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Пальчиковая игра

                               «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Подвижная игра

 «Солнышко и дождик»

 Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.

Ход игры:

 Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» они бегут на свои места.

Дыхательная гимнастика

«Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Настольная игра

«Найди такой же»


На столах у детей карточки с контурами листьев березы, дуба, клена. На подносах листочки из картона. Найти нужный лист и закрепить «окошки» (совместить листочки с нужными контурами).

Сюжетно – ролевая игра

« Прогулка по осеннему лесу»

Цель игры:

  • Поощрять участие детей в совместных играх.
  • Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
  • Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
  • Закрепить знания о сезонных изменениях в природе

Вторник

Математическая игра

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один – много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Дидактическая игра

 

«Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Подвижная игра

«За грибами»

 Цель: учить детей ходить по прямой и извилистой дорожке (ширина 20-25 см.)

 Оборудование: Мел, муляжи грибов, корзинка и дудочка.

 Ход игры: На асфальте мелом рисуют прямые и извилистые дорожки – тропинки, в конце дорожки расставляют муляжи грибов.

 Воспитатель:

– Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

– В лесок, во борок –

Грибы  собирать,

Нашу Катю угощать.

Поехали, поехали

За грибами, за орехами.

 Дети идут цепочкой друг за другом по дорожке. По сигналу дудочки начинают собирать «грибы». Как только дудочка прекращает звучать, дети останавливаются и подсчитывают «урожай».

Загадки о грибах

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Шапочка да ножка. –

Вот и весь Ермошка.

(Гриб)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.           (Гриб)

Пальчиковая игра

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Музыкальная игра

                           «Грибки»

  1. Мы грибочки, мы грибки

Мы на праздник к вам пришли.   

Весело попляшем

В хороводе нашем.

( Идут друг за другом топающим шагом )

  1. Красненькая шапочка,

( Качают головками, руками поддерживают шляпки )

      Беленькие ножки

( Поочерёдно выставляют правую и левую ногу на пятки,                     руки внизу )

             Ну грибочки веселей

             Хлопайте в ладошки.

     ( Хлопают  в ладоши, после этого приседают).

  1. Мы растём, растём под ёлкой

Круглый год зелёной колкой

      ( « Растут » т.е. пружинно поднимаются )

Нас в корзинки не берут

Мухоморами зовут.

( Кружатся на месте топающим шагом, в конце кланяются )

Среда

Пальчиковая игра

                           «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить                            каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)                                   

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)           

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

Настольная игра

Домино «Ягоды»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о ягодах, о месте их произрастания  ( в саду, в лесу).

Закрепить правила игры в домино.

Подвижная игра

«У медведя во бору»
Описание: За чертой опушки леса. Там сидит медведь. На противоположном конце площадки обозначают дом детей. Дети идут по направлению к лесу, собирая грибы, при этом приговаривая слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
После этих слов медведь с рычанием догоняет детей. Пойманных отводит к себе.

Дидактическая игра

«Покажи картинку»

Цель: Дать представление о характерных признаках некоторых ягод.

Учить узнавать ягоды по цвету,

величине,  называть их.

Материал: Картинки с изображением ягод.

Ход игры: Воспитатель  называет ягоды, дети показывают карточку с изображением названной воспитателем ягоды.

Музыкальная игра

По малину в сад пойдём

  1. По малину в сад пойдём,
    В сад пойдём, в сад пойдём.
    Плясовую заведём, заведём, заведём.

(Берут корзинки, зовут подружек, идут по залу.)

Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка,
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

(Поднимают руки вверх, показывая на солнышко ,опускают их вниз, показывая на тропинку. Кружатся).

  1. Ты, малинка, не в роток,
    Не в роток, не в роток —
    Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок!

(Имитируют, собирая ягоды в корзинки)

  1. Как малины наберём.
    Наберём, наберём. —
    Пирогов мы напечём, напечём, напечём.

(Показывают «полные» корзинки, ставят их на пол).

  1. Пирогов мы напечём.
    Напечём, напечём.
    Всех соседей позовём, позовём, позовём

(Имитируют «пекут пироги», зазывают гостей).

Сюжетно – ролевая игра

«Идем в лес за ягодами»

Проблемная ситуация: У мишки заболело горлышко, чтобы он выздоровел ему нужно пить чай с малиновым вареньем.

Игровая ситуация: Что нужно для того, чтобы сварить варенье?

Совместная деятельность: Берут корзинки, идут в лес за ягодами, варят варенье.

Цель:  Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

            Закрепить знания о лесных ягодах.

Четверг

Загадки

1.  Сам с кулачок, 
     Красный бочок. 
     Тронешь пальцем — гладко,
     А откусишь — сладко. (Яблоко.)

2. Хоть и очень кислый он, 
    В чай положим мы … (лимон).


 3. Плод душистый, мягкий, сладкий, 
     Чуть изогнутый на вид, 
     Желтой кожурой покрыт. 
     Лакомство для обезьян, 
     Мы зовем его … (банан).

 4. Он с оранжевою кожей,
     Что на солнышко похожа, 
     А под кожурою — дольки. 
     Посчитаем, сколько?
    Дольку каждому дадим, 
    Все по долечке съедим. (Апельсин.)

Дидактическая игра

«Отгадай что это?».

Цель: учить определять предмет по существенным признакам. Закреплять знания детей о характерных фруктовых плодах.

Материал: муляжи или картинки.

Ход игры.

Взрослый описывает фрукт, остальные отгадывают.

Например: оно румяное, сладкое, круглое…(это яблоко).

Пальчиковая игра

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка…кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(На первые строчки-ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке. На 8 строчку развести руками. На 9-погрозить пальчиком. На последнюю – имитировать бег пальцами).

Настольно – печатная игра

Игра «Садовник».

Цель: развивать сенсорные способности.

Задачи: упражнять детей в умении отличать фрукты по форме, цвету, размеру. Закреплять название фруктов, где растут, чем отличаются друг от друга. Воспитывать умение играть дружно.

Ход игры.

Перед детьми два дерева (нарисованные на картоне), и фигурки фруктов.

Дети выполняют задание вместе или по одному. Один ребёнок кладёт на своё дерево фрукты жёлтого цвета, а другой красного.

1 задание. Разложить фрукты по цвету.

2 задание. Разложить фрукты по размеру и т.д.

Можно нарисовать на каждом дереве пометку: красный цвет, кружок, овал и т. д. а в дальнейшем убрать пометки, усложнив игру.

Подвижная игра

Подвижная игра «Фрукты в корзинке»

Цель: учить игровым действиям, становиться в круг.

Воспитатель ставит на землю корзину. Буду фрукты собирать. Ну-ка яблочки, груши, сливы, мандаринки, бананы, полезайте в корзину.

Дети бегут и встают в круг вокруг корзины. Идут по кругу.

Воспитатель: урожай у нас хорош,

                       Уродился густо:

                       И яблочко и груша,

                       И синенькая слива.

                Ах, фрукты рассыпались.

Дети разбегаются по площадке.

Воспитатель: собирайтесь , фрукты в корзину.

Сюжетно – ролевая игра

 «В магазин за яблоками»

Цель игры:

  • В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру 
  • Показывать детям способы ролевого поведения.
  • Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
  • Рассказывать детям о понятных им профессиях (продавец, шофер), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
  • Закреплять понятия много, один, по одному, ни одного.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
  • Закреплять названия цветов (красный, зеленый, желтый).

          Пятница

Загадки

Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки; познакомить дошкольников с овощными культурами, используя загадки. Помочь увидеть знакомые объекты с помощью олицетворения образа. Формировать умение при необходимости обращаться к подсказкам.

Материал: картинки – отгадки.

Педагог загадывает загадки. (Картинки – отгадки раскладываются на отдельно расположенном столе) .

1. Над землёй – трава,

Под землёй – бордовая голова. (Свёкла)

2. Уродилась на славу,

Зелена и кудрява.

Кто любит щи – меня ищи! (Капуста)

3. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

4. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

5. Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом. (Редиска)

6. Растут на грядке зелёные ветки,

А на них – красные детки. (Помидор)

7. Каждый годна нашей грядке

Вырастает корень сладкий.

Он с зелёною косой,

Любит есть его косой. (Морковь)

8. Ох, и злой он –

Каждый раз

Заставляет плакать нас. (Лук)

Пальчиковая игра

              «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе – рубим капустку) 

Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку) 
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки вперёд-назад) 
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем) 
Хороша капуста!

«Овощи »

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,         (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,             (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Цель:  Формировать, закреплять знания об овощах.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, муляжи  овощей.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

Настольная игра

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

Подвижная игра

Огуречик – огуречик.

Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка. Если вы играете вдвоем, то возьмите на себя роль мышки. Если в игре участвуют несколько детей, мышкой может быть один из них. Дети идут по направлению к мышке и говорят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Хороводная игра

«Кабачок»

Цели: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
                    Кабачок, кабачок, 
                   Тоненькие ножки, 
                   Мы тебя кормили,
                   Мы тебя поили, 
                   На ноги поставили, 
                  Танцевать заставили.
                  Танцуй, сколько хочешь, 
                  Выбирай, кого захочешь!

 

           Итоговое занятие во 2-ой младшей группе на тему «Осень»

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень»

Задачи:

– осенние изменения в неживой природе (холодно, холодный ветер, часто идет дождь, на небе тучи) .

-опадание листьев (умение находить листья по сходству и называть деревья: клен, дуб, рябина, береза) .

-созревание овощей (умение определить на ощупь, описать ;определить по вкусу и назвать

кислый, сладкий, горький, соленый) .

-знание стихов за 1 квартал.

Ход занятия.

Под музыку входит осень,

-Здравствуйте, ребята, я Осень.!

Все кругом я нарядила,

Темный лес озолотила,

И вас всех, мои друзья,

Приглашаю в гости я!

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с Осенью попутешествуем.

За руки скорей беритесь,

В круг веселый становитесь,

Пойдем в осенний лес,

Где ожидает нас множество чудес.

Дети встают паровозиком за Осенью и под муз. »Мы едем, едем… »выполняют движения:

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Веселые ребята, хорошие друзья.

Поехали направо, теперь опять вперед.

Поехали налево, теперь опять вперед,

Направо и налево, вперед, вперед, вперед,

Мы едем, едем, едем

Нас осень в гости ждет.

(по группе развешаны картинки на тему осени) .

Осень. Вот мы и в лесу, посмотрите, какая красота!

Внимательно посмотрите на картинки и назовите примету осени, которую вы увидели на них.

Примерные ответы: на небе тучи, идет дождь, дует ветер, листья на деревьях желтые, красные, листочки упали на землю и т. д.

Чтение стихов по теме «Осень».

-А почему у нас под ногами листочки?

(Их ветер сорвал с деревьев) .

-Правильно.

Ребята: Кружит листики ветер осенний,

А они все летят и летят,

Будто в теплых краях вместе с птицами

До весны отогреться хотят.

Вбегает заяц с корзиной.

Воспитатель: Куда ты серенький так спешишь?

Заяц.Как это куда! Осень на дворе, пора листики запасать на зиму, чтобы в моем домике было теплее и красивее.

Воспитатель: Не переживай зайка дети тебе помогут.

Игра «С какого дерева листок». (воспитатель показывает, дети должны отгадать с какого дерева листок) .

Затем под муз. «Погуляем» дети собирают зайцу листочки в корзину, он благодарит, оставляет мешочек, убегает.

Воспитатель: Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно что в мешке?

Игра «Угадай на ощупь».(ребенок нащупывает любой фрукт, называет его и по возможности объясняет, по каким признакам он его узнал, после чего достает фрукт из мешочка) .

Игра «Угадай на вкус». (дети закрывают глаза и получают по кусочку какого-либо овоща – капусты, моркови, огурца, помидоры) .

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что мы здесь видим?

(Деревья голые, дождь идет, тучи)

-Давайте вспомним стихотворение об этом.

«Осень наступила» Плещеева читают2-3 ребенка.

А какую потешку мы выучили про дождик?

(Дождик, дождик пуще! … – читают дети .

– Ну вот, дождик кончился и выглянуло солнышко.

Игра «Солнце и тучи» (дети ходят по группе, радуясь солнышку, подставляя его лучам лицо. Но вот налетела тучка, и стало прохладно, дети съежились, пытаясь согреться. Игра повторяется 2-3 раза) .

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Осень за такое интересное путешествие.

-Спасибо, Осень, до свидания!

Психологическая разгрузка.

-Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и обнимите друг друга. Вот какие мы все дружные, никогда не соримся и любим друг друга.


Комплекс утренней гимнастики «Весёлый огород»

Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!

(Дети встают по комнате в произвольном порядке.)

Вводная часть

В огород мы пойдём, урожай соберём!

(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)

Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.

(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)

Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.

(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)

Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!

(Перестроение в круг.)

Общеразвивающие упражнения

У капусты кочаны – вот такой величины!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, – И.П. Выполнить 4 раза.)

Хвостик есть, а не мышка.

И совсем он не малышка!

Он зелёный огурец – удалой молодец!

(И.П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)

Прячет морковка свой носик на грядке.

Видно, морковка играет в прятки!

(И.П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И.П. Выполнить 4 раза.)

Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.

Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.

(И.П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И.П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)

Дружный наш огород веселится и поёт.

Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.

(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)

Заключительная часть

Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…

А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.

(Ходьба в колонне за взрослым /на месте/.)

nsportal.ru

Картотека дидактических игр на тему “Осень”

Дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны

разложить листья на своё дерево

Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать

прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй

выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

Примечание:игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их

изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети

хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

«Поваренок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

infourok.ru

Дидактические осенние игры с детьми второй младшей группы.

Дидактическая игра «Листопад»

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?

-Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.

-Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)

-Молодцы.

Дидактическая игра «Осенняя прогулка»

-Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?

-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

-Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)

-Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.

Дидактическая игра «Урожай»

-Ребята, а что приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)

-Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)

-Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.

(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)

-Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.

Дидактическая игра «Соедини линией»

Берите стульчики и садитесь за столы.

Возьмите карандаш и проведите линии от тех предметов, которые нужны осенью. А я потом посмотрю, кто правильно всё сделал.

(См. приложение –карточку с заданием)

-Молодцы, со всем мы сегодня справились, и в гостях побывали, много интересного увидели. Спасибо за работу.

infourok.ru

Картотека (младшая группа) по теме: Дидактические игры

Дидактические игры по теме: ОСЕНЬ

1. «Найди свой листок»

Цели:Развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой.

2. «Слушай дождик»

Цели:Развитие слухового внимания.

Активизация словаря.

Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.

3. «Такие разные листочки»

Цели:Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Разноцветные тучки»

Цели:Развитие умения сравнивать предметы по цвету.

Воспитание зрительного внимания.

 Активизация словаря.

Закрепление названий основных цветов.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.

Дидактические игры по теме: ИГРУШКИ

1. «Чего не стало»

Цели:Обогащение словарного запаса по теме.

Развитие зрительного внимания.

На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

2. «У кого какая игрушка»

Цели:Сравнение игрушек по величине.

Активизация словаря.

Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.

3. «Найди пару»

Цели:Сравнение игрушек по цвету.

Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Какой игрушки не хватает»

Цели:Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.

5. «Что здесь спрятано»

Цели:Развитие воображения.

Активизация словаря по теме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.

Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА

1. «Одень Таню, одень Ваню»

Цели:Развитие зрительного внимания и логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.

2. «Выбери одежду для матрешек»

Цели:Развитие зрительного внимания.

Закрепление названий цветов.

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.

3. «Кто во что одет»

Цели: Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.

Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.

4. «Мишка и Мишутка»

Цели: Развитие умения сравнивать предметы по величине.

Воспитание зрительного внимания.

Активизация словаря.

Образование уменьшительной формы существительных

Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.

Дидактические игры по теме: ДОМ

1. «Строим дом»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление предлогов В, НА.

Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.

2. «Кто в домике живет»

Цели:Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).

3. «Чего в доме не хватает»

Цели:Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: – В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. – Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.

4. «Чей дом»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.

5. «Разноцветные домики»

Цели:Закрепление сенсорных эталонов.

Активизация словаря по теме.

Развитие зрительного внимания.

На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.

Дидактические игры по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. «Кто нас зовет»

Цели: Развитие слухового внимания.

Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.

В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал.

В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».

В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.

2. «Бюро находок»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок.

3. «Злой и добрый»

Цели: Развитие логического мышления и фразовой речи.

Активизация словаря по теме.

На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.

4. «Чья мама»

Цели:Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3.

На больших картах у детей – изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.

Дидактические игры по теме: ДЕРЕВЬЯ (ель и береза).

1.        «Посади дерево»

2.        Цели: Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.

3. «Украшаем елку»

Цели: Развитие сенсорных представлений.

Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.

У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.

Дидактические игры по теме: НАСЕКОМЫЕ

1. «Найди место»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик».

2. «Прятки»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В.

Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.

3. «Для чего это нужно»

Цели: Развитие логического мышления.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.

4. «Большой – маленький»

Цели:Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Развитие фразовой речи.

Воспитатель называет большое насекомое

ПЧЕЛА

МУХА

ЖУК

Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)

Дидактические игры по теме: ПОСУДА

1. «Накрой стол»

Цели: Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.

Активизация словаря по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.

2. «Помощники»

Цели :Развитие слухового внимания.

Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.

3. «Разбитая посуда»

Цели: Развитие зрительного внимания и памяти.

Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.

4. «Большой – маленький»

Цели: Активизация словаря по теме.

Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.

Дидактические игры по теме: ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

1. «Собери снеговика»

Цели:Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот»

Цели:Развитие слухового внимания, логического мышления.

Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.

3. «Что зимой бывает»

Цели: Развитие представлений о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4. «Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога НА.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

5. «Что прячется за сугробом»

Цели: Развитие зрительного внимания.

Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

nsportal.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Итоговое мероприятие по теме «Осень» во второй младшей группе с использованием дидактической игры «Осень ходит по дорожкам»

Итоговое мероприятие  по теме «Осень» во второй  младшей группе с использованием дидактической игры «Осень ходит по дорожкам»

Цель мероприятия:

Закрепить и уточнить знания воспитанников об осени. 

Задачи: Закрепить название частей тела. Расширять активный словарь детей.

Продолжать закреплять знания детей о количестве (один- много, умение различать и называть величину предмета (большой-маленький), а также различать и называть цвета красный, жёлтый, синий.

Воспитывать у детей бережно- отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Оборудование: Листочки, зонтик, дидактический материал к игре «Капельки и тучки», картинки по теме осень Компьютер.

Диск с авторской презентацией Запись музыки.

Мультимедийный проектор,

Предварительная работа:

Рассматривание картинок «Осень», беседа об осени, дидактические игры на развитие восприятия цвета, формы, величины, пальчиковые игры, разучивание песен.

Задачи образовательной деятельности:

Познавательное развитие:

расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях;

Речевое развитие:

развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

Художественно-эстетическое развитие: 

передавать в рисовании красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.

формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Физическое развитие: Воспитывать желание выполнять физические упражнения


Ход :

Дети входят в группу.

-Дети, посмотрите друг на друга! Давайте поздороваемся.

Здравствуйте ладошки                                 хлопки в ладоши

Здравствуйте ножки.                                    притопы ногами

Здравствуйте щёчки,                                    поглаживаем щёки

Маленькие щёчки.

Здравствуйте губки,                                    смыкаем и размыкаем губы

Здравствуйте зубки.                                     постукиваем зубками

Здравствуй мой носик,                                 поглаживаем носик

Здравствуйте дети!

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Дети : Осень Слайд 1 

Воспитатель:

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Подойдите к нашим картинкам и давайте расскажем гостям об осени

Рассказ об осени.

Воспитатель показывает детям знакомые им слайды об осени и помогает составить коллективный рассказ об этом времени года. (Показывая слайд  начинает  фразу, а дети  ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку.)

Педагог                     Дети

Наступила…                осень. (1-й ребенок)Слайд 2

Осенью редко светит…     солнце. (2-й ребенок)Слайд 3

Осенью часто…             идет дождь. (3-й ребенок)Слайд 4

Осенью дует…                 холодный ветер. (4-й ребенок)Слайд 5

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают. (5-й ребенок) Слайд 6

Это время называется листопад.

Воспитатель: Посмотрите как красиво у нас. Сколько разноцветных листочков. Это потому, что осень к нам пришла и много красок принесла. Листья на деревьях выкрасила, в какие цвета?»

Дети: «Жёлтые, красные».

Воспитатель: «Верно в жёлтые, красные. Посмотрите, каким красивым ковром покрыли листочки землю. Послушайте стихотворение».

Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».

Воспитатель: «И у нас листочки падали, падали и образовали разноцветный ковёр. Полина сколько листочков в нашем разноцветном ковре?  Возьмите по одному листочку, Миша сколько у тебя листочков? А у тебя Лера?  Сережа  какого цвета у тебя листочек ? А у тебя Ваня?  А давайте покажем, как они кружились и падали».

(дети исполняют движения под музыку).

Дует, дует ветер, дует, задувает (наклоны в стороны)

Жёлтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке, (кружатся)

Падают листочки прямо нам под ножки (садятся).

Давайте соберем листочки в корзинку.

Дети присаживаются на ковер

Игра « Осенние звуки.»

Воспитатель просит детей внимательно слушать и отгадать, какие звуки можно услышать осенью на прогулке. Когда дети будут давать правильные ответы, показывает им соответствующие картинки.

Воспитатель произносит: «Кап-кап-кап…» (Дождь идет.)

Произносит громко и длительно звук [У-У-У…] (Дует холодный осенний ветер.)

Шепотом несколько раз повторяет слово «листопад». (Листья падают на землю и шелестят под ногами.)

Хвалит детей за то, что они так хорошо знают признаки осени.

 Пальчиковая игра Дождик.

Воспитатель: Что это капает? Кажется, дождик начинается. Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Побежали все домой.

Дети занимают свои места за столом.

Воспитатель показывает малышам пальчиковое упражнение «Дождик». Для этого попеременно ударяет кончиками пальцев расслабленных кистей рук по столу, изображая падающие на землю капли дождя. Одновременно с движениями кистей рук произносит слова: «Кап, кап, кап…»

Просит малышей изобразить дождик. Темп движений рук и скорость произнесения звукоподражаний меняется в процессе выполнения упражнения. Сначала «идет» сильный дождь (совершаются быстрые движения), потом все тише и тише (движения постепенно замедляются).

Дидактическая игра «Капельки и тучки».

Цель: учить детей соотносить предметы по размеру (большой и маленький). Развивать мелкую моторику рук.

 Задание: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой. 

Разучивание потешки «Дождик»

Дети, давайте попросим дождик перестать на  нас капать. Воспитатель читает потешку, а дети качают указательным пальчиком.

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!

– А теперь повторяйте слова вместе со мной.

Подвижная игра «Перепрыгни через лужу»

– Вот какие лужи остались после дождика. Попробуйте перепрыгнуть через лужу

Рисование «Лучики для солнышка»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в окошке тоже светит солнышко. (обращает внимание детей на доску, на котором прикреплен альбомный с нарисованным желтым кругом.)

Только, мне кажется, чего -то не хватает. Как вы думаете чего?

У солнышка нет лучиков, оно забыло протянуть их нам. Придется ему напомнить об этом. Сейчас нарисую ему лучики. Чем это можно сделать? Правильно, карандашами, нашими помощниками. Вот они. Полюбуйтесь на них. Какого цвета я взяла карандаши? (правильно желтого). Потому что солнышко у нас желтого цвета.

(воспитатель объясняет и показывает приемы работы)

Возьмите  карандаш в правую руку, сожмите его тремя пальцами и нарисуйте солнышку лучики. Рисовать нужно аккуратно, не нажимая сильно на карандаш. Иначе он сломается. Лучики у моего солнышка будут направлены в разные стороны. Пусть оно светит всем людям. Вот какое красивое яркое солнышко получилось у меня. У вас в окошечках солнышки, там тоже нет лучей. Помогите солнышкам приобрести лучики и согреть ими вас.

После окончания работы воспитатель хвалит детей и открывает волшебный зонт, за которым дети находят сюрприз от осени – фрукты.

nsportal.ru

Конспект осеннего занятия для 2 младшей группы «ОСЕНЬ»

Конспект итогового занятия для второй младшей группы
Тема: «ОСЕНЬ»

 

Составила: воспитатель

Михайлова М. В.

Цель: обобщать знания детей об осени.

Задачи:

  • Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;
  • Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;
  • Развивать эмоциональность, отзывчивость;
  • Обогащать и активировать словарь детей;
  • Развивать умение слушать инструкции воспитателя;

Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.

Оборудование: Сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, муляжи овощей и фруктов, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, карточки с заданиями, простой карандаш.

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришёл сегодня старичок-лесовичок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Послушайте:

Кто приходит с желтой краской,

Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд. (осень)

-Кто догадался, что это? (ответы) Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.

Дидактическая игра «Листопад»

-Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)

-А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?

-Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.

-Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)

-Молодцы.

Также интересное осеннее занятие для 2 младшей группы:
Осеннее занятие во 2 младшей группе. Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации «Осенний лес».

Дидактическая игра «Осенняя прогулка»

-Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?

-Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)

-А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)

И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.

-Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)

-Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.

Физкульминутка:

Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

И кружимся потом.

Садитесь на стульчики, ребята.

-Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).

-А почему они улетают? (ответы)

-Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.

-Ой, а кто это рыжий среди деревьев:

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле. (белка)

-Правильно, белка.

Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)

-Молодцы.

-Ребята, а вы знаете стихи об осени? Давайте порадуем старичка –лесовичка и расскажем ему стихотворение. (дети читают стихи)

-Ну а пословицы про осень кто-нибудь знает? Какие? (ответы)

Дидактическая игра «Урожай»

-Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)

-Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)

-Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.

(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)

-Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.

Речёвка:

Автобус едет в детский сад.

В нём сидят ребята в ряд.

Они рядышком сидят.

И в окошечко глядят.

Дидактическая игра «Соедини линией»

Мы вернулись в детский сад, ребята. И у нас осталось последнее задание.

Берите стульчики и садитесь за столы.

Возьмите карандаш и проведите линии от тех предметов, которые нужны осенью. А я потом посмотрю, кто правильно всё сделал.

(См. приложение –карточку с заданием)

-Молодцы, со всем мы сегодня справились, и в гостях побывали, много интересного увидели. Спасибо за работу.

Название: Конспект осеннего занятия для 2 младшей группы «ОСЕНЬ»
Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / развитие представлений об окружающем мире и о себе

Автор: Михайлова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 15 «Радость»
Месторасположение: г. Саров, Нижегородская область

portal2011.com

Проект во 2 младшей группе “Осень на Дону”

Перспективное планирование проекта

«Как ты, осень, хороша!»

 

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цели

Сентябрь

«Овощи»

Третья

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.

Беседы «Что растет на огороде», «Чем полезны овощи».

 

 

Загадывание загадок об овощах.

 

 

Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения»

 

НОД «Чудо-овощи».

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…»

 

Экспериментирование

«Тонет – не тонет».

 

ЧХЛ Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород»,

Н. Носов «Огурцы»,

К. Ушинский «История одной яблоньки».

 

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Овощи», «Осень».

 

Подвижные игры «Овощи — фрукты», «Вершки и корешки», «Найди пару».

 

Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек».

 

Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».

 

Бумажный театр «Репка».

 

Сюжетно-ролевые игры «Наш огород», «Овощной магазин», «Делаем салат», «Готовим овощной суп».

 

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью, развивать память, внимание.

 

 

Закрепить обобщающее понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

 

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

 

Развить ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

 

 

 

Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания — огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

 

Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке.

 

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

 

 

 

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Формировать умение различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность, ловкость.

 

Закреплять знания об овощах, активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятие «овощи», развивать логику мышления, па-мять, внимание, воображение.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.

 

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Сентябрь

«Фрукты»

Четвертая

Загадывание загадок о фруктах.

 

Беседы: «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?»

 

Подвижные игры «Перенеси фрукты из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Передай яблоко», «Повтори движения».

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде», «Скажи, какого цвета фрукт», «Назови овощ или фрукт», «Чего не стало», «Узнай по запаху»,

«Узнай по вкусу».

Экспериментирование

«Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».

Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

 

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением фруктов, муляжей. ЧХЛ: В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты».

 

Сюжетно-ролевые игры «Наш сад»,«Машины везут фрукты в магазины», «Едем в сад собирать фрукты».

 

НОД «Чудо-фрукты».

 

 

 

 

НОД Художественное творчество Лепка «Консервируем фрукты»

 

 

НОД Художественное творчество Конструирование «Яблочко».

 

 

Формировать умение понимать образный смысл загадок, развивать логику мышления, воображение.

Закрепить обобщающее понятие «фрукты», названия различных фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания).

 

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме.

 

 

Закреплять знания о фруктах, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов.

Расширять представления об окружающем мире, знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями;

Показать примеры поведения, формировать оценочное отношение к миру, развивать мышление, эстетический вкус, чувство юмора; помочь реализовать эмоциональные потребности.

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.Знакомить с произведениями о фруктах, формировать умение понимать главную мысль произведения, развивать речь.

 

Формировать умение создавать игровой сюжет, закреплять знания по теме.

 

 

Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев, закрепить знания о том, что фрукты растут в саду, выделить характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно-осязательно-двигательных действий.

 

Закрепить представления детей о заготовке фруктов на зиму; формировать интерес к лепке, совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; уметь вдавливать, оттягивать для получения необходимой формы.

 

Уточнить и расширить представления детей о фруктах, развивать творческие способности при создании яблока из кругов.

Октябрь

«Осень»

Первая

НОД «Любимые красоты осени».

 

 

 

НОД Художественное творчество Рисование «Осень».

 

 

 

НОД Художественное творчество Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

 

 

 

Дидактические игры «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».

 

Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Сосновый бор», рассматривание альбома: «Дары природы».

 

Разучивание: песня «Осень», танец «Листочки».

 

 

Беседы: «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

 

ЧХЛ Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».

 

Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик».

 

Экспериментирование

«В тепле и в холоде».

 

Подвижные игры «Перелет птиц», «Солнышко и дождик», «К названному дереву беги».

Познакомить детей с красотой осенней природы. Побуждать составлять описательные рассказы о явлениях природы, используя свои личные впечатления. Вызвать желание отразить услышанное и увиденное в рисунке.

 

Закрепить знания детей об осени. Продолжать вызывать у них эмоциональный отклик на прослушивание стихов об осени. Закрепить знания названий некоторых деревьев: рябина, берёза, осина, ель. Закрепить умение рисовать кистью, гуашью методом примакивания; развивать ритмичность в рисунке.

 

Развивать умение любоваться осенней красотой, обратить внимание на изменения, которые произошли с цветами, кустарниками, деревьями. Воспитывать чувство прекрасного; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания листьев.

 

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

 

 

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

 

 

Развивать интерес пению, гармонический слух, чувство ритма; воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у детей.

 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.

 

Развить творческую активность детей, закрепить знание содержания произведений, развить выразительную речь, воспитывать усидчивость, умение вступать в диалог.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

 

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

 

Учить действовать по сигналу педагога, активизировать движение, развить ловкость, быстроту реакции.

Октябрь

«Осень»

Вторая

НОД «Осень золотая».

 

 

НОД Художественное творчество Лепка «Консервируем овощи»

 

 

 

Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Любуемся красотой осени».

Дидактические игры

«Что нам осень при-несла?», «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».

Экспериментирование

«Летающие семена».

 

 

Пальчиковые игры «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».

 

Подвижные игры «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик».

 

 

 

 

Рассматривание картин: И. Левитан «Октябрь», «Осень».

 

 

ЧХЛ: М. Пришвин «Листопад», заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила».

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы.

 

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе.

 

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать логику мышления, память, внимание, воображение.

 

 

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

 

Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 

 

Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением.

 

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

 

Вызвать интерес к произведениям, развить умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию.

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *