Что такое психомоторика: психомоторика | это… Что такое психомоторика?

Психомоторика | это… Что такое Психомоторика?

I Психомото́рика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная осанка, свободная выразительная мимика и жестикуляция, плавная ритмичная походка, способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический тип отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью.

Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая работоспособность. Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный инфантилизм, недоразвитие (моторная дебильность), угнетение (гипокинезия и акинезия), усиление (гиперкинезия) и извращение П. (паракинезия). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые движения и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, сомнамбулизм). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, мутизм, двигательная расторможенность).

Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр.: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1—2, М. — Л., 1930; Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II
Психомото́рика (Психо- + Моторика)

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

оценка, причины задержки и методы коррекции развития. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

логопеду начинающему логопеду Развитие ребенка

Б. Спинозой в XVII веке прошлого столетия было сделано предположение о том, что живой человек представляет собой венец развития природы. Согласно его философской трактовке, человек – это инструмент, а природа является движущей силой, используя человека для превращения себя в более совершенные формы. Он определил, что мышление (свойство души) и движение (свойство тела) – это те свойства, которые характерны для человеческой души и мыслящего тела. Фактически, это не разделенные явления, а единство физического движения и движения мышления. 

На основе этой трактовки отечественный физиолог И. М. Сеченов ввел понятие «психомоторики». Он предположил, что потребности человека предопределяют возникновение желаний (мысли), которые и побуждают тело к действию.

Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью (В.П.Озеров, 2002). Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. При этом многими исследователями был сделан вывод о том, что недостатки двигательной активности оказывают негативное влияние интеллектуальную деятельность, состояние моторики (общей и мелкой), что приводит к сложностям в освоении школьной программы.

Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:

  • Простая (мгновенный ответ привычным движением на неожиданно появившийся, но знакомый сигнал).
  • Сложная (ответное действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов).
  • Сенсомоторная координация (сложные движения в ответ на меняющееся сенсомоторное поле).

Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.

  1. Идеомоторные процессы проявляются в том, что представление о предстоящем движении вызывает едва заметное движение органов тела (головы, глаз и т.д.). Сами движения могут носить непроизвольный характер, т.е. человек может совершать их не обдуманно, а рефлекторно.
  2. Сенсоречевая реакция предполагает, что в ответ на действие раздражителя происходит речевое действие. Данная реакция имеет определенное значение в разного рода профессиях: для операторов при считывании показаний с приборов, для руководителей при отдаче указаний и распоряжений.

Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации.

На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.

Движение способствует:

  • речевому развитию;
  • повышению умственной работоспособности;
  • формированию произвольных действий и движений, которые лежат в основе двигательного поведения человека.

Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.

Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.

Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны.

Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.

Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.

Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.

Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.

Оценка уровня психомоторного развития проводится:

  • На первом году жизни – каждый месяц.
  • С 1 до 2 лет – каждые три месяца.
  • С 2 до 6 лет – каждый год.

По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.

Задержка психомоторного развития у детей проявляется следующими признаками:

  • отказ от груди или вялое сосание;
  • низкий уровень подвижности;
  • низкая реакция на световые и звуковые раздражители;
  • нет реакции на родителей;
  • отсутствие эмоциональности, интереса к игровой деятельности;
  • задержка речевого развития;
  • нарушение координации.

Психомоторика играет большую роль при познании и восприятии предметов с помощью осязания. Совместная работа двигательного и тактильного анализаторов обеспечивает информацию о форме и размерах предметов.

Рука – это основной орган осязания, поэтому будут полезны следующие занятия:

  • рисование пальцами, бумажной «кисточкой»;
  • лепка из пластилина, глины;
  • собирание пазлов;
  • оригами;
  • игры с конструктором;
  • сортировка мелких пуговиц, камушков, бусинок и т.д.

Не нужно забывать и о самомассаже рук и пальчиковой гимнастике.

Логопеды и психологи используют различные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывается на слуховые, зрительные и тактильные анализаторы, т.к. они имеют связь с двигательным, речевым и другими центрами ЦНС.

Для активации эмоционально-волевой сферы используются:

  1. арт-терапия;
  2. сказко-терапия;
  3. игровая терапия.

Коррекционная программа строится с учетом особенностей эмоциональной и познавательной деятельности детей. Работа предполагает организацию предметно-практической, музыкально-ритмической деятельности, конструирования, а также различных игр и упражнений.

4 Нравится

логопеду начинающему логопеду Развитие ребенка

Связанные статьи

  • Речевая алалия – симптомы, причины, виды, диагностика и лечение
  • Функциональные нарушения голоса: причины, симптомы и коррекция
  • Кохлеарная имплантация
  • ИКТ в работе логопеда
  • Ребенок стесняется разговаривать: что делать?

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Психомоторное определение и значение — Merriam-Webster

психо ·​чо·​двигатель ˌsī-kə-ˈmō-tər 

: двигательного действия, непосредственно происходящего из умственной деятельности или относящегося к нему

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Напротив, все 3 стимулятора улучшали психомоторную скорость реакции, тогда как только кофеин и декстроамфетамин улучшали оценки субъективной сонливости. —Нкби Рофл, Журнал Discover , 10 мая 2012 г. Когнитивные и психомоторные эффекты у мужчин после курения комбинации табака и каннабиса, содержащей до 69 мг дельта-9-тетрагидроканнабинола (ТГК). — Нкби Рофл, Discover Magazine , 23 января 2013 г. А в 2019 году, когда Розенгарт был его председателем, Общество хирургических кафедр рекомендовало обязательное когнитивное и психомоторное тестирование хирургов не моложе 65 лет. — Лола Батчер, 9 лет.0011 Кварц , 25 июня 2020 г.

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «психомотор». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Международный научный словарь

Первое известное использование

1878, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование психомотора было в 1878 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Около

психомоторный

психоморфизм

психомоторный

психон

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Психомоторный».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/psychomotor. По состоянию на 11 апреля 2023 г.

Копия цитирования

Медицинское определение

психомоторное

прилагательное

психо ·​чо·​двигатель ˌsī-kə-ˈmōt-ər

1

: двигательного действия, непосредственно связанного с психической деятельностью

2

: височной эпилепсии

психомоторные припадки

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

оракул

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Психомоторное обучение | Определение, примеры, цели и факты

Связанные темы:
обучение сенсомоторный навык

Просмотреть весь связанный контент →

психомоторное обучение , развитие организованных паттернов мышечной активности, управляемых сигналами из окружающей среды. Поведенческие примеры включают вождение автомобиля и задачи на координацию глаз и рук, такие как шитье, бросание мяча, набор текста, работа на токарном станке и игра на тромбоне. Также называемые сенсомоторными и перцептивно-моторными навыками, они изучаются как специальные темы в экспериментальной психологии обучения и деятельности человека. В исследованиях психомоторики особое внимание уделяется обучению координированной деятельности рук, кистей, пальцев и стоп (речевые процессы не акцентируются).

Диапазон навыков

Термин навык обозначает достаточно сложное движение, выполнение которого требует хотя бы минимального количества практики — исключаются рефлекторные действия, такие как чихание. Исследования показывают, что на выполнение сложных навыков могут влиять ощущения, возникающие от предметов, на которые смотрит исполнитель, ощущения от мышц, участвующих в самом движении, и стимулы, получаемые через другие органы чувств. Таким образом, термин сенсомоторный навык используется для обозначения тесной связи между движением и ощущением, связанными со сложными действиями.

Простые компоненты телесных навыков

Большинство жизненных навыков являются непрерывными и сложными и содержат множество интегрированных компонентов; однако эти сложные навыки можно проанализировать, изучив их составные части. Например, навыки могут быть измерены временными интервалами. В лаборатории время реакции субъекта измеряется как время между предъявлением какого-либо стимула и начальной реакцией исполнителя. Скорость реакции человека зависит от ряда переменных, включая интенсивность раздражителей. Например, человек будет быстрее инициировать движение на все более громкие звуки, пока не будет достигнут предел. Однако когда звуки становятся слишком громкими, шум задерживает начало движения. Более длительное время реакции также будет зарегистрировано, если субъект должен выбрать один из нескольких стимулов, прежде чем начать движение (например, двигаться только при включенном одном из нескольких разноцветных огней) или если требуемое действие включает в себя сложное движение.

Качество движения будет зависеть от таких факторов, как точность требуемого действия, прошлый опыт исполнителя с аналогичными навыками, скорость движения, сила двигательного акта и часть или части тела, которые должны быть перемещены .

Эффективность даже простейших двигательных навыков ограничена. Например, постукивание пальцем более 10 раз в секунду обычно невозможно. Люди сильно различаются по своей способности применять силу с различными частями тела. Исследования двигательной системы человека также показывают, что человек редко (если вообще когда-либо) повторяет внешне похожие движения точно таким же образом. Таким образом, приобретение навыка в данной задаче включает в себя выполнение достаточно последовательной модели реакции, которая варьируется в определенных пределах от попытки к попытке.

Ряд основных двигательных способностей лежит в основе выполнения многих рутинных действий. Одна категория способностей может быть в широком смысле названа ловкостью рук, которая включает в себя тонкую ловкость пальцев, скорость руки и запястья и способность прицеливаться. На двигательные способности также влияет сила, которая бывает нескольких видов, включая статическую силу (давление, измеряемое в фунтах на неподвижный предмет) и динамическую силу (движение конечностей с усилием). Гибкость и способность балансировать аналогичным образом делятся на несколько составляющих. Таким образом, обсуждение одного качества в человеческом движении является неточным. Вместо этого следует обратиться к нескольким конкретным типам способностей.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Двигательные навыки также можно классифицировать по общим характеристикам самих задач. Навыки крупной моторики относятся к действиям, в которых обычно участвуют более крупные мышцы, а навыки мелкой моторики обозначают действия рук и пальцев. Большинство навыков включают в себя движения как больших, так и малых групп мышц. Баскетболист использует свои более крупные скелетные мышцы, чтобы бегать и прыгать, развивая при этом мелкую моторику, например точное управление пальцами при ведении мяча или броске по мячу.

Сложные интегрированные навыки

Большинство жизненных навыков состоят из нескольких интегрированных частей. Такие навыки часто контролируются организацией визуальной информации, доступной исполнителю, особенно на ранних этапах обучения. В то же время способность человека анализировать механику двигательной задачи, его вербальные способности и другие интеллектуальные и перцептивные характеристики могут влиять на приобретение им навыка.

Способности подвержены всевозможным ограничениям. При наличии достаточных генетических способностей овладение человеком каким-либо навыком зависит от его мотивации к совершенствованию, от непрерывного получения им информации или сенсорной обратной связи об адекватности его действий во время обучения, а также от таких факторов, как вознаграждающий эффект от исправлений, сделанных во время последовательных действий. периоды практики. Некоторые успехи в мастерстве могут быть замаскированы временными потерями, но проявятся позже.

Психомоторные привычки опосредованы главным образом сенсорной и моторной корой головного мозга и нервными волокнами, соединяющими два полушария головного мозга. По мнению большинства теоретиков, результаты обучения могут быть связаны с количеством или продолжительностью вознаграждаемой практики. Считается, что воздействие ассоциативных и мотивационных факторов улучшает обучение, в то время как тормозящие и колебательные факторы (изменчивость) отвлекают от обучения психомоторным навыкам.

Клайд Эверетт Ноубл Брайант Дж. Крэтти

Лабораторные исследования в области психомоторного обучения

Устройства и задачи

Большинство ученых изучают психомоторное обучение в контролируемых лабораторных условиях, которые способствуют более точным измерениям мастерства и уменьшают степень изменчивости в работе учащегося, поскольку обучение продвигается. Сотни электрических и механических инструментов были разработаны для исследований в области психомоторного обучения, но только около двух десятков используются с какой-либо регулярностью.

Одно устройство, комплексный координатор, измеряет способность учащегося быстро и синхронно регулировать ручки и ножки в ответ на комбинации световых стимулов. Другое устройство, таймер реакции различения, требует, чтобы один из нескольких тумблеров быстро щелкал в ответ на определенные характерные пространственные узоры цветных сигнальных ламп. При работе с ручным рычагом испытуемый с завязанными глазами должен научиться, как далеко перемещать ручку, на основе числовой информации, предоставленной экспериментатором. С помощью зеркального индикатора рисунок шестиконечной звезды повторяется с помощью электрического стилуса как можно точнее и быстрее, при этом учащийся ориентируется визуально только по зеркальному отображению. Многомерный измеритель преследования требует, чтобы учащийся сканировал четыре циферблата и удерживал индикаторы устойчивыми, внося поправки с помощью четырех элементов управления (аналогично тем, которые находятся в кабине самолета). На вращающемся измерительном приборе учащийся должен держать гибкий стилус в постоянном электрическом контакте с небольшой круглой металлической мишенью, установленной на вращающемся поворотном столе.

Также используется избирательный математикомер, устройство, на котором задача субъекта состоит в том, чтобы определить, с подсказками, обеспечиваемыми сигнальной лампой, какую из примерно 20 кнопок следует нажимать в ответ на каждое из серии отличительных изображений, проецируемых на экран. . При использовании звездочного дискриметра человек получает информацию о своих ошибках через наушники; задача состоит в том, чтобы научиться выборочно располагать один рычаг среди шести радиальных прорезей в соответствии с сигналами от разноцветных стимулирующих огней. Стажер на двуручном координаторе должен синхронно манипулировать двумя рукоятками токарного станка, чтобы поддерживать контакт с целевым диском, когда он движется по неравномерному курсу. Компьютеры теперь используются для более точных измерений.

Измерения

Задачи, требуемые вышеперечисленными устройствами, вызывают значительные психомоторные трудности. Элементы умелого поведения выражаются в виде числовых показателей, которые измеряют процент ответов и ошибок, амплитуду и скорость движения, оказываемое давление руками или ногами, время достижения цели, время реакции, скорость реакции и показатели активности с разделением времени. Большинство этих измерений поддаются математической обработке. Лабораторные устройства для изучения психомоторного обучения могут быть полезны для прогнозирования производительности труда на заводе, эксплуатации автомобилей и самолетов. При надлежащем обслуживании и использовании в стандартных условиях эти перцептивно-моторные устройства обеспечивают надежные измерения деятельности, для измерения которой они предназначены, а также задействуют значительную часть способностей, необходимых в реальных жизненных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *