Цивилизация древней индии: Цивилизации долины реки Инд (статья)

Содержание

ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЧАТЕЙ

Эволюция печатей


Печати Древней Индии
Около 5 тыс. лет назад в долине реки Инд возникла одна из самых древних и величественных цивилизаций – Индийская, с большим количеством городов и поселений. Ее познания и достижения в науке, торговле, математике человечество использует до сих пор. К тому же, немалую роль в формировании древнеиндийского государства сыграли печати, которые являлись символом власти и идентификации ее собственника.  

Печати Мохенджо-Дарской и Хараппской цивилизаций
Как свидетельствуют археологические раскопки, главными городами Древней Индии были Мохенджо-Даро и Хараппа. Были ли они взаимодополняющими или конкурирующими между собой центрами единой «большой империи», современникам неизвестно, но тот факт, что их цивилизация отличалась однородностью во всех сферах жизнедеятельности – подтвержден многочисленными исследованиями.
До наших дней не сохранились какие-либо письмена, которые бы свидетельствовали об образе жизни жителей этих городов, но археологами было обнаружено большое количество печатей того времени, которые позволяют понять культуру древнеиндийской цивилизации.

Наиболее примечательными среди них являются резные печати Хараппской цивилизации, которые уникальны не только по своему внешнему виду, но и качеству. Как правило, их изготавливали из стеатита – белого или сероватого по цвету талька. Такие печати имели квадратную, а иногда и круглую форму. С обратной стороны печать вставляли в пуговицеобразную ручку. На лицевой стороне печати вырезались изображения какого-либо животного, например, единорога, быка с короткими рогами, тигра, слона, а порой и ритуальных человеческих фигур. Практически на каждой печати размещались элементы полупиктографического письма.

Проблемы в изучении древнеиндийских печатей
При изучении печатей Древней Индии перед исследователями предстало несколько проблем. Во-первых, многочисленные попытки прочесть надписи на древних индийских печатях не увенчались успехом. Хараппская письменность представляет собой определенно слоговую азбуку, в которой слова читаются поочередно справа налево и наоборот. Но даже общий смысл большого числа примеров этой письменности все еще неясен.


Во-вторых, изучение древнеиндийских печатей затруднено еще и тем, что ученым до конца не понятно назначение квадратных «печатей». Некоторые исследователи считают, что они предназначены для религиозного культа, но не для опечатывания чего-либо. В качестве обоснования своих взглядов, ученые приводят ряд фактов того, что до сих пор не найдено ни одного достоверного доказательства использования квадратных печатей для нанесения оттиска. В то же время ученым удалось найти свидетельства того, что печати аналогичных форм Месопотамии как раз применялись по такому назначению.  

Древнеиндийские печати и торговля
Древнеиндийская цивилизация славилась в Европе своими товарами из хлопка и красочными, необычными животными. Именно поэтому печати в торговле использовались купцами для маркировки своего товара. С развитием морской торговли в Хараппе и Мохенджо-Даро печати получили особый статус. Как правило, на них изображались мачтовые морские суда, оригиналы которых были найдены в Лотхале, недалеко от современного Бомбея.

Печати и религия
Древнеиндийские печати также часто использовались и в религиозных целях. На месте раскопок древних городов Индии было найдено большое количество печатей с изображением религиозных мифических существ, например, единорога. По своей форме печать напоминала жертвенный котел, что позволяет предположить, что изображение означало некую религиозную жертву.

К категории религиозных печатей также относят печати с изображением человека, который сидит в позе йоги в окружении многочисленных животных, что очень напоминает индуистского бога Шиву. Данные печати в культуре Индии получили название печатей Шивы. Таким образом, ученые выяснили, что индийские печати являлись частью религиозной практики.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, УТОНУВШАЯ ВО ВРЕМЕНИ | Наука и жизнь

В Индии ведутся археологические раскопки удивительной культуры, уходящей в глубь времен на четыре-пять тысяч лет. Занимая площадь в 1,3 миллиона квадратных километров, эта древняя цивилизация размерами превосходила своих великих современников – Египет и Месопотамию, вместе взятые. Ее города были строго спланированы, подобно новостройкам нашего времени.

Раскопки древней столицы Индии – Мохенджо-Даро. Жители ее были рассудительны, миролюбивы и общительны.

Вторая столица древнеиндийской цивилизации – Хараппа. (Рисунок-реконструкция.) Дома с современным комфортом: в каждый подведена вода и есть туалеты с канализацией.

Карта показывает движение торговых путей, связанных с жизнью древнейшей цивилизации — хараппской.

Скульптура из Мохенджо-Даро, где жил народ, видимо, не знавший правителей и жрецов.

Печать с изображением единорога и иероглифами.

Найденные при раскопках украшения. Среди них – деревянное ожерелье, жемчуг.

Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации.

Женская фигурка, обнаруженная археологами.

Комфортные жилища

Востоковедение как наука зародилось в XVI-XVII веках, когда страны Европы вступили на путь колониальных захватов, хотя знакомство европейцев с арабским миром состоялось еще много веков назад.

А вот египтология возникла значительно позже – датой ее рождения считают 1822 год, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма. И лишь относительно недавно, в 1922 году, археологи впервые начали исследовать территорию по берегам реки Инд. И сразу же - сенсация: открыта ранее не известная древняя цивилизация. Ее назвали Хараппской цивилизацией – по имени одного из главных ее городов – Хараппы.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой “тортовой” формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек – Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, – Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера – их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро – так называемый “Большой бассейн”, окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

Горожане

Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. “В этой культуре, – писал археолог, – было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль”. Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду – по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали.

Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим “протоиндийским” обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: “На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию”.

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.

Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один – пахал землю, другой – делал каменные орудия, третий – менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу – когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря “великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей”.

Загадки письмен

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира – это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами – 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль “Большого бассейна”, открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди – новые раскопки.

Соседи

У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье – ее купцы бывали на берегах Тигра и Евфрата. Об этом говорят непременные спутники торговца – гири. Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север – то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге “Забытая цивилизация в долине Инда” доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

В одной из бухт Арабского моря недавно при раскопках нашли портовый город Лотхал, принадлежавший Хараппскому комплексу. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга.

Какой товар везли протоиндийские купцы, например, в Месопотамию? Олово, медь, свинец, золото, раковины, жемчуг и слоновую кость. Все эти дорогие товары, как можно думать, предназначались для двора правителя. Купцы выступали и как посредники. Они продавали медь, добытую в Белуджистане – стране, лежащей к западу от Хараппской цивилизации, золото, серебро и лазурит, купленные в Афганистане. На волах привозили строительную древесину из Гималаев.

В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать. Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.

Читать “Цивилизация Древней Индии” – Бэшем Артур Ллевеллин – Страница 1

Артур Бэшем

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Эта книга посвящена памяти Луи Рено, которого я имел счастье знать лично и которого помнят и почитают повсюду, где он преподавал санскрит

ПРЕДИСЛОВИЕ К ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ

Серия «Великие цивилизации» началась пятнадцать лет тому назад[1] с издания «Цивилизации Рима» Пьера Грималя. И в на* стоящее время выходит в свет пятнадцатый том серии — «Цивилизация Древней Индии» Артура Л. Бэшема. Еще готовятся пять трудов, публикацией которых завершится это грандиозное предприятие, и мы сможем, оглянувшись назад, поздравить себя со свершившимся. Когда последняя четверть пути будет преодолена, исторические исследования этих последних лет определят наши позиции в различных областях знания и откроют перспективы ближайшего будущего. Мы благодарны авторам, которых не испугал размах нелегкой задачи, и команде сотрудников издательства, которым достойной наградой за мужество стал успех коллекции.

Предисловие к книге, посвященной Индии, нельзя начать без упоминания великого индолога, знаменитого ученого и дорогого друга, Луи Рено, слишком рано ушедшего из жизни, из науки и от близких людей. Мы все глубоко признательны его супруге и сотруднице Симоне Рено, старающейся сохранить его память и не дать пропасть его урокам. Позвольте мне упомянуть также Жюля Блока, старинного друга моего отца, который посвятил Индии свою жизнь честного человека и безусловного эрудита.

Разумеется, на длинном пути, который ведет к познанию Древней Индии, в течение последних двух веков было сделано немало открытий. Отдельные попытки усердных первооткрывателей сменились усилиями больших школ индологов, которые возникли и распространились одна за другой и смогли сотрудничать между собой, несмотря на противостояние наций. В этом отношении нет ничего поучительнее, чем новое рождение и подъем индологии вслед за Жаном Филлиоза. Возможно, лучше оценить достижения современной науки и подвести итог нынешних путей?

Возможно, изучение Индии было возобновлено с гораздо большим успехом, чем в других областях истории, — и понятно почему. Ибо индийский континент породил огромное количество литературы различных жанров: эпические поэмы, романы, поэтические и другие произведения, касающиеся самых разных сфер жизни, но до недавнего времени внимание к ним историков было крайне незначительно. В этом отношении Индия (и мы еще вернемся к этому) — полная противоположность Рима, который мыслил исторически и даже собственную мифологию превратил в историю. В Индии особая важность придается мифологии, а реальность в лучшем случае заслуживает лишь упоминания.

В таких условиях восстановление ее прошлого сталкивается с дополнительными трудностями. Только достижения археологии способны помочь рассеять сомнения. Блестящие находки последних десятилетий объясняют возобновление исторических исследований.

Настоящая книга, появившаяся в нужное время, — это адаптация классики англосаксонской науки. Книга Артура Л. Бэшема, широко признанная в научном мире, была тщательно обновлена самим автором, для которого в этой области нет ничего чуждого. В исторической, преимущественно французской по концепции и исполнению, серии Индия представлялась, совершенно естественно, как одна из любимых тем англоязычной науки. Мы представляем блестящий и содержательный текст, обогащенный новыми данными, полным справочным аппаратом: картами, планами, хронологическими таблицами, справочным индексом, — а также и иллюстрациями, которые являются неотъемлемой частью каждого из наших трудов. Таким образом, хочется пожелать долгой жизни этому новому сотрудничеству, установленному между Канберрой и Парижем.

Цивилизация Индии, даже ограниченная рамками домусульманской эпохи, предлагает привычное для ученых многообразие аспектов, которые тем не менее трудно упорядочить в какой-либо последовательности. Индия — земля контрастов: такая формулировка, безусловно, кажется подходящей в плане географии, экономики и даже культуры и искусства. Действительно, всё на этой огромной территории — вплоть до колебаний климата между крайней засухой и проливными дождями — выглядит многообразным, изменчивым, контрастным. Все, кому посчастливилось там побывать, были поражены буйством красок, которым ослепляли ее пышная природа и ее богатое искусство.

Между тем есть черта, которая, как кажется, прекрасно характеризует цивилизацию Индии в целом, я имею в виду невероятную силу, которой там обладала традиция, что придавало огромную значимость прошлому. Человек ощущает себя глубоко связанным с порождающей жизнью природы и с существованием своих богов и — возможно, больше, чем где-либо, — испытывает чувство единства с космосом, основы которого, как считалось, пронизывал брахманизм и обеспечивал посредством исполнения ритуалов его нормальное функционирование.

Не будучи двумя обособленными совокупностями, мир богов и мир людей соединены между собой интимными отношениями, которые гениальный систематизатор постарался определить с наибольшей точностью. Понятно поэтому, что человек в этих условиях постоянно стремится к сохранению космического порядка путем непреложного исполнения правил и обрядов. Храм бога оказывается моделью космоса, а сам человек выступает как модель создания.

Но, пытаясь таким образом определить самую сущность индийского менталитета, мы можем не увидеть другую, противоположную тенденцию, выраженную ранней доктриной буддизма, почти исчезнувшего из собственно Индии и, наоборот, утвердившего свои позиции в так называемой внешней Индии. Согласно буддизму, выше космического порядка — учение, провозглашенное его создателем и обещающее спасение человеку, который может пренебречь миром и его обычаями и достичь единственного совершенного существования путем собственно уничтожения своего вторичного существования. Земля контрастов, Индия создаст, таким образом, полностью сформированные противоположные религии и верования.

Тем не менее революция буддизма объясняется, возможно, в конечном счете реакцией на детерминизм, присущий индийскому менталитету, озабоченному поисками путей спасения. В мире, полностью определяемом своей внутренней структурой, важнейшую роль всегда играла пара тесно соотносимых между собой понятий — грязь и очищение. Границы в жизни духовной и светской были незыблемы, любое отступление от правил и запретов порочило индивида или общество: и тот и другое должны были любой ценой вернуть свою первоначальную чистоту, выполняя необходимые обряды.

Естественно, как и у различных народов, представление о чисто материальном и независимом от человеческого желания загрязнении, постепенно перенесенное на внутреннюю сферу, привело к развитию чувства индивидуальной вины. Но необходимость искупительных церемоний так и не исчезла и осталась в сердце каждого человека.

Из массы трудов и современных исследований, которые невозможно широко представить в синтезированном труде, позволю себе выделить смелую работу по компаративной истории религий Жоржа Дюмезиля, который установил взаимосвязь между верованиями и обрядами, восходящими в конечном счете к общей мифологии, но разбросанными по обоим концам света.

Более века тому назад обнаружение родства между различными языками, среди которых санскрит занимает особое место, породило, как известно, плодотворное сравнительное изучение индоевропейских языков. Сегодня, после многочисленных сомнений, к мифологии индоевропейских народов начинают подходить с подобных компаративных позиций.

Индия ведийского периода предлагает нам богатейшее наследие поэтических мифов, подробно повествующих о деяниях богов. Наоборот, Рим словно бы забыл о богах и сохранил лишь ритуальные жесты, смысл которых утрачен. Таким образом, интересно сопоставить историю богини Авроры, которая у ведийских индийцев под именем Ушас каждое утро прогоняла тьму и ревностно заботилась о Солнце, сыне своей собственной сестры-Ночи, с архаичными обрядами матралий — праздника, во время которого римские матроны изгоняли прутьями из храма римской богини зари Матер Матуты рабыню и просили божество защитить их племянников и племянниц. Здесь, безусловно, следует предположить аналогичное развитие рациональной и драматической первоначальной интерпретации феномена зари и антропоморфического представления божества с очевидными родственными связями.

10 Особенности индийской цивилизации – СтудИзба

Особенности индийской цивилизации.

1. Первенство религиозно-духовного компонента цивилизации. Возможно, это объясняется тем, что мигранты-индоарии, для которых задачи консолидации и выживания на новой родине и в чуждом окружении как раз и свелись к консервации памяти прошлого, которое было канонизировано в религиозно-мифологической форме.

Социальная структура индоариев периода вед.

Племена индоариев – это племенные протогосударства во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них выделились две влиятельные прослойки – жрецы-брахманы, хранители ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители-военначальники (аристократы-кшатрии), которые возглавляли коллективы и управляли ими. Правители, возможно, выступали в качестве верховных распорядителей общественного благосостояния. Правители (раджи) собирали с общинников ренту-налог (обычно шестая часть урожая) и заставляли выполнять некоторые повинности. Правители возглавляли аппарат администрации, значительная часть которого формировалась за счет близких родственников правителя. В функции администрации входили охрана коллектива, управление им, судопроизводство и т.п. Тексты Ригведы свидетельствуют, что власть правителей еще не была достаточно прочной, во многих протогосударствах – выборная, большим влиянием пользовались советы старших, собрания знатных. В других уже был заметен акцент на наследование власти правителя, собрание старших в этом случае превращалось в паришад, совет знати с ограниченными консультативными функциям при монархе. Власть царя не была абсолютной, онвынужден считаться с мнением членов совета, неподчинившиеся мнению совета правители иногда изгонялись. Возрастала роль советов и собраний старших и знатных в периоды борьбы за власть враждущих кланов или наследников умершего раджи.

2. Постепенное обособление в привилегированной группе социально-политических верхов – брахманов и кшатриев.

Община состояла из большесемейных групп, главы которых имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами (в том числе и рабами из числа пленных иноплеменников, в основном рабыни).

Первые города в долине Ганга появились примерно в IХ-VIII вв. до н.э., время консолидации на базе первых протогосударств более или менее крупных ранних государств. Активное развитие вследствие этого ремесла и торговли. Вероятно, войны между правителями соперничавших государств.

Люди также интересуются этой лекцией: 5 – Геофизические методы.

3. Преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Комплекс   причин: относительная слабость политической власти в истории Индии, определявшаяся спецификой индийского общества с системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, т.к. внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

4. Варно-кастовая система.

«Варна» – вид, разряд, цвет, использовалась для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов, из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней – шудры. Представителей трех высших варн именовали «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения (обряд инициации, в ходе которого на шею надевался шнурок определенного цвета и материала), после которого можно было стать домохозяином и отцом семейства.

Четвертая варна состояла из неполноправных неариев и пополнялась за счет подчиненных аборигенных народов. поскольку возникла позже других, то все те, кто по рождению не принадлежал к первым, вошли в четвертую. Неполноправные – не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых действиях наравне с представителями других варн.

С течением времени в положении варн происходили изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой. Варна вайшьев теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, становилась намного ниже первых двух. Шудры, напротив, приобрели ряд присущих другим варнам прав и тем повышали свой статус.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освещены непререкаемыми религиозными нормами. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Система со временем не только не распадалась, а становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.

Расцвет и закат Древней Индии (Хараппской цивилизации)

Хараппская цивилизация, которую также называют Индской , возникла в 3300-х г. до н.э. на территории современной Индии и Пакистана. При постройке железной дороги в 1856 г в районе долины реки Инд строители нашли множество кирпичей. Не придав находке никакого значения, они использовали их в работе. И только через 20 лет при проведении раскопок археологи во второй раз открыли остатки древнейшего индийского города Хараппа.

 

Возникновение

Площадь Хараппа занимает более 150 гектаров. Второй по величине из найденных городов – это Мохенжо – Даро. Позже обнаружили еще более тысячи городов ,где по видимому проживало более 5 млн человек. По найденным руинам можно судить о необычайно высоком развитии древнего народа.До этого считалось, что развитие этой местности началось с появлением здесь кочевников ариев в 1250 годах до нашей эры, что на самом деле случилось на 1500 лет позже зарождения хараппской цивилизации.

 

Индская культура

Было обнаружено всего несколько глиняных табличек с надписями, которые не удалось расшифровать и по сей день . Поэтому судить о быте и культуре можно только по археологическим находкам. О высоком развитии хараппского населения говорят руины городов с системой водоснабжения и канализации. Судя по всему, там были не только жилые, но и административные здания, а также общественные амбары и ремесленные мастерские.

 

Вероисповедание и творчество

 Потомки индийцев оставили после себя достаточно много скульптурных композиций. Были найдены различные украшения и резные печати с выгравированными изображениями различных животных. О высоком технологичном развитии говорят различные инструменты для измерения размера и веса. Ученые не пришли к единому мнению относительно религии древних индийцев. Основной версией является поклонение богине- матери плодородия. Они не строили храмов и поэтому нельзя подробнее узнать об их богах и религиозных обрядах, если таковые существовали.

Государственное устройство

Многие найденные артефакты имеют одинаковые размеры и вес. Это свидетельствует о массовой стандартизации, что в свою очередь говорит о наличии централизованной власти, Согласно принятой теории, единого правителя все же не было. Скорее, это был некий союз городов- государств. Считается, что жители этих городов были миролюбивы и не вели войн, что возможно обуславливалось отсутствием естественных врагов. И хотя в поселениях были найдены некоторые виды оружия, скорее всего оно было предназначено для охоты на животных.

 

Закат древней цивилизации

Упадок цивилизации пришелся на 1800- е годы до н.э. И здесь нет однозначной оценки. Некоторые ученые склоняются, что причиной тому послужило ухудшение климатических условий, т.к. цивилизация не исчезла вдруг, а угасала постепенно, мигрируя в более благоприятные для жизни близлежащие области. Другие считают, что вторгшиеся племена кочевников завоевали древний народ и современные индийцы являются потомками смешения этих рас. Как бы то ни было, уже около 1700 г.г. все города оказались заброшенными.

Артур Бэшем – Цивилизация Древней Индии читать онлайн

Артур Бэшем

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Эта книга посвящена памяти Луи Рено, которого я имел счастье знать лично и которого помнят и почитают повсюду, где он преподавал санскрит

ПРЕДИСЛОВИЕ К ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ

Серия «Великие цивилизации» началась пятнадцать лет тому назад[1] с издания «Цивилизации Рима» Пьера Грималя. И в на* стоящее время выходит в свет пятнадцатый том серии — «Цивилизация Древней Индии» Артура Л. Бэшема. Еще готовятся пять трудов, публикацией которых завершится это грандиозное предприятие, и мы сможем, оглянувшись назад, поздравить себя со свершившимся. Когда последняя четверть пути будет преодолена, исторические исследования этих последних лет определят наши позиции в различных областях знания и откроют перспективы ближайшего будущего. Мы благодарны авторам, которых не испугал размах нелегкой задачи, и команде сотрудников издательства, которым достойной наградой за мужество стал успех коллекции.

Предисловие к книге, посвященной Индии, нельзя начать без упоминания великого индолога, знаменитого ученого и дорогого друга, Луи Рено, слишком рано ушедшего из жизни, из науки и от близких людей. Мы все глубоко признательны его супруге и сотруднице Симоне Рено, старающейся сохранить его память и не дать пропасть его урокам. Позвольте мне упомянуть также Жюля Блока, старинного друга моего отца, который посвятил Индии свою жизнь честного человека и безусловного эрудита.

Разумеется, на длинном пути, который ведет к познанию Древней Индии, в течение последних двух веков было сделано немало открытий. Отдельные попытки усердных первооткрывателей сменились усилиями больших школ индологов, которые возникли и распространились одна за другой и смогли сотрудничать между собой, несмотря на противостояние наций. В этом отношении нет ничего поучительнее, чем новое рождение и подъем индологии вслед за Жаном Филлиоза. Возможно, лучше оценить достижения современной науки и подвести итог нынешних путей?

Возможно, изучение Индии было возобновлено с гораздо большим успехом, чем в других областях истории, — и понятно почему. Ибо индийский континент породил огромное количество литературы различных жанров: эпические поэмы, романы, поэтические и другие произведения, касающиеся самых разных сфер жизни, но до недавнего времени внимание к ним историков было крайне незначительно. В этом отношении Индия (и мы еще вернемся к этому) — полная противоположность Рима, который мыслил исторически и даже собственную мифологию превратил в историю. В Индии особая важность придается мифологии, а реальность в лучшем случае заслуживает лишь упоминания.

В таких условиях восстановление ее прошлого сталкивается с дополнительными трудностями. Только достижения археологии способны помочь рассеять сомнения. Блестящие находки последних десятилетий объясняют возобновление исторических исследований.

Настоящая книга, появившаяся в нужное время, — это адаптация классики англосаксонской науки. Книга Артура Л. Бэшема, широко признанная в научном мире, была тщательно обновлена самим автором, для которого в этой области нет ничего чуждого. В исторической, преимущественно французской по концепции и исполнению, серии Индия представлялась, совершенно естественно, как одна из любимых тем англоязычной науки. Мы представляем блестящий и содержательный текст, обогащенный новыми данными, полным справочным аппаратом: картами, планами, хронологическими таблицами, справочным индексом, — а также и иллюстрациями, которые являются неотъемлемой частью каждого из наших трудов. Таким образом, хочется пожелать долгой жизни этому новому сотрудничеству, установленному между Канберрой и Парижем.

Цивилизация Индии, даже ограниченная рамками домусульманской эпохи, предлагает привычное для ученых многообразие аспектов, которые тем не менее трудно упорядочить в какой-либо последовательности. Индия — земля контрастов: такая формулировка, безусловно, кажется подходящей в плане географии, экономики и даже культуры и искусства. Действительно, всё на этой огромной территории — вплоть до колебаний климата между крайней засухой и проливными дождями — выглядит многообразным, изменчивым, контрастным. Все, кому посчастливилось там побывать, были поражены буйством красок, которым ослепляли ее пышная природа и ее богатое искусство.

Между тем есть черта, которая, как кажется, прекрасно характеризует цивилизацию Индии в целом, я имею в виду невероятную силу, которой там обладала традиция, что придавало огромную значимость прошлому. Человек ощущает себя глубоко связанным с порождающей жизнью природы и с существованием своих богов и — возможно, больше, чем где-либо, — испытывает чувство единства с космосом, основы которого, как считалось, пронизывал брахманизм и обеспечивал посредством исполнения ритуалов его нормальное функционирование.

Не будучи двумя обособленными совокупностями, мир богов и мир людей соединены между собой интимными отношениями, которые гениальный систематизатор постарался определить с наибольшей точностью. Понятно поэтому, что человек в этих условиях постоянно стремится к сохранению космического порядка путем непреложного исполнения правил и обрядов. Храм бога оказывается моделью космоса, а сам человек выступает как модель создания.

Но, пытаясь таким образом определить самую сущность индийского менталитета, мы можем не увидеть другую, противоположную тенденцию, выраженную ранней доктриной буддизма, почти исчезнувшего из собственно Индии и, наоборот, утвердившего свои позиции в так называемой внешней Индии. Согласно буддизму, выше космического порядка — учение, провозглашенное его создателем и обещающее спасение человеку, который может пренебречь миром и его обычаями и достичь единственного совершенного существования путем собственно уничтожения своего вторичного существования. Земля контрастов, Индия создаст, таким образом, полностью сформированные противоположные религии и верования.

Тем не менее революция буддизма объясняется, возможно, в конечном счете реакцией на детерминизм, присущий индийскому менталитету, озабоченному поисками путей спасения. В мире, полностью определяемом своей внутренней структурой, важнейшую роль всегда играла пара тесно соотносимых между собой понятий — грязь и очищение. Границы в жизни духовной и светской были незыблемы, любое отступление от правил и запретов порочило индивида или общество: и тот и другое должны были любой ценой вернуть свою первоначальную чистоту, выполняя необходимые обряды.

Читать дальше

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 20 Государства Древней Индии

На данной странице представлено детальное решение задания § 20. Государства Древней Индии по истории для учеников 5 классa автор(ы) Никишин, Стрелков

§ 20. Государства Древней Индии

Стр. 109. Ключевые вопросы

Какие цивилизации существовали в Древней Индии? Как и почему сменялись периоды расцвета крупных государств и их распада?

Древнейшей из цивилизаций Индии была цивилизация Хараппы, возникшая в долине Инда в III тысячелетии до н.э. Свое название она получила по названию города Хараппы, раскопанного археологами. Самым большим городом цивилизации был Мохенджо-Даро (в современном Пакистане). В первой половине II тысячелетия цивилизация Хараппы пришла в упадок. Причинами называют как ухудшение природных условий, так и нашествие завоевателей.

В конце IV века до н.э. в Индии была основана держава Маурьев. Основателем ее был полководец Чандрагупта. Наибольшего расцвета государство достигло при его внуке Ашоке (273–232 годы до н.э.). Территория его государства простиралась от Гималаев до юга Индии. Вскоре после смерти Ашоки государство утратило своё единство, и около 180 года до н.э. пало.

Повторило судьбу империи Маурьев государство Гуптов. В IV веке н.э. царь Самудрагупта объединил под своей властью всю Северную Индию, совершая походы и на юг полуострова. При его сыне Чандрагупте II (около 375–415) держава Гуптов достигла вершины могущества. Однако в V–VI веках держава Гуптов распалась на части и была завоевана.

Державы Маурьев и Гуптов держались на авторитете сильных правителей. В отсутствие таковых они теряли единство и подвергались нападениям извне.

Стр. 113. Итоговые вопросы

№ 1.  Опишите природные условия Древней Индии. Что благоприятствовало земледельцам? Что требовало от них значительных трудовых усилий?

Древняя Индия занимала территорию полуострова Индо­стан и прилегающую к нему часть материка, ограниченную с севера Гималаями. Большую часть года в Индии стоит очень жаркая погода. Уровень осадков неодинаков: в одних местах часты ливни, другие страдают от засухи. Древняя цивилизация Индии возникла между реками Инд и Ганг. Индо-гангская равнина очень плодородна, потому благоприятна для земледелия. Древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, овощи, хлопчатник и сахарный трост­ник. Определенную трудность для земледельцев представляло обилие джунглей. Необходимо было вырубать деревья и корчевать пни.

№ 2. Используя карту на с. 110, расскажите о древнейших индий­ских городах. Какие находки позволили археологам узнать о жизни обитателей этих городов?

Древнейшей из цивилизаций была цивилизация Хараппы, возникшая в долине Инда в III тысячелетии до н.э. Свое название она получила по названию города Хараппы, раскопанного археологами. Самым большим городом цивилизации был Мохенджо-Даро (в современном Пакистане). В первой половине II тысячелетия цивилизация Хараппы пришла в упадок. Причинами называют как ухудшение природных условий, так и нашествие завоевателей.

В ходе раскопок были найдены остатки каменных двух- и трехэтажных домов, водопроводных труб, что говорит о высоком уровне культуры. Найдены также украшения, глиняная посуда и игрушки.

№ 3. Объясните, кто такие арии (индоарии). Охарактеризуйте их занятия, общественный строй. Какие последствия имел их приход в Индию?

Арии – кочевые племена, пришедшие в Северную Индию в середине II тысячелетия до н.э. из степей Евразии. Эту ветвь ариев называют индоариями. Основным занятием их было скотоводство. Во главе арийских племен стояли раджи. Арии расселились по всему полуострову, подчинив себе местное население. В начале I тысячелетия до н.э. жители Индии научились выплавлять и обрабатывать железо. Некоторые самые могущественные раджи стали фактически царями. Царь являлся верховным собственником всей земли, командовал войском, был высшим судьёй. Царский титул передавался по наследству. Пленники, захваченные в войнах, превращались в рабов.

№ 4.  Составьте обзор на тему «Великие державы Древней Индии». Отметьте на линии времени, когда существовали держава Ма­урьев и государство Гуптов. Объясните, благодаря чему удавалось объединить множество небольших владений в единые государ­ства. Что известно о наиболее значительных правителях этих государств? Почему эти могущественные государства распались?

———————-|—————————————|—————————————————-

IV-II вв. IV-VI вв.

до н.э. н.э.

держава Маурьев держава Гуптов

В конце IV века до н.э. в Индии была основана держава Маурьев. Основателем ее был полководец Чандрагупта. Наибольшего расцвета государство достигло при его внуке Ашоке (273–232 годы до н.э.). Территория его государства простиралась от Гималаев до юга Индии. Вскоре после смерти Ашоки государство утратило своё единство, и около 180 года до н.э. пало.

Повторило судьбу империи Маурьев государство Гуптов. В IV веке н.э. царь Самудрагупта объединил под своей властью всю Северную Индию, совершая походы и на юг полуострова. При его сыне Чандрагупте II (около 375–415) держава Гуптов достигла вершины могущества. Однако в V–VI веках держава Гуптов распалась на части и была завоевана.

Державы Маурьев и Гуптов держались на авторитете сильных правителей. В отсутствие таковых они теряли единство и подвергались нападениям извне.

№ 5*. Объясните, почему историки относят древние государства Индии к речным цивилизациям. Какие ещё из известных вам древних государств относятся к этой группе? Какие черты являются для них общими?

Речными цивилизациями историки называют цивилизации Древнего Востока, основанные в долинах рек: Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай. Основа хозяйства цивилизаций – орошаемое земледелие. Признаком речных цивилизаций является сильная власть царя.

Археологи подтверждают, что индийская цивилизация на 2000 лет старше, чем считалось ранее годы. Теперь он утверждает, что у него есть доказательства, которые отодвигают происхождение Индии еще дальше, делая индийскую цивилизацию примерно на 2000 лет старше, чем считалось ранее.

«Когда в Бхирране [Раджастхан] проводились раскопки, с 2003 по 2006 год, мы [обнаружили артефакты, дающие] 19 радиометрических дат», — сказал Дикшит, который до недавнего времени был содиректором Археологического общества Индии.«Из этих 19 дат шесть относятся к ранним уровням, а временная шкала формируется с 7500 г. до н.э. по 6200 г. до н.э.».

С первых раскопок в Хараппе и Мохенджодаро, на территории современного Пакистана, цивилизация Инда считалась одной из самых древних цивилизаций мира — наряду с Египтом и Месопотамией (на территории современного Ирака).

В последнее время археологи разделили Индскую цивилизацию на дохараппский, зрелый хараппский и позднехараппский периоды.Дохараппский период характеризовался примитивной культурой каменного века, в то время как поздний хараппский период характеризовался сложными кирпичными городами, построенными по системе сетки, с зернохранилищами, туалетами и еще не расшифрованным письменным языком.

Но шесть образцов, обнаруженных в Бхирране, включают в себя относительно совершенную керамику, известную как «изделия хакра», что позволяет предположить, что древняя хараппская цивилизация зародилась намного раньше, чем считалось ранее, и что ее эпицентр находится в индийских штатах Хараяна и Раджастхан, а не в через границу.

Дикшит и его коллега Б.Р. Мани, нынешний совместный генеральный директор АСИ, пишут в недавней заметке о своих открытиях:

«На самых ранних уровнях в Бхирране и Кунале были обнаружены керамика и предметы старины… что свидетельствует о преемственности в культуре. , прямо с середины восьмого тысячелетия до нашей эры и далее… примерно до 1800 года до нашей эры».

Это говорит о том, что хараппская цивилизация почти так же стара, как места из Западной Азии, такие как Иерихон, где были обнаружены свидетельства неолитического города, датируемого 9000 г. до н.э.Но это также означает, что Хараппа, с новыми доказательствами наличия посуды хакра, датируемой 7500 г. до н.э., возможно, была более технологически продвинутой, что подтверждает претензии Индии на звание колыбели цивилизации.

«Когда [Джон] Маршалл проводил раскопки цивилизации долины Инда [в 1922 году], он дал им дату около 3000 г. до н.э., — сказал Дикшит. «Но когда [Мортимер] Уиллер приехал в 1944 году, он дал более короткую хронологию и поместил Индскую цивилизацию между 2450 и 1900 годами до нашей эры. Эти даты также были подтверждены, когда даты по углероду-14 начали поступать из других частей мира.

Еще от GlobalPost: Мумбаи в состоянии повышенной готовности с правым лидером Балом Теккереем в критическом состоянии

«В 1960 году в Калиманге мы смогли отодвинуть это только на несколько сотен лет назад. Но с этими датами [из Бхирраны] все полностью изменилось».

И Дикшит, и Мани преуменьшают конкуренцию между Индией и Пакистаном за право похвастаться цивилизацией Инда, где лучшие археологические раскопки для туристов находятся в Мохенджадаро, в пакистанской провинции Синд.Но древнее имеет свойство просачиваться в современность, как показали различные споры на протяжении многих лет.

Наиболее заметно, пожалуй, так называемая «теория лошади», уходящая корнями в Н.С. Ложное заявление Раджарама о том, что он расшифровал хараппское письмо, ввело лошадей в придуманную историю хараппского периода, чтобы обеспечить недостающую связь с ведическим периодом, когда были написаны древнейшие писания индуизма.

Известный своими связями с более чокнутой стороной индуистского национализма, Раджарам собрал воедино историю, в которой говорилось, что «вавилонская и греческая математика, все алфавитные письма и даже римские цифры вытекают в мир из бесконечно плодородного культурного лона долины Инда». согласно Гарвардскому индологу Майклу Витцелю и сравнительному историку Стиву Фармеру.

Но для Дикшита и Мани сфабрикованные споры такого рода относятся к области политики, а не археологии.

«Эти вещи не следует выгребать, — сказал Дикшит. «Я просто не хочу давать никаких заявлений по этому поводу. Люди разговаривают. Было арийское вторжение, затем иммиграция арийцев, затем теория о лошадях — одна теория, другая теория. Они просто тратят свое время».

Древняя Индия: история ее культуры и цивилизации. Д. Д. Косамби. (Нью-Йорк: Книги Пантеона.1965. Стр. xi, 243. $6,95.) | Американское историческое обозрение

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов.Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью.Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения. Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Геном почти 5000-летней женщины связывает современных индейцев с древней цивилизацией | Наука

Примерно в то же время, когда древние египтяне строили свои первые великие пирамиды, а жители Месопотамии строили монументальные храмы и зиккураты, хараппцы Южной Азии, также известные как цивилизация долины Инда, возводили массивные жилые комплексы из обожженного кирпича и прокладывали сложные системы каналов. .Внезапное падение цивилизации остается одной из величайших загадок древнего мира. Теперь ученые впервые проанализировали геном древнего хараппца. Полученные данные мало что говорят о том, почему общество рухнуло, но они проливают свет как на его прошлое, так и на продолжающееся генетическое наследие современных индейцев.

«Цивилизация долины Инда долгое время была загадкой», — говорит Прия Мурджани, популяционный генетик из Калифорнийского университета в Беркли, не участвовавшая в исследовании.«Поэтому очень интересно… узнать о [его] происхождении и истории».

Цивилизация долины Инда возникла около 3000 г. до н. э. и разрушился примерно к 1700 г. до н. э. В период своего расцвета он простирался на большей части территории современной северо-западной Индии и некоторых частях восточного Пакистана. Он также известен как Хараппская цивилизация, после раскопок первого из его памятников в провинции Пенджаб в Пакистане, начиная с 1820-х годов. Наряду с древним Египтом и Месопотамией это было одно из первых в мире крупномасштабных городских сельскохозяйственных обществ с населением от 1 до 5 миллионов жителей в пяти центральных городах.

Хотя были обнаружены сотни скелетов из долины Инда, жаркий климат региона быстро уничтожает генетический материал, который сыграл важную роль в прослеживании истории других ранних цивилизаций.

Однако в последние годы ученые узнали, что каменистая кость внутреннего уха содержит необычно большое количество ДНК, что позволяет им находить пригодный для использования генетический материал даже в деградировавших скелетах. Группа ученых во главе с генетиком Дэвидом Рейхом из Гарвардского университета и археологом Васантом Шинде из колледжа Декан в Пуне, Индия, решила опробовать многообещающий метод на образцах из Инда.Они взяли образцы более 60 частей скелета, в том числе множество каменистых костей, прежде чем им удалось извлечь древнюю ДНК из одного. Затем им пришлось секвенировать образец более 100 раз, чтобы собрать воедино относительно полный геном.

«Без сомнения, это самая интенсивная попытка получить древнюю ДНК из одного образца», — говорит Райх.

Отобранный человек, скорее всего, женщина, судя по ее ДНК, был похоронен среди десятков керамических чаш и ваз в районе Инда, известном как Ракхигархи, примерно в 150 километрах к северо-западу от современного Дели. Археологические данные свидетельствуют о том, что она жила где-то между 2800 и 2300 годами до нашей эры. Ее геном точно совпадал с ДНК 11 других людей, которые были обнаружены на участках в Иране и Туркменистане, где условия благоприятствуют лучшему сохранению ДНК. (Эти люди принадлежат к набору из 523 древних последовательностей ДНК, использованных для построения карты истории населения Южной Азии и опубликованных сегодня в Science .)

Зная, что цивилизация Инда торговала с этими регионами и что эти 11 человек имели мало генетически общие с другими, похороненными в их регионах, Райх и его коллеги пришли к выводу, что они, вероятно, были хараппскими мигрантами.

Теперь, работая с банком геномов Инда, предположительно состоящим из 12 человек, исследователи сравнили их генетические подписи с ДНК других древних цивилизаций Евразии, а также современных популяций. Полученное генеалогическое древо Инда показало, что, хотя цивилизация рухнула почти 4000 лет назад, ее генетический фонд составляет основу большинства людей, живущих в Индии сегодня, сообщает команда сегодня в ячейке .

В документе Science , также возглавляемом Райхом, отмечается, что современные люди из Северной Индии также несут генетические признаки древнего скрещивания с пастухами из евразийских степей, обширных пастбищ, которые простираются через Северную Азию, двигаясь на юг около 2000 г. до н.э.н.э. Эти степные пастухи несли европейскую ДНК от предыдущих событий межпородного скрещивания, отмечают авторы, объясняя когда-то вызывающую недоумение генетическую связь между европейцами и выходцами из Южной Азии. В течение следующих нескольких тысяч лет группы на севере и юге Индии смешались, что привело к сложной наследственной смеси современного населения.

Один сюрприз касается ДНК, связанной с древними иранцами, которая ранее была обнаружена у современных жителей Южной Азии. Это открытие, по-видимому, подтверждает распространенное среди антропологов мнение о том, что мигранты из Плодородного полумесяца, который включает в себя современный Иран и дал начало первым в мире земледельцам, которые начали кочевать около 10 000 лет назад, в какой-то момент двинулись на восток и смешались с выходцами из Южной Азии. охотники-собиратели, привнесшие сельское хозяйство на Индийский субконтинент.Тем не менее, новое исследование предполагает, что связанная с Ираном ДНК как у жителей Инда, так и у современных индийцев на самом деле предшествует развитию сельского хозяйства в Иране примерно на 2000 лет. Другими словами, иранская ДНК произошла от скрещивания с 12 000-летними охотниками-собирателями, а не с более поздними фермерами, объясняет Райх.

«Вполне вероятно, что земледелие появилось независимо друг от друга», — говорит биолог-антрополог Гьянешвер Чаубей из индуистского университета Бенарас в Варанаси, Индия, который не участвовал в исследовании.Он отмечает, что одним из объяснений может быть то, что древние жители Южной Азии научились ведению сельского хозяйства у своих соседей, не скрещиваясь с ними.

Выяснение того, что именно произошло, потребует дополнительных археологических работ и большего количества образцов древней ДНК со всего региона, говорит Чоби. «Результаты исследования чрезвычайно интересны, но это только начало истории».

Жизнь в древних городах | Национальное географическое общество


Люди жили в городах около 5000 лет.Эти города были непохожи на современные города, но все же были организованными местами, предназначенными для мирного проживания многих людей. Итак, какой была жизнь в первых городах, созданных человечеством? На протяжении веков археологи и историки изучали этот предмет. Используя современные технологии, ученые-исследователи нашли ответы на некоторые вопросы. Глядя на один пример ранней цивилизации, цивилизацию долины Инда, можно получить представление о ранней городской жизни.

Древнее городское сообщество в современной Индии и Пакистане

Цивилизация долины Инда существовала примерно с 3300–1700 гг.н.э., примерно от 5320 до 3720 лет назад. Цивилизация долины Инда, также известная как Хараппская цивилизация, была одной из самых ранних городских цивилизаций в мире. В то же время процветали цивилизации древней Месопотамии, Египта и Китая. Хараппская цивилизация располагалась в Южной Азии, на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Хараппцы построили свою цивилизацию вдоль поймы реки Инд.

Хотя у хараппцев была письменность, современные ученые не могут расшифровать письменность Инда.В результате большая часть того, что известно о хараппцах, исходит из руин двух их крупнейших городов: Хараппы и Мохенджо-Даро. Оба города занимают площадь менее 2,6 квадратных километров или одну квадратную милю. Это намного меньше, чем современные города. В американском Нью-Йорке только Центральный парк имеет площадь 1,3 квадратных мили. Население каждого города составляло около 40 000 человек.

В хараппских городах не было дворцов или храмов, и нет никаких доказательств того, что ими правили короли и королевы.Избранные чиновники или другие элиты могли действовать как правители.

Города были расположены примерно в 644 километрах или 400 милях друг от друга и были схожи по планировке. Каждый город был расположен в виде сетки, а важные здания располагались вдоль оси север-юг. Ученые считают, что хараппцы использовали положение восходящего солнца и луны для определения географии своих городов. В каждом городе имелся курганный комплекс цитадели. Эти комплексы, включавшие ряд общественных зданий, были очень похожи на современные городские площади.В обоих городах также был нижний город для личных домов.

Курганный комплекс цитадели в Мохенджо-Даро включал в себя Великую баню для ритуальных омовений, амбар для хранения зерна, жилые дома и здания для собраний. Кирпичные башни и стена защищали комплекс от затопления и нашествия.

Одной из важных особенностей городов Хараппы были передовые системы водоснабжения и удаления отходов. В Мохенджо-Даро около 700 колодцев снабжали водой городские постройки.

Внутри дома

В большинстве домов в нижнем городе были ванные комнаты, во многих были колодцы.Ванные обычно располагались у внешней стены дома. Это позволило ванне и туалету сбрасывать отходы в сложную городскую сеть подземных коллекторов. Выгребные ямы позволили системе избавляться от отходов, перемещавшихся на большие расстояния.

Хараппские дома обычно строились из высушенных на солнце кирпичей и различались по размеру. В некоторых домах была только одна комната, в то время как другие были больше и имели несколько этажей. Помимо жилья, в нижнем городе были мастерские, где работали ремесленники (например, красильщики и гончары).

Пшеница, ячмень и рис были основными продуктами питания хараппцев. Хараппцы выращивали и ели разнообразные овощи и фрукты. Крупный рогатый скот, куры и другие животные, в том числе некоторые дикие животные, давали мясо. Хараппцы также потребляли морепродукты.

Хараппцы использовали глиняные или терракотовые горшки, миски и другие сосуды для приготовления и хранения пищи. Некоторые сосуды изготавливались вручную, другие изготавливались с помощью гончарного круга. Кроме того, хараппцы делали посуду из меди и бронзы.Эти артефакты демонстрируют навыки хараппцев в работе по металлу.

Важные находки

Одно из самых значительных открытий в Мохенджо-Даро — 10-сантиметровая (четыре дюйма) бронзовая скульптура танцующей девушки. Скульптура важна, потому что она указывает на то, что хараппцы использовали танец для искусства или развлечения.

Торговые печати или эмблемы, вырезанные из минерального талька, являются одними из самых распространенных хараппских артефактов. На печатях были изображения животных или другие украшения.Вероятно, они использовались торговцами для отправки и получения посылок. Печать была символом, и ее клеймо доказывало, что посылка была отправлена ​​конкретным торговцем. На одной известной печати изображен бог Пашупати. Возможно, это было раннее изображение индуистского бога Шивы, известного как «Разрушитель».

Некоторые тюлени долины Инда были найдены в Месопотамии, что указывает на то, что хараппцы торговали с другими цивилизациями. Цивилизация долины Инда была частью торговой сети, в которую входили Афганистан, Иран и Оман. Хараппцы были одной из первых цивилизаций, разработавших систему стандартизированных весов и измерений. Это могло быть полезно для торговли и сбора налогов.

Археологи продолжают исследовать Хараппскую цивилизацию. С 1986 года в результате раскопок было сделано много важных открытий. Артефакты выставлены в Национальном музее в Нью-Дели, Индия, и в музеях по всему миру.

Н.С. Gundur рассматривает Древнюю Индию: культура противоречий, автор Upinder Singh

Историк изучает древнюю Индию и обнаруживает радикальные противоречия и противоречия между неравенством и спасением, желанием и непривязанностью, богинями и женоненавистничеством, насилием и ненасилием.

Историк изучает древнюю Индию и обнаруживает радикальные противоречия и противоречия между неравенством и спасением, желанием и непривязанностью, богинями и женоненавистничеством, насилием и ненасилием.

В одном месте в ее последней книге Древняя Индия: культура противоречий , Апиндер Сингх призывает «снисходительных любовников в мегаполисах вызвать негативную реакцию со стороны полиции нравов, которые утверждают, что такого рода празднование любви противоречит индийской культуре. Именно такие современные проблемы побудили Сингха исследовать, что такое индийская культура? Одним из результатов является обнаружение в настоящей книге некоторых противоречий в древней Индии.

Напряженность в прошлом

Исторические отчеты Сингха о древней и средневековой Индии исследуют, кто мы такие и как мы сюда попали. Сингх преподает историю в Университете Ашока, и ее основной интерес как историка — история древней Индии и археология. Среди нескольких ее книг на различные темы в этом районе, История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века (2008 г.) стал классическим учебником для курсов по истории Индии, а ее Политическое насилие в Древней Индии (2017) попытался развеять миф, созданный о том, что в Индии существовала ненасильственная культура во время построения современного движения за независимость на принципе ненасилия (ахимса).

В настоящем томе исследуются противоречия в древней индийской цивилизации, продолжая ее эпистемическую веру в то, что идеи и взгляды из ранней индийской истории все еще можно различить в современной Индии и, следовательно, почему не только уместно, но и необходимо изучать раннюю Индию. Сингх не заинтересован в том, чтобы «предлагать подробную хронологическую историю древней Индии или, скорее, Южной Азии. Вместо этого она выбрала несколько тем, имеющих центральное значение для понимания древней индийской истории, культуры и мысли, сосредоточив внимание на сосуществовании определенных радикальных противоречий и противоречий — между социальным неравенством и спасением, желанием и непривязанностью, богинями и женоненавистничеством, насилием и неприятием. -насилие, дебаты и конфликты.”

Эти противоречия, разбитые на пять глав, проиллюстрированы осознанным пониманием первоисточников и вторичных источников, включая визуальные материалы. Введение книги предлагает читателям отказаться от упрощенных стереотипов и попытаться понять некоторые сложности индийской культуры, а Эпилог обращается к нынешнему состоянию: в Индии, по словам Сингха, «стало модным говорить о древней индийской традиции дебатов». и инакомыслие и представить это как неотъемлемый аспект индийской культуры и цивилизации. Но мы не должны забывать, что участие в них было ограничено неравным, иерархическим характером социальных структур».

Использование текстовых ресурсов, включая Манусмрити , Махабхарата , Рамаяна , Джайнские и буддийские тексты, вачаны, литература Сангама, Ватсаяна Камасутра , Калидаса Рагхувамса , Судрака Мричакатика, Каутилья Arthashastra , среди прочего, Сингх показывает напряженность, конфликты, сложности, соперничающие философии и прочтения текстов в Индии.Мы также сталкиваемся с местными традициями, такими как секта вирашайва или лингаят и культура шрамана, которые способствуют созданию противоположных культур в истории Индии.

Невозможно исследовать все практики и идеи, которые способствовали возникновению противоречий на субконтиненте, но вызывает удивление отсутствие ссылок на сикхизм, а также на работы тех, кто мог бы быть ее собеседниками в отношении индуизма. такие как Венди Донигер, SN Балагангадхара и Ману В. Девадевана, чей Предыстория индуизма (2016) отсутствует в библиографии.

Теория и практика

Сингх пытается понять сложность индийской цивилизации с помощью категории «противоречие». Она читает, например, Манусмрити как «текст, в котором содержатся как женоненавистнические, так и проженские заявления, и который пытается объяснить противоречие с точки зрения разрыва между теорией и практикой; сопоставление разных мнений; контекст, в котором сделаны утверждения; и пункт стремился быть подчеркнутым.По словам Сингха, если для некоторых Рама является образцом добродетелей, то в трудах Перияра он является символом северной арийской тирании. Точно так же Сингх раскрывает диаметрально разные взгляды и практики, сосуществующие в Индии.

Концептуальная структура противоречия Сингха следует давней традиции исторического анализа. Используя формулировку Вальтера Беньямина, «нет документа цивилизации, который не был бы в то же время документом варварства». Все культуры включают в себя отношения власти и сопротивления, и поэтому напряженность и противоречия являются данностью.

Прекрасное повествование

Сингх добилась убедительного изложения обычаев, идей и религиозных традиций в Индии благодаря интересной организации материала. Следовательно, Древняя Индия представляет собой увлекательный справочник для индийских студентов и студентов, изучающих Индию, объединяющий различные направления индийской истории, философии и культуры. Сингх предлагает виньетку из прошлого Индии в ясной прозе, которая не мешает читателю двигаться и не испытывает его терпения.Это действительно прекрасное повествование, которое дает опыт чтения истории Индии.

Кроме того, Сингх довольно ясно говорит о ремесле историка и ограничениях в написании истории. Например, ссылки на Махабхарата и Рамаяна изобилует ее иллюстрациями, но она понимает, в какой степени их можно считать историческими документами. Точно так же она с осторожностью относится к ретроспективному применению наших нынешних стандартов и норм при чтении древних текстов.Если прошлое — это чужая страна, Сингх знает, как найти в ней свой путь, но ее ноги твердо стоят на современной Индии: она пишет: «В древней Индии было множество религиозных общин, но не было государственной религии. Возможно, это урок для нашего времени».

Древняя Индия: культура противоречий ; Апиндер Сингх, Алеф, ₹799.

Рецензент преподает английскую литературу в Тумкурском университете.

Окунитесь в богатую культуру древней цивилизации

Красочное наследие Индии можно увидеть во всей своей красе во многих местах по всей стране.

Будучи одной из древнейших цивилизаций мира, Индия может похвастаться богатым смешением религий, традиций и обычаев, которые проявляются во многих аспектах жизни страны. Это можно увидеть в богатом гобелене наследия и культуры, охватывающем все, от искусства и архитектуры до флоры и фауны.

Тадж-Махал, город Агра, Индия

Гетти Изображений

Путешественники могут погрузиться в красочную историю Индии, посетив один из многих объектов наследия по всей стране, таких как всемирно известный Тадж-Махал и исторический Хампи, а также множество менее известных.Древнее наследие страны также оживает в изысканной индийской ручной работе; от богатства шелковых и хлопчатобумажных тканей до изысканных украшений.

Даже еда в Индии является отражением наследия, оставленного предыдущими поколениями; с разнообразной кухней в разных штатах, отражающей уникальное наследие каждого конкретного региона. Вот несколько советов, которые помогут вам начать знакомство с индийской культурой во всей ее красоте.

АРХИТЕКТУРА: ТАДЖ-МАХАЛ

Вероятно, в Индии нет достопримечательности более известной, чем Тадж-Махал; одно из чудес света.Это потрясающее архитектурное чудо из мрамора было детищем императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о его любимой жене, императрице Мумтаз-Махал.

После того, как Мумтаз-Махал умерла в 1631 году при рождении 14-го ребенка, убитый горем император построил в ее память гробницу. Ремесленники со всей империи, включая Среднюю Азию и Иран, были приглашены, чтобы воплотить в жизнь видение Шах-Джахана места, которое могло бы представлять собой рай на земле. После его смерти в 1666 году нашей эры Шах-Джахан также был похоронен рядом со своей возлюбленной в Тадже.

Тадж-Махал спроектирован согласно строгому плану симметрии. Центральным пунктом является сама гробница и ее четыре минарета, по бокам которых расположены мечеть и актовый зал. Сооружение имеет высоту и ширину ровно 55 метров, а его полупрозрачный мрамор меняется в течение дня, придавая памятнику почти магическую ауру. Изюминкой Таджа является прекрасно вырезанная pietra dura (произведение мозаичного искусства), инкрустированная полудрагоценными камнями.

НАСЛЕДИЕ: ХАМПИ

Посетить Хампи — значит совершить настоящее путешествие в прошлое, так как этот город в юго-западном штате Карнатака был одним из самых больших и богатых во времена расцвета Виджаянагарской империи в 16 веке. Тем не менее, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО не заполнен руинами, а содержит более 1000 каменных памятников, включая форты, дворцы и индуистские храмы. храм Вирупакши 7 -го -го века, который наблюдает за городом как божество.

Getty Images

Посетители могут остановиться в отеле Evolve Back Kamalpura Palace, роскошном курорте, чьи входы в виде форта, вымощенные камнем бульвары и арочные коридоры напоминают о славной главе истории.Для более деревенского отдыха вы можете остановиться в роскошной палатке люкс в Kishkinda Camp, наслаждаясь пятизвездочной кухней и индивидуальными услугами дворецкого.

МУЗЕИ

Крупнейший и старейший музей страны, Индийский музей в Калькутте представляет редкие коллекции антиквариата, украшений, окаменелостей, а также картины Великих Моголов. В музее шесть разделов (искусство, археология, антропология, геология, зоология и экономическая ботаника), состоящие из 35 галерей, в которых хранятся культурные и научные артефакты. Ключевые достопримечательности музея включают 4000-летнюю египетскую мумию и урну, которая, как говорят, содержит реликвии Будды.

Другим известным музеем является Национальный музей в Дели, который документирует историю и культуру Индийского субконтинента с помощью примерно 150 000 экспонатов, охватывающих 5000 лет. Некоторые из обязательных мест здесь — статуя Чола космического танца Господа Шивы, открытия цивилизации долины Инда, а также реликвии Будды из Пипрахвы.

КУХНЯ

Индийская кухня во всех ее вариациях популярна во всем мире и широко признана одной из лучших кухонь мира.Искусство кулинарии в Индии передавалось из поколения в поколение и отражает восхитительный плавильный котел различных культур и традиций по всей стране. От шашлыков до бирьяни, разнообразный ассортимент различных стилей приготовления, которые различаются в зависимости от региона и региона, превращает наслаждение индийской едой в путешествие культурных открытий.

Древняя Индия: Высокоразвитая

Древняя Индия: Высокоразвитая

 


 

Древняя Индия: высокоразвитая


люди, жившие в долине Инда в древности, имели многое из того, что мы бы назвали современными идеями:
  • Они планировали свои города. Останки, найденные в Хараппе и Мохенджо-Даро, предполагают что города были расположены сеткой, с прямыми улицы. Это важно, потому что другие люди, живущие в время в разных частях света не делал это.
  • Дома, в которых они жили в основном были одинаковыми по размеру и форме. У каждого было стены, окружающие двор, с собственным колодцем и ванная комната. Трубы вели в канализацию.
  • В каждом городе был свой место для хранения продуктов. Люди выращивали все виды различные культуры, включая пшеницу, горох и финики; и они хранили продукты в городском амбаре, чтобы каждый мог есть.
  • Мохенджо-Даро имел свою центральную баню с несколькими окружающими здания. Эта установка напоминает римскую баню, которая пришли намного позже.
  • Ученые нашли чаши из бронзы и серебра среди останков этих двух великие города. Ни один из этих металлов не был доступен рядом, поблизости. Это говорит о том, что древние индейцы торговали с далекими цивилизациями.
  • Наконец, археологи не нашли абсолютно никаких доказательств существования империи в этом площадь. У других цивилизаций в то время были цари (Египет) и императоры (Месопотамия). Но в долине Инда это оказывается, все жили вместе в гармонии.

больше мы смотрим, тем больше узнаем об этих древних люди.Однако мы до сих пор не знаем, почему они исчезли.

Социальные науки для детей
Copyright 2002–2021
Дэвид Уайт

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *