Что такое чтение литературное чтение: Литературное чтение как учебная дисциплина

Литературное чтение — это предмет, трогающий душу, мысли, чувства

Литературное чтение – это предмет, трогающий душу, мысли, чувства.

Литературное чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть. Они сами пытаются сочинять их. С ребятами мы создаём свои «Поэтические тетради». В них мы или собираем нарисованные к стихотворениям иллюстрации, или записываем стихи, которые они сочинили. Очень любят ребята читать стихи под музыку.

Есть очень хорошие слова о том, что чтение – «это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте и дайте послушать детям.

Дети должны быть сердечными. Они должны уметь прощать, жалеть и любить».

Урок, проведённый в 4 классе по теме: И.А.Бунин «Листопад».

Оборудование: портрет писателя, осенние листочки из цветной бумаги, расписной терем,

Cловарные слова:

  • багряный – красный цвет густого тёмного оттенка;
  • лазурь – светло – синий цвет, синева.

Цели урока:

1. Познакомить со стихотворением И.А.Бунина «Листопад».
2. Воспитывать любовь к поэзии.
3. Работать над выразительным чтением стихотворения.
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
6. Развивать внимание к образным средствам языка, прививать любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением И.А.Бунина. Название стихотворения вы мне скажете сами, если отгадаете слово из восьми букв.

(Фрагмент игры «Поле чудес»).

Вопрос:

Весь золотисто-красный лист клёна дрогнул и, плавно кружась, не спеша отправился в путешествие. Где он упадёт – здесь же рядом или неожиданный порыв ветерка подхватит его и понесёт на неподвижное зеркало пруда с одиноко плавающими листьями? Ещё порыв – и листья, как кораблики, нестройно поплывут в разные стороны. Когда же на смену изумрудной зелени приходят золотисто-оранжевые, оранжевые и огненно-красные тона?

Ответ учеников.

– Осенью.

Вопрос.

Как называют это явление в природе?

Ответ учеников.

– Листопад.

Учитель.

– Я вам сейчас прочитаю описания листопада, которые написали ученики предыдущего выпуска. А вы подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях.

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

Даша К.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

Ксюша Г.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

Игорь П.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

Артём Ш.

Ответы учеников.

Итак, мы сегодня знакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад».

Материал для учителя.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Детство его прошло в деревне. Рано познал он горечь бедности, заботы о куске хлеба. В 17 лет напечатал первые стихи. Октябрьскую революцию Бунин не принял решительно. В 1920 году он выехал за границу. В 1929 году в Париже вышла его книга «Избранные стихи». Она утвердила за Буниным право на одно из первых мест в русской поэзии. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. К концу 30-годов он всё больше ощущает тоску по родине. С болью переживает события в России во время Великой Отечественной войны.

С огромной радостью Бунин встретил победу в войне. В последние годы он доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не вернулся на родину. И.А.Бунин умер на чужбине.

III. Изучение нового материала.

Давайте с вами посмотрим, как поэт описывает листопад.

Сначала мы прослушаем грамзапись стихотворения.

1. Вопрос перед прослушиванием.

– Какие картины природы предстали перед вами?

2. Словарная работа.

Объяснение слов: лазурь, багряный.

3. Первичное чтение стихотворения.

Вопросы.

– Почему осенний лес поэт сравнивает со сказочным теремом?

(Рассматривание расписного терема на картинке и рассказ о нём).

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Чем?

– А как вы думаете, как относится поэт к листопаду? Откуда это видно?

4. Выборочное чтение.

– Выбери из стихотворения описание неба;

– берёзы;

– поляны.

5. Выразительное чтение детьми.

Вопрос:

– Найдите в тексте имена прилагательные.

– Прочитайте стихотворение без них.

– Что вы заметили?

Ответы учеников.

Учитель:

– Имена прилагательные – эпитеты. Они делают описание ярче и красивее, придают образность и эмоциональность. В стихотворении И.А.Бунин создал с помощью эпитетов картину осеннего листопада.

IV. Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

V. Закрепление изученного.

Ветер стих, а нам на парты упали осенние листочки. Они разноцветные, как в пору листопада.

1. Выполнение творческого задания.

Вам надо написать на них ответ на вопрос:

Читая это стихотворение, я вспомнил….

Обсуждение ответов.

VI. Итог урока.

– С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

– Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

– Отгадайте загадку.

«Сидит-зеленеет, летит – пожелтеет, падёт - почернеет».

Объясните её.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина «Листопад».
2. Нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.

ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ | Учебно-методический материал:

ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ?

ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ.

Задачи предметной области «филология» реализуются на уроках литературного чтения и русского языка. Основной задачей этой предметной области является формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Русская речь познается младшими школьниками на образцах литературных произведений, доступных учащимся данного возраста и открывающих мир и красоту русского слова. Литературное чтение в начальной школе является одним из важнейших предметов обучения.

В образовательной системе «Школа 2100» в программе «Чтение и литература» в 1-6 классах реализуется идея именно литературного чтения. Но к сожалению, на уроках в начальной школе, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «переживанию» давно понятного детьми и топтанию на месте. Отсюда скука на уроке, не любовь к чтению. Даже если ребенок любит читать, его развитие как читателя происходит  не благодаря урокам чтения, а вопреки им.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих не освоены школой до конца.

Литературное чтение предполагает:

  1. Обязательную опору на литературоведение ( в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради).
  2. Введение в художественного произведения в литературно-исторический контекст ( в 1-3 классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4-6 классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии-портреты).
  3. Установление связей с жизненным опытом ребенка ( это общий подход всех авторов Образовательной системы «Школа 2100» – дополнение, расширяющее классическое определение литературного чтения).
  4. Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков чтения технология чтения текста (ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ), основанная на природосообразной технологии формирования правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Цель чтения литературы.

Цель чтения литературы. Это тот материал, который в большинстве случаев доступен для чтения литературоведам и любым любителям литературного творчества. Есть бесчисленное множество причин, по которым нужно стремиться читать литературу, и некоторые из них таковы; предоставление удовольствия, создание опыта, информации, провоцирование мысли, развлечение или даже передача чувства сопереживания помимо способности делать выводы о мыслях других людей. Таким образом, есть много преимуществ чтения литературы, как показано ниже.

Истории, отраженные в литературных произведениях, в основном увлекательны и не только поражают, но и дают читателю ощущение того, через что проходит персонаж рассказа (Компаньон, 13). Таким образом, хорошая история обладает способностью вызывать эмоции у читателя, и моменты после несчастного случая в рассказе «Хорошего человека трудно найти» представляют собой глубоко эмоциональное повествование, кульминацией которого является казнь всей семьи. Таким образом, литература обращается к эмоциям читателей. Путешествие, которое должно было стать веселым путешествием, заканчивается трагически, и читатели, таким образом, сопереживают героям рассказа и, соответственно, людям, попавшим в подобные обстоятельства в реальной жизни.

Литература вскрывает причины разногласий и ссор людей. В рассказе «Роза для Эмили» излагаются причины разлада между отцом Эмили и его родственниками за несколько лет до его смерти. Таким образом, именно через литературу мы можем узнать об исторических различиях людей.

Литература представляет человеческие представления и нравы (Компаньон, 13). Тот факт, что «Холмы, как белые слоны» изображает сцену, где мужчина изо всех сил пытается убедить девочку пройти «операцию», свидетельствует об обществе, которое мало заботится о жизни будущего ребенка, в то время как многочисленные символы могут быть показательно для общества, которое боится смотреть правде в глаза, поскольку мужчина говорит об операции, а не просто говорит об аборте, в то время как девушка также любит ссылаться на изображения, а не откровенно излагать свою точку зрения.

Литература — это средство передачи человеческого опыта и истории. «Открытая лодка» — это яркое описание опыта нескольких моряков, которые чаще всего заканчивали свое путешествие, не дойдя до места назначения из-за опасностей моря. Гибель людей, несмотря на несколько дней борьбы, — это всего лишь особый способ использования литературы, чтобы представить встречи и испытания людей в море, прежде чем они, наконец, сдадутся, и мы останемся оплакивать их. Только через литературу мы можем вести учет таких историй о наших героях, некоторых из которых мы потеряли, выполняя очень важную миссию.

Литература обладает уникальным свойством развлекать своих читателей (Компаньон, 13). Когда мы читаем литературу, рассказы, которые мы находим, дают нам облегчение от наших обычных хлопот, и, внимательно следя за сюжетом, мы развлекаемся. Обычно при чтении литературного произведения человек оказывается частью аудитории, которую развлекает либо захватывающая история, либо даже хорошая песня одного из персонажей. После напряженного графика дня всегда испытываешь огромное облегчение, прочитав триллер или просто прочитав короткую комедию.

Мы чувствуем юмор, читая литературное произведение, и сцена в рассказе «Хорошего человека трудно найти», где бабушка убеждает всех, что им следует посетить старый дом на плантации по пути во Флориду, становится смешной, когда она обнаруживает, что на самом деле дом находился не в Джорджии, а в Теннесси, но они проехали несколько миль по грунтовой дороге.

Литература — мощный источник информации. Мы узнаем из разговора между бабушкой и Изгоем в «Хорошего человека трудно найти», о некоторых причинах участия в преступной деятельности и о том, как система правосудия влияет на отношение обвиняемых людей, некоторые из которых в конечном итоге осуждены за преступления, которых они никогда не совершали. совершил или не знаю о.

Литература будоражит наше воображение (Speak, 6). Существуют разные интерпретации того, что действия людей на берегу и в омнибусе, описанные в рассказе «Открытая лодка», могли означать для капитана и его коллег, находящихся на грани утопления. Чтение литературы также будоражит ум читателя, поскольку он или она пытается связать различные события, представленные автором, и сделать выводы. Следование за персонажем в истории приведет читателя к тому, что он попытается подумать о действиях персонажей. Часто остается задаться вопросом, почему отдельный персонаж должен был действовать именно так. Читатель также встряхнет свой ум, пытаясь рассмотреть последствия действий персонажей в литературном произведении. Иногда даже возникает вопрос, что бы они сделали, окажись они на месте персонажа. Следовательно, правильно будет сказать, что мы не можем читать литературное произведение без того, чтобы оно не провоцировало наши мысли, вполне здоровые для нашего ума.

Страстный читатель литературы приобретает способность делать выводы о мыслях и эмоциях других людей (Speake, 6). Представление о девушке в рассказе «Холмы, как белые слоны» выражено в ее сильно нагруженных фигурах речи, а большая часть ее разговора с мужчиной характеризуется образами, которые придают литературе некоторую сладость в попытках вывести их возможный смысл и смысл. приложение в контексте. Слова и действия любого персонажа всегда должны восприниматься с большим интересом. Это верно, поскольку при чтении литературного произведения; нужно спросить себя, почему автор сделал выбор в пользу использования определенных литературных приемов, конкретного персонажа или даже данной обстановки. Делая такой вывод, читатель может понять мотив автора и, следовательно, получить сообщение, как предполагалось.

Некоторая литература обладает способностью не только представлять персонажей, с которыми мы можем ассоциироваться, но и раскрывать реальность, касающуюся морали в обществе (Селден, 10). Литература показывает человеческое чувство морали и справедливости, как показано в «сожжении», где представлен сценарий справедливости и семейной верности. Поэтому мы можем использовать литературу, чтобы говорить за или против того, что является социальной несправедливостью, или даже использовать ее для поощрения хорошей практики в обществе. Тот факт, что литература обнажает то, что происходит в обществе, заставляет ее действовать как зеркало, и поэтому мы можем использовать ее, чтобы улучшать то, что хорошо, и выявлять и устранять все, что не хорошо для общества.

Литература раскрывает способы развлечения и общественной жизни людей. Лодка, перевернувшаяся в «Открытой лодке», везла людей, некоторые из которых собирались повеселиться. Сценарий, который напоминает сегодняшних людей, некоторые из которых посещают побережье для празднования, например, Нового года, или просто путешествуют по морю в отпуске. Люди посещают развлекательные клубы и другие социальные места, чтобы получить удовольствие, а поскольку литература представляет нам ситуации из реальной жизни, мы можем читать художественные произведения, которые ярко описывают наши увлечения, речи нашего образца для подражания или просто романтические произведения, которые доставляют нам удовольствие. комфорт нашего стола (Selden, 10).

Литература, написанная разными людьми из разных уголков земного шара, посвящена разным темам, поэтому является богатым источником информации. Разнообразие литературы с точки зрения обстановки является богатым источником информации о культуре или истории. Тот, у кого развита культура чтения литературы, несомненно, информированный человек. Поскольку разные авторы пишут о разных проблемах и опыте, полученном из разных источников, только чтение литературных произведений может обогатить их информационный центр. Таким образом, литература дает своим читателям возможность путешествовать по миру, чтобы получать информацию о культуре, инфраструктуре, здоровье, технологиях, климате других людей (Selden, 10).

Как ясно показано в приведенных выше случаях, мы можем с уверенностью заключить, что очень важно читать, и не только читать, но и читать литературу. Это должно пожинать многочисленные преимущества для нашего психического, а также нашего социального здоровья.

Процитированные работы

Компаньон, Антуан. Для чего нужна литература ?: Вступительная лекция, прочитанная в четверг, 30 ноября 2006 г. . Коллеж де Франс, 2014.

Селден, Раман. Практика теории и чтение литературы: введение . Routledge, 2016.

Говорите, Дженнифер, изд. Литература о путешествиях и исследованиях: энциклопедия . Routledge, 2014.

[…]

Какой смысл читать и изучать это?

Хелен Бет Драйвер
Преподаватель, Школа искусств, Гуманитарные науки и образование

Один вопрос, который мне часто задают как преподавателю английского языка: «Какой смысл? ” Для меня задавать этот вопрос все равно, что задаваться вопросом, почему мы дышим или едим.

Переживание литературы — это природа человеческого существования. Люди рассказывают истории — истории, чтобы развлекать, общаться, убегать и понимать. Мы также рассказываем наши истории в романах, показываем их в фильмах и поем истории в балладах.

К сожалению, многие считают литературу скучной, холодной и мертвой. Однако значимые литературные произведения существуют; они живые и теплые, наполненные эмоциями и смыслом.

Лучше задать вопрос: «Что мы можем извлечь из историй, которые рассказываем?» В сущности, что мы получаем от нашего литературного опыта?

Ссылка по теме: Тренировка мозга: шесть советов для более эффективного обучения

Литература подчеркивает человеческий опыт

Литература создает отношения со своей аудиторией, подчеркивая, что значит быть человеком. У всех нас есть уникальные качества. Тем не менее, мы также разделяем схожий опыт людей: рождение, время, болезнь, одиночество, разочарование и смерть.

Знаешь, это путешествие? Когда ты ребенок, ты… ты видишь жизнь, которую хочешь, и тебе никогда не приходит в голову, что так не получится». – Моника Райт в «Любви и баскетболе»

Эти переживания не менялись на протяжении всей истории человечества. Следовательно, литературные произведения, иллюстрирующие эти переживания, по-прежнему актуальны, даже если литературное произведение было создано сотни лет назад.

Литература помогает нам убежать от реальности

Иногда нам просто хочется уйти от своей жизни, особенно во время нынешней пандемии COVID-19. Мы хотим жить в другом мире, быть кем-то другим и убежать от повседневной рутины.

Литература позволяет нам практически достичь этих целей. Мы рассказываем истории о далеких мирах, мирах, которые никогда не могли существовать, и уникальных существах, обладающих способностями, намного превосходящими наши собственные.

Мы смотрим на жизнь другими глазами. Мы попадаем в другой мир и спасаемся.

Литература помогает нам понять исторические события

Когда мы читаем книгу по истории, события могут стать скучными, и мы не «чувствуем» их. Однако, когда мы переживаем историческое событие через персонажей рассказа, мы понимаем историю на более глубоком уровне.

Знакомство с литературой дает нам непосредственный доступ к историческим событиям глазами людей, переживших эти события. Именно в этих исторических точках зрения и чувствах других мы действительно понимаем, что произошло и как это повлияло на повседневную жизнь. Когда мы слышим истории от других, мы узнаем об их опыте и понимаем исторические события на более глубоком уровне, который связывает всех нас с историей человечества.

Они совершают величайшее унижение, которое люди могут причинить друг другу: говорят людям, пережившим мучительную боль и утрату, что их боль и утрата были иллюзиями”. – Эли Визель, «Ночь»

Литература помогает нам понять других людей

Подумайте об этом так: ваш взгляд на мир фильтруется вашими глазами — одна перспектива. Однако, чтобы по-настоящему понять мир, вам нужно использовать несколько точек зрения, поскольку каждая новая точка зрения помогает нам лучше понять реальность.

Если вы не позволите мне быть индивидуальностью, “я”, таким же, как вы, вы никогда не сможете по-настоящему войти в мое безмолвие и узнать меня. ” – Сара Норман в “Дети меньшего бога”

Литература позволяет нам надеть другую пару очков – такую, которая дает нам доступ к тому, кто снаружи кажется совершенно другим. Чтение литературы позволяет нам понять и относиться к этим различиям и заполнить пробелы в нашем понимании других людей.

Литература помогает нам чувствовать себя связанными с обществом

Персонажи похожи на людей. Часто персонажи реагируют так же, как и мы, и попадают в похожие ситуации.

Вы когда-нибудь читали книгу и думали про себя: «Я делаю это!» или «Я могу относиться к этому»? Чтение литературы помогает нам понять, что наши реакции и действия — это нормальное, а не странное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *