Конспекты уроков 8 класс информатика угринович – Конспекты уроков по информатике – 8 класс

Методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме: Поурочные разработки 8 класс

Поурочные разработки по информатике 8 класс.                            Учебник Угринович Н.Д. ОС Линукс Минт Росинка



Урок №1.Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

Урок №2-3. Информация в обществе и технике. Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. ОС Линукс».

Урок №4. Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Урок №5.Количество информации. Определение количества информации. Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации. ОС Линукс»

Урок №6.Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме  «Количество информации».

Урок №7.Контрольная работа № 1. «Количество информации».

Урок №1. Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

Цели урока:

  1. научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

План урока:

1. Орг. момент.(1 мин)

2. Теоретическая часть. ТБ. (20 мин)

3. Практическая часть. (15 мин)

4. Д/з. (2 мин)

5. Вопросы учеников. (5 мин)

6. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Теоретическая часть. ТБ.

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики.  Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина. Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.  Термин “информатика” (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает “информационная автоматика”.

Informatique = information + automatique    Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – “Computer science”, что означает буквально “компьютерная наука”.

Computer science- Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

  Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот,  немного перед.

    Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

    Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти – это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

    Колени – на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

    Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

    Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Эгрономика рабочего места

    Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

    Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

    Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

    Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

    дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

    держать в расслабленном состоянии плечи и руки – в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

    чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвига бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

    При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрячь уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабьте, затем можно повторить.

    При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

    Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

 Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

  Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

    Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

    Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

    Не стучите по клавиатуре и мышке.

    Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.

(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей.

Общепринятого определения информации не существует.

Слово «информация» происходит от латинского слова  informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

В   наиболее   общем   случае   под   «информацией»   понимаются   сведения   (данные),   которые воспринимаются  живым   существом   или   устройством   и   сообщаются  (получаются,   передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков.

Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.

В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Информация по-разному трактуется и изучается в различных областях знания.

Информация в физике.  В физике мерой беспорядка, хаоса для термодинамической системы является энтропия системы, тогда как информация (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул, организмов, популяций животных и так далее).

Таким образом, в физике информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком.

Информация в биологии.  В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.

Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов.   Гены  представляют  собой  сложные  молекулярные   структуры,  содержащие информацию   о   строении   живых   организмов.   Последнее   обстоятельство   позволило   проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.

Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах).

Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения   их   параметров.   Процессы   управления   включают   в   себя   получение,   хранение, преобразование и передачу информации.

Социально значимые свойства информации.  Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке — русском, английском и так далее. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией.

Информация   должна   быть   полезной,   тогда   дискуссия   приобретает   практическую   ценность.

Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации. Примерами передачи и получения бесполезной информации могут служить некоторые конференции и чаты в Интернете.

Широко известен термин «средства массовой информации» (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.

Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой.

Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике.

3. Практическая часть.

Знакомство с кабинетом,  техникой в кабинете, с ОС Линукс.

4. Д/з

1.Выучить конспект.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. § 1.1.1. – 1.1.2. Стр. 8-12 .

        3.Ответить на вопросы стр.8-12.

5. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

6. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.


Урок № 2-3. Информация в обществе и технике.

Практическая работа № 1.2 Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. ОС Линукс.

 Цели урока:

  1. помочь учащимся получить представление об информации в обществе и технике.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин)

2. Проверка знаний. (5 мин)

3. Теоретическая часть. (10 мин)

4. Практическая часть. (20 мин)

5. Д/з (2 мин)

6. Вопросы учеников. (5 мин)

7.  Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Проверка знаний.

Вопросы и задания

Приведите примеры информационных процессов  в растительном мире.

 Приведите примеры информационных процессов  в животном мире.

Что такое информационный процесс?

В чем проявляется информация?

Где протекают информационные процессы?

Перечислите информационные процессы. (Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации. К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, пе редача, кодирование, обработка, защита информации.)

Что составляет основу информационной деятельности человека? (Информационные процессы, осуществляемые по опреде ленным информационным технологиям)

3. Теоретическая часть.

Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения.

В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.

В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую   эти   сведения!   От   умения   человека   правильно   воспринимать   и   обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.

Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

? Глазами люди воспринимают зрительную информацию;

? Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;

? Органы обоняния позволяют ощущать запахи;

? Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;

? Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.

Виды   информации,   которые   человек   получает   с   помощью   органов   чувств,   называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Информационные   процессы  –  процессы   сбора,   обработки,   накопления,   хранения,   поиска   и распространения информации.

Слово процесс обозначает некоторое событие, происходящее во времени: учебный процесс, процесс роста, процесс горения… Всякий процесс связан с какими-то действиями, выполняемыми человеком, силами природы, техническими устройствами, а также вследствие их взаимодействия.

У каждого процесса есть объект воздействия: ученик, растение, горючее… Очевидно, что в информационных процессах объектом воздействия является информация.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных вычислительной техникой. Обычно под информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ  имеют  дело с  использованием компьютеров и программного обеспечения  для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Слово «технология» происходит от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение». Т.е. технология — действия для достижения поставленной цели. В ходе реализации технологии   материального   производства   получается  какой-либо   материальный   продукт.   Целью информационных технологий является информационный продукт.

Сбор информации.

Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять.

Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.

Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычными органами чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Одно   из   древнейших  сооружений,  используемое   для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке  до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов,   расположенных   концентрическими   кольцами.   На вертикальных   камнях лежат   горизонтальные   перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования   было   уставлено,   что   каменные   арки   дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых   лунок   помогают   предсказать   время   Солнечного   и Лунного затмений.

Одно из  древнейших  устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

Обработка информации.

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили

информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.

 Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

 Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.

 Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить.

 Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

Входная информация – это информация, которую получает человек или устройства.

Выходная информация – это информация, которая получается после обработки человеком или устройством.

Обработка   информации  —   процесс   планомерного   изменения   содержания   или   формы представления информации.

Обработка информации производится в соответствии с определенными правилами некоторым субъектом или объектом (например, человек или автоматическое устройство). Будет называть его исполнителем обработки информации.

Входная информация, представленная в символьной форме (знаки, буквы, цифры, сигналы), называются входными данными. В результате обработки исполнителем получают выходные данные.

Передача информации.

Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых   обозревались   окрестности.   Если   случался   пожар,   то   на   башне   днем   поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности.

В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по  каналу связи  с помощью  сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство.

От него информация попадает в кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

В   процессе   передачи   информация   может   утрачиваться,   искажаться.   Это   происходит   из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями   вы   встречаетесь   достаточно   часто:   искажение   звука   в   телефоне,   помехи   при телевизионной   передаче,   ошибки   телеграфа,   неполнота   переданной   информации,   неверно выраженная   мысль,   ошибка   в   расчетах.   Вопросами,   связанными   с   методами   кодирования   и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

Хранение информации.

Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге.

Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.

Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.

Носитель информации  — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.

Поиск информации.

Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.

Поиск   информации   —   это   извлечение   хранимой   информации.   Существуют   ручной   и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.

Методы поиска информации:

? непосредственное наблюдение;

? общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

? чтение соответствующей литературы;

? просмотр теле-, видеопрограмм;

? прослушивание радиопередач и аудиокассет;

? работа в библиотеках, архивах;

? запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

? другие методы.

Для   того   чтобы   собрать   наиболее   полную  информацию   и   повысить   вероятность   принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.

В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.

Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).

Защита информации.

В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.

Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.

Для защиты информации используют различные способы защиты:

? контроль доступа;

? разграничение доступа;

? дублирование каналов связи;

? криптографическое преобразование информации с помощью шифров.

4.  Практическая часть.

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. ОС Линукс».

АиПО: компьютер с установленной ОС Линукс и клавиатурным тренажером.

Цель работы: познакомиться с общим видом клавиатуры, основными группами клавиш и их предназначением.

Обеспечение: KTouch — клавиатурный тренажер, входящий в пакет образовательных программ KDE Edutainment Project. Распространяется согласно GNU General Public License.

KTouch обучает методу слепой печати.

Возможности программы

? Поддержка различных раскладок клавиатур.

? Возможность добавления новой раскладки.

? Редактирование упражнений.

? Детальная статистика по результатам выполняемых упражнений.

? Подсчет скорости и качества (аккуратности) печати.

? Различные цветовые схемы интерфейса .

Обучение на KTouch напоминает  аркадную игру. Курс для выбранного вами языка будет разделен на множество уровней, на каждом

из которых добавляется по две изучаемых клавиши. Перейти на следующий уровень можно только если вы достигли заданной скорости набора (120 символов в минуту) и заданного процента правильности (85%).

Впрочем, эти параметры можно и поменять.  

Имеется возможность изменить настройки, установить или убрать сигнал при ошибке, настроить изменение уровня, установив индивидуальные параметры. Так же можно изменить скорость прокрутки символов и установить или отменить подсветку клавиш. Все эти функции доступны из меню Настройка — Настроить Ktouch.

Эта программа может использоваться на уроках информатики в средней и старшей школе при изучении тем, связанных со знакомством с компьютером. Так же рекомендуется взрослым пользователям при начальном знакомстве с компьютером, а так же пользователям, желающим повысить скорость печати.

Ход работы.

1. Выбрать упражнение командой (Файл- Выбрать упражнение)

2. Ввести команду (Файл- Изменить упражнение)

3. Выполнить упражнение.

4. После выполнения упражнения выбрать более сложный уровень .

5.   Домашнее задание:

1.Выучить конспект.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса .§ 1.1.3 – 1.1.4.  Стр. 12-17 .

3.Ответить на вопросы стр.12-17

6.Вопросы учеников.

       Ответы на вопросы учащихся.

7.Итог урока.

      Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что же такое информация, обсудили свойства и формы представления информации, познакомились с информацией в технике и обществе.



        Страница

nsportal.ru

Уроки информатики – 8 класс – Информатика

© 2007 – 2018 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

РАЗРАБОТКИ


8 класс


В категории разработок: 26

Фильтр по целевой аудитории

– Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя

Данная разработка может быть использована при изучении устройства компьютера в 8 классе. Она содержит подробный конспект урока, презентацию и все необходимые приложения. Материал урока основан на УМК Угриновича Н. Д.

Цель – Создание условий для формирования целостного представления о функциональном назначении персонального компьютера и его архитектуре.

 

Целевая аудитория: для 8 класса

Традиционное использование PowerPoint при изучение темы: «Мультимедийные технологии» предполагает размещение текстовых и графических объектов и применение к ним несложных стандартных анимационных эффектов, как правило, входа или выделения, что в малой мере реализует возможности редактора презентаций.

PowerPoint – это не только средство для пользователя, знакомого с азами информационных технологий, а инструмент художника и режиссера, позволяющий осуществить в виртуальном мире любую творческую идею.

Помимо целей повышения наглядности и экономии времени, которые преследует любая презентация, сложные анимационные эффекты с поддержкой мультимедиа оказывают мощное психологическое влияние, многократно усиливающее восприятие презентуемого материала.

На данном уроке мы рассмотрим создание эффекта рисования кистью и закрепим знания в практической работе.

 

Целевая аудитория: для 8 класса

Разработка урока по теме: Содержательный и алфавитный подходы к определению количества информации.

Цель урока: Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению количества информации.

Тип урока: Комбинированный урок. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, соревнования.

Задания разработаны с использованием интерактивных творческих сред (Логомиры).

 

 

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок разработан по учебнику Семакина И. Г. “Информатика и ИКТ” 8 класс. Он представляет собой вводный урок в теме “Графическая информация и компьютер”, где учащиеся узнают, что такое компьютерная графика, принципы представления изображений. На данном этапе изучения темы предлагается рассмотреть историю компьютерной техники, а также области применения компьютерной графики.

  

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель урока: формирование первоначальных знаний о понятиях кодирования и перекодирование информации, кода, длины кода.

Урок снабжен презентацией «Кодирование информации», электронным кроссворд «Надписи на клавишах», тестом «Клавиатура», раздаточным материал «Практическое занятие «Обработка текстовой информации. Первое знакомство с Microsoft WORD. Практикум 2», карточками по теме «Кодирование: знаковые системы».
В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащемуся как можно более полно раскрыть свои способности. Развитие учащихся с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.
Учащимся на уроке предоставляется возможность:
• индивидуального темпа обучения;
• приобретение навыка оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.
Учитель получает возможность:
• провести быструю индивидуальную диагностику результативности процесса обучения, используя электронный кроссворд, так как подсчет баллов будет проводится автоматически;

  

Целевая аудитория: для 8 класса

Урок-игра “Числовой калейдоскоп” и сопровождающая презентация к уроку информатики в 8 классе по теме “Системы счисления”. Цель этого урока – закрепить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую. Урок проводится в виде состязаний между командами. На уроке предусмотрено 6 конкурсов, каждый из которых капитаны команд оценивают самостоятельно. В конце урока подводится итог и награждение победителей.

 

    

Целевая аудитория: для 8 класса

Урок информатики для учащихся 8-х классов по учебнику Угринович Н.Д.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
  • повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
  • научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
  • отработать навыки решения задач.
 

Целевая аудитория: для 8 класса

Итоговый урок по теме:«Первое знакомство с компьютером» для учащихся 8 класса. Материал содержит презентацию, конспект и раздаточный материал. В ходе урока используется работа в парах, индивидуальная и групповая работа.  

Целевая аудитория: для 8 класса

Представлен материал по теме “Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)”. Рассмотрены основные принципы построения сложного условия в ЯП Паскаль. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный. Это второй урок по теме “Условный оператор языка программирования PASCAL”, на первом уроке было введено понятие условного алгоритма. Материал содержит конспект урока и дидактические средства (презентация, плакат, карточки для самостоятельной работы, карточки для выполнения домашней работы, а также самоанализ урока). Данный урок давался в рамках аттестации.  

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель урока: – познакомить учащихся с основными встроенными функциями ;
Задачи урока:
Образовательная:
– познакомить детей с встроенными функциями;
– научиться использовать встроенные функции для решения конкретных задач.
– закрепить навыки по созданию и заполнению ЭТ.
Воспитательная:
• Воспитать трудолюбие, самостоятельность, культуру речи и общения, внимательность, усидчивость, аккуратность, точность.
Развивающая:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и способностей;
• способствовать формированию приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету;
• развивать представления об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.  

Целевая аудитория: для 8 класса

Конкурсы


Диплом и справка о публикации каждому участнику!

www.uchportal.ru

Урок 1. Введение – Информатика 8 класс

Разработка урока на тему “Введение” для проведения урока в 8 классе по УМК Л.Л. Босовой , А.Ю. Босовой. ФГОС.
Планируемые учебные результаты:

Предметные: развитие общих представлений о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ; проверка знаний;
Метапредметные: формирование целостных представлений о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Личностные: развитие умений и навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ..

Решаемые учебные задачи:
1) знакомство учащихся информатикой как наукой, с еѐ местом в системе других наук, с целями изучения курса информатики и ИКТ;
2) обобщение и систематизация знаний учащихся о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни;

3) знакомство с особенностями изложения учебного материала в учебнике;
4) повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ.

© Наталья Викторовна Кутепова Наталья Викторовна Кутепова

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать Урок 1. Введение категории Информатика 8 класс бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Документ является презентация, конспект.



Скачать материал 5.6Mb
Загрузка началась… Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!

easyen.ru

План-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме: “Введение в информатику”.

Конспект открытого урока в 8 классе.

Тема: «Введение в информатику»

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 класс.

 УМК- Гилярова М.Г. «Информатика», Большая школьная энциклопедия. Естественные науки, Макарова Н.В «Информатика 7-9 кл».

На данном уроке учитель  использует  информационно-коммуникационные технологии (презентацию для обсуждения по теме урока – выложена на личном сайте учителя), технологию обучения в сотрудничестве (работа в группах), здоровьесберегающие технологии (распределение работы по сложности, индивидуальная работа учащихся).

 Цели урока:

 – научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

 – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

 – развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Задачи:

-Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер, ТБ при работе в компьютерном классе.

Оборудование:

доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

План урока:

I. Орг. момент.(1 мин)

 II. Теоретическая часть. ТБ. (15 мин)

 III. Практическая часть. (15 мин)

 IV. Д/з. (2 мин)

 V. Вопросы учеников. (5 мин)

 VI. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

 I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Теоретическая часть. ТБ.

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми  знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин “информатика” (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает “информационная автоматика”.

Informatique = information + automatique

 Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – “Computer science”, что означает буквально “компьютерная наука”.

Computer science

 Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти – это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени – на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу – это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

держать в расслабленном состоянии плечи и руки – в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

Не стучите по клавиатуре и мышке.

Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.

 (Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

III. Практическая часть.

Учащиеся делятся на две группы.

Первая группа – учащиеся имеющие навыки работы с компьютером. Этим учащимся дается самостоятельное задание: в папке «Мои документы\ученик» создать свою папку, затем запустить Microsoft Word и ответить на вопросы:

Что такое компьютер?

Где применяются компьютеры?

Что такое информатика?

Что изучает информатика?

Что такое информационные технологии?

Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.

1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

 2. Включаем компьютер, начинается процесс загрузки. Появилась картинка. Берем в руки мышь и пробуем управлять курсором на экране. Щелкаем пользователя «Ученик» и входим в систему.

 3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки (ярлыки) программ. Сейчас мы должны научиться выполнять с помощью мышки некоторые основные действия. Первое – чтобы запустить программу, нужно навести указатель на значок программы и сделать быстрый двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.

 4. Запускаем программу «Блокнот». Используя мышь, выполняем следующие действия: перемещение окна программы, развернуть окно, свернуть окно, изменить размер окна.

 5. Запускаем еще одну программу «Калькулятор». Пробуем переключаться между этими программами щелчком по окну и щелчком по кнопке на панели задач.

 6. Закрывает программы.

 7. Запускаем программу «Paint». Работаем с окном программы. Затем пробуем создать простой рисунок. Закрываем программу.

 8. Отрабатываем работу с мышью используя игры «Крестики-нолики», «Пазлы» и «Moorhuhn 3 DL».

IV. Д/з

 Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.

V. Вопросы учеников.

 Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.

Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышкой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по ее значку, нажимать на кнопки, выбирать пункты меню.

Директор школы №1362:                                                                       Соловьева Н.С.

Учитель:                                                                                                 Устинова С.Ю.

nsportal.ru

План-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему: Урок по теме: ” Устройство компьютера”, 8 класс, Н.Д. Угринович

План-конспект урока информатики в 8 классе

по теме «Устройство компьютера »

ФИО (полностью)

Михайлова Наталья Валерьевна

Место работы

МБОУ КСОШ №32

Должность

учитель информатики

Предмет

информатика

Класс

8

Тема урока

 «Устройство компьютера » раздела «Компьютер как универсальное устройство  для обработки информации»

Базовый учебник

Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. 8 класс Базовый уровень»

8.Ц ели урока:

 8.Цели урока:

  • Образовательная: расширить представления учащихся о  компьютереи его назначении, познакомить с принципиальной схемой устройства и работы  компьютера;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;
  • Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;

9.Задачи:

  • познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;
  • заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств  компьютера;
  1. Тип урока: урок введения новых знаний
  2. Формы работы учащихся:

Фронтальная

 индивидуальная,

 работа в парах

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийное проекционное оборудование

Ход урока

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  1. Актуализация опорных знаний ( 5 мин.)

Персональный компьютер представляет собой набор взаимосвязанных устройств.

Какие устройства компьютера вам знакомы? ( учащиеся отвечают, из курса информатика 7 кл.)

Основные устройства компьютера:

1.Монитор- устройство вывода информации. Монитор (дисплей)

 Современные мониторы различаются по следующим параметрам: размер экрана (от 14 до 29 дюймов), разрешающая способность (от 800 х 600 до 2048 х 1536 точек), тип монитора (электронно-лучевой, жидкокристаллический, газоплазменный и т. п.

  1. Клавиатура, мышь – устройство ввода информации
  2. Системный блок ( процессор- устройство  обработки информации, жесткий диск- устройство хранение информации, дисковод- для записи и считывания информации) (/dlrstore/ad3650d6-a61e-49b6-962f-2eb09eb0be12/%5BINF_028%5D_%5BQS_06%5D.html)

Дополнительные устройства:

Сканер -устройство для ввода изображений (рисунков, текстов, чертежей, фотографий) в память компьютера

Проектор- устройство вывода информации на экран ( показ презентаций)

Манипулятор джойстик -устройство ручного управления компьютерными играми. Чаще всего представляет собой рукоятку с кнопками управления

Акустическая система (звуковые колонки или стереонаушники)-устройство вывода звуковой информации. Является техническим средством мультимедиа.

Принтер (устройство печати)-устройство для вывода текстовой и графической информации на бумагу или пленку.

 Принтеры различаются по способу получения изображения (матричные, струйные, лазерные, термопринтеры), по возможности осуществления цветной печати, по качеству печати (количеству точек на дюйм) и т. п.

По принципу действия принтеры делятся на:

ударные (матричные)

неударные (струйные и лазерные)

Матричные принтеры: печатающая головка состоит из вертикального столбца маленьких стержней, которые под воздействием магнитного поля выталкиваются, ударяют по бумаге через красящую ленту и оставляют строку символов. Красящая лента сожжет быть намотана на катушки или уложенной в специальную коробку (картридж). Самые дешевые принтеры. Качество печати не высокое. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу.

Струйные принтеры: мельчайшие капли краски выдуваются на бумагу через крошечные сопла. Высокое качество печати. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Лазерные принтеры: частицы краски переносятся со специального красящего барабана на бумагу посредством электрического поля. Качество печати высокое. Скорость печати в среднем – от 4 до 15 страниц за 1 минуту. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Тема урока ( после просмотра презентации, вместе с детьми формулируем тему урока и цели)

3.Формирование новых знаний (демонстрация презентации «Основные устройства персонального компьютера. Процессор» (/catalog/res/09345b27-f645-4270-93c7-da070d8e0273/view/)

Сегодня  на уроке мы рассмотрим:

1.Системный блок. 

В системном блоке размещены следующие компоненты компьютера: системная (материнская) плата с микропроцессором, внутренней памятью (ОЗУ и ПЗУ) и контроллерами, накопители для магнитных и оптических дисков, блок питания.

Корпус системного блока представляет собой модульную конструкцию и дает возможность быстро собрать различные модификации компьютеров, используя компоненты электронных устройств, как детали детского конструктора.

Системная (материнская) плата:

Электронный модуль, в котором размещены следующие компоненты: микропроцессор (основной элемент компьютера, выполняющий операции обработки информации и управляющий работой компьютера), внутренняя память (ОЗУ и ПЗУ), информационная магистраль (общая шина).

2.Процессор и его характеристики:

– производительность процессора (является его интегральной характеристикой и характеризует скорость выполнения программ.

Производительность процессора прямо пропорциональна разрядности процессора, его частоте, а также зависит от его архитектуры.

Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов, которые процессор обрабатывает одновременно.

 С момента появления первого процессора (за 40 лет) разрядность процессоров увеличилась в 16 раз (с 4 до 64 битов).

-частота процессора  (равна количеству тактов обработки данных, которые процессор производит за 1 секунду, и измеряется в мегагерцах (МГц).

С момента появления первого процессора частота процессоров увеличилась в 37 000 раз (с 0,1 МГц до 3700 МГц).

  1.  Формирование умений и навыков ( практическая работа, задание получает каждый)

Ребята, сейчас мы выполним практическую работу, в ходе которой вы научитесь определять разрешающую способность мыши.  ( работа в парах, учитель следит за ходом выполнения практической работы)

Практическая работа. Определение разрешающей способности мыши.

Разрешение ЖК 17-дюймового монитора 1024×768 пикселей;

разрешение монитора на ЭЛТ 800×600 пикселей.

Положите мышь на приготовленный листок бумаги. Совместите указатель мыши с левым нижним углом монитора. Отметьте положение мыши на листе бумаги. Переместите мышь в левый верхний угол монитора. С помощью линейки определите перемещение мыши на бумаге. Аналогично вычислите расстояние, пройденное мышью при перемещении указателя из левого верхнего в правый верхний угол монитора. Оформите результат исследования:

1 измерение. Перемещение указателя мыши 768 пикселей.

Перемещение мыши ____ см : 2,54см/дюйм = _____дюймов.

Разрешающая способность мыши 768 пикселей : ____ дюймов = ______пикс/дюйм.

2 измерение. Перемещение указателя мыши 1024 пикселя.

Перемещение мыши ____ см : 2,54см/дюйм = _____дюймов.

Разрешающая способность мыши 768 пикселей : ____ дюймов = ______пикс/дюйм.

Среднее значение: ______пикс/дюйм.

Тестовая работа  на компьютере ( My Test)

Вопрос №1. Выберите устройства, предназначенные для ввода информации

  1. Клавиатура
  2. Монитор
  3. Мышь
  4. Микрофон
  5. Сканер
  6. Принтер

Вопрос №2. Какое устройство является главным устройство  компьютера?

  1. Системный блок
  2. Материнская плата
  3. Оперативная память
  4. Процессор
  5. Жесткий диск

Вопрос №3. Чем больше тактовая частота процессора, тем?

  1. Выше скорость работы процессора
  2. Ниже скорость работы процессора
  3. Больше объем данных, обрабатываемых за единицу времени
  4. Ниже объем данных, обрабатываемых за единицу времени

Вопрос №4. Ученый, который сформулировал основные принципы работы компьютера …

  1. Андрей Николаевич Колмогоров
  2. Дмитрий Иванович Менделеев
  3. Михаил Васильевич Ломоносов
  4. Джон фон Нейман


Вопрос №5. Выберите устройства, предназначенные для вывода информации

  1. Клавиатура
  2. Монитор
  3. Колонки
  4. Микрофон
  5. Сканер
  6. Принтер

Вопрос №6. Какое устройство предназначено для подключения всех внутренних устройств компьютера?

  1. Системный блок
  2. Материнская плата
  3. Оперативная память
  4. Процессор
  5. Жесткий диск

Вопрос №7. От чего зависит производительность компьютера?

  1. От характеристик процессора
  2. От объема оперативной памяти
  3. От количества внешних устройств компьютера
  4. От типа монитора

Вопрос №8. Для долговременного хранения информации служит

  1. Дисковод
  2. Оперативное запоминающее устройство
  3. Процессор
  4. Внешняя память
  1. Итог урока 

Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

 На фотографии  системный блок, назовите устройства: Материнская плата, блок питания, процессор, жесткий диск, ОП)

 Мы достигли поставленной цели?

  1.  Рефлексия
  2. Д/з п.2.2.1-2.2.3, презентацию ( или доклад) по одному из устройств.

Ссылки на используемые цифровые образовательные ресурсы:

            http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcd154a7-b565-49b9-8b78-d8a8009556c9/9_45.swf

            http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2d9e993-1ea6-4e75-980c-8844e3cd62b4/9_50.swf

           

nsportal.ru

Конспект урока по информатике 8 класс.

09.2018 урок № 4 класс 8

Тема урока: Кодирование информации.

Цели и задачи урока: 1) сформировать понятие знаков и знаковых систем; научить классифицировать знаки по их видам; 2) способствовать развитию логического мышления, расширению кругозора; 3) воспитание целеустремленности, расширение кругозора, формирование интереса к предмету, развить интерес к изучению информатики.

УУД:

Регулятивные – планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные – Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (формы представления информации, информационные процессы), умение объяснять взаимосвязь информационных процессов.

Коммуникативные – Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: ТЕСТ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

2) (1 б.) Верные ответы:

2;

1;

3;

2;

1;

1;

3;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (1 б.) Верный ответ: “фонемы”.

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (1 б.) Верные ответы: 3;

7) (1 б.) Верные ответы: 1;

8) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 4;

  1. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы будем с вами изучать новую тему. Запишите число, классная работа. Тема урока: «Кодирование информации.».

ПРОСМОТР ВИДЕОУРОКА.

Учитель: Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные и формальные языки. Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

Кодирование — это процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

Код — система условных знаков (символов), каждому из которых ставится в соответствие определенное значение.

Все множество символов, используемых для кодирования, называется алфавитом кодирования. Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 0 и единица.

Код состоит из определенного количества знаков (например, текстовое сообщение состоит из определенного количества букв, число — из определенного количества цифр и т. д.), т. е. имеет определенную длину.

Количество знаков в коде называется длиной кода.

В процессе обмена информацией между людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации к другой. Так, в процессе чтения вслух производится переход от письменной формы представления информации к устной и, наоборот, в процессе диктанта или записи объяснения учителя происходит переход от устной формы к письменной. В процессе преобразования информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую происходит перекодирование информации.

Перекодирование – это операция преобразования знаков или групп знаков одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

Информация может быть представлена в форме числа, текста, графики или звука.

Например, кодом в виде текста является такая запись «Двести тридцать один».

Эта же информация в виде звука «Двести тридцать один».

А теперь информация в виде числа «Двести тридцать один».

Средством перекодирования служит таблица соответствия знаковых систем (таблица перекодировки), которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.). Существуют три основных способа кодирования текста:

  1. графический — с помощью специальных рисунков или значков;

  2. числовой — с помощью чисел;

  1. символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой.

Рассмотрим некоторые способы кодирования.

1 способ. Кодированием информации с помощью букв русского алфавита. Суть этого способа заключается в том, чтобы каждую букву сообщения заменить ее номером в алфавите.

2 способ – флажковая азбука. При помощи этой азбуки осуществляется передача и прием сообщений между судами и кораблями в пределах прямой видимости. Здесь, каждой букве соответствует определенный флаг.

3 способ. Азбука Морзе.

Информация кодируется тремя «буквами»:

  • длинный сигнал (тире),

  • короткий сигнал (точка) и

  • отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв.

Таким образом, кодирование сводится к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке.

4 способ. Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, которая считается написанным по кругу.

5 способ. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Пусть требуется перевести двоичное число в десятичную систему счисления.

Чтобы осуществлять перевод из двоичной системы счисления в десятичную, следует для начала пронумеровать разряды исходного числа справа налево, начиная с нуля. Пронумеруем

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

А теперь запишем наше число в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2.

И вычислив по правилам десятичной арифметики, получим число 232.

Пусть теперь требуется перевести двоичное число в восьмеричную систему счисления. Для этого следует разбить это двоичное число на триады, начиная с младшего бита.

Если старшая триада не заполнена до конца, как в нашем случае, следует дописать в ее старшие разряды нули. После этого необходимо заменить двоичные триады, начиная с младшей, на числа, равные им в восьмеричной системе. Это числа: 4, 7, 6, 6, 4, 5, 5, 2.

Таким образом, наше двоичное число запишется в виде: 25546674.

Аналогично поступаем при переводе чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную, но разбиение двоичного числа производим на тетрады. Для примера будем использовать то же двоичное число, что и при переводе в восьмеричную систему счисления.

Заменяя двоичные тетрады на их шестнадцатеричные значения, то есть на C, B, D, C, 6, 5, получим искомое шестнадцатеричное число: 56CDBC.

А теперь давайте мы попробуем перевести число 158 из десятичной в двоичную систему счисления. Для этого нужно выполнить последовательное деление нацело числа 158 на основание новой системы счисления, то есть на 2. Получим число 79 и остаток от деления ноль. Далее число 79 делим на 2. Получим число 39 и остаток равный единице. Аналогичные действия выполняем до тех пор, пока частное не станет равным единице.

Затем запишем остатки от деления в обратном порядке, заменив их цифрами новой системы счисления, т.е. мы получим число 11101000.

При переводе числа из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную, необходимо только заменить каждую цифру шестнадцатеричного числа ее эквивалентом в двоичной системе счисления (используя таблицу соответствия). И не забываем, что каждое шестнадцатеричное число следует заменять двоичным, дополняя его до 4 разрядов (в сторону старших разрядов).

Пусть требуется перевести шестнадцатеричное число F1 в двоичное число. Воспользовавшись таблицей соответствия, получим: F соответствуют четыре единицы в двоичной системе счисления, а 1 соответствует такая запись 0, 0, 0, 1 в двоичной системе счисления.

Итак, число F1 в двоичной системе счисления запишется так 11110001.

Пусть теперь нам нужно перевести число F1 из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную. Обычно при таком переводе чисел вначале шестнадцатеричное число переводят в двоичное, затем разбивают его на триады, начиная с младшего бита, а потом заменяют триады соответствующими им эквивалентами в восьмеричной системе. В итоге у на получится, что исходному числу в восьмеричной системе счисления соответствует число 361.

Физкультминутка

  1. Закрепление и коррекция знаний.

Учитель:

  • Кодирование – это процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

  • Код – это системы условных знаков (символов), каждому из которых ставится в соответствие определенное значение.

  • Основные формы представления информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая.

Учитель: ребятам дать примеры перевода из 16 – чной с.сч. в 2-ную. По образцу. СЛАЙД 18.

  1. Информация о домашнем задании.

Стр. 22 – 24 прочитать, ответить на вопросы.

    1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

активно/ пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/ не доволен

Урок для меня показался

коротким/ длинным

За урок я

не устал/ устал

Мое настроение

стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

легким/ трудным

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание #1

Вопрос: Какие знаки относятся к естественным языкам?

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) Китайский язык

2) Музыкальные ноты

3) Немецкий язык

4) Обозначения химических элементов

5) Английский язык

6) Логические схемы

Задание #2

Вопрос: Соотнесите знаки с их способом восприятия

Укажите соответствие для всех 7 вариантов ответа:

1) Зрительные

2) Слуховые

3) Осязательные

__ Сигнал сирены

__ Цифры

__ Рукопожатие

__ Сигнал звонка

__ Буквы

__ Музыкальные ноты

__ Похлопывание по плечу

Задание #3

Вопрос: Под термином”символ” понимается

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) отдельный элемент конечного множества, отличный от других

2) знак, для которого связь между формой и значением устанавивается по общепринятому соглашению

3) составная часть устного сообщения

4) начертание букв алфавита естественнного языка

Задание #4

Вопрос: Как лингвисты называют звуковые знаки?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #5

Вопрос: Язык является формальным, если

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) задано определенное количество символов в каждом слове

2) каждое его слово имеет не более двух значений

3) язык является исторически сложившимся

4) каждое слово имеет одно значение и однозначно заданы правила построения слов

Задание #6

Вопрос: Из скольки знаков состоит знаковая система в процессах хранения, обработки и передачи информации в компьютере?

Выберите несколько из 4 в

infourok.ru

План-конспект урока информатики и икт (8,9 класс) по теме: Разработки уроков по информатике и ИКТ

Тема урока: “Компьютерная память.” (9 класс)

Цели урока: 1. Рассказать детям о способах хранения информации и видах компьютерной памяти.

2. Развивать мышление, внимание, память.

3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: ПО, информатика “Базовый курс”, наглядности.

План урока:

I. Орг.момент.

II. Объяснение нового материала:

а) хранение информации.

б) внутренняя память.

в) внешняя память.

г) «Проводник» (Адресная строка. Файл)

III. Д/з.

IV. Итог урока.

Ход урока:

I. Орг.момент.

 – Сегодня мы поговорим о компьютерной памяти, ее видах, о том, как у нас хранится информация.

II. Объяснение нового материала:

а) – Что такое компьютер? Какие 4 основные устройства включает в себя? (устройство ввода, запоминания, обработки, вывода)

 – А на чем хранится информация? (внутренняя и внешняя память)

 – Большое внимание при покупке компьютера мы обращаем на объем памяти. Чем больше память, тем больше работоспособность процессора. Как вы уже знаете, память компьютера делится на 2 вида: внутренняя и внешняя. Сегодня мы поговорим об этом подробнее.

б) – Внутренняя память компьютера представлена в виде 0 и 1, распознает только значения бита. Бит – наименьшая частица памяти компьютера. Но ему проще работать с совокупностью 8 битов, которая им воспринимается как единое целое – байт. Можно сказать, что байт – это 8-иразрядное двоичное число, комбинация из 0 и 1, например: 10101110.

Вся работа компьютера – это управление потоками байтов, которые устремляются в машину, преобразуются по командам программ, запоминаются, записываются, а также выходят на экран или бумагу через принтер в виде хорошо знакомых нам букв, цифр, служебных знаков.

Большие наборы байтов удобнее измерять более крупными единицами:

1024 байт – 1 Кбайт

1024 Кб – 1 Мб

Как машина запоминает и хранит байты (точнее, значения байтов)? В нашем распоряжении 2 хранилища: одно временное (оперативная память) и одно постоянное (магнитные диски).

Оперативную память сокращенно называют ОЗУ. Ее принципиальной особенностью является способность хранить информацию только во время работы компьютера.

ОЗУ – так называемый черновик, где временно записываются программы, данные и результаты обработки. Для пользователя эти результаты обретают завершенный вид, если они оформлены и выданы в определенном виде на экран, принтер или записаны для постоянного хранения на магнитный диск. После загрузки новой программы прежнее содержимое ОЗУ замещается новым, а после выключения компьютера пропадает вовсе.

Для постоянного хранения информации предназначены магнитные диски:

 – жесткий несъемный диск (винчестер). (Информация, которая более или менее часто используется в работе: программы ОС, сервисные программы, прикладные программы, текстовые документы, файлы базы данных)

Винчестер значительно превосходит гибкие диски по скорости доступа, емкости и надежности.

 – сменные гибкие диски (дискеты)

ПЗУ – отвечает за работу компьютера (загрузка)

в) – Устройства внешней памяти – это, прежде всего, магнитные устройства для хранения информации.

Все знают, что на магнитофон мы записываем речь, музыку, а затем прослушиваем записи. Звук записывается на дорожках магнитной ленты с помощью магнитной головки. С помощью этого же устройства магнитная запись снова превращается в звук.

Аналогично действует устройство внешней памяти компьютера. На дорожки магнитной ленты записывается все тот же двоичный код: намагниченный участок – 1, не намагниченный – 0.

1) – Самое распространенное устройство внешней памяти на современных компьютерах – это накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы. Дисковод предназначен для чтения дискет.

Дискеты используются для обмена программами и данными между компьютерами, для хранения архивной информации, не используемой в работе, для хранения запасных копий программ и данных.

Диаметр дискеты 3,5 дюйма (диск 3,5 (А:), емкость 1,44 Мбайт. Для того, чтобы компьютер мог работать с дискетой, ее предварительно нужно разметить, отформатировать (разбить на дорожки и секторы).

сектор

Запись на дискету возможна на 2 сторонах, создается 18 дорожек по 18 секторов. Емкость каждого сектора 512 байт (0,5Кб). Общая емкость гибкого диска составляет 1,44 Мб. (2*18*18*512≈1,44 Мб).

дорожка

Реально на дискете можно поместить ≈1,38 Мб. На 0-й дорожке расположена специальная таблица, ее называют FAT–таблица, в ней даны адреса файлов, занимает 33 сектора.

2) – Так же к внешним носителям относятся оптические, или лазерные диски. На них используется не магнитный, а оптико-механический способ записи и чтения информации. Информация на эти диски записывается однократно в промышленных условиях, а на вашем компьютере ее можно только читать. Этим и объясняется название данного вида носителей: CD-ROM (CD – Read only memory – компакт-диск только для чтения). Емкость компакт-диска достигает 650 Мб (По сравнению со средней памятью современного жесткого диска, чтение информации значительно ниже, чем у винчестера).

3) – Следующий вид дисков – магнитооптические диски, совмещающие оптический и магнитный механизмы записи информации. На них достигается высокая плотность размещения информации, и использоваться они могут как для чтения, так и для записи. Это диски CD-R, CD-RW (750 Мб).  CD-R – с возможностью дозаписи (1 раз)

4) DVD – диски (4,7 Гб)

 – Как вы думаете, а можно ли записать информацию впритык, 700 Мб?

г)  – Вся информация, которая записывается на магнитный диск, представлена блоками – наборами байтов, называемых файлами. Каждый файл должен иметь обозначение (имя), по которому человек и система опознают и используют файл.

Иного способа представления информации на диске нет. Даже если вы захотите записать на диск одну букву «я», вам придется дать ей имя и оформить как файл. Имя чаще всего имеет окончание, которое отделено от основной части точкой и называется расширением.

Расширение может отсутствовать и является необязательным, оно описывает содержимое файла. Многие программы сами устанавливают расширение. Наиболее часто используют следующие:

.exe – готовые к выполнению программы

.txt  – текстовый файл

.bmp – графический файл

.wav – музыкальный файл

Файлы на диске появляются в результате работы различных программ – текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов и т.д.

Важнейшие характеристики файла – имя, длина (байты), дата создания или обновления (день, месяц, год) и время создания или обновления (часы и минуты).

На диске могут находиться тысячи и даже десятки тысяч файлов, ориентироваться в которых практически невозможно, если их не разбить на тематические группы.

Поименованная группа файлов называется каталогом, или папкой.

Структуру распределения информации на диске можно сравнить с обычной книгой…

В начале или в конце книги обычно присутствует оглавление – список названий параграфов, глав. На диске тоже есть такой список, содержащий имена хранимых файлов. (Работа с Проводником: Пуск → Программы → Стандартные, или вызов контекстного меню)

Проводник состоит из 2-х частей-окон. В левой части – «ветвистое дерево» папок («+»). В верхней части – текстовое меню и панели с кнопками. Проводник показывает строение файлов и папок на диске.

Адресная строка: C:\ doc\ doc2\ read.me (корневой каталог, каталог 1-го уровня, каталог 2-го уровня, файл).

Вывод: т.о., все многообразие данных, которые обрабатывают ПК, складывается из элементарных «кирпичиков» – цифр 0 и 1(битов). Далее, в порядке укрупнения, возникает цепочка: «бит → байт → файл → каталог/папка → диск».

III. Д/з. (§48)

IV. Итог урока.

 – О чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

 – Какие виды памяти существуют?

 – Что является наименьшей частицей памяти?

 – Что относится к внутренней памяти? внешней?

 – Что такое файл? Какова характеристика файла?

 – Что называется каталогом?

 – Какая программа показывает строение файлов и папок на диске? (адресная строка)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *