Конспект урока по биологии 8 класс ткани: Конспект урока биологии “Ткани” (8 класс)

Содержание

Конспект урока по биологиив 8 классе на тему: “Ткани организма”

Конспект урока по биологии в 8 классе Тема : «Ткани организма человека»

Проверен экспертом

Тема : Ткани организма человека

Подготовила : учитель биологии МКОУ « Татильская СОШ» Табасаранского района с.Татиль. Курбанова Санабер Кадирбеговна

Предмет: Биология.

Тема урока:  Ткани организма человека

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:   определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.

Задачи урока:

Образовательные:

1. дать понятие о тканях, раскрыть принцип их строения, показать   на примерах  взаимосвязь строения и функции;

2. научить распознавать ткани под микроскопом и на фотографии;

3. определять тип ткани по фотографиям микропрепаратов.

Развивающие:

1. развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).

2. с помощью наглядного изображения развивать представление о гистологии человеческого организма;

3.развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.

4.совершенствовать навыки работы с микроскопом.

5. развивать умения использовать информационную среду для поиска необходимой информации по определенной теме.

6. привлекать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, рассказывать по рисунку и таблице, делать выводы.

Воспитательные:

• научить бережно относиться к своему организму;

• продолжить формирование логического мышления.

 

Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

                            гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая    

                            соединительная ткань, нервные клетки),карточки для работы с

микропрепаратами, компьютер, компьютерная презентация, проектор.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

представления о четырёх видах тканей организма человека

Умения:

отличать между собой разные виды тканей организма человека

уметь составлять описание ткани

определять какой тканью образован орган

Личностные:

характеризовать значимость каждой ткани для организма человека

развивать умения строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные :

работать с разными источниками знаний для получения информации

преобразовывать информацию из одной формы в другую

аргументировать свою точку зрения

Формы работы на уроке: Фронтальная беседа. Исследовательская деятельность: работа с микропрепаратами, работа с таблицей, сравнительный анализ тканей.

Ход урока.

1.    Орг.момент

2.    Обозначение темы и цели урока.

Что является структурной единицей живого? (клетка)

Почему клетки имеют отличительные особенности строения даже в пределах одного организма? (имеют разное строение)

Как называется группа клеток сходных по строению в связи со сходными функциями? (ткань)

Слайд 1. Запись темы в тетрадь.

Определим цель урока.

Установлено, что в организме человека 4 типа тканей, обладающих своими особенностями строения и функционирования. И в то же время каждый орган , выполняющий определенную функцию, образован сразу несколькими разными тканями.

Цель урока: определить каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями.

Изучив строение и функции разных тканей организма человека, мы сможем решить сложившуюся проблему.

– Что мы изучим сегодня на уроке?(виды, строение, значение)

– Чему научимся? (различать виды тканей)

– А зачем нам изучать ткани? (узнать практическое значение)

– Как мы будем изучать тему?

1. Выясним строение ткани

2. Значение ткани

3. Научимся различать ткани

. Узнаем, зачем нам изучать эту тему.

3.    Изучение нового материала.

Ученые давно пытаются понять каким образом земноводные регенерируют хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и сердце, и глазные ткани, и спинной мозг. А как у человека? Известно только 2 вида клеток, которые могут регенерировать – это клетки крови и печени. Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Можно ли выращивать новые зубы? Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани? С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Все необходимое для исследования тканей человека у вас есть.

Итак, повторим, что такое ткань?

У человека, как и у животных, существует 4 типа тканей : эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Сейчас вы начертите таблицу в тетрадь (слайд 2) и в течение урока будете ее заполнять.

Итак, первая ткань – это эпителиальная. Возьмите препарат с этой тканью и рассмотрите под микроскопом. Выполните задания по карточке, заполнив таблицу (слайд 2).

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Ролевая игра « Живая скульптура».

Пять учащихся располагаются так, как клетки эпителиальной ткани (плотно). Еще 1 учащийся изображает чужеродной тело, пытающееся проникнуть через клетки. В каком случае ему это удастся?

Вывод : клетки микроорганизмов не проникнут через неповрежденные покровы.

Главная функция эпител.клеток – защитная.

А сейчас, сделайте самопроверку (слайд 3) и поставьте себе баллы в оценочный лист. За каждый правильный пункт – 1 балл.

Нервная ткань. Работа с препаратом карточкой, заполнение таблицы.

1.Как выглядит клетка нервной ткани?

2. Как расположены клетки в этой ткани?

3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

4. Какие свойства могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Затем учащиеся проверяют правильные ответы по слайду 4. Правильный ответ – 1 балл.

Соединительная ткань . Работа с карточкой и препаратом.

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Игра «Живая скульптура». Учащиеся становятся на расстоянии друг от друга.

Цель : показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество. Вывод: соединительная ткань обеспечивает очищение клеток нашего организма.

Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 5) и ставят баллы в оценочный лист.

Мышечная ткань. Работа с карточкой и препаратом.

1. Как выглядит клетка мышечной ткани?

2. Какое свойство могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Игра. Учащиеся берутся за руки (вытянутые). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры? (рукопожатия). А теперь, как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани? (кольцо, взявшись за руки).

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно, а поперечно-полосатая –быстро, сердечная – автономно.

Учащиеся осуществляют самопроверку (слайд 6) и ставят баллы в оценочный лист.

А теперь вернемся к проблемному вопросу, который вы поставили в начале урока. Так каким же образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями? (они тесно взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают выполнение главной функции органа).

Правильный ответ на этот вопрос – ставит себе в оценочный лист 3 балла.

4. Закрепление. Слайд 7,8,9

На карточках – текст с пропущенными словами. Цель: вставить нужные по смыслу слова. (слайд 7). Подписать листочки. Взаимопроверка! Выставление баллов в оценочный лист.

5. Дом.задание. слайд 10

1 уровень – § 8

2 уровень – § 8, ответить на вопросы после параграфа

3 уровень- § 8, сделать практическую работу в конце параграфа под !

6. Оценивание.

1. Оцените вашу работу в группе( пункт 8)

2. Подсчитайте ваше кол-во баллов за урок и поставьте итоговую оценку.

7. Рефлексия

Попробуем воссоздать что мы сегодня узнали и чему научились.

 

– Какова была цель урока?

– Достиг ли я цели урока?

– Благодаря чему?

– Какое значение имеют знания о тканях? Например трансплантация органов и спасение жизни человеку, в некоторых тканях выращивают растения и появляются живые организмы. (питательная среда).

Приложения

Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины.

 

ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В _______________ ткани хорошо развито межклеточное вещество. Эпителиальная ткань выполняет_____________________ функцию. Нервная ткань обладает следующими функциями: ____________________________________________.

Мышечная ткань находится в ________________________________________________.

Проблемный вопрос. Группа №_____________

Каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, если он образован тканями с различными функциями?

Оценочный лист Группа № ___, ФИО уч-ся _________________________________Класс_______

1. Работа в группе. Эпителиальная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

2. Работа в группе. Нервная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

3. Работа в группе. Соединительная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

4. Работа в группе. Мышечная ткань.

За каждый правильный ответ в каждой графе таблицы – 1 балл, при правильной половине ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла.

Итоговый балл _____

5Дополнительные баллы (ответы на вопросы учителя)

__________________________________________________________

6. Ответ на проблемный вопрос.

Правильный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.

Итоговый балл _____

7. Работа «Необходимо восстановить текст». Критерии:

правильно 7 восстановленных слов – 7 баллов

правильно 6 восстановленных слов – 6 баллов

правильно 5 восстановленных слов – 5 баллов

правильно 4 восстановленных слова – 4 балла

правильно 3 восстановленных слова – 3 балла

правильно 2 восстановленных слова – 2 балла

правильно 1 восстановленное слово – 1 балл

Итоговый балл_________________

8. Активность в группе.

Высокая активность – 3 балла

Средняя активность – 2 балла

Низкая активность – 0 баллов

Итоговый балл_________________

9Итоговый балл за работу на уроке

30 – 19 баллов – 5

18-14 баллов – 4

13-9 баллов – 3

Меньше 8 баллов – 2

Итоговый балл ____________

Итоговая оценка за урок____________

Ткани организма человека

Эпителиальная ткань

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Нервная ткань

1.Как выглядит клетка нервной ткани?

2. Как расположены клетки в этой ткани?

3. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

4. Какие свойства могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Соединительная ткань

1. Как расположены клетки в этой ткани?

2. Сколько межклеточного вещества в этой ткани?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

Мышечная ткань

1. Как выглядит клетка мышечной ткани?

2. Какое свойство могут иметь эти клетки?

3. Где может располагаться эта ткань в организме человека?

4. Каковы могут быть функции этой ткани?

 

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: “Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей” | План-конспект урока по биологии (8 класс) на тему:

Белоусова Ирина Ивановна, учитель биологии,

МБОУ «Светлинская СОШ»

п.Светлый Сакмарского района.

Название предмета Биология

Класс 8

УМК Учебник «Биология. Человек»  Н.И.Сонин, 2011

Уровень обучения Базовый

Тема урока: Ткани. Лр№1 Изучение микроскопического строения тканей 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 4

Место урока в системе уроков по теме – 2 урок

Цель урока: определить сущность понятия «ткань»; изучить основные типы и виды тканей,

Задачи урока:

Образовательные:

-повторить материал о клетке;

-знать основные типы тканей, их локализацию и функцию в организме человека;

Развивающие:

-уметь распознавать ткани;

-уметь самостоятельно работать с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

-развивать умения выделять главное, рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать интерес к учению посредством использования информационных технологий.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию;

-воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты

  • знать основные понятия, типы и виды тканей
  • уметь различать различные виды тканей на готовых микропрепаратах

 Обеспечение урока: учебник Н.И.Сонин «Биология. Человек», рисунки учебника, микроскопы, набор микропрепаратов,  компьютер, проектор, тесты, инструкции по проведению лабораторной работы, презентация к уроку

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

1. Биология.8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост.Т.В.Козачек.- Волгоград: Учитель.2013.

2. Биология.8-11классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА -9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко.- Ростов н/Д: Легион,2013.

3. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

4.Современный урок биологии: проектирование и анализ: методическое пособие / В.Н.Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО-2013.

Интернет ресурсы:

Рисунок на прозрачном фоне – Витрувианский человек- http://pixabay.com/static/uploads/photo/2013/07/12/17/15/vitruvian-man-151866_640.png 

-Картинки тканей человека

https://yandex.ru/images/search?text 

– Источник шаблона для презентации:

 Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна   учитель биологии и ИЗО  МБОУ Верхнесоленовская СОШ  Веселовского района  Ростовской области

сайт «http://pedsovet.su/»

                                                                 

Содержание урока

  1. Организационный момент

-Приветствие

-Проверка наличия учащихся

-Психологический настрой учащихся к уроку.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. 

А в ваших руках получить на уроке знания и унести их с  собой.

  1. Проверка знаний

Несколько учащихся работает со слайдом презентации

Индивидуальное задание: Рассмотрите рисунок презентации, назовите части клеток обозначенные цифрами.(слайд 2 презентации)

Весь класс выполняет тестовое задание по вариантам (приложение 1)

Взаимопроверка с использованием слайдов презентации  (слайд 3,4)

Оценка выполнения задания:

5 правильных ответов- «5»

4 правильных ответа-  «4»

3 правильных ответа-  «3»

2 правильных ответа- «2»

  1. Целеполагание ( совместное формирование темы и целей урока)

В качестве подсказки для определения темы урока демонстрируется слайд 5 презентации.

-Какой уровень организации живого пропущен?

Клеточный→……… →органный→организменный и т.д

   -Что изображено на рисунках?

Предполагаемый ответ: Ткани

Учитель корректирует тему урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Тема: Ткани. Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(слайд 6)

Как вы думаете какие цели нам необходимо достигнуть в течении урока?(сл 7)

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Познакомиться с понятием ткань;
  • Знать особенности строения ткани;
  • Познакомиться с типами тканей и их функциями.
  1. Изучение нового (беседа с использованием презентации и текста учебника)

Используя текст учебника, найдите понятие «ткань» и запишите его в тетрадь.

Ткани- группы клеток, имеющих одинаковое строение,  и выполняющие одинаковые функции. (сл 8)

У человека, как и у животных, выделяют ткани:

-эпителиальные,

-соединительные,

-мышечные,

-нервную.

Смысловое чтение текста учебника (стр 34-39) с заполнением таблицы:

Таблица «Типы и виды тканей» (слайд 9)

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

соединительная

мышечная

нервная

Совместный разбор результата работы с текстом (опора на слайды презентации 10- 13 )

Тип Ткани

Характерные особенности

Виды тканей

Где встречаются в организме

Какую роль играют?

эпителиальная

Клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо, при повреждении клетки быстро заменяются новыми

Покровный эпителий

Образует поверхностные слои кожи, выстилают оболочки внутренних органов.

Защитная функция, обмен веществ

Железистый эпителий

Образует железы внешней и внутренней секреции

Образуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны.

Соединительная

Имеет хорошо развитое межклеточное вещество

жировая

Образует слой жировой клетчатки под кожей

Функции: опорная, защитная, теплоизоляционная, энергетическая

Костная,

хрящевая

Образует скелет

Функции: опорная, защитная

кровь

Движется по органам кровеносной системы

Функции: питательная, транспортная, защитная

мышечная

Образованна небольшими по размеру, веретенообразной  формы одноядерными клетками

Гладкая

В стенках внутренних органов; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез

Перемещение жидкостей внутри органов

Образована многоядерными клетками

Поперечно-полосатая

Образует скелетные мышцы

Приводит в движение скелет

Образованна удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами

сердечная

Образует сердечную мышцу

Обеспечивает  сокращение сердца

Нервная

Образованна нейронами (тело +отростки) и нейроглией

Образует нервную систему

Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов.

  1. Закрепление

-Проведение лабораторной работы

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.(приложение 2)

На столах у учащихся микроскопы и наборы микропрепаратов, при работе необходимо использовать дополнительный материал, приведенный в приложении.

  1. Д/з стр 34-39, вопросы 1-8, закончить лабораторную работу. (слайд 16)
  2. Рефлексия приём «Рюкзак» (слайд 17)

-сегодня с собой я возьму следующие знания …..

-мой рюкзак наполнился…

– рюкзак мой пуст, так как я …

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка знаний     IВ

1.Что является структурным и функциональным элементом тела?

2.Учствуют в образовании белка.

3. Осуществляет накопление и транспортировку веществ, которые образовались в других органоидах.

4.Разрушают и растворяют ненужные части клетки

5. Осуществляет транспорт веществ в клетке.

Проверка знаний     IIВ

1.Ограничивает содержимое клетки от окружающей среды

2. Несёт наследственную информацию

3. У этого органоида внутренняя мембрана образует складки (кристы)?

4.Сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков.

5.При повреждении,  какого органоида нарушается синтез белка в клетке?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Лр№1.Изучение микроскопического строения тканей.

Цель: Познакомиться с особенностью строения тканей.

Оборудование:  микроскопы, набор готовых микропрепаратов.

Ход работы

ПРИМЕЧАНИЕ: Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120. Изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.

  1. Рассмотреть поочерёдно два выданных учителем препарата тканей;
  2. Изучить, сравнить их строение и зарисовать;
  3. Описать особенности строения каждой ткани( воспользуйтесь дополнительным материалом), указать какие функции они выполняют;
  4. Сделать выводы, как особенности строения тканей связаны с выполняемыми функциями.

Дополнительный материал:

• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.

• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

• Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

• Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков – дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

Лаборатория 2: Микроскопия и исследование тканей – Zoo-lab

  •  Дом
  • Зоо-лаборатория
1. Введение в гистологию. Часть 1 У животных встречаются четыре основных типа тканей.

Эпителий представляет собой тип ткани, основной функцией которой является покрытие и защита поверхностей тела, но он также может образовывать протоки и железы или быть специализированным для секреции, экскреции, всасывания и смазки.

Эпителиальные ткани классифицируются в зависимости от количества клеточных слоев, составляющих ткань, и формы клеток. Простой эпителий состоит из одного слоя клеток, тогда как многослойный эпителий состоит из нескольких слоев.

Эпителиальные валики могут быть плоскими (чешуйчатыми), кубовидными (кубовидными) или высокими (столбчатыми). Так, для правильного определения типа ткани требуется три слова (например, простой цилиндрический эпителий, многослойный, плоский эпителий и т. д. 9).0003 2. Введение в гистологию (Часть 2)

Соединительная ткань выполняет такие разнообразные функции, как связывающая, поддерживающая, защитная, изоляционная и транспортная. Несмотря на их разнообразие, все соединительные ткани состоят из живых клеток, встроенных в неживой клеточный матрикс, состоящий из внеклеточных волокон или какого-либо основного вещества. Таким образом, что отличает различные соединительные ткани, так это тип матрикса. Примеры соединительной ткани включают кости, хрящи, сухожилия, связки, рыхлую соединительную ткань, жировую (жировую) ткань и даже кровь (хотя некоторые авторитеты классифицируют кровь как сосудистую ткань).

Мышечная ткань предназначена для сокращения. Существует три вида мышечной ткани:

  1. Гладкая мышца (предназначена для медленных, устойчивых, непроизвольных сокращений) состоит из веретенообразных клеток с одним ядром на клетку.
  2. Скелетная , или поперечно-полосатая мышца , связанная с произвольными сокращениями, содержит цилиндрические клетки с множеством ядер на клетку, расположенных пучками.
  3. Сердечный (сердце) мышца имеет поперечно-полосатую структуру, как и скелетная мышца, но каждая клетка содержит только одно ядро.
3. Введение в гистологию (часть 3)

Нервная ткань  специализируется на восприятии раздражителей и проведении нервных импульсов. Ткань состоит из нервных клеток (нейронов), каждая из которых состоит из тела клетки и клеточных отростков, несущих импульсы к (дендриты) или от (аксоны) к телу клетки. На следующих страницах этого лабораторного блока у вас будет возможность изучить несколько (из многих) типов тканей животных.

Однако, с точки зрения понимания работы многоклеточного животного тела, вы должны понимать, что ткани являются лишь одним из многих взаимосвязанных уровней биологической организации. Ткани редко работают поодиночке, вместо этого они сгруппированы в органы. Органы объединяются в системы органов (например, систему кровообращения, нервную систему, скелетную систему, мышечную систему, выделительную систему, репродуктивную систему и т. д.), которые функционируют как единое целое, называемое организмом.

В последующих разделах веб-сайта Zoo Lab вы познакомитесь с разнообразием животного мира, возникающим в результате взаимодействия всех этих ключевых компонентов.

4. Простой плоский эпителий (кожа лягушки)

 Лаборатория-2 01

На этом слайде показан тонкий срез кожи лягушки. Самая внешняя часть этой кожи состоит из одного слоя плоских (чешуйчатых) клеток неправильной формы, что и дало название ткани. Примечание:  Вы просматриваете этот участок ткани сверху! На этом слайде показан тонкий срез кожи лягушки. Самая внешняя часть этой кожи состоит из одного слоя плоских (чешуйчатых) клеток неправильной формы, что и дало название ткани. Примечание:  Вы просматриваете этот участок ткани сверху!

5. Простой кубический эпителий (поперечный срез почки)

 Лаборатория-2 02

Красная и синяя стрелки указывают на ткань простого кубического эпителия 

Это слайд тонкого среза, взятого из почки млекопитающего, много трубчатых протоков, которые составляют большую часть этого органа. Стенки этих протоков (указаны красными стрелками) состоят из простых кубовидных эпителиальных клеток, которые обычно имеют шестигранную форму, но могут казаться квадратными при взгляде сбоку. Обратите также внимание на тонкую стенку простого кубического эпителия (указана синей стрелкой), которая образует верхний край этого среза.

6. Простой цилиндрический эпителий (поперечный срез тонкой кишки)

Лаб-2 03

  1. Гладкая мускулатура (длинн. слой)
  2. Гладкая мускулатура (круговой слой)
  3. Простой цилиндрический эпителий
  4. Кубок
  5. Просвет кишечника

На этом предметном стекле показан поперечный срез тонкой кишки. В просвет кишечника (пространство) выступают многочисленные пальцевидные выступы, называемые ворсинками, функция которых заключается в замедлении прохождения пищи и увеличении площади поверхности для всасывания питательных веществ. Выстилка этих ворсинок представляет собой тканевый слой, называемый слизистой оболочкой, который состоит из простых столбчатых эпителиальных клеток. Среди этих столбчатых клеток вкраплены бокаловидные клетки, которые выделяют слизь в просвет кишечника. При обычном гистологическом препарировании слизь теряется, оставляя прозрачную или слегка окрашенную цитоплазму. Под тонкой внешней оболочкой кишечника, называемой серозной оболочкой, находится толстый слой гладкомышечных клеток, называемый внешней мышечной оболочкой. Наружная мышечная оболочка делится на наружный продольный мышечный слой с клетками, идущими вдоль оси кишечника, и внутренний кольцевой мышечный слой, волокна которого окружают орган. Перистальтическое сокращение этих двух мышечных слоев обеспечивает движение пищи по пищеварительному тракту.

1- Гладкие мышцы (длинный слой) и 2 – Гладкие мышцы (круговой слой)

Лаб-2 05

  1. Продольный мышечный слой
  2. Круговой мышечный слой
  3. Клетки цилиндрического эпителия

3 – простой цилиндрический эпителий и 2 – бокаловидная клетка

Lab-2 04

  1. бокаловидная клетка
  2. Клетки цилиндрического эпителия
  3. Ядро эпителиальных клеток
  4. Просвет кишечника
7. Многослойный плоский эпителий (поперечный срез пищевода)

Лаб-2 06

  1. Многослойный плоский эпителий
  2. Просвет пищевода
  3. Соединительная ткань

На этом слайде показано поперечное сечение пищевода, первой части пищеварительного тракта, ведущей к желудку. Обратите внимание, что орган выстлан множеством слоев клеток, которые в совокупности называются многослойным плоским эпителием. По соглашению многослойные эпителиальные ткани называются по форме их самых внешних клеток. Таким образом, хотя более глубокие и базальные слои состоят из кубовидных, а иногда даже столбчатых клеток, эти клетки на поверхности имеют чешуйчатую (плоскую) форму, что и дало название ткани.

1 – Многослойный плоский эпителий

Лаб-2 07

  1. Многослойный эпителий
  2. Наружные плоскоклеточные клетки
  3. Просвет пищевода
8. Рыхлая соединительная ткань (распластанный слой фасции)

Лаб-2 08

  1. Коллагеновое волокно
  2. Эластиновое волокно

На этом слайде показан тонкий срез рыхлой соединительной ткани (иногда называемой ареолярной тканью). Этот тип ткани широко используется по всему телу для скрепления кожи, мембран, кровеносных сосудов и нервов, а также для связывания мышц и других тканей вместе. Он часто заполняет промежутки между эпителиальной, мышечной и нервной тканью, образуя так называемую строму органа, тогда как термин паренхима относится к функциональным компонентам органа. Ткань состоит из разветвленной сети волокон, секретируемых клетками, называемыми фибробластами. Наиболее многочисленными из этих волокон являются более толстые, слегка окрашенные (розовые) коллагеновые волокна (1). На срезе также можно увидеть более тонкие, окрашенные в темный цвет эластические волокна (2), состоящие из белка эластина. s представляет собой слайд тонкого среза почки млекопитающего, показывающий множество трубчатых протоков, составляющих большую часть этого органа. Стенки этих протоков (указаны красными стрелками) состоят из простых кубовидных эпителиальных клеток, которые обычно имеют шестигранную форму, но могут казаться квадратными при взгляде сбоку. Обратите также внимание на тонкую стенку простого кубического эпителия (указана синей стрелкой), которая образует верхний край этого среза.

9. Гиалиновый хрящ (поперечный срез трахеи)

Лаб-2 09

  1. Просвет трахеи
  2. Псевдостратифицированный (реснитчатый) столбчатый эпителий
  3. Гиалиновый хрящ (100x)
  4. Жировая ткань

На этом слайде, показывающем поперечное сечение трахеи млекопитающего (трахея), содержатся примеры нескольких различных видов тканей. Поддерживает трахею кольцо соединительной ткани, называемое гиалиновым хрящом. Хондроциты (хрящевые клетки), которые секретируют этот поддерживающий матрикс, расположены в пространствах, называемых лакунами.

3 – Гиалиновый хрящ (100x)

 Лаборатория-2 10

  1. Гиалиновый хрящ (400x)
  2. Жировая ткань

1 – Гиалиновый хрящ (400x)

Лаборатория-2 11

  1. Лакуна
  2. Хондроцит (хрящевая клетка)
  3. Надхрящница
10. Псевдостратифицированный столбчатый эпителий (поперечный срез трахеи)

Лаб-2 09

 

  1. Просвет трахеи
  2. Псевдостратифицированный цилиндрический эпителий (крупный план)
  3. Гиалиновый хрящ
  4. Жировая ткань

На этом слайде, показывающем поперечное сечение трахеи млекопитающего (трахея), содержатся примеры нескольких различных видов тканей. Выстилка трахеи состоит из типа ткани, называемого псевдомногослойным (реснитчатым) столбчатым эпителием. Этот единственный слой реснитчатых клеток кажется стратифицированным, потому что клетки различаются по своей толщине и потому, что их ядра расположены на разных уровнях.

2 – Псевдостратифицированный цилиндрический эпителий (крупный план)

Лаб-2 12

  1. Реснитчатый край
  2. Эпителиальный слой

 

11. Жировая ткань (поперечный срез трахеи)

Лаб-2 09

  1. Просвет трахеи
  2. Псевдостратифицированный столбчатый эпителий (крупный план)
  3. Гиалиновый хрящ
  4. Жировая ткань (100x)

На этом слайде, показывающем поперечное сечение трахеи млекопитающего (трахея), содержатся примеры нескольких различных видов тканей. В дополнение к псевдомногослойному столбчатому эпителию, выстилающему трахею и гиалиновый хрящ, на этом слайде также видна обширная область жировой ткани, которая специализируется на хранении жира. На подготовленных предметных стеклах из клеток удален жир, что придает ткани вид рыбьей сети.

4 – Жировая ткань (100x)

 Лаборатория-2 10

 

  1. Гиалиновый хрящ
  2. Жировая ткань (400x)

 

2 – Жировая ткань (400x)

Лаб-2 13

  1. Жировая (жировая) клетка
  2. Ядро клетки
12. Компактная кость (поперечный срез высушенной кости)

Лаборатория-2 14

На этом предметном стекле находится срез высушенной компактной кости. Обратите внимание, что костный матрикс откладывается концентрическими слоями, называемыми ламелями. Основной структурной единицей компактной кости является остеон. В каждом остеоне пластинки располагаются вокруг центрального гаверсова канала, в котором проходят нервы и кровеносные сосуды в живой кости. Остеоциты (клетки кости) расположены в пространствах, называемых лакунами, которые соединены тонкими ветвящимися канальцами, называемыми канальцами. Эти «маленькие каналы» расходятся из лакун, образуя разветвленную сеть, соединяющую костные клетки друг с другом и с кровоснабжением.

Крупный план гаверсовой системы

 Лаборатория-2 15

 

  1. Гаверсов канал
  2. Лакуны

 

13. Гладкая мускулатура (отдельные волокна)

 Лаборатория-2 16

Это предметное стекло пучка гладкомышечной ткани, которое было отделено для выявления отдельных клеток. Каждая из этих веретенообразных мышечных клеток имеет одно удлиненное ядро. У большинства животных гладкая мышечная ткань организована в виде кольцевых и продольных слоев, которые действуют антагонистически, укорачивая или удлиняя, сужая или расширяя тело или орган. В качестве примера такого расположения см. Два слоя гладких мышц на поперечном срезе кишечника млекопитающих.

14. Скелетная мышца (поперечный срез языка)

Лаб-2 17

 

  1. Многослойный плоский эпителий
  2. Проток, состоящий из простого кубического эпителия
  3. Скелетные мышцы
  4. Жировая ткань
  5. Плотная соединительная ткань неправильной формы

Крупный план языка

Лаб-2 18

 

 

  1. Жировая ткань
  2. Скелетная мышца (продольная проекция)
  3. Простой кубический эпителий

 

15. Сердечная мышца (в разрезе показаны вставочные диски)

 Лаборатория 2 20

На этом слайде показан участок сердечной мышцы, поперечнополосатой, как скелетная мышца, но приспособленной для непроизвольных ритмичных сокращений, как у гладкой мышцы. Хотя миофибриллы поперечно исчерчены, каждая клетка имеет только одно ядро, расположенное в центре. Обратите внимание на слабо окрашенные поперечные полосы, называемые вставочными дисками (обозначены синими стрелками), которые обозначают границы между концами клеток. Эти специализированные соединительные зоны уникальны для сердечной мышцы.

16. Нервная ткань (мультиполярный нейрон)

Лаб-2 19

  1. Тело нервной клетки
  2. Отросток нервной клетки
Этот слайд содержит мазок, взятый из спинного мозга. Обратите внимание на большой, окрашенный в синий цвет мультиполярный двигательный нейрон. От нейрона отходят клеточные отростки, называемые аксонами и дендритами, которые проводят нервные импульсы соответственно от тела нервной клетки и к нему. Хотя эти отростки легко увидеть на слайде, не всегда удается различить аксон и дендриты.

 

17. Плотная регулярная соединительная ткань (сухожилие)

 Лаборатория-2 21

На этом предметном стекле представлен продольный срез сухожилия, состоящего из плотной регулярной соединительной ткани. Обратите внимание на регулярно расположенные пучки плотно упакованных коллагеновых волокон, идущих в одном направлении, что приводит к гибкости ткани с большим сопротивлением тянущим силам.

18. Модель простого плоского эпителия

 Лаборатория-2 22

Поскольку простой плоский эпителий состоит из одного слоя чешуйчатых клеток, он хорошо подходит для быстрой диффузии и фильтрации. Эти клетки выглядят шестиугольными на поверхности, но если смотреть сбоку (как показано на изображении модели выше), они кажутся плоскими с выпуклостями в местах расположения ядер. Простой плоский эпителий образует внутренние стенки сосудов (эндотелий), стенку боуменовой капсулы почки, выстилку полости тела и внутренних органов (париетальную и висцеральную брюшину), стенки воздухоносных мешков (альвеол) и дыхательных путей. легкого.

Вид сверху

 Лаборатория-2 23

19. Модель простого кубического эпителия

 Лаборатория-2 24

Простые кубовидные эпителиальные клетки обычно шестигранные (кубовидные), но при виде сбоку они кажутся квадратными ( как показано на приведенном выше изображении модели) и многоугольным или шестиугольным, если смотреть сверху. Их сферические ядра окрашиваются в темный цвет и часто придают слою вид нити бусинок. Этот тип ткани приспособлен для секреции и всасывания. Его можно найти в таких областях, как почечные канальцы, оболочка яичника и как компонент протоков многих желез.

Вид сверху

 Лаборатория-2 25

20. Модель простого столбчатого эпителия

 Лаборатория-2 26

Простой столбчатый эпителий состоит из высоких (столбчатых) клеток, которые плотно упакованы вместе. При взгляде с поверхности они кажутся шестиугольными, но при взгляде сбоку (как показано на изображении модели выше) они выглядят как ряд прямоугольников с удлиненными ядрами, часто расположенными на одном уровне, обычно в нижней части клетка. Простые цилиндрические эпителиальные клетки могут быть специализированы для секреции (например, бокаловидные клетки, которые выделяют защитный слой слизи в тонкой кишке), для абсорбции или для защиты от истирания. Столбчатые эпителиальные клетки выстилают большую часть пищеварительного тракта, яйцеводы и многие железы.

Вид с поверхности

 Лаборатория-2 27

21. Модель псевдостратифицированного цилиндрического эпителия

 Лаборатория-2 28

На изображении слева показана модель псевдомногослойного цилиндрического эпителия. Этот тип ткани состоит из одного слоя клеток, покоящихся на неклеточной базальной мембране, которая защищает эпителий. Ткань кажется многослойной (состоящей из нескольких слоев), потому что клетки не все имеют одинаковую высоту и потому что их ядра (показаны черными овальными структурами) расположены на разных уровнях. Псевдостратифицированный реснитчатый цилиндрический эпителий выстилает трахею (дыхательное горло) и более крупные дыхательные пути.

22. Модель скелетных (полосатых) мышц

 Лаборатория-2 29

Скелетные мышцы представляют собой наиболее распространенный тип мышечной ткани, обнаруженный в теле позвоночных, составляя не менее 40% его массы. Хотя она часто активируется рефлексами, которые функционируют автоматически в ответ на внешний раздражитель, скелетные мышцы также называют произвольными мышцами, потому что это единственный тип мышц, подлежащий сознательному контролю. Поскольку волокна скелетных мышц имеют очевидные полосы, называемые исчерченностью, которые можно наблюдать под микроскопом, их также называют поперечно-полосатыми мышцами. Обратите внимание, что клетки скелетных мышц многоядерные, то есть каждая клетка имеет более одного ядра.

23. Модель гладкой мускулатуры

 Лаборатория-2 30

Гладкая мышца — простейшая из трех видов мышц. Он обнаруживается там, где необходимы медленные, устойчивые, непроизвольные сокращения, например, в пищеварительном тракте, репродуктивной системе и других внутренних органах. Гладкомышечные клетки длинные, веретенообразные, с одним центрально расположенным ядром. Гладкие мышцы часто располагаются в два слоя, которые проходят перпендикулярно друг другу: круговой слой, волокна которого выглядят в поперечном сечении, как показано на модели выше, и продольный слой, волокна которого выглядят как концы обрезанного кабеля, если смотреть сверху.

24. Модель сердечной мышцы

 Лаборатория-2 31

Сердечная мышца имеет поперечно-полосатую поперечно-полосатую структуру, как и скелетная мышца, но приспособлена для непроизвольных ритмичных сокращений, как гладкая мышца. Миофибриллы поперечно исчерчены, но каждая клетка имеет только одно центрально расположенное ядро. Обратите внимание на темно-синие поперечные полосы на модели, называемые вставочными дисками, которые отмечают границы между концами мышечных клеток. Эти специализированные соединительные зоны уникальны для сердечной мышцы.

25. Компактная модель кости

 Лаборатория-2 32

На этой модели показано поперечное сечение компактной кости. Обратите внимание, что матрица кости откладывается концентрическими слоями, которые называются ламелями (5). Основной структурной единицей в этом типе кости является гаверсова система, или остеон. В каждом из этих остеонов пластинки располагаются вокруг центрального гаверсова канала (1), в котором находятся нервы (4) и кровеносные сосуды (2, 3) в живой кости. Остеоциты или костные клетки (6) расположены в пространствах, называемых лакунами (7), которые соединены тонкими ветвящимися канальцами, называемыми канальцами (8). Эти «маленькие каналы» расходятся из лакун, образуя обширную сеть, позволяющую костным клеткам общаться друг с другом и обмениваться метаболитами.

26. Модель мультиполярного нейрона

 Лаборатория-2 33

На изображении выше изображен сильно увеличенный мультиполярный нейрон, наиболее распространенный тип нейронов у людей. Обратите внимание, что тело клетки (1) содержит ядро ​​(2) с заметным темным окрашивающимся ядрышком (3). От тела клетки отходят цитоплазматические отростки, называемые отростками нервных клеток. В двигательных нейронах (которые проводят нервные импульсы к мышечным клеткам) эти отростки состоят из одного длинного аксона (4) и множества более коротких дендритов (5).

4 – Аксон

 Лаборатория-2 34

Обратите внимание на это увеличенное изображение аксона, которое окружено специализированными клетками, называемыми шванновскими клетками (1), чьи плазматические мембраны образуют покрытие аксона, называемое нейрилеммой (2), который показан на модели коричневым цветом. Эти шванновские клетки выделяют жировую миелиновую оболочку (3), показанную на модели желтым цветом, которая защищает и изолирует нервные волокна друг от друга и увеличивает скорость передачи нервных импульсов. Соседние шванновские клетки вдоль аксона не соприкасаются друг с другом, оставляя промежутки в оболочке, называемые перехватами Ранвье через равные промежутки времени (4).

Биология | Определение, история, концепции, отрасли и факты

биология; микроскоп

Посмотреть все СМИ

Ключевые сотрудники:
Джордж П. Смит Жак Дюбоше Ричард Хендерсон Чарльз Дарвин Томас Генри Хаксли
Связанные темы:
эволюция философия биологии таксономия микробиология омикс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое биология?

Биология — это отрасль науки, изучающая живые организмы и их жизненные процессы. Биология охватывает различные области, включая ботанику, охрану природы, экологию, эволюцию, генетику, морскую биологию, медицину, микробиологию, молекулярную биологию, физиологию и зоологию.

Почему важна биология?

Как область науки, биология помогает нам понять живой мир и то, как многие его виды (включая людей) функционируют, развиваются и взаимодействуют. Достижения в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии и многих других областях биологии привели к улучшению качества жизни. Такие области, как генетика и эволюция, дают представление о прошлом и могут помочь сформировать будущее, а исследования в области экологии и охраны природы сообщают, как мы можем защитить драгоценное биоразнообразие этой планеты.

Где работают выпускники факультета биологии?

Выпускники факультета биологии могут занимать широкий круг должностей, некоторые из которых могут потребовать дополнительного образования. Человек со степенью в области биологии может работать в сельском хозяйстве, здравоохранении, биотехнологии, образовании, охране окружающей среды, исследованиях, криминалистике, политике, научной коммуникации и многих других областях.

биология , изучение живых существ и процессов их жизнедеятельности. Область занимается всеми физико-химическими аспектами жизни. Современная тенденция к междисциплинарным исследованиям и объединению научных знаний и исследований из разных областей привела к значительному пересечению области биологии с другими научными дисциплинами. Современные принципы других областей — например, химии, медицины и физики — интегрированы с принципами биологии в таких областях, как биохимия, биомедицина и биофизика.

Биология разделена на отдельные разделы для удобства изучения, хотя все разделы взаимосвязаны по основным принципам. Таким образом, хотя принято отделять изучение растений (ботанику) от изучения животных (зоологию) и изучение строения организмов (морфологию) от изучения функций (физиологию), все живые существа имеют общие определенные биологические свойства. явления — например, различные способы размножения, деления клеток, передачи генетического материала.

К биологии часто подходят на основе уровней, которые имеют дело с фундаментальными единицами жизни. Например, на уровне молекулярной биологии жизнь рассматривается как проявление химических и энергетических превращений, происходящих между многими химическими составляющими, составляющими организм. В результате развития все более мощных и точных лабораторных приборов и методов становится возможным понять и определить с высокой точностью не только конечную физико-химическую организацию (ультраструктуру) молекул в живой материи, но и способ воспроизводства живой материи. на молекулярном уровне. Особенно важным для этих достижений был подъем геномики в конце 20-го и начале 21-го веков.

Клеточная биология изучает клетки — основные единицы структуры и функции живых организмов. Клетки впервые наблюдали в 17 веке, когда был изобретен составной микроскоп. До этого индивидуальный организм изучался как единое целое в области, известной как организменная биология; эта область исследований остается важным компонентом биологических наук. Популяционная биология имеет дело с группами или популяциями организмов, населяющих данную область или регион. К этому уровню относятся исследования ролей, которые определенные виды растений и животных играют в сложных и самоподдерживающихся взаимосвязях, существующих между живым и неживым миром, а также исследования встроенных средств контроля, которые естественным образом поддерживают эти отношения. . Эти широкие уровни — молекулы, клетки, целые организмы и популяции — могут быть дополнительно подразделены для изучения, что приведет к таким специализациям, как морфология, таксономия, биофизика, биохимия, генетика, эпигенетика и экология. Область биологии может быть специально связана с исследованием одного вида живых существ, например, изучением птиц в орнитологии, изучением рыб в ихтиологии или изучением микроорганизмов в микробиологии.

Викторина “Британника”

Викторина “Наука”

Основные понятия биологии

Биологические принципы

Концепция гомеостаза — то, что живые существа поддерживают постоянство внутренней среды — была впервые предложена в XIX веке французским физиологом Клодом Бернаром, который заявил, что «все жизненные механизмы, какими бы разнообразными они ни были, имеют только одну цель: сохранение постоянные условия жизни».

Как первоначально задумал Бернар, гомеостаз относится к борьбе отдельного организма за выживание. Позднее это понятие было расширено на любую биологическую систему от клетки до всей биосферы, всех областей Земли, населенных живыми существами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Единство

Все живые организмы, независимо от их уникальности, имеют определенные общие биологические, химические и физические характеристики. Все они, например, состоят из основных единиц, известных как клетки, и из одних и тех же химических веществ, которые при анализе обнаруживают заметное сходство даже в таких несопоставимых организмах, как бактерии и человек. Кроме того, поскольку действие любого организма определяется тем, как взаимодействуют его клетки, и поскольку все клетки взаимодействуют примерно одинаково, основное функционирование всех организмов также сходно.

Существует не только единство основного живого вещества и функционирования, но и единство происхождения всего живого. Согласно теории, предложенной в 1855 году немецким патологом Рудольфом Вирховым, «все живые клетки возникают из ранее существовавших живых клеток». Эта теория кажется справедливой для всех живых существ в настоящее время в существующих условиях окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *