Астрономия в детском саду – Программа для дополнительного образования по астрономии для дошкольников

Содержание

Проект «Весёлая астрономия» (старший возраст)

В моей группе старшего дошкольного возраста дети очень любознательные, постоянно задают множество вопросов, любят экспериментировать. У меня возникла идея создания проекта под названием «Веселая астрономия». Проблема проекта: представить детей в роли астрономов. В связи с этой проблемой были поставленные следующие цели в проекте «Веселая астрономия»:

1. Знакомство детей с наукой астрономией.

2. Обогащение представлений детей о планетах Солнечной системы.

3. Знакомство с созвездиями, картой звездного неба.

4. Применение знаний на карте звездного неба.

5. Развитие самопознания и положительной самооценки.

6. Овладение детьми способами вне ситуативного личного общения.

7. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа по проекту включает в себя: чтение сказки «У солнышка в гостях», рассматривание энциклопедий с детьми, наблюдение за звездным небом в вечернее время, знакомство с картой звездного неба, беседы познавательного характера. С родителями было проведено анкетирование по проблеме, беседы.Реализация проекта проходила поэтапно. На первом этапе были обозначены проблемы, задачи, решение которых дети должны были найти с помощью родителей и педагога. Введение в проблему происходило в процессе беседы: «Астрономия – занимательная наука», чтение сказки «У солнышка в гостях». Участники проекта подвели детей к пониманию того, что астрономия очень интересная наука. В ходе реализации проекта использовались различные формы работы: дидактические игры, рассматривание книг энциклопедического характера, рассматривание иллюстраций, чтение загадок и стихов, творческие занятия по рисованию, лепке, аппликации, а также анкетирование родителей.На втором этапе принимаем решение о распределении деятельности в соответствии с задачами. Дети ищут информацию о планетах солнечной системы, о названиях созвездий с помощью родителей и педагога.

На третьем этапе дети с помощью педагога или родителей ищут пути решения задач, а педагог ненавязчиво направляет их деятельность в нужное русло. С детьми проводились беседа, дидактические игры: «Дорисуй созвездие», «Угадай название созвездия», «Солнечная система», рисование на тему: «Моя любимаяпланета», «Планета нашей семьи», «Мое созвездие», изготовление планет из пластилина, изготовление модели «Солнечной системы» для групповой комнаты, игры с «солнечным зайчиком», занимательные опыты с телескопом. С детьми был создан альбом «Созвездия нашей группы». Дети с родителями посетили планетарий и узнали много интересной информации. Родители привезли фотографии из планетария, их выступление перед детьми было увлекательным и очень познавательным.

 

На четвертом этапе дети с помощью взрослых подводят итоги и делают выводы.Мы с детьми организуем выставку рисунков на тему: «Планета, которая мне нравится», организуем презентацию альбома «Созвездия нашей группы», представляем модель Солнечной системы, самодельную карту звездного неба.ВЫВОД: Опыт работы по проектной деятельности показал, что это необходимая современная технология, требующая творческого подхода. 

Проект для старшего дошкольного возраста «Веселая астрономия»

 

месяц

Педагог

Дети

Родители

Сентябрь

1. Изучение проблемы и постановка цели проекта.

2. Анализ литературы по теме.

3. Составление плана проекта «Веселая астрономия».

 

1 этап

 

Анкетирование по проблеме

Октябрь

Реализация проекта, использование различных форм работы с детьми. Вызвать у детей интерес.

2 этап

Беседа «Астрономия – занимательная наука».

Чтение сказки «У солнышка в гостях».

Подбор литературы по проблеме

Ноябрь

Тема: «Солнечная система».

Беседа: «Планеты солнечной системы». Цель: дать знания о планетах солнечной системы, их названиях, месте во Вселенной).

Рисование на тему: «Моя планета». Цель:   развивать интерес у детей к изображению планет.

Изготовление макета «Солнечная система». Цель: показать наглядно расположение планет относительно солнца, закреплять названия планет. Развивать любознательность.

Подбор информации о планетах Солнечной системы.

Декабрь

Тема: «Звездное небо». Проведение и организация дидактических игр по проблеме

Дидактическая игра «Дорисуй созвездие». Цель: соотносить созвездие с символикой, дорисовывать его «Угадай созвездие».

Рассматривание карты звездного неба.

Фотоотчет о посещении детьми планетария

Январь

Занимательные игры с детьми.

Игры с «солнечным зайчиком» (бинокля). Опыты с использованием телескопа. Дидактическая игра «Звезды на небе». Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятых астрономами с древнейших времен.

Помощь родителей в приобретений бинокля или телескопа. Рассматривание с родителями звездного неба.

Февраль

Привлечь родителей к проблеме. Беседы с родителями.

Придумывание и рисование с детьми созвездий.

Создание альбома «Созвездия нашей группы».

Выступление родителей и детей о посещении планетария, показ фотографий.

Март

Закреплять задания детей о созвездиях. Создание карты звездного неба.

Изображение знакомых созвездий на самодельной карте звездного неба. Закреплять названия некоторых созвездий.

Подбор стихотворений и созвездиях.

Апрель

Выставка рисунков на тему: «Планета, которая мне нравится».

Презентация альбома «Созвездия нашей группы».

Карта звездного неба (выполненная с детьми).

3 этап

Дети активно принимают участие в выставке рисунков, в презентации альбома и карты звездного неба, учатся договариваться между собой.

Пригласить родителей на выставку рисунков, презентацию альбома «Созвездия нашей группы», показ картины звездного неба.

 

ВЫВОД: Опыт работы по проектной деятельности показал, что это необходимая технология, требующая большого творческого подхода.

 

dohcolonoc.ru

Астрономия для детей

Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. Макет планеты Земля
  2. Игрушка магнитный конструктор
  3. Космос для самых маленьких
  4. Математическая игра для дошкольников

Астрономия для детей

Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

– Мама, до моего дня рождения осталось два месяца?
– Да,
– Хорошо. Мама, ты подаришь мне телескоп, а ты папа космический корабль и я полечу открывать новые планеты и галактики.

И конечно же при этом лицо нашего сыночка  было самым серьезным, таким серьезным, что мы с мужем расхохотались в голос .

А бывало и ещё веселее:

На унитазе стоит подставка с тремя маленькими свечами. Заметила я, что одна из свечек с унитаза исчезла и закралось у меня подозрение, что погибла она смертью храбрых . В очередное высаживание, я задаю вопрос о том, где же свечка? На что получаю правдивый ответ, что мол упала в унитаз, а я её промыл. Объясняю, что так унитаз может засориться, поэтому ничего подобного в него падать не должно.

– Почему?
– Потому что если унитаз засорится, то всё что находится в сточных трубах придет к нам в квартиру.
– Почему?
– Потому что дырочка в унитазе не большая и если она закроется, то мы не сможем его промыть.
– Почему?
Тут меня позвал муж, Александру пора было делать свои дела и укладываться на тихий час. Я быстро ему ответила направляясь в соседнюю комнату к “старшему сыночку”:

– Потому что унитазная система такая.
– Не правда мама, есть только Солнечная система, а унитазной системы не бывает. Унитазы в космосе не летают!

Макет планеты Земля

Тему астрономия для детей мы проходили много раз, я отвечала интересу сына и всё время находила для него что-то новенькое.
Никогда бы не поверила, если бы мне сказали год назад, что книга “Вселенная” будет читаться нами в запой в возрасте около четырех лет. Но именно так оно и вышло, когда мы начали выходить из очень захватившей Александра темы Водная стихия. Дойдя до описания планеты Земля, Александр предложил:

– Мама, а давай сделаем такой бутерброд.

Он конечно же имел ввиду съедобный бутерброд, но на тот момент у меня не было ничего подходящего в холодильнике и я предложила сделать его из пластилина. Дело было вскоре после обеда и я точно знала, что мы неголодны . Лепили конечно вместе, рядом лежала наша книга открытая на странице “бутерброда”, чтобы мы могли сравнивать, обсуждать и ваять. Ну вот, макет планеты Земля и готов!

Но так хочется заглянуть вовнутрь, из чего состоит наша планета? И Александр даже занес нож для пластилина над макетом. Я предложила воспользоваться зубной нитью и разрез получился идеальным.

А потом конечно же началось дурачество . Половинки планеты были цветными очками, затем Александр стал марсианином и в конце он решил из одной половинки сделать себе цветную машинку, а другую половинку сохранить, чтобы показать папе .

Когда папа вернулся с работы, сын с восторгом принес ему свой шедевр и взахлеб хотел рассказать что это и из чего состоит. Но тут случилась незадача . Кроме слов: планета Земля, жидкий, твердый, океаны и материки, он ничего не знал по-испански. Тогда мы вдвоем, постарались объяснить папе что именно перед ним находится, а чтобы Александр выучил данные слова по-испански мы их написали.

Это прекрасно подойдет и вам если вы хотите наглядно отобразить состав нашей планеты на русском, английском или каком-то другом языке. О наших занятиях иностранными языками, можно прочитать в рубрике Билингвизм.

(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

Игрушка магнитный конструктор

Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется.  Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу First big book of space. Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

Космос для самых маленьких

У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что  Александр уже большой, а сенсорны

www.millionairekids.ru

Курс “Астрономия детям” от 5 лет

Занятие 2

Тема: «Историческая справка».

Программные задачи:

  1. Уточнить и конкретизировать имеющиеся сведения о возникновении астрономии.
  2. Раскрыть перед детьми перспективу познания: «Сегодня я вам расскажу об истории возникновения астрономии».
  3. Повторить факты и сведения о древней науке астрономии, которые узнали на предыдущем занятии: «Что за наука астрономия?», «Что изучает астрономия?», «Что такое звезды?», «Как называют людей, которые изучают астрономию?».
  4. Передать новые знания: «Какими были первые сведения о Космосе?», «Как люди представляли себе небесную сферу?», «Одни из первых астрономических приборов», «Возникновении нашего мира в мифологии»
  5. Расширить словарь детей на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом понятий.
  6. Введение слов, обозначающих элементарные понятия: телескоп, обсерватория, звездочет.

Методические приемы:

Словесные:

а) проблемные вопросы;

б) уточняющие вопросы;

в) рассказ педагога;

г) домашнее задание: придумать свой собственный девиз.

Практический:.

Наполнение сенсорной коробки (на каждом занятии)

Поделка «Телескоп» из картона и фольги

Рисунок домика с телескопом

Провести опыт с линзой

Наглядный:

Карта звездного неба.

Проектор звездного неба

Ход:

Приветствие:

Приглушается свет, все садятся в круг. Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1 пуск – подпрыгиваем, садимся на свои места.

Вводная часть, передача новых знаний:

 Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Изучая астрономию, мы узнаем, что происходит в космосе. Но космос настолько огромный, что все великие ученые до конца не разгадали его тайны!

Так откуда к нам пришло слово “космос”?  На самом деле это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной.

Но с чего же начать знакомство с космосом? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик. Мы начнем своё научное путешествие с просмотра мультфильма про Космос.

Видео:

Фрагмент мультфильма «Почемучка. Как появилась наша Вселенная» примерно на 5 минут.

Продолжение рассказа:

Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.

Показ на экране обсерватории. Обсуждение ее формы, расположения.

С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа.

(Показ «экспонатов» – иллюстраций видов нескольких обсерваторий.)

– Первый телескоп изобрел итальянский ученый Галилео Галилей, который был установлен на одной из башен в Венеции. (Показ портрета ученого и его изобретения.)

первые телескопы имели вид трубы, в которую с двух концов были вставлены линзы – увеличительные стекла (показ линз). Со временем люди научились строить огромные линзовые телескопы – в несколько раз больше человеческого роста. Но они были громоздкими и давали небольшое увеличение.

Опыт:

Каждому ребенку по очереди дается очень мелкое изображение и лупа. Смотрим на картинку без лупы, потом через нее. Делаем вывод, что линзы увеличивают изображение.

Продолжение рассказа:

Позднее появились телескопы, в которых изображение увеличивалось в тысячи раз. Человек без приборов может видеть 5000 звезд, а с помощью телескопа – гораздо больше.

Сейчас ученые изобрели космические телескопы (показ иллюстраций), радиотелескопы (показ иллюстраций). Они в десятки тысяч раз лучше оптических телескопов и могут многое рассказать нам о далеких звездных мирах.

Вопросы:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Мы космический отряд

Очень дружных пять ребят

– Гагарин

– Титов

– Леонов

– Комаров

– женщина, а не мужчина

Терешкова Валентина

Творчество:

Рисунок домика с телескопом.

Рассказ педагога:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

В древности люди считали Землю плоской, подобно блину или полукруглой, словно горбушка хлеба, лежащей на трёх слонах, которые в свою очередь стоят на огромной черепахе. Черепаха плыла в необозримо огромном океане. Когда случались землетрясения, люди полагали, что это морское чудовище бьёт хвостом и вызывает волны, которые качают плоскую землю. Над землёй, подобно натянутому потолку, располагалось небо с множеством звёзд. 

Какой формы Земля на самом деле?

Земля похожа на шар, но не обладает формой идеального шара. Ещё великий английский учёный Исаак Ньютон предполагал, что Земля должна быть сплюснута у полюсов из-за действия силы тяжести.

Но на самом деле Земля –  не строгая геометрическая фигура, на ней есть многочисленные выступы — горы, впадины — моря и океаны.

Физкультминутка «Космонавты»

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетаю до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте
Соединить руки над головой
Подпрыгнуть
Руки в стороны, покружиться
Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Творчество:

Телескоп из картона и фольги

Вопросы:

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз. (Обсерватория)

 В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

 Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес. (Телескоп)

 Звезды все наперечет

 Знает мудрый… (Звездочет)

Вопросы по занятию:

Какими были первые сведения о Космосе и нашей планете?

На что похожа Земля?

Какой формы Земля на самом деле?

А хотите еще узнать что-то новое, интересное о науке астрономии?

Прощание:

 “Будем в космосе летать”.

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!

nsportal.ru

НИИ Эврика. Астрономия для дошкольников

Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наверное, нет на земле человека, который был бы равнодушен к звёздам. Поэтому естественно, что наши малыши тоже любуются загадочными небесными светилами на тёмном небе, фантазируют и засыпают близких множеством вопросов. Какая наука поможет ответить на них просто и не искажая сути? Конечно, это астрономия для дошкольников. О ней и пойдёт речь в этой статье.

Что изучает астрономия?

Эта древнейшая наука посвящена изучению:

  • планет;
  • звёзд;
  • созвездий;
  • галактик;
  • движений небесных тел;
  • явлений, возникающих в результате вращения небесных тел.

Итак, как же познакомить малыша с объектами космического пространства?

Беседуем о небесных телах

Пришло время более подробно рассказать малышу о планетах и звёздах. А вы знали, уважаемые взрослые, что это не одно и то же?

Звёзды

Попросите малыша взглянуть на тёмное небо. Там столько маленьких ярких точек! Расскажите, что на самом деле это огромные шары газа, чем-то напоминающие Солнце. Просто находятся они от нас очень далеко. Какие из них самые яркие?

  • Сириус;
  • Полярная звезда.

А какая из них самая важная для нас?

  • Солнце. Именно от него зависит жизнь на Земле. Его поверхность очень раскалённая, поэтому тепло доходит до нас, несмотря на большое расстояние. Давайте сравним нашу планету с Солнцем. Их размеры отличаются очень сильно, примерно как размеры горошины и арбуза.

Звёзды на небе образуют узоры, которые называются созвездиями. У них есть названия:

  • Северный крест;
  • Северная корона;
  • Лира;
  • Дракон;
  • Большая и Малая Медведицы;
  • Орион;
  • Лебедь;
  • Кассиопея.

И много-много других.

Изучаем созвездия по карточкам

Как помочь ребёнку хорошо запомнить названия и внешний вид созвездий? Сделайте вместе с ним набор дидактических карточек, состоящий из картинок и названий. Созвездия вы можете распечатать сами и наклеить на картон, а можете нанести точки-звёздочки на бумагу и попросить ребёнка нарисовать контур.

Отдельно сделайте карточки с названиями созвездий. Разложите их перед малышом и попросите его вытащить одну карточку с изображением. Теперь пусть он попробует сам подобрать карточку с правильным названием. Таким образом вы отлично потренируете память вашего малыша.

Планеты

Вокруг Солнца вращается 9 небесных тел. Круги, по которым они движутся, называют орбитами. Также у каждой планеты есть ось. Это линия, которая пронизывает небесное тело через его центр. На самом деле этой линии не существует, но её придумали учёные, чтобы было легче представить, как происходит вращение. Прочитайте крохе стихотворение А. Хайта:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
И девятая планета
Под названием Плутон.

Макет Солнечной системы

Изготовьте вместе с ребёнком мобиль с Солнцем и планетами и повесьте его над детской кроватью. Фигурки ракеты и космонавта также будут смотреться очень уместно. Самые простые материалы для такой поделки — картон, леска, карандаши, фломастеры и цветная бумага. Небесные тела также можно изготовить из пластилина, глины, солёного теста, ткани с наполнителем и других материалов.

Ещё один увлекательный способ изготовления планет — из ниток. Для этого надуйте 10 воздушных шариков разных размеров и поочерёдно обмажьте их клеем. Затем быстро, пока клей не засох, обмотайте их нитками соответствующих цветов. Подождите, пока клей высохнет и нитки станут твёрдыми, а затем проткните шарики и аккуратно избавьтесь от них. Роль Солнца может выполнять как отдельный шарик, так и люстра в центре комнаты.

Чем же отличаются планеты друг от друга и как они располагаются относительно Солнца? Давайте рассмотрим поподробнее:

  • Меркурий. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она находится ближе всего к Солнцу. Его поверхность напоминает пустыню и покрыта множеством глубоких кратеров. Это углубления, которое образовались в результате падения метеоритов — маленьких небесных тел.
  • Венера. Она — вторая от Солнца и находится ближе всего к Земле. Ребёнок 6–7 лет уже сможет понять, что Венера вращается в сторону, противоположную движению по орбите. Вокруг своей оси она двигается очень медленно. Именно поэтому сутки здесь длятся дольше, чем год.
  • Земля. Мы живём на третьей планете от Солнца. По размерам она больше только Меркурия и Венеры. Только здесь есть атмосфера, содержащая кислород, целые океаны воды и жизнь во многих проявлениях. А как рассказать малышу, что же такое атмосфера? Покажите это на примере варёного яйца и объясните, что атмосфера — это защитный слой, который окружает Землю, словно белок яйца, окружающий желток.
  • Марс. Его часто называют «красной планетой». Он имеет такой оттенок из-за пыли кремния, железа и магния. Для зарождения жизни на Марсе не хватает только воздуха.
  • Юпитер. Это самая крупная планета Солнечной системы. Она не твёрдая, а газообразная. Юпитер и Венера — самые яркие огоньки на звёздном небе.
  • Сатурн. Это тоже один из гигантов Солнечной системы.  Его особенность — кольца вокруг газообразного шара. На поверхности Сатурна дуют очень сильные ветры.
  • Уран. Он вращается, подобно Венере. То есть вокруг своей оси движение происходит в одну сторону, а вокруг Солнца — в другую. Его также окружают несколько колец, как и у Сатурна.
  • Нептун. Он представляет собой огромный газообразный шар, окружённый кольцами. Здесь дуют самые сильные ветры Солнечной системы, которые могут снести всё на своём пути.
  • Плутон находится дальше всего от Солнца. На нём много горных вершин, похожих на земные рельефы.
Спутники

Спутники — это небесные тела, которые вращаются вокруг планет. У Земли тоже есть свой спутник — Луна. Однажды на ней побывали люди. Она оказывает сильное влияние на природу Земли и живые организмы, а также даёт слабый свет ночью. Расскажите малышу, что Луна не светит. Она видна на небе из-за того, что её освещает Солнце.

Земля и её движение вокруг Солнца

Какими бы манящими нам ни казались далёкие небесные светила, именно Земля является для нас родным домом. Расскажите малышу об этом, прочитав стихотворение Я. Акима «Берегите свою планету»:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой
Похожей нету!

Давайте подробнее поговорим с малышом о движениях нашей планеты и обсудим, к чему это приводит:

  • Она вращается вокруг своей оси. Из-за этого одна часть планеты освещается Солнцем, а другая прячется в тень. Возьмите фонарик и мячик и выключите в комнате свет. Поставьте фонарик на стол и включите его, а рядом положите мячик. Обратите внимание ребёнка на освещённую сторону мячика и на его затенённую часть. Расскажите малышу, что так же происходит с Землёй. Когда мы попадаем в тень, то у нас наступает ночь, а когда мы находимся в солнечных лучах, то наступает день.
  • Но ещё Земля движется по орбите вокруг Солнца. При этом ось нашей планеты имеет наклон по отношению к орбите. Чтобы показать это наглядно, нарисуйте на мячике фломастером линию, подобную экватору, а затем положите его так, чтобы линия по отношению к поверхности стола находилась под углом примерно 23 градуса. Расскажите ребёнку, что Земля движется вокруг Солнца в таком положении. При этом южное и северное полушария освещаются неодинаково. Где солнечных лучей больше, туда приходит лето, а куда попадает меньше света, там наступает зима.
Итак, как же отличить планеты?
  • Они вращаются вокруг звёзд.
  • Их размеры всегда меньше размеров звезды.
  • Звёзды излучают свет, а планеты отражают его. На тёмном небе планеты светятся ровным светом, а звёзды мерцают.
Почему в городе мы видим меньше звёзд, чем на природе?

Потому что в городе есть много искусственного освещения, которое затмевает свет звёздного неба. Да и высокие строения не позволяют рассмотреть его в полной мере.

Как ещё помочь ребёнку узнать больше об астрономии?

Хотите увлекательно провести время вместе с малышом? Тогда предложите ему соответствующие видео, мультфильмы и литературу:

  • Мультфильм «Астрономия для малышей».
  • Мультфильм «Про космос для самых маленьких».
  • Е. Качур «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком». Для детей от 5 до 8 лет.
  • В. Нищев, Н. Нищева «Весёлая астрономия для дошкольников».
  • Г. Дядина, А. Усачёв «Звёздная книга».

Малыш и астрономия: в чём польза?

Астрономия даёт целостные познания об устройстве мира и развивает в детях много полезных навыков:

  • любознательность;
  • воображение;
  • мышление без границ;
  • понимание ценности жизни;
  • ощущение себя частичкой бескрайней Вселенной.

Ну что, вы готовы покончить со своими пробелами в астрономии и поделиться знаниями с вашим малышом? Верим, что да. В таком случае вы проведёте много незабываемых минут вместе. Ну а мы будем рады снова встретиться с вами на страницах нашего сайта!

nii-evrika.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме: ” Астрономия. Космос”

         Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме:

               «Астрономия. Космос»

        Цели:

-познакомить детей с наукой астрономией, тем, что она изучает

-пополнить словарный запас по теме: «Космос», формировать представления о космосе

-развивать слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез cлов

– развивать навык словооброзования и словооизменения

– развивать связную речь, внимание, мышление

                                      Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: « Ребята, на столе  у вас лежат картинки. Назовите, что изображено на картинке и какой первый звук в этом слове»( космонавт, ракета, звезды, спутник,  Луна, Солнце, комета…) Называют и садятся

  1. Основная часть:

Логопед: « Ребята, есть такая наука, которая изучает звезды и небесные тела. Она называется «Астрономия», а ученые , занимающиеся астрономией называются «астрономами». В древние времена астрономы изучали расположение звезд и планет на небе. Смотрели они на небо с помощью подзорной трубы. Итальянский ученый Галилей назвал трубу телескопом. Мы живем в Солнечной системе, в большой «семье» планет. Все они – разные по величине, по строению, по природным ресурсам. Они летят все вокруг Солнца. Одни ближе к нему, другие дальше.  Планета, на которой мы живем , называется Земля. Голубой шар, покрытый белыми облаками. Так  выглядит наша планета из космоса. В наше время для изучения планет и небесных тел летают в космос космонавты.

 Давайте рассмотрим картину, которая называется « Строительство космической станции».( альбом «Все работы хороши. Детям о профессиях». Издательство «Детство -Пресс»)

Кого вы видите на картине? ( Космонавтов и космическую станцию)

Правильно. Космонавты вышли из  станции в открытый космос и работают. Что еще вы видите  в космосе? ( Землю, Луну, Звезды, космический корабль )

Какая Земля? ( красивая, голубая) А какая Луна? ( маленькая, круглая, холодная)

Назовите, какие  звезды? ( большие, яркие, блестящие)

Ребята, космонавты выполняют в космосе очень трудную и важную работу. Благодаря им у нас развивается наука и техника.

  1. Подвижная игра « Полет к звездам» (см. книгу Быковой « Игры и упражнения для развития речи» Издательство «Детство-Пресс»)
  2. Игра с мячом «Семейка слов»        

« Давайте поиграем с мячом. Образуем слова одной семейки к слову «звезда». Как ласково назвать звезду? ( звездочка) Если небо усыпано звездами, то оно какое? ( звездное)

Как назовем корабль, который летит к звездам? ( звездолет) Как называют волшебника, который гадает по звездам? ( звездочет) Как называют явление        , когда звезды падают с неба?( звездопад)  Молодцы!

  1. Упражнение «Составь схему слова».

Логопед: « А теперь отгадайте загадку.

« Блин в окошко виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел…

Поделиться не хотел.» ( Это луна)

«Правильно. Отхлопайте слово луна по слогам. (Лу-на) Сколько слогов? (два слога)

Выложите схему слова с помощью кружочков. Назовите гласные  звуки.( у, а) Назовите согласные звуки( л, н) Какие согласные?»( твердые, звонкие).

  1. Окончание занятия.

Логопед: «Ребята, вы сегодня все молодцы. Хорошо занимались и узнали много нового и интересного о науке астрономии и о космосе».

                   Картотека загадок.

  1. Нехожена дорожка

Посыпана горошком.

  (небо и звезды)

2.Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят ?

  (Созвездие «Большая Медведица»)

3.Вся дорожка усыпана горошком

  (Звезды на небе, Млечный путь)

4.Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.

 (Спутник, Земля)

5.Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась на небе только

Апельсиновая долька.

  (Луна, месяц)

  1. Это что за потолок?

То он низок, то высок.

То он сер, то беловат.

То чуть- чуть голубоват.

А порой такой красивый-

Кружевной и синий- синий!

                         ( Небо)

7.Светит, сверкает,

Всех согревает.        

(Солнце)

8.Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

            (Небо, звезды, месяц)

9.Ночью светит нам она

Белолицая….(луна).

10.По небу лебедь черный

 Рассыпал чудо- зерна.

Черный белого позвал,

Белый зерна поклевал.

      (Ночь, звезды,день)

11. Синенькая шубка

Покрыла весь мир.

              (Небо)

12.Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

-Спать ложитесь, поздно!

Потому что мать- луна,

А дочурки – ….( звезды)

13. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной

А зовут меня …(Луной)

14. Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.

 (Небо, солнце)

15. Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы её узнали, дети?

Ну, конечно… ( луноход)

16. Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Этот вечный путник

Под названьем…( спутник)

17. С Земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

Стремительно …( ракета)

18. Когда ты в космосе, мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это….( невесомость)

19. Он черен, как ночь,

И звезд в нем не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос..

И каждый ответит

Ведь это же….( космос)

20. Он космос покоряет,

Ракетой управляет.

Отважный, смелый астронавт

Зовется просто …(космонавт)

 

  Стихи о космосе и астрологии.

  1.Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчаньи долгом

Человек в простор ночной –

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Как в ночном краю чудес, –

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

2.Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

 3.У меня плохие вести.

Я грущу как никогда.

Я узнал: среди созвездий

Нет созвездия Кота!

Есть на небе Волк и Заяц,

Голубь, Ящерица, Кит.

Лебедь звёздная летает:

Даже Муха там сидит!

А вокруг – Собаки, Рыбы,

Две Медведицы и Львы,

Бродит Конь с косматой гривой

Средь космической травы:

Только нет Кота. Я плачу!

Нету звёздного Кота!

Даже нет Усов Кошачьих,

Ни Кошачьего Хвоста!

Я всю ночь смотрел на небо!

Просто выбился из сил!

чем же я настолько крепко

астрономам насолил?

Большая Медведица

4.У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды – и все подряд,

Как алмазные, горят!

Среди звёзд, больших и ярких,

Чуть видна ещё одна:

В середине рукоятки

Приютилася она.

Ты получше приглядись,

Видишь,

Две звезды слились?

Та, которая крупнее,

Называется Конём.

А малышка рядом с нею –

Всадник,

Скачущий на нём.

Замечательный наездник,

Этот звёздный принц Алькор,

И несет его к созвездьям

Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый

Золочёную узду.

Правит Всадник молчаливый

На Полярную звезду.

5.На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

Секрет – найти, где север, – прост:

По направленью крайних звёзд

Прямую линию веди,

Звезду Полярную найди,

Стань прямо, на неё гляди,

И север будет впереди.

Звёзды

6.Что такое звёзды?

Если спросят вас –

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор –

Каждая звезда!

Аня Еськова

Что такое солнце

8.Солнце – монетка, – скупой проворчал.

Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Нет, каравай, – хлебопёк произнёс.

Компас, – сказал убеждённо матрос.

Солнце – звезда, – астроном объявил.

Доброе сердце, – мечтатель решил.

               Луноход

9.Прилунился лунолёт.

В лунолёте – луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

1967 В. Берестов

10. По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

                                 Аркадий Хайт

                                        Елизавета Тараховская

       Луна и лентяй

10. Все в доме спят… и тишина…

И свет погас давно…

Но двум ребятам не до сна –

Они глядят в окно.

Луна далёкая горит.

Один мальчишка говорит:

– Нет! Я не лягу, не усну,

Хочу удрать я на Луну!

Трещит от школы голова –

Весь день сиди зубри:

А сколько будет дважды два?

А сколько трижды три?

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

– Как будешь ты один в глуши?

С кем будешь ты дружить?

Ведь на Луне нет ни души

И нет домов, где жить.

Ответил первый: – Ну и пусть!

И без домов я обойдусь!

Я вырою землянку…

Нет, нет, ошибся я…

Я вырою лунянку –

Лунянку для жилья.

Я буду с марсианином

Высоко в облаках

В космическом сиянии

Кататься на коньках.

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

– С Луны до Марса далеко,

Туда добраться нелегко!

Недурно с марсианином

В космическом сиянии

Кататься на коньках…

Но как насчёт питания?

Питаться будешь как?

Тут и простого хлеба нет,

Забудешь про пироженое,

Там нет ни яблок, ни конфет –

Питанье невозможное!

А первый говорит: – И пусть!

И без сластей я обойдусь!

Я встану рано поутру

И земляники наберу…

Нет, нет, не земляники –

Я наберу луники!

Там, верно, близко Млечный Путь,

И мне наверняка

Попить удастся как-нибудь

Немного молока!

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

– Хоть он зовётся “Млечный Путь”

О молоке ты позабудь!

Лишь в сказках я читал пока,

Что есть Молочная Река,

А на Луне нет ни глотка,

Воды, не только молока.

А первый говорит: – И пусть!

И без воды я обойдусь!

Вот затвердил: – Вода! Вода! –

Зато не мыться никогда! –

Луна далёкая горит.

Другой мальчишка говорит:

– Ты станешь лёгким на Луне –

Ни лечь, ни сесть, ни встать,

Весь день ты будешь в вышине,

Как воробей, летать!

Ты будешь плакать, злиться,

Тебе не приземлиться!

Верней, не прилуниться!

А первый говорит: – И пусть!

Я и без веса обойдусь!

Я буду целый день парить –

Не надо мне посадки,

Парить-то легче, чем зубрить

Или писать в тетрадке.

Трещит от школы голова –

Весь день сиди зубри:

А сколько будет дважды два?

А сколько трижды три?

Все в доме спят… и тишина…

Но стало вдруг светло –

Спустилась с вышины Луна,

К окошку подошла она

И смотрит сквозь стекло.

Дорожка лунная бежит

По двери и стене,

Дорожка на полу дрожит,

Как на морской волне.

Луна лицом бледным-бледна,

Разозлена, огорчена…

Разжала губы, рот открыт,

Луна по-русски говорит:

– Послушай, лодырь и лентяй!

Забудь ты о Луне!

Ты на Луну не прилетай –

Лентяй не нужен мне!

Когда б все люди с детских лет

Учились так, как ты,

У вас бы не было ракет

Волшебной быстроты.

Не долетели б до меня –

До звёздной вышины,

Не увидали бы меня

С обратной стороны.

Я в небе видела собак –

Летел снаряд летательный,

А вот лентяя у себя

Мне видеть нежелательно.

Таблицу умножения

Тебе учить невмочь,

Земного притяжения

Тебе не превозмочь!

Ты над землёю не взлетишь,

Весь век ты сиднем просидишь!.. –

Сказала, кверху поднялась

И в тучу улетучилась…

Прохожие удивлены –

Глядят в недоумении:

– Была Луна, и нет Луны…

Похоже на затмение.

Но мы-то знаем, отчего.

Мы знаем без сомнения:

Из-за лентяя одного

Произошло затмение!

1960

Юрий Гагарин

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Автор: В. Степанов

День космонавтики

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Автор: В. Орлов

* * *

Ладонью, заслонясь от света,

Сидит мальчишка.

Тишина.

И вдруг волшебное:

— Ракета достигла станции Луна.

И оторвавшись от тетрадок,

Сказал с достоинством:

— Порядок. —

Как будто так и быть должно.

Должно быть так,

А не иначе.

И удивительного нет,

Что это нами,

Нами начат

Штурм неразгаданных планет.

Его за скупость не корите:

Мальчишка сдержан потому,

Что продолжение открытий

Эпоха вверила ему!

Автор: Л. Татьяничева

Возвращение

Закончился космический полет,

Корабль спустился в заданном районе,

И вот уж целиной пилот идет,

Чтоб снова землю взять в свои ладони…

И в космосе он думал лишь о ней,

Из-за нее летал в такие дали —

И лишь о ней все двести долгих дней

Писал в своем космическом журнале!

Автор: В. Орлов

nsportal.ru

Инновационный проект для детского сада- Волшебная астрономия

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия».
Перед нами возникла проблема:
Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Объект изучения сталнеизведанный для нас мир Вселенной.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада N75
-педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников
-воспитатели старших групп
-родители детей.
Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?

 

 

Этапы работы над проектом
1 этап работы – подготовительный
1.1.Создание развивающей среды
Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».
 Функции кабинета:
 Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.
Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета.
Фотовыставка                                                    
Выставка детских работ  
Макет Солнечной системы
Карта созвездий   
Мини-музей «Космос будущего»
1.2. Составление перспективного плана проекта

Работа с детьми

Формы

тема

Место проведения

количество

1.Экскурсии

Аудиовизуальные программы

Костромской областной планетарий

4 раза в год

2.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

3.Занятия кружка

Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

Планетарная комната

1 раз в неделю

4.Занятия по познавательному развитию (по теме)

Согласно плану воспитателей

Планетарная комната, групповая комната

1 раз в месяц

5.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

6.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

7.Развлечения

По плану кружка
«Юный астроном»
«Земля наш дом»
«На планете веселых животных»
«Исследования новой планеты»

 

Планетарная комната

1 раз в квартал

Работа с родителями

8.Консультации

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

Родительские уголки

1 раз в квартал

9.Открытое занятие кружка

по теме занятия

Планетарная комната

Январь, май

10.Дни открытых дверей

«В гости в «Волшебную астрономию»

Планетарная комната

1 раз год

11.Праздники

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

12.Экскурсия

«Жизнь космонавта»

Музей В.Н.Терешковой в Ярославской области

1 раз в год

13.Выставки, конкурсы

День космонавтики

Выставочный зал ДОУ

1 раз в год

Работа с воспитателями

14.Консультации

«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»

Методический кабинет

1 раз

15.Мастер класс

«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»

Планетарная комната

1 раз

15.Смотр конкурс макетов

«Солнышко»

Мини-музей в планетарной комнате

1 раз в год

16.Беседы

«Познавательные странички»

Методический кабинет

систематически

17.Работа библиотеки

Литература по теме

Методический кабинет

систематически

2 этап работы – практический
Практический этап работы складывается из ряда направлений:

  • работа воспитателей с детьми;
  • работа педагога – организатора по интеллектуальному развитию в кружке «Волшебная астрономия»;
  • взаимодействие с родителями и социумом.

Результаты проекта
Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.
По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Ресурсы:
Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.
Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.
Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.

Автор: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада N75 города Костромы, Наталия Юрьевна Лебедева.

 

< Предыдущая   Следующая >

doshkolnik.ru

Астрономия для детей — материалы для занятий дома | Быть родителями

 

Астрономия — мне всегда был самой интересно слушать-смотреть-читать об устройстве Вселенной, о космических явлениях и их влиянии на нашу жизнь.

И вот, когда я решила начать заниматься с сыном — начали мы именно с астрономии — того, что интересно и мне.

Пришлось готовиться — ведь подача такого материала взрослому и ребёнку кардинально отличаются. Первый урок мы начали с просмотра части вполне серьёзного фильма о строении вселенной. Савве было интересно, но мне пришлось почти каждую минуту останавливать и объяснять.

Поняла ,что это неэффективно, да и сложновато для него. Хотя сам фильм мне понравился. Если вам для постарше интересно — в конце статьи.

Следующей находкой стали интересные книги об астрономии Евфрема Левитана. До этого у меня было некоторое затруднение в описаниях космических понятий — приходилось все время подбирать слова попроще. А здесь в художественной и увлекательной  форме даются понятия о вселенной. Рассказ идёт о детях — Альке и Свете, и их Папе, который дружит с гномом Кнопкиным, главным астрономом Царства гномов. Они наблюдают за Солнцем и Луной, учится различать созвездия. Кометы, метеориты, спутники, туманности, галактики и даже черные дыры… В общем, интересно 🙂

Вот какие книги Ефрема Левитана для малышей есть:

  • Серия “Астрономия для умненьких детей”:  [spoiler show=»книги в серии — открыть»]

Скачать эту серию можно здесь или купить (озон, Лабиринт и т.д.)  [/spoiler]

  • Как Алька с друзьями планеты считал
  • Странствия Альки и гномов по млечному пути
  • Сказочная Вселенная
  • Сказочные приключения маленького астронома
  • Сказочные приключения маленького астронавта
  • Звездные сказки. Моя самая первая книжка по астрономии
  • Путешествия по Вселенной. Моя первая книга
  • Малышам о звездах и планетах

После такого своеобразного урока я ставлю Савве еще мультик на ту же тему. Что-то из этого:

География для самых маленьких

Астрономия для малышей

Обучающий мультфильм про космос для самых маленьких

Советую смотреть вместе с ребёнком. Во-первых, иногда нужно объяснять всё равно, во-вторых, отслеживать неточности изложения (которые бывают) 🙂 

 

Для семейного просмотра вечером можно включить красивое

3D путешествие по солнечной системе:

Или

Документальный фильм «Все о космосе»:

Для более углублённого изучения посмотрите ещё сайт “Астрономия для детей”. Он для детей постарше, но если вдруг возникли сложности с объяснением некоторых понятий — можно в одном месте все почитать.

Вот так сейчас мы занимаемся астрономией. Если у вас есть чем поделиться на эту тему — пишите, я добавлю материалы.

[important]Еще по теме — статья «12 практических развивающих занятий на тему «Космос»[/important]

[help] 

jablogo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *