Любимые романсы
для голоса, гитарные аккорды
Издательство “Северный Олень”, 1995г.
содержание:
Я помню вальса звук прелестный. Слова и музыка
Н. Листова
Дорогой длинною. Слова К. Подревского,
музыка Б. Фомина
Караван. Слова Б. Тимофеева, музыка Б. Прозоровского
Мы только знакомы. Слова Л. Пеньковского, музыка Б. Прозоровского
Темно-вишневая шаль. Слова и музыка неизвестного автора
Ночь светла. Слова М. Языкова, музыка М. Шишкина
Мой костер. Слова Я. Полонского, обработка
С. Булатова
Милая. Цыганская песня
Очи черные. Цыганская песня. Слова Е. Гребенки
Калитка. Слова А. Будищева, музыка А. Обухова
Я встретил вас. Слова Ф. Тютчева, музыка
неизвестного автора
Живет моя отрада. Цыганская песня. На основе стихов С. Рыскина
Ямщик, не гони лошадей. Слова Н. Риттера, музыка Я. Фельдмана
ale07.ru
ГЛАВНАЯ
1. Список романсов
2. Список колыбельных песен и колыбельных песен-романсов
Каталог предоставлен проекту a-pesni составителем в сентябре 2017 г. Включает четыре списка:
1. Список романсов – сводный список вокальных произведений, в который вошли бытовые, городские, гусарские, дворянские, концертные, салонные, сезонные и цыганские романсы, а также баркаролы, ноктюрны, серенады, сонеты и лирические элегии (для краткости в дальнейшем “романсы”). Выбранные композиции написаны для сольного исполнения. Исключения сделаны только для романсов, первоначально написанных для ансамблей или хоров, но впоследствии исполняемых соло. Например, «По обычаю Петербургскому» (хор гостей из оперетты Н. Северского «Новые цыганские романсы в лицах»), впоследствии исполнявшийся соло.
2. Список колыбельных песен и колыбельных песен-романсов
3. Список композиторов
Списки составлены в алфавитном порядке, романсы с заглавием на латинице помещены в конце списков. Не включены мелодекламации и баллады. Фамилии композиторов и поэтов – в именительном падеже. В основу списка легла нотная коллекция Российской государственной библиотеки (РГБ). Поиск производился по фамилиям композиторов, по названиям романсов и по отдельным словам, характерным для романсов. В спорных случаях определения автора музыки из числа композиторов с одинаковыми фамилиями и инициалами романсы выделены в отдельные группы.
Источники информации:
(1) – Нотная коллекция Российской государственной библиотеки (РГБ). За небольшую плату библиотека по почте России и в электронном виде высылает копии нот.
(2) – Раздел Тексты старинных русских и цыганских романсов сайта retroportal.ru.
(3) – Нотная коллекция Красноармейской центральной библиотечной системы.
(4) – Сайт Циклопедия, статья Список русских романсов. По мере заполнения сводного списка цифра (4) удалялась. Однако, возможно, цифра (4) где-то случайно осталась.
(5) – Сайт igraj-poj.narod.ru и книга «Дворянские романсы. Первая половина ХIХ века». Композитор, 2004.
(6) – Сайт choirmaster.org.
(7) – Указатель произведений А.А. Алябьева в книге Б. Доброхотова.
(8) – Список сочинений Ю.А. Шапорина из книги С. Левита «Шапорин. Сочинения».
(9) – Уколова Е.Л. Распятый на арфе. О судьбе и творчестве Н.П. Девитте. МАИ, 2001.
(10) – Сайт notarhiv.ru.
(11) – Грамзаписи романсов на сайте Russian Records.
(12) – Cайт piano.ru.
(13) – Сайт Красная книга российской эстрады. Романсы можно послушать на сайте в разделе Романсы.
(14) – Альбом нот любимых романсов, изданных М. Бернардом (тетради 1-10) на сайте РГБ.
(15) – Собрание сочинений Н.Я. Мясковского на сайтах aca-music.ru и myaskovsky.ru.
(16) – Альбомы нот романсов В.Ф. Алоиза на сайте РГБ.
(17) – Список романсов Ю.И. Блейхмана (без нот), хранящийся в РГБ в одном из альбомов В.Ф. Алоиза см. (16).
(18) – Альбомы нот романсов и песен А.Г. Рубинштейна (тома 1-4) на сайте РГБ.
(19) – Лермонтов в музыке. Справочник. Сост. Л.И. Морозова и Б.М. Розенфельд. 1983.
(20) – Уколова Е.С. Из семейного альбома Шиловских. Старинные романсы. 1994.
(21) – Альбом нот М.А. Мусоргского «Избранные романсы и песни» на сайте РГБ.
(22) – Википедия. Статья Яков Лазаревич Фельдман.
(23) – Раздел Романсы сайта a-pesni.org. На сайте есть также отдельные ноты романсов.
(24-51) – Сборники нот, размещенные в группе Вконтакте Русские и цыганские песни и романсы, в том числе:
(24) – Пушкин в русском романсе. Тома 1-2. Музыка, 1999.
(25) – Произведения советских композиторов на стихи А. Ахматовой. Сост. Е.П. Томашевская. Советский композитор, 1989.
(26) – Песни и романсы на стихи Беллы Ахмадулиной. Сост. В.Г. Соловьёв. Советский композитор, 1991.
(27) – Ах, эти чёрные глаза. Городские и цыганские песни и романсы. Рифмэ, 1996.
(28) – Былые напевы. Романсы 20-ых годов. Сост. А. Титов. 1995.
(29) – Цыганские песни, романсы, вальсы (без титульного листа).
(30) – Цыганские романсы и песни (без титульного листа).
(31) – Мой костёр. Старинные романсы, исполняемые цыганами. Сост. И. Морозов. Советский композитор, 1992.
(32) – Любимые романсы. Вып. 2. Год изд. не указан.
(33) – У камина. Сост. С. Бонин и В. Жаров. Музыка, 1986.
(34) – Старинные романсы в сопровождении гитары. Вып. 1. Музыка, 1978.
(35) – Старинные романсы в сопровождении гитары. Вып. 2. Музыка, год не указан.
(36) – Ночь светла. Старинные русские романсы в сопровождении шестиструнной или семиструнной гитары. М.: Кифара, 1997.
(37) – Отцвели хризантемы. Сбiрка популярных росiйських романсов. Сост. О. Красовская. Киев: Мелосвит, 2005.
(38) – Вечер советского романса и песни. 2-е изд. Сост. В. Жаров. М., 1977.
(39) – Русские романсы и песни в сопровождении шестиструнной или семиструнной гитары. Сост. Ю. Базаров. Музыка, 1991.
(40) – Русские романсы (без титульного листа).
(41) – Русский романс ХIХ века в переложении для гитары Т.П. Иванникова. М., 2005.
(42) – Старинные русские романсы из репертуара Н. Обуховой. Сост. Е. Стемпневская. Музыка, 1984.
(43) – Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы-сост. Е.Л. и В.С. Уколовы. Том 1. Романсы пушкинской поры (1825-1843). М.: МАИ, 1996.
(44) – Собрание старинных русских романсов. Антология. Авторы-сост. Е.Л. и В.С. Уколовы. Том 2. Романсы московского гуляки. Творчество и судьба Александра Дюбюка. М.: МАИ, 1997.
(45) – Старинные русские романсы. Музыка, 1965.
(46) – Умчалися года. Старинные романсы. Музыка, 1977.
(47) – Подруга семиструнная. Старинные русские романсы и цыганские песни и романсы Н. Жемчужного. Сост. Г. Жемчужный и А. Титов, 1998.
(48) – Вокальные произведения советских и русских композиторов под аккомпанемент шестиструнной или семиструнной гитары. Вып. 1. Сост. и перелож. П. Вещицкого. М.: Советский композитор, Москва, 1963.
(49) – Вокальные произведения советских и русских композиторов под аккомпанемент шестиструнной или семиструнной гитары. Вып. 2. Сост. П. Вещицкий. Советский композитор, 1963.
(50) – Старинные и современные романсы для голоса в сопровождении шестиструнной или семиструнной гитары. Сост. П. Вещицкий. Советский композитор, 1991.
(51) – Не уходи, побудь со мной. Русские романсы. Сост. А. Гафонова и Г. Семенцова. Профиздат, 1996.
(52) – Раздел Цыганский романс сайта a-pesni.org.
(53) – Любимый романс. Мелодии и тексты русских романсов. Вып. 2. Сост. Э.М. Корсакова. М., 1996 (электронная версия).
(54) – Таплов В. Список музыкальных произведений на стихи Я.П. Полонского.
(55) – Музыкальный хостинг. Тексты и звукозапись романсов в mp3 и (или) mwa.
(56) – Коллекция нот Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Русский романс. Составители сотрудники нотного отдела РГБ Л.Б. Бояхунова и А.А. Семенюк. По состоянию на 2017.
Сокращения:
муз. – музыка;
сл. – слова;
перелож. – переложение;
аранж. – аранжировка;
возм. – возможно;
зап. – записал;
обр. – обработка;
ред. – редакция;
пер. – перевод;
неизв. – автор не указан.
a-pesni.org
Свободен | 26-02-2009 – 05:01 Очень люблю старинные романсы. Сама их и пою. Думаю, что романсы не могут не понравиться ИМХО. Игорь Тальков поет старинный романс “Утро туманное ” Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 09:52 |
Свободен | 26-02-2009 – 05:05 Романс из х/фильма “Дни Турбиных”, реж. В. Басов, муз. В. Баснер, сл. М. Матусовского. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 09:53 |
moishe Свободен | 26-02-2009 – 06:43 Поехали ! … 🙂 |
Свободен | 27-02-2009 – 06:41 Романс из к/ф “Черный ворон” |
Свободен | 27-02-2009 – 10:32 Всем известный романс из “Новых приключений неуловимых”, отрывок из фильма. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 09:55 |
Свободен | 28-02-2009 – 01:33 Видеоклип “Романс” Сайт Николая Носкова Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:07 |
moishe Свободен | 02-03-2009 – 04:31 В. Высоцкий _ Вариации на цыганские темы (адаптировано)) |
Свободен | 07-03-2009 – 15:07 — Романс из фильма”Долгое прощание”Сергей Урсуляк.Поет Полина Агуреева. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:08 |
Свободен | 07-03-2009 – 15:09 Из к-фа ” Ликвидация”.. муз.неизв.автора, ст.Б.Тимофеева. “БЕЛАЯ НОЧЬ” – романс из репертуара Изабеллы Юрьевой. Запись с сольного концерта Ирины Крутовой в Театре Эстрады 14 апреля 2008 г. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:42 |
Свободен | 10-03-2009 – 21:28 Надир Ширинский. “Колокольчик ямщика” |
Свободен | 11-03-2009 – 10:13 Романс из рок-оперы “Юнона” и “Авось” (отрывок из передачи “Витражных дел мастер”) Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:09 |
Свободен | 12-03-2009 – 03:14 Романс “Я Встретил Вас” Федора Тютчева исполнена Олегом Погудином. В клипе Ольга Остроумова в фильме “Любовь земная” Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:10 |
moishe Свободен | 22-03-2009 – 16:43 Любовь Исаева _ Гори-гори, моя звезда |
Семёныч Свободен | 23-03-2009 – 01:19 |
Семёныч Свободен | 23-03-2009 – 02:05 |
Opium99 Свободен | 23-03-2009 – 19:56 Александр Вертинский- “Снился мне сад в подвенечном уборе” |
umelec Свободен | 25-03-2009 – 03:09 Олег Погудин – “Не уходи “ |
Свободен | 25-03-2009 – 03:20 Поманс из фильма ‘Доживем до понедельника’. слова: Николай Заболоцкий музыка: Кирилл Молчанов Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:11 |
Свободен | 25-03-2009 – 03:50 Романс Вертинского. Максим Кривошеев (внук Вертинского) поет на домашнем концерте у Генсов в Москве в октябре 2002-го года Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:12 |
Семёныч Свободен | 25-03-2009 – 13:15 |
Свободен | 25-03-2009 – 21:43 Романс Вертинского. Максим Кривошеев (внук Вертинского) поет на домашнем концерте у Генсов в Москве в октябре 2002-го года Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:13 |
Семёныч Свободен | 25-03-2009 – 23:43 |
Свободен | 26-03-2009 – 09:30 Романс “Ямщик не гони лошадей” муз. Я. Фельдман, сл. Н. фон Риттер, исполняет Вячеслав Ольховский. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:46 |
Свободен | 26-03-2009 – 09:34 Валерия – Романс “Отцвели уж давно хризантемы в саду” Романс Из к/ф “Добровольцы”. Музыка М. Фрадкин, слова Е. Долматовский. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:15 |
umelec Свободен | 28-03-2009 – 01:31 Муслим Магомаев Романс Лапина из к/ф “Верные друзья” |
Свободен | 28-03-2009 – 10:56 Михаил Звездинский автор этого романса и первый его исполнитель. Александр Малинин действительно тоже поет этот романс превосходно. Романс “Сердце на снегу” – муз. А. Бабаджанян, сл. А. Дмоховский Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:49 |
Свободен | 28-03-2009 – 11:02 Клип по мотивам сериала “Бедная Настя” на песню “Если б не было тебя” (русская адаптация романса “Et si n’existais pas”) — Евгения Смольянинова – (В Лунном Сияньи), Е.Юрьева – (Музыка и стихи), Георгий Свиридов – (Тройка) Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 10:20 |
Свободен | 28-03-2009 – 13:14 Нани Бредгвадзе исполняет старинный русский романс “Калитка” Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:52 |
Семёныч Свободен | 28-03-2009 – 14:37 Изабелла Юрьева. Настоящий старинный романс. |
Семёныч Свободен | 28-03-2009 – 14:40 Пётр Лещенко. |
Семёныч Свободен | 28-03-2009 – 14:43 Алла Боянова. |
Семёныч Свободен | 28-03-2009 – 14:52 Вадим Козин. |
Семёныч Свободен | 28-03-2009 – 15:00 Ну нет наших золотых романсов в тюбике в нашем исполнении… Слушайте Дину Дурбин. |
Свободен | 03-04-2009 – 03:01 Лопе де Вега. Поет Маргаритта Терехова. худ. фильм “Собака на сене” романс Анарды. Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:56 |
Свободен | 03-04-2009 – 03:15 Паганини. “Дорога без начала и конца”. Поет Альберт Асадуллин… Это сообщение отредактировал Nika-hl – 14-06-2010 – 12:58 |
www.sxnarod.com
Старинный русский романс
Приветствуем вас, дорогие друзья, на встрече со старинным русским романсом!
XX век и, давно ушедший XIX, становятся от нас всё дальше. Однако созданные в то время романсы не умирают, а наоборот, вызывают всё больший интерес.
Вероятно, в наше динамичное время, насыщенное стрессами и высокими скоростями, человеку требуется что-то дающее возможность остановиться и отдохнуть душой.
С моей точки зрения, таким замечательным средством и является старинный русский романс. Это, пожалуй, самый популярный жанр у публики. Любовные страсти, задушевность делают его необыкновенно привлекательным.
Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и в тебе всё перевернётся, охватит невыразимой нежностью и печалью. А ведь было время, когда исполнение романсов было запрещено ввиду того, что они не вписывались в стилистику бравурной музыки строителей нового светлого будущего. И лишь во время, так называемой «хрущёвской оттепели» романсы стали возвращаться на сцену.
Сам термин «романс» возник в средневековой Испании и первоначально обозначал обычную песню на испанском (романском языке). Далее этот термин разошёлся по другим странам.
Как жанр романс сформировался позже и достиг расцвета во второй половине XVIII века.
Первые русские романсы сочинялись на французском языке. Со временем – на стихи русских поэтов.
И хотя романс проник в Россию через Францию – это всё-таки исконно русский вид музыкального творчества. Именно в романсах русская душа нашла способ выражения своих страстей. В них – чувства, положенные на музыку, поэзия, заставляющая плакать и смеяться. О чём бы ни были стихотворные строчки, главной темой остаётся любовь.
Можно очень много говорить о романсе, но лучше молча внимать ему, потому что лишь в тишине постигается его таинственный смысл и сила.
И сегодня почувствовать ту ушедшую Россию XIX века нам помогут шедевры русской романсовой лирики в исполнении преподавателей детской школы искусств Шахтёрского района.
Некоторые авторы XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков был задумчиво-печальный романс «Утро туманное».
В ноябре 1843 года Иван Сергеевич Тургенев, находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, которую очень любил, написал замечательные стихи. Позднее офицер лейб-гвардии Гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре, сочинил на эти стихи музыку.
Эраст Абаза погиб в Крымской войне в 1855 году. А его замечательный романс «Утро туманное» до сих пор радует наши сердца.
Звучит романс «Утро туманное».
В 1917 волей обстоятельств Николай Харито оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии.
Новая власть этого не простила. В течение многих лет имя композитора и автора стихов многочисленных романсов Николая Харито замалчивалось, а его произведения считались плодом мещанского мелкобуржуазного вкуса.
С трудом разыскали его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище в Киеве.
Николай Харито написал 48 романсов. И почти все они были записаны на пластинки ещё в дореволюционные годы.
Один из романсов Николая Харито вы сейчас услышите.
«Кончилось счастье». Стихи Шумского.
Жизнь Гурилёва была полна невзгод и лишений. Но рождённые им мелодии сумели передать нам атмосферу золотого века русской культуры – века Пушкина, Глинки и других русских гениев.
Гурилёв был крепостным графа Орлова. И вольную получил только после смерти графа.
Именно при дворе этого по-европейски просвещённого человека Александр получил блестящее образование.
В 1852 году нашли тело ямщика, замёрзшего во время долгого сибирского перегона. В сумке его обнаружили стихи Ивана Макарова – малоизвестного поэта. Спустя год после их публикации Гурилёв написал романс «Смотрю я вглубь лазури ясной».
Звучит романс «Смотрю я вглубь лазури ясной».
Талантливейший русский композитор XIX века – Пётр Булахов написал много прекрасных романсов. Жизнь его оказалась трудной из-за болезни и тяжёлого материального положения. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более ста лет, но мелодии Булахова живут до сих пор, помогая людям найти утешение, ощутить радость.
Романс Булахова на слова неизвестного автора «Не пробуждай воспоминаний» мы послушаем прямо сейчас.
Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний».
Интересна история появления ещё одного известного романса.
В 1823 году Фёдор Тютчев, находясь на дипломатической службе в Мюнхене, влюбляется в шестнадцатилетнюю красавицу Амалию. И посвящает ей стихи. Через два года поэт уезжает в Россию, а красавица Амалия, чьей красотой восхищались Гейне, Пушкин и царь Николай I, выходит замуж за сослуживца Тютчева. Поэт будет помнить её всю жизнь.
Спустя 45 лет они встретятся, когда Тютчеву будет 67 лет, а Амалии – 63 года. Воспоминания окажутся очень сильными.
Так появилось знаменитое стихотворение, на слова которого впоследствии родился, ставший популярным, романс «Я встретил вас».
Звучит романс «Я встретил вас».
Большой популярностью пользовались и пользуются в наши дни, так называемые цыганские романсы. Как вы думаете, кто участвовал в создании этих романсов?
Сами цыгане или поэты и музыканты? Цыгане, не имея красивых лирических текстов. Стали петь произведения русских авторов и делали это так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.
Звучит цыганский романс в обработке Ф. Садовского «Тихо, всё тихо».
Елизавета Васильевна Кочубей – княгиня и композитор-дилетант. Её романсы были популярны в России в 1850-1880 годах. Один из её романсов на стихи Михаила Лермонтова вы сейчас услышите: «Когда печаль слезой невольной».
Звучит романс «Когда печаль слезой невольной».
Романс «Дремлют плакучие ивы» был написан в 1896 году. В нотах везде значится музыка «Б.Б.». Это псевдоним музыканта конца XIX – начала XX века Барона. Есть мнение, что барон – не фамилия, а дворянский титул автора. Более о нём ничего не известно.
Дремлют плакучие ивы,
Низко склоняясь над ручьём.
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Эти замечательные строчки принадлежат поэту Алексею Тимофееву и привлекают своей непосредственностью и задумчивостью.
Послушаем романс «Дремлют плакучие ивы» в исполнении Безгиной Анастасии Витальевны.
Имя Александра Варламова известно среди всех любителей романса.
«На заре ты её не буди», «Горные вершины», «Красный сарафан», «Ах ты, время, времечко»…Да всех и не перечислишь. Ведь им создано более двухсот романсов.
И все они говорят о замечательном мелодическом даровании композитора.
В его романсах мы слышим то щемящее чувство тоски и неудовлетворённости, то бурные мятежные порывы, созвучные настроениям, переживаемым русским обществом той поры.
Обладая прекрасным голосом, Варламов задушевно исполнял свои романсы и часто выступал в концертах.
В 1840 году была опубликована его «Школа пения», сохранившая свою ценность и в наше время.
Для вас сейчас прозвучит романс А. Варламова на стихи А. Кольцова «Глаза».
Звучит романс «Глаза».
В истории отечественной и мировой культуры нередко случалось так, что многие её деятели в силу объективных обстоятельств, оказывались незаслуженно забытыми.
Так произошло и с Александрой Железновой – одной из первых русских женщин композиторов. Она прожила богатую событиями жизнь, обрела признание. Однако расцвет её творчества совпал с трагическими событиями России 1917 года. И это главная причина того, что музыкальное наследие А. Железновой долгое время оставалось неизвестным.
Три года назад в Москве состоялся первый концерт, в котором прозвучали произведения А. Железновой.
И сегодня нам выдался удачный случай послушать один из её романсов на стихи А. Фета «Звёзды».
Звучит романс «Звёзды».
Романс «В лунном сиянье» относится к так называемым ямщицким песням. И музыка, и слова его принадлежат Евгению Юрьеву 1882 года рождения – русскому поэту и композитору. Этот романс трогает душу и не может оставить равнодушными многие поколения любителей вокальной лирики.
Думаю, что слова здесь излишни. Лучше слушать. Звучит романс «В лунном сиянье».
Звучит романс «В лунном сиянье».
А вот еще один романс на слова неизвестного автора. «Он уехал».
Музыку к нему написал Сергей Донауров. Он родился в 1838 году в Санкт-Петербурге и принадлежал к дворянскому роду. Получив образование в Пажеском корпусе, поступил на дипломатическую службу. В свободное время он занимался музыкой и поэзией, не придавая им серьезного значения. В основном он сочинял романсы на собственные стихи и на стихи русских поэтов. Многие из них стали популярными: такие, как «Тихо на дороге», «Разлука», «Только станет смеркаться немножко», «Пара гнедых», «Он уехал».
И сейчас вы услышите один из этих романсов. «Он уехал».
Звучит романс «Он уехал».
Александр Шиловский получил военное образование. Творчеством он занимался от случая к случаю. Известность ему принес редкий по красоте и нежности романс «Ночные цветы» на стихи Варженевской.
Послушайте романс «Ночные цветы».
Звучит романс «Ночные цветы».
Яков Андреевич Фельдман вместе с поэтом Николаем фон Риттером написал романс «Ямщик не гони лошадей», который принес ему всенародную славу. И хотя было время, когда его исполнение запретили, в связи с несовместимыми идеалами коммунизма, он, все-таки выжил. И продолжает звучать и радовать наши сердца.
Послушайте романс «Ямщик, не гони лошадей».
Звучит романс «Ямщик, не гони лошадей».
Николай Ширяев сумел создать прекрасную музыку, подчеркнуть тонкие и нежные чувства стихотворных строчек Афанасия Фета «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».
Послушайте романс Николая Ширяева на стихи Фета «Тебя любить и плакать над тобой».
Звучит романс «Тебя любить и плакать над тобой».
Все знают печальный, нежный и горький романс «Не любил он…» на музыку итальянца А. Гуэрчиа.
Еще в 1896 году этот романс был введен в спектакль Александринского театра по пьесе А.Н. Островского. Исполняла его Вера Федоровна Комиссаржевская. Блестящий перевод итальянских стихов Е. Дельпрейте «Он говорил мне – будь ты моею» сделал поэт Н.В. Медведев.
Давайте послушаем этот замечательный романс, ставший любимым многих и многих слушателей.
Звучит романс «Не любил он».
Настоящую мировую славу принес Борису Фомину романс на стихи П. Германа «Только раз», впервые прозвучавший в исполнении Изабеллы Юрьевой. В том же 1924 году романс вышел из печати. Но тысячные тиражи, которые пришлось повторять, не могли удовлетворить спрос, настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, а вся Россия. И тем не менее судьба романса сложилась крайне драматично. Блюстители советской нравственности нашли черты идеологической невыдержанности. Уж очень несвоевременны были горячие строки о любви. И разве совместима с революцией тема грусти? Да и почему только раз бывает в жизни встреча?
В результате романс 30 лет был запрещен на российской эстраде. Он тайно звучал среди не очень устроенного быта, тайно переписывался.
Фомин, щедро поделившийся в своей музыке избытком собственных чувств, вряд ли предвидел такую живучесть своего сочинения. Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы.
И сегодня романс «Только раз бывает в жизни встреча» входит в репертуар многих исполнителей и по-прежнему задевает самые тонкие струны человеческой души.
Какое-то волшебство исходит и от слов, и от музыки этого романса.
Давайте же послушаем его скорее. Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча».
Настоящей жемчужиной русского романса считается романс неизвестного автора «Темно-вишневая». Сейчас вы его услышите в обработке В.Подольской.
Звучит романс «Тёмно-вишнёвая шаль»
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Тихая, звёздная ночь», а композитор К. Пауфлер – музыку. Так родился романс, который мы сейчас с вами услышим.
Звучит романс «Тихая, звёздная ночь».
Вот и подошла к концу наша встреча. Конечно, сегодня мы смогли лишь немного приоткрыть дверь в богатейший мир прекрасного искусства и насладиться очарованием романса.
Завершить вечер мне хочется словами замечательного педагога Василия Сухомлинского:
«Человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багряный закат перед ветреным днём, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота».
На этом мы с вами расстаёмся. До новых встреч!
Слинько Ф.С.
Воркута, 2013 год.
as-sol.net
Тема урока: “Образы старинных русских романсов” (6-й класс)
Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.
Задачи урока:
расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;
развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Музыкальный материал:
«Колокольчик» музыка А.Л.Гурилёва, слова И.Макарова,
«Я вас любил» музыка Б.С.Шереметева, слова А.С.Пушкина,
«Романс о романсе» музыка А.Петрова, слова Б.Ахмадулиной.
Р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара)
Оборудование:
портреты композиторов А.Л.Гурилёва, Б.С.Шереметева;
предметы, пришедшие к нам из старины (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик, гитара и др.).
Ход урока
I. Музыкальное приветствие.
II. Вступительная беседа.
На фоне звучания музыки «Романс о романсе» А.Петрова учитель читает стихи Б.Ахмадулиной:
Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви,
Чем старинней наивность романса
Тем живее его соловьи.
Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,
Что я знаю про век и про дни,
Отвори мне калитку в былое
И былым моё время продли.
Учитель. Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.
Посмотрите на выставку предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи? (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик и др.)
Дети. Эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может о многом рассказать.
Учитель (берёт в руки веер)
-Что вы знаете об этом предмете?
Дети делятся знаниями о веере.
Учитель. По древней легенде, история вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. По прошествии нескольких веков эта милая вещица стала популярной и в России. Светские львицы использовали веер не только для навивания прохлады – существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.
-Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?
Эта старинная безделушка популярна и в наше время. Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или мелких вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились удивительные музыкальные шкатулки.
(послушать звучание музыкальной шкатулки).
– Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит?
Звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары.
– Какой музыкальный инструмент звучал? Что можете о нём рассказать?
Дети. Струнный музыкальный инструмент гитара.
Учитель. Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».
На выставке появляется гитара, старинный музыкальный инструмент.
– А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?
Дети. Романс.
III. Объяснение нового материала на основе изученного в 5-м классе.
Учитель. Вы знакомились с жанром романс в 5-м классе.
– Вспомните происхождение этого слова?
Дети. Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.
В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?
Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.
Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…
Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.
Старинный русский романс – целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших “Очи черные”, «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И.Макарова.
IV. Слушание и восприятие музыки.
Дети. Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах.
Учитель. Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?
Дети. Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.
Учитель. Ребята, кого на Руси называли ямщиком?
Дети. Управляющий лошадиной тройкой.
Учитель. В словаре С.И.Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.
Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.
Дети. Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»
«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…
Учитель. Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?
Звучит романс «Колокольчик»
Ответы детей: тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение…
Учитель. Как звучит мелодия романса (наиграть первые строки)? (поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением)
– Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия? (аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться)
-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?
Повторное слушание романса «Колокольчик».
Примерные ответы детей: дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина…
Учитель: У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.
Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении? (выбрать из предложенных образов: исторический, комический, лирический, драматический, трагический, эпический)
Дети. В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.
Учитель. Чем наполнен этот образ? (размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем)
Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»?
Дети. Колокольчик, русский платок.
Учитель. Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?
Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.
V. Разучивание I куплета романса «Колокольчик»
Разучивая мелодию романса «Колокольчик», предложить детям проследить за особенностями развития мелодической линии по нотной записи в учебнике. Дать учащимся почувствовать единство музыкальной и поэтической речи романса. Добиваться ровного, свободного льющегося звучания на всём диапазоне произведения.
Слушание и восприятие музыки (продолжение)
Учитель. Сейчас прозвучит ещё один старинный романс « Я вас любил», сравните его с романсом «Колокольчик» найдите сходство и различие.
Звучит романс «Я вас любил»
Учитель. Назовите общие черты прозвучавших романсов? (затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом)
-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой? (Лирический)
– Но, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором …? (любви)
Любовь – великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
– Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)
-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?
– Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил» (неразделённой) Почему?
– Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.
Повторное слушание
– Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?
Дети. Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.
VI. Обобщение урока.
– Итак, вы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, её лучшими образцами. Подведите итог, заполнив таблицу.
Работа в таблице (заполнить)
| Романс «Колокольчик» | Романс «Я вас любил» |
чувства | волнение, тоска, переживание | любовь, благодарность, сомнение |
мелодия | просто, искренне; близка естественной речи; с движением) | трепетно, проникновенно, с сожалением; красивая, благородная мелодия; |
образ | лирический | любовная лирика |
голос | баритон | бас |
сопровождение | фортепиано | оркестр рус.нар. инструментов |
экспонаты выставки | колокольчик, русский платок | веер, шкатулка с драгоценностями |
в каком обществе популярен | демократическом, среди простых людей | светском обществе |
композитор | ? | ? |
Учитель. Что вызвало затруднение?
Дети. Неизвестны композиторы
Учитель. Послушайте короткие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор?
1. Борис Сергеевич Шереметев (1822 – 1906 гг.) владелец имения в селе Волочаново. (портрет) Он был младшим из 10 детей Сергея Васильевича и Варвары Петровны Шереметевых, получил блестящее образование, с 1842 г. Служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, участвовал в Севастопольской обороне. В 1875 г являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.
2. Александр Львович Гурилёв (1802 – 1856 гг.) (портрет). Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.
-Кто автор романса «Колокольчик» и романса «Я вас любил», объясните, почему так решили?
Дети. Автор романса «Колокольчик» А.Л.Гурилёв, так как он сын крепостного крестьянина и общаясь с простым русским народом сочинил романс, напоминающий русскую лирическую песню. Композитор Шереметев представитель светского общества и по духу романс «Я вас любил» близок знатным дамам и господам.
VII. Итог.
– О чём сочиняли романсы русские композиторы?
– Что могут рассказать нам старинные русские романсы?
VIII. Домашнее задание.
Запишите в тетрадь названия старинных русских романсов.
kopilkaurokov.ru