https://ria.ru/20201216/betkhoven-1589138390.html
Биография Людвига ван Бетховена
Биография Людвига ван Бетховена – РИА Новости, 16.12.2020
Биография Людвига ван Бетховена
Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в Бонне 16 декабря 1770 года в семье фламандского происхождения. Его отец был… РИА Новости, 16.12.2020
2020-12-16T04:52
2020-12-16T04:52
2020-12-16T04:52
справки
людвиг ван бетховен
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/90672/78/906727875_0:293:915:808_1920x0_80_0_0_551b2a0510e45fbdc527509da3f61e36.jpg
Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в Бонне 16 декабря 1770 года в семье фламандского происхождения. Его отец был вокалистом (тенор) в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского, а дед был придворным капельмейстером. Людвиг ван Бетховен был старшим из трех братьев в семье.Первые уроки музыки будущий композитор получил от отца, который научил его игре на фортепиано. 26 марта 1778 года Людвиг впервые выступил в Кельне. Около 1779 года он также начал изучать игру на органе, а также освоил игру на клавесине и скрипке. С 1780 года занятиями юного таланта руководил известный композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи. Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом. В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.
В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор. В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор (“Лунная”, 1801), Вторая симфония (1802), “Крейцерова соната” (1803), “Героическая” (Третья) симфония, сонаты “Аврора” и “Аппассионата” (1804), опера “Фиделио” (1805), Четвертая симфония (1806).В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно “Пасторальную” (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете “Эгмонт”, в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой.
Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить В 1814 году его слух полностью пропал. Для разговоров с посетителями и друзьями он использовал небольшие тетради (разговорные книги), в которые его собеседники записывали свои сообщения, на которые Бетховен отвечал устно. В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра “Освящение дома” (1822).В 1823 году Бетховен закончил “Торжественную мессу”, которую считал своим величайшим произведением.
Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.При содействии Голицына “Торжественная месса” впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге. В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова “Оды к радости” поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей – струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.
26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене. На его похороны пришли 20 тысяч человек. Траурную речь написал известный австрийский поэт и драматург Франц Грильпарцер.Первоначально композитор был похоронен на Верингском кладбище, в 1888 году его прах был перенесен на Центральное кладбище Вены.Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы – Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн. С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился Бетховен, открыт музей.В Вене композитору посвящены Музей Бетховена, Дом Пасквалати (Beethoven Pasqualatihaus), в котором он прожил последние восемь лет.Мемориальный музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей графа Брунсвика и останавливался в их доме. В мире существует около ста памятников Бетховену, первый из них был открыт в 1845 году в Бонне на центральной площади Мюнстер-Плац.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/90672/78/906727875_0:208:915:894_1920x0_80_0_0_fd5909cb4814e8daf16384e0394236ef. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, людвиг ван бетховен
Справки, Людвиг ван Бетховен
Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) родился в Бонне 16 декабря 1770 года в семье фламандского происхождения. Его отец был вокалистом (тенор) в капелле курфюрста-архиепископа Кельнского, а дед был придворным капельмейстером. Людвиг ван Бетховен был старшим из трех братьев в семье.
Первые уроки музыки будущий композитор получил от отца, который научил его игре на фортепиано. 26 марта 1778 года Людвиг впервые выступил в Кельне. Около 1779 года он также начал изучать игру на органе, а также освоил игру на клавесине и скрипке. С 1780 года занятиями юного таланта руководил известный композитор и органист Кристиан Готлоб Нефе. Вскоре Бетховен стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы.
В 1787 году Бетховен посетил Вену и взял несколько уроков у композитора Вольфганга Моцарта. Но вскоре он узнал, что его мать тяжело больна, и вернулся в Бонн. После смерти матери, Людвиг остался единственным кормильцем семьи.
Одаренность юноши привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство фон Брейнинг, которое взяло опеку над музыкантом.
В 1789 году Бетховен был вольнослушателем философского факультета Боннского университета.
В 1792 году композитор переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной его целью при переезде было совершенствование в композиции под руководством композитора Йозефа Гайдна, но эти занятия продлились недолго. Бетховен быстро завоевал известность и признание ‒ сначала как лучший в Вене пианист и импровизатор, а позже как композитор.
В расцвете творческих сил Бетховен проявлял колоссальную работоспособность. В 1801-1812 годах он написал такие выдающиеся произведения, как Соната до диез минор (“Лунная”, 1801), Вторая симфония (1802), “Крейцерова соната” (1803), “Героическая” (Третья) симфония, сонаты “Аврора” и “Аппассионата” (1804), опера “Фиделио” (1805), Четвертая симфония (1806).
В 1808 году Бетховен закончил одно из наиболее популярных симфонических произведений ‒ Пятую симфонию и одновременно “Пасторальную” (Шестую) симфонию, в 1810 году ‒ музыку к трагедии Иоганна Гете “Эгмонт”, в 1812 году ‒ Седьмую и Восьмую симфонии.
С 27-летнего возраста Бетховен страдал прогрессировавшей глухотой. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления, которые со временем Бетховену пришлось прекратить В 1814 году его слух полностью пропал. Для разговоров с посетителями и друзьями он использовал небольшие тетради (разговорные книги), в которые его собеседники записывали свои сообщения, на которые Бетховен отвечал устно.
В поздних сочинениях Бетховен нередко обращался к форме фуги. Пять последних фортепианных сонат (№ 28-32) и пять последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности.
Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал его русский почитатель князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра “Освящение дома” (1822).
В 1823 году Бетховен закончил “Торжественную мессу”, которую считал своим величайшим произведением. Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции.
При содействии Голицына “Торжественная месса” впервые была исполнена 7 апреля 1824 году в Петербурге.
В мае 1824 году в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова “Оды к радости” поэта Фридриха Шиллера. Через все произведение последовательно проведена идея преодоления страдания и торжества света.
Композитор создал девять симфоний, 11 увертюр, пять концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, две мессы, одну оперу. Камерная музыка Бетховена включает 32 фортепианные сонаты (не считая шести юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, семь фортепианных трио, а также много других ансамблей – струнные трио, септет для смешанного состава. Его вокальное наследие состоит из песен, свыше 70 хоров, канонов.
26 марта 1827 года Людвиг ван Бетховен скончался в Вене. На его похороны пришли 20 тысяч человек. Траурную речь написал известный австрийский поэт и драматург Франц Грильпарцер.
Первоначально композитор был похоронен на Верингском кладбище, в 1888 году его прах был перенесен на Центральное кладбище Вены.
Традиции Бетховена восприняли и продолжили композиторы Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Антон Брукнер, Густав Малер, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы – Арнольд Шенберг, Альбан Берг, Антон Веберн.
С 1889 года в Бонне в доме, в котором родился Бетховен, открыт музей.
В Вене композитору посвящены Музей Бетховена, Дом Пасквалати (Beethoven Pasqualatihaus), в котором он прожил последние восемь лет.
Мемориальный музей Бетховена также открыт в замке Брунсвик в Венгрии. В свое время композитор был дружен с семьей графа Брунсвика и останавливался в их доме.
В мире существует около ста памятников Бетховену, первый из них был открыт в 1845 году в Бонне на центральной площади Мюнстер-Плац.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Людвиг ван Бетховен – один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской школы классицизма.
Он писал музыку, которая заставляет плакать и смеяться, взлетать ввысь и стремительно падать вниз. Она вдохновляет и окрыляет, дает надежду на то, что в жизни возможно достичь всего, даже самого невероятного. Ее слушают уже более двух веков и будут слушать вечно, эта музыка бессмертна, как и ее автор – Людвиг ван Бетховен. Его произведения нельзя ограничить рамками какого-то одного направления, в них романтизм сочетается с классицизмом, в них весь композитор и его гениальная личность.
Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Крестили мальчика на следующий день. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен, он певец, тенор в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен (в девичестве Кеверих). Ее отец служил придворным шеф-поваром в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера.
Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу смертным боем, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки.
Портрет Бетховена в детствеТворческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта, чем прославленный композитор. Он заставлял Людвига много часов сидеть за фортепиано и упражняться игре на скрипке.
Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Мальчик много часов проводил за занятиями музыкой, если где-то ошибался, тут же был избит и выпорот. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков.
Отец прилагал все силы, чтобы Людвиг как можно скорее начал концертную деятельность, надеясь на щедрые гонорары.
Иоганн обратился к архиепископу с просьбой об увеличении ему жалования, а взамен обещал привести в его капеллу талантливого мальчика. Однако доходы семьи от этого не увеличились, все деньги отец тратил на выпивку. Творческая биография Людвига ван Бетховена началась в 6 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным.
Мама поддерживала сына, как могла, и именно благодаря ей появились первые конспекты его импровизаций. Природа дала этому ребенку неимоверный талант, но развивался он мучительно и сложно. Бетховен просто погружался в создаваемую им музыку, и зачастую пребывал в состоянии полной отрешенности от внешнего мира.
В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлобу, который и взялся обучать Людвига. Он видел, что его ученик невероятно одарен, и понял, что такой талант нужно развивать. Чтобы развитие мальчика было максимально полноценным, он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился в Гете, Шиллера, Шекспира, он часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом.
В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там и состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, чтобы не отрывали взгляда от этого мальчика, и что вскоре его имя будет знать весь мир.
Людвиг упросил маэстро дать ему несколько уроков, но вынужден был уехать, потому что у него серьезно заболела мама.
После похорон матери, Людвиг почувствовал полное отчаяние и безысходность. Это не способствовало дальнейшему развитию творчества, ему нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и как справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг обратился к принцу и попросил его выделить семье денежную помощь. Тот не отказал, и семья стала получать довольствие размером в 200 талеров. Над ним насмехались соседи, но Людвиг старался не обращать на это внимание, он пообещал самому себе выбраться из этой нищеты и заработать своим талантом.
В Бонне у талантливого юноши нашлись покровители, благодаря которым он мог свободно присутствовать на музыкальных собраниях и посещать салоны. Это была семья Бройнинг, дочь которых, Лорхен, Людвиг учил музыке. Бетховен был им настолько благодарен, что до конца своих дней поддерживал с ними отношения, особенно с Лорхен и ее мужем доктором Вегелером.
В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами.
Людвиг ван Бетховен играет на пианиноЧерез год Бетховен пишет музыкальное сопровождение на «Оду Радости» Шиллера, которую тот написал для масонской ложи в 1785-м. Потом Людвиг несколько раз меняет гимн, пока не добивается его триумфального звучания. Окончательный вариант симфонии он представил публике в 1824-м, и она вызвала неимоверный восторг.
Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается тиннитус, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление.
Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание, которое адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти.
Он часто переписывается с доктором Вегелером, и в одном из писем написал, что не собирается сдаваться. Всю жажду к жизни он вложил во «Вторую симфонию» и три скрипичных сонаты. Композитор понимает, что скоро полностью потеряет слух, поэтому набрасывается на работу.
В 1808-м Бетховен создает «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей. Она занимает особое место в его жизни и творчестве. Для отдыха Людвиг часто выбирал дальние деревушки, бывал на природе и там обдумывал новую музыку. Четвертую часть этой симфонии он назвал «Гроза. Буря». Ему удается в точности передать всю мощь стихии с помощью тромбонов, фортепиано и флейты.
В 1809-м дирекция городского театра попросила Бетховена написать музыку к драме Гете «Эгмонт». Он был поклонником творчества писателя, поэтому решил не брать за свою работу денежное вознаграждение. Он писал музыку во время театральных репетиций. Одна из актрис – Антония Адамбергер решила над ним пошутить и сказала, что у нее полностью отсутствует певческий талант, но тут же рассмеялась и мастерски спела арию. Бетховену эта шутка не понравилась, он сказал, что раз она умеет петь, то он пойдет писать эти песни.
В 1813-1815 годах Людвиг уже не может работать в полную силу, он глохнет окончательно. Однако и в таком положении он не сдается. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки зажат у него в зубах, второй он устанавливает на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствует, как звучит инструмент.
В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Они становятся классикой на все времена.
Сложности преследовали Людвига не только в творческой биографии, но и в личной жизни. Он хоть и мог общаться с аристократической элитой, но все равно в их глазах оставался простолюдином. Это не давало ему никакой надежды завоевать сердце благородной девицы. В 1801-м Бетховен воспылал страстью к юной графине Жюли Гвиччиарди. Это была неразделенная любовь, девушка отдала предпочтение графу фон Галленбергу, и вышла за него замуж. Людвиг был унижен и раздавлен, он пишет «Лунную сонату», которую с тех пор ассоциируют как гимн неразделенных чувств.
В 1804-1810-м годах композитор питает нежные чувства к Жозефине Брунсвик, вдове графа Йозефа Дейма. Женщина тоже увлеклась Людвигом, она принимает ухаживания, отвечает на его письма. Но родственники Жозефины настояли на прекращении этого романа, они уверили ее, что из этого простолюдина никогда не получится достойной партии. Разрыв был очень болезненным, Бетховен решил принципиально жениться на ком попало, и предлагает замужество Терезе Мальфати. Но и здесь его ждал отказ, после которого музыкальное наследство композитора обогатилось сонатой «К Элизе».
Впечатлительный Бетховен настолько близко принял к сердцу эти отказы, что решил больше не делать попыток устроить свою личную жизнь. В 1815 году он судился с женой своего покойного брата за право опекать ее сына, своего племянника. Женщина была гулящей, поэтому суд оказался на стороне композитора. Спустя некоторое время оказалось, что племянник Карл такой же непутевый гулена, как и его мать.
Людвиг старается воспитать мальчика по строгим правилам, пытается разбудить в нем любовь к музыке, но Карл уже подвержен алкогольной и картежной зависимости. У Бетховена никогда не было собственных детей, поэтому он не знает, как наставить парня на правильный путь, и частенько не церемонится с ним. После очередного скандала Карл чуть было не наложил на себя руки, но все закончилось благополучно. Бетховен определил племянника в армию.
В 1826-м Людвиг сильно заболел, у него диагностировали воспаление легких. Помимо этой болезни, он сильно страдал от желудочных болей. Доктор не смог назначить правильную дозу лекарства, поэтому болезнь продолжала прогрессировать. На протяжении шести месяцев Бетховен не вставал с постели. Его постоянно навещали друзья, предпринимавшие попытки хоть как-то облегчить состояние больного.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, ему шел 56 год. Природа разразилась в этот день грозой, что непривычно для марта, а в сам момент смерти грянул громовой раскат. После вскрытия стало известно, что у Бетховена полностью разложилась печень, имелись существенные повреждения слуховых и прилегающих нервов. Проводить выдающегося композитора в последний путь собралось двадцать тысяч человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы.
Людвиг ван Бетховен стал автором девяти симфоний, одиннадцати увертюр, свыше сорока танцев и маршей, которые звучат в исполнении симфонических и духовых оркестров.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
(1770 – 1827)
Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 – 26 марта 1827) был немецким композитором, родившимся в Бонне, который провел свою музыкальную карьеру в Вене. Ключевая фигура в развитии романтического стиля, он является одним из самых уважаемых и влиятельных композиторов всех времен. В своей карьере, охватывающей переход от классического периода к периоду романтизма, Бетховен оставил свой след во всех основных инструментальных жанрах своего времени, включая симфонию, струнный квартет, фортепианную сонату и концерт. Имя Бетховена является синонимом классической музыки: именно его имя неизменно первым приходит на ум, когда людей просят назвать архетипического композитора. Причиной этого является его уникальное сочетание новаторского гения, нравственной прямоты и высокой серьезности.
Наслаждайтесь концертами классической музыки Бетховена в Праге. Забронировать билеты онлайн >>>
Бетховен родился в боннской семье фламандского происхождения. И его отец Иоганн, и его дед Людвиг были музыкантами при дворе курфюрста Кельна, который базировался в Бонне. Его отец, суровый человек, который начал пить, когда его карьера не удалась, женился на Марии Магдалене Кеверих в 1767 году, и Людвиг был первым из их детей, пережившим младенчество.
Музыке юного Людвига обучал отец, но к девяти годам он уже превзошел отца в музыкальных знаниях и был взят под опеку Кристиана Нифе, органиста при Боннском дворе, который дал ему консервативное, но основательное музыкальное образование. В 1783 году Нифе стал руководителем как духовной, так и светской музыки при дворе, а Людвиг был назначен цимбалистом в оркестре – неоплачиваемая должность, которая давала ему ответственность за репетиции и дирижирование оперным оркестром. Смерть курфюрста Макса Фридриха в 1784 году привела к тщательной переоценке учреждения курфюрста его преемником Максом Францем, и Бетховен получил небольшую стипендию за свою работу (вместе со своим отцом, который все еще был в хоре), в то время как Нефе зарплата уменьшилась вдвое.
Бетховен уже сочинял небольшие произведения и начинал приспосабливаться к требованиям написания музыки. В 1787 году он совершил короткую поездку в Вену, вероятно, по приглашению одного из дворян, восхищавшихся творчеством Бетховена и имевшего хорошие связи в австрийской столице, ибо там Бетховен встречался и играл не только с Вольфгангом Моцартом, но и с императором Иосиф II.
Но 1787 год запомнился Людвигу и более пугающим образом: в июле его любимая мать умерла от чахотки, болезнь усугубилась из-за обострения ее алкоголизма. В ноябре того же года умерла его младшая сестра. В течение следующих двух лет Людвиг расширил круг своих друзей, включив в него графа Вальдштейна, любящего музыку дворянина, стремящегося помочь молодому композитору финансово и духовно, и графиню Хацфилд, получившую посвящение Людвига в его вариациях на «Venni Amore» Винченцо Ригини. . В 1788 году курфюрст Макс Франц реорганизовал свое музыкальное заведение, назначив его директором Антона Райху, а Неефе перевел на должность пианиста и режиссера. Бетховен играл на второй скрипке, а также выполнял свои обязанности органиста.
В 1792 году по причинам, которые остаются неясными, курфюрст решил финансировать переезд Бетховена в Вену, чтобы учиться там за счет Бонна. К этому времени у Бетховена была группа дворян, убежденных в его музыкальной ценности (включая графа Вальдштейна), которые – возможно, воодушевленные похвалой Гайдна – помогли сообщить решение курфюрста. В ноябре Бетховен отбыл в австрийскую столицу, ускоренный в своем путешествии записью Вальдштейна в его «Последнем альбоме»: «Дорогой Бетховен, ты едешь в Вену во исполнение своего давнего желания… Трудись усердно и прими из рук дух Моцарта». Гайдна». Через несколько недель после его приезда умер его отец, и Бетховен, увядавший своими боннскими корнями, привез своих младших братьев в Вену, чтобы те присоединились к нему.
Бетховен регулярно брал уроки у Гайдна, даже сопровождал его в Эйзенштадте в 1793 году, но был явно недоволен уровнем участия Гайдна, и когда композитор уехал в Лондон в 1794 году, Людвиг перешел к Альбрехтсбергеру, который, хотя и усердно преподавал, считал Бетховену безнадежный случай: «Он ничему не научился и никогда ничего не сделает в приличном стиле», — прокомментировал он коллеге. Бетховен также брал уроки оперного искусства у Антонио Сальери. Однако в тот месяц, когда Гайдн уехал в Лондон, курфюрст Бонна посетил Вену, а два месяца спустя небольшое пособие Бетховена было прекращено. Он был сам по себе.
Из-за относительной частоты, с которой дворяне приглашали Бетховена для сольных концертов в своих домах, эта ситуация оказалась не такой сложной, как могла бы. Князь Лихновский и его жена, бывшие ученики Моцарта, пригласили его пожить в их венском доме; то, что такое предложение было сделано молодому человеку, которому еще многое предстояло доказать, является мерой быстрого признания Бетховена в венских аристократических кругах. В течение следующих нескольких лет он добился успеха благодаря своему исполнительскому мастерству и силе своей личности, притягательной и харизматичной, чья жестокая сторона была столь же неотразимой, как и ее философская и очаровательная. В 1796 появился его Первый фортепианный концерт, а в 1797 году, когда Наполеон бушевал по Европе, Бетховен написал одно из своих первых полностью оригинальных произведений, Сонату для фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 7. Между тем и весной 1800 года самая впечатляющая музыка Бетховена была написана для фортепиано, его соч.
Следующие пять лет были отмечены самым необычайным излиянием шедевров: его Вторая симфония была издана в 1804 году, но к тому времени «Героическая» уже была готова (он обдумывал ее с 1798 года), а его балет «Прометей» и оратория «Христос» Премьера на Елеонской горе состоялась соответственно в 1801 и 1803 годах. К этому времени Бетховен также испытал на себе трудности, связанные с публикацией своей музыки в точной и приемлемой форме: его ярость, вызванная количеством ошибок, которые он обнаружил на стадии корректора, стала легендарной, особенно когда в 1803 году он обнаружил, что одна Цюрихский издатель не только изменил особенности одной из своих фортепианных сонат, но и имел наглость добавить четыре такта, чтобы сделать один отрывок более приятным для консервативного слуха. Одно из более поздних печатных произведений, исправленных Бетховеном, получило такую тираду: «Сегодня я потратил все утро – и вчера днем - на исправление этих двух произведений и совсем охрип от топота и ругани».
В начале 1804 года готовилась к печати Третья симфония. В частном порядке она всегда была известна как симфония «Наполеон Бонапарт» – Бетховен видел в великом корсиканце силу свободы и эмансипации простого человека, – но в мае в Вену просочились новости о коронации Бонапарта как императора. Испытывая безмерное отвращение, Бетховен вырвал титульный лист из своего чистового экземпляра и заменил его Sinfonia eroica per festeggiore il сувенире d’un gran uomo. Князь Лобковиц, получив посвящение и исключительные права на его использование, Симфония № 3, соч. 55 («Героика») оставалась неопубликованной до 1806 г.
Для Бетховена было характерно заниматься более чем одним сочинением одновременно. Его неугомонная творческая энергия постоянно переливалась от одной идеи к другой, от одной формы выражения к другой, поэтому неудивительно, что он работает над оперой «Фиделио» и ее возможной постановкой (1806 г. , но большую часть которой суждено было отложить на полку). десятилетия), а также прекрасный Четвертый фортепианный концерт, Концерт для скрипки с оркестром, Четвертую симфонию и начало Пятой симфонии. Тем не менее, все это было только началом его господства в мире классической музыки, потому что впереди было еще много не менее достойных.
К этому времени Бетховен уже осознавал ужасную скорость, с которой ухудшался его слух. В 1802 году он написал заявление, позже названное Хайлигенштадтским завещанием, двум своим братьям, Карлу и Иоганну, в котором подробно описал свою физическую немощь и свое отношение к смерти, которую он считал угрожающе близкой, хотя на самом деле ему было еще 25 лет. жить. Долгое время считалось, что его слух вызван наследственным сифилисом, но более поздние исследования привели к другим невенерическим заболеваниям, о которых сам Бетховен не знал и которые он не мог контролировать. К 1807 году, когда на одном концерте он исполнил премьеры Симфоний 1, 2, 3 и 4 (программа длилась более двух с половиной часов), Бетховен плохо слышал музыку. На концерте следующего года в Вене состоялись премьеры Пятой и Шестой симфоний, Хоровой фантазии, а также добавленного на последней минуте Концерта для фортепиано № 4 и пары арий. Сам Бетховен сидел за фортепиано, но его глухота достигла такой степени, что он уже не мог должным образом следить за темпом оркестра. Концерт был дан в декабре, в зале было ужасно холодно, а исполнение настолько рваное, что местами выглядело почти причудливо. И все же его воля взяла верх: вся музыка была сыграна, а он все время оставался за клавишными.
В 1809 году, когда австрийские усилия против Наполеона достигли апогея, Бетховен дал понять, что покинет Вену ради более высокооплачиваемой работы в другом месте. Всеобщий ужас заставил эрцгерцога Рудольфа, принца Лобковица и принца Кински объединиться, чтобы выплатить Бетховену небольшую, но полезную ренту. Хотя композитор ясно дал понять, что предпочел бы, чтобы его сделали имперским капельмейстером, он остался в Вене. Он не только остался, но и завершил сочинение своего Пятого и последнего фортепианного концерта «Император», когда осенью город обстреляли французы. Он также написал фортепианную сонату, которую назвал Les Adieux, когда эрцгерцог Рудольф (близкий друг и покровитель) покинул осажденную столицу.
Катастрофические последствия наполеоновских войн для австрийской экономики привели к тому, что к концу 1810 года истинная стоимость бетховенской ренты сократилась до одной десятой ее стоимости. Реорганизация австрийской валюты только ухудшила положение, но эрцгерцог Рудольф продолжал поддерживать Бетховена, как и Лобковиц. Но с Кински ему повезло меньше: принц переехал в Прагу и умер в 1812 году, не успев договориться о пересмотренных платежах Бетховена. Не испугавшись, Бетховен подал в суд на наследников Кински и после трех лет упорных судебных исков добился не только надлежащего возмещения своей ренты, но и выплаты задолженности. Этот успех последовал за годом триумфов, поскольку 1814 год стал во многих отношениях публичной кульминацией карьеры Бетховена: Фиделио наконец увидел свет, состоялась премьера его Седьмой симфонии, и ему было поручено написать новую музыку и организовать концерты для Конгресса. Вены. Было проведено два концерта, и Бетховен был представлен эрцгерцогом всем приезжавшим королевским особам и властелинам, включая императрицу России.
С этого момента проблемы Бетховена умножились. Закоренелый холостяк и непростой человек, часто ссорившийся с друзьями и покровителями, он, тем не менее, сохранил сильные семейные чувства. Когда его брат Карл умер в 1815 году, оставив своего девятилетнего сына (тоже по имени Карл) на попечение Людвига, композитор вступил в долгий и неприятный спор с матерью мальчика, которую он ненавидел. К сожалению, мальчик слишком высоко ценил свою мать, чтобы навсегда встать на сторону Бетховена. Дядя Людвиг провел большую часть трех лет в исках и встречных исках, а также в подготовке к воспитанию ребенка, который оказался самым обычным мальчиком, и неудивительно, что общая сумма его сочинений в этот период стресса были три сонаты для фортепиано, соч. 106, соч. 109и соч. 110, а также ряд песен и аранжировок. Его финансы были напряженными (доля принца Лобковица в его ренте прекратилась со смертью принца в 1816 году), его нервы были расшатаны, Бетховен преждевременно состарился из-за нужды этих лет.
Тем не менее, к 1819 году он выполнил заказ на мессу для посвящения эрцгерцога Рудольфа в сан архиепископа Ольмюца: это была его великая торжественная месса. В следующие несколько лет он взялся за завершение симфонии ре минор, которую фактически начал в 1812 году: уже в 1822 году ему, наконец, пришла в голову идея включить «Оду к радости» Шиллера в заключительную хоровую часть. Его Девятая хоровая симфония, наконец, приняла свою окончательную форму и была закончена летом 1823 года. Первоначально Бетховен планировал представить ее в Берлине, но был возмущен отсутствием интереса к его новой музыке, вызванным «Россини- лихорадка”, охватившая тогда Австрию, вместо этого премьера состоялась в Вене. Он был достаточно успешным, чтобы организовать второй концерт, но ни один из них не принес много денег после того, как были покрыты существенные затраты. Бетховен теперь стремился заработать больше денег из-за нужд своего племянника, и его стремление получить свою справедливую долю или, возможно, больше, чем его справедливая доля, привело к конфликтам с его бывшими друзьями.
То, что это беспокойство было вполне обоснованным, подтверждается серией несчастий, совершенных племянником Карлом: в конце 1824 года он поступил в Венский университет, но вскоре бросил учебу и поступил в политехникум с намерением освоить ремесло. К концу 1825 года эта идея также потерпела крах, и, казалось бы, без пути, по которому можно было идти, молодой человек попытался застрелиться. Он даже не смог сделать это должным образом, и был арестован полицией как попытка самоубийства. Через несколько дней ему было приказано покинуть Вену, и вскоре после этого он присоединился к армии. Он провел вторую часть 1826 года со своим дядей Людвигом в доме дяди Иоганна, но это закончилось серией безобразных сцен, и в декабре Людвиг и Карл вернулись в Вену. Путешествие было совершено в спешке на морозе и ускорило последнюю болезнь Бетховена. Он томился четыре месяца, едва ли ему помогало внимание одного из немногих врачей в Вене, которые все еще были готовы навестить грубого и сварливого старика.
Сочинение теперь было ему не по силам, и хотя в 1824-1825 годах он написал последние три струнных квартета – знаменитую соч. 127, соч. 130, соч. 132 и Grosse Fuge, соч. 133 – и набросал, по крайней мере в уме, свою Десятую симфонию (запрошенную Лондонским филармоническим обществом), из-под его пера больше не должно было выйти музыки. На смертном одре за несколько дней до конца один особенно обидный знакомый сказал ему: «Ваш новый квартет не понравился». К настоящему времени смирившись с приближающейся смертью, Бетховен ответил: «Когда-нибудь это им понравится».
апр 2 Воскресенье
апр 2 Воскресенье
апр 3 Понедельник
апр 3 Понедельник
апр 4 Вторник
апр 5 Среда
апр 5 Среда
апр 6 Четверг
апр 7 пятница
апр 8 Суббота
апр 8 Суббота
апр 9 Воскресенье
апр 9 Воскресенье
апр 10 Понедельник
апр 10 Понедельник
апр 11 Вторник
апр 11 Вторник
апр 12 Среда
апр 12 Среда
апр 13 Четверг
Посмотреть другие события
Уильям Тернер: Лунный свет на Люцернском озере
В чудесном и причудливом мире причудливых прозвищ нет ничего более известного, чем «Лунная соната» Бетховена. Неудивительно, что это конкретное прозвище не принадлежит Бетховену. На самом деле это происходит из замечаний немецкого музыкального критика и поэта Людвига Реллштаба. Услышав первую часть фортепианной сонаты до-диез минор Бетховена, соч. 27, № 2, Реллстаб предположил, что это вдохновило «видение лодки на Люцернском озере при лунном свете». Бетховен, конечно, никогда не был на Люцернском озере и никогда не слышал название «Лунная соната», так как оно появилось только через пять лет после его смерти. Бетховен назвал произведение «Соната квази уна фантазия», по крайней мере, так говорит нам партитура первого издания. Независимо от названия, эта соната пользовалась огромной популярностью уже при жизни Бетховена, что несколько озадачило композитора. «Конечно, — воскликнул он другу, — я писал и получше!» Прозвище «Лунный свет» прижилось, и оно также было предметом довольно горячих дискуссий. Некоторые критики назвали это «вводящим в заблуждение подходом к движению, имеющему почти характер похоронного марша». Другие находят его вызывающим воспоминания, в соответствии с их собственными интерпретациями, или даже безвредным. Один откровенный комментатор написал: «Эта истерическая ярость с бедным Реллстабом не может понять, что, если бы широкая публика не отреагировала на предложение лунного света в этой музыке, замечание Реллстаба было бы давно забыто». Насколько я могу судить, эта соната была написана под влиянием надвигающейся глухоты Бетховена, а примечание, написанное Бетховеном, предполагает, что первая часть была вдохновлена сценой убийства Моцарта в Дон Жуан . С точки зрения интерпретации довольно большая разница, хотите ли вы сделать акцент на «Лунном свете» или «Убийстве», не так ли?
Йозеф Карл Штилер: Бетховен , 1820
Бетховен, возможно, не был слишком доволен прозвищем «Лунный свет», но он действительно назвал свою Симфонию № 3 ми-бемоль мажор, соч. . 55 «Героика». И, к счастью, у нас есть довольно хорошее представление о том, как эта симфония получила свое прозвище. Бетховен восхищался идеалами Французской революции, поэтому свою третью симфонию он посвятил Наполеону Бонапарту. «Бетховен считал Наполеона Бонапарта воплощением демократических и антимонархических идеалов свободы, равенства и братства». Но затем он передумал, потому что посвящение Наполеону не принесет ему гонорара, уплаченного его королевским покровителем принцем Лобковицем. Всегда практичный, но политически идеалистичный, Бетховен назвал произведение «Бонапарт», пока Наполеон не провозгласил себя императором 14 мая 1804 года. Секретарь Бетховена сообщил: «Сочиняя эту симфонию, Бетховен думал о Бонапарте, но Буонапарте, когда он был Первым консулом. В то время Бетховен очень уважал его и сравнивал с величайшими консулами Древнего Рима. Не только я, но и многие из ближайших друзей Бетховена видели на его столе эту симфонию, прекрасно переписанную в рукописи, со словом «Бонапарт» в самом верху титульного листа и «Людвиг ван Бетховен» в самом низу… был первым, кто сообщил ему новость о том, что Бонапарт объявил себя императором, после чего пришел в ярость и воскликнул: «Так он не более чем простой смертный! И теперь он попирает ногами все права человека, потакая только его честолюбию; теперь он возомнит себя выше всех людей, станет тираном!» Бетховен подошел к столу, схватил верх титульного листа, разорвал его пополам и бросил на пол. Страницу пришлось переписать, и только теперь симфония получила название «Sinfonia Eroica». Когда она была впервые опубликована в 1806 году, партитура называлась «Героическая симфония, сочиненная в память о великом человеке».
Йозеф Вайгль
В 1798 году, когда Бетховен пытался зарабатывать на жизнь внештатным композитором в Вене, он опубликовал Фортепианное трио си-бемоль мажор , соч. 11. Именно это трио стало известно под прозвищем «Гассенхауэр». Так как я понятия не имел, что это на самом деле означает, мне пришлось искать его. Оказывается, это очень специфический венский термин, обозначающий короткую народную песенку, в основном простую популярную мелодию, которую можно петь или насвистывать во время прогулки по переулку. Многие из этих популярных мелодий возникли в комических операх, и Бетховен использовал одну из таких мелодий в качестве темы для набора вариаций в своем трио соч. 11. Мелодия «Pria ch’io l’impegno» («Прежде чем я пойду на работу, я должен что-нибудь поесть») возникла в комической опере L’amour marinaro от Джозефа Вайгля. В нем рассказывается история капитана пиратов, который хочет, чтобы его сын женился на респектабельной девушке, оперной певицы, маскирующейся под графиню, и ее бойфренда-афериста, а также глухого дирижера, который всегда голоден. Случилось так, что эта мелодия стала безудержным хитом и также использовалась Йозефом фон Эйблером, Иоганном Непомуком Хуммелем и Никколо Паганини. Для Бетховена, хотя он и не нес прямой ответственности за прозвище, миссия была выполнена. Все в городе узнавали и насвистывали вместе с его «Трио Гассенхауэра».
Тереза Мальфатти, ок. 1834
Выдающийся музыковед писал: «Квартет фа-минор (Бетховена) — некрасивая пьеса, но она ужасно сильная — и, возможно, довольно ужасная… Пьеса стоит в стороне, занятая своей радикальной частной войной со всеми фибрами риторики. и ощущение того, что Бетховен знал или мог изобрести. Все несущественное становится жертвой, оставляя после себя крайнюю сосредоточенность в опасно высоком напряжении». Это довольно серьезные вещи, и, может быть, вы знаете, что Бетховен соч. 95 — единственный струнный квартет, которому сам Бетховен дал прозвище. Он подписал его словами «Quartett Serioso». Это прозвище, по-видимому, происходит от обозначения темпа третьей части «Allegro assai vivace ma serioso», но с точки зрения музыкальных характеристик оно, похоже, относится ко всему произведению. Но более того, казалось, что это был очень личный проект, как он писал коллеге-музыканту: «Квартет написан для небольшого круга ценителей и никогда не должен исполняться публично». Произведение датируется 1810 годом и действительно было написано в период, когда Бетховен переживал тяжелые времена в жизни. Его здоровье ухудшалось, и его глухота ухудшалась. Хотя он достиг определенного уровня финансовой независимости, его предложение жениться на девятнадцатойТрехлетняя Тереза Мальфатти была отвергнута. Насколько я могу судить, процесс сочинения служил для Бетховена своего рода эмоциональной терапией, и хотя квартет был закончен в 1810 году, он счел удобным выпустить его только четыре года спустя.
Эскизы к третьей и четвертой частям Трио эрцгерцога, соч. 97
Соната для фортепиано № 26 ми-бемоль мажор, соч. 81а носит название «Les Adieux» (Прощание). На самом деле это не прозвище, а «преднамеренная программная попытка Бетховена музыкально выразить свое чувство отсутствия и возможное возвращение эрцгерцога Рудольфа девять месяцев спустя». Эрцгерцог Рудольф был одним из самых важных покровителей Бетховена, и когда наполеоновские войска осадили Вену, он сделал то, что часто делают аристократы; он бежал из города. Хотя город выстраивал длительную оборону, правящая знать собрала чемоданы и уехала. Рудольф, оказывается, не особо беспокоился о растущей инфляции, голоде и болезнях, разорявших местное население. Бетховен остался в Вене, но жаловался, что «грохот пушек причиняет ему сильную боль в барабанных перепонках». Каждая часть этой сонаты имеет отдельное название, начиная с «Das Lebewohl» («До свидания»). Краткое «Адажио» предваряет вступительную часть и представляет собой мотив из трех нот валторны, поверх которого Бетховен пишет три слога «Le-be-wohl». Выражая чувство утраты, одиночества и утешения, Бетховен назвал вторую часть «Abwesenheit» («Отсутствие»). Наконец, музыка проносится через серию обманчивых каденций в заключительную часть «Das Wiedersehen» (Возвращение). Легко понять, почему это произведение широко известно как «Прощальная соната».
Эрцгерцог Рудольф
Говоря об эрцгерцоге Рудольфе. Он был знатным Габсбургом по происхождению и проявил исключительный музыкальный талант. Вероятно, он познакомился с Бетховеном зимой 1803/04 года и вскоре стал его учеником по игре на фортепиано и теории. Под руководством Бетховена Рудольф неуклонно совершенствовался как пианист и впервые исполнил скрипичную сонату соч. 96 своего учителя. Критический наблюдатель писал: «В целом исполнение было хорошим, но мы должны отметить, что партия фортепиано была сыграна гораздо лучше, больше в соответствии с духом произведения и с большим чувством, чем партия скрипки». Эрцгерцог также имеет уникальную честь быть единственным учеником Бетховена в области композиции. За два десятилетия обучения Рудольф написал значительный и хорошо продуманный музыкальный материал для фортепиано, камерного ансамбля и голоса. Бетховен жаловался, что эти уроки мешали его собственному графику сочинения музыки, но, поскольку эрцгерцог был одним из его самых важных покровителей, он старался не говорить ему об этом прямо. Бетховен посвятил Рудольфу 11 своих величайших произведений, в том числе знаменитое трио «Эрцгерцог». Бетховен не дал этого конкретного прозвища, но его легко получить из посвящения. Однако он выступил на премьере произведения. Композитор Луи Шпор прослушал репетицию произведения и написал: «Из-за его глухоты почти ничего не осталось от виртуозности артиста, которой раньше так восхищались. В forte пассажах бедняга глухой стучал по клавишам до тех пор, пока не зазвенели струны, а на фортепиано он играл так тихо, что целые группы нот были опущены, так что музыка была неразборчива, если не заглянуть в фортепианную партию.
Я был глубоко опечален такой тяжелой судьбой».
Франц Хеги: Бетховен сочиняет Пасторальную симфонию
Симфония № 6 фа мажор Бетховена — одна из двух симфоний, названных Бетховеном намеренно. Полное название было «Пасторальная симфония, или Воспоминания о деревенской жизни». Как однажды написал мой коллега, «опираясь на хорошо зарекомендовавший себя жанр программной симфонии, чрезвычайно популярная «Пастораль» создает музыкальную вселенную, где нежные повторения и подражание природе определяют структуру в малом и большом масштабе». Бетховен просто любил гулять на природе и записывал музыкальные идеи в миниатюрный альбом для рисования, который всегда носил в кармане. Он описал «Пасторальную симфонию» как скорее «выражение чувств, чем живопись». И он обнародовал описательные названия движений перед премьерой.
Первая часть имеет надпись «Пробуждение веселых чувств по прибытии в деревню», а вторая часть «Сцена у ручья» включает знаменитые крики птиц. Последние три части перетекают одна в другую, а третья называется «Веселое крестьянское сборище». Эта счастливая встреча городского оркестра прерывается одной из самых впечатляющих гроз, когда-либо звучавших в музыке, «Буря, буря». Когда буря проходит, Бетховен исполняет «Пастуший гимн, счастливые и благодарные чувства после бури». Каждый раз, когда я слушаю эту великолепную «Пасторальную симфонию», я восхищаюсь тем, как Бетховену удалось написать произведение, функционирующее как на описательном, так и на выразительном уровне. Я думаю, что мы находимся на грани поиска нового прозвища для этой симфонии, так как некоторые нынешние комментаторы начали называть ее «Экологической симфонией».
Людвиг ван Бетховен
Прозвища черпают вдохновение из самых разных источников. Как мы видели на примере Бетховена, они могут исходить от композитора, поэтов, критиков, политиков, посвященных или популярных песен. Никто не знает, когда и почему к струнному квинтету до мажор, соч. 29 было добавлено прозвище «Буря». С одной стороны, он был написан в то время, когда композитор боролся с нарастающей глухотой. Бетховен был глубоко подавлен собственной социальной и эмоциональной изоляцией, которую он выразил в предсмертной записке «Гейлигенштадтского завещания». Не может быть сомнения, что в душе Бетховена бушевала огромная внутренняя буря. Возможно, Бетховен музыкально закодировал эту ярость в финальной части этого квинтета. Это движение действительно открывается сильным штормом тремоландо в нижних частях, сопровождаемым вспышками света от первой скрипки. Эта вступительная «Шторм» контрастирует с детской детской мелодией перед тем, как буря возвращается с местью. В этих эмоциональных американских горках Бетховен затем звучит преувеличенно придворный менуэт, ведущий еще раз к возвращению бури. Конечно, легко понять, почему это движение могло породить прозвище «Буря».
Весенняя соната Бетховена
Самая популярная скрипичная соната Бетховена, его Соната № 5 фа мажор, соч. 24 получил прозвище «Весна» из-за весенней прелести главной темы, провозглашенной скрипкой и подхваченной фортепиано в начале «Аллегро». Современные обзоры назвали его «одним из лучших, написанных Бетховеном, то есть одними из лучших, когда-либо написанных. Самобытный, пламенный и смелый дух композитора… становится сейчас все более и более очевидным…» Многим слушателям эта соната кажется теплым ветерком, дующим в окно в ранний весенний день. Однако спонтанный лиризм и нежное сияние не ограничиваются вступительной частью, вся соната застает Бетховена в особенно жизнерадостном состоянии. Прозвище, как вы можете себе представить, не принадлежит Бетховену, а было добавлено к этой сонате после его смерти. В рукописи Бетховена нет названия, но есть комментарий Бетховена, написанный красным карандашом. В нем говорится: «Переписчик, который поместил сюда тройки и семерки, — осел».