Беседы по экологии с дошкольниками – Картотека (старшая группа): картотеки бесед по экологическому воспитанию

Беседы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст.

 

Подготовила воспитатель: Васильева С.В.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Большое значение придается исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

Темы бесед по экологии:

* Люди – друзья природы;

* Жалеть нужно уметь;

* Удивительное вокруг;

* Лес: любить, беречь и не бояться;

* Тайны растений;

* Птицы и звери зимой;

* Есть ли домики у зверят?

* Как мы можем помочь природе;

* Все живое под нашей защитой;

* Насекомые – часть природы;

* Мусор – болезнь планеты;

* Не загрязняй природу!

* Наш дом – природа;

* Огонь: друг или враг?

«Для чего человек сажает леса»

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы.

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!

«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•В каких местах обитают лягушки?

•          Что едят лягушки?

•          Как они охотятся на мошек?

•          Как лягушки приспосабливаются к зиме?

\

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как дышат растения?

  • Как растения «готовят» себе пищу?

  • Почему листья   называют  «фабрикой   по   изготовлению пищи»?

  • Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам улетать подальше? Дело в том, что у многих семечек есть маленькие приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера. А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева. Причем летают они по разному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как ветер помогает растениям?

  • Какие приспособления придумала природа для распространения семян?

  • Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?

  • Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?

«Где живут капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски. Обследование начинается с помещения групповой комнаты: вода есть в умывальнике и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в раковине, где моют посуду — наклеивается капля. Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем

детском саду. А где еще люди используют воду?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

multiurok.ru

Методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему: Цикл экологических бесед.

 Экологическая беседа № 1 «Помогите природе».

Цель: формировать у дошкольников знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи: создать комфортную эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание принять участие в оказании посильной помощи природе.

Оборудование: демонстрационный материал «Береги природу», дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Ход беседы.

— Многие из вас летом  ездили отдыхать на природу. Расскажите, что вам больше всего запомнилось на отдыхе? (Рассказы детей).

— Всем нравится отдыхать на природе. Чистый воздух, теплая вода в реке, можно прилечь в тени деревьев. Вот и детям из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» захотелось отдохнуть на природе. (Чтение стихотворения).

— Вам понравилось,  как ребята поступили с природой? Почему? А что бы вы сделали?

К сожалению не все люди относятся к природе с добротой, уважением. Они загрязняют и губят природу. Поэтому растения и животные, леса, реки, луга, нуждаются в нашей помощи.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Береги природу».

— Как взрослые и дети помогают зимующим птицам? Зачем они это делают?

— Как лечат деревья?

— Зачем вокруг посаженных деревьев ставят колышки?

— Почему из крана течет тонкая струйка воды?

— Зачем дети ремонтируют книги и игрушки?

— Почему в нашей стране созданы заповедники?

В нашей стране есть Всероссийское общество охраны природы. В это общество могут принять любого жителя России, который желает защищать природу. Общество охраны природы помогает очищать воду в реках, подкармливает зимой диких зверей и лечит их, привлекает внимание людей  к фабрикам и заводам, которые загрязняют воздух и воду.

— Дети, вы хотите помогать природе? Чем вы можете помочь?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

        Экологическая беседа № 2 « Мусор – хорошо или плохо».

Цель:  дать детям представление о проблеме мусора в городах.                         Задачи:  вызвать у детей желание не сорить на улицах города,  познакомить с новыми словами  мусоропровод, мусороприемник, пункт приема вторсырья.

Оборудование: презентация « Берегите наш город от мусора», иллюстрации на тему: « Вещи из бросовых материалов», сюжетные картинки.

Ход беседы.

В нашей стране много больших и малых городов. И в каждом городе живут люди. Чем больше город, тем больше людей его населяет. Ежедневно городские жители выносят из своих квартир пакеты с мусором.

— Куда относят мусор горожане? ( В контейнеры на улице).

— Правильно. Но в больших городах взрослые могут и не выходить на улицу, чтобы отнести мусор. В многоэтажных домах на каждом этаже есть мусоропровод. (Показ слайда). Человек подходит к мусоропроводу, открывает крышку и бросает мусор. А мусор падает по трубе вниз и попадает в мусороприемник (Показ слайда).

— Зачем они это делают? (Ответы).

— Куда и на чем увозят мусор? (Ответы).

— Как вы думаете, все ли горожане относят мусор на улицу в контейнеры для мусора, если у них нет мусоропровода?

— А если человек съел на улице мороженое или выпил воду из бутылки, куда ему отнести обвертку, пустую бутылку? (Ответы).

— Все люди опускают мусор в урны? (Нет).

— Это плохо? Почему?

Показ презентации «Берегите наш город от мусора».

— Почему на улицах города лежит мусор?

—- Это хорошо или плохо? Почему?

Если каждый день отвозить на свалки мусор и ничего с ним не делать, то скоро мусор покроет всю нашу планету.

–Это хорошо или плохо? Почему?

Взрослые давно придумали, как использовать старую бумагу, металл, стекло. Существуют специальные места, которые называются пункты приема вторсырья. Туда можно принести бумагу, металл, стекло и получить за них немного денег.

Бумагу переработают и изготовят упаковочный материал или картон. Металл переплавят в специальной печи и изготовят новые предметы. Стеклянные бутылки хорошо помоют и опять ими можно пользоваться.

— Это хорошо или плохо? Почему? Вы будете сорить на улице?

—Как вы думаете, можно ли из мусора что-нибудь изготовить? (Ответы).

Показ иллюстраций на  тему :  «Вещи из бросовых материалов». 

 Экологическая беседа № 3 « Как люди избавляются от мусора ».

Цель:  рассказать о способах избавления от мусора.                                           Задачи: учить детей быть экономными и бережливыми, отзывчивыми;  вызвать у детей желание  не выбрасывать в мусор игрушки и книги, которые еще можно отремонтировать.                                                                                             Оборудование: демонстрационный материал « Переработка мусора».

Ход беседы.

— Сегодня мы с вами поговорим о том, как взрослые избавляются от мусора. Вспомните, какой опыт с мусором мы проводили на прошлой неделе. (Ответы).

— Как еще люди избавляются от мусора? (Ответы).

— Можно ли весь мусор, который собирается в доме, сжечь? (Нет). Почему? (Ответы).

— Можно ли из всего мусора изготовить полезные в быту вещи? (Нет). Почему?  

Вспомните, где можно сжечь предметы из железа, которые уже нельзя отремонтировать? (Ответы).

— А где можно сжечь предметы из стекла? (Ответы).

Рассматривание иллюстраций по теме «Переработка».

— Я знаю, что иногда взрослые выбрасывают в мусор одежду и обувь  в хорошем состоянии только потому, что они им малы или не нравятся. Как вы считаете – это правильно? (Ответы).

— Куда же в нашем городе можно отнести такие вещи? (Ответы).

В нашем городе всегда есть нуждающиеся люди – люди, которым нужна помощь. Иногда про таких людей пишут в наших газетах: «Великокняжеский курьер», «Вестник Приманычья» и просят принести для них  старые вещи, продукты, деньги. И взрослые нашего города помогают нуждающимся людям, чем могут и это правильно.

—Почему воспитатели нашего детского сада не выбрасывают в мусор сломанные игрушки и растрепанные книги, а ремонтируют их? (Ответы).

— А как вы дома поступаете со сломанными игрушками?  (Ответы).

Дидактическая игра «Найди в группе игрушку, книгу, нуждающуюся в ремонте».

Экологическая беседа № 4  « Стихийные свалки вредят нашему здоровью».

Цель:  рассказать о вреде свалок для природы и человека.                                 Задачи: приучать детей к ответственному отношению к природе, вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

 Оборудование: демонстрационный материал « Городские свалки», магнитная доска, магниты, мнемосхемы, картонные стрелки.

Ход беседы.

— Как называется место, куда отвозят мусор? (Ответы ).

Рассматривание иллюстраций по теме: «Городские свалки».

— Вам бы хотелось жить рядом со свалкой? Почему?

Вы правы дети. Никому из людей не захочется жить рядом с таким местом.

Но иногда взрослые ленятся  отнести мусор в положенное место или не хотят платить за уборку мусора. Они оставляют мусор где захотят: около магазина, на остановке, в подъезде, у заброшенного дома, на обочине дороги и в других местах. Если этот мусор вовремя не убирают, то другие нерадивые люди тоже приносят мусор. Через неделю – другую появляется небольшая свалка. Такую свалку называют «стихийной».

На доску прикрепляется изображение свалки.

Стихийная свалка в неразрешенном месте может сильно навредить нашему с вами здоровью.

— Подумайте и скажите, как стихийные свалки могут навредить здоровью людей? (Ответы). А природе такие свалки вредят? Как вредят? (Ответы).

Вы правы ребята. Свалки рядом с жильем человека не только загрязняют воздух и воду, губят растения, но и являются угрозой для нашего здоровья. В отходах размножаются опасные микробы , которых могут домой принести кошки и собаки и заразить различными болезнями.  Когда идет дождь, то микробы могут стечь  в реку, в которой купаются взрослые и дети. А еще на стихийной свалке могут оказаться опасные вещества—токсичные, горючие, взрывчатые. Токсичными веществами называют различные яды, тяжелые металлы, газы. Горючими веществами называют бензин, керосин, солярку, масла. Взрывчатыми веществами называют вещества, которые могут взорваться.

К изображению свалки прикрепляются стрелки. Под стрелками прикрепляются изображения: домашних животных,  отравленного воздуха, увядших растений, грязной реки, опасных веществ. От изображения домашних животных прикрепляется стрелка, под стрелкой помещается изображение дома. От изображений «грязная река», «отравленный воздух», «опасные вещества», «дом»,  прикрепляются стрелки к изображению «скорая помощь».

— Какие животные живут как на стихийных, так и на городских свалках?

—- Они являются разносчиками болезней? Что нужно делать, чтобы не было стихийных свалок? Как вы можете помочь?

Экологическая беседа № 5  « Каким бывает мусор: его разновидности ».

Цель: познакомить детей с разновидностями мусора.

Задачи: учить сортировать мусор, сформировать понятия:  «экологический знак», «маркировка», «утилизация».

Оборудование: резиновые перчатки, 6 промаркированных лотка для мусора, бытовой мусор, пищевые отходы, папка-передвижка «Экологические знаки».

Ход беседы.

— В нашей корзине  лежат предметы: пластиковая бутылка, картонная упаковка из-под сока, целлофановый пакетик, железная крышка, стеклянная баночка, старая газета, крошки мела,  пряжка, лоскут, тюбик из-под крема, огрызки, рыбья голова, шкурка, бумажная салфетка, обычная лампочка, фотография, батарейка, чек, баллончик из-под аэрозоля.  Что это?  (Мусор).

— Весь этот мусор лежит в одной        корзине, потому что мы с вами так привыкли его складывать, прежде чем отнести в мусорный контейнер.  Это потому, что у нас, в России, раньше не было заводов, которые перерабатывают мусор. Теперь и у нас строятся такие заводы, где перерабатывают или  утилизируют бумагу, картон, пластик, железо, стекло, алюминий, опасные отходы. Каждый завод утилизирует  только один вид мусора.  Поэтому нам нужно научиться раскладывать мусор по разным контейнерам.

У меня есть 6 лотков для мусора. Чтобы знать,  в какой лоток складывать определенный мусор или отходы, я прикреплю к лоткам рисунки-подсказки. Такие рисунки называются «маркировка».

Зеленый (изображение стеклянной бутылки) – стекло

Желтый (изображение пластиковой бутылки) – пластик

Красный (изображение огрызка) – пищевые отходы

Синий  (изображение батарейки) – опасные отходы

Фиолетовый (изображение алюминиевой банки) – алюминий, железо

Белый (изображение блокнота) – бумага, картон

        

(Воспитатель надевает перчатки.  Показывает дошкольникам  предмет, дети помогают педагогу «сортировать» мусор). В течение процесса ребята узнают правила сортировки.

Правила сортировки.

  • Упаковки из-под сока, молочных продуктов, пластиковые бутылки,  нужно полоскать в воде, чтобы не было неприятного запаха.
  • Опасные отходы: батарейки, аккумуляторы, ртутные и энергосберегающие лампы, электроприборы, нельзя отвозить на свалку—их принимают специальные заводы.
  • Алюминий можно утилизировать бесконечно
  • Бутылки из-под масла не утилизируются, трудно вымыть
  • Чеки, салфетки, туалетная бумага, одноразовая бумажная посуда, ячейки из-под яиц, обои, подгузники, пачки от сигарет, бумажные полотенца, носовые платки, баллончики из-под аэрозоля,  фотографии, упаковочная бумага, проездные, пенопласт, зубные щетки, целлофановые пакеты, трубочки для питья, упаковки из-под бритвенных станков не утилизируются! Они уже были изготовлены из вторсырья!

— Что мы не будем отправлять на утилизацию? (целлофановый пакет, бумажную салфетку, фотографию, чек, баллончик из-под аэрозоля).

— Что нам делать с пищевыми отходами? (Кормим домашних животных, закапываем в землю для компоста).

— Вы обращали внимание,  что на упаковках часто нарисованы разноцветные значки? Хотите знать, как они называются, и что обозначают? Это экологические знаки. Такие рисунки указывают, что еда внутри упаковки изготовлена из чистых, натуральных продуктов, без добавок и красителей.

Рассматривание папки-передвижки «Экологические знаки».

(Во второй половине дня проводится дидактическая настольно-печатная игра « Сортировка мусора»).

nsportal.ru

Картотека бесед по экологии ” Нравственно-этические беседы с экологическим содержание для детей средней группы”

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

1.«Животные – наши друзья».

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой-

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

– Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

– Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

– Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

– Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

– Как девочка помогла котенку?

– Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

– Как бы вы поступили на месте девочки?

2. «Чем отличаются и чем похожи животные и растения».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

– Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

– Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»?

– Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия.

– Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

– Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему?

– Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут?

– Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

– Каких животных вы знаете?

– На какие группы животных можно разделить?

– Какие животные живут у нас здесь, у вас дома?

– Как дышат животные на суше и в воде?

– Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?)

– У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

– У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

– Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения?

– Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

– Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

– Как умываются животные, люди, растения?

– Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

– Как реагирую животные, человек, когда их обижают?

– Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют?

– В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

– Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете?

– Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома?

– ребята, и растения и животные, и люди – все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким.

3. «Ты – часть природы».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать нравственные основы личности.

Ход беседы:

– Дети. На нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек- часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнения воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о красной книге. Помните о том: вы всегда должны бережно относится ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.

– Считаете ли вы животных своими друзьями? Почему?

-Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?

– Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они ралли и цвели?

– Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?

-Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку, обрываете листок, цветок?

– Если мама вас не будет кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?

– Если мама вас не будет умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть ему клетку?

– Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды?

– Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем?

– Ребята, берегите природу, Берегите животных и растения. Они наши меньшие братья.

4. «Учимся доброжелательности».

Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

– Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку.

– О чем мечтала девочка Маша?

– Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

– Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

– Какое чудо произошло?

– Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

– Как вы думаете, почему говорят: «Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).

5. «Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Ход беседы:

– Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

– А умеете ли вы плотно закрывать кран?

-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

– Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?

– А случалось ли так, что в кране не было воды?

-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.

-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

6. «Жалейкин».

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения в природном окружении.

Ход беседы:

– Ребята, послушайте, что я вам расскажу.

Жалейкин — мальчик добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.

– Вот неряхи! – вскричал Жалейкин

– Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.)

– Как относился Жалейкин к злу?

– Что возмутило его в поведении туристов?

-Как Жалейкин навел порядок на берегу? К чему это привело

? -Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных?

-Как вы оцениваете действия Жалейкина?

– Как бы поступили вы?

7. «Мальчик с ландышами».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру.

Ход беседы:

– Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок – погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

– Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу?

-С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик?

-Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе?

– Дайте оценку такому поведению.

8. «Сурка».

Цель: Вызвать у детей стремление беречь животных. Воспитывать милосердие, сострадание.

Ход беседы:

– В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Сурка. Он очень полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.)

-Почему щенок привязался к мальчику и его матери?

– В чем проявилась их забота о нем?

-Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?

9. «Старая кепка».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Ход беседы:

– Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы. – А кепку, зачем оставил? – спросила Оля. Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: – Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. – Туча видели, какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. – А как же другие птенцы? – спросила Оля. – На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб. – Как же они теперь? – грустно произнесла Оля. – Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других. Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.)

-О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей?

-Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица?

– Как он заботился о птенцах?

-Что знал мальчик о своих птенцах?

– Как встречали птенцы Васю? Почему радостно?

-Приведите известные вам случаи любовного отношения человека ко всему живому.

– Какие чувства вызывает у вас Вася?

10. «Кормушка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

-Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа?

– Что в нем вызывает симпатию?

– Как бы поступили вы и почему?

– Какую пользу приносят птицы?

11. Птичка.

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

– Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

– В чем был виноват Сережа?

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» -М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

2. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов -М.:ТЦ Сфера,2010г

3. Семенака С. И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 4-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

4. Павлушенко Н. И. «Этические беседы по экологии» Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2005г.

infourok.ru

Экологическая беседа на тему “Поможем природе”

Рекомендации. Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)

Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Ученик.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса – посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях – растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)

Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

1-й ученик.

Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.

2-й ученик.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей – борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву – из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)

Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива)

Крапива – коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых – всех кусает,
Никого не пропускает!

Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая –
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь –
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» – настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба- хранителя родничка – появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.

Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:

Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу –
Это Родину, значит, беречь.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

urok.1sept.ru

Беседы по экологии. Старший дошкольный возраст. – «Дошколенок.ру»

«Для чего человек сажает леса»

 

Лес занимает большую часть территории суши. Многие леса были уничтожены человеком. Однако другие леса были посажены заново. Одна пятая часть суши нашей планеты покрыта лесами. Лес бывает хвойный и лиственный. Лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ, и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине. Из леса строят дома, делают мебель, бумагу, книги.

Как видите, лес нужен всем. Он не только сырье, а это еще и бесценная красота! В лесу живут разные птицы, звери, насекомые. Растут деревья, кустарники, травы, цветы. Текут реки, озера. И все это надо беречь! В наше время лес вырубается, загрязняется. Если это будет так продолжаться, то многие леса исчезнут, а наша планета потеряет десятую часть видов живых существ. Ученые и экологи всех стран стараются остановить такое хищное разорение природы. В лесах вешают плакаты. например (воспитатель показывает детям плакат):

МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ!

МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ!

НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ!

Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых!

Взгляните дети вокруг себя. Какой большой и прекрасный мир окружает нас! Деревья, травы, цветы, солнце! Все это- природа. Человек неотделим от нее. Она кормит нас, поит, одевает и радует. Природа щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, а требует в замен лишь одного- чтобы мы с вами были к ней добры!!!

«Где зимуют лягушки?»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•В каких местах обитают лягушки?

•          Что едят лягушки?

•          Как они охотятся на мошек?

•          Как лягушки приспосабливаются к зиме?

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как дышат растения?
  • Как растения «готовят» себе пищу?
  • Почему листья   называют  «фабрикой   по   изготовлению пищи»?
  • Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам улетать подальше? Дело в том, что у многих семечек есть маленькие приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера. А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева. Причем летают они поразному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как ветер помогает растениям?
  • Какие приспособления придумала природа для распространения семян?
  • Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?
  • Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?

«Где живут капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски. Обследование начинается с помещения групповой комнаты: вода есть в умывальнике и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в раковине, где моют посуду — наклеивается капля. Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем

детском саду. А где еще люди используют воду?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

«Ноябрь — ворота зимы»

«Ноябрь — ворота зимы, месяц молодого звонкого льда». «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются». «Плачут по солнцу в ноябре оконца». Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие новые пословицы о ноябре вы узнали?

•          Что они означают?

•          Какие приметы ноября мы знаем?

o          Рассмотрите дневник наблюдений с зарисовками и вспомните, как связаны высота стояния солнца и температура воздуха?

o          Вспомните, какое из деревьев участка сбросило листву последним.

blog.dohcolonoc.ru

Конспект беседы по экологии в старшей группе. Тема “Планета земля в опасности”

Начало беседы

Мотивация на совместную деятельность

Актуализация знаний детей

В группу вносится глобус.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус:

– Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Воспитатель задает вопросы:

– Какую форму имеет Земля?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

– Почему Землю называют общим домом?

– Кто и как загрязняет нашу планету? На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик. От этого загрязняется воздух. Отходы заводов сливаются в реки, моря. Гибнет много растений и животных, болеют люди. Гибнет природа, а еще взрослые и дети оставляют свой мусор. Поэтому нашей планете требуется помощь.

– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются – экологами).

Дети рассматривают глобус.

Дети отвечают на вопросы, выдвигают свои предположения, рассматривают рисунки, нарисованные дома с родителями на тему: «Я хочу, чтоб земля была в цвету», а потом вместе с воспитателем подводят итог первой части.

Основная часть

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание (т.е. дети рассуждают, что нужно делать, чтобы не было беды)

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Включение детей в исследовательскую деятельность

Новое знание, расширение активного словаря

– Ребята, мы с вами знаем, что у нас на земле много национальных парков. Для чего нужны они?

– Я сейчас прочитаю вам стихотворение, которое называется:

«Пожар в лесу».

Однажды видел я в окно,

Как лес горел там далеко.

Его зажгли мальчишки,

Игрались спичками

малые ребятишки.

Не знали глупые они,

Что погубили целый мир!

Жила там в норке мышка,

Осталась без домишка.

И жаворонок свил гнездо,

Теперь остался без него.

Погиб в огне и дом ежа,

Его он строил не спеша.

Сгорели комары и блошки,

Кузнечики и маленькие мошки.

Никто в пожаре том спастись не смог.

Погиб в огне «лесной народ».

Обязаны мы с детства знать и понимать.

Что лес родной нам благодать.

Его должны любить мы, охранять!

Маленькая спичка, может принести очень много вреда.

– Как вы думаете, чтобы в лесу не было пожара, что нужно делать? (следить за чистотой и помогать всем работникам национального парка).

– А сейчас, я предлагаю вам отправиться в лабораторию, чтобы провести интересный опыт. Дорога до нее дальняя, поэтому мы должны преодолеть следующее препятствия. Как вы думаете, что мы должны сделать?

– От лесных жителей нам пришла телеграмма, в ней они просят нас поиграть в дидактическую игру:

«Какие действия могут привести к пожару».

Воспитатель называет эти действия:

1)рисование, 2)чтение, 3)поджигание бумаги, 4)пение, 5)лепка из пластилина, 6)вырезание и склеивание из бумаги, 7)игра с зажигалкой, 8)зажигание свечки, 9)изготовление аппликации, 10)прыгание через скакалку, 11)поджигание сухой травы и листвы.

Но вот мы и дошли до мини лаборатории.

Сейчас посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается.

Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит.

Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью.

Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Ответы детей.

Рассматривание рисунков нарисованные дома вместе с родителями на тему: «Спички детям не игрушка».

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети отвечают.

Дети помогают воспитателю проводить этот опыт, потом вместе делают вывод.

Окончание

Рефлексия

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

– Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите мне, отчего может так произойти. Какие беды приносят пожары?

– Как вы думаете, чем можно тушить пожар? ( Землей, песком, водой, пеной)

– Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара? (01)

– Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А если пожар в лесу?

– Какие правила поведения при пожаре вы знаете?

– Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

– Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?

– Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

– Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

– Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Ребятки, вы сегодня себя справились со всеми трудностями и были смелыми, внимательными, любознательными и послушными. Я хочу вам подарить медали «Отважный пожарный».

Ответы детей.

Рассматривание картинки «Одежда пожарных».

Рассматривание плаката.

В конце беседы, воспитатель предлагает поиграть в какую – нибудь игру, дети сами выбирают. Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (нужно хлопать в ладоши или промолчать).

kopilkaurokov.ru

Беседа “Экология и мы”

3


1.Стремительные, схожие с вертолётом насекомые, часто встречающиеся на берегах озёр и рек? (Стрекоза).
2.Каких животных называют царями степей? (Грызуны).
3.Скопление воды в природном углублении и на суши. (Озеро).
4.Рыба – обитатель озёр, вся такая взъерошенная. (Ёрш).
5.Кустарник – дерево, которое в природе называют «плакучим»? (Ива).

Появилось очень много расхитителей, кто её портит, не задумываясь о будущем – вырубают леса.
Беспечно по глупости щедро
Мы рушим при роду вокруг,-
Ка мамонты, падают кедры,
От наших же собственных рук.
А ведь только 1 га лесов даёт нам в течении года до 20 млн. м3 чистого воздуха. За время войны было вырублено и сильно повреждено около 20 млн. га леса.

5. Физкульт.минутка «Дерево».
Цель: снятие мышечного тонуса.
Инструкция: Задание выполняем вместе с воспитателем. Слушаем речь воспитателя «На полянке росло дерево, всё выше и выше. Вдруг налетел ураганный ветер и стал раскачивать ветки деревьев, но дерево выстояло. Пошёл дождь. Листочки поникли, но ветки деревьев всё равно росли выше. Пришёл человек и срубил дерево, но на пеньке появились новые побеги, из которых потом вырастит новое дерево».

6Следующий раздел беседы «Реки».

Цель: дать представления детям о загрязнении водоёмов.
Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду.
Загрязнена Обь от отходов промышленности города Бийска, Рубцовска, Барнаула и даже города Новосибирска.
Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.


Трудно, чтобы такое не тронуло душу,
Если даже безчуственен ты
Почему – то выбрасываются на сушу
Повелители моря – киты.
Ударяются в камни могучей грудью,
Разбиваются, как корабли
И противятся добрым встревоженным людям,
Что спасать великанов пришли.
А сколько высыхает рек от загрязнения?
Не дайте же ей, родимой, умереть,-
Вам внуки будут, правнуки признательны
Поверьте, река станет обязательно
В глаза вам с благодарностью смотреть.


7. Итоги занятия.
Беседа.
– Что же такое экология?
– Что такое среда?
– Расскажи, почему лес нуждается в людях?
– Расскажи, почему реки нуждаются в помощи?
– Расскажи, как влияет человек на животный мир.
– Расскажи, как природа влияет на человека.

Молодцы! Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *