Разнообразие форм и методов взаимодействия педагогов ДОУ с родителями.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда актуальна, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с повышением уровня требований родителей к развитию детей. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели.
Цель педагогов дошкольного учреждения: профессионально помочь семье в воспитании детей.
Задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Взаимодействие с родителями воспитанников – это одно из важных и наиболее приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Организация взаимодействия педагогов с родителями имеет большое значение. Наряду с родителями в образовательном процессе участвуют также воспитатели. В целом от заинтересованности обоих сторон при грамотном взаимодействии зависит полноценное развитие гармоничной личности ребёнка.
Есть много различных форм взаимодействия с родителями. К традиционным относятся: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, анкетирование, домашние задания и другие.
К нетрадиционным относятся: родительские гостиные, тренинги, вернисажи, конференции, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, КВН, диспуты, семейные досуги. Называть их все нет смысла, так как их много. Остановлюсь подробнее на тех методах, которые мы использовали в работе с родителями в своём детском саду.
Как показывает практика, родители не очень любят собрания; анкеты и опросники тоже не пользуются у них популярностью. Организовать что-то интересное возможно, только если удаётся достичь взаимного понимания, доверия, побудить в родителях интерес к своему ребёнку как личности.
Многие педагоги не раз наблюдали, что на праздниках родители преображаются: появляются улыбки, загораются глаза, меняется настроение. Это происходит, когда праздник проходит неформально, по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно.
В нашем ДОУ взаимодействие с родителями строится на позиции диалога и партнёрства, взаимопомощи, доверия друг к другу и открытости. Позиция педагогического коллектива отразилась в желании стать профессиональным помощником семьи. Зная, как дети и родители хотят уделять больше времени общению друг с другом педагоги пошли на встречу этому порыву. “Семья – ребёнок – педагог” – такой творческий союз стал основой взаимодействия участников образовательного процесса.
Метод проектной деятельности привлёк многие семьи. Мама, папа, ребёнок – все участвуют в защите проекта! Вместе готовят материал, решают как его преподнести. Проекты под названием “Мой котёнок”, “Аквариумные рыбки” и другие.
Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитанию своих детей, они должны иметь возможность приобщиться к делам детского сада, видеть результаты творчества детей и доброе отношение воспитателей. Атмосфера творчества, добра, сплочённости, инициативы положительно влияет на родителей. Она во многом способствовала объединению детей и родителей группы в «Семейный клуб», где инициативные родители нашли возможность быть с детьми больше выступая на праздниках и развлечениях.
На праздниках используются театрально-игровые методы и приёмы. Если кто-то из родителей пока не готов выступать он может помочь в изготовлении реквизита. В непосредственной и весёлой обстановке дети, родители, педагоги всё ближе знакомятся, узнают друг друга. Это всех очень сблизило и позитивно отозвалось на детях. Родители вместе с детьми активно участвовали в постановке спектаклей и музыкальных представлениях, роли главных героев исполняют как дети, так и родители; вместе они создают декорации и костюмы. Так, была признана продуктивной формой сотрудничества совместных театральных досугов.
Родительские собрания в детском саду стали проводиться в нетрадиционной форме: “Творческая семья”, “Руки мастера боятся” и так далее. Показ кукольного театра вместе с родителями закончился совместной весёлой пляской.
Спортивной развлечение “Буду как папа!”, приуроченное к дню защитника Отечества вызвало бурю эмоций, как со стороны пап, так и со стороны детей.
Для укрепления связей между родителями и педагогами в группах стали выпускаться семейные тематические сненгазеты; организуются выставки фотографий из семейных альбомов. Проводятся ежемесячные встречи с интересными людьми: мамы и папы с удовольствием рассказывают детям о своей работе, службе, своих увлечениях.
Свои таланты дети и родители проявляют в ежегодном конкурсе “Лучше всех!”. Родители с детьми активной участвуют в выставках “Щедрая осень”, “Новогодние чудеса”, “Цветочные фантазии”.
Ещё одна форма взаимодействия – участие родителей в работе педагогического совета. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребёнком, так и с педагогами.
Постоянное и тесное сотрудничество ДОУ с семьёй привело к тому, что родители перестали быть зрителями и наблюдателями, – они стали активными участниками многих мероприятий; большинство начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания. Возросло взаимопонимание родителей и сотрудников детского сада; родители стали проявлять искренний интерес к жизни ДОУ; между родителями и педагогами сформировались отношения партнёров, одинаково понимающих цели и задачи общего дела.
Все эти мероприятия подтвердили, что многообразие отношений между членами семьи и формы проявления чувств создают благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
Счастливые, дружные семьи – главный ресурс и опора крепкого государства, поэтому все мы заинтересованы в том, чтобы было как можно больше хороших семей, чтобы в них вырастали дети, которые станут опорой не только для собственных родителей, но и для своей малой Родины, для всей страны.
Список литературы:
Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1(8). —С. 34—37.
Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доро- нова [и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 191 с.
Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Гуз. — Минск : Белый Ветер, 2007. — 191 с.
Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. — № 4. — С. 74—83.
Касимова, Т. Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т. Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 2. — С. 60—64.
Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. — 2015. — № 2. — С. 64—84.
Воспитание ребенка – это сложный процесс, за который в полной мере несут ответственность родители. Однако когда дети подрастают и отправляют в ясли, детский сад и школу, к процессу их воспитания подключаются и педагоги. Ошибочно в этот момент большая часть родителей думает, что с этого момента можно расслабиться, ведь теперь воспитатели и педагоги должны прививать нормы, ценности и знания их детям. По последним социологическим исследованиям установлено, что самоустранение родителей из воспитательного процесса в большинстве случаев приводит к развитию детской безнадзорности, что приводит к асоциальному поведению детей (начало ранней половой жизни, детский алкоголизм, преступность, наркомания и т. п.).
Задача педагогов на любом уровне, будь то детский сад или школа, донести важность участия и координации деятельности, направленной на обучение и воспитание дошкольников и школьников. Для этого существует такое понятие, как формы и методы социальной работы с семьей, которые позволяют выработать определенную концепцию взаимодействия между образовательным учреждением и родителями. Именно о них и пойдет речь в данной статье, ниже можно будет ознакомиться с типами таким форм и рассмотреть наиболее эффективные методики их внедрения в образовательный процесс.
Прежде чем приступить к практической стороне рассмотрения вопроса о построении процесса взаимодействия педагогов и семей, следует дать четкое определение основным понятиям. Итак, формы работы – это определенный набор инструментов педагога, которые он использует для вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Формы работы с семьей определяются, исходя из следующих задач:
Если педагог, который выступает в качестве профессионала, преследует цель выполнять в своей деятельности изложенные выше задачи, то ему проще выбрать именно тот метод взаимодействия с семьей, который пойдет на пользу воспитаннику. Формы и методы работы с семьей – это важный момент в деятельности любого преподавателя, поэтому их выбор должен быть аргументирован и хорошо взвешен, так как, если он будет неправильно подобран, могут происходить недопонимания между учреждением и родителями.
Важно помнить, что выбор формы работы и взаимодействия с семьей всегда должен подразумевать сотрудничество и должен быть направлен на вовлечение родителей в учебный процесс, просвещение их в области воспитания и психологии ребенка и участие их в деятельности школы. Таким образом, все субъекты воспитания должны понимать свою роль и ее важность в этом нелегком процессе.
В целом выделяют два типа взаимодействия, а именно коллективную и индивидуальную форму работы с семьей. Первый тип подразумевает, что педагог создает атмосферу общей ответственности родителей не только за своего ребенка, но и за группу (класс) обучающихся. При этом типе формы работы с семьей целесообразно вовлекать взрослых в обсуждение общих тем, которые не основываются на персонализации детей, а рассматривают их как одно целое.
Индивидуальный тип предусматривает форму взаимодействия с родителями, так сказать, тет-а-тет, в этом случае рассматриваются вопросы, которые касаются конкретного ребенка и той информации, которая связана с ним.
Выбор формы работы педагога с семьей должен базироваться на типологии личности родителей, которые классифицированы следующим образом:
Выбирая форму работы с семьей, важно учесть следующее:
Для того чтобы понять, как все-таки работают методы взаимодействия, следует рассмотреть самые распространенные и эффективные формы социальной работы с семьей. Изучив их, педагог уже самостоятельно может определять для себя наилучший способ коллективизации и внедрения процессов постоянного взаимодействия учебного учреждения и родителей.
Пожалуй, данная форма работы с семьей является самой распространенной и доступной, но одновременно и одной из самых эффективных. Данная форма также может служить как дополнение к другим формам, таким как родительские консультации, собрания и т . п.
Активность педагога способствует и активности родителей. Когда воспитатель или учитель в ходе беседы освещает какой-либо вопрос или проблему и помогает найти правильный путь ее решения, это, как правило, вызывает адекватную обратную реакцию.
В ходе педагогической беседы следует соблюдать несколько правил, а именно:
Характеризуют круглый стол как инновационную форму работы с семьей. Подготовка к круглому столу может занять много времени и усилий, однако это очень нестандартный подход к взаимодействию всех участников процесса обучения – педагога, родителей и учеников.
Организация круглого стола включает в себя следующее:
К примеру, дети могут получить задание принести фотографии успешных людей, а родители – дать определения терминам, которые связаны с успехом, достижением целей, и подготовить аргументы, почему нужно добиваться успеха. В ходе работы круглого стола дети и родители разбиваются на две команды, а педагог выступает в роли координатора этого процесса. Они имеют различные функции, но общая цель этого мероприятия – организация взаимодействия между всеми участниками обучения.
Эта форма работы педагога с семьей находит отклик у родителей чаще всего. Однако случается, что некоторые мамы, папы, бабушки и дедушки игнорируют такие мероприятия и просто на них не приходят. Поэтому при организации совместного досуга следует учитывать типы родителей и находить правильный подход к ним.
Данная форма работы с семьей в ДОУ применяется реже, чем, к примеру, в школах. Во время совместного досуга можно показать родителям, насколько важен активный отдых в жизни коллектива и семьи.
Данная форма помогает родителям увидеть своими глазами, как воспитываются их дети, и побывать, так сказать, внутри самого учебного процесса. Педагог за время этого занятия должен вовлечь в общение всех учащихся и тем самым дать возможность родителям со стороны понаблюдать за своим чадом: как дает ответы, насколько хорошо себя ведет и т. д.
После окончания открытого занятия можно обсудить ход его проведения с родителями. Благодаря этому можно понять, какой же является их обратная реакция.
Задача мастер-класса – установить партнерские отношения с родителя посредством совместного труда и объединить усилия детей и их семьей. На мастер-классе могут создаваться любые интересные вещи, которые потом могут использоваться в семьях или, к примеру, могут выполнять какую-либо важную социальную миссию. К примеру, можно организовать мастер-класс по пошиву несложных игрушек, которые потом будут отданы в детские дома.
Во время мастер-класса педагог должен выступать в роли сотрудника, а не наставника. Его задача – сплотить родителей и детей на благо воспитательного процесса.
Это нетрадиционная форма работы с семьями для российских учебных учреждений, но она является крайне эффективной, особенно если в группе детей преобладает проявление негативного поведения. Педагог во время тренинга с родителями должен определить тему тренинга, объяснить родителям теоретические аспекты психологии детей, выслушать предложения и мнения на этот счет и дать рекомендации, которые помогут семьям в воспитании.
Эта форма взаимодействия с родителями имеет схожесть с родительскими тренингами, однако реализуется она не в группе, а при личном общении с отдельной семьей. Педагог не выносит на всеобщее обозрение проблему. Он в ходе такой консультации должен объяснить, почему ребенок ведет себя так или иначе в определенной ситуации, с точки зрения теории детской психологии и подсказать, как должны вести себя родители, для того чтобы правильным образом скорректировать поведение воспитанника.
Данная форма работы с семьями подразумевает, что на первой встрече родителям выдается тетрадь, где они в первой ее половине делают записи после родительских бесед и встреч. Записываются в этих тетрадях выводы, рекомендации педагогу и т. д. Вторая половина предназначена для размышлений родителей о том, кем они хотят видеть в будущем своего ребенка.
Обязательным элементом в родительском дневнике является страница радости, которую оформляет педагог перед родительскими собраниями. Благодаря этому родители смогут узнать, какие внутренние барьеры удается преодолевать ученику в обычной жизни, каких успехов достигать и т. п.
Эта индивидуальная форма работы с семьями предполагает, что педагог посещает ребенка на дому. Это крайняя форма, прибегать к которой следует только в самых сложных ситуациях.
Однако не всегда педагог может посещать семьи на дому только для того, чтобы обсудить серьезные проблемы. В некоторых ситуациях приход педагога в дом может быть и радостным событием. К примеру, если ребенок заболел, то учитель может навестить его, заодно пообщаться с родителями и своими глазами увидеть, как организовано его место для обучения в доме.
Выбор формы работы с семьями – это важный момент в общении с родителями, ведь за счет них обеспечивается плодотворность взаимодействия, от которого в последующем зависит уровень образования и воспитания ребенка. Каждый педагог самостоятельно определяет для себя форму, однако это должно быть аргументировано и находить обратную связь от родителей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ Старкова Светлана Николаевна воспитатель МБОУ НОШ № 95 г.Челябинска Курчатовский район Семья и детский сад — это две активные составляющие системы сотрудничества, но проблема их взаимодействия в последнее время становится одной из самых актуальных. Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Всем известно, что воспитание ребенка начинается с семьи. Прежде всего формирование сотрудничества, единство интересов и потребностей обеих сторон, преемственность воспитания в семье и в детском саду. Формированию активной позиции родителей способствуют следующие свойства образовательного процесса:
Взаимодействие ДОУ и семьи является важным условием в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи
поддержки). Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Совместные усилия, базирующиеся на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимовлиянии, способствуют главной цели, которая заключается в гармоничном воспитании личности ребенка, развитии его психической, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы[3]. взаимодействие дошкольное учреждение семья Семья является главной, уникальной, первой малой группой, с которой ребенок неразрывно связан всю жизнь, потому что обуславливает будущий выбор ребенком ценностных ориентаций и жизненных установок. Семья принимает главное участие в процессе всестороннего развития личности дошкольника, а педагогический коллектив ДОУ помогает родителям в решении трудностей в вопросах воспитания ребенка. Внимание родителей и коллектива ДОУ к личности ребенка поможет ему определиться в выборе видах развивающей деятельности, понять, что ему больше нравится, где он сможет достичь успеха. Спортивные и танцевальные секции, кружки творчества — это развивающая микросреда ребенка, где он приобретает опыт, чувство успеха, уверенность в своих силах, где он проявляет себя как личность, воспитывает лидерские качества, преодолевает страх и неуверенность. Поэтому очень важно чтобы родители и воспитатели обратили внимание на интересы ребенка, его задатки, и правильно организовали для него развивающую деятельность. Педагоги и психологи современных ДОУ обучаются различным технологиям, методам и формам взаимодействия с разными типами семей. Для эффективного процесса воспитания и развития ребенка психологическая служба ДОУ организовывает психологическое исследование с целью диагностики психологических особенностей родителей, определения типологии семьи, изучают их возрастные характеристики. Педагогу необходимо обладать такими личностными качествами как открытость, искренность, проницательность, он должен располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей [4]. Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка[3]. Семья и ДОУ, как две стороны, воспитательного процесса, должны проявлять понимание, такт в воспитании и обучении ребенка. Стремление родителей уважать и учитывать интересы ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции — это залог гармоничного развития личности, воспитания характера и интеллектуального развития ребенка [5]. Проведение совместных семинаров, практикумов, посещение родителями семейных клубов, тренингов способствует созданию условий для творческого развития и самореализации педагогов, родителей, детей. Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности. В случае возникновения сложных взаимоотношений, непонимания и других психологических диссонансов между родителями и ребенком, сотрудничество психологической службы ДОУ, воспитателей и семьи поможет выявить причину возникших проблем, и показать возможности методы и пути ее решения. Несовпадение взаимных ожиданий родителей и коллектива ДОУ, недоверие и непонимание между семьей и дошкольным образовательным заведением, трудности выбора оптимальных форм взаимодействия — это сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи. Разработка и внедрение системы активного включения родителей в жизнь ДОУ является наилучшим методом решения сложностей взаимодействия. Воспитание, развитие и образование детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Ведь именно родители закладывают фундамент к формированию характера ребенка, его особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, уровня социализации ребенка. Главной задачей педагогического коллектива привлечь родителя к сотрудничеству, для эффективного их взаимодействия, с целью решения главных задач воспитания и развития ребенка. На современном этапе развития системы дошкольного образования, в работе с семьей у педагога ДОУ остается много нерешенных проблем. Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная, тщательно продуманная, деликатная работа педагогов с родителями, укрепляющая взаимодействие ДОУ и семьи в плане гармоничного развития личности ребенка. Поколение людей ХХІ века знают критерии и понимают значение качественного образования, и стремящихся обеспечить им своего ребенка. Родителям необходимо быть уверенными, что система ДОУ поможет им в решении воспитательных и образовательных вопросов, и в то же время не навредит ребенку, его интеллектуальному, физическому, творческому и личностному развитию. Современными зарубежными исследователями доказано, что детский сад способен удовлетворить педагогический запрос семьи, когда он пользуется «открытой системой». Открытая система является простором для эффективного педагогического труда, и коллектива из единомышленников: родителей воспитателей ДОУ. Список литературы:
|
Петросян Рипсиме Вараговна
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» ‘,— говорил В. А. Сухомлинский. Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т.п. Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями.
Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести: Информационно-аналитические анкетирование; опрос; “почтовый ящик”. Наглядно-информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей». Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках. Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости».
В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п. Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений.
Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе соревнования «Моя спортивная семья», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Здравствуй школа!», «День без автомобиля». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка.
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Позитивные, целеустремленные отношения развиваются со временем посредством взаимодействия между программами и семьями. Эти отношения
Позитивные, целеустремленные отношения улучшают самочувствие, уменьшая изоляцию и стресс как для семьи, так и для персонала. Когда эти отношения сосредотачиваются на общих целях для детей, сотрудники и семьи могут ощущать поддержку, которая исходит от осознания того, что все они в одной команде. Эти отношения поддерживают цели справедливости, инклюзивности, культурного и языкового реагирования.
Позитивные целеустремленные отношения способствуют прогрессу детей и семей.Эти отношения способствуют установлению позитивных отношений между родителями и детьми, что является ключевым предиктором успеха в раннем обучении и здорового развития. Благодаря позитивному взаимодействию с их самыми важными опекунами дети развивают навыки для достижения успеха в школе и жизни. Они учатся управлять своими эмоциями и поведением, решать проблемы, приспосабливаться к новым ситуациям, разрешать конфликты и готовиться к здоровым отношениям с другими взрослыми и сверстниками.
Здоровые отношения между родителями и детьми со временем развиваются благодаря серии взаимодействий, которые в первую очередь теплы и позитивны.Также могут быть кратковременные разъединения или непонимание в отношениях. Например, бывают случаи, когда родители и дети не полностью синхронизированы. Малыш может смеяться и играть со своей матерью и быть удивленным, когда ее крик восторга встречается с повышенным голосом матери, говорящей ей быть тише. Младенец постарше может наслаждаться своим завтраком из рисовой каши, но он может столкнуться с несчастным выражением лица, когда раздавит кашу в рабочей одежде своей бабушки. Эти временные разъединения естественны и необходимы, и они формируют у ребенка способность к устойчивости и разрешению конфликтов.Пока взаимодействие в основном позитивное, дети могут приобретать важные навыки в процессе воссоединения.
Разрывы и проблемы могут возникать и в наших отношениях с семьями и коллегами. Отец приходит, чтобы найти своего малыша, рисующего пальцами, и сразу же расстраивается из-за опекуна. Он спешит и не успевает переодеться. Мать расстроена тем, что ее ребенок не делает больших успехов в изучении цифр и букв, и винит в этом воспитателей.Несовершенные взаимодействия помогают нам научиться терпеть дискомфорт и решать проблемы. Это важные навыки для построения прочных партнерских отношений.
Позитивные отношения между родителями и воспитателями важны, поскольку семьи продвигаются к другим целям, таким как улучшение здоровья и безопасности, повышение финансовой стабильности и развитие лидерских навыков. Прочные партнерские отношения могут обеспечить безопасное место, где семьи могут высказать свои надежды, поделиться своими проблемами и сообщить нам, как мы можем помочь.Персонал, партнеры по сообществу и сверстники могут быть полезными, поскольку семьи решают, что для них важно и как воплотить свои цели в жизнь. Родители помогают нам улучшить обучение и здоровое развитие своих детей. Когда мы фокусируемся на сильных сторонах семьи и рассматриваем родителей как партнеров, мы можем работать более эффективно, чтобы поддерживать отношения между родителями и детьми и другие результаты для семей и детей.
Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы дать семьям эмоциональную и конкретную поддержку, которую они хотят и в которой нуждаются для достижения лучших результатов.Когда семья достигает прогресса, родители имеют больше возможностей дать своим детям. Например, семья может испытывать финансовые затруднения и постоянно беспокоиться о том, где взять следующий обед. Родитель может быть ошеломлен или смущен, не зная, как попросить о помощи. Если родитель доверяет программе или сотруднику, он может поделиться своим огорчением и беспокойством. Программа может работать с родителями, чтобы найти и получить доступ к продуктам питания и ресурсам питания в их сообществе.
По мере того, как семья стабилизируется, родитель может работать с персоналом, чтобы определить, как улучшить ситуацию в долгосрочной перспективе.Родитель может принять решение вернуться в школу, чтобы увеличить свой потенциальный доход, или может присоединиться к группе, чтобы обсудить с другими семьями образовательные цели. Родитель может работать с программой и сверстниками, чтобы найти и получить доступ к образовательным ресурсам. По мере того, как семьи предпринимают шаги для достижения своих целей, они могут вступать в отношения со своими детьми. Крепкие отношения между родителями и опекунами способствуют улучшению результатов для детей и семей.
Построение отношений — это динамичный и непрерывный процесс, который зависит от вклада всех участников: семей, сотрудников программы и детей.Семьи имеют набор убеждений, взглядов и точек зрения, которые влияют на отношения с персоналом. Точно так же у поставщиков есть набор убеждений, взглядов и взглядов, как личных, так и профессиональных, которые влияют на наши отношения с семьями. Дети живут и учатся в определенной среде и находятся под влиянием родителей, семей и других взрослых и сверстников в своей жизни. Они также вносят свой уникальный вклад в отношения в форме поведения, темперамента, эмоций и стадии развития.
Успешные партнерские отношения создаются, когда семьи и сотрудники ценят взгляды и вклад друг друга и заботятся об общих целях и положительных результатах. Программы могут сотрудничать с родителями, чтобы понять сильные стороны, цели, интересы и проблемы ребенка и семьи. В каждом взаимодействии мы можем больше узнать друг о друге и о себе как о профессионалах. Когда мы понимаем и ценим точку зрения семьи, мы с большей вероятностью отложим свои собственные планы и создадим общие планы с семьей. [2]
PFCE Framework — это руководство по планированию программы для родителей, семьи и сообщества. Он поощряет программы к изучению эффективных способов разработки и внедрения систем и услуг для достижения ожидаемых результатов для семей и детей. В Теме 1: Основы стратегического планирования мы определили термин «ожидаемые результаты» как результаты, ожидаемые программой. Результаты PFCE — это определенные области ожидаемых результатов, над которыми должны работать все программы Head Start.
PFCE Framework помогает планировать программы с учетом конечных или ожидаемых результатов. При сборе и использовании данных полезно с самого начала подумать о том, чего вы хотите достичь с семьями и детьми и какие результаты наиболее важны для достижения запланированного пятилетнего периода. Многие программы используют свои данные и ожидаемые результаты PFCE для разработки целей программы PFCE.Подобно тому, как домены в ELOF становятся более конкретными за счет разработки целей готовности к школе, результаты PFCE также могут быть адаптированы для поддержки сильных сторон и потребностей уникальных групп населения. Этого можно добиться посредством разработки конкретных программных целей для предоставления услуг по программам вовлечения семьи и сообщества.
Расскажи мне больше
Узнайте больше о PFCE Framework, выпуски 2 и на ECLKC.
По мере разработки целей на уровне программы рассмотрите задачи, которые помогут вам достичь целей программы.Многие программы используют основы PFCE Framework (лидерство программы, профессиональное развитие и непрерывное обучение и повышение качества) и области воздействия программы (окружающая среда программы, семейное партнерство, преподавание и обучение, партнерство с сообществом, а также доступ и непрерывность) для разработки целей и действий. /стратегии. Как показано на Рисунке 1, цели и действия/стратегии связаны между системами (желтая колонка) и службами (розовая колонка) для поддержки общих целей программы, которые поддерживают результаты семьи и ребенка.
Расскажи мне больше
Дополнительные сведения об отслеживании прогресса см.
в разделе «Измерение того, что имеет значение» на ECLKC.
Существует множество инструментов, связанных с данными, которые можно использовать для разработки целей и измеримых задач и отслеживания прогресса в их достижении.Многие программы используют опубликованные или разработанные на местном уровне инструменты для поддержки текущего процесса мониторинга. Другие полезные источники информации включают беседы с ключевыми сотрудниками и заинтересованными сторонами (например, Советом по политике и родительским комитетом) и наблюдения за персоналом, который регулярно взаимодействует с семьями (например, учителями, персоналом службы поддержки семьи, посетителями на дому, работниками медицинских служб, водителями автобусов). Резюме семейного вклада также может быть неоценимым.
Подход «Четыре R» для поддержки семейного прогресса:
Одним из способов эффективного отслеживания прогресса в достижении целей вашей программы является разработка задач, учитывающих как усилия, так и результаты ваших стратегий. Уровень сложности программы включает в себя тип и объем предлагаемых семейных программ. Результат вашей программы зависит от того, повлияли ли мероприятия вашей программы на жизнь детей и семей.
Важно использовать данные для определения изменений, необходимых для достижения целей семьи. Например, работая с отдельными семьями над постановкой целей в процессе семейного партнерства, сотрудники программы могут узнать о характерных для семьи тенденциях и моделях, которые могут помочь в постановке целей и планировании всей программы с партнерами по сообществу.Этот процесс постановки целей с семьями может стать еще одним источником данных для мониторинга и принятия решений о том, какие улучшения следует внести с течением времени.
Образец цели программы
Цель
Ожидаемые результаты
Результаты
(фактические результаты)
Программа Head Start «Движение вперед» поможет всем родителям повысить их родительские навыки
Внедрение восьминедельной учебной программы для родителей, основанной на исследованиях, предлагаемой родителям в течение года программы
Участвующие родители улучшат свои родительские знания и навыки, увеличат позитивное взаимодействие со своими детьми и получат возможность общаться с другими родителями и общественными организациями ( Положительные отношения между родителями и детьми )
40 процентов зачисленных родителей участвовали в первом году обучения. Из числа участвующих родителей 80 процентов сообщили о снижении уровня родительского стресса, расширении знаний о воспитании детей, лучшем взаимодействии со своими детьми и большем количестве связей со сверстниками и другими общественными организациями
Как ваша программа отслеживает прогресс в достижении целей и результатов программы PFCE?
Важно уметь различать: 1) цели уровня программы для поддержки результатов PFCE; и 2) индивидуальные семейные цели, которые разрабатываются вместе с семьей в процессе семейной оценки и семейного партнерства.В то же время, когда ваша программа внедряет процедуры приема и оценки семьи, вы также должны определить сильные стороны семьи и потребности, связанные с результатами PFCE. Как процесс семейного партнерства, так и семейные цели должны быть согласованы с результатами PFCE.
Точно так же, как ваша программа разрабатывает общепрограммные цели для поддержки результатов PFCE, вы также будете работать с семьей над разработкой индивидуальных семейных целей. Они основаны на оценке семьи, процессе семейного партнерства и постоянном диалоге.
Тип
Определение
Назначение
Информировано
Цели программы по поддержке семьи
Чтобы ответить на вопрос:
Что должна сделать наша программа, чтобы изменить ситуацию к лучшему для детей и семей?
Индивидуальные семейные цели отражают сильные стороны, потребности и устремления и позволяют добиться прогресса в достижении одного или нескольких из семи результатов PFCE
Чтобы ответить на вопрос:
Как мы можем сотрудничать с этой отдельной семьей, чтобы добиться прогресса в достижении целей, которые члены семьи ставят перед собой и своей семьей?
Расскажи мне больше
Чтобы узнать больше о привлечении семей к планированию программ, см.
«Построение партнерских отношений: руководство по развитию отношений с семьями».
Убедитесь, что семьи участвуют в процессе постановки целей программы. Благодаря привлечению семей к планированию Head Start повышается эффективность разработки и реализации плана программы, а родители становятся лидерами и лицами, принимающими решения. Чтобы привлечь семьи к планированию программ, намеренно создайте доброжелательную среду, в которой семьи чувствуют, что их ценят, поддерживают и готовы внести свой вклад. Отношения, основанные на силе, и методы, основанные на отношениях, помогают отдельным сотрудникам иметь позитивные целеустремленные отношения с семьями.
Семьи могут быть вовлечены во все этапы планирования, включая разработку пятилетних планов, планов программ и планов обучения и технической помощи (T/TA), среди прочего. Вклад родителей в планы программы можно получить на собраниях Политического совета и родительского комитета, фокус-группах родителей, беседах с персоналом и родителями, представительстве родителей в Консультативном комитете по услугам здравоохранения и в комитетах по планированию. Обязательно вдумчиво включите семьи в различных обстоятельствах (например,г., семьи, переживающие переходный период, семьи с ДЛС) и различные подгруппы семей (например, отцы, бабушки и дедушки, семьи детей с ограниченными возможностями или особыми потребностями в медицинской помощи, беременные женщины, группы беженцев и иммигрантов, а также лесбиянки, геи, бисексуалы и семьи, возглавляемые трансгендерами (ЛГБТ).
Вовлечение семей в процесс планирования программ улучшает результаты для детей и семей.
Убедитесь, что семьи вносят свой вклад в разработку целей программы подготовки к школе. HSPPS требует, чтобы программы включали родителей и членов семьи при определении целей готовности к школе. Многие программы, например, включают родителей в группы по подготовке к школе и намеренно собирают мнения родителей по целому ряду тем.
Собирайте и анализируйте данные о сильных сторонах, потребностях и личных целях семей из различных источников. Используйте данные, собранные в процессе приема, оценок семьи и детей, постоянного общения с семьями и процесса заключения семейного партнерства.Вы обнаружите, что семейные опросы, информация от партнеров по сообществу, резюме индивидуальных целей семьи, оценка сообщества и ежегодная самооценка также являются хорошими источниками данных. Персонал также может использовать сводную информацию об отдельных семьях и детях, включая их цели, сильные стороны и проблемы, для постановки программных целей и измеримых задач, связывающих результаты для детей и семей. Эти источники данных также могут помочь программам выявить выявленные тенденции и закономерности, которые влияют на разработку целей и задач их программ.
Цель готовности к школе
Цель
Ожидаемый результат
Результаты
(фактические результаты)
Дети будут участвовать в позитивном взаимодействии благодаря безопасным отношениям с последовательными, отзывчивыми взрослыми (Цель социальной и эмоциональной готовности младенцев/малышей к школе)
Внедрить 12-недельную учебную программу для родителей, чтобы как минимум 50 процентов семей могли практиковать навыки, связанные с воспитанием детей
50 процентов участвующих родителей будут иметь более теплые отношения, которые способствуют обучению и развитию их ребенка
60 процентов зарегистрированных семей сообщили об улучшении отношений со своими маленькими детьми после участия в курсе
Данные текущей оценки ребенка:
Расскажи мне больше
Для получения дополнительной информации о постановке целей с отдельными семьями см. «Процесс семейного партнерства: взаимодействие и постановка целей с семьями» на сайте ECLKC.
Обеспечьте соответствие между целями, которые семьи ставят перед собой, и целями, установленными на уровне программы. Подумайте, запланировали ли вы услуги, отвечающие сильным сторонам и потребностям семей. Иногда вам может потребоваться изменить цель (или задачу) программы, чтобы восполнить пробел в услугах, выявленный в процессе планирования. Вам также следует подумать о том, как цели, которые ставят перед собой семьи, могут способствовать достижению целей вашей программы по подготовке детей к школе.
Таким образом, программы и семьи устанавливают цели на уровне программы и отдельных семей. Цели программы, связанные с результатами для семьи, предназначены для удовлетворения потребностей всех семей в программе.Эти общепрограммные цели вытекают из нескольких источников данных. Руководство программы, руководящие органы, партнеры по сообществу, персонал и семьи — все вместе работают над постановкой и достижением этих целей.
Как ваша программа привлекает семьи к постановке целей и планированию программы?
Кроме того, сотрудники работают с семьями, чтобы установить конкретные индивидуальные семейные цели, основанные на сильных сторонах семьи, потребностях, интересах, надеждах и прогрессе. Этот процесс постановки целей помогает программам выявлять повторяющиеся проблемы и реагировать на потребности и чаяния семей, которым они служат.Такая совместная постановка целей на основе данных помогает программам оценивать эффективность своих услуг, отслеживать прогресс на индивидуальном и программном уровнях и постоянно улучшать качество.
Изучая тему 3 , вы узнали, как использовать различные типы целей для предоставления оперативных и высококачественных услуг детям и семьям. В теме 4 четыре сценария предлагают образцы целей программы и измеримых задач и показывают, как каждый из них связан с планом действий программы.Сценарии также включают образцы данных, инструменты и методы отслеживания хода выполнения.
Последнее обновление: 3 декабря 2019 г.
К сожалению, страница, которую вы ищете, больше не существует, была перемещена или в настоящее время недоступна.Мы выполнили поиск по ключевым словам на основе страницы, которую вы пытаетесь открыть. Соответствующие параметры поиска были предоставлены ниже.
Мэн История и Интернет Ресурсы … Использование наборов первичных источников (совместно представлено Мэн DOE , Историческим обществом Мэн , Государственным архивом Мэн , … Мэн Государственные служащие Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
…
Государственные чиновники Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом
Говоря о гражданских правах и… сенатор Сьюзен Коллинз
Talking Civics & Gov ‘t with Rep. Джаред Голден
Talking Civics & Gov ‘t with Rep. … NewsHour)
Презентация PBS NewsHour
Mid- Технический центр штата Мэн / Веб-страница Дэйва Бордмана …
… Эллен Дэниелс – Коалиция гражданской миссии Иллинойса Презентация Папка ресурсов … Час новостей) PBS NewsHour Презентация Mid- Технический центр штата Мэн / Веб-страница Дэйва Бордмана … с государственными служащими Мэн Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
… по этой ссылке и следуйте указаниям http://www.fns.usda. gov /summerfoodrocks Служба летнего питания … для всех детей в возрасте 18 лет и младше на утвержденных SFSP объектах в районах со значительной концентрацией малообеспеченных … Перейти на веб-страницы) Обучение правильному питанию — Университет штата Мэн, Совместное расширение: Ресурсы EFNEP …
Учитель Пенсионер … перечисление взносов работодателя Пожалуйста, ознакомьтесь с Мэн Штат Пенсионный Системный закон: Заголовок 5 – … – https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлы / встроенные – файлы /FY20_RFL_prelimED279_Presented27Feb2019. pdf …
… Часы во вторник, 24 августа Свяжитесь с Cheryl.Lang@ maine . gov или вашему региональному координатору программы для получения ссылки. … здесь: https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлы / встроенные – файлы /Grants4ME%20Access%20v4. pdf . За …
… 9 ноября, 9:00 Свяжитесь с Cheryl. Lang@ maine . gov или у вашего регионального координатора программы для ссылки.) … здесь: https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлы / встроенные – файлы /Grants4ME%20Access%20v4. pdf . За …
… (Свяжитесь с вашим региональным координатором программы или Cheryl.Lang@ maine . gov для ссылки.) Общие и специальные обновления… здесь: https://www. мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / файлы / встроенные – файлы /Grants4ME%20Access%20v4.