Слайд 1
Манькова Ирина Геннадьевна, учитель математики МАОУ «Тунгусовская СОШ» Классный час: “В мире профессий”
Слайд 2
Доскажите пословицу Землю ценят по плодам, а человека … Землю солнце красит, а человека … Где труд… Без труда жить … Недаром говорится, что … Пока ленивый разомнётся, усердный … там и счастье по делам с работы вернётся только небо коптить труд дело мастера боится
Слайд 3
В мире профессий
Слайд 4
Лента жизни Рождение д/сад школа ? ?
Слайд 5
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский.
Слайд 6
выбор профессии зависит от толщины кошелька. профессия предназначена человеку от рождения. Профессию можно выбирать «за компанию». Медицинские показания имеют значение при выборе профессии. педагог – не помощник в выборе профессии. Профессия выбирается раз и навсегда. Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями:
Слайд 7
Легенда о строительстве собора ? Почему рабочие дали разный ответ.
Слайд 8
Закончить предложения Люди работают ради… Настоящий труд – это… При выборе профессии люди часто не учитывают… В любом профессиональном труде самое важное… Счастье – это…
Слайд 9
Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного “Я”. Настоящий труд – это самоотдача и творчество. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу – своё желание. Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо – потребности рынка труда. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой.
Слайд 10
«БЕРИСЬ ЗА ТО, К ЧЕМУ ТЫ СКЛОНЕН, КОЛЬ ХОЧЕШЬ, ЧТОБ В ДЕЛАХ УСПЕШНЫЙ БЫЛ КОНЕЦ» И. А. КРЫЛОВ Формула успешного выбора профессии могу надо хочу
Слайд 11
хочу могу надо хочу – все, что мне нравится, к чему лежит душа могу – все, что мне по силам, по способностям надо -все, что нужно для общества, страны
Слайд 12
В мире существуют около 50 тысяч профессий. Их можно разделить на 5 типов.
Слайд 13
I тип: «Человек-природа» Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой. -ветеринар -агроном – гидролог -овцевод -механизатор -тракторист
Слайд 14
II тип: «Человек-техника» Люди этих профессий имеют дело с техническими устройствами -летчики -водители -матросы -токари -слесари и др.
Слайд 15
III тип: «Человек-человек» Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности является воздействие на других. -учитель -врач -журналист -продавец
Слайд 16
IV тип: «Человек – знаковая система» Специалисты этого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. д. -бухгалтеры -ученые люди -работники лабораторий и научных центров
Слайд 17
V тип: «Человек художественный образ» Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. -музыканты -художники -актеры -дизайнеры и др.
Слайд 18
Тест 1. Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей.
Слайд 19
Тест 2. Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление
Слайд 20
Тест 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
Слайд 21
Тест 4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
Слайд 22
Тест 5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Слайд 23
Результаты теста Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило , люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
Слайд 24
Результаты теста Кто набрал от 9 до 12 очков , наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
Слайд 25
Результаты теста от 13 до 15 очков тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Слайд 26
Профи-викторина 1. Перед кем все люди снимают шляпы? 2. Мастер с мастерком. 3. Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? 4. Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? 5. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? 6. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»?
Слайд 27
Профи-викторина 1. Перед кем все люди снимают шляпы? (перед парикмахером) 2. Мастер с мастерком. (Каменщик, штукатур) 3. Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? (Медики) 4. Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер) 5. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? (Актёр, музыкант) 6. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (Мельник)
Слайд 28
Причины ошибок «Давят» родители. Идут за модой. Ничего не знают о профессии, которую выбрали. Выбирают «за компанию». Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии. Подражают героям кино и телесериалов.
Слайд 29
Шуточный тест 10 элементов
Слайд 30
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией. Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Слайд 31
История Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: “Мешаются тут всякие”.
Слайд 32
“Любой труд, если он нужен людям, почётен и уважаем”.
Слайд 34
Самые модные Забытые Всегда нужны Самые отважные Появились только в XX веке юрист экономист менеджер топ-модель телеведущий веб-дизайнер журналист программист автослесарь нефтянник пластический хирург президент спикер эколог конюх камердинер ключник шорник трубочист бондарь ямщик кучер фонарщик пряха прачка белошвейка стряпчий трубочист почтмейстер городовой купец врач учитель дворник строитель водитель парикмахер милиционер пекарь земледелец животновод повар бухгалтер слесарь-водопроводчик пожарный каскадер моряк-подводник летчик-испытатель космонавт горноспасатель автогонщик сапер шахтер военный программист оператор ЭВМ менеджер секретарь – референт оператор станков с ЧПУ тракторист – машинист широкого профиля лётчик крановщик космонавт эмбриолог электромонтёр
Слайд 35
В последнее время в России появились новые профессии: Web -программист / Web- дизайнер – это специалист по созданию сайтов глобальной сети Интернет
Слайд 36
Вопросы о профессиях
Слайд 39
оператор машинного доения и оператор ЭВМ
Слайд 41
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К.Д. Ушинский.
Слайд 42
шутки о разных профессиях Сын метеоролога: Малыш, сколько тебе лет? Плюс пять. Дочь военного: Скажите, тяжело быть дочерью военного? Так точно! Дочь проводника поезда: Здравствуй, девочка! Я – Дед Мороз, тебе подарки принес! Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая? Сын стоматолога: Мальчик, какая у тебя любимая игрушка? БОРмашинка! Кто такой профессор? -Профессор – человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят. А что делает консультант? -Ну, консультант – это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час. А кто такая учительница? -Это такая женщина, которая когда-то любила детей.
Слайд 43
Виктор Гюго писал: Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне
Слайд 44
Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься? РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 45
Желаю вам шагать по жизни смело, Желаю счастья каждому найти, Пусть сбудется, что каждому хотелось. В дорогу, друг! Счастливого пути!
Слайд 46
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Классный час с обучающимися 9-х классов.
Тема: Дороги, которые мы выбираем.
Карпович Н.Г. учитель
Цель: формирование установки на необходимость профессионального самоопределения, получение выбранной специальности.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать интерес к профессиям, умение анализировать и сопоставлять;
способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
совершенствование невербальных средств общения;
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
коррекция произвольного запоминания и внимания.
Образовательные:
формировать информационное пространство о профессиях;
обеспечить готовность девятиклассников к профессиональному самоопределению;
активизировать процесс профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий;
формировать адекватные установки на трудовую деятельность, рациональные ценностные ориентации
Воспитательные:
воспитывать устойчивость профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности;
совершенствовать навыки работы в группах.
Ход мероприятия:
Педагог: Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии. Скоро для каждого из вас прозвенит последний звонок, вы сдадите выпускные экзамены, и перед вами встанет вопрос: Кем быть? Чем заниматься? Какую профессию освоить?
Ученик:
Мы повзрослели очень быстро
Жизнь пронеслась за нами вскачь.
Но выбирать настало время –
Не знаем кем хотим мы стать.
Ученик:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
А кто может объяснить понятие – ПРОФЕССИЯ?
ПРОФЕССИЯ – род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки.
Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии – слава и честь. Сегодня в мире существует более 10 тысяч профессий. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы все-таки попробуем.
А помогут нам в этом занимательные и познавательные задания.
Чтобы нам было интереснее, мы разделимся на две команды: «Кем быть» и «Мой Выбор»
Сейчас мы с вами проведем игру «Кто больше знает профессий?».
Ребята за определённое время записывают профессии на листочках, а затем капитаны зачитывают их по очереди, побеждает та группа, у которой больше всего профессий.
Как много профессий вы знаете! И, конечно же, вы знаете, что профессия со временем накладывает какой-то отпечаток на внешний вид человека, на его поведение, даже на характер. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения (друг пошёл учиться на повара и я с ним за компанию), поверхностных впечатлений (незнаю куда пойти, пойду где легче учиться), родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Далее проводится с ребятами тренинг «Рука судьбы».
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции. Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Как не ошибиться и найти свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь!
Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
При выборе профессии должны выполняться три условия
Хочу ————мои желания
Могу————-способности и возможности
Надо————–востребованность профессии
Ученик:
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужнее инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: для России профессии все нужны.
Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей.
Вопрос: А кто знает, где можно получить рабочую профессию? ( профессию можно получить в профессиональных училищах (ПУ).
В профессиональном училище вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – подтверждение вашей специальности и квалификации.
Несмотря на то, что все профессии привлекательные, каждый человек выбирает себе дело по душе. Выбранная профессия важна не только для себя, но и для окружающих. Почему? (ответы учеников).
Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?
Кто хочет, чтобы автобус, едущий по дороге, подбрасывало на кочках?
Кто хочет, чтобы на наших улицах валялся мусор?
Кто хочет жить в красивом и прочном доме?
Делаем вывод: хорошая работа приносит радость всем людям.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.
Внимание!Следующий конкурс.
Мы предлагаем вам вспомнить профессии на предложенную букву. Один представитель из команды вытягивает карточку.
Вспомнить и записать профессии на букву К | Вспомнить и записать профессии на букву П |
Кондуктор | плотник |
Контролёр | повар |
Крановщик | полицейский |
Кочегар | пожарный |
Киномеханик | педагог |
Космонавт | пекарь |
Кровельщик | печник |
Кондитер | пилот |
Каменщик | почтальон |
Молодцы, вы назвали много профессий.
Давайте остановимся на двух профессиях – повар, штукатур-маляр.
Назовите качества человека, которые важны для этих профессий.
Я вам дам конверт, в нём название профессии и различные качества, подберите профессиональные качества к данной профессии.
Качества: ответственность, аккуратность, внимательность, выносливость, крепкое здоровье, сила воли, дисциплинированность, умение подбирать цвета, опрятность, быстрота реакции, чистоплотность, милосердие, хороший глазомер, развитая вкусовая и обонятельная память, твердость руки, любовь к детям, образованность.
По окончанию работы в группах, представители от каждой команды размещают на доске выбранные качества.
Следующая игра: «САМАЯ-САМАЯ». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
∙ Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)
∙ Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
∙ Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.
∙ Самая волосатая (парикмахер…)
∙ Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)
∙ Самая смешная (клоун, пародист…)
∙ Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
∙ Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
Результаты тестирования по профориентации по методики Е.А.Климова.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий.
Итак вывод, что же мы должны учитывать при выборе профессии?
∙ Востребованность на рынке труда.
∙ Доходность.
∙ Требования к здоровью.
∙ Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
∙ Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».
Есть на свете много профессий,