Сложноподчиненное предложение конспект урока 9 класс: Конспект урока по теме “Сложноподчиненное предложение. Строение СПП, знаки препинания”, 9 класс.

Урок русского языка 9 класс Тема “Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе” | План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:

Урок русского языка 9 класс

Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе.

Цель: способствовать формированию лингвистической компетенции через усвоение строения сложноподчиненного предложения; содействовать формированию коммуникативной компетенции, развивая умения конструировать сложноподчиненные предложения; формировать культуроведческую компетенцию, указывая на роль  сложноподчиненных предложений в тексте.

                                                          Ход урока

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Целеполагание.

-Давайте поставим цель в соответствии с темой урока.

Мотивация.

-Скажите, где Вам могут пригодиться эти знания?

II. Составление плана

1.Повторение  знаний о строении сложного предложения.

2.Изучение строения СПП

3.Закрепление  знаний о СПП.

-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, которые разделены на   3 столбца,  в соответствии с  планом урока вы оцените свою работу.  Подпишите их.

III. Работа по теме урока.

1.Повторение  знаний о строении сложного предложения.

Синтаксический разбор. (Марина)

Я сидел на лесной полянке, а вблизи игриво журчал ручеек.

– (Вопрос к классу) Докажите, что это сложное предложение. (наличие 2 грам. Основ. Назовите их)

-Какое это предложение относительно средств связи?( союзное, ССП)

-Какое предложение называется сложным?

_Справились с 1 пунктом плана? Оцените свою деятельность.

-Какие еще сложные союзные предложения вам известны? ( СПП)

-Скажите, чем ССП отличается от СПП? ( части ССП –равноправны,  в СПП – одна зависит от другой)

– Перестройте предложение так, чтобы одна   часть зависела от  другой.

Когда я сидел на  лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.  

Вот так  мы плавно  перешли ко 2 пункту плана.

2.Изучение строения СПП.

-Давайте запишем  в тетрадях получившееся СПП.

Когда  я сидел на  лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек. (слайд 1)

-Скажите, в каком предложении заключается основная мысль? ( вблизи игриво журчал ручеек)

-Это главное предложение. От него можно задать вопрос к придаточному, в котором всегда  бывает союз или союзное слово. Составим схему данного предложения в тетрадях. ( 1 человек у доски)

-Союзы какого разряда используются в СПП? (подчинительные)

-Давайте вспомним их.( с. 71)Читаем

Работа с учебником. Правило с. 69 (1), (2), (3)

_ Сделаем вывод, что мы называем СПП?

Найдите в тексте параграфа то, о чем мы нем говорили.

( СПП состоит из одной независимой части ( главное предложение) и  одной или нескольких подчиненных частей (  придаточные  предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми)

– Вас устраивают эти знания? Мы выполнили 2 пункт плана?

-Оцените свою деятельность в  оценочном листе.

-А теперь переходим к  3  пункту плана

3.Закрепление знаний о СПП.

А) Закончите предложение (Конструирование СПП по началу)  (Слайд 2)

-Подберите к данному главному предложению  придаточные

Дорога вывела меня на луг.

1 ряд                                  2 ряд                       3 ряд

в начале                        в середине                 в конце

предложения                  предложения            предложения

1.Когда я заблудился в лесу, дорога вывела меня на луг.

2.Дорога, которая бежала вдоль реки, вывела меня на луг.

3.Дорога вывела меня на луг, где росли маки.

-Назовите, какое предложение главное? ( спросить у каждого ряда). Молодцы.

А теперь попробуем конструировать предложения по схеме.

Б) Записать предложение по схеме (слайд  3)

               Вариант 1

1.   [      ],(чтобы).

             Вариант 2.

2. .  ( Когда),[      ].

– Прочитайте вслух ( 1 вариант, 2 вариант) Назовите главное и придаточное предложение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

–  Ребята, кто не справился?( Давайте поможем )

– А теперь откройте   учебник на с. 75. Найдите упр. 93

В) Упражнение 93 ( устно) Прочитайте текст упражнения.

Найдите только сложноподчиненные предложения, назовите  грамматическую основу.

А  теперь последнее задание.

Г) Тест ( на слух)

-Посмотрим, как вы умеете  на слух отличать ССП от СПП. (запись в тетрадях – С, П)

1.До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась. ССП

2.За рекой  по  вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.          ССП

3.Мне показалось, что он смутился.       СПП

4.Когда спешишь, не всегда получается.  СПП

5.Сыпались  звезды, да иглы звенели. ССП

6.Если хочешь быть счастливым, будь им. СПП

7.Впереди, где лишь угадывались огни, нас  ждало неизведанное. СПП.

 – Проверим у доски. – 1 ученик.( я прочитываю предложения)  ( ССППСПП)

-Вы усвоили строение СПП?  Значит, с этим пунктом плана    мы справились. Оцените свою работу по 3 пункту плана.

IV. Итог урока

-Что нового вы узнали на этом уроке?

-А теперь давайте составим синквейн о пройденном уроке.

Предложение

Сложное, необычное

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок

V. Домашнее задание. С комментированием упр. 93( выписать СПП, составить схемы)слабым;  упр. 92 – сильным Слайд 4

VI. Рефлексия

– А теперь оцените вашу деятельность на уроке, выведите среднюю оценку.

– Кто в целом доволен работой на уроке?  

-Кому что-то не  удалось?

Сложноподчиненное предложение.

| План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:

Тема. Сложноподчинённое предложение.

Цель: формирование умений находить главное  и придаточное предложения; определять место придаточного, его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания (упражнение 76-ое).

ИдеАлы, прогрЕССивный, мировоЗЗрение, интЕрнациональный, гиганТский, колОССальный, совремЕННик, тружЕНики, прИвИлегированный, чуВствовать, чеСтвовать, эшЕлоны, прЕобразовать, колоННы, програММист,  кОмпьютер, пАрламентский.

(Гигантский и колоссальный –  слова-синонимы. Значение чего-то большого, внушительного, впечатляющего, имеющего огромное значение.)

 – Ребята, прочтите мне составленные вами словосочетания со словами МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КОЛОССАЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННИК, КОМПЬЮТЕР, ПАРЛАМЕНТСКИЙ.

(Например, мировоззрение художника (образ мыслей и видение мира художником), колоссальный улов (впечатляющий улов), современник Пушкина (человек, живущий в одно время с Пушкиным),  персональный компьютер (личная электронно-вычислительная машина), парламентское решение (решение членов парламента, высшего законодательного представительного органа многих государств)).

2. Слово учителя.

–  Хорошо, ребята. Мы с вами изучили уже сложносочинённые предложения, выявили их особенности. Говорили также и о сочинительных союзах  в таких предложениях. Сегодня же на уроке речь пойдёт о второй группе сложных союзных предложений: о сложноподчинённых предложениях.

Тема урока так и звучит: Сложноподчинённые предложения. (Запись темы в тетрадях.)

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

(Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более простых предложений.)

         

А что вы знаете о сложноподчинённых предложениях на данный момент? 

(Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами, например : 1) Сделано всё, ЧТОБЫ я мог работать спокойно. 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, НАД КОТОРЫМИ в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. )

        

Вы уже знаете, что в состав сложноподчинённого предложения  входит ГЛАВНОЕ и ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Анализ предложений. На доске записано предложение. Учащиеся  должны расставить в нём знаки препинания.

 

«Слово о полку Игореве»  уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

(«Слово о полку Игореве» – уникальное художественное произведение,  повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.  В предложении одна грамматическая основа: «Слово о полку Игореве» – подлежащее, произведение – сказуемое. Есть обособленно определение, выраженное причастным оборотом («повествующее о воинских подвигах»). Значит предложение простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

           

 Задание: переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите, подчеркните грамматические основы, начертите его схему. («Слово о полку Игореве» – уникальное художественное произведение, которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. В предложении две грамматические основы: «Слово о полку Игореве» – подлежащее, произведение – сказуемое; повествует – сказуемое. Есть союзное слово которое. Значит предложение сложноподчинённое.)

                 Схема :      [    ] , (которое …).

4. Чтение материала, данного в учебнике.

         

5. Закрепление материала. Запись предложений под диктовку.

1)  Над Русью нависла  грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.  (Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. В предложении две грамматических основы : 1 – опасность нависла; 2 – автор призывает. Есть сочинительный соединительный союз И. значит предложение сложносочинённое.)

Задание : начертите схему предложения.

     Схема:           (      ), и (      ).

        

            Замените предложение (устно) сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

(Над Русью нависла грозная опасность, поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. )

           

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

(Оба предложения сложные, но смысловые отношения между их частями различны: в первом обе части сложного равноправны; во втором – нет.)

         2) Несмотря на трагические события, описанные в «Слове…», оно оптимистично, потому что автор эпохи Древней Руси верил в неисчерпаемые силы народа.

        Задание : доказать, что предложение сложноподчинённое. Начертить схему.

(В предложении две грамматические основы: 1 – оно оптимистично; 2- автор верил. Есть союз ПОТОМУ ЧТО. Значит предложение сложноподчинённое.)

         

               Схема :         [        ],   (потому что…).

         

6. Обобщение.

         – Теперь давайте обобщим, всё, что вы узнали сегодня на уроке.

Так какие же предложения называются сложноподчинёнными? (Сложноподчинёнными называются такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами. )

        

Почему такие предложения называются сложноподчинёнными? В чём их особенность? 

(В сложноподчинённом предложении выделяются главное и придаточное предложения. Придаточное предложение зависит от главного, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.)

         

А в чём различие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? 

(В сложносочинённом предложении нет и не может быть придаточных предложений, т.к. оба простых предложения, входящих в состав сложносочинённого,  обладают  равноправностью, например: 1) Налетает ветер, и через минуту-другую всё скрывается в темноте. 2) В глубине дупла послышался шорох, и  мы вдруг увидели  там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо. В сложноподчинённом же предложении простые, входящие в его состав, не обладают равноправностью.  Придаточное предложение зависит от главного.)

        

С помощью чего могут быть связаны в сложноподчинённом предложении простые? 

(С помощью союзов и союзных слов. )

        

Являются ли союзы членами придаточного предложения? 

(Нет.)

        

Можно ли сказать то же самое о союзных словах, связывающих простые предложения в сложноподчинённом предложении? 

(Нет. Союзные слова являются членами предложения.)

        

Какие три группы выделяются среди союзных слов? 

(1 – слова, которые всегда являются союзными словами; 2 – слова, которые всегда являются союзами; 3 –  слова, которые выступают то как союз, то как союзное слово.)

         

Назовите слова, которые могут выступать в сложноподчинённом предложении то как союз, то как союзное слово. 

(Что, когда, как).

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание  (запись его на доске): прочитать § ; особое внимание обратить на таблицу, помещённую в учебнике, выполнить упражнение.

21 Основные идеи для обучения сложным предложениям

Моя цель как учителя — сделать процесс обучения настолько увлекательным, чтобы дети не осознавали, что учатся! Хотите верьте, хотите нет, но этого можно добиться при обучении сложным предложениям. Студенты часто чувствуют себя перегруженными письменными работами. Увлекательные мероприятия и практика на строительных лесах, которые разогревают учащихся до процесса письма, являются ключевыми. Установка основы для письма монументальна. Я призываю вас изучить эти ресурсы, чтобы помочь начинающим писателям дома или в классе.

1. Видео с обзором предложений

Чтобы учащиеся понимали сложные предложения, они должны быть знакомы с написанием предложений. Сложные предложения должны содержать независимое предложение и зависимое предложение. Поделитесь этим видео со студентами, чтобы разобрать его и увидеть примеры каждого из них.

Дополнительная информация: Академия Хана

2. Расшифруй предложение

Это интерактивное онлайн-задание поможет учащимся составить предложение по порядку. Во-первых, все слова зашифрованы. Учащиеся нажимают на слово, которое следует за ним в предложении. Когда все слова будут в правильном порядке, учащиеся услышат музыку и увидят, как буквы станут синими.

Узнайте больше: Word Wall

3. Книги со сложными предложениями

Эти книги со сложными предложениями очень весело создавать. Учащиеся могут сходить с ума, украшая свои флипбуки, чтобы они соответствовали их личностям и выражали творческий потенциал. Они будут включать определение сложного предложения и фактически строить его на страницах. Они могут вернуться назад, когда им нужно напоминание!

Дополнительная информация: Старшая начальная школа

4. Трехминутная гонка

Для игры учащиеся должны записать столько сложных предложений, сколько смогут придумать в течение трех минут. После того, как прозвучит таймер, учащиеся делятся своими предложениями с партнером. Ученик, составивший наибольшее количество предложений, получит приз.

Дополнительная информация: Старшая начальная школа

5. Глупые предложения

Написание глупых предложений может помочь улучшить грамматические навыки. Это также побуждает учащихся разбивать предложения на части. Сначала вы предоставите учащимся банк слов прилагательных, существительных, глаголов и фраз. Не забудьте добавить независимые и зависимые варианты предложений для сложных предложений.

Подробнее: Научи меня, я твой

6. Домино для построения предложений

С помощью этого задания учащиеся могут изучить широкий спектр предложений. Настройте графический органайзер, чтобы учащиеся могли использовать его для создания сложных предложений. Они могут вставлять костяшки домино в каждое необходимое место, чтобы построить свое уникальное предложение.

Подробнее: Amazon

7. Рабочий лист для практики письма

Этот рабочий лист является идеальным дополнением к уроку грамматики в 3-м или 4-м классе. Учащиеся рассматривают независимые и зависимые предложения вместе с подчинительными союзами. Им будет поручено написать свои собственные сложные предложения и определить ключевые части.

Дополнительная информация: Образование

8. Карточки со сложными предложениями

Учащиеся будут использовать эти распечатанные карточки для анализа сложных предложений. Они будут отвечать на вопросы на карточках, чтобы определить, что происходит первым и затем в предложениях.

Дополнительная информация: Учителя платят учителям

9. Это не сложно

Учащимся будет предоставлен раздаточный материал с 10 предложениями. Они будут работать в группах, чтобы решить, является ли предложение сложным предложением или нет. Обязательно установите таймер на одну минуту для совместной работы команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов!

Дополнительные сведения: Исследование

10. Составление сложных предложений

Этот ресурс предназначен для учащихся 4-8 классов. Это увлекательное занятие, потому что учащиеся будут использовать картинки для формулирования сложных предложений. Наглядные материалы важны, особенно для учащихся, которым нужна дополнительная поддержка при письме.

Подробнее: Учителя платят учителям

11. Видео о сложных предложениях

Этот обучающий видеоканал делает невероятную работу по объяснению сложных предложений простым для понимания способом. После просмотра этого видео учащиеся получат более глубокие знания о структурах предложений.

Дополнительные сведения: учебный канал Miacademy

12. Упражнение «Дифференциация предложений»

Это задание направлено на то, чтобы научить учащихся различать простые предложения, сложные предложения и сложные предложения. Сначала бросьте кубик и сопоставьте число со строкой на диаграмме. Затем напишите правильный тип предложения о соответствующей теме. Продолжайте, пока не закончите шесть предложений, и прочитайте их вслух.

Дополнительные сведения: обучение для начинающих

13. Подсказки по творческому письму

Поощряйте своих начинающих писателей отвечать на подсказки по письму, используя сложные предложения. Я бы порекомендовал создать для них план, который поможет им начать работу. Эти увлекательные письменные подсказки будут способствовать творчеству. Попросите учащихся выделить сложные предложения в рассказе.

Подробнее: Думай Письмо

14. Бинго с предложениями

Эта игра в бинго с предложениями требует, чтобы учащиеся определяли различные типы предложений. Вы начнете с подготовки карточек для бинго и полосок предложений. Каждый студент получит карту бинго. Прочтите вслух письмо и предложение бинго, чтобы учащиеся определяли тип предложения на каждом ходу.

Узнать больше: Учителя платят учителям

15. Сортировка по структуре предложений

Эти сортировочные карточки потрясающие. Каждая карточка имеет одну и ту же тему, но учащиеся смогут увидеть, как предложения меняются от простых к сложным. Рекомендуется распечатать и заламинировать карточки, чтобы учащиеся могли легко использовать их во время занятий по словесности.

Узнать больше: Etsy

16. Кроссворд со сложным предложением

Этот кроссворд довольно легко решить в виде игры на повторение структуры сложного предложения. Используйте его как краткий обзор содержания урока.

Дополнительная информация: My Crossword Maker

17. Winter Sentence Building

Этот ресурс идеально подходит для изучения составных и сложных предложений. Студентам понравится составлять свои собственные творческие предложения, используя картинки на зимнюю тематику. Для нуждающихся студентов предусмотрен банк слов. Это фантастическое занятие для учебных центров или партнерской работы.

Подробнее: Mrs. Winter’s Bliss

18. Sentence Trails

Это занятие в небольшой группе идеально подходит для практического обучения. Студенты будут использовать слова и фразы для создания интересных сложных предложений. Им рекомендуется мыслить нестандартно и сосредоточиться на включении независимых предложений, зависимых предложений, координирующих союзов и подчиненных союзов.

Узнать больше: Curly Classroom

19. Игра на повторение типов предложений

Для этой веселой игры вам понадобится колода карт. Вам также нужно будет подготовить предложения, чтобы учащиеся могли определить, являются ли они простыми, составными, сложными или составно-сложными. Студенты вытягивают карточку и определяют тип предложения, чтобы заработать очки.

Дополнительные сведения: основные планы ELA

20. Рабочие листы для сложных предложений

Этот комплект рабочих листов для сложных предложений предназначен для учащихся 7-х классов. Сложные и сложные предложения требуют, чтобы учащиеся заполнили пропуски словами for, and, but, or, and so. Важно, чтобы учащиеся знали, как правильно использовать сочинительные союзы при письме.

Подробнее: Рабочий листo

21. Предложения «Раскрась по номерам»

Знаете ли вы, что для обучения грамматике можно использовать задание «Раскрашивание по номерам»? Когда я думаю о числах, я автоматически думаю о математике! Мне нравится это занятие, потому что учащиеся будут раскрывать загадочную картинку, чтобы раскрыть скрытое сообщение, когда они узнают о типах предложений.

Узнать больше: Учителя платят учителям

Похожие сообщения:

Грамматика английского языка 101 – Пункты, Урок 9: Сложные и сложносложные предложения

Определение:
Сложное предложение состоит из одного независимого предложения и одного или нескольких зависимых предложений.

Перед тем, как прийти в школу, мы встретились в кофейне через дорогу.
Мы встретились в кофейне через улицу [независимый]
+ до прихода в школу (зависимый)
= сложное предложение
(До того, как мы пришли в школу), [мы встретились в кофейне через дорогу.]

Клару, у которой невероятный голос, попросили спеть школьную песню.
Клару попросили спеть школьную песню [независимая]
+ у кого невероятный голос (зависимый)
= сложное предложение
[Клару (у которой невероятный голос) попросили спеть школьную песню.]

Книга, которую я нашел, исчезла после того, как Джулия вернула ее мне.
Книга исчезла [независимая]
+ Я обнаружил, что (зависимое)
+ после того, как Юля вернула мне его (зависимый)

= сложное предложение
[Книга (которую я нашел) исчезла] (после того, как Джулия вернула ее мне.)

Определение:
Сложносочиненное предложение состоит из двух или более самостоятельных и одного или более зависимых предложений.

Мы с отцом пошли на фильм, который я давно хотел посмотреть, а потом пошли в ресторан рядом с театром.
Мы с отцом ходили в кино [независимый]
+ потом мы пошли в ресторан возле театра [независимая]
+ Я давно хотел увидеть это (зависимое)
= сложносочиненное предложение
[Мы с отцом пошли в кино] (которое я давно хотел посмотреть), и [затем мы пошли в ресторан рядом с театром.]

Прежде чем стать друзьями, Луиза и Джули знали Эми, но не осознавали, что знают ее, пока не встретились.
До того, как они были друзьями (зависимые)

+ Луиза и Джули знали Эйми [независимо]
+ Они не поняли [независимый]
+ что ее знали (зависимую)
+ пока не встретились (зависимая)
= сложносочиненное предложение
[(До того, как они стали друзьями, Луиза и Джули знали Эми], но [они не осознавали (что знали ее) (пока не встретились).]

Практикуйте то, что выучили

Упражнения зарезервированы для владельцев учетных записей.
Пожалуйста, войдите в систему.

Нужен аккаунт?


Зарегистрируйтесь , чтобы начать.

Проезд:
Определите каждое предложение как сложное или составно-сложное.
1.
Прежде чем отправиться в школу, вам нужно пообедать.
комплекс / соединение-комплекс
2.
Можем собрать пазл, который принесла тетя Люси, или поиграть в настольную игру, которая была в шкафу.
комплекс / соединение-комплекс
3.
Ноутбук, который я купил в прошлом году, все еще работает, но новый, который купила мне сестра, сломался.
комплекс / соединение-комплекс
4.
Сегодня вам нужно будет ехать на автобусе, так как у вашего велосипеда спустило колесо.
комплекс / соединение-комплекс
5.
Учитель показал одному классу фильм по прочитанной книге, но у другого класса не было времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *