Правила дорожного движения обязаны знать все его участники — водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас от обязанности их придерживаться, в противном случае может случиться беда.
Цель занятий с учащимися по ПДД — чтобы все ученики хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движения автомобилей и знали свои действия в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти.
Как не попасть в типичные дорожные «ловушки»
Главная опасность – стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
И у светофора можно встретить опасность. Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются!
Машина приближается медленно. И все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов – места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых.
Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.Общие положения
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель»
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. См и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками “Пешеходный переход”:
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обязанности пешеходов
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Обязанности пассажиров
1. Пассажиры обязаны:
* при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
* посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
2. Пассажирам запрещается:
* отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
* при поездке на грузовом автомобилей с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
* открывать двери транспортного средства во время его движения.
dmouvn.edumsko.ru
Родителям и детям о правилах дорожного движения !
Зачем объяснять ребенку правила дорожного движения ?
Многие родители считают ненужным обучать детей правилам дорожного движения. «Зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши переходят дорог, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом?»
Ребёнок 3-6 лет не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию.
Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в транспортной среде, правильно определять место, где можно переходить дорогу. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Как учить детей правилам поведения на дороге!
Личный пример.
Начинать обучение ребенка нужно прежде всего с себя. Личный Ваш пример обязательно отложится в детской голове. Каждый раз, гуляя с ребенком, направляясь в поликлинику или в гости, и подходя к пешеходному переходу, не забывайте о том, что Ваше поведение — пример для Вашего малыша.
Что должен знать родитель о правилах дорожного движения:
При выходе из дома:
– сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль.
– если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
Правила дорожного движения в стихах и рассказе.
Как перейти через дорогу.
Способ безопасный самый:
Перейти дорогу с мамой.
Уж она не подведет,
Нас за ручку доведет.
Но гораздо будет лучше,
Если нас она научит,
Как без бед и по уму
Сделать это самому.
Стихи о светофоре .
Встали мы на переходе,
Перед нами светофор.
И при всем честном народе
Смотрит он на нас в упор.
Красный глаз его открылся,
Значит, хочет он сказать:
Как бы ты не торопился,
Должен ты сейчас стоять!
Вот мигает желтым глазом.
Приготовься, говорит!
Как закрою этот – разом
Будет третий глаз открыт.
Третий глаз горит зеленым,
Все машины встали в ряд.
Можем мы идти, Алена,
Мама с папой говорят.
Рассказ детям.
В старые времена, когда автомобилей не было и в помине, люди, животные, телеги, обозы перемещались кому как захочется. Со временем там, где постоянно ездили телеги и обозы, появлялись первые дороги. Конечно же, они были самыми простыми. Современные дороги кардинальным образом отличаются от дорог, которые были в давние времена.
Легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовики – все эти транспортные средства заполонили улицы наших городов. И если не был бы установлен строгий порядок для водителей, пешеходов, пассажиров, то трудно даже представить, во что бы это вылилось… Это был бы полный хаос, который неминуемо привёл бы к драматическим развязкам.
Дорога, по которой едет современный автомобиль в большом городе, — это, как правило, многополосный путь с большим количеством участников дорожного движения. Участники дорожного движения — это водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств.
Где пешеход имеет право проходить, а где нет? В каких случаях пассажир обязан пристёгиваться? Где транспортное средство может совершить поворот или обгон, а где нет? Вопросов, возникающих на дороге, немало.
Для того, чтобы все участники дорожного движения чётко знали свои права и обязанности на дорогах, все законы, инструкции, указания свели вместе и назвали их «Правилами дорожного движения». Каждый водитель знает их наизусть. Если он не сдаст экзамен на знания правил дорожного движения, то у него не будет разрешения на управление транспортным средством.
Пешеходы тоже обязаны знать Правила дорожного движения. Двигаться они должны только по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Любимый свет пешехода – зелёный, именно на зелёный сигнал светофора пешеход может начинать пересекать проезжую часть.
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!
nsportal.ru
Ю. Могутина «Три говорящих света».
Днем и ночью,
В дождь и в стужу,
Рассекая тьму и мрак,
Светофор всем людям служит,
Словно сказочный маяк.
Ждут команды светофора
Пешеходы и шоферы.
И тебе бы не мешало
Знать значенье трех сигналов.
Вот глазок зажегся красный:
Путь закрыт,
Идти опасно.
Желтый свет — предупреждение:
Наберись, дружок, терпения.
Увидал зеленый свет —
Проходи,
Препятствий нет.
Цель этих правил
Всем ясна,
Их выполняет вся страна.
И вы их помните, друзья,
И выполняйте твердо.
Без них по улицам нельзя
Ходить в огромном городе.
Ю. Могутина «Случай на мостовой»
Сядь-ка, дружок,
И страницу открой.
Я написал эту книжку,
Чтобы беда не случилась с тобой.
Так же, как с этим мальчишкой.
Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вывернет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна – хода нет!
Но мчится дальше озорник
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза –
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой
Спешит к бедняге постовой
Так на проезжей части
Произошло несчастье.
Этот мальчик не выучил правил.
Сколько горя
Он людям доставил!
Плачут родители:
Мальчика сбили!
Хмуры водители
В автобусах.
«Скорая» мчится.
Свистит постовой:
Мальчика сбили
На мостовой.
Из-за несчастья
Закрыт перекресток,
Город в тот час
Лихорадило просто.
Грузы в тот день
Опоздали на стройку,
Хлеб в магазин
Не доставлен был к сроку.
Не получил молока гастроном,
Доктор к больным опоздал
На прием.
Ну а виновник?
Виновник в больнице –
Стены,
Халаты,
Грустные лица.
В армию мальчик
Теперь не пойдет,
И не возьмут инвалида
На флот.
Он не помчится
Осваивать Север,
Он не посеет пшеницу и клевер.
Кто-то другой
Обойдет с рюкзаком
Землю цветущую нашу
Пешком.
Жалко вам мальчика?
Жалко и мне.
Ваше здоровье
Нужно стране.
Все запомним, как один:
Мостовая – для машин,
Пешеходам – путь свободный
По дорожке пешеходной.
Гоняя мяч на мостовой,
Рискует мальчик головой.
Отведены вам для игры
И спортплощадки и дворы.
Г. Юрмин
ОДНОГЛАЗЫЙ КОМАНДИР
Прекрасная вещь — трехглазый светофор. Но если перекресток не очень оживленный, если по всем его направлениям машины ездят редко, достаточно и одноглазого. Таких сейчас сколько угодно. Раз движение не очень сильное, машинам не обязательно стоять и ждать чьего-то разрешения. Они смогут сами спокойно разъехаться, но только надо соблюдать осторожность. Так вот этот самый сигнал «Осторожно!» и подается одноглазым светофором, который за свою привычку постоянно подмигивать получил прозвище «мигалка».
Круглые сутки мигает она своим желтым глазком: откроет — закроет, зажжет — потушит, словно говоря: «Внимание, водитель! Как бы из поперечной улицы не выехала другая машина и твоей в бок не угодила».
И о пешеходах «мигалка» не меньше заботится: мол, и вы, пешеходы, глядите в оба, иначе под автомобиль немудрено попасть!
Пешеходы повинуются сигналу светофора, поэтому на перекрестке ни одного несчастного случая.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Водители, те, правда, всегда светофора слушаются. Зато с пешеходами просто беда! Кое-кто из них почему-то считает, что сигналы любого светофора — и одноглазого и трехглазого — к нему не относятся.
Вот зажегся красный глазок. Все стоят, терпеливо ждут зеленого. А какому-то торопыге, видите ли, некогда, он, понимаете ли, спешит и, забыв о правилах, во весь дух мчится через перекресток. Вот дежурили бы на улицах не простые, а говорящие светофоры! Они бы ни за что не смолчали! Нарушитель только сунулся — светофор ему басом: «Без разрешения?! Да разве так можно?! Опасно ведь. Наберись терпения да повремени с полминутки, пока я, светофор, не разрешу тебе улицу переходить».
Пока еще таких говорящих светофоров, к сожалению, нигде нет. Но есть другие.
Г. Юрмин
«СТОЙ — БЕГИ», ИЛИ СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧКИ
Дежурят на улице маленькие, но очень заботливые человечки. Есть среди них «краснокожие», есть «зеленокожие». Первые неподвижные и очень строгие. Вторые — юркие, непоседливые и добрые-предобрые. Те и другие всегда знают, можно или нельзя пешеходам переходить через улицу. Поэтому, кто слушается их совета, тот никогда не попадет под машину.
Никакой тайны тут нет. Человечки изображены на светофоре, вернее, глаза светофора — красный и зеленый — сделаны в виде человеческих фигурок. Загорится красный глазок — одновременно вспыхнет в нем и красный человечек. Зажжется зеленый глазок появится зеленый человечек и давай семенить своими юркими ножками.
Не заметить, не понять сигналы фигурного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если они так и кричат каждому прохожему: «Мы для пешеходов! Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Слушайтесь нас! Светится красный человечек — стойте неподвижно, как он. Светится зеленый, перебирает ножками — и вы смело переходите улицу!» Тут даже грудной младенец сообразит, что к чему.
Теперь несколько слов о самих светофорных огнях.
Как вы думаете, почему запрещающим сигналом условились считать именно красный? Почему не зеленый?
Ответ прост. Красный сигнал заметнее, его — спутаешь ни с каким другим. Отсюда ему и такое доверие. В самом деле: ну, не заметит водитель зеленый свет — какой от этого урон? Сигнал-то разрешающий! Единственное, что в этом случае угрожает невнимательному водителю, — простоять у перекрестка лишние секунды в ожидании следующего зеленого сигнала.
Другое дело, если бы зеленый, этот менее заметный сигнал, был бы запрещающим. Не заметив его, несчастный водитель мог бы попасть в аварию.
Вот почему именно красному сигналу светофора поручили ответственную обязанность — останавливать транспорт и пешеходов.
Кстати, из-за того, что красный заметнее, маяк шлет в море кораблям свой красный луч. Потому-то большинство знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской.
И еще. Мало того, что красный цвет бросается в глаза — с ним у нас к тому же связано представление об огне. Поэтому красное сдерживает нас, заставляет, прежде чем приступить к действию, сперва сосредоточиться.
Другое дело — зеленый луг. Зеленое море в солнечный день, зеленые поля, луга, леса — словом все то, что связано у нас с покоем, отдыхом.
Люди заметили свойства обоих цветов и поручили каждому служить в соответствии с его характером.
Приключения Белоснежки и её друзей |
«Старые сказки на новый лад» – так можно назвать произведения Елены Гавриловны Гресевой, воспитателя Первомайского детского сада «Солнышко» Ремонтненского района Ростовской области.
В синем квадрате – белый треугольник, а в треугольнике – человечек, который шагает по «зебре». Этот знак называется «Пешеходный переход». Улицу можно перейти только по этому переходу и только тогда, когда горит зеленый свет. |
Н.А. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
… Все знают: в школу нельзя опаздывать. В школу пешеходных наук тоже. А потому Самоделкин вышел из дома рано утром. По дороге мчались разные машины. Мастер Самоделкин остановился в изумлении.
Дюймовочка тоже торопилась в школу пешеходных наук. Она выскочила из троллейбуса и побежала прямо перед ним через дорогу. В это время словно из-под земли вырос Светофорик.
— Разве ты не знаешь…
Но зашуршал шинами троллейбус и заглушил слова Светофорика.
Ребята! Что сказал Светофорик Дюймовочке?
Вспомните, где нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая.
Какие правила нарушила Дюймовочка?
Самоделкин, оглядевшись на великолепные автомобили, вдруг понял, что опаздывает. Что делать?
К счастью, мимо бежал Карандаш.
— Выручай, Карандаш, миленький! Выручай! Скорее нарисуй велосипед!
Нарисовать любую картину для Карандаша — дело одной минуты. Раз — и готов велосипед. И они помчались, забыв обо всем.
Ребята! С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
Нарушили ли правила для велосипедистов
Самоделкин и Карандаш?
Буратино в это время, растолкав всех в трамвае, уселся на переднем месте. Он что-то весело напевал. Но скоро ему петь надоело. Буратино высунулся из открытого окна трамвая и, увидев кого-то, закричал:
— Не догонишь, не догонишь!
Ребята! Как положено вести себя в трамвае?
Троллейбусе? Автобусе?
Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?
А. Дорохова «Влиятельная палочка».
Простая деревянная палочка с удобной ручкой. На вид палочка как палочка, ничего особенного. Разве что ярко выкрашена в черную и белую полоску.
Но эта немудреная палочка обладает такой необычайной силой, что может показаться жителю другой планеты просто волшебной.
Вот по широкому проспекту мчатся, обгоняя друг друга, сотни машин: «Москвичи» и «Волги», автобусы и троллейбусы, грузовики и фургоны. Кто может неожиданно остановить этот стремительный поток?
И вдруг…
Слышен визг тормозов, скрип шин по асфальту, и… все машины тотчас останавливаются. А мимо них через перекресток промчалась белая машина с красным крестом на дверцах. Это «скорая помощь» спешит к больному.
Кто же остановил все остальные машины?
Кого мгновенно послушались шоферы?
Это сделала простая деревянная палочка, выкрашенная в полоску. Её поднял кверху стоящий на этом перекрестке регулировщик. Увидев её в воздухе, каждый шофер нажал на тормоза раньше, чем успел об этом подумать. Вот такая сила у этой палочки! Достаточно её поднять вверх — все машины тотчас останавливаются.
А когда она опустится и покажет направление, машины побегут туда, куда она покажет, другие терпеливо будут ждать, пока она разрешит двигаться и им.
Эта простая палочка в руках регулировщика управляет движением. Поэтому она и называется важно — жезл.
Когда на улицах и дорогах светло, каждому шоферу отлично видны и регулировщик, и его жезл. А как быть ночью, когда темно?
Для этого у инспекторов ГИБДД, дежурящих в темное время суток, есть особые палочки. Как только стемнеет, они начинают светиться, словно яркие полосатые свечечки. Теперь их видно издали еще лучше, чем днем.
Вопросы для обсуждения:
Как можно объяснить название рассказа?
Что представляет собой жезл регулировщика?
Чьим сигналам должны подчиняться водители и пешеходы, если перекресток одновременно регулируется светофором и регулировщиком?
При каком положении регулировщика пешеходы могут переходить улицу?
Сбор-игра по стихотворению Я. Пишумова «Просто это знак такой».
Нарисован человек,
Землю роет человек.
— Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь?
Мне сказали:
— Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.
показывает нарисованный на плотной бумаге знак «Дорожные работы».
— Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое,
В самом деле,
Словно мы на карусели!
— Мы на площади с тобой, Здесь дороги нет прямой.
показывает знак «Круговое движение»
Замечательный Знак —
Восклицательный Знак!
— Значит, можно здесь
Кричать,
Петь, шуметь,
Озорничать?
Если бегать —
Босиком!
Если ехать —
С ветерком! —
Отвечают люди строго:
— Здесь опасная дорога. Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
Читая стихи, показывает знак «Прочие опасности».
— Погляди,
Погляди,
Что за штанга впереди?!
Постоим над речкой быстрой,
Вдруг на мост придут штангисты?!
Станут штангу поднимать,
Станут штангу выжимать…
— Нет,—
Смеясь, мне друг ответил, —
Тут спортсменов мы не встретим.
Просто это знак такой
Для машины грузовой.
— В этом месте слабый грунт, —
Говорит он строго, —
Повезешь тяжелый груз —
Повредишь дорогу. На колеса груз надавит —
На дороге след оставит.
Будут ямы на пути —
Не проехать, не пройти!
показывает знак «Ограничение нагрузки на ось».
Вот так знак! Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?!
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
Здесь шлагбаум — переезд.
Подожди — пройдет экспресс.
показывает знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
Чтение сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
… Все знают: в школу нельзя опаздывать. В школу пешеходных наук тоже. А потому Самоделкин вышел из дома рано утром. По дороге мчались разные машины. Мастер Самоделкин остановился в изумлении.
Дюймовочка тоже торопилась в школу пешеходных наук. Она выскочила из троллейбуса и побежала прямо перед ним через дорогу. В это время словно из-под земли вырос Светофорик.
— Разве ты не знаешь…
Но зашуршал шинами троллейбус и заглушил слова Светофорика.
Ребята! Что сказал СветофорикДюймовочке?
Вспомните, где нужно переходить дорогу, когда выходишь из троллейбуса, автобуса, трамвая.
Какие правила нарушила Дюймовочка?
Самоделкин, оглядевшись на великолепные автомобили, вдруг понял, что опаздывает. Что делать?
К счастью, мимо бежал Карандаш.
— Выручай, Карандаш, миленький! Выручай! Скорее нарисуй велосипед!
Нарисовать любую картину для Карандаша — дело одной минуты. Раз — и готов велосипед. И они помчались, забыв обо всем.
Ребята! С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
Нарушили ли правила для велосипедистов
Самоделкин и Карандаш?
Буратино в это время, растолкав всех в трамвае, уселся на переднем месте. Он что-то весело напевал. Но скоро ему петь надоело. Буратино высунулся из открытого окна трамвая и, увидев кого-то, закричал:
— Не догонишь, не догонишь!
Ребята! Как положено вести себя в трамвае?
Троллейбусе? Автобусе?
Правильно ли вел себя в трамвае Буратино?
Продолжение чтения сказки Н.А. Извековой
«Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
Стараясь ничего не перепутать, Незнайка гордо зашагал по обочине вдоль дороги. Навстречу ему одна за другой мчались машины. Вскоре он увидел большие дома и догадался, что дорога привела его в город.
— Ура! — обрадовался Незнайка. — Уж тут-то я умею ходить. Надо немедленно найти светофор.
Но на перекрестке не было светофора…
— Не беда, — успокоил себя Незнайка. — Поищу регулировщика. — Регулировщика тоже не было на перекрестке. Что это за перекресток?
Ребята! Скажите, на какой перекресток попал Незнайка?
Как нужно вести себя на таком перекрестке?
Незнайка, попав на перекресток, где не было ни пешеходной дорожки, ни светофора, ни регулировщика, растерялся и никак не мог сообразить, что же ему делать.
Путешествие по улицам большого города немного научило его быть осторожным, и он подумал: «Спрошу-ка я у прохожих, как переходить. Так будет надежнее».
Но случилось так, что прохожих не было. И тогда Незнайка несказанно обрадовался:
— И голову ломать не нужно. Иди себе, как хочешь.
Так он и сделал.
Не оглядываясь по сторонам, он смело двинулся через дорогу.
— Ай, ай!
Незнайка от ужаса закрыл глаза.
Шофер, резко затормозив, свернул в сторону и въехал на тротуар.
Ребята! Как нужно было перейти нерегулируемый перекресток, чтобы не случилось беды?
Веселым человечкам было в это время совсем не весело. Они объездили все знакомые улицы, они звали Незнайку, но…
— Наверное, он сквозь землю провалился, — сказал Самоделкин.
— Бедный Незнаюшка, — у Дюймовочки прямо на платье закапали слезы-росинки.
— Вечно эти девчонки ревут, — буркнул Бу-ратино. — Останови машину, Самоделкин. Так мы его не найдем. Надо разделиться, и пускай каждый ищет его в своем квадрате.
Карандаш ничего не сказал. Он быстро-быстро что-то чертил.
— Да оторви ты свой нос от бумаги, — сказал Самоделкин.
И тогда Карандаш показал то, что он нарисовал. На маленьких открытках был совсем живой Незнайка.
— Пускай каждый возьмет с собой портрет и показывает всем Светофорам: не встречали ли они нашего Незнайку?
Дюймовочка добралась до ближайшего перехода и увидела светофор. Вежливая девочка прежде всего сказала:
— Здравствуйте, уважаемый Светофор! Потом протянула ему портрет Незнайки и добавила:
— Скажите, пожалуйста, уважаемый Светофор, тут не проходил этот мальчик?
— Ищи его вон на той улице. Только осторожно переходи мою. Помни: улицу переходить можно только там, где разрешается.
— Спасибо, уважаемый Светофор!
И тут Дюймовочка в нерешительности остановилась: а как узнать, где разрешается?
Ребята! Помогите Дюймовочке перейти улицу.
А Карандаш и Буратино стояли на противоположных сторонах широкой улицы.
— Эй, Карандаш! — закричал Буратино. Беги сюда. Да не бойся ты. Смелее.
— Кто боится? Я?!
И Карандаш, задрав свой острый нос, смело шагнул на проезжую часть улицы. Он только успел добежать до середины улицы, как автомобили тронулись с места…
— Спасайся! — завопил Буратино и от страха закрыл глаза. — На островок вставай!
Ребята! Где нужно остановиться, если вы не успели перейти широкую улицу?
На какой островок советовал бежать Буратино?
И Самоделкин остановился у Светофора:
— Светофор, Светофор, а не видел ли ты нашего Незнайку?
— Как же не видел? Пробегал тут, пробегал. И ты за ним поторапливайся, по той улице. Да знай: эта улица с двухсторонним движением.
— Знаю, знаю. В случае чего — на островок безопасности …
Но такого островка на улице не было.
Ребята! Как должен Самоделкин перейти улицу с двухсторонним движением, если на ней нет островка безопасности?
ДжанниРодари.
СИНИЙ СВЕТОФОР
Однажды со светофором на площади Дуомо в Милане случилась удивительная штука. Все его огни: и красный, и желтый, и зеленый — стали синими. Увидев это, миланцы растерялись и не знали, что им делать. Можно переходить или нельзя? Тормозить или ехать дальше?
Всеми своими глазами на все четыре стороны светофор посылал один и тот же сигнал, синий, синий, синий, синий! Такой синий, каким никогда не бывает миланское небо.
Отчаявшись понять что-нибудь, шоферы высовывались из окошек, кричали и гудели, мотоциклисты оглушительно трещали своими мотоциклами, а самые толстые и важные пешеходы кричали:
— Что за шутки? Да вы знаете, кто я такой? Остряки от нечего делать принимались придумывать подходящие к случаю остроты:
—А вам не кажется, что зеленый свет присвоил коммендаторе? Иначе ему, бедняге, нечем украсить свой загородный участок.
— Слышали, оказывается, весь красный свет конфисковали, потому что надо подкрашивать рыбок в центральном парке?
— Между прочим, знаете, на что пошел желтый цвет? Просто возмутительно! Оказывается, им разбавляют оливковое масло!
Наконец прибежал полицейский, встал на перекрестке и начал регулировать движение. Потом прибежал другой полицейский и принялся копаться в ящичке, где установлен прибор, управляющий работой светофора. Чтобы разобрать прибор, полицейскому пришлось выключить ток.
Однако прежде чем погаснуть, светофор успел подумать:
«Бедняги! Я же им дал сигнал: «Путь в небо свободен!», а они… Если бы они меня поняли, то давно бы уже неслись по небу, как вольные птицы. Впрочем, может быть, у них просто не хватило смелости?»
Вопросы учителя:
Е.В.Боровой КУДА БЕГУТ ДЕТИ?
Мы возвращались из кино. Смотрели фильм «Три мушкетера». Какой интересный! Петька до сих пор не мог успокоиться, вспоминая отдельные эпизоды из похождений отважных мушкетеров.
— Как здорово д’Артаньян у того высокого, с усами, шпагу выбил! А? — восхищенно вопрошал Петька. — Просто блеск!
— А Атос какой смелый, — не отставал я.
— А вы знаете, что обозначает этот знак? — в тон нам спросил папа.
Над проезжей частью улицы на проволоке раскачивался на ветру белый треугольник с ярко-красной каймой. На нем были изображены бегущие мальчик и девочка.
— Я знаю, — сказал Петя, — здесь расположена средняя школа. А знак повесили для детей, чтобы они торопились, не опаздывали на уроки. Видите, мальчик с девочкой бегут…
— Ну и фантазер ты, сынок, — улыбнулся отец. — Если этот знак предназначен для детей, зачем же его вешать над проезжей частью, где он виден только водителям?
— Тогда я не знаю, — буркнул Петя.
Учитель. Ребята! Кто из вас ответит, что означает этот знак?
Учитель. Продолжим чтение рассказа и послушаем, как на этот вопрос ответил Петин папа.
— Запомните, ребята, все треугольные знаки являются предупреждающими. Они предупреждают водителей о какой-нибудь опасности. Знак, который мы с вами видим, как бы говорит шоферу: «Будь осторожен. Поблизости находится школа или другое детское учреждение. На дороге может неожиданно появиться ребенок».
Называется этот знак — «Дети».
С.Маршак
В снег и дождь, в грозу и бурю.
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин —
ЗИСы, ЗИМы, М-один,
Пятитонки и трамваи,
Я проезд им разрешаю;
Если руку подниму —
Нет проезда никому.
Коммендаторе — влиятельное лицо в городе.
Чтение сказки Н. А. Извековой «Как Буратино ходить учился»
Наступило первое сентября. В этот день даже сказочные веселые человечки отправляются в школу.
— Учись на здоровье, малыш, — сказал папе Карло, провожая Буратино. — И, пожалуйста, будь осторожен на улице.
… Буратино весело шагал по дороге. И тут он увидел что-то странное.
— Эй, трехглазое существо! — громко закричал он. — Я иду в школу! А ты стоишь на дороге и машешь руками.
— Какой невоспитанный мальчик! Знаешь ли ты хотя бы, где положено переходить дорогу?
Ребята! Расскажите Буратино, где надо переходить улицу.
— А… Так бы и сказали. Ничего проще быть не может. Сейчас взгляну на эти таинственные знаки и сразу догадаюсь.
Но знаков было три, и все разные.
— Что же мне делать? — подумал Буратино, но тут же решил, — эх, была, не была!
— Стой! — изо всех сил замигал светофор.
Ребята! Покажите Буратино дорожный знак, который устанавливают у пешеходного перехода.
Буратино очень обрадовался, что ему помогли. Он запел свою веселую песенку:
Это очень хорошо!
Даже очень хорошо… Ему уже ничто не угрожало.
Ребята! Почему в этом месте безопасно переходить улицу?
Весело распевая, Буратино зашагал к школе. Вдруг он услышал, как кто-то громко позвал:
— Буратино! Эй, Буратино! — и на дорогу выехал мастер Самоделкин на автомобиле какой-то удивительной конструкции.
— Вот это да! — воскликнул Буратино и побежал навстречу Самоделкину. — Пропустите, пропустите, — расталкивал он прохожих. — Не мешайте человеку!
— Какое безобразие!
— Да он просто неграмотный пешеход! — неслось со всех сторон.
— Самоделкин, куда же ты? Придется догонять! — закричал Буратино.
Ребята! По какой стороне тротуара должен был идти Буратино? Почему?
Не разбирая дороги, Буратино бежал и бежал… Уже далеко позади остались городские улицы… Стуча по булыжнику деревянными башмаками, Буратино мчался по дороге.
— Догоню! Я же непременно его догоню… Но не успел Буратино догнать Самоделкина, как его самого догнал грузовик.
— Ой, ой, спасите, пожалуйста! — только и успел крикнуть Буратино…
Ребята! Почему случилось несчастье? Где должен был бежать Буратино?
Буратино повезло: недавно прошел дождь, и кюветы были наполнены водой. Он шлепнулся в кювет… не утонул. Ведь он, как известно, деревянный.
И тут, откуда ни возьмись, появился Светофор.
— Это опять ты, Буратино? — грозно сверкнул он глазами.
— Я… Помоги мне, пожалуйста, найти Самоделкина.
— А ты подружись со мной, — подмигнул он зеленым глазом. — И я отведу тебя…
… И добрый, трехглазый светофор привел Буратино на самую оживленную улицу.
— Мастера Самоделкина ищи на улице Юных техников. Чтобы добраться туда, надо сначала перейти эту улицу…
— Ой, ой, я боюсь! Эти страшные машины бегут и не останавливаются. Боюсь!
Светофор подмигнул зеленым глазом:
— Так говорит тот, кто не знает моего секрета. Лишь стоит узнать его, как перед тобой разом остановятся все автомобили!
— Хочу, чтоб остановились!
— Тогда узнай мой секрет и отправляйся на поиски Самоделкина.
Ребята! А вы знаете секрет Светофора?
… А когда Буратино прибежал, наконец, на улицу Юных техников, Самоделкина там уже не оказалось.
— Он уехал, — сказал ему юный техник. — Сегодня показывают новый фильм в кинотеатре «Буратино».
— Кинотеатр «Буратино»!? Славно придумано! Бегу! А куда нужно бежать, скажите же скорей!
— Сначала перейдешь эту улицу, потом через площадь, потом повернешь…
Но Буратино уже бежал, что есть духу, распевая:
Это очень хорошо. Очень я люблю кино…
А откуда-то сверху слышался голос мудрого Светофора:
— Ты опять забыл про мой секрет?
— Так я же страшно тороплюсь!
Ребята! Не нарушил ли Буратино правила дорожного движения?
Это была не очень широкая улица, и люди переходили на другую сторону, очень внимательно глядя направо.
— Некогда мне оглядываться по сторонам, — сказал Буратино, — и шагнул на мостовую… и в ту секунду закричал водитель автомобиля:
— Эй, мальчик! Сюда нельзя!
— А я вовсе не стану переходить эту улицу. Очень нужно. Мне больше нравится другая.
Буратино в нерешительности постоял, глядя на нескончаемый поток машин, зажмурился и … побежал.
Заскрипели тормоза самосвала…
Ребята! Какую ошибку допустил Буратино?
Та же улица. Так же бегут машины. Но Буратино нигде не видно.
Ребята! Скажите, что случилось с Буратино?
… Папа Карло взял на руки озорного деревянного мальчишку и от горя долго не мог вымолвить ни слова.
— Ох-ох-ох-ох, — вздохнул он, наконец, — какой же ты непослушный, плутишка!
— Пала Карло, я буду умненьким, благоразумненьким. Почини же меня скорей.
Папа Карло повертел в руках полено и принялся за работу.
— Хорошо еще, что ты деревянный. А будь ты настоящим мальчишкой… Ох-ох-ох-ох!
Не прошло и часа, как Буратино снова был цел и невредим.
— В кино хочу, в кино, — захныкал он.
— Иди, сынок. Я слышал, в кинотеатре «Буратино» показывают поучительный фильм.
Кинотеатр оказался совсем рядом, и на этот раз шалунишка добрался туда без приключений.
Вопрос-задачка.
Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.
— Дедушка, идем быстрее, машины еще далеко, и мы успеем перейти дорогу.
— Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, — ответил он.
— Да что там учитывать! — настаивал я.
— А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях.
Ф. Жички «Один человек и сто машин».
… И еще один регулируемый перекресток увидели мы. Первым заметил его Петя.
— Посмотрите, — сказал он мне. — Постовой руководит движением, потому что светофор неисправный.
Светофор действительно не работал. Но не потому, что был неисправен. Его просто отключили. Такая необходимость появляется часто, когда меняется привычный для этого места ритм движения. Скажем, на соседней улице начали ремонтировать мостовую, закрыли проезд. Или изменилась погода: пошел густой снег, надвинулся туман. В таких условиях водителю трудно заметить сигналы светофора. Тогда на пост выходит регулировщик — человек в милицейской форме с полосатой палочкой в руке.
— Его сигналы понять труднее, чем сигналы светофора, — заметил Петя.
— Ничего, водители трамваев, троллейбусов, автобусов, легковых и грузовых автомашин и мотоциклов хорошо понимают и выполняют сигналы регулировщика. А нам с тобой надо знать святое правило: переходить улицу можно только тогда, когда на ней остановилось движение всех видов транспорта.
— Я заметил, — перебил меня Петя, — регулировщик останавливает машины, повернувшись к ним грудью.
— Или спиной, — добавил я. — Поднятаявверх рука тоже запрещает выезд на перекресток…
Вопросы для обсуждения:
Какой перекресток называется регулируемым?
Когда появляется необходимость в регулировщике на регулируемом светофорами перекрестке?
При каком положении регулировщика запрещено переходить перекресток?
При каком положении регулировщика разрешается переходить перекресток?
Что означает желтый сигнал светофора и какому жесту регулировщика он соответствует?
nsportal.ru
По статистике1, каждые четыре минуты где-то в мире под колёсами автомобиля умирает ребёнок. Порой ситуации не предвещают опасности. Но случаи гибели детей у своего дома, когда машина, стоящая у гаража, сдаёт назад, нередки. Многих трагедий можно было бы избежать, если бы родители и дети знали правила дорожного движения и соблюдали их. Рассказываем, с какого возраста и как учить ребёнка ПДД.
Необходимо научить малыша с самого раннего возраста обращать внимание на автомобили. Гуляя с годовалым, комментируйте то, что ребёнок видит на улице: «Смотри, едет машина «Тойота» белого цвета».
С полутора лет можно играть с детьми в игру на внимание. Попросите найти и показать транспорт определённого цвета или марки: «Где находится грузовик? Ты можешь показать, где автобус?» Беседы о том, какие бывают виды, марки и категории транспортных средств, с какой скоростью они могут ехать, развивают словарный запас малыша и помогают ему понимать дорожное движение.
Как только кроха научился самостоятельно ходить, он стал пешеходом. С этого времени родители должны моделировать правильное безопасное поведение на дороге и последовательно закреплять его в ребёнке.
Особой темой для разговоров с детьми от 3–4 лет должны стать грузовые машины. Грузовики такие же участники дорожного движения, как и легковушки. Но поскольку они значительно тяжелее и больше в размерах, нужно быть особенно осторожными, когда находишься недалеко от такой махины.
У водителя длинной фуры — ограниченный обзор. Он легко может не заметить находящегося сзади большегруза человека. Рассмотрите с ребёнком изображение грузовика, попросите малыша показать на картинке, где располагаются зеркала. Расскажите, что такое слепые зоны водителя фуры и где они находятся. С помощью картинок объясните, что такое тормозной путь и от чего он зависит.
Детям 7–8 лет родители уже начинают давать небольшие поручения, например, сходить за хлебом в магазин неподалёку. Ребёнку эта территория настолько знакома, что он перестаёт обращать внимание на автомобили.
Задача родителей — напоминать, что ситуация даже на очень коротком и безопасном маршруте может быть разной в разное время и нужно всегда быть внимательным: «Ты идёшь за хлебом. Выйдя из подъезда, не беги прямиком в магазин. Сначала осмотрись, нет ли машин поблизости».
Находясь вместе во дворе, комментируйте транспортную ситуацию: «Смотри, к тому подъезду подъехал грузовик. Наши соседи привезли и разгружают мебель. А этот ВАЗ сейчас покидает парковку. Посмотри, у супермаркета тоже стоит фургон — доставили продукты. Это наш двор, но по нему постоянно ездят машины».
Научите сына или дочку правильно переходить проезжую часть. Когда вы переходите дорогу вместе, обратите детское внимание на светофор и скажите, что идти можно будет, когда загорится зелёный. Если разрешающий сигнал светится уже давно и остаётся мало времени, не торопитесь перебегать на другую сторону. Дождитесь следующего зелёного и спокойно перейдите. Помните: лучше опоздать на полчаса, чем на всю жизнь!
Если перекрёсток нерегулируемый, объясните, что, чтобы попасть на другую сторону, необходимо найти знак пешеходного перехода и зебру.
Если это дорога в сельской местности, сначала посмотрите в обе стороны, убедитесь, что поблизости нет транспорта, и только тогда начинайте переходить дорогу. Расскажите детям, почему важно посмотреть в обе стороны, даже если это улица с односторонним движением: в противоположном направлении может двигаться ремонтная машина или «потерявшийся» водитель.
Гуляя по улице, обращайте внимание школьника на дорожные знаки, объясняйте их значение и почему они здесь установлены.
«Я пешеход»
Игры на тему «Я пешеход» можно проводить дома. Дети с удовольствием изготовят из картона указатели, светофор и нанесут разметку на пол. Кто-то из участников будет водителем игрушечных автомобилей, кто-то — пешеходом. Попросите игроков правильно перейти дорогу, назвать знаки.
Светофор своими руками
Можно своими руками сделать светофор. Для этого из плотного чёрного картона вырезаем прямоугольник. Для сигнальных фонарей изготавливаем шаблон круглой формы. По нему на чёрном картоне вырезаем три круга.
Делаем ещё один прямоугольник такого же размера и на него наклеиваем полоски красного, жёлтого и зелёного цветов так, чтобы они совпадали с отверстиями в чёрной заготовке. Склеиваем чёрный и цветной прямоугольники по бокам, чтобы между ними можно было вставить подвижную часть светофора.
Теперь сделаем подвижную часть. Для этого вырезаем ещё один прямоугольник вдвое длиннее корпуса, но такой же по ширине. Вставляем его в основу до верхнего края. Обводим нижний круг напротив зелёного и вырезаем. Передвигая подвижную внутреннюю полоску вверх и вниз, мы перекрываем два круга, оставляя «гореть» один из цветов светофора.
Проигрывание опасных ситуаций
Если уроки ПДД проводятся в игровой форме и с опорой на наглядный материал, то они легко усваиваются даже детьми в 2,5–3 года. Покажите картинки с опасными ситуациями, которые могут возникнуть, и обсудите их: «Танин мячик попал на дорогу, где ездят автомобили, потому что она нечаянно бросила его через забор. Как ей теперь поступить?»
Можно показать несколько изображений двора, сквера, улицы и попросить найти на них безопасное место для игр.
Велосипедно-самокатный заезд
Во дворе, парке или на детской площадке родители могут организовать для детей коллективный велосипедно-самокатный заезд.
На площадке наносится разметка, устанавливаются дорожные знаки и обозначается пешеходный переход. Перед началом устраивается смотр транспорта. Неисправные велосипеды и самокаты к заезду не допускаются. Все участники должны носить защитные шлемы.
Регулировщиком движения выступает либо ребёнок постарше, либо взрослый (педагог или родитель). Он пользуется жезлом и свистком.
Участники начинают движение от линии старта по знаку регулировщика. Они движутся по правой полосе размеченной «проезжей части», останавливаясь перед пешеходными переходами, соблюдая знаки дорожного движения и подчиняясь сигналам регулировщика.
Обычно первыми стартуют самые маленькие, во избежание столкновений — по два «водителя» на полосе. Когда они доезжают до финишной черты, следующая пара «водителей» начинает движение.
В такой увлекательной игровой форме дети отлично усваивают правила безопасного поведения на дорогах.
Иллюстрации: ru.pngtree.com
Ссылки:
1. www.who.int
mchildren.ru
Автор: Наталья Устинова, фото: https://pixabay.com
Опасности внешнего мира подстерегают вашего малыша на каждом шагу. Дома заботливые родители ещё могут обеспечить комфорт и спокойствие для самых маленьких членов семьи, но уже за порогом квартиры начинается неизвестное. Оно манит и увлекает ребёнка, но таит в себе немало опасностей. И главная из них ― дорога. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ приготовило несколько правил безопасности на дороге для Вас и вашего малыша.
Дети с трёх лет уже способны осознавать опасности, которые могут встретиться. Одна из главных ― это дорога. Ребёнку надо пояснять, что это такое, почему по ним ездят машины, куда, кого везут. Давайте рассмотрим, как родители могут помочь своим детям научиться соблюдать правила безопасности на дорогах.
Личный пример ― лучший способ научить вести себя на улице
Один известный философ когда-то сказал: «Не воспитывайте детей ― они всё равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Помните: даже самые маленькие дети в первую очередь будут всё делать так, как папа или мама. Поэтому, гуляя с ребёнком на улице, старайтесь постоянно контролировать себя. Старайтесь идти по тротуару подальше от края проезжей части, переходите дорогу строго в установленных местах, при этом чётко поворачивайте голову сначала влево, а потом вправо, ведите себя соответственно при посадке и высадке из общественного транспорта.
ПДД для детей: рассказываем о транспорте
Обучение детей нужно начинать как можно раньше. Уже в 3-4 года малыш должен понимать основы организации дорожного движения, различать его детали и знать всех участников. Помочь ребёнку выучить эти основы можно с помощью весёлых картинок и ролевых игр. Приготовьте простые иллюстрации, расскажите, какой транспорт ездит у вас в городе. Затем закрепите и поиграйте в игры, в которых главными персонажами будут участники дорожного движения. Среди них могут быть автомобили, автобусы, троллейбусы ― быстрые и грозные, они мчатся по дорогам города. Пешеходы ― дети, которые идут в садик или в школу. Светофоры с добрым зелёным глазом, сердитым красным и пугливым жёлтым. Регулировщики, которые знают тайные символы и знаки, что помогают им управлять городом. Дорожные знаки ― их можно устанавливать, менять в разных ситуациях или искать. Дети легко и быстро запоминают, кто есть кто на дороге в игровых ситуациях, а также понимают, как им следует поступать, а как ― нет. Вы должны научить ребёнка различать дорогу и дорожку: по первым ездит транспорт, по вторым ходят люди. Не называйте транспорт «бибиками». Так формируется инфантильное представление о механизмах, которые могут причинить вред. Пусть у всего будет его собственное наименование: автобус, троллейбус, грузовик, автомобиль.
Дорожные знаки для детей
Ещё один важный и интересный раздел ПДД для детей ― специальные знаки. Это классические дорожные знаки, а также разметка на улицах. Конечно, знать их все ребёнку пока не обязательно, но некоторые важные знаки дети должны различать уже в дошкольном возрасте. Основные дорожные знаки, которые нужно знать детям: «Пешеходный переход»; «Осторожно! Дети»; «Подземный переход»; «Движение запрещено». На дороге ребёнок должен понимать, что значит разделительная полоса посередине улицы, что такое «зебра», «островок безопасности», знак «СТОП». Дети, родители которых имеют собственный автомобиль и часто путешествуют, проще и быстрее запоминают дорожные знаки. Они любят их изучать, учить и понимать, порой подсказывать папе, куда можно ехать, а где будет опасный участок
Прогулки-уроки: сочетаем полезное с приятным
Один из лучших методов обучения детей правилам дорожного движения ― наблюдение за реальными событиями. Во время приятной вечерней прогулки, по дороге домой из детского сада или школы можно увидеть все дорожные знаки, закрепить правила. Можно устроить специальные обучающие прогулки, стараясь показать малышу как можно больше реальных жизненных ситуаций, связанных с дорожными правилами. Начинайте свой рассказ сразу, как только выйдете из подъезда. Вы точно найдёте интересные и важные типовые ситуации. В них можно включить такие элементы:
– Дорога у дома ― насколько она безопасна? Расскажите ребёнку, что даже здесь автомобилей нужно опасаться. Машина, которая мирно «спит» у дома, может внезапно начать движение. Играть и бегать по проезжей части нельзя даже здесь.
– Улица с насыщенным движением. Где её нужно переходить? Как вести себя, если увидел знакомого мальчика на другой стороне? Или собачка смело бежит по дороге? Почему нужно переходить дорогу строго в определённых местах? Что делать, если близко нет ни знака перехода, ни «зебры» на асфальте? Почему иногда автомобили заезжают даже сюда? Что делать в этом случае?
– Путь в школу и домой. Хороший и важный урок ― запоминание и ориентирование. Где находится магазин? Что расположено за тем поворотом? Сколько раз нужно перейти улицу по дороге в школу? Какой путь туда лучше и безопаснее? Как быстро едет автомобиль? Ориентирование на местности ― очень важный аспект правильного воспитания и обучения правилам дорожного движения.
При объяснении устройства дороги и правил движения по ней старайтесь обращать внимание на дорожные знаки и их значение. Первое, что дети должны усвоить ― это роль светофора. Поясните, какими бывают светофоры, почему они разноцветные, какие цвета опасные и что они означают. Закрепите название и правила перехода по пешеходному переходу в игре « Светофор».
Поясните цвет дорожных знаков и их значение. Красные знаки всегда обозначают запрет, они называются «запрещающими». Спросите мнение ребёнка по этому поводу: почему надо быть острожным, когда видишь дорожные знаки такого цвета.
Объясните значение «разрешающего» синего цвета, почему нужно присматриваться во время пути именно к таким знакам. Что они могут разрешать?
Второй знак, который должен быть усвоен ― это «зебра». Не всегда у такого знака стоит указатель или светофор. Поясните, почему «зебра» так называется, на кого из зверей она похожа. Надо обратить внимание детей, что в крупных городах вид «зебры» изменен на жёлто-белый цвет. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать о светоотражающей краске, из которой делают такой дорожный знак.
Из наземных указателей расскажите о знаке «Осторожно, велосипед». Поясните, зачем он нужен, на каком транспорте можно там ездить и можно ли так ходить или бегать. Пусть ребёнок задаёт вам вопросы, а вы будете отвечать на них. Поиграйте с ним в игры на правила дорожного движения, это так интересно. Делать это надо на доступном для детей языке, в немного шутливой и игровой форме, что вызовет положительные ассоциации у малыша.
Покажите детям, что есть и отдельно стоящие знаки дорожного движения. На них надо обращать особое внимание. Так, около светофора есть знаки подтверждающие, что пешеходу можно идти. Перед переходом установлен знак, на котором изображён человек, спускающийся вниз по лестнице. Поясните ребёнку, что, видя этот дорожный знак, он должен обязательно воспользоваться подземным переходом. Такой же знак установлен и при входе в метро.
На дороге часто можно встретить указатели движения, поворотов, разворотов, как запрещающих, так и разрешающих, поясняющих, как именно надо делать. Так, знак «главная дорога» может быть усвоен просто: объясните, почему в знаке есть жёлтая фигура, попросите рассказать, как выглядит знак. Пускай малыш сравнит его с чем-то. Это развивает не только память, но и логическое мышление. В простой, доступной форме можно объяснить дорожные знаки и их значение, связанные с движением большегрузных автомобилей, ограничение или разрешение скоростного режима, дорожных работ, возможности появления на дороге животных.
Хороший способ рассказать детям о серьёзных и важных правилах дорожного движения ― использовать для этого простые и понятные ребенку картинки, слайды, книги с рассказами, сказки и мультфильмы. Е. Житков «Светофор»; Н. Киселева «Котёнок и щенок», С. Волкова «Торопыжка на улице», Смешарики «Азбука безопасности». После просмотра или прослушивания истории побеседуйте о правилах, которые там были, поговорите о правильных и неправильных вариантах поведения персонажей.
Правила дорожного движения для детей ― это не просто законы, по которым организовывается движение на улицах, трассах и автострадах. В первую очередь, это умение понимать ситуации, которые возникают на каждом шагу, и адекватно на них реагировать. Чем быстрее вы научите малыша это делать, тем легче и спокойнее будете отпускать в самостоятельные прогулки, походы в магазин или школу.
xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai
В старые времена, когда автомобилей не было и в помине, люди, животные, телеги, обозы перемещались кому как захочется. Со временем там, где постоянно ездили телеги и обозы, появлялись первые дороги. Конечно же, они были самыми простыми. Современные дороги кардинальным образом отличаются от дорог, которые были в давние времена.
Легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовики – все эти транспортные средства заполонили улицы наших городов. И если не был бы установлен строгий порядок для водителей, пешеходов, пассажиров, то трудно даже представить, во что бы это вылилось… Это был бы полный хаос, который неминуемо привёл бы к драматическим развязкам.
Дорога, по которой едет современный автомобиль в большом городе, — это, как правило, многополосный путь с большим количеством участников дорожного движения. Участники дорожного движения — это водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств.
Где пешеход имеет право проходить, а где нет? В каких случаях пассажир обязан пристёгиваться? Где транспортное средство может совершить поворот или обгон, а где нет? Вопросов, возникающих на дороге, немало.
Для того, чтобы все участники дорожного движения чётко знали свои права и обязанности на дорогах, все законы, инструкции, указания свели вместе и назвали их «Правилами дорожного движения». Каждый водитель знает их наизусть. Если он не сдаст экзамен на знания правил дорожного движения, то у него не будет разрешения на управление транспортным средством.
Пешеходы тоже обязаны знать Правила дорожного движения. Двигаться они должны только по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Любимый свет пешехода – зелёный, именно на зелёный сигнал светофора пешеход может начинать пересекать проезжую часть.
Всегда соблюдайте правила дорожного движения!
detskiychas.ru
Если Вам понравилась презентация по ПДД с игрой или методический комплект, то свяжитесь с нами указанным снизу контактам. Рады конструктивной критике, готовы к любой форме продуктивного взаимовыгодного сотрудничества. Также образовательные игры дарятся тем, кто помогает проекту Vneuroka.ru методическим материалом, либо оказывает посильную финансовую поддержку нашей деятельности.
Воспользуйтесь выпадающим меню с выбором понравившейся интерактивной игры детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста для подробной информации с изображениями слайдов презентации и условии её получения. Некоторые образовательные детские игры распространяются свободно в качестве знакомства для принятия решения о поддержке наших образовательных проектов.
Быстрый выбор PowerPoint презентаций: Выбор PowerPoint разработки или комплектаИгра-викторина №1 «Определите дорожный знак» (по программе «От рождения до школы»)Игра-викторина №2 «Определите вид дорожного знака» (по программе «От рождения до школы»)Игра-викторина №3 «Определите дорожный знак», часть 1 (по рекомендациям deti.gibdd.ru)Игра-викторина №4 «Определите вид дорожного знака», часть 1 (по рекомендациям deti.gibdd.ru)Игра-викторина №5 «Определите дорожный знак», часть 2 (по рекомендациям deti.gibdd.ru)Игра-викторина №6 «Определите вид дорожного знака», часть 2 (по рекомендациям deti.gibdd.ru)Игра-викторина №7 «Предупреждающие дорожные знаки»Игра-викторина №8 «Юный автомобилист»Игра-викторина №9 «Юный велосипедист»Игра-викторина №10 «Юный пешеход»Кроссворд №1 «Автомобиль»Кроссворд №2 «Велосипед»Кроссворд №3 «Светофор»Кроссворд №4 «Транспорт»Кроссворд №5 «Дорога»Кроссворд №6 «Пешеход»Кроссворд №7 «Авария»Кроссворд №8 «Дорожные знаки»Кроссворд №9 «Дорожное движение»Кроссворд №10 «Пешеходный переход»Тренажёр №1 «Сравнение: больше, меньше или равно» (в пределах десяти)Тренажёр №2 «Сравнение: больше, меньше или равно» (в пределах десяти)Тренажёр №3 «Равенство и неравенство» (в пределах десяти)Тренажёр №4 «Равенство и неравенство» (в пределах десяти)Тренажёр №5 «Равенство и неравенство» (в пределах десяти)Комплект игр-викторин ПДДКомплект кроссвордов ПДДПолный комплект «ПДД детям»
Если у Вас появились вопросы, предложения или пожелания – свяжитесь с нами по электронной почте.
Мы всегда открыты к конструктивному диалогу и продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству.
pdd-deti.ru