Leave a Comment
Posted on 6 февраля, 2018
by Julia Lassina
СКОРОГОВОРКИ
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.
Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада — солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Популярные скороговорки.
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
От топота копыт пыль по полю летит
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.
Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Category: Логопед группы “Jänku”
← Отпуск в 2018 году
группа «Jänku» музыка +логоритмика →
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, – очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Кoсаpь кoсил, кoсу носил,
Коси, коса, пока poса.
Роса дoлoй — косец домой.
Коса косит гладко, коса любит лопатку,
Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека — в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Сopoк сорок ворoвали горох,
Сopoк ворон отoгнали сорок.
Сopoк орлов напугали вoрон,
Сopoк коров разoгнали орлов.
Вoт так Еpмак — пoсeял мак,
Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!
Пoжал мак, смoлoтил мак,
Продал мак — вот так Еpмак!
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Как в капюшoне oн смешoн!
Пoлосатые паласы
Пoлоскала дочка Власа.
Пoлоскала, полоскала –
Пoлосатой речка стала.
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет .
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Составитель: Меринова
Елена Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 43»
Весело жонглирующие шуты весело жонглировали звенящими валетами.
А вы знали, что сегодня, 8 ноября 2018 года, отмечается Национальный день скороговорки?!? Скороговорки — это забавные, но иногда раздражающие комбинации слов, которые рифмуются или начинаются с одной и той же буквы, и их всегда трудно произнести четко (и без хихиканья!). Многие родители используют скороговорки, чтобы развлечь своих детей. Но знаете ли вы, что у скороговорок есть и польза?
Чем полезны скороговорки?
Хорошо, после прочтения этого вам может быть интересно, кто те люди, которые создали скороговорку.
Ну, мы действительно не знаем. Некоторые люди говорят, что гениями, создавшими скороговорку, были родители детей, которые искали способ развлечь и научить своих детей. Другие говорят, что это ученые придумали скороговорки для своих учеников. Я предпочитаю первую теорию.Скороговорки — отличный способ весело провести время всей семьей. Ниже приведены некоторые из моих любимых скороговорок. Попробуйте свои силы в них и прокомментируйте ниже, если вы смогли их четко выделить.
Ваша очередь попробовать свои силы в 10 моих любимых скороговорках.
Вот задание, в котором ваши дети могут написать собственную скороговорку, используя определенную букву.
Посмотрите эти очень веселые раскраски скороговорки.
Действительно любите скороговорки? Вот 50, которые помогут улучшить ваше произношение!
Интересно, что отмечает MIT как самую сложную скороговорку?? У нас есть ваш ответ!
Итак, самое интересное!! Найдите изображение скороговорки на нашей странице в Facebook или в ленте Instagram и оставьте комментарий со своей любимой скороговоркой. Вы будете участвовать в розыгрыше экземпляра книги “Обучайте их усердно”! Победителя определим в пятницу, 9 ноября.й!
Пробовали ли вы скороговорки со своим ребенком? Помимо веселья и смеха, они также имеют много преимуществ для дошкольников. Вот 10 интересных скороговорок, подобранных в сети. Призовите своего ребенка к веселью и смеху, пока вы оба читаете вслух эти извилистые слова
Знаете ли вы, что чрезвычайно популярная скороговорка «Питер Пайпер» была впервые опубликована в 1813 год? Или что логопеды используют скороговорки, чтобы помочь детям с проблемами речи? Да, кроме того, что эти труднопроизносимые слова доставляют массу удовольствия, они также служат определенной цели.
В каждом языке есть скороговорки. Представьте его в любом разговоре, и это наверняка вызовет смех и поднимет настроение. Как и во всех языках, в английском тоже есть много популярных скороговорок, которые существуют уже много веков. Они также рекомендуются тем, чей основной язык не английский, так как это помогает улучшить дикцию.
Тем не менее, скороговорки особенно интересны для дошкольников, поскольку они находят звуки слов увлекательными и сложными. Итак, почему бы не вызвать вашего ребенка на раунд скороговорок, кто скажет их правильно за самое короткое время, тот и выиграет раунд!
Согласно словарю Merriam-Webster, «слово, фраза или предложение, которые трудно произнести из-за последовательности похожих согласных звуков», называется скороговоркой. Это похожие по звучанию или повторяющиеся слова, которые следуют друг за другом. Некоторые слова могут отличаться определенными слогами. Самое интересное, что большинство слов трудно произнести быстро и правильно.
Знаете ли вы, какая из всех щипцов для завивки языка самая большая? Согласно Книга рекордов Гиннеса , «Шестая больная шейха, шестая овца больна», — самая жесткая скороговорка в мире. Тем не менее, «Пацан налил творога, вытянутого холодным», рекламируется как самый хитрый во всем английском языке.
Помимо того, что эти скороговорки вызывают смех, эти скороговорки несут много пользы для вашего ребенка. Говорят, что скороговорка на любом языке помогает детям улучшить произношение, беглость и дикцию.
Согласно исследованию Цакоста М. и А. Сфираки «Скороговорки как метод обучения… у дошкольников», проведенному в 2016 году, скороговорки помогают развивать языковые навыки у дошкольников, особенно если они не являются их основным язык.
Мы поговорили с нашим штатным экспертом, Арундати Свами, семейным консультантом, об использовании скороговорок для улучшения речи у детей. Вот что она говорит.
“Скороговорки — один из самых забавных способов помочь детям улучшить свое произношение, выражение и беглость речи, особенно если английский не является их родным языком. Это сразу привлекает внимание ребенка. Очарованный быстрым потоком слов, Ребенок мгновенно пытается обхватить своим языком каждое слово, даже когда язык скользит по цепочке слов. Это упражнение на артикуляцию и дикцию, когда мышцы языка растягиваются для гибкого движения».
Итак, кто должен победить в игре – ваш ребенок, который повторяет слова быстро, как пуля, или вы, который медленно, но правильно произносит каждое слово?
Арундати объясняет,
“Дети, как правило, сосредотачиваются на том, как быстро они могут произнести скороговорку. Но ключ в том, чтобы сначала помочь им произнести ее очень медленно, чтобы они поняли, что означает предложение. практики, острые ощущения от испытания берут верх, и начинается веселье. А затем они поднимаются на ступеньку выше, пытаясь создать свои собственные скороговорки!»
Пока вы проводите некоторое время со своим ребенком, как насчет веселой игры в скороговорки с вашим маленьким учеником? Вы даже можете играть в игру, путешествуя в машине.
Арундати говорит: «Интересно, как рассеять словесную беседу с ребенком? Попробуйте повторить одно из ее предложений или несколько слов, как если бы это была скороговорка, и вы увидите, как ее раздражение сменяется улыбкой. также является интересным способом провести время с вашим ребенком. Это не требует много времени или усилий, и, когда вы общаетесь друг с другом в течение этих нескольких минут, вы уделяете ей все свое внимание. Не забывайте о возрасте ваших детей, поэтому что они не чувствуют себя подавленными словами, которые находятся за пределами ее понимания».
Любопытно, как работают скороговорки? Об этом подробнее здесь.
Раз-один был скаковой лошадью,
Два-два тоже был один,
Раз-один выиграл одну гонку,
Два-два тоже выиграл одну.
Питер Пайпер выбрал пучок маринованных перцев,
Петель маринованных перцев,
Если Питер Пайпер собрал пучок маринованных перцев,
Где кусок маринованного перца, который собрал Питер Пайпер?
Сколько древесины мог бы бросить сурок,
, если бы сурок мог бросить древесину?
Он бросал, он бросал столько, сколько мог,
И бросал столько дерева, сколько мог бы бросать сурок,
Если бы сурок мог бросать дерево.
Она продает морские раковины на берегу моря,
И раковины, которые она продает на берегу моря, это точно морские раковины.
Я кричу, ты кричишь, мы все кричим о мороженом!
Нед Нотт был застрелен, а Сэм Шотт – нет,
Так что лучше быть Шоттом, чем Ноттом,
Некоторые говорят, что в Нотта не стреляли,
Но Шотт говорит, что стрелял в Нотта ,
Либо выстрел Выстрел выстрелил в Нотта не был выстрел,
Или Нотт выстрелил,
Если выстрел Выстрел выстрелил выстрелил Нотт, Нотт выстрелил,
Но если выстрел Выстрел выстрелил выстрел Шотт,
Тогда выстрелил Шотт, а не Нотт,
Однако выстрел выстрелил Шотта выстрелил не Шотта, а Нотта.