Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, что сделало необходимым разработку и утверждение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 г.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:
– сотрудничество Организации с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Зачастую и педагогам, и родителям наших воспитанников не хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, т.к. все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
Целью педагогического коллектива является заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Данная цель реализуется через следующие задачи:
– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
– объединить усилия для развития и воспитания детей;
– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
– поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
А для этого необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы, устанавливаются доброжелательные отношения между воспитателями и родителями с установкой на будущее сотрудничество.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По данному направлению можно проводить: анкетирование, тестирование, личные беседы с родителями, опросы. Это поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения их к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
На этом этапе родителям предлагаются и выбираются активные методы взаимодействия, формы сотрудничества, которые призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. С этой целью мы проводим:
познавательные формы: круглые столы, тематические и индивидуальные консультации, презентация дошкольного учреждения, открытые занятия с детьми, педагогические беседы, попечительский совет, который является одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ
и наглядно-информационные формы: родительские и логопедические уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей; папки-передвижки; выставки детских работ; фотоотчёты.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка. В нашем детском саду помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, начали активно использовать нетрадиционные формы и методы работы, которые пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Одной из новых форм работы по вовлечению родителей в образовательный процесс стало проведение дня Дублёра в нашем ДОУ, в ноябре 2014 году. Это мероприятие мы проводили впервые, но надеемся это станет доброй традицией, как того и пожелали родители и воспитатели.
Такая форма работы позволила детскому саду наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Основной целью мероприятия явилось просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы. Начали мы мероприятие с того что:
– разработали положение о дне дублёра;
– провели активную работу с родителями по привлечению их к данному мероприятию;
– определили родителей-дублеров;
– познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении НОД;
– провели консультации с родителями по проведению дня дублёра.
С начала рабочего дня родители-дублёры воспитателей активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, организовали завтрак.
Творчески подошли к организации НОД и режимных моментов, используя нетрадиционные способы продуктивной детской деятельности: использовали интерактивную доску; интегрированное занятие с просмотром презентации «Откуда появилось молоко?», элементы театрализации.
Надо сказать, что родители подошли к своим обязанностям с должной ответственностью и блестяще справились со своими обязанностями, каждый из дублёров побывал в роли воспитателя не менее 2 часов в различные промежутки режима дня. Это мероприятие прошло абсолютно во всех группах детского сада, включая ясельные группы и группы кратковременного пребывания.
В течение всего дня была организована фотосъёмка мероприятия для создания слайд шоу «День дублера в детском саду». Воспитатели тоже находились в группе и всегда были готовы прийти на помощь дублёрам.
Закончился день подведением итогов на педагогической пятиминутке, где дублеры делились своими мнениями и впечатлениями, заполнили анкеты, а на Новогоднем празднике им торжественно были вручены благодарности. Анализируя работу, педагоги и родители, внесли предложения для проведения такого дня на следующий год. Вывод был таков: «Воспитатель – это очень сложная, но интересная профессия!»
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
И если подобное мероприятие с родителями и её анализ будут проводиться в дальнейшем (всеобщее желание), мы предполагаем, что постепенно это даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками педагогических мероприятий и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. И конечно это поможет создать благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей, привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.
Ещё одна форма вовлечения родителей в образовательный процесс – совместные занятия по физической культуре, которые очень много дают родителям: они получают возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Целью таких занятий является формирование двигательных навыков и умения у детей и педагогическое просвещение родителей. Такая совместная деятельность даёт возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми; создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения. Такие мероприятия у нас проходят один раз в квартал с детьми каждой возрастной группы.
Вовлечение родителей в проектную деятельность, которая является одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых.
В современном информационном обществе в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.
Основная цель проектного метода:
– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
– формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Благодаря своей деятельностной природе проектная деятельность позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности).
Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора.
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
В нашем детском саду были реализованы следующие проекты: «Место, где я родился», «Прогноз погоды», «Моя семья», «Наши имена», «С огнём не играй», «Молоко и молочные продукты», «Это чудо-хлеб», «Здоровое питание – признак процветания», «Наш любимый детский сад» и др.
Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Самыми востребованными являются досуговые формы организации общения детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья», театрализованная деятельность, КВНы различной тематики: «Знаю ли я своего ребёнка», «Как избежать неприятностей» и др.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в детском саду сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Структура Office Head Start Parent, Family, and Community Engagement (PFCE) представляет собой дорожную карту для достижения прогресса. Это основанный на исследованиях подход к изменению программы, призванный помочь программам Head Start и Early Head Start достичь результатов, ведущих к положительным и устойчивым изменениям для детей и семей. Когда мероприятия по взаимодействию с родителями и семьей носят системный характер и интегрированы в PFCE Framework Program Foundations и Program Areas Impact, достигаются лучшие результаты для семьи. Это приводит к тому, что дети здоровы и готовы к школе. Мероприятия по взаимодействию с родителями и семьей основаны на позитивных, постоянных и целенаправленных отношениях с семьями.
Целью взаимодействия родителей и семей является создание прочных и эффективных партнерских отношений с семьями, которые могут помочь детям и семьям процветать. Эти партнерские отношения основаны на позитивных, постоянных и целенаправленных отношениях с семьями. Позитивные целеустремленные отношения основаны на взаимном уважении и доверии и развиваются с течением времени посредством взаимодействия между персоналом и семьями. Успешные отношения сосредоточены на сильных сторонах семьи и общей приверженности благополучию и успеху ребенка. По мере укрепления отношений между персоналом и семьями строятся взаимоуважительные партнерские отношения. Крепкие партнерские отношения с семьями способствуют позитивным и устойчивым изменениям для семей и детей.
Позитивные целеустремленные отношения способствуют прогрессу детей и семей. Эти отношения способствуют установлению позитивных отношений между родителями и детьми, что является ключевым предиктором успеха в раннем обучении и здоровом развитии детей. Благодаря позитивному взаимодействию с их самыми важными опекунами дети развивают навыки для достижения успеха в школе и жизни. Они учатся управлять своими эмоциями и поведением, решать проблемы, приспосабливаться к новым ситуациям, разрешать конфликты и готовиться к здоровым отношениям со взрослыми и сверстниками.
Здоровые отношения между родителями и детьми развиваются через серию взаимодействий с течением времени. Здоровые отношения в первую очередь строятся на теплых, позитивных взаимодействиях. Также могут быть кратковременные разъединения или непонимание в отношениях. Например, бывают случаи, когда родители и дети не полностью синхронизированы. Малыш может смеяться и играть с родителем, а затем удивиться, когда его крик восторга будет встречен повышенным голосом матери, говорящей ей быть тише. Младенец постарше наслаждается своим завтраком из рисовой каши и сталкивается с несчастным лицом, когда он разбивает овсянку о рабочую одежду своей бабушки. Эти временные разъединения естественны и необходимы, и они формируют у ребенка способность к устойчивости и разрешению конфликтов. Пока взаимодействие в основном позитивное, дети могут приобретать важные навыки в процессе воссоединения.
Разрывы и проблемы могут возникать и в наших отношениях с семьями и коллегами. Отец приходит и обнаруживает, что его дочь счастливо плещется в дождевых лужах, и расстроен воспитателем. Он спешит и не успевает переодеться. Мать расстроена тем, что ее ребенок не прогрессирует, и винит в этом воспитателей. Несовершенные взаимодействия помогают нам научиться терпеть дискомфорт и решать проблемы. Это важные навыки для построения прочных партнерских отношений.
Позитивные отношения между родителями и воспитателями важны, поскольку семьи добиваются прогресса в достижении других целей, таких как улучшение здоровья и безопасности, повышение финансовой стабильности и развитие лидерских навыков. Прочные партнерские отношения могут обеспечить безопасное место, где семьи могут высказать свои надежды, поделиться своими проблемами и сообщить нам, как мы можем помочь. Персонал, партнеры по сообществу и сверстники могут быть ресурсами, поскольку семьи решают, что для них важно и как это сделать. Родители помогают нам узнать, как улучшить обучение и здоровое развитие своих детей. Когда мы фокусируемся на сильных сторонах семьи и рассматриваем родителей как партнеров, мы можем работать более эффективно, чтобы поддерживать отношения между родителями и детьми и другие результаты для семей и детей.
Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы дать семьям эмоциональную и конкретную поддержку, которую они хотят и в которой нуждаются для достижения лучших результатов. Когда семья достигает прогресса, родители имеют больше возможностей дать своим детям. Например, семья может испытывать финансовые затруднения и постоянно беспокоиться о том, где взять еду в следующий раз. Родитель может быть ошеломлен или смущен, не зная, как попросить о помощи. Если родитель доверяет программе или сотруднику, он может поделиться своим огорчением и беспокойством. Программа может работать с родителями, чтобы найти и получить доступ к продуктам питания и ресурсам питания в их сообществе. По мере того, как семья стабилизируется, родитель может работать с персоналом, чтобы определить, как улучшить ситуацию в долгосрочной перспективе. Родитель может принять решение вернуться в школу, чтобы увеличить свой потенциальный доход, или может присоединиться к группе, чтобы обсудить с другими семьями образовательные цели. Родитель может работать с программой и сверстниками, чтобы найти и получить доступ к образовательным ресурсам. По мере того, как семьи предпринимают шаги для достижения своих целей, они могут вступать в отношения со своими детьми, которые готовят детей к успеху и жизни.
Построение отношений — это динамичный и непрерывный процесс, который зависит от вклада семей, сотрудников программы и детей. Семьи имеют набор убеждений, взглядов и точек зрения, которые влияют на отношения с персоналом. Точно так же у нас, как у поставщиков, есть набор убеждений, взглядов и взглядов, как личных, так и профессиональных, которые влияют на наши отношения с семьями. Дети также вносят уникальный вклад в отношения. Они живут и учатся в уникальной среде и находятся под влиянием своих родителей, семей и других взрослых и сверстников в своей жизни. Дети привносят свое поведение, темперамент, эмоции и этап развития в общение с членами семьи и персоналом.
Успешные партнерские отношения создаются, когда семьи и сотрудники ценят точку зрения и вклад друг друга и заботятся об общей цели и положительном результате. Программы могут сотрудничать с родителями, чтобы понять сильные стороны, цели, интересы и проблемы ребенка и семьи. В каждом взаимодействии мы можем больше узнать друг о друге и о себе как о профессионалах. Когда мы понимаем и ценим точку зрения семьи, у нас больше шансов создать успешные партнерские отношения. Мы отпускаем нашу собственную повестку дня и создаем общую повестку дня с семьей. Мы часто называем это «встречами с семьями там, где они есть».
Понимание культурных убеждений и приоритетов является ключом к построению отношений с семьями и является частью встречи с семьями там, где они есть. Каждая семья приходит на Head Start и Early Head Start с уникальными культурами, которые придают смысл и направление их жизни. Культура сложна и находится под влиянием семейных традиций, страны происхождения, этнической идентичности, культурной группы, общественных норм, опыта и домашнего языка. Культурные убеждения отдельных членов семьи и всей семьи влияют на поведение по уходу и влияют на решения, принимаемые в отношении ребенка и семьи. Культура влияет на наши взгляды на такие ключевые вопросы, как образование, семейные роли, методы воспитания детей, что представляет собой готовность к школе и как дети должны себя вести. Размышляя о точках зрения семьи и узнавая о них больше, мы можем подумать о том, как их культурные убеждения и ценности влияют на их выбор и цели. Кроме того, нам необходимо полностью понять нашу собственную точку зрения и то, как наш собственный опыт, предубеждения и культура влияют на нашу точку зрения.
То, как культурные убеждения влияют на построение отношений, может быть очевидным или скрытым. Тем не менее, культурные аспекты влияют на выбор, который делают семьи и специалисты. Вот некоторые примеры решений и методов воспитания детей, на которые может повлиять культура:
Культура реальна и важна, но понять ее не обязательно просто или легко. Это требует терпения, целеустремленности и готовности временами чувствовать себя некомфортно. Также требуется мужество и смирение, чтобы взглянуть на наши предположения и предубеждения и увидеть, как они влияют на наше отношение к семьям. Наши цели, идеи и опыт определяют выбор, который мы делаем, когда строим наши отношения. Руководство и сотрудники могут сделать это своим приоритетом, посвятив мероприятия по профессиональному развитию, включая рефлексивную практику и рефлексивный надзор, для понимания того, как культура и язык влияют на партнерские отношения с семьями. Все выигрывают, когда мы учимся у семей и привносим новые идеи и навыки в нашу работу.
Уважительное партнерство возникает, когда семьи и сотрудники заботятся об общих и положительных результатах и ценят точку зрения и вклад друг друга.
Целенаправленные отношения
, Семейные отношения
Тип ресурса: Статья
Национальные центры: Участие родителей, семьи и сообщества
Аудитория: Работники семейной службы
Последнее обновление: 18 марта 2022 г.
К сожалению, страница, которую вы ищете, больше не существует, была перемещена или в настоящее время недоступна. Мы выполнили поиск по ключевым словам на основе страницы, которую вы пытаетесь открыть. Соответствующие параметры поиска были предоставлены ниже.
Введите ключевые слова
О поискеМэн История и Интернет Ресурсы … Использование наборов первичных источников (совместно представлено Мэн DOE , Историческим обществом Мэн , Государственным архивом Мэн , … Мэн Государственные служащие Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
… Государственные чиновники Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря о гражданских правах и… сенатор Сьюзен Коллинз Talking Civics & Gov ‘t с представителем Джаредом Голденом Talking Civics & Gov ‘t with Rep. … NewsHour) Презентация PBS NewsHour Mid- Технический центр штата Мэн / Веб-страница Дэйва Бордмана …
… Эллен Дэниелс – Коалиция гражданской миссии Иллинойса Презентация Папка ресурсов … Час новостей) PBS NewsHour Презентация Mid- Технический центр штата Мэн / Веб-страница Дэйва Бордмана … с государственными служащими Мэн Talking Civics & Gov ‘t с сенатором Ангусом Кингом Говоря гражданское право и …
… для 22 финансового года был автоматизирован и будет подготовлен Департаментом образования штата Мэн с использованием сертифицированного NEO … для Джессики Карон, титул IA, по адресу Jessica.s.caron@ maine . правительство . Раздел V 23 ФГ. Право на участие 23 ФГ… информацию можно найти на https://www. Мэн . gov / doe /learning/esea/contact . Также ваши отзывы…
Учитель Пенсионер … перечисление взносов работодателя См. Мэн Системные законы штата о выходе на пенсию : Заголовок 5 – … – https://www. Мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / напильники / встроенные – напильники /FY20_RFL_prelimED279_Представлено 27 февраля 2019 г. pdf …
… Часы во вторник, 24 августа Свяжитесь с Cheryl. Lang@ Мэн . gov или у регионального координатора программы для получения ссылки. … здесь: https://www. Мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / напильники / встроенные – файлов /Grants4ME%20Access%20v4. pdf . За …
… 9 ноября, 9:00 Свяжитесь с Cheryl.Lang@ Мэн . gov или у вашего регионального координатора программы для ссылки.) … здесь: https://www. Мэн . gov / doe / сайты / maine . правительство . doe / напильники / встроенные – файлов /Grants4ME%20Access%20v4.