Слайд 1
Императорские театрыСлайд 2
В XIX веке петербуржцы не мыслили жизнь без театра. Жуковский Р.К. Разъезд из Александринского театра .
Слайд 3
Императорский Александринский театр Назван в честь жены Николая I – Александры Фёдоровны Архитектор К. Росси Ск . В. Демут -Малиновский, С. Пименов. Здание украшают колесница Аполлона и статуи Мельпомены — музы трагедии, Терпсихоры — музы танца; Здание построено в 1832 году и фасадом обращено к Невскому проспекту
Слайд 4
В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).
Слайд 5
Внутреннее убранство Александринского театра. Бархат, позолота, лепнина и самое современное по тем временам устройство сцены. партер бенуар бельэтаж Царская ложа Ярусы
Слайд 6
Императорский Михайловский театр Расположен рядом с площадью Искусств, Михайловским сквером и Русским музеем. открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова
Слайд 7
В театр собирались как на праздник Посмотреть театральные представления приезжали высокопоставленные зрителей, занимавшие места в партере. Здесь же рассаживались гвардейские офицеры. На ярусах публика была попроще. На последнем ярусе — «галёрке» — сидели и стояли ремесленники, приказчики, торговцы.
Слайд 8
Как правило, каждый театр специализировался на конкретном жанре. Так в Александринском театре показывали трагедии и комедии В Михайловском , водевили – музыкальные спектакли Были так же театры оперы и балета, комедии, драматический театр и др.
Слайд 9
На сцене театров выступали в основном актёры-выпускники петербургских театрального училища и балетной школы Среди драматических актёров особо выделяли игру В. А. Каратыгина и Е. С. Семёновой — актёров Александрийского театра. О виртуозном танце балерины А.И. Истоминой лучше всех сказал А. С. Пушкин: Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна…
Слайд 10
В середине XIX века в Петербурге не было микрофонов, магнитофонов и в городе звучала лишь «живая» музыка. Каждая воспитанная девушка, каждый образованный молодой человек обучался пению и музыке. Поэтому пели и музицировали в аристократических особняках, в домах купцов и даже ремесленников. Пели под аккомпанемент гитары, фортепиано и арфы.
Слайд 11
определяли музыкальную жизнь столицы музыкальные центры До наших дней сохранились здания, в которых находились такие центры: Первое в России Филармоническое общество , основанное в Петербурге , снимало зал в доме Энгельгардта . Его почётными членами были уважаемые в стране люди: президент Академии художеств А. Н. Оленин, литераторы В. А. Жуковский и В. Ф. Одоевский, музыканты братья Виельгорские . Дом Энгельгардта — самый известный музыкальный центр столицы, Невский проспект, д. 30. Сейчас здесь находится Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии
Слайд 12
Музыкальный салон братьев Виелъгорских Писатель В. А. Соллогуб вспоминал: «В петербургском доме братьев Виельгорских раза два, три в неделю собирались известные писатели, музыканты, живописцы, также и актёры. На половине графа Михаила Виельгорского … устраивались концерты, в которых принимали участие все находившиеся в то время в Петербурге знаменитости». В Петербурге родилась традиция домашних концертов, исполнялись романсы и народные песни.
Слайд 13
В 1906 году при большом стечении народа был открыт памятник Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857). М. И. Глинка — великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки, прежде всего оперной. Его произведения прочно утвердились в репертуарах театров, открыв новые направления русской оперы.
nsportal.ru
Слайд 1
Косоротова Людмила Васильевна Учитель ГБОУ СОШ№251 Кировского района г. Санкт-Петербурга ГОРОД АРХИТЕКТУРНЫХ ШЕДЕВРОВ Часть 3 Площадь ИскусствСлайд 2
Первоначальное название Михайловская площадь известно с 1834 года. Дано по находящемуся на площади Михайловскому дворцу. В начале 1920-х годов площадь получила название площадь Лассаля , в честь немецкого социалиста Фердинанда Лассаля . С 26 сентября 1940 года площадь носит название площадь Искусств . Связано с тем, что на площади расположены Большой зал филармонии, Малый оперный театр, Русский музей и другие учреждения культуры и искусства. Площадь, расположенная в Центральном районе Санкт-Петербурга между Инженерной и Итальянской улицами.
Слайд 5
1 — Михайловский дворец . 2 — Дворец выставок (Корпус Бенуа). 3 — Михайловский театр. 4 — Дом Голенищева-Кутузова. 5 — Дом архитектора П.П.Жако. 6 — Дом костёла святой Екатерины. 7 — Здание Европейской гостиницы. 8 — Дворянское собрание (Большой зал Филармонии имени Шостаковича). 9 — Дом Лазаревых (Театр Музыкальной комедии). 10 — Дом Виельгорского . 11 — Здание Гимназии при Русском музее. 12 — Здание Российского этнографического музея. 13 — Памятник А. С. Пушкину.
Слайд 6
Михайловский дворец (Инженерная улица, 4) — дворец строился в 1819—1826 годах для великого князя Михаила Павловича по проекту архитектора К. И. Росси . В 1895—1897 годах архитектором В. Ф. Свиньиным был проведён капитальный ремонт здания и его приспособление к потребностям музея. С 1898 года во дворце размещается Государственный Русский музей. Михайловский дворец — последнее по времени постройки усадебное здание в центре Петербурга . Центральное здание дворца — основное ядро всей архитектурной композиции — размещено внутри парадного двора, отделённого от площади Искусств высокой чугунной решёткой, набранной из тяжёлых металлических копий с позолоченными наконечниками. Дворец имеет два этажа. На высоком цоколе полуподвального этажа, несколько выдвинутого вперёд, покоится центральный портик . Здание украшено 20 полуколоннами и вертикальным скульптурным фризом из 44 барельефов (скульптор В. И. Демут-Малиновский ) . По сторонам центрального корпуса располагаются два двухэтажных флигеля . Для оформления фасадов дворца Росси использовал пышный коринфский ордер , а для флигелей — скромный тосканский .
Слайд 9
Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский дворец, расположенный на площади Искусств, служил великому князю резиденцией, а театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых.
Слайд 10
Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева . Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади.
Слайд 11
Российский этнографический музей — один из крупнейших этнографических музеев Европы. Основан 22 января 1902 года как этнографический отдел Русского музея. Расположен в Санкт-Петербурге, на Инженерной улице, дом 4/1, рядом со зданием Русского музея. Здание музея построено в 1902—1913 годах по проекту архитектора В. Ф. Свиньина.
Слайд 13
Фасад музея украшает скульптурная группа, в центре которой Афина – богиня мудрости, покровительница искусств и ремесел.
Слайд 14
Большой Зал Филармонии был построен в 1839 году архитектором Полем Жако для Дворянского собрания Петербурга. Фасад здания спроектирован К. Росси. С конца 1840-х годов зал Филармонии стал центром музыкальной жизни Петербурга.
Слайд 15
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
Слайд 16
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
Слайд 17
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.
Слайд 18
Домашнее задание: Кому из писателей и поэтов есть памятники у нас в городе , и где они находятся. (5-6 примеров).
nsportal.ru
Тема урока: История, запечатленная в памятниках
Программа: Л.К.Ермолаевой
Класс: 8
Цель урока:
Сформировать восприятие городских объектов, памятников, как наследия исторических событий первой половины XIX века
Задачи:
• Ознакомиться с главными историческими событиями в жизни города в рассматриваемый период
• Изучить памятные места, памятники, которые напоминают сегодня о событиях первой половины XIX века
• Научиться находить на карте памятные объекты
Прогнозируемые результаты:
1. Учащиеся будут знать о событиях, которые происходили в городе в рассматриваемый период
2. Учащиеся научатся устанавливать связь между объектами архитектуры, памятными местами в городе и историческими событиями.
3. Учащиеся смогут находить на карте и сформируют представление о местоположении исторических объектов в городе
Оборудование:
1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIXвек – начало XXвека): учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8кл. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – с.30-37
2. Презентация
3. Отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина
4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».
Ход урока:
1. Организационный момент. Озвучивание плана урока. Вступительное слово.
2. Изучение нового материала.
XIXвек был очень богат на события. Причём некоторые события, которые происходили в Петербурге, имели значение для всей страны. Война с Наполеоном, восстание декабристов, самое грандиозное за всю историю города наводнение, эпидемия холеры, сильнейший пожар в Зимнем дворце… Все эти события повлияли на город, на его жителей. Что сегодня нам напоминает о событиях тех лет? Какие памятники и памятные места являются напоминанием того, что происходило в Петербурге в XIXвеке?
На экран выводится 1 слайд. Дети записывают информацию со слайдов.
1 слайд
Главные события в жизни Санкт – Петербурга в первой половине XIXвека.
2-3 слайд
Война 1812 года.
В ночь на 12 июня 1812 года без официального объявления войны, войска Наполеона переправились через Неман и вторглись на территорию России. Над столицей нависла страшная угроза. Из трёх возможных направлений Наполеон выбрал московское. Почему, как вы думаете? Детям предлагается порассуждать почему Наполеон пошёл на Москву, ведь столицей был Санкт-Петербург. «Если я займу Киев, – говорил он, – я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в сердце».
Население Петербурга было охвачено патриотическим подъёмом. В июле был объявлен манифест о созыве народного ополчения, начался сбор на нужды обороны и многие бедняки даже отдавали последнее. Молодёжь рвалась в армию. Колонны защитников Отечества шли на поля войны по Царскосельскому (ныне Московскому) проспекту, Мимо Царского Села, мимо только что открытого Царскосельского лицея. Иван Пущин, лицеист, вспоминал «Мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея. Мы всегда провожали их, выходили даже во время уроков».
8 августа Александр I назначил главнокомандующим армией генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Получив назначение, Кутузов приехал в Казанский собор и, опустившись на колени перед иконой казанской Божьей матери, истово молил Господа не допустить поражения России.
Оставление Москвы русскими войсками произвело тяжелое впечатление. Ускорилась эвакуация из столицы культурных ценностей. Коллекции Эрмитажа, книги Публичной библиотеки отправляли по воде на север России. В этот период родилась одна из самых известных городских легенд, которые передавались петербуржцами из уст в уста.
Петербургская легенда
Александр I приказал снять с пьедестала памятник Петру I и увезти его в безопасное место. Специальная баржа стояла уже наготове у причала Сенатской площади… И тут по городу стали распространяться слухи, что некоему майору Батурину несколько ночей подряд снится один и тот же сон… … Будто бронзовый Петр съезжает со своего пъедестала и скачет через наплавной Исаакиевский мост на Васильевский остров, оттуда – на Петербургскую сторону и дальше – на Каменный остров, к Каменноостровскому дворцу, где находилась летняя резиденция Александра.
-Молодой человек!, – грозно вопрошает Пётр, – до чего ты довёл мою Россию? Пока я на месте, моему городу нечего опасаться!
Слух об этих снах дошёл до самого императора и он отменил свой приказ об эвакуации памятника. Так родилась легенда: враг не войдёт в Петербург, пока его охраняет Медный всадник. Эта легенда дожила и до 20 столетия, когда к городу подошли немцы…
30 июля 1814 года петербуржцы встречали гвардию-победительницу Наполеона, вернувшуюся из Парижа. Но главнокомандующего – М.И. Кутузова не было среди победителей. Он умер в апреле 1813 года в немецком городе Бунцлау. Тело полководца привезли в Петербург и похоронили в склепе Казанского собора.
4 слайд
Памятники войны 1812 года. Нарвские триумфальные ворота. В Петербурге к встрече армии-победительницы были сооружены Нарвские триумфальные ворота. Ворота были выполнены по проекту архитектора Д.Кваренги из дерева. Уже к 20-летнему юбилею они были переделаны В.Стасовым в каменные, с сохранением первоначального замысла. Арку ворот увенчала колесница Победы, запряжённая шестеркой боевых коней; по обеим сторонам самой арки — между её колонн — статуи русских витязей.
На воротах золотом написаны названия гвардейских полков, участвовавших в войне 1812 года и места, где проходили крупнейшие сражения.
5-6 слайд
Александровская колонна – памятник войне 1812 года. В 1834 году, на Дворцовой площади была воздвигнута величественная монументальная Александровская колонна. Она была выполнена по замыслу О.Монферрана из цельного колоссального гранитного монолита весом более 600 тонн. Фигура ангела, венчающая колонну, была исполнена Б.И.Орловским.
Скульптор придал ангелу образ императора Александра I, и колонна получила название Александровской.
Текст на табличке памятника гласит: «Александру Iблагодарная Россия»
«Монферран, Вы себя обессмертили!» – воскликнул император, когда увидел эту колонну.
7-8 слайд
Почему Казанский собор – памятник воинской славы? Детям даётся возможность выдвинуть предположения (могила Кутузова + военные трофеи войны находятся внутри).
Могила Кутузова замурована гранитной плитой и обнесена тёмной бронзовой оградой, установленной в 1814 году по проекту А.Воронихина.
Рядом с Казанским собором установлены памятники двум гениальным полководцам – М. Кутузову и Б.де Толли (именно он предложил тактику затяжного отступления, в результате которого была сдана Москва Наполеону). Скульптор – Б.И.Орловский
9-10 слайд
Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в войне 1812 года. Художник Джордж Доу.
10-11 слайд
Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 (19)ноября 1824 года.
Вода в реке Неве и её многочисленных каналах (рукавах) поднялась на 4,14—4,21метра выше ординара.
О размерах грозившей опасности большинство петербуржцев не догадывались. Многие с утра отправились на набережные, чтобы полюбоваться беснующейся Невой. Прохожие, застигнутые врасплох, лезли на фонари, на деревья, хватались за плывущие брёвна, заборы. Разбушевавшаяся река несла баржи и корабли, оторванные от причалов, деревья, тюки с товарами, кресты и гробы со Смоленского кладбища. Больше половины города оказалось под водой. Невский проспект превратился в бурный пролив. Само наводнение было непродолжительным, уже в три часа дня поток остановился и вода начала постепенно убывать, а уже ночью Нева и петербургские каналы вернулись к своему нормальному уровню. Но за те несколько часов, что водная стихия бушевала в городе, она нанесла огромный ущерб.
Прежде всего, это касалось числа погибших людей. Официально были признаны утонувшими, по разным данным, от 200 до 600 человек, но в действительности наводнение унесло жизни около 14 тысяч человек. Множество трупов не было найдено, будучи унесёнными в море, так что они попали в категорию «пропавшие без вести». Погибли также несколько тысяч голов скота, были полностью разрушено более 400 домов, а повреждены свыше трёх с половиной тысяч строений (то есть более половины всех имевшихся в городе), из почти сотни находившихся тогда в Петербурге кораблей остались невредимыми чуть больше десятка. К тому же в городе, который потерпел урон на 15-20 миллионов рублей в ценах того времени (огромная сумма), ещё долго ощущались последствия наводнения. В сырости и неустроенности развились многие инфекционные болезни, в несколько раз выросли цены на продовольствие и, выражаясь современным языком, предметы первой необходимости, что для бедных слоёв петербургского населения, в наибольшей степени пострадавших от наводнения, зачастую означало просто голод.
Именно это наводнение описывает Пушкин в своей поэме «Медный всадник».
Один из учеников зачитывает отрывок из поэмы, с описанием наводнения.
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало; всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять? (ПушкинА.С.)
12 слайд
В городе – 24 памятных таблички о наводнении.
13-14 слайд
Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.
19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно, не дожив до 48 лет, скончался Александр I. В Петербурге известие о смерти императора было получено 25 ноября. Детей у Александра Павловича не было, и все были уверены в том, что на престол должен взойти его младший брат Константин. Но Константин еще за несколько лет до этого отказался от прав на престол и право престолонаследия перешло следющему по старшинству брату – 29 –летнему Николаю. Беда в том, что манифест не был обнародован. О нём знали только несколько человек. И Николай Павлович принял сам присягу младшему брату – Константину. Константин, живший в Варшаве, в свою очередь, присягнул Николаю. Этой неразберихой и воспользовались декабристы.
27 ноября население было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты.
Состояние неопределённости длилось очень долго. После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13-14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича.
К четырем часам дня на Сенатской площади собралось около четырёх тысяч гвардейцев, отказавшихся присягать Николаю. Их окружили верные императору войска, которых по численности было в 4 раза больше. К ночи восстание было разгромлено.
Начались массовые аресты. По делу декабристов привлекли около шестисот человек, большую часть составляли военные Место погребения останков декабристов до сих пор так и остается большой загадкой. Эта территория постепенно облагораживалась: восстановлена чугунная ограда с литыми фонарями, очистили протоки, укрепили земляные валы. Каждый год 13 июля потомки декабристов, гости города, жители посещают это место, вспоминают те жуткие события, почитают память погибших. Следствием по делу декабристов руководил сам император. Так началось почти 30-летнее царствование Николая 1.
15-16 слайд
Эпидемия холеры 1830 г.
22 июня 1831 года на Сенной площади произошел холерный бунт.
Холера в те года прошлась по многим европейским городам и, наконец, добралась до Петербурга.Город являл собой страшное зрелище. По пустынным, безмолвным, улицам катились зловещие холерные возки. На мостовой и тротуарах лежали трупы, которых еще не успели убрать. На кладбище везли и везли гробы. В день умирало по 600 человек. При первых признаках холеры Николай I и его двор бежали в пригород Петербурга – Петергоф. Знать и люди состоятельные тоже покинули столицу.
Простой петербургский народ оказался в отчаянном положении, без помощи, без надежды. Возмущение правительством росло. Слухи, что холеру придумали господа, чтобы извести
простой народ, упорно распространялись по городу. Народ вышел на улицы. Со второй половины июня в разных концах города начались беспорядки. Толпы народа ловили и обыскивали “отравителей”, разбивали холерные кареты и выпускали больных, оказывали сопротивление полиции.
Бунт разразился 22 июня 1831 года на Сенной площади, где находилась временная холерная больница. Огромная толпа ворвалась в здание. Во всех этажах выбили стекла в окнах, выброси-
ли мебель, разогнали больничную прислугу, убили двух лекарей.
Перепуганные столичные власти собрались на совещание у графа Эссена. Решено было применить военную силу. Испугавшись бунта, в Петербург из Петергофа, водою, на пароходе “Ижора” прибыл Николай I . Страх перед бунтом пересилил страх перед холерой.
Въехав в открытой коляске на Сенную площадь, окруженную войсками, царь прямо из экипажа обратился к народу:
«Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен. Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков».
Николай держался бесстрашно, говорил резко. Оробев перед царем, мужики повалились на колени. А император закончил тем, что подозвал какого-то старика, трижды облобызал и уехал.
В результате подобного хода событий появилась легенда об усмирении Николаем I холерного бунта, чему посвящён один из барельефов на памятнике императору.
17-18 слайд
Пожар в Зимнем дворце
17 декабря 1837 года – один из самых грандиозных пожаров в истории города. В результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; были утрачены многочисленные рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда потеряны многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию повреждённого дворца ушло свыше двух лет.
Стр. 23 открыть, прочитать описание пожара. Выдвинуть предполо
infourok.ru
Слайд 1
Русская архитектура первой половины 19 векаСлайд 2
Андреян Дмитриевич Захаров (8 августа 1761 г.- 27 августа 1811 г.), один из наиболее выдающихся русских архитекторов, творец Петроградского Адмиралтейства. Уроженец Петрограда, Захаров 6-ти лет был отдан в младший возраст академического училища при Императорской Академии Художеств, курс в которой он окончил 3 сентября 1782 г. с большой золотой медалью, производством в 14 класс и с заграничной командировкой. Известные работы: Здание Адмиралтейства в Петербурге.
Слайд 3
Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.
Слайд 4
Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М.Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. Известная работа: Казанский собор.
Слайд 5
Казанский собор – один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской . После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Слайд 6
Карло ди Джованни (Карл Иванович)Росси родился(1775- 1849) года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим. Известные работы: Русский музей с площадью Искусств Дворцовая площадь Здание Главного штаба
Слайд 7
Главное здание музея – находится в центре города, на площади Искусств. Он построен по проекту известного архитектора К.Росси в 1819-1825 годах и представляет собой выдающийся образец дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма ( или стиля ампир, как его часто называют). Дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича – четвертого сына императора Павла I.
Слайд 8
Дворцовая площадь. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5 га (по другим сведениям [1] — 8 га; для сравнения — Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия .
Слайд 9
Здание Главного штаба Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров [1] . В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу. Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом.
Слайд 10
Осип Иванович Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова , приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802—1807) у Ф. Кампорези , затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Известные работы: Красная площадь Театральная площадь Триумфальные ворота
Слайд 11
Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Площадь расположена вдоль северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой и Васильевским спуском к Кремлёвской набережной. Выходящие с площади улицы далее разветвляются и вливаются в основные магистрали города, ведущие в разные концы России.
Слайд 12
Театра́льная пло́щадь (в 1820-е годы Петро́вская пло́щадь , в 1919—1991 пло́щадь Све́рдлова ) — площадь в центре Москвы. Располагается к северо-западу от площади Революции, между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком . На площади находятся Большой, Малый театры и Российский академический молодёжный театр.
Слайд 13
Моско́вские Триумфа́льные воро́та — сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».
Слайд 14
Константин Андреевич Тон- русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов. Известные работы: Большой Кремлевский дворец Ленинградский вокзал храм Христа Спасителя
Слайд 15
Большой Кремлевский дворец. Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Слайд 16
Ленинградский вокзал — памятник архитектуры, охраняется государством. Здание вокзала построено в 1844—1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для петербургского вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге, Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году.
Слайд 17
храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви, недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы(улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
nsportal.ru
Презентация нацелена на работу учащихся с “Петербургской тетрадью” Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др.”Краеведенье. Санкт-Петербург – город-музей”, ч.3….
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:”Санкт-Петербург-город мировой культуры”.Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок….
Презентация к бинарному уроку по истории Санкт-Петербурга и литературе “Медный всадник”Используя эту презентацию можно провести красочный урок-экскурсию по литературе и истории Санкт-Петербурга…
Статья Формирование умения ориентироваться в городском пространстве на уроках истории Санкт-Петербурга и на занятиях краеведческого кружкаИз опыта работы учителя истории и культуры Санкт-Петербурга и педагога дополнительного образования (на занятиях краеведческого кружка)…
Конспект урока по истории Санкт-Петербурга по теме “Повседневная жизнь петербуржцев” (8 класс)Конспект составлен в соответствии с планом параграфа № 13 учебника “История и культура Санкт-Петербурга”, 8 класс (автор: Л.К. Ермолаева и др.)…
Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только повысить интер…
Олимпиада по истории Санкт-Петербурга в 5 классе на внеурочной работе.Разработка Олимпиады по истории Санкт-Петербурга в 5 классе. Предлагается получение новых знаний на внеурочных занятиях в форме Олимпиады….
nsportal.ru
Слайд 1
Тема урока: « Наука: создание научной картины мира» Новая история 8 классСлайд 2
Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени ; Сегодня вы узнаете:
Слайд 3
Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Работаем по плану:
Слайд 4
Работаем с таблицей Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия
Слайд 5
Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.
Слайд 6
Причины быстрого развития наук Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени
Слайд 7
В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. « Повелитель молний» Майкл Фарадей
Слайд 8
В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. « Сенсации продолжаются» Джеймс Карл Максвелл
Слайд 9
Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке « Сенсации продолжаются»
Слайд 10
В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению « Сенсации продолжаются» Генрих Рудольф Герц
Слайд 11
Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. « Сенсации продолжаются» Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.
Слайд 12
Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества « Сенсации продолжаются» Хендрик Антон Лоренц
Слайд 13
« Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня
Слайд 14
В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. « Сенсации продолжаются»
Слайд 15
Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. « Сенсации продолжаются» Рентгеновские снимки
Слайд 16
Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри « Сенсации продолжаются» Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности
Слайд 17
В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории « Сенсации продолжаются»
Слайд 18
Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин « Революция в естествознании»
Слайд 19
В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку – микробиологию « Революция в медицине» Луи Пастер
Слайд 20
Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. « Революция в медицине»
Слайд 21
Английский врач, разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. « Революция в медицине» Эдуард Дженнер
Слайд 22
Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача « Революция в медицине» Первые стетоскопы
Слайд 23
Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. « Революция в медицине» Генрих Герман Роберт Кох
Слайд 24
Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). « Революция в медицине»
Слайд 25
« Развитие образования» Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»
Слайд 26
Подведём итог урока Соотнесите учёного и его изобретение 1 Майкл Фарадей А Невидимые Х – лучи 2 Джеймс Максвелл Б Электромагнитные волны 3 Генрих Герц В Открытие радиоактивности 4 Вильгельм Рентген Г Вакцина от бешенства 5 Пьер и Мария Кюри Д Открытие электромагнетизма 6 Чарлз Дарвин Е Возбудитель туберкулёза 7 Луи Пастер Ж « Происхождение видов» 8 Роберт Кох З Электромагнитная теория света
Слайд 27
Домашнее задание: Параграф 5, вопросы, записи в тетради .
Слайд 28
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85 * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Карабанова Валентина Анатольевна
nsportal.ru
Слайд 1
Тема урока: « Германия: на пути к единству»Слайд 2
Познакомиться с экономическим и политическим развитием Германии; Выяснить значение возникновения Северогерманского союза и Франкфуртского парламента; Сегодня на уроке:
Слайд 3
Германский союз. Экономическое развитие Германии. Берлин, март 1848 г. Франкфуртский парламент. Вильгельм I. Первые шаги « железного канцлера». Образование Северогерманского союза. Работаем по плану:
Слайд 4
По решению Венского конгресса вместо Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз, в который входили: 35 суверенных монархий и 4 вольных города ( Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне. Германский союз
Слайд 5
Венский конгресс Раздел Германии на 39 государств Германский союз Почему Германский союз не стал прочным объединением германских государств? Сильнейшими членами были Австрия и Пруссия, которые соперничали между собой за лидерство в едином германском союзе. Германский союз
Слайд 6
Экономическое развитие Германии: В первой половине 19 века Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток Средневековья. Но, реформы, проведённые Наполеоном I принесли свои результаты.
Слайд 7
ГЕРМАНИЯ АГРАРНОЕ ГОСУДАРСТВО ЮНКЕРСКИЕ (ПОМЕЩИЧЬИ) ХОЗЯЙСТВА ТРУД БАТРАКОВ И БЕЗЗЕМЕЛЬНЫХ КРЕСТЬЯН РОСТ ГРОСБАУЭРОВ (ЗАЖИТОЧНЫХ КРЕСТЬЯН) САМОЕ РАЗВИТОЕ ГЕРМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО – ПРУССИЯ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ. Экономическое развитие Германии:
Слайд 8
1834 г.- создание Немецкого таможенного союза: Уничтожены шлагбаумы Были сняты препятствия для свободной перевозки товаров Но кое-где ещё сохранялись шлагбаумы Экономическое развитие Германии:
Слайд 9
В 30-40 годы в немецких государствах активно развивается фабричное производство, выросла богатая торгово-промышленная буржуазия, увеличилась численность наёмных рабочих Экономическое развитие Германии:
Слайд 10
Экономическое развитие Германии: Какие причины подтолкнули правительство к объединению страны? В образованных слоях населения витала мысль об объединении государства Усиливались внутренние противоречия и конфликты Рост либеральных и демократов-радикалов.
Слайд 11
Экономическое развитие Германии: Как, на ваш взгляд, относились к идее конституционного правления германские государи? Прочитаем об этом в учебнике на стр.123
Слайд 12
18 марта 1848 г . – восстание в Берлине. РАБОЧИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ СТУДЕНТЫ СЛУЖАЩИЕ БЮРГЕРЫ ПОБЕДА ВОССТАНИЯ Во время революции развернулась активная деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса – выпуск «Новой Рейнской газеты» Революция в Берлине
Слайд 13
18 мая 1848 г. – начал свою работу Итоги: * принял имперскую конституцию , основанную на образцах Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина) * были дарованы ряд свобод граждан: личности, вероисповедания, свобода собраний, равенство перед законом. * были ликвидированы все сословные привилегии * был создан двухпалатный парламент Но в 1849 году он был разогнан. Франкфуртский парламент
Слайд 14
Фридрих Вильгельм IV Вильгельм I Глава правительства – канцлер Отто фон Бисмарк Противники объединения Германии ДАНИЯ АВСТРИЯ ФРАНЦИЯ 1864 1866 1870 ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ «ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ» Начало объединения Германии
Слайд 15
Стр.126 « Сильный всегда прав»
Слайд 16
В августе 1866 г. 22 немецких государства подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. Все члены имели монархическое устройство, свои династии, правительства, армии, законы и судебные порядки. Во главе союза стоял президент , на должность которого всегда назначался прусский король. Северогерманский союз имел свою конституцию , парламент и Союзный совет , состоявший из министров и представителей всех государств . Образование Северогерманского союза
Слайд 17
Параграф 16, вопросы. записи Домашнее задание:
nsportal.ru