Родительское собрание в 7 классе по теме «Переходный возраст ребёнка и взаимоотношения родителей и детей в этот период»
Цель: выявить особенности взаимоотношений родителей и детей в период переходного возраста ребёнка.
Задачи:
1. Обозначить первостепенное значение семьи на эмоциональное состояние детей в период их переходного возраста;
2.Познакомить родителей с возможными способами эмоциональной и психологической поддержки
Форма проведения: беседа-диалог.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа
I. Анонимное анкетирование учащихся:
1. Всё ли тебя устраивает во взаимоотношениях с родителями?
2. Ругают ли тебя родители за неудовлетворительные оценки?
3. Что тебе нравится в твоей семье?
4. Хотел бы ты взять модель своей семьи в качестве образца для создания в будущем своей семьи? Если нет, то почему?
II. Анонимное анкетирование родителей.
Анкета для родителей:
1.Адекватно ли реагирует ребёнок на Ваши замечания по поводу учёбы и поведения?
А) Да.
Б) Нет.
В) Чаще всего агрессивно
2. Нужен ли Вам совет, как положительно влиять на ребёнка в период его переходного возраста?
А) Да, он необходим.
Б) Нет.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку, когда он возвращается из школы?
А) Ты ничего не натворил в школе?
Б) Какие оценки ты получил сегодня?
В) Что было интересного в школе?
4. Считаете ли Вы, что агрессивные нотки в голосе весьма важны при воспитании ребёнка?
А) Нет, это вредит отношениям.
Б) Да, это единственный способ взаимодействия с моим ребёнком.
В) Иногда приходится повышать голос на ребёнка.
Оборудование: бланки анкет, ручки, чистые листы.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Тринадцать лет – возраст двоякий. С одной стороны, тринадцатилетние – это уже дети, которые могут нести ответственность за свои поступки, и в то же время можно наблюдать следующее:
Из спокойного ребёнок вдруг превращается в ершистого. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит нас, родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, необходимо разобраться в причинах.
2. К тринадцати годам накапливается немало проблем переходного возраста:
А) сомнения в собственной значимости для друзей, родителей;
Б) дети больше сосредоточены на себе и порой глухи к нашим наставлениям и словам;
В) тесная эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречия с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций.
Есть такой момент, что родители, которые ежеминутно делают замечания, очень быстро теряют внимание родителей. Мозг человека просто не в состоянии усвоить тонны информации. Вместо того, чтобы поддерживать свой авторитете, родители его утрачивают.
Ребёнок, которому никак не могут родители отпустить его «грехи», становится нервным, у него появляется комплекс вины. Он начинает бояться родителей, поскольку понимает, что стоит ему чуть оступиться – и его накажут.
– Как вы думаете, уважаемые родители, от чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?
Выслушав мнения родителей, классный руководитель делает записи на доске:
Психологический климат в семье
Самооценка ребёнка,
Успешность социальных контактов (с учителями, с родителями, окружающими),
Взаимоотношения со сверстниками (степень благоприятности)
2.Анализ предварительного анкетирования родителей
Классный руководитель. Уважаемые родители, благодарю Вас за откровенные ответы на вопросы анонимной анкеты. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Благодаря Вам, мы имеем следующие результаты:
Большинство родителей сами справляются с трудностями, возникающими во взаимоотношениях с детьми, лишь некоторые прибегают к помощи психолога.
По возвращении ребёнка из школы многие интересуются не оценками, а тем, как прошёл день ребёнка, что говорит об эмоциональной близости в семье.
___ человек считают, что чем строже воспитание, тем лучше будет результат.
3.Памятка для родителей как психологическая помощь в воспитании ребёнка:
· Никаких нотаций. Изменить стиль общения и перейти на спокойный и вежливый тон. Стоит понять, что ребёнок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
· Идти на компромисс. Ещё никому не удавалось ничего доказать с помощью скандала.
· Уступает тот, кто умнее! Умению достойно выходить из конфликтных ситуаций ребёнок учится у нас!
· Будьте тверды и последовательны! Дети – тонкие психологи. Несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитете незыблем. Если мы, взрослые, демонстрируем ребёнку собственную несдержанность, непоследовательность, то трудно жать от него хорошего поведения.
· Не унижать ни в коем случае! Очень легко пошатнуть внутреннее достоинство человека.
· За один нехороший поступок наказывать ребёнка только один раз. Если ребёнок заслужил порицание, то ругать за сегодняшний промах, а не за то, что сделано год назад.
· Общий закон прост: в детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения к нам близких. Рано или поздно ребёнок начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
· Надо любить своего ребёнка таким, какой он есть и забыть о тех качествах, которых у него нет.
· Порой чувство справедливости должно уступить чувству милосердия.
3. Подведение итогов собрания.
Наше собрание подошло к концу. Благодарю Вас за активное участие в обсуждении проблемы.
-Получили ли Вы ответы на интересующие Вас вопросы?
-Что полезного узнали на собрании?
-Есть ли необходимость проводить собрания такого рода?
В качестве решения собрания я предлагаю Вам памятки для родителей (каждому даётся напечатанный лист с рекомендациями)
Желаю Вам успехов и благополучия в Ваших семьях!
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Разделы: Классное руководство, Работа с родителями
Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.
Задачи:
Цитаты для обсуждения:
Материал: результаты диагностики, герб семьи.
Ход (по плану)
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой…”, “Мне нравится, как ты…”, “Ты, конечно, справишься…”, “Как хорошо, что ты у нас есть…” и другие.
10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.
И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.
Обсуждение организационных вопросов.
Памятка для родителей.
Правила поведения для родителей:
21.02.2006
urok.1sept.ru
Родительское собрание в 7-м классе
по теме: «Подростковый возраст и его психологические особенности”
Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками, сплочение семьи.
Задачи:
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
Найти для родителей пути преодоления подросткового кризиса;
Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.
Цитаты для обсуждения:
«Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». Джон Дьюи
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А.Макаренко
План проведения
Вступительное слово учителя
Выступление социального педагога школы
Презентация “ Подростковый возраст и его психологические особенности “
Рекомендации учителя
Ход родительского собрания
Вступительное слово учителя
Именно подростковый период детей приносит больше всего забот и проблем взрослым. Это сложный период психологического взросления и полового созревания ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «конфликт поколений» и «проблема отцов и детей». Является ли данный возраст настолько сложным, насколько его представляют?
Тринадцать и четырнадцать лет – самые трудные двадцать четыре месяца в жизни. Именно в это время сомнения в себе и ощущение неполноценности достигают пика при максимальном давлении социальной среды. Что происходит в период подросткового кризиса? Прежде всего, стремительный рывок к взрослению. Если раньше ребенок просто становился старше, то теперь он повзрослел и духовно, и физически.
Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» – друзья, семья, учителя.
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников
Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них
Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Выступление социального педагога школы
Деловая и игра с родителями.
Классный руководитель предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5 минут они готовят решение, как выйти изсложившейся ситуации, связанной с проблемами, обусловленными особенностямиподросткового возраста
Ситуация 1. Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать и отказываться носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей…
Ситуация 2. Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый стирается пригласить ее к себе на день рождения, в кругу семьи девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…
Ситуация 3. Девочка абсолютная неполная, отказывается от пищи, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…
Каждая команда предлагает свое решение, затем соперники предлагают свои варианты решения. Сделать это можно по кругу от команды к команде. Затем предлагаю правильные пути решения этих ситуаций:
необходимо выслушать ребенка и объяснить, что не надо копировать внешность и поведение других подростков. Сказать, что каждый человек индивидуален. А те вещи, которые покупают родители ни чуть не плохие, а модные. Не каждая дорогая вещь красиво смотрится и подходит человеку.
родителям следует сказать дочери, что она не имеет права так отзываться о других людях, оскорблять, тем более об одноклассницах. Нужно объяснить, что каждый человек развивается неравномерно, кто-то раньше, кто-то позже. Придет время, и они будут интересны мальчикам.
маме нужно серьезно поговорить с дочерью. Мама должна рассказать о том, что в подростковом возрасте нельзя садится на диету, т.к. их организм растет, то он нуждается в сбалансированном питании, а иначе будет нарушение работы в организме и в итоге появление различных заболеваний.
Презентация
Правила поведения в ранней ситуации,
чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?
1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Заключительная часть собрания:
Советы родителям:
Используйте в жизни своей семьи следующие правила!
1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок, как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего – в понимании и сочувствии.
3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.
4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.
6. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы, ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
7. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.
8. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.
9. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?
Приложения:
В процессе подготовки собрания учащимся была предложена анкета, состоящая из двух частей.
Анкета для учащихся.
1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи Б. С друзьями В. В одиночестве
2. Изменения твоей внешности, роста и веса:
А. Радуют Б. Огорчают В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным Б. Красивым В. Общительным
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало Б. Огорчало В. Безразлично
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало Б. Огорчало В. Безразлично
6. Подростковый возраст- это…
7. Имя твоей лучшей подруги (друга)
8. Твой любимый телевизионный канал
9. Твой любимый цвет
10.Какую книгу ты читал (а) в последнее время?
1). Знают ли родители твоих друзей?
2). Проводите ли вы совместные праздники?
3). Знаешь ли ты друзей своих родителей?
4). Любишь ли ты одиночество?
5). Нравится ли тебе присутствие родителей на детском празднике?
6). Часто ли ты беседуешь по душам с родителем?
7). Ты предпочитаешь всё делать сам или обратиться за помощью?
8). Комфортно ли тебе в школе?
9). Ты предпочитаешь отдых с семьёй, в одиночку или с друзьями?
10). Как относятся родители к твоему мнению?
Непосредственно на собрании родители также ответили на вопросы анкеты.
Анкета для родителей.
1). Знаете ли вы друзей своего ребёнка?
2). Проводите ли вы совместные праздники с детьми?
3). Знают ли дети ваших друзей?
4). Любите ли вы одиночество или предпочитаете общение с разными людьми?
5). Считаете ли вы обязательным присутствие взрослых на детском празднике?
6). Часто ли вы беседуете по душам с детьми?
7). Самостоятелен ли ваш ребёнок или он предпочитает обратиться за помощью?
8). Комфортно ли вашему ребёнку в школе?
9). Вы предпочитаете отдых всей семьёй (с детьми) или в одиночку?
10). Как вы относитесь к мнению своего ребёнка? Важно ли оно для вас?
№ слайда 1
Описание слайда:
Подростковый возраст и его психологические особенности. «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» (Психологический словарь).
№ слайда 2
Описание слайда:
«Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Всё в ней – переход, всё течёт». Джон Дьюи «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». А. Макаренко
№ слайда 3
.
№ слайда 13
Описание слайда:
Принципы: Безусловно принимать его. Активно слушать его переживания и потребности. Бывать (читать, заниматься) вместе. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогать, когда просит. Поддерживать успехи. Делиться своими чувствами (значит доверять). Конструктивно решать конфликты. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. («Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты… », «Как хорошо, что ты у нас есть…»). Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать».
№ слайда 14
Описание слайда:
Главным для подростка со стороны семьи является: Любовь Доверие Понимание Поддержка
№ слайда 15
Описание слайда:
Родительское собрание в 7-м классе
по теме: “Подростковый возраст и его психологические особенности”
Выступление социального педагога школы:
«Основные особенности подросткового возраста»
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.
К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.
Самооценка подростка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится и хорошо себя ведёт.
Влияние улицы на поведение детей.
Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой “свободы” и такого “общения”. Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не формировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля..
Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему, разбираться в людях и их поступках.
multiurok.ru
Тема собрания: первые проблемы подросткового возраста.
Классный руководитель 7А класса: Кирякова Ю.Н.
Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в седьмом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в 21-м веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Я считаю, что проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить с родителями о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребенком, а не по разные стороны баррикад.
“Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством. Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…” Ж-П. Сартр.
1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
2. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения собрания: круглый стол.
1. Статистика проблемы. Отношение к ней родителей.
2. Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания.
3. Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.
1. Подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской газеты.
2. Диагностика детей и родителей.
4. Памятка для родителей по теме собрания.
5. Ситуации для обсуждения во время собрания.
Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению:
1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи;
Б. С друзьями;
В. В одиночестве.
А. Радуют;
Б. Огорчают;
В. Раздражают и злят.
А. Умным;
Б. Красивым;
В. Общительным.
А. Радовало;
Б. Огорчало;
В. Было бы безразлично.
А. Своей внешностью;
Б. Своим весом и ростом;
В. Гигиеной собственного тела;
Г. Противоположным полом.
А. Общаться с друзьями по телефону;
Б. Проводить время у зеркала;
В. Проводить время с друзьями вне дома;
Г. Обращать внимание на свою одежду.
А. Более скрытным;
Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание;
В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес;
Г. Менее ответственным в учебной деятельности.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек.
Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Давайте обратимся к результатам исследования по классам. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.
Анализ результатов анкетирования детей и родителей.
Анализ ситуаций, предложенных классным руководителем.
Ситуация 1
Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей…
Ситуация 2
Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…
Ситуация 3
Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной…
Ситуация 4
Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и гру-бой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…
Папы и мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда необходимы ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 – 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11 – 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков- 13 лет.
7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.
Полезная информация “Дети и свобода”
1. Вредна ли свобода для подростка?
Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она так же вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.
2. Влияние улицы на поведение детей.
Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой “свободы” и такого “общения”. Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
Подросток дома.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не формировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля..
4. Компания для ребенка.
Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему, разбираться в людях и их поступках.
Памятка для родителей по теме собрания
1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением.
Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.
Литература для подготовки к собранию
1. Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.
2. Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. М., 1997.
3. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
4. Лаптенок С. Д. Духовно-нравственный мир учащейся мол
infourok.ru
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Родительского собрания
«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА»
Г. Железногорск-Илимский
Цели: 1) познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;2) побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Участники: родители учащихся 7-го класса, классный руководитель.
Подготовка: (проводится анкетирование родителей с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.
Анкета для родителей
Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество
1 Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живете
а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищенности.
II Что более всего заботит вас в семье?
а) здоровье детей;
б) хорошая учеба;
в) трудовое участие детей в жизни семьи.
III Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) да;
б) нет,
в) не знаю.
IV Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
а) да,
б) нет;
в) не знаю
V Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?
а) быть материально обеспеченным; встретить любовь,
в) иметь много друзей,
г) реализовать свои интеллектуальные возможности
VI Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
а) да,
б) нет
VII Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) да,
б) нет
VIII Что для вашего ребенка вечер дома?
а) радость общения, возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка
Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».
Ход собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя. Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:
а) гармоничность отношений в семье;
б) особенности воспитательных усилий родителей.
Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Как избежать конфликтов в семье. Как не вырастить эгоиста, хама? Как правильно построить воспитание? Предлагаю вам доклад, подготовленный на основе рекомендаций психологов.
Доклад классного руководителя «Роль родителей в нравственном воспитании детей»
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».
В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.
Что включает в себя понятие «нравственный человек»?
Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.
Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.
Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.
В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.
Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали.
Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.
Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.
Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.
Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.
Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.
Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.
Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.
Задача родителей – оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло, что если в кино Чапаев погиб, утонул в реке, то все равно за него отомстили его товарищи по оружию: они разбили отряд белогвардейцев и победили!
В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.
Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры – нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи – люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия.
Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на воскресник, а друг купил ему билет на футбол. Как ему поступить? Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет». А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий… Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде». И сын усвоит этот урок на всю жизнь.
Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не проверила, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы.
Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено.
Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь.
Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.
В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.
Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья – это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга – одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.
Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть – это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, прислушиваться к нему.
Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился – по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.
Очень важно внушить детям, что главное – не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.
Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» – и берет с собой сына.
Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Лена, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать».
Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.
Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что – плохо, что им понравилось, а что – нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» – говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно признаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.
Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком – потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.
Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью.
И при всем этом настоящие родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влечения к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии – это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.
В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов – не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Итак:
1. Мораль, или нравственность, – это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.
2. Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих – способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.
Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.
В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.
Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухо-млинским в его книге «Рождение гражданина» (Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1979 г.):
1) Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.
2) Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.
3) Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.
4) Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.
5) Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.
6) Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. Не будьте равнодушными в различных сферах жизни общества и государства: в политической, этической, эстетической и др. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия совершаются многие преступления против человечества. Будьте активны в любых гражданских делах. Пусть вашим девизом станут слова: «Если не я, то кто это сделает?». Возьмите за правило слова Н. А. Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от забот,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет!
Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.
Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:
— непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
— чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
— разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
— отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
— чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» — частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
2. Обсуждение конфликтных ситуаций в семьях. Обмен опытом.
3. Задание для родителей.
Готовясь к данному собранию, я встретил в книге Н И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная музыкальная пауза). Вопрос родителям: у кого что получилось?
Законы семьи =
1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.
4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
4. Заключительное слово классного руководителя. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.
5. В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребенка в семье. (См. Приложение)
infourok.ru
Родительское собрание
в 7-м классе
«Ваш ребенок взрослеет».
Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в седьмом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в 21-м веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Я считаю, что проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением, которое проходит иногда очень болезненно. Вот поэтому необходимо как можно раньше говорить с родителями о том, что период полового взросления ребенка неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе со своим ребенком, а не по разные стороны баррикад.
В седьмом классе классному руководителю уместно поднимать на
родительских собраниях вопросы взросления детей, содержания учебной деятельности, взаимодействия ребенка с окружающим миром и людьми.
Тема собрания: Первые проблемы подросткового возраста.
«Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность…»
Ж-П. Сартр.
Задачи собрания:
1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
2. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения собрания: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика проблемы. Отношение к ней родителей.
2. Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания.
3. Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской газеты.
2. Диагностика детей и родителей.
4. Памятка для родителей по теме собрания.
5. Ситуации для обсуждения во время собрания.
Диагностика детей и родителей
Анкетирование учащихся
Из предложенных вариантов ответов выбери тот, который в большей степени ближе твоему мнению:
1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи;
Б. С друзьями;
В. В одиночестве.
2. Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют;
Б. Огорчают;
В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным;
Б. Красивым;
В. Общительным.
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало;
Б. Огорчало;
В. Было бы безразлично.
.Анкетирование родителей
1, Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок
стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью;
Б. Своим весом и ростом;
В. Гигиеной собственного тела;
Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону;
Б. Проводить время у зеркала;
В. Проводить время с друзьями вне дома;
Г. Обращать внимание на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным;
Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание;
В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес;
Г. Менее ответственным в учебной деятельности.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме— теме превращения мальчиков в юношей, а девочек — в девушек.
Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и непринятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Давайте обратимся к результатам исследования по классам. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.
Анализ результатов анкетирования детей и родителей.
Анализ ситуаций, предложенных классным руководителем.
Ситуация 1
Ребенок, всегда равнодушно относившийся к одежде, которую ему покупали родители, вдруг начал капризничать, отказывается носить одежду старших братьев и сестер, обижается, если родители остаются непреклонны и считают, что он мал для покупок хороших и дорогих вещей…
Ситуация 2
Девочка пользуется успехом у мальчиков класса, каждый старается пригласить ее к себе на день рождения, девочка презрительно отзывается о сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков…
Ситуация 3
Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной…
Ситуация 4
Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу своей фигуры, становится агрессивной и грубой, не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: у нас в классе все девочки худеют…
Папы и мамы!
Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.
Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда необходимы ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Перед вами статистика, которую вы должны знать:
1. Предпубертатный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11 — 12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В
действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек — 11 лет — 60%, опыт первой влюбленности мальчиков— 13 лет.
7. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
8. Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу
сверстников.
Полезная информация «Дети и свобода»
1. Вредна ли свобода для подростка?
Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она так же вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем — не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.
2. Влияние улицы на поведение детей.
Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
3. Подросток дома.
Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не формировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля..
4. Компания для ребенка.
Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему, разбираться в людях и их поступках.
Памятка для родителей по теме собрания
1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением.
Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.
Литература для подготовки к собранию
1. Кле М. Психосексуальное развитие подростка. М., 1991.
2. Макдауэлл Дж. Как стать героем в глазах ребенка. М., 1997.
3. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.
4. Лаптенок С. Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. Минск, 2001.
infourok.ru
2017 ГОД
Классный руководитель: Богданова К.Г .
« Подросток – это цветок, красота
которого зависит от ухода за растениями.
Заботиться о красоте цветка нужно
задолго до того, как он начнет цвести.
Особенности подростка зависят от того,
как он воспитывался в годы детства,
что заложено в него в период от рождения
и до начала подросткового возраста».
В. Сухомлинский.
2. Однажды мне захотелось
поделиться с мамой по поводу
возникшей проблемы с друзьями,
я….
Конверт
Откровений
с просьбой помочь по какому –
нибудь предмету, то….
21
Не подхожу –
19
Мне помогут –
5
Знаю, что помогут-
4
Делай сам –
1
Нет проблем –
4
Не подхожу –
4. Конфликт утрясен,
но родители установили
строжайший контроль,
сами подбирают друзей,
организовывают любую
«свободу».
Как я поступаю?
3. Когда мне родители
делают замечания или
за что – то отчитывают,
то я….
5. Родители убеждают, что
необходимо уметь
анализировать свою тревожную
ситуацию, спокойно, без паники
разобраться в ней. Но я то знаю,
что…
Слушаю и молчу –
15
7
Унижен –
14
Грубо протестую –
Веду себя
агрессивно –
Демонстрирую
безразличие –
6
5
12
Не могу без помощи –
Такого ещё
не было –
7
12
Не умею планировать –
3
Проблемы решаю сам –
Стараться добиться их душевного спокойствия ;
Удерживать их тревогу не выше определенного
уровня ;
Стать детским психотерапевтом ;
Не скупиться на проявление любви и нежности ;
«Норма справедливости» должна уступить
« норме милосердия».
В 2 года – ровный, уравновешенный…
В 3,5 – беспокойный, раздражительный…
В 4 – энергичный…
В 4,5 – невротичный, замкнутый..
В 5 – спокойный, ровный…
В 5,5 и 6 – беспокойный…
В 6,5 – уравновешенный…
В 7 – вновь беспокойный. Раздражительный…
В 8 – энергичный..
В 9 – замкнутый, невротичный…
В 10 –спокойный…
В 11 – беспокойный..
В 12 -уравновешенный..
В 13 – беспокойный…
В 14 — энергичный… В 15 – замкнутый…. В 16 – спокойный…
Будем вместе с ними!
Ситуация 2. ПОСЛЕ БЕСЕДЫ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
ВЫ НЕОЖИДАННО УЗНАЁТЕ О ТОМ, ЧТО ВАШ СЫН
УЖЕ НЕДЕЛЮ ПРОПУСКАЕТ ШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ,
А ВАМ РАССКАЗЫВАЕТ О КАРАНТИНЕ В СВЯЗИ
С ВИРУСНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?
Ситуация 3 С ЫН НИКОГДА НЕ ДОВОДИТ ДО КОНЦА НАЧАТОЕ
ДЕЛО ИЛИ УВЛЕЧЕНИЕ: ТО СОБИРАЕТ ВЫРЕЗКИ
О СВОИХ КУМИРАХ СПОРТА, ТО НЕОЖИДАННО
СТАЛ ХОДИТЬ В СЕКЦИЮ СКАЛОЛАЗАНИЯ, ТО
УВЛЕКСЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕМ ЗНАЧКОВ.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?
Ситуация 1. ВАША ДОЧЬ, НЕ ПОСОВЕТОВАВШИСЬ
С ВАМИ, ПОДСТРИГЛА ВОЛОСЫ, ПОДРАЖАЯ
КОМУ – ТО ИЗ СВОИХ ПОДРУГ.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ?
Ситуация 4. Дочери стало интереснее общаться со
сверстниками, часами «сидит» на телефоне,
обсуждая классные проблемы, либо
уединяется в своей комнате, слушает музыку.
Ваши действия?
ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
РЕЗКАЯ СМЕНА НАСТРОЕНИЙ
БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ И УСТАЛОСТЬ
МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
К ОБРАЗЦУ
ПРОЯВЛЯЙТЕ МУДРОСТЬ И ШИРОТУ ДУШИ, МИЛОСЕРДИЕ И БЛАГОРОДСТВО .
ЗАБУДЬТЕ ВСЁ ПЛОХОЕ, ЧТО БЫЛО В ОТНОШЕНИЯХ, ОСТАВЬТЕ В ПАМЯТИ
ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ .
ВЫ – САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ СВОИМ ДЕТЯМ .
ПОСТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ В КУРСЕ ДЕЛ СВОЕГО РЕБЕНКА, ОБЩАЙТЕСЬ
С ЕГО ДРУЗЬЯМИ.
АНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ .
ОКРУЖИТЕ ДЕТЕЙ ЧУТКОСТЬЮ И ЗАБОТОЙ, НО БЕЗ НАЗОЙЛИВОСТИ,
ОСКОРБИТЕЛЬНОЙ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТИ .
ХОТИТЕ ЛИ ВЫ,
НЕ ХОТИТЕ ЛИ,
НО ДЕЛО, ТОВАРИЩИ, В ТОМ,
ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫ – РОДИТЕЛИ,
А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – ПОТОМ.
Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
kopilkaurokov.ru