Чтение рассказа в старшей группе – Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему: перспективное планирование по чтению художественной литературе

Содержание

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение рассказа Н. Н. Носова “Огурцы”.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 18 ПОС. ГИРЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Конспект по ознакомлению

с художественной литературой

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».

Старшая группа.

Воспитатель:

С. Г. Штименко

2016 г.

Цель:

– продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

– совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

– акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

– воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Материал:

– оформленные телеграммы;

– портрет Н. Н. Носова;

– иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».

Предварительная работа:

– познавательный рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н. Н. Носова;

– чтение рассказов Н. Н. Носова «Дружок», «Живая шляпа», «Фантазёры», «На горке», рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.

Ход:

Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила телеграммы, а вот кто их отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.

Дело в том, что в телеграммах написан текст, а вот кто его написал неизвестно.

Воспитатель читает текст телеграмм, задаёт вопросы детям.

Воспитатель: «Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленького. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо черное. И я его очень люблю».

Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?

Дети: «Дружок».

Воспитатель: А кто их произносил?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, значит, телеграмму прислал Мишка из рассказа «Дружок». А вот следующая телеграмма: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»

Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель: «Горка получилась хорошая, скользкая!»

Дети: А это Котька из рассказа «На горке».

Воспитатель: «А я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила».

Дети: Рассказ «Фантазеры», написал Мишутка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех

рассказов и имена героев. Кто автор этих рассказов?

Дети: Николай Николаевич Носов.

Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.

Воспитатель: Правильно, автора рассказов зовут Н. Н. Носов. Чем запомнились произведения Н. Н. Носова? Какие у него рассказы? 

Дети: Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.

Воспитатель: О ком и писал Н. Н. Носов?

Дети: О детях.

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новым рассказом Н. Н. Носова. А как называется рассказ, вы скажите сами, как только отгадаете загадку.

Летом в огороде – свежие зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

Дети: Огурцы.

Воспитатель читает рассказ, в процессе чтения помещает на доску иллюстрации.

После чтения проводится беседа по содержанию рассказа. Воспитатель задаёт детям вопросы:

– Кто главные герои рассказа?

– Где живут дети: в городе или в деревне?

– Куда отправились дети?

– Куда забрели дети на обратном пути?

– Что делали мальчики на колхозном огороде?

– Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл домой с огурцами?

– О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?

– Что Котька сказал сторожу?

– В каком настроении Котька возвращался домой?

– Почему на душе у Котьке было радостно?

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» Воспитатель называет поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы», дети оценивают их, поднимая и опуская большой палец в кулаке.

– Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.

– Мальчики забрались в колхозный огород.

– Мальчики убежали от сторожа.

– Павлик подумал, что ему достанется от мамы и отдал огурцы Котьке.

– Котька рассказал маме, где взял огурцы.

– Мама отправила Котьку к сторожу.

– Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.

– Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»

– «Дедушка, я принёс огурцы обратно,» – произнёс Котька.

– Котька сказал: «Павлик брал и я взял»

– Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

Воспитатель: Ребята, в народе говорят: «Не тобой положено, не тобой возьмётся» Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Нельзя брать чужого.

Воспитатель: Кому из героев рассказа нужно так сказать?

Дети: Павлику и Котьке.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выложить пирамиду добра. Подумайте и скажите, что вы хотите пожелать Котьке, Павлику, и самим себе.

Дети по очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают

пирамиду.

– Быть честным.

– Быть трудолюбивым.

– Быть смелым.

– Быть умным.

– Быть порядочным.

– Быть здоровым.

– Быть справедливым.

Воспитатель: Ребята, наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?

Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка)

– Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Дети: Поможем

Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:

Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой – «Заплатка».

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их,

                                                     Физкультминутка.                                                                                                                                     Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.

         Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Будет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: Незнайка  читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Вопросы по тексту:

1. Вам понравился этот рассказ Н. Носова?

2.. Как он называется?

3. А почему, как вы думаете, рассказ называется «Фантазеры»?

4. Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему?

5. Разве все мальчики рассказывали выдуманные истории?

6. А чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?

7. Какую историю он им рассказал?

8.Почему ребята не захотели дружить с Игорем?

Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети: Игра, фантастическая физкультминутка.

Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать вои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки “Хаврошечка”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Составила: воспитатель Головкова Татьяна Владимировна

  Цель: формирование эмоционального отношения к литературному произведению.

Задачи:

  1. познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;
  2. развивать интерес к художественной литературе;
  3. развивать речь как средство общения;
  4. формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказки;
  5. совершенствовать диалогическую форму речи;
  6. совершенствовать умения передавать образы персонажей сказки.

Оборудование: книга и иллюстрации; загадка; игрушечная корова с колокольчиком на шее; сказка «Хаврошечка»; цветные карандаши; альбомные листы.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ….(коровы).

– Правильно, ребята! Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка. Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла? Дети: да. Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы?

Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронусь, тот сразу же окажется в сказке, которая называется «Хаврошечка».

Основная часть.

 –  А русская народная сказка, которую я вам расскажу сегодня, начинается так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

   Воспитатель повторяет фразу, дети договаривают выделенные слова. Затем выясняет, как ребята понимают смысл выражения: «Есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

– Если сказка начинается такой фразой, то как же, по-вашему, жилось Хаврошечке, ее главной героине?

Воспитатель выслушивает ответы детей и начинает рассказывать:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведерко далеко.

– Это еще ребята, не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.

Воспитатель читает сказку, показывает иллюстрации. Непонятные слова и выражения заменяет синонимами, не прерывая чтения (занудили, заморили, приветить, приохотить, тяжко, завтрему, доглядись, распеклась, не дозналась, смежила, пала, завещала, листвицы, кудреватый, затрогал, лиха не знавать).

 

– Ребята, вам понравилась сказка?

– Как она называется?

– К каким людям попала Крошечка – Хаврошечка?

– Сколько было дочерей и как их звали?

– А какими они были?

– А что делала Хаврошечка? (она на них работала)

– Кто помогал Хаврошечке? (корова)

– А что она при этом говорила? (влезь в одно ушко, в другое вылезь и все будет готово)

– Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке? (хозяйка посылала своих дочерей).

– И какая же из дочерей все рассказала мачехе? (Триглазка все рассказала)

– Что же произошло дальше? (Мачеха прикозала зарезать корову)

– а что сделала Хаврошечка? (она собрала все косточки и посадила их)

– Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки? (на том месте выросла яблоня с наливными яблоками)

– Кто проезжал мимо сада, и что произошло дальше? (мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком)

– Почему мачехины дочки не могли угостить барина? (потому что яблоня стала их бить и хлестать веточками)

– Кто угостил барина? (Хаврошечка)

– Чем закончилась сказка? (барин женился на Крошечке-Хаврошечке)

Молодцы, ребята!

– Ребята, давайте немного отдохнем. Становитесь в круг, проведем физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли

И головки опустили,

Попадем в рассказы, сказки

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь.

Заключительная часть.

Ребята, кто вам понравился в этой сказке и почему? (понравилась Хаврошечка, она была очень добрая и трудолюбивая)

А какими были мачеха и ее дочки? (они были злыми и завистливыми)

Чему нас учит эта сказка? (сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, уважать и любить друг друга.

(Звенит колокольчик). Закончилась сказка, зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в нашу группу. Посмотрите, видите, на память о сегодняшнем занятии Хаврошечка принесла вам угощения – яблочки со своей волшебной яблоньки.

– Ребята, наше занятие закончилось, все молодцы, внимательно слушали и активно отвечали на вопросы.  

nsportal.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме: Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой “Печенье”

 Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье»

Программное содержание:

Познакомить детей с рассказом В.Осеевой «Печенье».

Учить детей понимать и оценивать характер главных героев.

 Развивать у детей умение слушать художественное произведение,  отвечать на вопросы, поддерживать беседу,  высказывать свою точку зрения.

Прививать навыки культурного поведения в общении друг с другом.

Ход занятия

Ребята, я знаю, что вы все умеете здороваться. Но знаете ли вы, что здороваться можно по-разному.

Давайте попробуем поздороваться. Какие слова можно использовать для приветствия? (Добрый день, привет, доброе утро, приветствую вас и т.д.)

Молодцы ребята, вы очень воспитанные, знаете много вежливых слов.

А я  знаю мальчиков, которые таких слов не знают!

Их зовут Миша и Вова. Из какого они рассказа, вы знаете?

Эти ребята из рассказа «Печенье» Валентины Осеевой.

      Я вам предлагаю его послушать.

       Чтение рассказа.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба.

Вопросы по содержанию

Что сделали мама и бабушка в начале рассказа?

Что попросил у бабушки Миша? Как он сказал?

 Как вели себя ребята вначале рассказа?

Знают ли мальчики вежливые слова?

Почему мама и бабушка стали грустными и замолчали?

Как вы считаете, правильно ли поступили мальчики?

        Чем закончился рассказ?

Как бы вы поступили, если были  бы на месте мальчиков?

Ребята, о чем этот рассказ?Чему он нас учит? (Быть вежливыми, внимательными друг к другу). Я думаю, что вы будете вежливыми и внимательными.

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Слово наоборот»

Грустный-…, вежливый-…, жадный-…, добрый-…., быстрый-…

 

nsportal.ru

Цель по чтению художественной литературы. Картотека художественной литературы в старшей группе по фгос с целями. Чтение стихов во время игровой деятельности

Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день

(старшая группа )

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Детский сад»

Чтение «Малыш и Карлсон , который живет на крыше» (отрывки из повести)

знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести ; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей.

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Заучивание стихотворения М.Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе.

Чтение А. Барто «Верёвочка» (Затулина стр. 141)

Продолжать развивать интерес к художественной литературе , а именно к сборникам стихов . Различать жанры литературных произведений , аргументировать свой ответ: “Это стихотворение , потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов .

Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»

Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой». Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения. Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина».

Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

2 НЕДЕЛЯ «Я вырасту здоровым: человек, части тела, мой организм»

Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев, выразительно передавать диалог действующих лиц. Воспитывать уважение к старшим.

Чтение потешки «Ранним-рано поутру»

Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание.

Чтение Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу.

Рассказывание Е. Пермяк «Про нос и язык»

закреплять лексику по теме «Части тела»; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; развивать память, внимание, мышление.

Чтение Мигунова «Почему надо чистить зубы?»

учить детей ухаживать за зубами; закрепить правила культурного приёма пищи; дать информацию о полезной вредной пище; познакомить с мероприятиями по профилактике зубной боли, гигиене полости рта; воспитывать нетерпимость к несоблюдению правил гигиены.

3 НЕДЕЛЯ «Золотая осень. Лес. Деревья»

Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеоло-гизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность.

Чтение рассказа К

azaretskaya.ru

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект непрерывной образовательной деятельности чтение художественной литературы в старшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Два Мороза»

  Цель. Формировать у детей интерес и потребность в чтении книг.

      Образовательные задачи:

      – совершенствовать умение детей понимать смысл сказок поучительного характера;

      – учить детей видеть за словами образы и настроение произведения;

      – помочь понять содержание в целом и отдельных  трудных мест и слов – «тешатся», «былинка», «не совладаю», «зачаял знобить», «закаялся»:

    Развивающие задачи:

    – развивать интерес к сказкам, как к литературному жанру;

    – развивать внимание, память, восприятие:

    – развивать диалогическую речь через  формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения;

    – формировать литературный вкус.

Воспитательные задачи:

– воспитывать любовь к чтению книг, пробуждать эмоциональную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы.

Словесные: беседа, вопросы к детям.

Наглядный: рассматривание иллюстраций.

Материал: книга «Два Мороза», листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа. Чтение сказок, беседа о зиме, рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, экскурсия в библиотеку.

Ход НОД.

Дети играют. Воспитатель предлагает убрать игрушки.

Воспитатель.  Дили – дон, бом-бом,

Все игрушки соберем.

Кто не будет собирать,

С нами не пойдет читать.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

– Сегодня мы продолжим путешествие по Стране сказок. Хотите?

Воспитатель.  Давайте вспомним, что такое сказка?

– Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, бытовые)

– Кто пишет сказки? (автор или народ)

– А сказки нас учат чему-то полезному?

Ответы детей.

Воспитатель. Обратите внимание на наш книжный уголок. Там появилась новая книга.

Дети подходят к книжному уголку. На полочке стоит книга «Два Мороза». Воспитатель. Посмотрите, какую книгу нам принесла Бабушка Сказочница. Я  загадаю загадки, отгадав их, узнаете, как называется книга.

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

Воспитатель. Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. А книга называется «Два Мороза» – это русская народная сказка. Рассаживайтесь удобнее, я   вам её прочитаю.

Чтение сказки, по ходу текста рассматривание иллюстраций.

Воспитатель. Вам понравилась сказка? Как называется сказка? Как вы думаете, почему сказка так называется? Кто главные герои? Кого морозил Мороз Багровый Нос? Кого морозил Мороз Синий Нос? Какая одежда была у барина? Как вы думаете, почему получилось заморозить барина? Во что одет был мужик? А почему не удалось заморозить мужичка?  А встречались  вам в сказке  не понятные слова?

«Былинка» – травинка;

«Тешатся» – веселить:

«Не совладаю» – не  справлюсь:

«Зачал знобить» – начал морозить:

«Закаялся» – обещал не делать больше этого.

Физкультминутка «Живые картинки»

Воспитатель. Я предлагаю вам встать в круг и  изобразить барина, когда его морозил Мороз Багровый Нос.

Дети изображают.

Воспитатель. А сейчас изобразите мужичка, когда его морозил Мороз Синий нос.

Дети изображают.

Воспитатель. Молодцы  вы очень хорошо изображали барина и мужичка.

А теперь пора нам сесть.

К вам, друзья, вопросы есть.

Воспитатель. Ребята, а что полезного вы для себя узнали из сказки «Два Мороза»? Правильно, чтобы не замерзнуть когда на улице  мороз, надо больше двигаться.

А кто из двух Морозов вам понравился больше? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам нарисовать понравившегося  брата  Мороза.

 Дети садятся за столы и рисуют.

Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы.   У вас получились интересные, непохожие друг на друга братья Морозы. Я предлагаю вам из ваших рисунков сделать выставку.

А вы бы хотели, ещё совершить путешествие в страну сказок и интересных книг? Я попрошу Бабушку Сказочницу принести нам ещё какую-нибудь интересную сказу.

 

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Чтение произведения Н.Н. Носова «На горке»

Цель:          Познакомить детей с произведением Н. Носова.

Задачи:

Образовательные:

·        учить давать характеристику герою, обогащать речь пословицами, упражнять в подборе синонимов.

Развивающие:

·        Развивать умение придумывать продолжение рассказа и его окончание, продолжать работу над составлением письма.

Воспитательные:

·        Воспитывать бережное отношение к труду людей.

Словарная работа: дворницкая, писатель, проделал.

Предварительная работа: повторение пословиц о труде, правил написания письма.

Оборудование: портрет Н. Носова, иллюстрация к рассказу, книга для выставления жетонов, коробочка с жетонами, конверт, шариковая ручка, бумага, ножницы, бумага для вырезания снежинок.

Ход занятия.

Перед занятием с детьми проводится пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

В.: Дети, когда зайдете в группу, не забудьте поздороваться с гостями.

Дети заходят в группу, останавливаются около доски, здороваются с гостями и садятся на свободные стульчики.

В.: Сегодня у нас будет интересное занятие. Посмотрите сюда (Показывает портрет) Вы знаете, как зовут этого писателя?

Дети отвечают.

В.: Зовут этого писателя Николай Николаевич Носов.

Скажите, пожалуйста, кто такой – писатель?

Дети. Человек, который пишет стихи, рассказы, сказки и повести.

В.: Вспомните, какие рассказы Н. Носова вызнаете?

Дети. «Живая шляпа», «Леденец», «Заплатка».

В.: Сегодня мы с вами прочитаем интересный рассказ Н. Носова «На горке». Но сначала посмотрите, пожалуйста, сюда. (Показывает книгу)

Как вы думаете, что это такое?

Дети. Таблица, книга.

В.: Для чего нам понадобиться эта книга?

Дети. Не знаем.

В.: Ну хорошо, я вам подскажу – у каждого из вас есть карточки с такими же картинками, какие вы видите в этой книге. Нашли свою картинку? Эти жетоны вы будете получать за правильные и полные ответы, а расставлять я их буду напротив ваших картинок. В конце занятия по количеству жетонов мы посмотрим, кто хорошо занимался. (Берет книгу)

Садитесь поудобнее. Начинаем.

Воспитатель читает рассказ, обращая внимание детей на иллюстрацию, до фразы «Взобрался на самый верх».

В.: Ребята, подумайте, что могло случиться дальше?

Дети высказывают свои предположения. Если они затрудняются, то читается последний абзац.

Кто может продолжить рассказ? У кого будет самый интересный рассказ, тот получит жетон.

Дети высказываются.

А как по-другому можно продолжить рассказ?

Высказываются 2 – 3 ребенка.

Давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте и повторяйте за мной под музыку движения.

Физкультминутка.

Закружились, засверкали белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки,

Вдруг затихла злая вьюга – улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду.

Заблистали, заискрились белые подружки,

Заспешили на прогулку дети и старушки.

В.: Садитесь. Теперь продолжим наше занятие. Давайте узнаем, что же было на самом деле. (Дочитываем рассказ до конца)

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

В.: Кого вы хотите похвалить в этом рассказе?

Дети. Котьку.

В.: За что вы его хотите похвалить?

Дети. За то, что он потом ребятам помогал.

В.: А еще кого можно похвалить?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Они целый день трудились, строили горку.

В.: Почему Котька не смог подняться на коньках на горку?

Дети. Потому что было скользко.

В.: А почему ребята рассердились на Котьку?

Дети. Потому что он горку испортил, посыпал ее песком, и она перестала быть скользкой. По ней нельзя стало кататься.

В.: Расскажите, каким был Котька в начале рассказа?

Дети. Хитрый, ленивый, плохой – испортил горку.

В.: Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

В.: А каким мы его увидели в конце рассказа?

Дети. Трудолюбивым, умным, сообразительным.

В.: Почему вы так думаете?

Дети. Он даже ступеньки проделал в горке сбоку, чтобы всем удобно было взбираться.

В.: Ребята, вспомните, какие пословицы о труде вы знаете? Кто назовет самую интересную и лучшую пословицу о труде – получит жетон.

Дети называют.

В.: Объясните, как вы понимаете пословицу: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Дети объясняют, что если ты хочешь что-то получить, надо обязательно потрудиться.

В.: Ребята, а как вы поняли слово «дворницкая»? От какого слова оно произошло?

Дети. От слова «дворник».

В.: Правильно, значит, дворницкая – это помещение, где хранятся инструменты дворника.

В.: Дети, сейчас я вам предлагаю написать письмо Котьке. С чего можно начать письмо?

Дети. Поздороваться: здравствуй, Котька.

В.: А как по-другому можно начать письмо?

Дети. Привет, Котька.

В.: Кто хочет рассказать нам свое письмо? За самое интересное письмо вы тоже получите жетон.

Высказываются 2 – 3 ребенка.

В.: Я принесла с собой вот такой конверт. Вы свое письмо, пожалуйста, запомните, а после занятия подойдете ко мне и мы его запишем, положим в конверт и отправим Котьке.

В.: Ребята, мне кажется, мы что-то забыли написать на конверте.

Дети. Адрес.

В.: Вспомните, какой номер квартиры был у Котьки?

Дети. Номер 6.

В.: А теперь, ребята, давайте посмотрим, кто же у нас сегодня хорошо занимался. (Считает жетоны)

В.: Вспомните, о каком времени года говорилось в рассказе?

Дети. О зиме.

В.: Сегодня после занятия, когда вы немножко отдохнете, мы с вами вырежем красивые снежинки, которыми украсим группу. Дети, что нужно сказать на прощание?

Дети. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *