Стихотворение о природе россии 8 класс география – Стихи о русской природе

Стихи о русской природе

ПОЛЕ
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я… И сердцу и думам свобода…
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
// И. Никитин

РОДНЫЕ КРАЯ
Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,

Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!
//Е. Серов

ИМАТРА
Кипит, шумит. Она – все та же,
Ее не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на страже,
Она ревет проклятья вслух.
И, глыбы вод своих бросая
Во глубь, бела и вспенена,
От края камней и до края,
Одно стремление она.
Что здесь? драконов древних гривы?
Бизонов бешеных стада?
Твой грозный гул, твои извивы
Летят, все те же, сквозь года.
Неукротимость, неизменность,
Желанье сокрушить свой плен
Горят сквозь зыбкую мгновенность,
Венчанных радугам пен!
Кипи, шуми, стремись мятежней,
Гуди, седой водоворот,
Дай верить, что я тоже прежний

Стою над распрей прежних вод!
//В. Брюсов

РУССКИЙ ЛЕС
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
//С. Никулин

О ТОМ, КАК ХОРОША ПРИРОДА
О том, как хороша природа,

Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово – “Благодать!”.
//С. Маршак

ТАЁЖНЫЙ СВЕТОФОР
На перекрёстке двух тропинок,
Едва разведрился денёк,
В омытой ягодке малины
Зелёный вспыхнул огонёк.
Прохожий шагу не сбавлял,
Смотрел и знай себе шагал!
А вот, когда окрепло лето
И стал наряднее рассвет,
На тонких проволочках веток
Зажгла малина
Жёлтый свет.
Его, заметив, пешеход
Сбавлял неторопливо ход.
Тайга просторная – не город,
Но здесь бывают чудеса:
Вчера под красным светофором

Мы простояли полчаса!
//Т. Белозёров

РУССКАЯ ПРИРОДА
Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.
Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.
Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?
В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.
И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —

Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
//В. Рождественский

РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ
Поле русское, раздолье,
Где не кошена трава,
Там ромашковое море,
А над морем синева.
Там цветов ковер безбрежный
Ярок, нежен и широк,
И колышет в чистом поле
Травы легкий ветерок.
Там трава растёт по пояс,
Ни тропинок, ни дорог.
И какая это радость
Побродить там хоть часок.
Заглянуть в глаза ромашкам,
Улыбнуться василькам,
Нежно-розовым цветочком
Клевер льнёт к моим ногам.
Колокольчики, гвоздики,
Иван-чай и зверобой-
Всё цветёт, благоухает
Напоённое росой.
Летних трав великолепье,
Не сравнить тебя ни с чем,
Не разгаданная тайна
Красоты понятной всем.

// И. Бутримова

РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА
Ты тоже родился в России –
краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – берёза,
берёза – под каждым окном.
На каждой весенней поляне –
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка –
увидишь, и сердце замрёт.
Её привезли издалёка
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли!
Как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси –
лежат под берёзкой ребята, –
об этом у них расспроси.
Трава под берёзкой не смята –
никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал – светло, как невеста,
и помнил – навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
тебе ли того не понять.
Ты тоже родился в России –

берёзовом, милом краю.
Теперь, где ни встретишь берёзу,
ты вспомнишь берёзку мою,
её молчаливые ветки,
её терпеливую грусть.
Растет в Волгограде берёзка.
Попробуй её позабудь!
//М. Агашина

БЕРЕЗА
В лесу еловом все неброско,
Приглушены его тона.
И вдруг белым-бела березка
В угрюмом ельнике одна.
Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Веселый, дружный листопад.
А здесь она роняет листья
Вдали от близких и подруг.
Как от огня, в чащобе мглистой
Светло на сто шагов вокруг.
И непонятно темным елям,
Собравшимся еще тесней:
Что с ней? Ведь вместе зеленели
Совсем недавно. Что же с ней?
И вот задумчивы, серьезны,
Как бы потупив в землю взгляд,

Над угасающей березой
Они в молчании стоят.
//В. Солоухин

mirizoter.ru

Стихи о природе

Рассвет
Александр Блок

Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала,
Молилась, отходя во храм,
И розовой рукой бросала
Зерно послушным голубям.

Они белели где-то выше,
Белея, вытянулись в нить
И скоро пасмурные крыши
Крылами стали золотить.

Над позолотой их заемной,
Высоко стоя на окне,
Я вдруг увидел шар огромный,
Плывущий в красной тишине.


Поле
Иван Никитин

Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я… И сердцу и думам свобода…
Здесь мать моя, друг и наставник – природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.


Люблю людей, люблю природу
Владислав Ходасевич

Люблю людей, люблю природу,
Но не люблю ходить гулять,
И твердо знаю, что народу
Моих творений не понять.

Довольный малым, созерцаю
То, что дает нещедрый рок:
Вяз, прислонившийся к сараю,
Покрытый лесом бугорок…

Ни грубой славы, ни гонений
От современников не жду,
Но сам стригу кусты сирени

Вокруг террасы и в саду.


Иматра
Валерий Брюсов

Кипит, шумит. Она – все та же,
Ее не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на страже,
Она ревет проклятья вслух.

И, глыбы вод своих бросая
Во глубь, бела и вспенена,
От края камней и до края,
Одно стремление она.

Что здесь? драконов древних гривы?
Бизонов бешеных стада?
Твой грозный гул, твои извивы
Летят, все те же, сквозь года.

Неукротимость, неизменность,
Желанье сокрушить свой плен
Горят сквозь зыбкую мгновенность,
Венчанных радугам пен!

Кипи, шуми, стремись мятежней,
Гуди, седой водоворот,
Дай верить, что я тоже прежний
Стою над распрей прежних вод!


О том, как хороша природа
Самуил Маршак

О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,

Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.

Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово – “Благодать!”.


Русская природа
Всеволод Рождественский

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!


Опять в природе перемена
Белла Ахмадулина

Опять в природе перемена,
окраска зелени груба,
и высится высокомерно
фигура белого гриба.

И этот сад собой являет
все небеса и все леса,
и выбор мой благословляет
лишь три любимые лица.

При свете лампы умирает
слепое тело мотылька
и пальцы золотом марает,
и этим брезгает рука.

Ах, Господи, как в это лето
покой в душе моей велик.
Так радуге избыток цвета
желать иного не велит.

Так завершенная окружность
сама в себе заключена
и лишнего штриха ненужность
ей незавидна и смешна.


Плыли горы в лиловом тумане
Рюрик Ивнев

Плыли горы в лиловом тумане,
Мы в Коджорах встречали зарю.
Вы сказали: я из Гурджани
И по-русски не говорю.

Разве нужен язык аромату?
Разве нужен язык цветку?
И, внезапным волненьем объятый,
Я кивал головой ветерку.

Плыли горы в лиловом тумане,
Мы в Коджорах встречали зарю.
Вы сказали: я из Гурджани
И по-русски не говорю.


Я не ищу гармонии в природе
Николай Заболоцкий

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.


Природа с красоты своей
Владимир Соловьёв

Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.

ruspoeti.ru

Стихи про русскую природу – читать

Интересные cтихи про русскую природу:

****

Я на заволжские курганы
Люблю взбегать в закатный час,
Пока белёсые туманы
Еще не спеленали глаз.

Курятся синие лиманы,
Дрожат, как марево, леса,
А в побуревшие бурьяны
Выходит красная лиса.

Парит под тучей хищный беркут,
Вдруг камнем канет в ковыли.
Уходят в даль дороги, меркнут,
Лишь кости светятся в пыли…

И в этот миг, как витязь древний,
Глазами зоркими взгляну
Я на убогие деревни
И на родную ширину.

Я оболью степной отвагой
Мою расслабленную грудь
И, вспенив кровь хмельною брагой,
Пойду опять в далекий путь.

Как богатырь в кольчуге бранной
Степным разгулом обуян,
На бой с врагами долгожданный
Шагну с кургана на курган.

автор: М. Герасимов

Есть в русской природе усталая нежность

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье – глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

автор: К. Бальмонт

Русская природа

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

автор: В. Рождественский

Люби природу русскую

Широкие, привольные,
Родимые края…
Берёзка белоствольная,
Любимица моя,
Стоит, как свечка, белая,
Глядит она вокруг:
Ей рожь кивает спелая,
Ей кланяется луг.
Кругом так славно, солнечно,
Куда ни поглядишь,
Над озером тихонечко
Колышется камыш.
Плывут протокой узкою
Утята чередой.
Люби природу русскую,
Храни, читатель мой!

автор: Е. Серов

Природа: Русская

Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок по паутинке вверх полез.
Бриллиантится веселая роса.
Что за воздух! что за свет! что за краса!
Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу,
Слушать сонного горлана-петуха,
Обменяться с дальним эхом: «ха-ха-ха!»
Ах, люблю бесцельно утром покричать,
Ах, люблю в березках девку повстречать,
Повстречать и, опираясь на плетень,
Гнать с лица ее предутреннюю тень,
Пробудить ее невыспавшийся сон,
Ей поведать, как в мечтах я вознесен,
Обхватить ее трепещущую грудь,
Растолкать ее для жизни как-нибудь!

автор: И. Северянин

Природа: По которой ездил русский человек

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

автор: С. Есенин

Взгляд на природу (Русская мелодия)

Я люблю смотреть на звезды –
Но не те, что в горнем мире;
Мне милее те, что светят
На чиновничьем мундире.

Эти Сириусы, Марсы
Для меня смешны и странны;
Мне милее Станиславы,
И Владимиры, и Анны.

И люблю я слушать шелест –
Но не вязов, не акаций;
Мне милее шелест крупных
Всероссийских ассигнаций.

Я люблю смотреть, как гнется
Но не ива в роще темной;
Мне милей сгибанье тела
У начальника в приемной.

И люблю внимать я реву –
Но не ветра над волнами;
Мне милее рев особы
Над мельчайшими чинами.

Я люблю ключи большие –
Но не в скалах и пещерах;
Мне милее те, что блещут
На высоких камергерах.

И люблю я теплый климат –
Но не стран благословенных;
Мне милей теплынь родная
Мест гражданских и военных.

автор: П. Вейнберг

Прелесть застенчивой русской природы

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

автор: Н. Рыленков

Есть праздник у русской природы

Есть праздник у русской природы:
Опустится шар огневой,
И будто прохладные воды
Сомкнутся над жаркой землей.

Светило прощально и мирно
Алеет сквозь них и листву,
Беззнойно, безгневно, эфирно, —
Архангельский лик наяву.

Еще не проснулись поверья,
Ни — сказок, ни — лунных седин,
Но всей полнотой предвечерья
Мир залит, блажен и един.

Росой уже веет из сада,
И сладко — Бог весть почему,
И большего счастья не надо
Ни мне, ни тебе, никому.

автор: Д. Андреев

Пейзаж природы русской

Я путешествовал недурно: русский край
Оригинальности имеет отпечаток;
Не то чтоб в деревнях трактиры были — рай,
Не то чтоб в городах писцы не брали взяток —
Природа нравится громадностью своей.
Такой громадности не встретите нигде вы:
Пространства широко раскинутых степей
Лугами здесь зовут; начнутся ли посевы —
Не ждите им конца! подобно островам,
Зеленые леса и серые селенья
Пестрят равнину их, и любо видеть вам
Картину сельского обычного движенья…
Подобно муравью, трудолюбив мужик;
Ни грубости их рук; ни лицам загорелым
Я больше не дивлюсь: я видеть их привык
В работах полевых чуть не по суткам целым.
Не только мужики здесь преданы труду,
Но даже дети их, беременные бабы —
Все терпят общую, по их словам, «страду»,
И грустно видеть, как иные бледны, слабы!
Я думаю, земель избыток и лесов
Способствует к труду всегдашней их охоте,
Но должно б вразумлять корыстных мужиков,
Что изнурительно излишество в работе.
Не такова ли цель — в немецких сюртуках
Особенных фигур, бродящих между ними?
Нагайки у иных заметил я в руках…
Как быть! не вразумишь их средствами другими,
Натуры грубые!..
Какие реки здесь!
Какие здесь леса! Пейзаж природы русской
Со временем собьет, я вам ручаюсь, спесь
С природы рейнской, но только не с французской!

автор: Н. Некрасов

www.stihomaniya.ru

Поэзия на уроках географии

Разделы: География


Географии основы
Заставляют стать поэтом!
Не опишешь тусклым словом
Нашу яркую планету…
И.И. Ландо

Одной из важнейших задач современного школьного географического образования является воспитание патриотизма.

Преподаватели ищут различные пути решения этой проблемы. Один из  них – использование художественной литературы на уроках географии.

Но этот путь не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь».

Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка», создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости и патриотизма.

Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися.  

Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.

В данном материале предполагается осветить варианты использования стихов, песен, частушек на уроках географии и во внеурочное время, а также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений о природе, родном крае и т.д.

Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала.

Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.

Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину – значит знать её».

Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Затем перед  учащимся ставятся вопросы:

  1. Какими океанами омывается Россия?
  2. Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?

О величине территории России можно узнать из стихотворения Н.Забила:

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Вопросы и задания:

  1. Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
  2. Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.

Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.

Например,  формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью первого куплета  народной песни «Ой, ты степь».

Ой, ты, степь, широкая моя.
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки–пути
Трудно солнцу за день обойти.
Припев:
Широка ты, степь,
Широка ты, степь,
Широка ты, степь, широка.

А затем используем стихотворение И.З. Сурикова «Степь»

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, всё степь, как море…
И взгрустнётся поневоле
На таком просторе.

Вопросы:

  1. Какой вы представили степь, дайте  словесное описание.
  2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
  3. Используя строки стихотворения, опишите рельеф и климат степи.

Дополнить представление о климате степи можно  с помощью первого куплета русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Степь,  да степь кругом,
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.

Замерзая, он, чуя смертный час,
Он товарищу отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла,
Здесь, в степи глухой,
Схорони меня!..

Из данных строк можно сделать вывод, что зимой погода бывает ветреной, морозной.

Тема «География моей местности».

На первом уроке перед изучением этой темы читаем следующее стихотворение:

Стихи о Родине
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.             
На Родине заботы не томят;                       

На Родине и радостней поётся.                  
У каждого есть Родина своя,                      
У каждого есть дом,
                        где он родился,
А где родился,
                      там и пригодился –
Вот так у нас в народе говорят. 
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет;
А если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает.
У каждого есть родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков.

Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала.

Мой родной Соликамск.
На вольном просторе на Камском
Есть город, в который влюблён,
Его нарекли Соликамском,
Как Родина дорог мне он.
Припев:
Соликамск – это соль и бумага,
И напев седой старины.
Это наша любовь и отвага
И рабочая гордость страны!
Стоят величаво соборы
В кругу заводских корпусов.
Синеют над Камой узоры
Могучих уральских лесов.
В. Солупаев.

Красота родного края воспевается и в частушках жительницы г. Соликамска Марии Жёлтышевой.

Ох, над Камой небо синее,
Места у нас красивые,
Луга у нас раздольные,
Зелёные, привольные.

По–над Камою до голубых небес
Красота моя – уральский лес.
Много ягод в нём, много есть грибов,
Больше нет нигде таких лесов.

Наша Вишера очень быстрая,
Вода холодная и чистая,
Горы славные – Полюд, Ветлан,
Если не были, побывайте там.

Вопросы:

  1. Чем богаты леса нашего края?
  2. Какие реки протекают по его территории?

Поэтические образы способствуют формированию надпредметных умений и навыков, пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к поэзии, к родному краю.

Рассмотрим несколько примеров. Так ученица 7-го «А» класса Янкина Лиза после экскурсии на Ветлан написала такое стихотворение:

На Ветлане побывали, ещё больше мы узнали.
Необъятный край ты мой, мой любимый и родной.
И в осенний день прекрасный, он зелёный, желтый, красный.
Пахнет елью и сосной край любимый и родной.
Реки полны разной рыбы, лес – грибами, мошкарой…
Посетите край  мой милый, край любимый и родной.

У Олеси Петровичевой сложился свой образ России. Вот её стихотворение:

Как Россия необъятна:
Города и тут и там.
Почему – нам не понятно –
Столько много разных стран,
Округов, краёв, республик,
Автономных областей?
Все в состав России входят,
Крепко дружат они с ней.
Люди дружат меж собою,
Приезжают в округ, край.
Ты гордись своей страною,
Знай, люби и почитай!

Прочитав брошюру «Вишерский край – особо охраняемые территории» (г. Соликамск, 2002), Олеся сложила легенды.

Легенды Вишерского края
«Расскажи мне, камень Говорливый,
Про природу эту сказ красивый.
Есть ли здесь, что сердцу интересно,
Чтоб душа запела, словно песня?
Край, где воздух чистый и хрустальный,
Где река и водопад зеркальный,
Где во мху кедровки ради смеха
Спрятанные кушают орехи.
Есть тому отдельная легенда.
Ею разрядим cейчас беседу.
Свой запас кедровка в мох запрячет,
Их нечётное число. А как иначе?
Чтоб найти местечко то зимою.
Четным вместе хорошо – не скрою.
А один, нечётный, плачет тяжко:
Страшно, одиноко ведь бедняжке.
И по плачу узнает кедровка,
Где запас, запрятанный так ловко.
Но охотник и соперник есть у птички-
Маленькая мышка – невеличка.
Коли зёрнышко плаксивое съедает,
То оставшиеся прорастают.
Гордостью становятся Урала,
Ведь земля таких и не видала».
Шумный вздох раздался великана,
И поведал мне рассказ он данный:
«Меж скалистых гор бежит речушка,
Но нельзя назвать её девчушкой-
Вишера- красавица строптива,
А весною, грозная, – бурлива.
И лазурь небесная играет,
Вишеру теплом обогревает.
Охраняют реку часовые-
Камни – стражники Береговые,
Чтоб красавица беды не знала,
Вдаль себе спокойно утекала.
Под надзором Вишере привольно.
Но особенно она довольна
Тем, что за неё борьба проходит:
Два богатыря и глаз не сводят.
Кто получит её руку с сердцем,
Сможет её водами согреться.
У подножья этих исполинов
Выросла кедровая дружина.
/Из тех зёрен, спрятанных кедровкой,
Что оставила соперница полёвка/
Двое их- Полюд с Ветланом вместе
Всё не могут поделить невесту.
Вишера сей выбор сделать не может:
Есть один, но тот, другой, – дороже
Вот и слёзы проливает часто.
А зовут в народе их алмазы.
Первый найден был назад с полвека…
И пошла беда на человека.
Прииски найти они пытались,
Но за это жизни все лишались.
И живётся здесь порой несладко:
До сих пор гуляет лихорадка.
Слёзы Вишеры есть плод запретный.
Памятник особый – заповедный.
Вот уральский сказ тебе об этом», –
Говорит мне камень. Но секретом
Он легенду эту не считает.
«Каждый житель здешний её знает!»- 
Подтверждает камень Помянённый.
Помнит он детали сказки  оной.
Почему он носит это имя?
Потому что помнит он поныне
Всех, кто сослан был сюда, безвинных,
Тех душой и сердцем людей сильных.
Ведь смогли они прижиться здесь навечно
Средь болот и комаров беспечных!
Этот камень – памятник тем людям,
Чью мы память ворошить не будем.
Всё как есть, и как всё это было,
Я вам в этих строчках изложила.
Олеся Петровичева, 11-й класс

Теперь на уроках можно использовать и стихи учащихся нашей школы.

Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы: пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что они являются гражданами России.

Библиографический список

  1. Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
  2. Лазаревич К.С. Поэтическая география. Газ. «География» 1997. № 9.
  3. Россеев В.Ф. Стихи на уроках географии. // География в школе. 1996. № 6.
  4. Стихи и песни  о Соликамске. Соликамск, 1980.
  5. Удинцева С.П. Воспитание на уроках географии. //География в школе. 2001. №4.
  6. Ульченко Л.С. Поэзия на уроках географии. // География в школе. 1997. №7.

25.03.2008

urok.1sept.ru

Стихи про природу для 8 класса | KidsClever

На данной странице собраны интересные стихи про природу для 8 класса, которые расскажут малышам и школьникам много новой информации о природных явлениях.

 

Стихи про природу для 8 класса 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

 

***

 

Волна катится за волною

В неизмеримый океан…

Зима сменилася весною,

И реже воет ураган;

Не ждет безжалостное время,

Оно торопится на срок;

Полей и нив богатых бремя,

Исчез белеющий снежок,

Цветет веселая природа,

Зазеленел дремучий бор,

Встречает шумно утро года

Пернатых птиц громовый хор;

Они поют ей гимн приветный

Во славу бога и отца

И нежат песнею заветной

Печаль унылого певца.

Прекрасно небо голубое,

Везде прохлада и покой,

И щедро солнце золотое

Питает землю теплотой

Необходимой, благодатной;

От неприступной вышины

Струится воздух ароматный

На царство света и весны.

Широко, с гордостью кичливой,

Покинув прежние брега,

Через засеянные нивы

Течет прозрачная река,

И всё цветет, и всё прекрасно!

Но где ж зима, где след зимы,

Где вой метелицы ненастной,

Где грустный мрак могильной тьмы?

 

Зима прошла. Пройдет весна,

Настанет лето золотое,

Природа, радости полна,

Вздохнет отраднее в покое.

Но ненадолго; нет, опять,

Рассвирепелые, по воле

Мятежно ветры засвистят,

И закружится вихорь в поле.

И зашумит дремучий бор,

Завоет он, как волк голодный,

И с высоты пустынных гор

Повеет осенью холодной;

И снова сумрачная тьма

Раскинет свой покров печальный

И всемогущая зима

Оденет в саван погребальный –

Цветущий луг, зеленый бор

И всю поблекшую природу,

И убелит вершины гор,

И закует морозом воду;

И после дивной красоты

Природа будет вновь уныла;

Так жизнь: иль майские цветы,

Или заглохшая могила…

 

***

 

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль…

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль…

 

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутномы стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…

 

А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука.

 

***

 

Туманный серп, неясный полумрак,

Свинцово-тусклый блеск железной крыши,

Шум мельницы, далекий лай собак,

Таинственный зигзаг летучей мыши.

 

А в старом палисаднике темно,

Свежо и сладко пахнет можжевельник,

И сонно, сонно светится сквозь ельник

Серпа зеленоватое пятно.

kidsclever.ru

Методическая разработка по географии (8 класс) по теме: Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.

Внутренние воды России в стихотворениях поэтов.

При изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь с другими науками, которые изучают учащиеся. Так при изучении географии очень часто прослеживаются межпредметные связи с химией, математикой, биологией, физикой, т.е. с предметами естественно-научного цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихотворений в современный урок придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. По словам Т.П.Рачок, «поэзия даёт импульс творческому воображению и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия».

Интеграция географии с литературой – позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение.

Поэтому очень важно использовать на уроках различные литературные произведения. Эмоциональная окрашенность информации усугубляет её восприятие, делает это восприятие живым.

Стихотворения можно использовать не только для создания эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации.

У школьника хорошая память, но если в неё вводить недозируемую информацию, которую он не понимает, то со временем она перестаёт быть ему нужной и полезной. В стихотворных строках поэты часто скрывают образы в виде символов, глубоко проникающих в наше сознание и даже подсознание. Стихотворения органично вписываются в содержание урока и являются дополнением к основной учебной информации.

При подготовке к уроку учитель тратит большое количество времени на поиск и отбор необходимых произведений по изучаемой теме. Поэтому цель моей статьи – создание подборки стихотворений к теме «Внутренние воды России» 8 класс.

«Волга, Волга, без конца и края,                «От далёкого истока

Тихий вечер, лодка вдалеке…                        До Каспийских берегов

О тебе, родная, вспоминаю,                        Льётся Волга, льётся Волга-

О несущей воды вдаль реке».                        Речка песен и стихов».

                                

                        

«Свирепа Ладоги волна,                        «Хорошо по Онежскому озеру  плыть.

Что бьётся грудью о гранит.                         Сколько дивного можно для

Ты бойся силы этой, странник-                  сердца открыть:

Она потешится сполна!                                 Острова, и заливы, и рощи в цвету…»        

Ты ей и в штиль не доверяй-                        «Я вода голубая из озера Ильмень,

Она, как женщина, коварна:                        Но как только я к Ладоге трогаюсь в путь,

Сейчас добра и лучезарна,                        Возникает тогда моё древнее имя

Мгновенье – буря через край!»                Глуховатое чуть и волшебное чуть». Волхов

        Нева

«Какая сильная река,                                «Обь несёт свои вольные воды

По городу несётся бурно.                         По сибирским просторам века,

И чёрная порою как смола,                         Но меняют теперь с каждым годом

А отражает город чудно.                         Внешний облик её берега».

Мосты горят огнями ей,

А летом вовсе их разводят.                        «От Тувы до Океана,

Зимой не видит, как живём,                          В клочьях серого тумана,

Во льду одетая скучает…                          Поперёк Сибири всей

Весною с нетерпеньем ждём,                 Катит волны Енисей».

Когда в снегах она растает.                        «Ты штурмуешь высокие скалы,

История Петра в Неве,…                          Ты в работе с утра до утра.

Она наш город украшает,                          Так не зря навсегда от Байкала

Течёт с загадкою в себе,                          Убежала к тебе Ангара».

И поколения все знает…»                                        

        Северная Двина                                        Ангара        

В неизменной фуфайке сосновых лесов                «Коварная, лихая, сумасбродная,

Холодна, а порой диковата,                                 Родная дочь Байкала-старика,

Ты не рядишься в крылышки парусов,                 Ты по тайге меж гор течёшь, свободная,

Лишь плоты на тебе, как заплаты.                         Могучая сибирская река».

«Откуда Дон берёт начало,                                                        Лена

Где скрыта вечная струя,                                «К небу восходят твои берега,        

Что вниз по руслу величаво                                Воды твои устремляются

Уходит в дальние края?                                к верхнему полюсу.

Под невысокою берёзкой                                Лена великая, матерь-река,

Начало Дон своё берёт,                                        С гордым оленем и звёздным

Из-под травы земли московской,                        алмазом на поясе».

С Ивана-озера течёт».                                        «Ах, какое это чудо!

«Амур-могучая река!                                        Голубое плещет блюдо.

Посмотри на неё с высока!                                Хрусталём блестит вода

Как она длинна, широка!»                                Вся прозрачная додна!»

                                        Байкал

«Есть в тайге сибирской нашей                        «За снежными далёкими хребтами,

Больше моря чудо-чаша.                                У древних обомшелых скал,

Это – озеро Байкал                                        Седыми и косматыми валами,

В окруженье диких скал.                                Волнуется и сердится Байкал».

Озеро глубокое.                                                «Окружённый стеной-стражей скал,

Озеро могучее.                                                В зимний сон погрузился Байкал,

В ясный день – спокойное,                                Крепко лютыми вьюгами скованный.

А в грозу – кипучее.                                        Даль кругом, необъятная даль!

Окружают озеро                                                Лёд сверкает, как чистый хрусталь…

Горы и леса,                                                Спит Байкал –

Сверху отражаются                                        Богатырь заколдованный».

В водах небеса».                                        «Лесистых гор полуовалы,

                                                        Касанье голубых лекал,

                                                        И скалы, срезанные валом,

                                                        И небо, павшее в Байкал,

                                                        И сам он – величав и вечен,

                                                        В гранитной раме вырезной,

                                                        И весь – до донышка – просвечен,  

                                                        И весь – до капельки  – родной».

                                Баскунчак

«Есть удивительное место на Земле,                «Озеро солёное – озеро чудес!

Загадочное производит впечатленье,                Навсегда запомню я

Где средь равнины, где в пустынной мгле        Белый снег полей твоих,

Находится природы сотворенье».                        Глубину небес».        

«Вот солонка так солонка – Баскунчак:

По краям её – осока да типчак.

А внутри солонки – синяя вода,

А на дне солонки – соль белее льда!

Солона вода в солонке, солона.

Пусть преснее не становится она.

Охраняет пусть осока и типчак

Всероссийскую солонку – Баскунчак»!

                                        Река

«Не конь, а бежит, не лес, а шумит».

«Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала».

                                        Озеро

«Стоит корыто полно воды налито».

«Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряют косынки.

Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляют причёски.

И месяц, и звёзды – в нём всё отражается. Как зеркало это называется?»

                                        Болото

«Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя».

                                        Родник

«Летом в зной угостит водой ледяной».

«Под горою лес зелёный

 Пахнет сочною травой.

Бьёт родник струёй студёной

Из подземной кладовой».

nsportal.ru

Стихи о родной природе поэтов XIX века. Видеоурок. Литература 7 Класс

Тема: Край ты мой, родимый край!

Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

 

Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан (Источник)

Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев (Источник)

Федор Иванович Тютчев (1803–1873) (рис. 2)

Его по праву считают  певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык», – писал поэт.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны – оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

Рис. 3. Большая вода. Худ.  И. Левитан (Источник)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идет, весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..

Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с  ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский (Источник)

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

По-своему изобразил приход весны В.А.  Жуковский (рис. 4). 

Он нам известен как поэт-романтик, автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Жуковский является родоначальником пейзажной лирики в русской литературе.

Эле́гия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение.

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые  молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное – почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет (Источник)

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением. 

 Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев (Источник)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола. Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна – пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,     

Серебро и колыханье

Сонного ручья,       

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря…

Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

Рис. 7. Алексей Константинович Толстой (Источник)

Алексей Константинович Толстой (1817–1875)

Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!»

А. К. Толстой (рис. 7) – поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

Автор использует фонетический прием – ассонанс.

Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] – Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.

Благостный – умиротворяющий, несущий благо.

Каяться – исповедоваться в грехах.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Рис. 8. Благовест (Источник)

Благовест

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я,

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я,

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *