МДОУ «Детский сад №1 с. Тепловка»
Дидактические игры по сенсорному развитию детей в разновозрастной младшей группы «Колобок»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории:
Дубровина Татьяна Викторовна
с. Тепловка 2018 год
Дидактическая игра “Нарядим солнышко”
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями “такая”, “не такая”, “одинаковые”, “разные”.
Варианты игры:
Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет.
Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Вариант № 1 – «Наряди» ! Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек». Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится : треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке». Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2. Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра «Стиральные машинки»
Цель: Развитие сенсорных навыков.
Задачи:
1. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки ).
2. Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
3. Развивать логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку).
4. Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона и опустить её в отверстие стиральной машины).
5. Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.
«В гостях у фигурок-человечков»
Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.
Материал: большие картонные круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными «лицами» – фигурки-человечки. Такие же геометрические фигуры меньшего размера разного цвета на каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур. Затем проводится игра: фигурки собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.
Испекли в духовкеСладкое печенье,
Получилось вкусно,
Просто объеденье!
Игра «Осень в саду»
Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый. научить детейгруппировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям, помогая друг другу на основе сравнения предметов. Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других. Воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку.
Игра «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету.
Игра «Подбери пёрышко»
Цель: учить детей
Д/и «Вагончики для паровозика»
Цель: продолжать учить детей подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление
Игра «Наведи порядок».
Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Дети собирают рассыпанные по столу цветные кубики и раскладывают их на тарелочки соответствующего цвета. Проговаривая при этом цвет каждого кубика.
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Сказка»
Цель: закрепить знание основных четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый, понятие “один-много”, геометрическую фигуру круг.
Ход игры: На полянке гуляли девочки с разноцветными шарами.
Задаю вопросы: Сколько девочек? Какой формы красный шарик? Какого цвета шарик у девочки в синем платье?и т. д.
Вдруг подул сильный ветер, шарики улетели. Набежали тучки и пошел дождик.
Какого цвета тучки? А капельки? Сколько капелек у тебя в руке и т. д.
Когда дождик закончился, на полянку прилетели бабочки и сели на цветочки.
Какого цвета этот цветочек? Сколько цветов? Какого цвета бабочка сядет на красный цветок? и т. д.
А потом на небе выглянуло солнышко и появилась красивая радуга.
Описание:
Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является основой для интеллектуального развития
– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
– развивает наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– позитивно влияет на эстетическое чувство;
– является основой для развития воображения;
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.
Игра для сенсорного развития.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:
Развитие сенсорики позволяет:
Сенсорика позволяет улучшить внимание.
Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.
Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:
Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.
Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.
Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.
Требования к обучающим играм:
Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику.
Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:
Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:
Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.
Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.
Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.
Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.
Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.
Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:
В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.
Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.
На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.
Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.
Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.
Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.
Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.
Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.
Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.
Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».
В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.
«Загадочные пуговки»
Цель игры:«Волшебное поле»
Цель игры:«Радуга»
Цель игры:«Шарики»
Цель игры:«Бабочка»
Цель игры:«Карусель»
Цель игры:«Занимайка»
Цель игры:«Яблонька»
Цель игры:
«Волшебные колпачки»
Цель игры:«На что похожа фигура?»
Цель:«Спрячемся от дождика»
Цель:«Выбери пуговки»
Цель:«Найди домик»
Цель:Поскольку на мне младшая группа, даю свою картотеку, но постараюсь сделать дополнения на разный возраст. Вообще смысл таких игр таков: дать малышу широкий спектр ощущений и знаний о свойствах предметов, веществ, явлений, которые можно ощутить тактильно, зрительно, на слух и «нюх». Точно также эти же сенсорно-дидактические, то есть, обучающие игры подойдут для детей раннего возраста. Нужно подобрать игры, адекватные возрастным возможностям ребенка.
Для простоты я поделила картотеку на 5 блоков: развитие зрительного восприятия, слухового, обонятельного, осязательного, а также игры для мелкой моторики и целенаправленных действий.
Я не буду описывать абсолютно все составляющие картотеки, а перечислять без описания глупо, ведь по названию далеко не всегда можно понять суть, поэтому дам описание самых эффективных игр по сенсорному развитию. Вы увидите, насколько просто, интересно и полезно забавлять малыша и обучат одновременно!
Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму, величину. Если потрясти баночкой с карточкой внутри, то тренируем и слух.
Поверьте, если усложнить задачу, то этой игрой заинтересуется средняя и старшая группа. Для них можно добавить оттенки цветов, поместить внутрь карточку с картинкой не монохромной, а выполненной преимущественно одного цвета. Крышечки подбираем с резьбой, чтобы сложнее было открывать.
Попутно потренируем зрительное восприятие цвета, моторику. Дети в 2-3 года обожают эту игру. Во второй младшей группе, да и в первой младшей группе на ура проходит эта забава. Видимо, малыши еще скучают по погремушкам…
А чтобы сделать забаву интересней в 1 младшей группе, можно шумелки оформить в виде игрушек: берем пластиковое яйцо от киндера, кладем внутрь разные предметы (крупы, шарик, что угодно), обшиваем тканью или обвязываем крючком, создавая цыплят, например. Каждый цыпленок будет шуметь по-разному.
Подготовительная группа может усложнить задачу: высыпать содержимое бутылок в отдельные коробочки и потом опять подобрать по цвету необходимое для каждой конкретной бутылки наполнение. Кроме того, если трясти бутылками осознанно, то развивается чувство ритма, а это уже музыкальный слух!
Здесь уж далеко ходить не нужно, игры плавно перемещаются в кухню. Средняя группа вполне справится с такой задачей:
Сейчас раздолье фруктов, подготовительная группа и младшие дошкольники могут тренировать более тонкое обоняние, пусть учатся различать запахи овощей-фруктов со слабо выраженным ароматом.
Несмотря на простоту таких дидактических забав, он приносят большую пользу. Посредством игры ребенок получает полноценное сенсорное воспитание, обогащает мир своих ощущений. А это уже развивает мозг в целом. Тем более, что еще и обогащается словарный запас, ведь мы учим новые слова.
Для развития тактильных ощущений можно использовать все, что видишь вокруг дома, во время прогулки. Да ребенок сам тренируется, ощупывая все, что попадется под руку. Но обязательно нужно заострять внимание малыша на названии явлений, ощущений. Обращать внимание на цвет, форму, размер.
Что говорить, вы уже догадались, насколько полезны дидактические игры по развитию тактильных ощущений для маленьких аутистов – аутят, да и для всех детей ЗПР (задержка психического развития).
Не устану повторять, что наиболее доступная и эффективная форма обучения и развития для деток, начиная с самого раннего возраста, – игра. Но не стоит превращать забавы во что-то формальное, обязательное, серьезное, научное. Важно, чтобы ребята ощущали устойчивую радость и удовольствие от происходящего. Тогда и учиться в школе, они будут, как говорится, играючи, то есть, легко.
Мир сложен и достаточно драматичен сам по себе, поэтому не нужно усложнять его дополнительно. Используйте любую возможность, чтобы покайфовать, забавляясь интересными играми вместе со своими детьми.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Новиковой Людмилой Вячеславовной, воспитателем МБДОУ комбинированного вида детский сад № 2 г. Нелидово, Тверской области. Сегодня Людмила Вячеславовна с удовольствием делится с нами полезным материалом по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Вячеславовны:
«Развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью, которой является чувственный опыт».
Полезного чтения…
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Тип проекта:
По количеству участников: групповой.
По доминирующей в проекте деятельности: игровой, информационный, практико-ориентированный.
По направленности: сенсорное развитие.
Участники: дети младшего дошкольного возраста (2-3 года), родители, педагог группы.
По времени проведения: долгосрочный: октябрь 2013г. – май 2014г.
Актуальность:
Развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью, которой является чувственный опыт.
Справедливо отмечает Б.Г. Ананьев «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».
Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребёнок видит, слышит, осязает окружающее. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей, определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий, развивающих методик.
Цель проекта:
Задачи:
Гипотеза:
Предполагаю, если использовать дидактические игры, то сенсорное развитие младших дошкольников, будет эффективнее при определённых условиях.
Условия:
Предполагаемый результат:
Качественно изменится уровень по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Сформируются у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Принципы работы:
Методы и средства реализации проекта:
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный (октябрь 2013г.)
2 этап – формирующий (ноябрь 2013г. – май 2014г.)
3 этап – заключительный (май 2014г.)
Реализация проекта:
Свою работу я выстроила с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста (наглядно-образных и наглядно-действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала.
Обучение дошкольников в процессе этапов осуществлялось с учётом требований программы. В работу вошли дидактические игры на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов.
Данную систему дидактических игр составила из системы дидактических игр Л.А. Венгер «Сенсорное развитие детей раннего возраста», О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках», В.Е. Воронина «Дидактические игры по сенсорике детей 2-4 лет».
Образовательная деятельность педагога с детьми проходила в естественных условиях в группе детского сада, оснащённом необходимым оборудованием, позволяющем проводить дидактические игры на развитие всех сенсорных способностей. Развитию сенсорных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества взаимопонимания.
На подготовительном этапе была поставлена цель: выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы и величины посредством дидактического материала.
Определены задачи: провести диагностический опрос младших дошкольников на восприятие цвета, формы, величины. Зафиксировать полученные данные в таблицу.
Приёмы, использованные на данном этапе: обследование предметов с наглядным объяснением.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), четыре основных цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), двух разных величин (большой, маленький).
Выполняя задания, дети допускали ошибки в умении ориентироваться в двух и трёх контрастных величинах, в отношениях по величине между плоскими промежутками и объёмными.
Из результатов видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировке предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов.
В ходе подготовительного этапа, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных способностей, я определила, что у многих детей сенсорные способности развиты недостаточно.
Я предполагаю, что при активном использовании дидактических игр и упражнений, результаты станут лучше.
Проведённое анкетирование родителей и беседы показали, что:
В ходе подготовительного этапа зафиксированы данные, которые стали исходным для последующей работы на формируемом этапе.
На втором этапе была определена цель: способствовать сенсорному развитию детей и усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины, используя дидактические игры по плану.
Формирующий этап длился с ноября 2013 года по май 2014 года.
Работу на втором этапе проводила в виде игр-занятий, направленных на развитие сенсорных способностей. С этой целью я выбрала индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем.
Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей, младшего дошкольного возраста. В дидактический материал включала материал предыдущий с обязательным усложнением.
В своей работе использовала дидактические игры на развитие восприятия цвета, формы, величины по составленному плану.
Игры проводила два раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.
Основными методами деятельности являлись: игровые приёмы, речевой образец, показ способов действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребёнка по ходу или в конце занятия: и Ваня и Аня, всё дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Маша.
Дети достаточно живо и с интересом принимали участие, когда им предлагалось поиграть. Для поддержания интереса вводила соревновательный момент: «Кто быстрее разложит фигуры по Тарелочкам».
В игре «Спрячь мышку» для создания положительных эмоций, использовала игрушку кошку, дети достаточно живо на неё реагировали и быстро выполняли действия, соответствующие содержанию.
Каждый ребёнок имел возможность проявить активность, помочь герою и т. д.
Сенсорное развитие осуществляла, как в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей, обращала внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: «Аня, какое красивое жёлтое платье. А у Кирилла зелёная футболка? А давайте посмотрим и найдём, у кого ещё зелёная одежда сегодня»
При умывании обращала внимание на цвет полотенец, при кормлении на посуду, цвет салатниц и салфеток. При одевании на прогулку сравнивали шарфы по длине, цвету (у Алины красный длинный шарф, а у Вити белый короткий), носки, туфли детей.
В сюжетных играх обращала внимание на величину, цвет и форму предметов: «А компот, из каких яблок будем варить: больших или маленьких? Какого цвета возьмём кастрюлю?» и т. д.
При работе со сказкой «Три медведя» на иллюстрации надо было показать большого медведя и маленького Мишутку, показать подходящие каждому из них по размеру посуду, кроватку. В сказках «Репка», «Теремок», «колобок» назвать, кто из героев большой, а кто маленький.
Работая с картинками, предлагала показать большую кошку и маленькую. Длинные и короткие дорожки к домикам зайчика, утёнка нарисовать, построить из строителя.
На прогулке сравнить куличики из песка: одинаковые по форме, размеру, поискать листочки одинаковые по форме, размеру и цвету. При насыпании песка в ведёрки, при наполнении их водой, камешками, при разливании супа, компота обращала внимание детей на то, когда ведёрко, чашка, тарелка у всех пустая, а когда полная и т. д.
В утренние часы, проводя индивидуальную работу, предлагала детям дидактический материал для игр: «Занимательная коробка», «Цветные вкладыши», «Найди, чей домик?», «Большой – маленький», «Весёлая полянка», «Разложи по цвету», игры с матрёшкой (разобрать матрёшку и сделать хоровод больших матрёшек на одной лужайке, а маленьких на другой).
Например, при ознакомлении с окружающим, использовала серию игр с куклами. В гости приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, посуду. Детей спрашивала, какой величины кукла Даша, а какой Маша?
– Настя, какую чашку мы дадим Даше?
– А какую Маше?
– Какого цвета чашка у Маши?
– А у Даши?
Были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе.
Помимо различных дидактических игр: «Собери предмет», «Бусы», «Цветные формы», «Матрёшка», «Найди по форме», «Найди пару», «Угадай фигуру», «Разложи карандаши», «Попади в ворота», разрезные картинки, кубики и т. д., организован сенсорный центр, который пополнялся специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, ёмкостями с водой и песком и многим другим.
В результате я выяснила, что дидактические игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребёнка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями и гармонией цвета.
В работу с родителями на данном этапе были включены консультации на тему:
Родители приняли активное участие в изготовлении игр своими руками по сенсорному развитию и мелкой моторике рук
После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр, был проведён заключительный этап по определению эффективности проделанной работы.
Цель заключительного этапа: выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Сравнение результатов подготовительного и заключительного этапов.
Время проведения: май 2014 года.
Планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию, используя игры, значительно влияет на сенсорное развитие детей и на развитие личности в целом.
Дети стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине.
В ходе бесед с детьми я заметила, что у них появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Полученные положительные результаты в ходе работы подтверждают правильность и верность выдвинутой гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников, используя дидактические игры, будет эффективнее при определённых условиях.
На данном этапе с детьми подготовила и провела для воспитателей ДОУ педагогическое мероприятие «Дидактические игры на цвет, форму, величину «Гномики»».
С родителями проведено собрание-практикум «Игра не забава», сделан фотоальбом «Мы играем».
С педагогами проведён обмен опытом работы по данной теме с презентацией дидактического материала на педагогическом совете, ГМО «Ярмарка педагогических идей».
Результат:
1. У детей младшего дошкольного возраста сформированы умения и навыки, свидетельствующие о высоком уровне развития восприятия (цвета, формы, величины).
2. Созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, опробованы дидактические игры.
3. Родители получили методические и практические рекомендации по данной теме; консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр и их проведение с детьми дома.
4. По данной теме опыт работы распространён в ДОУ №2, №7, используется педагогами.
Перспективы развития проекта:
1. Продолжить работу по использованию проектных технологий по сенсорному развитию детей.
2. Дальнейшая систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в других образовательных областях, на основе применения интегративных методов.
3. Изготовить полифункциональные пособия по сенсорному развитию детей, с применением данных разработок.
Список литературы
1. Программа «Радуга», 2006г.
2. Воронина В.Е. «Дидактические игры по сенсорике детей 2-4 лет»
3. Венгер Л.А «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение, 2008г.
4. Глушкова Г. «Игра или упражнение», Дошкольное воспитание, 2008г.
5. Дубровская Н.В. «Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста», Дошкольное воспитание, 2003г., №6.
6. Ефремова Н. «Учимся различать цвета и запоминать их названия», Дошкольное воспитание, 2003г., №12.
7. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», М. Мозаика-Синтез, 2009г.
8. Новиковская О.А. «Математика в играх и картинках» Школа до школы, Санкт-Петербург «Паритет», 2006г.
9. Интернет.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.
К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию младших дошкольников.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР):
«Монетки»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.
«Матрешка»
Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.
Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.
«Квадраты»
Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.
Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.
«Веселый паровозик»
Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.
Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.
Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.
«Пирамидка»
Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.
Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.
«Вот какие палочки»
Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.
«Веселые клоуны»
Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.
«Змейка»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Мельница»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
«Забавные прищепочки»
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.
«Разноцветные вагончики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.
«Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
«Веселые гонки»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.
Материал: панель, трубки, шарики.
Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:
«Сапожок»
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
«Найди на ощупь»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.
Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль,
а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
ЦВЕТ
«Цветные фонарики»
Цель:
– Упражнять в ходьбе и беге
– Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность
– Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель:
Яркие фонарики
Поднимем высоко
Жёлтый (синий красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики.
Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Достань ленточку»
Цель:
– Помочь освоиться на гимнастической стенке.
– Развивать ловкость и самостоятельность.
– Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).
Материал: Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.
На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок.
Держим в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:
– «Где же еще синие ленточки?»
Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам.
Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так, как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.
В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.
«Цветные фонарики»
Цель. Упражнять в ходьбе и беге. Развивать мелкую моторику , ловкость, самостоятельность. Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: Мячи (диаметр 6см) основных цветов (красный, жёлтый синий) – по два на каждого ребёнка.
На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.
Воспитатель.
Яркие фонарики
Поднимем высоко.
Желтый (синий, красный) цвет их
Виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.
Воспитатель. Погасли фонарики. Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.
Игра повторяется 3-4 раза.
«Бабочки»
Цель: Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Дети бегают под музыку, изображают бабочек
Взрослый: Бабочки летали
У лесной полянки
Крылышки устали
Нет ли где тут лавки?
Мы же крошки-бабочки
Нам не нужно лавочки
Отдохнуть бы нам чуток
Сядем лучше на цветок.
Дети остановились.
Взрослый:
1.Где любимый наш цветок?
Красный цветик – огонёк (мак).
Дети находят красный цветок и приседают возле него.
Сели посидели, дальше полетели.
2. Где любимый наш цветок?
Жёлтый, сладенький медок (одуванчик).
3. Где любимый наш цветок?
Синий яркий лепесток (василёк)
ОДИН-МНОГО
«Догони мяч»
Цель:
-Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.
-Закреплять понятие большой и маленький.
– Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.
Материал: большие (10-12см)и маленькие (6-7см) диаметром мячи,
два обруча, две корзины большая и маленькая.
Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.
Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.
После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.
Дальше игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи.
Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.
Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,
-Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
«Колпачок»
Цель
-Закреплять понятия большой и маленький, основные цвета
– Учить детей становиться в круг
– Развивать внимание
Материал: Большие колпачки 3-х цветов (красный, желтый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,
маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам осн. -15см по количеству детей.
На пол ставим большой колпачок красного цвета.
– Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.
Чок, чок, чок, чок!
Стоит красный колпачок,
На тоненьких ножках
В красненьких сапожках.
Чок, чок, чок колпачок!
Наклони-ка свой бочек,
Что ты спрятал колпачок?
Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.
Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:
– Не зевай, не зевай, колпачок занимай! – малыши встают возле колпачков.
При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.
Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.
Дети шли, шли, шли,
Колпачок нашли.
Чок, чок, чок, чок!
Где стоит твой колпачок?
– Не зевай, не зевай, колпачок занимай!
Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.
«Ноги и ножки»
Цель: Закреплять понятия большой и маленький. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, они все – большие!
Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.
«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.
Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.
Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!»
Большие ноги идут по дороге:
То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ!
«Выбери мяч»
Цель:
Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.
Материал: В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).
Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.
Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.
При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.
Принесенные мячи кладутся в одну корзину.
Варианты игры:
В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера : в одной – диаметром 20-22 см, в другой – диаметром 12-15 см.
Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие – в другую. При этом большие мячи малыши несут, удерживая руками на голове, а маленькие – спрятав за спину.
2. Можно использовать мячи трёх размеров : диаметром 6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.
Дети приносят мячи в следующей последовательности : маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце – маленькие.
Большие мячи дети несут на голове, средние – за спиной, а маленькие – перекладывая из руки в руку.
Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.
Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)
Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).
Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.
Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.
Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.
Как известно, лучший способ научить ребенка – снабдить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут его тренировать. Дидактические игры – самый простой и эффективный метод. Это наиболее оптимальный способ совмещения игрового процесса и познавательной деятельности. На что похожи эти игры? Давайте разберемся.
Какие особенности?
Дидактические игры – прекрасная возможность расширить представления детей об окружающем их мире.Помимо развития наблюдения, они нацелены на обучение тому, как определять различные атрибуты объектов, например их цвет, форму, размер и так далее. Именно в процессе игры дети могут установить простейшую связь между тем или иным предметом и событием.
Любая дидактическая игра представляет собой сочетание трех компонентов: игровой дизайн, действия и определенные правила. Причем может принимать в нем участие как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество такого способа организации деятельности детей.План игры необходим для развития познавательной деятельности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и умения. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была завершенной, дети должны четко видеть конечный результат.
Современные дидактические игры – это самые разнообразные средства обучения различным навыкам. А если игровой процесс ведется коллективно, то все равно педагог должен максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и ставить задачу подбирать исходя из его способностей.
Как организовать игровой процесс?
Дидактические игры на уроках могут быть организованы в разных формах: путешествия, инструкции, предложения, загадки и беседы – все это лишь малая часть того, как можно преобразовать урок, сделать деятельность детей более цельной и интересной. Например, суть игры-путешествия заключается в том, что дети должны двигаться к определенной цели для решения поставленных задач. И такое путешествие может быть виртуальным – в воображении.Отгадывание головоломок как способ организации урока – отличное решение, чтобы сделать учебное время более информативным.
Очень популярные дидактические игры по математике для дошкольников. Для детей эта наука достаточно сложна, поэтому к организации урока стоит подойти грамотно и ответственно. Например, изучая понятие «величина», вы можете предложить детям выложить фрукты разного размера в соответствующие корзины. Урок позволит детям осознать такие понятия как большой, средний и маленький.Вторым типом игры может быть раздача овощей и фруктов по соответствующим ящикам. Важно, чтобы дети научились понимать разницу между «большим» и «меньшим», например, строя небольшие домики разной формы.
Кстати, любой наглядный материал (дидактические игрушки, настольные развлечения или сюжетные картинки) позволяет сделать процесс обучения детям более интересным, а значит, запоминающимся.
p >>Ниже вы найдете игры и занятия, в которые вы можете играть со своим ребенком, чтобы способствовать его сенсорному развитию.Занятия разделены по возрасту, поэтому легко найти игры и занятия, соответствующие возрасту. Посетите нашу страницу с сенсорным экраном для получения дополнительной информации, способов отслеживания прогресса вашего ребенка, сенсорных видео и сенсорных раздаточных материалов или посетите нашу страницу с календарем детских игр, чтобы создать персонализированный календарь для вашего ребенка, который показывает вехи и игры, которые ваш ребенок должен достичь неделя.
0-3 месяца
4-6 месяцев
7-9 месяцев
10-12 месяцев
13-18 месяцев
Сенсорная интеграция – это процесс, с помощью которого мы получаем информацию через наши органы чувств, систематизируем эту информацию и используем ее для участия в повседневной деятельности.
Пример сенсорной интеграции:
Вы правильно прочитали! Большинство людей думают, что смыслов всего пять, но на самом деле их семь! Так что же такое 7 чувств?
Так как же все это происходит вместе? Вот пример сенсорной интеграции во время игры в бейсбол:
Представьте, что вы играете в бейсбол и готовы к битой.Вы используете свое вестибулярное чутье, чтобы принять стойку для отбивания мяча, и проприоцепцию, чтобы почувствовать, где ваши руки, где находятся ваши ноги и как вам следует замахнуться, чтобы войти в контакт с мячом. Затем вы видите, как мяч приближается к вам, и вы замахиваетесь. Вы слышите, как мяч ударяется о биту, и вы знаете, что попали в нее, поэтому начинаете бежать! Вы продолжаете слушать и смотреть, как видите, как другие игроки пытаются достать мяч и пометить вас. Вы видите, что приближаетесь к первой базе, но мяч тоже, поэтому вы решили скользить.Когда вы скользите, вы балансируете свое тело; вытяните руки, потому что вы знаете их положение и что они первыми достигнут базы; и почувствуйте, когда основание касается кончиков ваших пальцев. Может быть, немного неприятно ощущать вкус и запах грязи, когда вы скользите, но ваши чувства подтверждают, что вы это сделали!
Когда начинается сенсорное развитие?
Очень рано! Фактически, некоторое сенсорное развитие, например обоняние, начинается еще в утробе матери.
Какие вехи сенсорной интеграции должен достичь мой ребенок?
По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, он должен достичь новых сенсорных вех. От визуального отслеживания до поиска новых игрушек и помещения предметов в рот (да, это типично!) Ребенок будет продолжать задействовать свои чувства, чтобы познавать окружающий мир.
Изучите сенсорные вехи, чтобы отслеживать развитие вашего ребенка.
Узнать больше
Посмотрите здесь некоторые из этих ранних сенсорных вех и просмотрите все сенсорные вехи за 18 месяцев.
У нас есть отличные идеи для вашего малыша от рождения до 18 месяцев.
Узнать больше
Некоторым детям сложно воспринимать и обрабатывать поступающие ощущения. Некоторые признаки сенсорной проблемы включают:
Каждый ребенок по-разному реагирует на сенсорную информацию.Сенсорные проблемы очень сложны, потому что сенсорная система ребенка может быть смесью излишне реактивной, недостаточно реактивной или активно задействованной.
Если вы подозреваете проблему, обратитесь к поставщику медицинских услуг, чтобы поделиться своими проблемами. Повседневные задачи могут быть трудными для ребенка, который иначе обрабатывает сенсорную информацию, поэтому лучше всего обратиться к профессионалу, который поможет вам понять сенсорную интеграцию вашего ребенка.
Ресурсы по возрасту: Игры 7-9 месяцев
Никогда не рано начинать играть в игры, чтобы помочь ребенку достичь своих сенсорных, коммуникативных, кормящих и двигательных навыков.
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Игры
Команды внимания .Вызывайте такие команды, как: Внимание, салют, марш на месте … стоп, сядьте, встаньте, идите по кругу, хлопните в ладоши … остановитесь, бегите на месте … стоп, прыгающие домкраты … остановитесь, плывите на месте …. остановитесь и т. д. Сначала ученики будут копировать вас, но позже они смогут выполнять команды без вас. (Представлено Таней Биббо).
Ставить нельзя . В эту игру можно играть миллионами и миллионами различных способов, и по сути, это просто так: пойти в магазин игрушек и купить игрушечные деньги.Вначале дайте каждому студенту одинаковую сумму денег. Попросите учеников поспорить друг с другом, что они что-то не могут сделать – например, так: заставьте каждого ученика встать и походить. Попросите их сказать: «Держу пари, вы не можете (например, сосчитать до 20, бегать по комнате 5 раз, спеть песню ABC и т. Д.)». Предложите ученикам сделать ставки на игрушечные деньги. Вы удивитесь, насколько эта игра нравится даже взрослым студентам.
Можете ли вы действовать . Используйте эту игру для обучения «Сможете ли вы …? »« Да, я могу »« Нет, я не могу ». Эти действия забавны: покачиваться, танцевать, быстро бегать, прыгать, прыгать, делать звездный прыжок, делать стойку на руках, дотрагиваться до пальцев ног, скрещивать глаза, щелкни пальцами, свисти, пой. Например, спросите ученика: «Ты можешь скосить глаза?». Если ученик отвечает «Да, я могу», то скажите «Хорошо, иди!», и ученик выполняет действие. Если ученик говорит «Нет, я не могу» сказать «Жаль. Хорошо, ты умеешь (покачиваться)? “.
Шарады . Попросите S выйти впереди класса и прошептать слово или показать FC этому S.S the разыгрывает это слово, и первый S, который угадает, может быть следующим игроком. Это очень хорошо работает с глаголами действия (например, прыгать, вращаться, есть – вы также можете получить более сложные шаблоны, такие как разрезать хлеб, открыть дверь, полететь на самолете и т. Д.). Вариант: разделите класс на команды – первый S, который угадает, получает очко для своей команды.
Классные гонки . Гонки – это интересный способ научить разным глаголам действия и прилагательным / наречиям.Выстройте учеников в ряд и скажите им, что они должны делать во время забега, а затем крикните «Вперед». Действия включают в себя: гигантские шаги, маленькие шаги, бег назад, прыжок, прыжок, подпрыгивание, ползание, как краб / ребенок, прыжок, как кролик / лягушка, полет, как птица, ходьба быстро / медленно и так далее.
Упражнения . Этот отлично подходит для возбужденных студентов, которым нужно сжечь немного энергии. Это также хорошо для команд и чисел в классе. Поставьте учеников в ряд и назовите инструкции: «Прыгай 10 раз», «Обернись 4 раза» и т. Д.Также можно использовать следующие методы: бег (на месте), прыжок, руки вверх и вниз, прикосновение к (части тела), вставание и сядание и прыжок со звездой.
Следуй за лидером . Студенты выстраиваются в очередь за учителем и следует за ним по классу. Учитель выполняет действие и выкрикивает слово для этого действия. Скопируйте действие и повторите слово. Хорошие действия включают в себя: помахать привет / до свидания, холодно / жарко, остановиться, идти, бегать, прыгать, пропускать, ползать, идти назад, прыгать, садиться, вставать.
Песни на действия и глаголы . У нас есть ряд песен, доступных для загрузки, в которых используются разные глаголы, например:
Щелкните здесь, чтобы перейти на страницу с нашими песнями.
Перейти к:
Игра в группе учит многому.Играя вместе, вы учитесь быть частью команды, работать в соответствии со стилем других людей и принимать их подходы. Вы учитесь прислушиваться к идеям другого человека и пробовать новое.
Таким образом, групповые игры необходимы для социального и эмоционального развития ребенка. Вот почему MomJunction предлагает вам этот список веселых и образовательных групповых игр для детей; ваши дети могут играть в них дома или в школе.
Игры, которые мы выбрали в этой статье, направлены на продуктивное вовлечение детей и помощь в развитии их творческих, интеллектуальных и кинестетических способностей.Мы разделили игры на внутренние и внешние.
Игры разработаны таким образом, чтобы оптимально использовать ресурсы и пространство в помещении.
Корзина с фруктами – одна из лучших игр для больших групп, в которые можно играть в помещении. Это весело, и в нем используются основные материалы, которые вы, вероятно, найдете в каждом доме.
Количество игроков: 15 и более
Вам понадобится: Бумага, двусторонний скотч и ручки
Как играть:
В эту игру могут играть дети от 3 лет.
[Прочитано: Тимбилдинг для детей ]
Украсть бекон – забавная игра, которая не связана с кражей бекона из дома соседа или хозяина дома.На самом деле это не имеет ничего общего с куском мяса! Продолжайте читать, пока мы рассказываем вам, что это такое.
Количество игроков: 10-19
Вам понадобится: Объектов, которые можно быстро схватить, таких как обувь, игрушки, мячи, фрукты, ручки и т. Д., Всего около 30.
Как играть:
Эта игра идеально подходит для детей средней школы и дошкольного возраста.
В этой игре не много физической активности и ловкости важная роль.
Количество игроков: 10-15
Вам понадобится: Место для игры, стулья
Как играть:
Например, игроки могут сказать:
«дует холодный ветер для всех, кто носит черную рубашку».
«дует холодный ветер на всех, у кого на руке родинка».
«дует холодный ветер для всех, кто играет в баскетбол.”
И так далее.
4. Когда игрок говорит «дует холодный ветер…», любой, кто соответствует критериям, должен изменить свое место, выбрав другого игрока.
5. Игрок в центре также пытается найти свободное место, пока игроки меняются местами.
6. В итоге остался один игрок.
Эта игра может быть интересной для учащихся средних и старших классов, и в нее можно играть до тех пор, пока группа веселится. Вы также можете отказаться от стульев и попросить детей сесть на пол с маркерами.
Это еще одна круговая игра, цель которой – найти спрятанный объект. Игра побуждает детей сосредоточиться и попытаться понять язык тела другого человека.
Количество игроков: 8-15
Вам понадобится: Небольшой предмет, который можно незаметно передавать, место для игры
Как играть:
В эту игру могут играть подростки, подростки и даже взрослые.
[Читать: Детские игры для вечеринок ]
Наполнители.Дети используют их часто, как и взрослые. Ораторы могут использовать такие наполнители, как «ай», «ммм», «нравится» и «ты знаешь», сколько угодно раз. Но слушатели их ненавидят. Эта игра может научить детей говорить, не прибегая к надоедливым филлерам. Звучит интересно?
Количество игроков: 10-12
Вам понадобится : Список тем, таймер
Как играть:
Команда, полностью избегающая употребления табуированных слов, побеждает.
Это веселая игра, которая понравится маленьким детям и подросткам. Игра является новаторской и обязательно вызовет в комнате много смеха.
Количество игроков: 10-12
Вам понадобится: стульев, закрытая комната и место для игры
Как играть:
Морж – это игра в угадывание, в которой игроки маскируют действие или действие со словом «морж», и один человек должен угадать, что это такое.Игра побуждает детей разумно мыслить и использовать язык. Игра также учит детей реагировать осознанно, после тщательного обдумывания.
Q: Когда вы выполняете это действие?
A: Я хожу в школу каждый день и когда захочу.
Q: А ночью у вас морж?
A: Да
Q: У вас дома морж?
A: Да
И так далее. Дети, отвечающие на вопросы, должны быть осторожны, чтобы не раскрыть настоящее слово.
[Прочитано: Коммуникационные игры для детей ]
Веселая игра для всех возрастов, Смотри вверх, Смотри вниз, можно играть в любом случае.На вечеринке, пикнике или в школе детям понравится играть в эту игру.
Количество игроков: 15-20
Вам понадобится: Место для формирования большого круга
Как играть:
Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется не более двух-трех игроков.
Это занятие в малых группах, которое поощряет мгновенное творчество и помогает быстро думать и улучшать навыки решения проблем ребенка.
Количество игроков: 9-12
Вам понадобится: Реквизит / предметы повседневного обихода, место для выступления
Как играть:
Следует позаботиться о том, чтобы все члены группы имели возможность выступить. Эта игра / занятие – отличный выбор для летних лагерей и театральных мастерских.
[Прочтите: Веселые игры-стрелялки для детей ]
Архитектор команды – одно из наиболее распространенных видов деятельности в классе. Это помогает детям использовать свои логические способности и здравый смысл для создания простых предметов с помощью инженерных наук и строительства.
Игра дает игрокам базовые материалы, тем самым поощряя их навыки решения проблем.
Количество игроков: 12-15
Вам понадобится: Базовый материал для поделок, такой как клей, газеты, веревка, палочки, липкая лента и т. Д., В зависимости от выбранной игры.
Как играть:
Убедитесь, что ресурсы, предоставленные каждой команде, одинаковы. Это занятие идеально подходит для детей старшего возраста и подростков и отлично подходит для занятий по STEM в школе.
Вернуться наверх
Кто хочет запереться внутри в яркий и солнечный день? Когда дети хотят поиграть на улице, эти игры могут быть интересными.
Это игра сгибания тела, которая заставляет вашего ребенка растягиваться, сгибаться, поворачиваться и поворачиваться по мере необходимости, чтобы произносить слово.Как? Читайте дальше, чтобы узнать.
Количество игроков: 9-15
Вам понадобится: Пробел, список слов, которые могут написать дети
Как играть:
Команда, набравшая максимальное количество очков, становится победителем.
[Читать: Лучшие игры для детей PS3 ]
Змея в сточной канаве – забавная игра для детей младшего возраста, которые любят бегать и ловить рыбу. В игру можно играть в помещении или на открытом воздухе.
Количество игроков: 6,8-12
Вам понадобится: Пространство для игры
Как играть:
В эту веселую игру могут играть дети младших и средних школ.
Это уникальная версия игры «Камень, ножницы, бумага», за исключением того, что дети будут использовать руки, ноги и даже целые тела, а не только пальцы.
Количество игроков: 4-12
Вам потребуется: Большая площадь / пространство для игры
Как играть:
Правила этой игры аналогичны правилам Rock, Paper, и ножницы.
Как только правила будут понятны, вы можете начинать игру.
Команда с меньшим количеством игроков в итоге проигрывает. Эта игра помогает развить ловкость, умение работать в команде и слушать.
[Прочитано: Мероприятия по построению доверия для детей ]
Эта игра похожа на игры с пляжным мячом или мячом Nerf, где команды пытаются подтолкнуть все объекты к другой команде, чтобы выиграть.
Количество игроков: 10-16
Вам понадобится: Много теннисных мячей, футбольных мячей, баскетбольных мячей и т. Д., Место для игры
Как играть:
Для этой игры лучше всего использовать легкие мячи, чтобы минимизировать риск получения травм.
Эта веселая игра идеально подходит для детей средних и старших классов. В нее могут играть и взрослые!
Количество игроков: 12-18
Вам понадобится: Большая площадка или пространство, где можно играть
Как играть:
Это простая игра, которая требует от детей сформировать длинную цепочку и не порвать ее.
Эта игра помогает детям задуматься о стратегии и развить ловкость и скорость.
[Прочитано: Классные игры для детей ]
Эта игра требует минимальной физической активности, но задействует у ребенка навыки слушания и его способность быстро реагировать. В эту игру лучше всего играть в аудитории или на детской площадке.
Количество игроков: 20-30 (большие группы)
Вам потребуется: Пространство для игры
Как играть:
Например, если лидер говорит: