Похожие презентации:
Жизнь и творчество Высоцкого (11 класс)
Студия союз. Угадай мелодию
Угадай песню по картинке
Есть ли у симфонии будущее
Угадай мелодию
Виды оркестров
Угадай мелодию
Стиль в музыке и музыкальные жанры
Инструменты симфонического оркестра
Классическая музыка
English Русский Правила
Слайд 1
«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский Подготовила учитель музыки МКОУ «Школа №10» городского округа Ступино М.О.
Слайд 2
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
Слайд 3
Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Музыка, которая звучала внутри мальчика, всё больше и больше захватывали Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Слайд 4
Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры. Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории.
Слайд 5
Сочинение «Детского альбома» – это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящён любимому племяннику композитора Володе Давыдову – глухонемому мальчику.
Слайд 6
«Утренняя молитва» Пьеса – образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название – «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия создана из живых, как бы говорящих интонаций. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. В музыке чувствуются оттенки душевных волнений, тончайшие нюансы смены настроений.
Слайд 7
«Зимнее утро» “Зимнее утро” – вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского “Детский альбом”. П.Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминающееся. Пьеса – образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением.
Слайд 8
«Игра в лошадки» Так весело поиграть в лошадки, поскакать верхом хоть на игрушечной.
Слайд 9
«Мама» Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.
Слайд 10
«Нянина сказка» День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают нянину сказку.
Слайд 11
«Сладкая грёза» Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души.
Слайд 12
«Марш деревянных солдатиков» Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!
Слайд 13
«Болезнь куклы» “Болезнь куклы” – первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.
Слайд 14
«Похороны куклы» На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.
Слайд 15
«Новая кукла» Эта пьеса – яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение – радость. Пьеса написана в трёхчастной форме.
Слайд 16
«Вальс» Существуют разные типы вальса – лирический, и бальный, характерный танец. Эта пьеса – одно из многих свидетельств любви П.Чайковского к вальсу.
Слайд 17
«Мазурка» Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» написана в традиционной для этого танца трёхчастной форме.
Слайд 18
«Русская песня» В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующих о необычайной любви композитора к России и всему русскому. «Русская песня» написана на основе подлинной народной песни.
Слайд 19
«Мужик на гармонике играет» Эта пьеса – вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри “Детского альбома”. В ней талантливо имитируется звучание гармоники
Слайд 20
«Камаринская» Камаринская – название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни. Народный характер музыки подчёркнут тем, что в начале – на всём протяжении темы звучит гудящий басовый звук, он напоминает звучание волынки. Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры скрипки и переборы гармоники.
Слайд 21
«Полька» Полька – одна из наиболее популярных пьес “Детского альбома”. Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.
Слайд 22
«Итальянская песенка» Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри “Детского альбома”, который можно условно назвать “Музыкальный дневник путешествий”, поскольку это пьесы (“Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, “Неаполитанская песенка”) с явным национальным колоритом.
Слайд 23
«Старинная французская песенка» Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после “Детского альбома” он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере “Орлеанская дева”.
Слайд 24
«Немецкая песенка» По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (подлинно фольклорный мотив). Она имеет ярко выраженный танцевальный характер.
Слайд 25
«Неаполитанская песенка» Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской – как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо “Детского альбома” она звучит в III действии балета “Лебединое озеро”.
Слайд 26
«Баба Яга» Эта пьеса образует с окружающими ее соседними пьесами еще один мини-цикл внутри “Детского альбома”. Его условно можно охарактеризовать как сказочно-мечтательный мир ребенка. К сказочным образам обращались многие русские композиторы; Баба Яга П.Чайковского не столь свирепа, как у других.
Слайд 27
«Песня жаворонка» Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П. Чайковского – “Временам года”: здесь тоже есть пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. Сравнение этих пьес приводит к интересным выводам “Песня жаворонка” из “Детского альбома” – это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.
Слайд 28
«Шарманщик поёт» Последняя пьеса «Детского альбома» – «Шарманщик поёт» – здесь за основу композитором взят ещё один итальянский (венецианский) мотив. В этой пьесе выражена идея нерасторжимости жизни и смерти, смысл которой кроется в самом названии пьесы. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение её ручки – это символ бесконечности движения самой жизни.
Слайд 29
«В церкви» Церковный характер музыки очевиден не только исходя из названия, но и по самой внутренней сути произведения. Это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день. В этой пьесе Чайковский использовал подлинный напев «шестого гласа» из церковного обихода.
Слайд 30
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/23144/?interface=themcol&onpage=20&page=2 http://yandex.ru/images/search?p=10&text=%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1264-wh-896-pd-1-wp-5x4_1280x
24 мелодичных этюда, соч. 50 Корнелиуса Гурлитта Музыка SuperScore, романтика, поздняя романтика Цена:
Красивые художественные песни для фортепиано соло в аранжировке Ли Эванса Музыка SuperScore, авторские песни, романтика, поздний романтизм, конец 19 – начало 20 века, начало 21 века, фортепианные транскрипции Цена:
Шансон, соч. 2, № 2 Бедржиха Сметаны Музыка SuperScore, романтика, шансон, характерная пьеса, танец, вальс Цена:
Рождество! Рождество! Книга первая Средневековая, SuperScore Music, Традиционная христианская, Классическая, Романтическая, Рождественская, Спортивная, Поклонение Цена:
Классический репертуар для фортепиано Книга первая Аллеманда, музыка SuperScore, барокко, аир, бурре, классика, бурлеск, романтика, кантри-танец, конец 20-го – начало 21 века, характерная пьеса, менуэт, мюзет, ригадун, танец, скерцо, сонатина Цена:
Основной репертуар для фортепиано ВОСЕМЬ Музыка SuperScore, барокко, классика, романтика, поздний романтизм, характерная пьеса, танец, вальс, инвенция, соната, сонатина Цена:
Основной репертуар для фортепиано FIVE Музыка SuperScore, барокко, классика, романтика, конец 19 – начало 20 века, каприз, характерная пьеса, менуэт, танец, сицилиена, сонатина Цена:
Основной репертуар для фортепиано FOUR Музыка SuperScore, барокко, классика, романтика, конец 20-го – начало 21 века, начало 21 века, канон, характерная пьеса, танец, март, скерцо, сонатина Цена:
Основной репертуар для фортепиано ONE Allemande, Canadian, SuperScore Music, Air, Baroque, Arioso, Classical, Burlesque, Romantic, Ecossaise, Early 20th Century, Blues, Mid-Late 20th Century, Gavotte, Early 21st Century, Character Piece, Menuet, Dance, Etude, Folk Song , Отечественная, Сонатина, Мелодия трубы Цена:
Основной репертуар для фортепиано SEVEN Музыка SuperScore, барокко, классика, романтика, конец 19/начало 20 века, конец 20/начало 21 века, характерная пьеса, инвенция, прелюдия, сонатина Цена:
Основной репертуар для фортепиано TWO Музыка SuperScore, барокко, бурре, классика, романтика, начало 21 века, характерная пьеса, танец, вальс, сонатина Цена:
Григ-Глиер… Музыкальные жемчужины в глуши • Обработка Ли Эванса для фортепиано соло Музыка SuperScore, Воздушный, Романтический, Поздний романтический, Характерная пьеса, Концерт, Сюита Цена:
Кнехт Рупрехт, соч. 68, № 12 Шумана-Огилви SuperScore Music, Романтика, Характерная пьеса, Сборка Цена:
Mi Teresita (Маленький вальс) Карреньо-Сильвы Музыка SuperScore, романтика, поздняя романтика, танец, вальс Цена:
Еще больше невероятно красивых художественных песен для сольного фортепиано в аранжировке Ли Эванса Музыка SuperScore, авторские песни, романтика, начало 21 века, фортепианные транскрипции Цена:
Предыстория: Чайковский и его Детский альбом , Op 39
Чайковский сочинил в период позднего романтизма и был первым русским композитором, чья музыка произвела неизгладимое международное впечатление. Его соч. 39набор называется Детский альбом . Это название знакомо пианистам и педагогам, имеющим опыт работы с произведением Роберта Шумана под тем же названием. На самом деле, многие аспекты этого 30-минутного набора коротких произведений вдохновлены «Детским альбомом » Шумана . В письме к Надежде фон Мекк, покровительнице и близкой подруге Чайковского, он писал: «Я хочу создать серию маленьких отдельных произведений только для детей и с привлекательным названием, как у Шумана». К таким привлекательным названиям относятся такие, как «Зимнее утро», «Сладкие сны», «Рассказ няни» и, конечно же, «Старофранцузская песня», произведение, о котором мы сегодня поговорим. В комплект входит даже такой подзаголовок: «24 пьесы а-ля Шуман». Я наткнулся на этот набор, когда искал музыку для взрослого студента, который любит произведения Шумана и играл много коротких пьес из 9 Шумана.0096 Детский альбом набор. Для тех студентов, которые изучали набор Шумана, «Детский альбом Чайковского » — отличный способ познакомиться с произведениями других композиторов. В частности, «Старофранцузская песня» имеет довольно широкий спектр педагогических концепций для изучения. В зависимости от потребностей и опыта вашего ученика в отношении этих понятий, в идеале вы должны подробно обсудить только некоторые из этих понятий, так как другие уже были рассмотрены в репертуаре до введения в эту работу.
Легкие арпеджио стаккато и паттерны арпеджио
мм 17–20: легкие арпеджио стаккато и паттерны арпеджиоЛегкие паттерны арпеджио стаккато находятся в мм 17–20. Этот аспект пьесы на самом деле состоит из двух частей: легкого стаккато и паттернов арпеджио. Во-первых, я буду обсуждать легкое касание стаккато.
изображение 1а-с, сильное стаккато штрихи изображение 2а-с, легкое стаккато касаниеНа уроках перед введением в эту работу и во время разминки ученика учитель должен ввести и продолжить изучение легких стаккато и сильных стаккато штрихов. На самом деле это концепция, которую я ввожу очень рано в обучении игре на фортепиано. Как только ученик научится стабильно играть стаккато, я учу его распознавать и играть тяжелое стаккато и легкое стаккато, чтобы расширить свою палитру штрихов. Многие студенты по умолчанию используют тяжелое стаккато. Это достигается ударом по клавише сверху. См. изображения 1a-c. На изображении 1а рука поднята над клавишами. На изображении 1b палец играет на клавише. На изображении 1с рука отскакивает назад. Положение руки на изображении 1а создает этот «тяжелый» звук. Проще говоря, тяжелое стаккато направлено на движение вниз, а не вверх. Поскольку эта пьеса очень мягкая, тяжелое стаккато неуместно. Вместо этого учащиеся должны будут использовать легкое стаккато. Это достигается ударом по клавише без движения вверх перед атакой. См. изображения 2a-c. На изображении 2а рука лежит прямо на клавишах. На изображении 2b палец щелкает по клавише. На изображении 2c рука находится в слегка выдвинутом вперед положении в результате движения пальца. Положение руки на изображении 2а создает этот «легкий» звук. Проще говоря, легкое стаккато фокусируется на восходящем движении, а не на нисходящем, и гораздо больше подходит для этой пьесы.
image 3a-c, паттерны арпеджио (басовый ключ, тональность соль минор)Студенты также должны знать не только арпеджио, но и различные паттерны арпеджио. См. изображения 3a-c, на которых показаны три паттерна арпеджио, которые будут использоваться в этом фрагменте. Заучивание этих паттернов наизусть и поощрение ученика к воспроизведению паттернов в разных тональностях и тональностях поможет процессу обучения, как только учащийся увидит их в партитуре. На изображении 3а показан первый паттерн арпеджио: 1–5–1–3. Учитель может наизусть заучить своего ученика этому шаблону вместе с шаблонами на изображениях 3b-c и, возможно, некоторыми другими шаблонами. Как указывалось ранее, ученик должен уметь играть этот паттерн во многих тональностях и тональностях. Существует множество возможностей для деятельности, которыми можно воспользоваться. Например, ученик может послушать, как учитель играет один из паттернов, а затем дать ему указание воспроизвести этот паттерн, возможно, в другой тональности или тональности. Студент также может использовать шаблоны в импровизации. Учитель может начать с того, что научит ученика импровизировать мелодию поверх простой последовательности аккордов с заблокированными аккордами, а затем перевести ученика на импровизацию по этой же последовательности с рисунком или узорами арпеджио. Имейте в виду, что на это может уйти несколько недель, поэтому учитель должен тщательно планировать уроки.
Динамика: Piano vs Pianissimo
image 4, вступительный мотивБолее 75% этого произведения остается в диапазоне фортепиано/пианиссимо. Распространенной проблемой здесь является то, что учащиеся видят пометку «фортепиано» и играют как можно тише. Как только они доходят до секции пианиссимо, ученик, вероятно, будет изо всех сил пытаться создать желаемый тон в этой секции или любой тон вообще! Есть несколько разных подходов к этому. Во-первых, сосредоточьтесь на воспроизведении первого мотива основной темы, как показано на рисунке 4. Попросите ученика сыграть этот мотив на обоих динамических уровнях, подряд. В то время как учитель может захотеть сохранить порядок пьесы, играя на фортепиано, а затем на пианиссимо, может быть полезно начать с самого мягкого динамического уровня, в зависимости от ученика. В любом случае, убедитесь, что учащийся практикует оба динамических уровня в тесной последовательности, чтобы у него была возможность услышать и сравнить. Имейте в виду, что, поскольку эта пьеса так долго остается на мягких динамических уровнях, было бы приемлемо стремиться ближе к динамике меццо-фортепиано в фортепианных секциях.
На техническом уровне студент должен быть проинформирован о том, как физически создать контраст на таком мягком динамическом уровне. Существует несколько способов создания различных динамических уровней. К ним относятся: интенсивность удара пальцем («сильный» или «осторожный»), скорость атаки, вес руки, распределение веса тела и положение пальцев перед атакой (высокое или низкое). В этом контексте лучшим подходом было бы учитывать скорость атаки и положение пальцев перед атакой. Эти два аспекта динамического контроля работают рука об руку: регулировка высоты, с которой студент начинает атаку пальцами, будет влиять на скорость атаки из-за воздействия силы тяжести. В секции пианиссимо ученик должен держать пальцы как можно ближе к клавишам. Конечно, ученику нужно будет хотя бы немного пошевелить пальцем, чтобы подготовить атаку. Однако высота этого удара пальца ничтожно мала. По этой причине я часто говорю своим ученикам, что их пальцы должны быть «практически приклеены к клавишам». Для учащегося, который воспринимает такие фразы буквально, это может быть не лучшим способом обучения этому понятию. Учителя должны быть осторожны, чтобы не слишком полагаться на эту терминологию, и убедиться, что у них есть другие идеи, которые помогут учащимся достичь этого. Учащийся также должен бить по клавише как можно медленнее, не теряя желаемого тона. Хорошим упражнением будет предложить ученику поэкспериментировать с множеством различных медленных атак на одной ноте. Наблюдение за молоточками фортепиано, когда они работают в этом процессе, если это возможно, также поможет в этом процессе. Затем ученик может использовать немного более высокую и немного более быструю атаку, чтобы найти правильный уровень для фортепианной секции.
Ритмические паттерны с двойными точками
image 5, ритмический паттерн с двойными точкамиВ этом фрагменте используются три экземпляра одного и того же ритмического паттерна с двойными точками. Первое появление этого паттерна подробно показано на изображении 5 и происходит от 7–8 мм. Два других экземпляра имеют размеры 15–16 мм и 31–32 мм. Другими словами, паттерн находится в конце основной темы. К настоящему времени учащийся должен знать, что точка рядом с примечанием означает добавление половины значения примечания, но было бы неплохо повторить эту концепцию. При первом введении ритмических рисунков с двумя точками перед первым уроком по этому произведению учителю также необходимо объяснить, что означает вторая точка: она добавляет половину значения второй точки. Когда я учу этому, мне нравится добавлять значения нот в виде символов значений нот, как показано на рисунке 6а. Если учащийся борется с дробями, было бы неплохо показать ему наглядное изображение, которое поможет ему осмыслить длину ноты с двумя точками, например, изображенное на изображении 7 ниже.
image 6a-b, четвертная нота с двумя точкамиОднако наиболее важной частью этого ритмического паттерна на самом деле является то, что следует за четвертной нотой с двумя точками. Умение играть шестнадцатую ноту и сильную долю следующего такта поможет ученику понять этот паттерн больше, чем что-либо другое. Для этого учитель должен упростить четвертную ноту с двумя точками, чтобы ее можно было легко прослушивать и играть. Для этого я корректирую изображение 6a, чтобы включить связи между нотами, как показано на изображении 6b. Когда учащийся впервые пытается сыграть этот паттерн, он должен разыграть паттерн без завязок. Затем они могут добавить второй галстук. Как только они смогут играть это комфортно, они могут продолжить и использовать все галстуки, таким образом играя шаблон, как написано. Это побудит ученика прослушивать макро- и микро-биения в пределах метра. Учащимся, использующим числовой метод подсчета, также может быть полезно упростить подсчет. Некоторые ученики косноязычны или просто ошеломлены количеством слогов. Для этих учеников я добился успеха, заставив их считать так, как если бы они играли в размере 4/8. Вместо 1e&a 2e&a они будут говорить 1&2&3&4&. Этот подход подробно показан на изображении 8.
изображение 7, четвертная нота с двумя точками визуальное изображение 8, скорректированный числовой подход к счетуДругие педагогические концепции для изучения
Хотя я только что рассмотрел множество концепций, этот пост далеко не исчерпывающий. Другие идеи описаны ниже менее подробно:
5-пальцевая гамма в раунде:
изображение 9, 5-пальцевая гамма в раунде (вступительный мотив)Как показано на изображении 9, начало основной темы начинается с 5-пальцевой гаммой в туре соль минор. Стрелки смещены на две ноты. Из-за этого было бы очень полезно практиковать 5-пальцевые гаммы по кругу. Конечно, учитель должен позаботиться о том, чтобы охватить соль минор, но он также должен использовать эту концепцию во многих других тональностях и тональностях.
Смена пальцев:
В этом произведении используется несколько экземпляров повторяющихся нот с использованием разных пальцев. Учащийся и учитель должны практиковать эту концепцию вне контекста этого произведения. Выделение нот, в которых происходят эти изменения пальцев, является хорошим началом. Также полезно найти отдельные положения рук для каждой из двух нот в повторяющемся шаблоне нот и попрактиковаться, делая паузы между изменениями положения рук. Убедитесь, что паузы каким-то образом связаны со счетчиком. Постепенно сокращайте эту паузу, пока разрыв не будет закрыт.
Фраза:
изображение 10, основная тема (вступление)Поскольку 75% этого произведения состоит из одного и того же материала, хорошим способом выделить повторяющийся материал будет изменение фразировки. Эта повторяющаяся фраза, открывающая пьесу, показана на рисунке 10. Учащийся может выбирать из широкого диапазона фразовых комбинаций: 2+2+4, 4+4, 2+6 и 8-тактовая фразировка. Убедитесь, что учащийся знает, как технически открывать и закрывать свои фразовые мотивы. При вдохе рука должна расслабляться и двигаться в сторону тела игрока. При проталкивании фразы рука должна двигаться вперед до тех пор, пока ученик не будет готов сделать вдох. Движение руки должно достигать пика в самой передней точке на пике фразы/мотива или в середине предопределенной длины мотива фразы.
Закрытие
«Старая французская песня» содержит огромное количество педагогического материала для изучения. Это хороший выбор для учащегося, который очень хорошо знает некоторые из вышеупомянутых понятий, но имеет пробелы в понимании других областей или, возможно, просто не успел применить некоторые из понятий вообще. Однако, если учащийся еще не освоил ни одной из упомянутых концепций, вводить эту часть было бы не очень хорошей идеей.