Басни крылова зеркало и обезьяна текст: Басня Крылова Зеркало и обезьяна

Содержание

Басня Крылова Зеркало и Обезьяна читать онлайн бесплатно

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Русская сказка > Сказки русских писателей > Крылов И.А. > Зеркало и Обезьяна, басня Крылова

Зеркало и Обезьяна, басня Крылова

 

 

О басне

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Крылов Иван Андреевич

ВСЕ БАСНИ КРЫЛОВА

Слушайте выразительное чтение и учите наизусть басню о Зеркале и Обезьяне

Послушайте басню Крылова про Зеркало и Обезьяну. Читает актёр театра и кино Алексей Николаевич Грибов

Басня Крылова «Зеркало и Обезьяна», читает Валентин Гафт, слушайте онлайн

Смотрите озвученный диафильм басню Крылова для детей про Обезьяну и зеркало online

← Предыдущая

Следующая →

→ВСЕ СКАЗКИ ЗДЕСЬ←

Расскажите сказку друзьям и знакомым:

Гуси-лебеди

Колобок

Морозко

Царевна-лягушка

Сказка о золотом петушке

Каменное сердце, спектакль сказка (1996)

Правда и ложь, спектакль сказка (1991)

Золотые рога, фильм сказка (1972)

Дары феи, спектакль сказка (1989)

Сказки об Италии, спектакль (1984)

Про Красную Шапочку, А.Рыбников (1977)

Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса (1970)

Стальное колечко, аудиосказка (1978)

Сказки гуляют по свету, детские песни

Алиса в стране чудес, аудиосказка (1976)

Он попался! Мультфильм (1981)

Дед Мороз и лето, мультфильм (1969)

Маша и Медведь 26, мультфильм, Осторожно, ремонт! (2012)

Теремок, мультфильм (1945)

Простоквашино. Мультфильм, все серии, высокое качество HD

↑ Вверх

Русская сказка © 2016 – 2023   Сказки для детей online

«Зеркало и обезьяна» басня Крылова

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
&nbsp &nbsp &nbspЧто это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

&nbsp &nbsp &nbspА ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЕй Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

&nbsp &nbsp &nbsp***
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТаких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЯ даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПро взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Басня отражает человеческие недостатки. Однако «стрелы сатиры, заметил современник Крылова литератор Плетнев, как бы они остры ни были, не исправляют пороков, и никому не приходит в голову приложить описание к своей особе. Все дело оканчивается, как в басне «Зеркало и Обезьяна».

Судя по этой басне, Крылов тоже сознавал эту истину».

Впервые напечатана басня была в 1816 году. То было время, когда русские сатирики часто выступали против галломании — раболепного, неразборчивого подражания всему французскому: модам, манерам, танцам.

Та же тема варьируется в одноимённых баснях М. М. Хераскова (1764) и С. А. Тучкова (1789). Ср. также пословицу, поставленную эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Размер видео: 560 x 315

Звуковой диафильм Зеркало и Обезьяна (слайд-шоу) по одноименной басне Крылова из книги пятой.

Ещё басни:
  • Зеркало и обезьяна
  • Мужик и Змея
  • Крестьянин и Змея
  • Змея и Овца
  • Ягнёнок
  • Волк и ягненок
Книга 5
  • Демьянова уха
  • Мышь и Крыса
  • Чиж и Голубь
  • Водолазы
  • Госпожа и две Служанки
  • Камень и Червяк
  • Медведь у Пчёл
  • Зеркало и Обезьяна
  • Комар и Пастух
  • Крестьянин и Смерть
  • Рыцарь
  • Тень и Человек
  • Крестьянин и Топор
  • Лев и Волк
  • Собака, Человек, Кошка и Сокол
  • Подагра и Паук
  • Лев и Лисица
  • Хмель
  • Слон в случае
  • Туча
  • Клеветник и Змея
  • Фортуна и Нищий
  • Лягушка и Юпитер
  • Лиса-строитель
  • Напраслина
  • Фортуна в гостях

Разбор басни об обезьяне и зеркале. Басня «Зеркало и Обезьяна»: анализ произведения

Зеркало и рисунок обезьяны

Басня Зеркало и Обезьяна читать текст онлайн

Обезьяна, в Зеркале увидев свой образ,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри», он говорит: «Милый крестный!
Что это за лицо?
Какие у нее кривляния и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного была на нее похожа.
Но, признайся, их
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитать могу.”
“Что сплетники считают за работу,
Не лучше ли на себя включить, кум?” –
Мишка ответил ее. Климыч.
И украдкой кивает на Петра.

Зеркало и Обезьяна – Мораль басни Ивана Крылова

Таких примеров в мире много:
Никто не любит узнавать себя в сатире.

Нравственность своими словами, основная идея и смысл басни Зеркало и Мартышка

Часто люди не замечают в себе недостатков, но готовы критиковать других.

Разбор басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь тычет мордой обезьяны в ее невежество и указывает недостатки людей. Обезьяна, глядя на свое отражение, почему-то видела недостатки всех своих знакомых и подруг, но не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ животного. Но довольно часто встречаются личности, которые слишком высокого мнения о себе, в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие хотя бы раз сталкивались с такими невеждами, которые совершенно не замечают собственных недостатков, но активно указывают на чужих и смеются над ними. Так и в этой басне обезьяна не может признать, что слабак, которого она видит, это она сама, и не обращает внимания на совет медведя, пропуская его мимо ушей.

Люди, изображенные в басне в виде медведя, часто молчат и стараются не вмешиваться в поведение «обезьян», что еще больше подчеркивает уверенность последних в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение, и такое невежество и наглость нужно пресекать.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других.

Медведь

Мудрый человек, который видит больше со стороны и дает правильные советы, но обезьяна его не слушает.

Популярные выражения, пошедшие из басни Зеркало и Мартышка

Послушать Басню Ивана Крылова Зеркало и Мартышка

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Непринужденная беседа Мартышки и Медведя в басне Крылова «Зеркало и Мартышка». Дети любят читать басню Крылова по ролям или заучивать ее наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читают

Обезьяна, в зеркале видя свое изображение,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри, — говорит, — батюшка мой милый!
Что это за лицо?
Какие у нее выходки и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного на нее была похожа.
Но, признайся, есть
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитаю. , кума?” –
Мишка ответил ей.
Но совет Мишенькина так и пропал даром.

Таких примеров на свете много:

Я даже это вчера видел:
Что Климыч нечист на руку, это всем известно;
Про взятки Климычу читали.
И украдкой кивает Питеру.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Никто не любит узнавать себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Мартышка Крылова изложена в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на ее невежество, но она готова видеть недостатки всех своих «подружек», но не свои.

Басня Зеркало и Обезьяна – анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьянку из басни “Обезьяна и очки” своим невежеством, над которым Крылов любит подшучивать над людьми, считая этот порок очень неприятно. Людям свойственно видеть недостатки других, но не замечать своих. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящего слабака — себя, но не способна в этом признаться. Совет Медведя «Какие сплетники считать за работу, не лучше ли самому обернуться, кума?» она скучает по ушам.

Многие из нас с детства помнят строчки из рифмованных историй о разных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец, слава о стихах которого давно вышла за пределы его родины. Не секрет, что с помощью осмеяния поступков животных этот автор выявлял разные вещи, за которые его неоднократно осуждали критики, а басня «Зеркало и обезьяна» как раз и является подобным произведением. Давайте поближе познакомимся с этой увлекательной историей и попробуем понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что обезьяна случайно замечает себя в зеркале и на этом останавливает взгляд. В стихотворении очень точно описаны все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не знает, что она сама на нее смотрит. По пути, толкая сидящего рядом медведя, главного героя сюжета, она начинает делиться с ним своими мыслями о человеке, который смотрит на нее из отражения, называя ее слабачкой и сравнивая со своими сплетницами-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне, что ее собственная морда смотрит на нее с другой стороны, а только намекнул на этот факт, оставшийся совершенно непонятым обезьяной.

“Зеркало и обезьяна” – басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной дано в этом произведении не зря. На примере такого животного показано поведение подлых людей, которые замечают недостатки других, но не хотят видеть свои недостатки. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строках произведения, и именно там проводится точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал свое имя. Это стихотворение, безусловно, заставило поволноваться тех людей, которые любят собирать сплетни, ведь их буквально сравнивали с обыкновенной обезьяной, и не заметить такой аллегории может только ребенок.

Тяжелый смысл стихов, не изучаемых школьниками

Самое интересное, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию – взяточничество, получившее широкое распространение еще со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому сразу после публикации стала активно обсуждаться жителями России.

На сегодняшний день рифмованные рассказы этого автора изучают школьники с 3-5 классов, однако их скрытый смысл доступен далеко не каждому школьнику. Именно поэтому преподаватели предпочитают ориентироваться на более простую интерпретацию. смысловую нагрузку, а не углубляться. Иван Крылов чудесным образом соединил в своих баснях поучительный для детей смысл и глубокую нравственность, которая по большей части была ориентирована на обладателей власти: нечистых на руку чиновников и безграмотных управленцев, среди которых постоянно вращался автор. Некоторым из них своеобразной пощечиной стала басня «Зеркало и обезьяна».

Муниципальное учреждение образования

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Тема: «Зеркало и обезьяна». Общий взгляд на басню, особенности построения.

Занятие построено таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, требующие самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике. Представлены подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении. Данный конспект урока литературного чтения предназначен для учителей начальных классов.

Цель занятия: Выявить, какой прием использовался для высмеивания человеческих пороков.

1. Продолжить знакомство с творчеством.

2. Научитесь видеть аллегорический смысл басен.

3. Формировать умение определять басню как жанр литературы по признакам; найти мораль в сказке.

4. Развивать способность рассуждать, проявлять склонность к обмену впечатлениями, уверенность в себе.

5. Воспитывать нравственные качества, культуру работы в паре.

Планируемые результаты: знать отличительные черты басен; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

Оборудование для занятий:

1) на доске: портрет;

2) карточки с заданиями;

3) аудиозапись басни «Зеркало и Мартышка»;

4) презентации: 1-я к уроку и 2-я о памятнике писателю;

5) проектор, экран, нетбуки.

Во время занятий.

1. Организационный момент.

У нас в классе гости. Скажи привет. Улыбка. У всех хорошее настроение. Желаю хорошего настроения на весь день.

Начнем урок литературного чтения.

Как вы думаете, почему я взял эти слова в качестве девиза сегодняшнего урока?

Объясните пословицу. (Никакой пользы от чтения не будет, если читать, не думая о тексте, не извлекая знаний, а просто пробегая глазами по строкам, т. е. читая поверхностно, сверху вниз. Важно осмыслить.)

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели)

Назовите великого русского писателя, с творчеством которого мы познакомились в этом разделе? () (портрет)

В каком жанре вы писали? (на доске карточка “басня”)

Сегодня мы продолжим разговор об этом замечательном литературном жанре.

Послушайте произведение. (Индивидуальные д/з. Инсценировка басни «Мартышка и очки»)

Какое качество он не принимал и не хотел видеть в людях в басне “Обезьяна и очки”?

(не смирился с невежеством людей)

Как еще называют таких людей? (Невежда – необразованный человек)

А какие басни Крылова вы уже знаете? («Лебедь, щука и рак», «Чиж и голубь», «Стрекоза и муравей»).

В басне «Стрекоза и Муравей», (слайд), над каким качеством высмеивает автор? (лень)

В басне “Лебедь, Щука и Рак” (слайд) над каким качеством высмеивается? (несогласие людей)

Иван Андреевич очень любил людей и хотел, чтобы они были лучше. Какие качества он не хотел видеть в людях?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сделаем следующее:

Откроем нетбуки, почитаем, перечислим различные качества людей.

1) – Разбейте их на две группы:

1-я: качества, которые поэт высмеивал, не принимал, не хотел видеть в людях;

2-й: качества, которые может одобрить поэт;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, смелость, трусость, лесть, лень, невежество, разногласие между людьми, насмешка над чужой бедой, верность) (работа в парах на нетбуках)

2) Вступительный диалог

– Проверим, как вы разделили слова на группы (проверить, рассказывает пара, которая работала у доски)

ВЫВОД: – Итак, Крылов не принял жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустую трату времени, невежество , разногласия между людьми.

Как можно назвать все эти слова одним словом?

Да, это недостатки или пороки людей. (карточка “пороки” на доске)

3. Гимнастика для глаз.

Рядом со мной за столом сидел сосед

Я закрыл глаза, а соседа уже нет.

захват правой рукой через левое плечо. Левая рука на правом плече. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Наклоните голову к груди.

Поднимите голову, наклоняйтесь влево, вправо, крутитесь как хотите.

А теперь голову поверни – не крути

А в классе у нас никого не найти!

Мы хотим, чтобы учитель сказал:

“Откроем глаза, ребята!”

4. Постановка темы урока, цели урока, Проблемы.

Надпись на доске: (раскрывается только название работы)

Крылов Иван Андреевич «Зеркало и обезьяна»

Сформулируйте тему урока (Крылов Иван Андреевич «Зеркало и обезьяна»)

Какую работу мы будем изучать? («Зеркало и обезьяна»)

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на с. 137.

Готовясь к уроку, я увидела в книгах еще одну иллюстрацию. Я думал.

Сравните и вы две иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй она изображена просто зверем? (показать картинки на слайде)

И. А. Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный прием. Кто знает этот трюк?

Какова цель урока?

Каким приемом он высмеивал человеческие пороки в баснях?

Зная тему, цель, составим план нашего урока.

Мы еще не знакомы с произведением «Зеркало и обезьяна».

С чего начнем урок?

2. Работая над содержанием произведения, определим основную мысль басни, какие пороки высмеиваются, выявим особенности басни по характерным признакам

3. Чтение по ролям

4. Виртуальная экскурсия к памятнику писателю в Летнем саду в г. Санкт-Петербурге.

По этому плану и работаем.

5. Изучение нового материала

1) Возможность прогнозировать содержание по названию.

– Откройте учебник на с. 136. Прочитайте заголовок. («Зеркало и обезьяна»)

О чем говорит название? (главные герои).

Почему между ними союз «и» (действия будут происходить между героями).

Угадайте, какие события могут произойти между Зеркалом и Обезьяной? (догадки)

Зачем тебе зеркало?

А для чего зеркало обезьяне, угадайте?

ВЫВОД: – Давайте прочитаем и узнаем, зачем обезьяне зеркало.

2) Первичное чтение .

– Приготовь карандаш. Прослушайте басню в исполнении Народного артиста РФ Валентина Гафта, следуя учебнику, и отметьте простым карандашом непонятные слова(аудиоприложение)

3) Проверка первичного показания.

Кто главные действующие лица?

Что тебе показалось забавным?

4) Словарная работа .

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и малопонятные.

Назовем сначала слова: (на доске слов у каждой пары есть словарь с закладкой)

Давайте подумаем, что они могут означать, какие слова из современного русского языка могут их заменить, обратитесь к словарю. (работа в парах, вызываемый ученик читает определение, оно появляется на слайде)

Как называется словарь, с которым вы работали? (Толковый, автор С. Ожегов)

Найдем толкование выражений в словаре: (на доске выражений у каждой пары словарь с закладкой) (работа в парах, вызываемый студент читает определение, оно появляется на слайд)

Как называются эти выражения? (фразеологизмы)

Как называется словарь, из которого вы узнали значение фразеологизмов? (Фразеологический)

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения. (Чтение полностью вслух без морали).

Сколько частей в басне?

Как называется первая часть басни? (рассказ) Читать часть 1.

Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает Обезьяне увидеть себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает кто есть кто)

Кого увидела в зеркале обезьяна? (себя, ее образ)

Понравилось ли обезьяне свое отражение в зеркале? (Нет)

Она узнала в нем себя? (Нет)

Докажите словами из текста.

Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала смеяться над собой. Она умная или глупая ? (она дура)

Как обезьяна характеризует изображение, которое она увидела в Зеркале, прочтите только эти слова. (гримасы, прыжки, рожи – некрасивое, некрасивое лицо, некрасивое лицо).

О ком говорит обезьяна? (о сплетнях) Докажите словами из текста.

Кому она на самом деле дает такую ​​характеристику (себе самой)

Прочтите строки, в которых обезьяна говорит о своем превосходстве над другими (Я бы задушил себя от тоски, если бы имел хоть малейшее сходство с ней. Мы можем скажите, что она была самоуверенна)

На какой Крылов изобразил обезьяну? (глупый, кривой, самоуверенный)

Глупость, самоуверенность – пороки, от них надо избавляться.

Видела ли обезьяна свои недостатки? (Нет)

Вы видели это качество у людей? (Да)

Вы всегда видите свои недостатки или замечаете их только в других?

Прочитайте слова обезьяны, соблюдая знаки препинания.

А вот и еще один герой. Название ничего об этом не говорит. Кто он? (медведь)

Прочитай, какой совет ей дал Мишка? Как вы понимаете?

Каким тоном читать его слова?

Ребята, а что бы вы посоветовали человеку, который осуждает других, хотя сам поступает не лучше?

В чем основная мысль басни? Читать. («Что за сплетни считать за работу, не лучше ли самому развернуться, кума?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь автор и это его оценка поведения обезьяны

Благодаря яркости, образности литературного языка эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, используемой в повседневной речи

Когда можно использовать эту крылатую фразу?

Надеюсь, что слова, которые помогут вам стать лучшее останется в вашей памяти надолго.

Перейдем к части 2. Как называется эта часть? (мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или урок, в котором выражена основная мысль.)

Мораль басни Зеркало и Мартышка Крылов изложена в конце произведения по всем правилам басенного жанра.

– Прочтите сами (звонящий счет читает вслух)

А таких людей, как обезьяны, много.

Каким примером Крылов подкрепляет эти слова? Как вы поняли, расскажите своими словами.

Просто прочитайте мораль. Никто не любит узнавать себя в сатире.

Вывод: Крылов изображает своих героев в забавных ситуациях. Помогает исправлять недостатки, смеясь над ними. (вывод на слайде)

Обезьянка из этой басни очень похожа на Обезьянку из басни «Обезьяна и очки». Чем похожи обезьяны? (с его невежеством, над которым Крылов любит подшучивать в людях, считая этот порок весьма неприятным. Невежество есть необразованность)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

Прочитаем басню в лицах. Распределите роли.

Критерии оценки выразительного чтения:

1. Знание своей роли.

2. Чтение с правильной интонацией.

ФИЗМИНУТКА

6. Первичная фиксация материала.

Кто главные герои басен? (животные)

Это значит, что Крылов говорит о недостатках людей не прямо, а иносказательно: животные обычно выступают в баснях, в которых мы легко узнаем людей. Для человека это не обидно и каждый может увидеть свои недостатки, посмеиваясь над ними.

Прочтите об этом в учебнике на стр.165 задание 10. (чтение вслух вызывает ученик)

Как называется прием, которым пользуются баснописцы, когда изображают животных, но имеют в виду людей? Этот прием называется аллегорией (выкладываю карточку) – то есть не говорит прямо о пороках, указывая на конкретного человека, иначе, перенося на животных, маскируя их за образы животных.

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой. Прием «Гроздь» (работа в парах)

В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (басня)

Соберите карты, связанные с басней, и докажите, что «Зеркало и обезьяна» — это басня. (карточки на столах)

Проверка документ-камерой, кластер одной пары показывает, пара доказывает ответ. (Басня – это…. дети говорят с помощью карточек)

Почему Иван Андреевич писал именно в этом жанре? (басня позволяет высмеивать пороки людей)

Назовите прием, используемый для высмеивания пороков. (аллегория)

Я также работал со словарем С.Ожегова и вот определение басни, данное в нем.

Басня – короткий аллегорический нравоучительный рассказ, стихотворение.

Это определение в словаре Ожегова.

Определения совпадают? (Да)

Что важно для определения его отличия от других жанров? ( Аллегорический )

В чем заключалась аллегория басни?

РЕЗУЛЬТАТ: Людям свойственно видеть недостатки других, но не замечать своих. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящего слабака — себя, но не способна в этом признаться. Она игнорирует совет Медведя.

8. Виртуальная экскурсия в Летний сад к памятнику.

Ребята, респект за талант писателя, популярность басен Крылова была огромной уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу, смеясь приятелю, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 их зачитывали. Почему? Потому что в этих баснях есть уроки для всех, каждый видит здесь себя как в зеркале и думает о своих недостатках.

Это великий русский баснописец 19 века.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен бронзовый памятник баснописцу в окружении животных – единственный подобный памятник великому русскому писателю.

Совершим виртуальный тур в Летний сад к памятнику

(текст сообщения, рассказывают 2 ученика)

Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо поставить памятник «дедушке Крылов». В России в то время не было ни одного памятника писателю. Правительство императора Николая I в деньгах ʹ х отказались, и тогда решили собрать средства на создание памятника с народа. Сбор средств продолжается уже два года.

Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом.

Задавшись целью украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочитал все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции. Клодт предпочитал лепить животных с натуры. Говорят, что во время работы над памятником в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кошка, собака, волк, обезьяна, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и медведь и медвежонок были доставлены по заказу скульптора. Все это пестрое общество не всегда сидело в клетках, а иногда свободно гуляло по цеху. И шла только одна няня. Козу принесла старуха, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел стал отчаянно сопротивляться — его можно понять, там жили волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка затолкала козочку в мастерскую — ей очень хотелось увидеть свою серенькую козочку, отлитую из бронзы. Усилия скульптора окупились: животные, украшающие постамент памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Через 10 лет после смерти баснописца памятник был завершен и установлен в Санкт-Петербурге в Летнем саду.

ВЫВОД: Крылов сидит в кресле, о чем-то глубоко задумавшись, а у его ног толпятся бронзовые звери.

Почему он изображен с животными? являются героями его басен.

9. Результат урока.

Давайте вспомним, какие задачи ставились в начале работы?

1. Знакомство… с басней “Зеркало и Мартышка”.

2.- Работая над содержанием произведения, определим основную мысль басни, какие недостатки высмеиваем, по характерным признакам выявим черты басни

4. – совершим виртуальную экскурсию к памятнику писателю в Летнем саду в Санкт-Петербурге

Вы справились?

10. Отражение .

Как вы себя чувствовали на уроке? Поднимите руку те, кому было плохо, хорошо, здорово.

https://pandia.ru/text/80/164/images/image007_13.png”>

Я знаю… ……..…

Продолжайте незаконченные предложения.

1. Я узнал……..(Крылов написал басни, что такое басня, мораль, иносказание….)

2. Я могу……. .(найти мораль в басне , похвалить одноклассников за работу…..)

3. Прочитав басню, я задумался о ……..

11. Оценка.

Сожмите кулаки и поднимите руки вверх. Теперь разжав правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, оцените себя за работу на уроке.

Я называю оценки учеников.

Спасибо всем, кто внимательно читал басню и усердно работал!

12. Домашнее задание.

Дифференцированные д/з: 1 гр. – наизусть, 2 гр. – прочитать басни (по желанию) и подумать над тем, какие качества высмеиваются, найти мораль.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003 .


Смотри, что такое “Какие сплетники считать за работу,/ Не лучше ли самому повернуться, кума?” в других словарях:

    Союз. 1. Прикрепляет оборот или придаток. внушение со значением сравнения, сравнение кого, что л. с тем, что сказано в основном. Говорите громче, чем обычно. На юге звезды ярче, чем на севере. Горы оказались выше, чем кто-либо ожидал. 2… Энциклопедический словарь

    Обернуться, обернуться, обернуться, сов. (повернуться) (прост.). То же, что и превращение во все значения, кроме 7, и превращение в 1 и 2 значения. «Чем сплетни считать на работу, не лучше ли на себя повернуться, батюшка». Крылов. «Вот он на точку… … Словарь Ушакова

    Союз. 1. сравнительный. Вводит в простое предложение сравнительный оборот, поясняющий, что л. член этого предложения, выраженный в форме сравнительной степени прилагательного или наречия, а также слова: «другой», «другой», «иначе» и т. д. … Малый академический словарь

    Чужую крышу кроет, а свою течет. Дядя бы ахнул, глядя на себя. Ср. Чем сплетни считать за дело, Не лучше ли на себя, кума, включиться. Крылов. Зеркало и обезьяна. Wed Willst du fremde Fehler zählen, heb an deinen an zu zählen: Ist mir recht,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Зеркало и обезьяна – главные герои.

Басня “Зеркало и Мартышка”: анализ произведения

Непринужденная беседа Мартышки и Медведя в басне Крылова Зеркало и Мартышка. Дети любят читать басню Крылова по ролям или заучивать ее наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читают

Обезьяна, в Зеркале видя свое изображение,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри, — говорит, — кум мой дорогой!
Что это за лицо?
Какие у нее выходки и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного на нее была похожа.
Но, признайся, есть
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитаю. , крестный отец?” –
Ей ответил Мишка.
Но совет Мишенькина пропал даром.

Таких примеров на свете много:

Я даже это вчера видел:
Что Климыч нечист на руку, это всем известно;
Про взятки Климычу читали.
И украдкой кивает Питеру.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Никто не любит узнавать себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Мартышка Крылов изложена в конце произведения по всем правилам жанра басни. Медведь указал Обезьяне на ее невежество, но она готова видеть недостатки всех своих «подружек», но не свои.

Басня Зеркало и Обезьяна – анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьянку из басни “Обезьяна и очки” своим невежеством, над которым Крылов любит подшучивать над людьми, считая этот порок очень неприятно. Людям свойственно видеть недостатки других, но не замечать своих. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящего слабака — себя, но не способна в этом признаться. Совет Медведя «Какие сплетники считать за работу, не лучше ли самому обернуться, кума?» она скучает по ушам.

Многие из нас с детства помнят строчки из рифмованных историй о разных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец, слава о стихах которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что, высмеивая действия животных, этот автор обнажал разные вещи, за которые его неоднократно осуждали критики, и басня «Зеркало и обезьяна» как раз является таким произведением. Давайте поближе познакомимся с этой увлекательной историей и попробуем понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что обезьяна случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом взгляд. В стихотворении очень точно описаны все эмоции, которые она испытывает при этом: презрение и отвращение, ведь обезьяна не знает, что она сама на нее смотрит. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями о человеке, который смотрит на нее из отражения, называя ее слабачкой и сравнивая со своими сплетницами-подружками, что медведь не стал объяснять обезьяне, что ее собственная морда так смотрит на нее, а только намекнул на этот факт, оставшийся для обезьяны совершенно непонятным.

“Зеркало и обезьяна” – басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной дано в этом произведении не просто так. На примере такого животного показано поведение подлых людей, которые замечают недостатки других, но не хотят видеть свои недостатки. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строках произведения, и именно там проводится точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал свое имя. Это стихотворение, безусловно, заставило поволноваться тех людей, которые любят собирать сплетни, ведь их буквально сравнивали с обыкновенной обезьяной, и не заметить такой аллегории может только ребенок.

Тяжелый смысл стихов, не изучаемых школьниками

Самое интересное, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию – взяточничество, получившее широкое распространение еще со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому сразу после публикации стала активно обсуждаться жителями России.

На сегодняшний день рифмованные рассказы этого автора изучают школьники с 3-5 классов, однако их скрытый смысл доступен далеко не каждому школьнику. Именно поэтому преподаватели предпочитают акцентировать свое внимание на более простой трактовке смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный для детей смысл и глубокую мораль, которая по большей части была ориентирована на обладателей власти: нечистых на руку чиновников и безграмотных управленцев, среди которых постоянно вращался автор. Некоторым из них своеобразной пощечиной стала басня «Зеркало и обезьяна».

Баснописец Крылов всегда умел ясно и ясно показать недостатки людей на примере животных, высмеивая их пороки, и таких произведений у автора много, среди них басня Крылова Зеркало и обезьяна, и для того, чтобы понять суть басни, предлагаем ознакомиться с ее текстом.

Крылов Зеркало и Обезьяна

Все начинается с того, что обезьяна случайно увидела свое отражение в зеркале, но все дело в том, что обезьяна не понимает только одного, она видит себя, поэтому критикует «лицо с такой легкостью и даже делится своими наблюдениями с медведем, который был рядом. Обезьяна говорит ему, что если бы у нее была такая рожа, с какими-то «кривляниями», «гримасами», она бы «задушила себя тоской». При этом она говорит медведю, что у нее такие сплетни. На что косолапый посоветовал ей не считать других обезьян, а посмотреть на себя. Но так как медведь прямо не сказал обезьяне, что это ее отражение в зеркале, совет остался незамеченным.

Крылов Зеркало и обезьяна Основная мысль

Мораль басни Крылова: «Никто не любит узнавать себя в сатире». Крылову в басне Зеркало и Мартышка удалось показать нам невежество людей, людей, которые склонны видеть чужие недостатки, но не замечают своих, даже не замечают, что поступают точно так же кстати, а то и хуже. Наверное, в басне Крылова «Зеркало и обезьяна» это основная мысль.

Послушать басню Крылова

Обезьяна, в Зеркале увидя свое отражение,
Тихо медвежья лапка:
«Смотри, — говорит, — батюшка мой дорогой!
Что это за лицо?
Какие у нее выходки и прыжки!
Я бы задохнулся от тоски,
Хоть бы хоть немного на нее была похожа.
Но, признайся, есть
Из моих сплетников таких слабаков пять-шесть:
Я их даже по пальцам пересчитаю. , крестный отец?” –
Ей ответил Мишка.
Но совет Мишенькина пропал даром.

Таких примеров в мире много:
Никто не любит узнавать себя в сатире.
Я даже это вчера видел:
Что Климыч нечист на руку, это всем известно;
Про взятки Климычу читали.
И украдкой кивает Питеру.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна»

Мораль басни об обезьяне, осудившей собственное отражение, увиденное в зеркале, но не узнавшей себя, заключена в строках сотворения, что « Никто не любит узнавать себя в сатире».

Действительно, многие из нас очень четко различают недостатки других людей, и могут говорить о том, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, о правильных или неправильных поступках, когда речь идет о других людях.

Но мало кто из нас способен признать собственные недостатки и ошибки.

Этой басней Иван Крылов учит нас, прежде чем осуждать вредные привычки или неправильное поведение другого человека, сначала проанализировать собственное поведение и исправить допущенные ошибки.

Хулиганы из РПЦ Московского Патриархата, неуверенные представители других конфессий с одной стороны, и дистрофы от науки и педагогики с другой дружно и нагло кричат ​​о необходимости пустить в школу Закон Божий под названием «альтернативные точки зрения». И все это под лозунгами либо демократии, либо плюрализма, либо научного креационизма, либо вечной неполноты и ущербности научного знания. От многоголосого хора защитников невежества и проповедников мракобесия у публики заложило уши, закружилась голова, притупился здравый смысл. Что ж, попробуем рассуждать здраво.

Если начать вводить в сознание школьников не только истины, установленные наукой, но и содержание тех бесчисленных заблуждений об этих истинах, которые существовали в научной и околонаучной среде не менее двух-трех тысяч лет , то что будут знать повзрослевшие ученики, окончившие такую ​​школу? Ведь тысячи ошибочных истин были высказаны одними и теми же учеными от имени науки на любую современную научную достоверную истину. Десятки, сотни и даже тысячи предположений, гипотез, и лишь одна из них впоследствии оказалась верной. При этом одна и та же истина по содержанию выражалась в десятках и сотнях конкурирующих вариантов. Так, в научном мире зафиксировано несколько сотен доказательств теоремы Пифагора. Но чтобы узнать, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, достаточно одного убедительного доказательства. Сотни других вариантов доказательств ничего не добавят к знанию этой теоремы. Наоборот, если еще одно, второе, доказательство подкрепит знание первой версии истины, то третья уже оставит учащегося равнодушным, четвертая надоест, а сотая может вызвать отвращение к самой теореме. А изложение альтернативных, пусть даже по существу справедливых, точек зрения на одну и ту же истину совершенно не оставит места в сознании учащегося для этой истины. А если противопоставить теологическому креационизму научную истину эволюционного учения, то учащийся перестанет верить не только в науку, но и в креационизм.

Безусловно, в науке были и будут альтернативные точки зрения, альтернативные объяснения одних и тех же природных процессов в природе, обществе и в духовном мире человека. Особенно это касается тех проблем, которые еще мало доступны для практического и доказательного осмысления их сущности. Но эти вопросы должны решать ученые. Студент – не ученый. Он, говоря словами Мальчика из фильма “Золушка”: “Я еще не волшебник/ученый. Я еще учусь”.



Следовательно, даже с педагогической точки зрения креационизм и другие виды альтернативных антинаучных концепций принесут несомненный вред неокрепшему сознанию учащихся.

ІІ.

Протодиакон Андрей Кураев, протоиерей Всеводод Чаплин и сам иерей Кирилл Гундяев настойчиво многочисленными «аргументами» доказывают необходимость и полезность преподавания в школе параллельно с Законом Божиим под названием «Православная культура», альтернативного курсу креационизма на эволюционное учение. Доводы этих богоносных пастухов и их последователей застряли у них в зубах и давно всем известны. Я не буду их повторять. Скучно и бесполезно. Но в русле выступлений “хранителей” о школе и подрастающем поколении могу дать дельный совет всем ярым нападающим на школу.

Отцы святые и несвятые! Почему вы так неблаговидно пытаетесь навести порядок в школе, которая не ваша, светская и государственная? Религия по Конституции отделена от государства, а школа от церкви. Зачем ты перелезаешь через забор, отделяющий тебя от школы, со своими “добрыми советами”? У тебя есть свои маленькие заботы? У вас есть свои школы? Есть много!

С пользой для собственного дела прочитайте сначала басню Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Мартышка. В зеркале обезьяны вы увидите себя. См.:

Обезьяна, увидев свой образ в Зеркале, Тихо ногой потерпит: «Смотри, — говорит, — кум мой милый! Какая там кружка? Какие у нее выходки и прыжки! Я был немного похож. Но, признайтесь, таких сплетен моих сплетников пять-шесть: я их даже по пальцам сосчитать могу. – “?” – ответил ей Мишка. Но совет Мишенькина так и пропал даром.

Чем лезть через забор в светские школы, не лучше ли вам, священникам, обратиться к своим школам. В своих школах вы все по группам и по одному обучаете слушателей и учеников только своему вероучению. Но убеждение, которому вы учите свое, в мире существуют десятки и сотни более сильных убеждений на ваше убеждение. Вы сами толкуете, например, что Библия есть единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение Самого Господа Бога – Сонма/Иеговы. Доказательств вашему утверждению нет. Объективный, без всякого предубеждения, анализ показывает, что Библия — противоречивый, невежественный и непоследовательный источник. Это, как говорится, само собой разумеется. Но помимо этого в Библии есть много альтернативных источников доктрины. Для мусульман Коран не меньше вашей Библии – единственное абсолютно святое и абсолютно непогрешимое учение самого Господа Бога – Аллаха. По сравнению с Библией, в Коране гораздо меньше внутренних противоречий, хотя несуразности там есть под стать библейским. Для буддистов безошибочна и абсолютно истинна Трипитака, для индусов – Веды, для мормонов – Книга Мормона… Все эти источники “единственно истинного” религиозного учения имеют в три-четыре раза больше почитателей, чем почитателей Библии. в мире. Почему бы вам не ввести в ваших учебных заведениях изучение этих альтернативных библейских священных книг? Ах вот как?! Вы изучаете вероучения других религий и их священные книги! В совершенстве! Но как их изучить? – О, вот как! – Критический. Так вот, в наших светских школах критически изучаются и ваши священные писания, и тот же креационизм. И сколько хороших слов вы говорите в адрес своего учения о других религиях, столько хорошего говорят о креационизме в школах. Мы не возражаем против того, что вы говорите о других религиях и о других священных книгах, которые вам не принадлежат. Так что вы не возражаете против того, что мы в наших светских школах говорим о вашем креационизме. Хотите обсудить с нами публично? Приглашайте нас на свои радио- и телепередачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *