Конспект по алгебре 7 класс – Конспект “Алгебра 7 класс. Все формулы и определения”

Содержание

Конспект “Алгебра 7 класс. Все формулы и определения”

Алгебра 7 класс. Все формулы и определения.
Краткий курс алгебры за 7 класс.

«Алгебра 7 класс. Все формулы и определения» — это краткий курс алгебры за 7 класс. Цитаты взяты из учебника для общеобразовательных учреждений (авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского) — М.: Просвещение, 2013.


Выражения и их преобразования

☑ 1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называют произведение n множителей, каждый из которых равен а:
Степенью числа а с показателем 1 называют само число аа1 = а.
Степень числа а ≠ 0 с показателем 0 равна 1:  а0 = 1.

☑ 2. Свойства степеней с натуральными показателями:

 аm • аn = аm+n

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.

аm : аn = аm-n, где а ≠ 0, m ≥ n
m)n = аmn

При возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают.

(ab)n = аnbn

При возведении в степень произведения возводят в эту степень каждый множитель и результаты перемножают.

☑ 3. Одночленами называют произведения чисел, переменных и их степеней, а также сами числа, переменные и их степени. Например, 2х, –3а2b3, 4, х, у5 — одночлены.

 Степенью одночлена называют сумму показателей степеней всех переменных, входящих в одночлен. Например, степень одночлена –8а2b4 равна 6.

☑ 4. Многочленом называют сумму одночленов. Например, 5 – 4х2 + 1, 7a3b – ab2 + ab + 6

—многочлены. Одночлены считают многочленами, состоящими из одного члена.

Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов. Например, степень многочлена 3у + 3х2у5 + ху равна степени одночлена 2у5, т. е. равна 7.

Степенью произвольного многочлена называют степень тождественно равного ему многочлена стандартного вида.

☑ 5. При сложении многочленов пользуются правилом раскрытия скобок: если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключённого в скобки. Например,

(3аb + 5с2) + (ab – с2) = 3ab + 5с2 + ab – с2 = 4аb + 4с2

При вычитании многочленов пользуются правилом раскрытия скобок: если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключённого в скобки. Например,

(6x2 – у) – (2x2 – 8у) = 6х2 – у – 2х2 + 8у = 4х2 + 7у

Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить. Например,

а2 (3аb – b3 + 1) = 3а3b – а2b3 + а2

Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить. Например,

(5х – 1)(3х + 2) = 15x2 – Зx + 10x – 2 = 15x2 + 7x – 2

☑ 6. Формулы сокращённого умножения:

(а + b)2 = а2 + 2аb + b2

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

(а – b)2 = а2 – 2аb + b2

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.

(а + b)3 = а3 + 3а2b + 3ab2 + b3

Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго плюс куб второго выражения.

(а – b)3 = а3 – 3а2b + Заb2 – b3

Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго минус куб второго выражения.

(а – b)(а + b) = а2 – b2

Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.

а3 + b3 = (а + b)(a2 – аb + b2)

Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.

а3 – b3 = (а – b)(a2 + ab + b2)

Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата их суммы.

☑ 7. Разложением многочлена на множители называют представление многочлена в виде произведения многочленов.

Для разложения многочленов на множители применяют вынесение общего множителя за скобки, группировку, формулы сокращённого умножения. Например, многочлен 3 – х

можно разложить на множители, вынеся за скобки х: 5х3 – х2у = х2 (5х – у). Многочлен 3х – 3у – ах + ау можно разложить на множители, используя способ группировки:

3х – 3у – ах + ау = (3x – 3у) – (ах – ау) = 3(х – у) – а (х – у) = (х – у)(3 – а).

Многочлен а4 – 25x2 можно разложить на множители, используя формулу разности квадратов двух выражений:

а4 – 25x2 = (а2)2 – (5x)2 = (а2 – 5x)(а2 + 5x).

Иногда многочлен удаётся разложить на множители, применив последовательно несколько способов.

Уравнения

☑ 8. Корнем уравнения с одной переменной называют значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. Например, число 8 — корень уравнения 3x +1 = 5х – 15, так как верно равенство 3•8 + 1= 5•8 – 15.

Решить уравнение с одной переменной — значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

☑ 9. Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни, называют равносильными. Например, уравнения x2 = 25 и (х + 5)(х – 5) = 0 равносильны. Каждое из них имеет два корня: –5 и 5. Уравнения, не имеющие корней, также считают равносильными.

При решении уравнений с одной переменной используются следующие свойства:

  • если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;
  • если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

☑ 10. Линейным уравнением с одной переменной называют уравнение вида ах = b, где х — переменная, а и b

— числа.

Если а ≠ 0, то уравнение ах = b имеет единственный корень b/a.

Например, уравнение 7х = 2 имеет корень 2/7.

Если а = 0 и b ≠ 0, то уравнение ах = b не имеет корней. Например, уравнение 0 • х = 7 не имеет корней.

Если а = 0 и b = 0, то корнем уравнения ах = b является любое число.

☑ 11. Решением уравнения с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающую это уравнение в верное равенство. Например, пара чисел х = -1, у = 4 — решение уравнения 5х + 3у = 7.

Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называют равносильными

. Уравнения с двумя переменными, не имеющие решений, также считают равносильными.

В уравнении с двумя переменными можно переносить слагаемые из одной части в другую, изменяя их знаки, и обе части уравнения можно умножать или делить на одно и то же число, не равное нулю. При этом получаются уравнения, равносильные исходному.

☑ 12. Линейным уравнением с двумя переменными называют уравнение вида ах + by = с, где х и у — переменные, а, b и с — числа.

☑ 13. Графиком уравнения с двумя переменными называют множество точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.

Графиком линейного уравнения с двумя переменными, в котором хотя бы один из коэффициентов при переменных не равен нулю, является прямая.

☑ 14. Решением системы уравнений

с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающую каждое уравнение системы в верное равенство. Например, пара чисел х = 7, у = –1 — решение системы
так как является верным каждое из равенств   7 + (–1) = 6   и   2 • 7 – (–1) = 15.

Решить систему уравнений — значит найти все её решения или доказать, что решений нет.

Системы уравнений с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Системы, не имеющие решений, также считают равносильными.

☑ 15. Для решения систем линейных уравнений с двумя переменными используются графический способ, способ подстановки, способ сложения.

При графическом способе строят графики линейных уравнений (прямые) и анализируют их расположение:

  • если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений, причём координаты любой точки прямой являются решением системы;
  • если прямые параллельны, то система не имеет решений; если прямые пересекаются, то система имеет единственное решение, причём координаты точки пересечения прямых являются решением системы.

При решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки поступают следующим образом:

  • выражают из какого–либо уравнения системы одну переменную через другую;
  • подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
  • решают получившееся уравнение с одной переменной; подставляют значение найденной переменной в одно из уравнений и находят соответствующее значение другой переменной.

При решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом сложения поступают следующим образом:

  • умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали в уравнениях противоположными числами;
  • складывают почленно левые и правые части уравнений системы; решают получившееся уравнение с одной переменной; подставляют значение найденной переменной в одно из уравнений и находят соответствующее значение другой переменной.

Функции

☑ 16. Функциональная зависимость, или функция, — это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной.

Независимую переменную иначе называют аргументом, а о зависимой переменной говорят, что она является функцией этого аргумента. Все значения, которые принимает независимая переменная, образуют область определения функции.

Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты — соответствующим значениям функции.

☑ 17. Линейной функцией называют функцию, которую можно задать формулой вида у = kx + b, где х — независимая переменная, k и b — числа.

Графиком линейной функции у = kx + b является прямая. Число k называют угловым коэффициентом прямой, являющейся графиком функции у = kx + b.

Если k ≠ 0, то график функции у = kx + b пересекает ось х; если k = 0 и b ≠ 0, то прямая — график функции у = kx + b, параллельна оси х; если k = 0 и b = 0, то график функции совпадает с осью х.

Графики двух линейных функций пересекаются, если их угловые коэффициенты различны, и параллельны, если их угловые коэффициенты одинаковы.

Линейную функцию, задаваемую формулой у = kx при k ≠ 0, называют прямой пропорциональностью.

 График прямой пропорциональности есть прямая, проходящая через начало координат. При k > 0 график расположен в первой и третьей координатных четвертях, а при k < 0 — во второй и четвёртой координатных четвертях.

☑ 18. График функции у = х2парабола. Этот график проходит через начало координат и расположен в первой и второй координатных четвертях. Он симметричен относительно оси у.

График функции у = х3 проходит через начало координат и расположен в первой и третьей координатных четвертях. Он симметричен относительно начала координат.

Статистические характеристики

 ☑ Средним арифметическим ряда чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

 Модой ряда чисел называют число, которое встречается в данном ряду чаще других. Ряд чисел может иметь более одной моды или не иметь моды совсем.

 Медианой упорядоченного ряда чисел с нечётным числом членов называют число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с чётным числом членов называют среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.

Например, медиана ряда чисел  17, 21, 27, 29, 32, 37, 41 равна 29, а медиана ряда чисел  28, 43, 54, 56, 58, 62 равна 55.

 Медианой произвольного ряда чисел называют медиану соответствующего упорядоченного ряда.

Размахом ряда чисел называют разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

 


Вы смотрели Конспект «Алгебра 7 класс. Все формулы и определения» — краткий курс алгебры за 7 класс. Цитаты взяты из учебника для общеобразовательных учреждений (авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского). Выберите дальнейшие действия:

uchitel.pro

АЛГЕБРА – Уроки для 7 классов – конспекты уроков – План урока – Конспект урока – Планы уроков

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Календарное планирование изучения алгебры в 7 классе
Урок № 1. Тема. Преобразования выражений. Повторение и систематизация материала 5-6 классов
Урок № 2. Тема. Преобразование выражений (повторение и систематизация материала, изученного в 5 и 6 классах)
Урок № 3. Тема. Уравнение и его корни
Урок № 4. Тема. Уравнение и его корни. Равносильные уравнения
Урок № 5. Тема. Линейное уравнение с одной переменной
Урок № 6. Тема. Линейное уравнение с одной переменной
Урок № 7. Тема. Линейное уравнение с одной переменной
Урок № 8. Тема. Решение задач с помощью линейных уравнений. Уравнение как математическая модель задачи
Урок № 9. Тема. Решение задач с помощью уравнений
Урок № 10. Тема. Решение задач с помощью линейных уравнений
Урок № 11. Тема. Линейное уравнение с одной переменной
Урок № 12. Тема. Выражения. Числовые выражения
Урок № 13. Тема. Выражения с переменными. Целые рациональные выражения
Урок № 14. Тема. Выражения с переменными
Урок № 15. Тема. Тождественные выражения. Тождество. Тождественные преобразования
Урок № 16. Тема. Тождественные выражения. Тождественные преобразования выражений
Урок № 17. Тема. Выражения с переменными. Тождества
Урок № 18. Тема. Выражения. Тождества
Урок № 19. Тема. Степень с натуральным показателем
Урок № 20. Тема. Степень с натуральным показателем
Урок № 21. Тема. Свойства степени с натуральным показателем. Произведение степеней с одинаковым основанием
Урок № 22. Тема. Свойства степени (продолжение). Доля степеней с одинаковым основанием
Урок № 23. Тема. Свойства степени с натуральным показателем (продолжение). Степень степень
Урок № 24. Тема. Свойства степени (продолжение). Степень произведения и отношение
Урок № 25. Тема. Степень с натуральным показателем и свойства степени с натуральным показателем
Урок № 26. Тема. Одночлен. Стандартный вид одночлена
Урок № 27. Тема. Одночлен умножение. Подъем одночлен в степень
Урок № 28. Тема. Одночлен умножение. Подъем одночлен в степень
Урок № 29. Тема. Степень с натуральным показателем. Одночлен
Урок № 30. Тема. Степень с натуральным показателем. Одночлен
Урок № 31. Тема. Многочлен. Подобные члены многочлена и их возведение
Урок № 32. Тема. Сложение и вычитание многочленов
Урок № 33. Тема. Сложение и вычитание многочленов
Урок № 34. Тема. Умножение одночлена на многочлен
Урок № 35. Тема. Умножение двух многочленов
Урок № 36. Тема. Умножение двух многочленов
Урок № 37. Тема. Разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки
Урок № 38. Тема. Разложение многочленов на множители вынесением общего множителя за скобки
Урок № 39. Тема. Разложение многочленов на множители способом группировки
Урок № 40. Тема. Разложение многочленов на множители способом группировки
Урок № 41. Тема. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Многочлены»
Урок № 42. Тема. Многочлен. Действия с многочленами
Урок № 43. Тема. Квадрат двучлена
Урок № 44. Тема. Квадрат двучлена
Урок № 45. Тема. Разница квадратов. (Произведение разности двух выражений на их сумму)
Урок № 46. Тема. Разница квадратов. (Произведение разности двух выражений на их сумму)
Урок № 47. Тема. Сумма и разность кубов
Урок № 48. Тема. Использование формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители
Урок № 49. Тема. Использование формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители
Урок № 50. Тема. Использование формул сокращенного умножения для разложения многочленов на множители. Формулы сокращенного умножения
Урок № 51. Тема. Формулы сокращенного умножения
Урок № 52. Тема. Применение различных способов разложения многочленов на множители
Урок № 53. Тема. Применение различных способов разложения многочленов на множители
Урок № 54. Тема. Применение различных способов разложения многочленов на множители
Урок № 55. Тема. Решение упражнений на применение преобразований выражений
Урок № 56. Тема. Решение упражнений на применение преобразований выражений
Урок № 57. Тема. Преобразование целых выражений
Урок № 58. Тема. Преобразование целых выражений
Урок № 59. Тема. Функция. Область определения и область значений функции
Урок № 60. Тема. Функция. Область определения функции. Область значений функции
Урок № 61. Тема. Функция. Область определения и область значений функции
Урок № 62. Тема. График функции
Урок № 63. Тема. График функции
Урок № 64. Тема. Линейная функция, ее график и свойства
Урок № 65. Тема. Линейная функция, ее график и свойства
Урок № 66. Тема. Линейная функция и ее график
Урок № 67. Тема. Функции и графики. Линейная функция
Урок № 68. Тема. Функции
Урок № 69. Тема. Уравнение с двумя переменными и его решение
Урок № 70. Тема. Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Урок № 71. Тема. Линейное уравнение с двумя переменными и его график
Урок № 72. Тема. Система двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решение
Урок № 73. Тема. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными и графический способ решения систем
Урок № 74. Тема. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки
Урок № 75. Тема. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки
Урок № 76. Тема. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения
Урок № 77. Тема. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом сложения
Урок № 78. Тема. Решение задач с помощью системы линейных уравнений
Урок № 79. Тема. Решение задач с помощью системы линейных уравнений
Урок № 80. Тема. Решение задач с помощью системы линейных уравнений
Урок № 81. Тема. Системы линейных уравнений с двумя переменными
Урок № 82. Тема. Системы линейных уравнений с двумя переменными
Урок № 83. Тема. Повторение и систематизация материала, изученного в 7 классе. Преобразование выражений
Урок № 84. Тема. Повторение и систематизация знаний и умений по разделу «Уравнения»
Урок № 85. Тема. Повторение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Функции и графики»
Урок № 86. Тема. Итоговый урок по алгебре за 7 класс

na-uroke.in.ua

Алгебра. Опорные конспекты по алгебре на сайте Учитель PRO

Конспекты по предмету «Алгебра»

Изучение Алгебры шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Кодификатор ОГЭ   ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ   Подобрать репетитора


Глава 1. Математика до алгебры

Математика 5 и 6 классов

 

Глава 2. Алгебра 7 класс

(остальные материалы готовятся к публикации)

Учебник Алгебра 7 Мордкович   ГДЗ Алгебра 7 Макарычев

Глава 3. Алгебра 8 класс

(остальные материалы готовятся к публикации)

Глава 4. Алгебра 9 класс

(остальные материалы готовятся к публикации)

Материалы для УМК Мерзляк


Глава 5. Материалы для подготовки к ОГЭ

  • Задание 1 ОГЭ по математике
  • Задание 2 ОГЭ по математике

Глава 6. Алгоритмы решения задач по алгебре

 

Электронные формы учебников для 6-9 классов (ссылки):

Готовая домашняя работа, ГДЗ для 6-9 классов (ссылки)

 

Алгебра (от араб. الْجَبْر‎, «аль-джабр» — восполнение) — раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебpа» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел.

Алгeбра как раздел математики традиционно включает следующие категории: Элементарная, Общая, Универсальная, Линейная (включая матрицы) и Алгебраическая комбинаторика.

Элементарная алгебpа, которая изучает свойства операций с вещественными числами. В ней постоянные и переменные обозначаются буквенными символами. Элементарная алгeбpа содержит правила преобразования математических выражений и уравнений с использованием этих символов. Обычно преподаётся в школе под названием aлгебра.

Кодификатор ОГЭ   ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ   Подобрать репетитора


Учебные пособия для подготовки к ОГЭ


Источники идей и цитат для конспектов по Алгебре:
  1. Макарычев Ю.Н. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Мнемозина.
  2. Лахова Н.В. Алгебра за 7 занятий. 7 класс: учебное пособие — М.: Просвещение, 2016.
  3. Томилина М.Е. Справочник по математике. 5-9 классы — СПб.: Издательский дом «Литера».
  4. ОГЭ. Математика : универсальный справочник / И.В. Третьяк. — М.: Эксмо, 2016
  5. Мерзляк А.Г. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Вентана-Граф.
  6. ОГЭ. Математика. Справочник с комментариями ведущих экспертов / Л.В. Кузнецова — М.: Просвещение.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ). 

uchitel.pro

Использование тематических опорных конспектов по алгебре в 7-м классе

Для успешного усвоения курса математики необходима самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи помогают эффективные средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в виде опорных конспектов.

Оптимальное соотношение теории и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи считают, что преобразование учеником информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний.

Ученик читает текст и делает соответствующие записи в тетради. Знания усваиваются в системе, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком.

Необходимо поэтапно переходить к работе с опорными конспектами, отработав навыки:

  • выделять главное, существенное в учебном материале;
  • правильно определять и графически обозначать причинно-следственную связь;
  • правильно считывать информацию из конспекта.

Опорные конспекты помогают учащимся эффективно усваивать новый учебный материал и упорядочить самостоятельную работу по устранению пробелов в математической подготовке. Так же эти конспекты содержат образцы решений типовых примеров и упражнений, дается алгоритм выполнения элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу.

При составлении опорно-логических схем следует вводить знаки и использовать приемы краткой записи, что существенно экономит время. Конспекты можно использовать:

  • при изучении нового материала;
  • при закреплении пройденного на уроке;
  • при подготовке домашнего задания;
  • при организации работы в группах, парах;
  • при итоговом повторении.

Опорный конспект составляется учителем для ученика (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместно учителем и детьми в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Таким образом, умение составлять опорный конспект – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Использование опорных конспектов показало, что они положительно влияют на обучение всех учащихся, но особенно тех, которые вначале испытывают затруднения при выполнении различных заданий.

Такой подход заинтересовывает учащихся, так как подобная организация учебного процесса развивает их мыслительную способность, заставляет их быть внимательным, учит анализировать, создает каждому учащемуся ситуацию успеха, и у них исчезает чувство беспомощности. Это особенно важно для учащихся с пониженным уровнем обучаемости.

Вашему вниманию предлагается пошаговая система изучения материала курса алгебры с использованием опорных конспектов.

Выражения (числовые, с переменными). (Приложение 1)

Уравнения с одной переменной (Приложение 2)

Линейные уравнения с одной переменной (Приложение 3)

Решение задач с помощью уравнений (Приложение 4)

Функция (Приложение 5)

Нахождение значения аргумента и функции (Приложение 6)

Линейная функция. (Приложение 7)

Взаимное расположение графиков линейных функций (Приложение 8)

Степень с натуральными показателями. Свойства степени с натуральным показателем. (Приложение 9)

Одночлены. (Приложение 10)

Функции. (Парабола. Кубическая парабола). (Приложение 11)

Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. (Приложение 12)

Многочлены (Приложение 13)

Умножение многочлена на многочлен. (Приложение 14)

Разложение на множители способом группировки (Приложение 15)

Формулы сокращенного умножения. (формула (a±b)2) (Приложение 16)

Формулы сокращенного умножения (формула a2 – b2) (Приложение 17)

Формулы сокращенного умножения (формула a3 ± b3). (Приложение 18)

Преобразование целых выражений. (Приложение 19)

Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Решение систем уравнений с двумя переменными. Графический способ. Сколько решений имеет система уравнений? (Приложение 20)

Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Решение систем уравнений с двумя переменными. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. (Приложение 21)

urok.1sept.ru

План-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему: Конспект урока по математике 7 класс

МБОУ Краснооктябрьская средняя школа

Малеевский филиал

     

 Конспект урока математики

в 7 классе

Тема урока:

«Статистика. Статистические характеристики»

                                           Подготовлен: Тимощенкова Л.А.,

                                                                  учитель 1 категории

 д. Малеево

2013-2014 уч.год

 Тема: Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода.

 Цели урока:

1.Дать    понятие    о   статистике,   о   статистических   характеристиках: среднее арифметическое число, мода, размах.

  1. Развивать     умения     находить     статистические     характеристики, совершенствовать навыки устного счета.
  2. Формировать     логическое,     абстрактное,     системное     мышление, экономически осознанное отношение к окружающему миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Предварительная подготовка: Проведение опроса учащимися

Вопросы опроса:

  1. Любимые учебные предметы.
  2. Любимые телепередачи родителей.
  3. Рост одноклассников.
  4. Любимые цветы учителей.

 5.Стаж учителей    

Оборудование:

  • компьютер, компьютерная презентация и тест;
  • Учебник Алгебра 7 Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк;

под ред. С. А. Теляковского. – М: Просвещение 2010г.;

  • таблицы, оформленные учащимися после проведения опросов.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Объявление темы и постановка цели урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Домашнее задание.
  7. Использование резерва времени. Тест.
  8. Рефлексия.

1.        Организационный момент.

2.        Проверка домашнего задания.

           Взаимопроверка домашней работы.

Вы провели социологический опрос. Участниками опроса были 8 человек.

Какие вопросы вы задавали? Работа по карточкам.

1

2

3

4

5

6

7

8

Любимые предметы.

матем.

физкул

химия

матем.

физкул

матем.

физкул

физку

Любимые

телепередачи

родителей.

Пусть говорят

Минута славы

Футбол

Время

Минута славы

Футбол

Хоккей

Минут славы

Рост

одноклассников

1,6

1,56

1,6

1,65

1,66

1,64

1,59

1,64

Любимые

цветы

учителей

розы

розы

гладиолусы

любые

розы

лилии

нарциссы

хризатемы

Стаж учителей

31

26

24

20

21

17

34

24

3. Постановка целей

В современной жизни мы очень часто слышим о разных опросах, о сборе информации. Кто это и для чего делает?

Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой, которая такие   данные обрабатывает.                                                                                     Слайд1.

                                                                                                             Слайд 2

  • познакомится с основными статистическими характеристиками: среднее арифметическое, размах, мода;
  • научится находить статистические характеристики числового ряда.

4.Объяснение материала

                                                                                                              Слайд 3

Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей».

Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и её регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, природные ресурсы.

Результаты статистического исследования широко используются для практических и научных выводов.

Познакомимся с некоторыми статистическими характеристиками Слайд 4

Статистические характеристики:

Среднее арифметическое

Размах

Мода.

Вы подготовили данные о подготовке домашних заданий по математике в минутах. Получился числовой ряд: 37;34;26;25;26;32;25;34;23;18;32;25.

На основе   этих   данных   мы   научимся   находить   такие   статистические характеристики, как среднее арифметическое, размах, мода.

                                                                                                                         Слайд 5

1. Среднее арифметическое ряда чисел

Прочитайте еще раз тему урока. С каким из этих понятий вы уже знакомы. Что же такое среднее арифметическое ряда чисел?

                                                                                                                  Слайд 6

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Обычно среднее арифметическое находят тогда, когда хотят определить среднее значение для некоторого ряда данных: среднюю урожайность пшеницы с 1 га в районе, средний суточный удой молока от одной коровы на ферме, среднюю выработку одного рабочего бригады за смену и т. п.

Заметим, что среднее арифметическое находят только для однородных величин. Не имеет, например, смысла использовать в качестве обобщающего показателя среднее время одного ученика на выполнение математики, а другого на выполнение русского языка.

                                                                                                                   Слайд 7

Найдем среднее арифметическое времени подготовки домашних зданий по математике. 37+34+26+25+26+18+25+34+32+32+23+25    = 28

12

2. Размах ряда чисел.

В рассмотренном примере мы нашли, что в среднем учащиеся затратили на выполнение домашнего задания по математике по 28 мин. Однако анализ приведенного ряда данных показывает, что время, затраченное некоторыми учащимися, отличается от 30 мин, т. е. от среднего арифметического. Наибольший расход равен 37 мин, а наименьший — 18 мин.

Это ещё одна статистическая характеристика – РАЗМАХ.

Слайд 8

Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

Слайд 9

Разность   между   наибольшим   и   наименьшим   расходом   времени составляет 19 мин. В этом случае говорят, что размах ряда равен 19.

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду. Пусть, например, в течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в городе. Для полученного ряда данных полезно не только вычислить среднее арифметическое, показывающее, какова среднесуточная температура, но и найти размах ряда, характеризующий колебание температуры воздуха в течение этих суток.

3. Мода ряда чисел

При анализе сведений о времени, затраченном учащимися на выполнение домашнего задания по математике, нас могут интересовать не только среднее арифметическое и размах полученного ряда данных, но и другие показатели.

Интересно, например, знать, какой расход времени является типичным для выделенной группы учащихся, т. е. какое число встречается в ряду данных чаще всего. Эта величина называется – МОДА

                                                                                                                             Слайд 10

Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

 Таким числом является число 25. Говорят, что число 25 — мода рассматриваемого ряда.

Ряд чисел может иметь более одной моды или не иметь моды совсем.

Например, в ряду чисел 47, 46, 50, 52, 47, 52, 49, 45, 43, 53 две моды — это числа 47 и 52, так как каждое из этих чисел встречается два раза, а остальные числа встречаются в ряду менее двух раз, а в ряду чисел

69, 68, 66, 70, 67, 71, 74, 63, 73, 72      моды нет.

Слайд 12

        Моду ряда данных обычно находят тогда, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Например, если изучаются данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день в универмаге, то удобно воспользоваться таким показателем, как мода, который характеризует размер, пользующийся наибольшим спросом. Находить в этом случае среднее арифметическое не имеет смысла. Мода является наиболее приемлемым показателем при выявлении расфасовки некоторого товара, которой отдают предпочтение покупатели, цены на товар данного вида, распространенной на рынке, и т. п

Заметим, что среднее арифметическое ряда чисел может не совпадать ни с одним из этих чисел, а мода, если она существует, обязательно совпадает с двумя или более числами ряда.

Кроме того, в отличие от среднего арифметического, понятие «мода» относится не только к числовым данным. Например, проведя опрос учащихся, можно получить ряд данных, показывающий, каким видом спорта они предпочитают заниматься. Модой будут служить те ответы, которые встретятся чаще всего. Этим и объясняется само название «мода». И так мы познакомились с некоторыми статистическими характеристиками и ещё раз их повторим.

                                                                                      Слайд 13

  1. Перечислите статистические характеристики
  2. Дайте определение среднего арифметического ряда чисел.
  3. Что называют модой ряда чисел?
  4. Любой ли ряд чисел имеет моду? Приведите пример ряда, не имеющего моду.

Как называется разность между наибольшим и наименьшим значениями числового ряда? Давайте опять вернемся  к опросу  и  определим     статистические характеристики результатов этого опроса.

                                                                                                                           Слайд14

Работа по карточкам индивидуально. Определить    среднее     арифметическое,     размах,     моду.     Какие характеристики определить невозможно.  Посмотрим, у каких данных будем подсчитывать среднее арифметическое. Это числовые данные: Рост учащихся и стаж учителей.

Заметим, что и для однородных величин вычисление среднего арифметического бывает иногда лишено смысла.

 Например, каков средний рост учащихся в классе или нахождение средней температуры  больных в больнице. А средний показатель педстажа учителей может сказать  о многом. Например, что у нас в школе работают учителя с большим опытом это плюс, и мало молодых учителей это минус.

Вернемся опять к данным нашего опроса. Подсчитайте размах педстажа учителей, размах роста вашего класса Можно ли подсчитать размах данных о цветах для учителей, о любимых телепередачах?

Давайте   подумаем,   в  каких  областях   жизни   и  деятельности   человека применяются статистические характеристики.

                                                                                                             Слайд 15

О статистике иронично сказано в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

                                                                                                              Слайд 16

«Статистика знает всё.

Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики…

Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..”

5.        Закрепление материала . Выполнение упражнений из учебника

                                                                                                                      Слайд 17

6.        Домашнее задание

п.9 № 177, № 179, № 181, *№ 174, *№ 176.

* задания для повышенного уровня.                                                                                                                                                                       Слайд 18

7. Использование резерва времени.

Тест

                                                                                                          Слайд №19

8. Рефлексия

                                                                                                Слайд 20

                                                                                                           

nsportal.ru

План-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему: Урок по теме “Первый урок алгебры в 7 классе”

Слайд 1

Что такое алгебра? Класс: 7 ТЕМА УРОКА:

Слайд 2

Математика арифметика алгебра геометрия Арифметика – наука о числах Алгебра – искусство решать уравнения. Геометрия – наука о геометрических фигурах

Слайд 3

Прежде чем мы познакомимся с новым для вас предметом, зайдем в Страну Знаний . Вы же любите играть?! А конкретнее, на страничку повторения всего того, что вы узнали в 5-6 классах. Повторение проведем в форме игры!!!

Слайд 4

ВНИМАНИЕ!!!! Сейчас вы получите листики, куда вы фломастером запишите: свою фамилию класс вариант полученные ответы

Слайд 5

СТАРТ ПОЛОМКА ФИНИШ

Слайд 6

“Старт” – задание : устно решите примеры, ответы впишите на листы: ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: ВТОРОЙ ВАРИАНТ: 1) 1) 2) 2) 3) 3) 4)18 * (-2,5) 4) 14 * (-4,5) 5)328 + 766 5) 756 + 485 6) 41 + 19*2 6)52 + 18:2

Слайд 7

“Поломка” – задание: среди решенных примеров, найдите те, которые содержат ошибки-“поломки”. Ответ запишите в виде числа, цифры в котором соответствуют номерам “поломок”: 1) 2) 3)

Слайд 8

“Финиш” – задание: чтобы пересечь финишную прямую необходимо быстро решить пример и ответ записать на листик: ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Сдаем работы учителю!!!!! Итак, каков ответ этого примера? 5! Отлично . Я вам желаю, что бы ваши знания всегда оценивались таким баллом!

Слайд 9

А далее мы будем работать в группах : Приложение 1 (задания для групп) Приложение 2 ( задания для каждого учащегося)

Слайд 10

Реши уравнение! – 4,92у – (0,08у +5,12) = – 0,88 – у

Слайд 11

А теперь вспомним прямоугольную систему координат и порисуем !!!! 1 группа – задание ответ 2 группа – задание ответ 3 группа – задание ответ 4 группа – задание ответ 5 группа – задание ответ

Слайд 12

Вот что должно было получиться у 1 группы:

Слайд 13

Вот что должно было получиться у 2 группы:

Слайд 14

Вот что должно было получиться у 3 группы:

Слайд 15

Вот что должно было получиться у 4 группы:

Слайд 16

Вот что должно было получиться у 4 группы:

Слайд 17

М О Л О Д Ц Ы ! А теперь окунемся в историю…

Слайд 18

Страницы истории По-гречески « число » – арифмос . Почти все науки зародились в Греции, один из разделов математики получил греческое название « АРИФМЕТИКА » Другой раздел математики посвящен различным фигурам и их свойствам, называется он ГЕОМЕТРИЕЙ Гео – по-гречески «Земля», а метрео – меряю А вот слово « АЛГЕБРА » не греческое

Слайд 19

Страницы истории Абу Абдалах Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми – выдающийся средневековый ученый, внесший большой вклад в развитие математики, астрономии, математической географии. Предполагают, что он родился в городе Хиве, о его жизни почти ничего не известно. Научной работой аль-Хорезми в основном занимался в Багдаде. Его труды в течение нескольких веков оказывал сильное влияние на ученых Востока и Запада.

Слайд 20

Аль-Хорезми первым написал книгу на арабском языке о решении уравнений Книга называлась «Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала» Китаб – книга мухтасар – краткая аль – артикль джебр – восстановление ва – союз «и» ал-мукабала – противопоставление

Слайд 21

algebr

Слайд 22

Ал-джабра При решении уравнения Если в части одной, Безразлично какой, Встретится член отрицательный, Мы к обеим частям, С этим членом сличив, Равный член придадим, Только с знаком другим, – И найдем результат нам желательный

Слайд 23

Ал-мукабала Дальше смотрим в уравнение, Можно ль сделать приведенье, Если члены в нем подобны, Сопоставить их удобно, Вычтя равный член из них, К одному приводим их.

Слайд 24

6х -13 2х -5 = 13 -2х 4х = 8 2 = х Ал-джабра Ал-мукабала Решить уравнение 6х-13 = 2х-5

Слайд 25

Отец алгебры Франсуа Виет Сам он слово «алгебра» не применял. И называл он её «аналитическим искусством», то есть искусством исследования 1540-1603 гг. В 1591 году Виет издал знаменитый трактат “Введение в аналитическое искусство”, где изложил программу своих исследований. Основу своего подхода Виет называл видовой логистикой, он четко разграничивал числа, величины и отношения, собрав их в некую систему “видов”. В эту систему входили, например, переменные, их корни, квадраты, кубы и т. д. Для этих видов Виет дал специальную символику, обозначив их прописными буквами латинского алфавита. Для неизвестных величин применялись гласные буквы, для переменных – согласные .

Слайд 26

Что же изучает алгебра? “Алгебра есть не что иное, как математический язык, приспособленный для обозначения отношений между количествами”. И. Ньютон Алгебра – часть математики, которая изучает общие свойства действий над различными величинами и решение уравнений, связанных с этими действиями.

Слайд 27

Решим задачу: “Возрасты трех братьев 30, 20 и 6 лет. Через сколько лет возраст старшего будет равен сумме возрастов обоих младших братьев?” Обозначив искомое число лет через х , составим уравнение: 30 + х = (20+х) + (6 + х ) откуда Решение: х = 4.

Слайд 28

Близкий к описанному метод решения задач был известен еще во II тысячелетии до н.э . писцам Древнего Египта (однако они не применяли буквенной символики). В сохранившихся до наших дней математических папирусах имеются не только задачи, которые приводят к уравнениям первой степени с одним неизвестным, как в задаче о возрасте братьев, но и задачи, приводящие к уравнениям вида ax 2 =b. Более подробно с историей математики вы сможете ознакомиться на сайте Википедии в разделе История математики

Слайд 29

Домашнее задание: Стр. 226-230 учебник – справочные материалы по 5-6 классам. Повторить!!! № 9, 10, 240(б), 224 УРОК ОКОНЧЕН!!!!

nsportal.ru

План-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему: Урок алгебры 7 класс

Этапы урока

Деятельность  учителя

 слайды с учебными материалами

Деятельность учащихся

1

Организационный

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”. Перед вами стоит задача – показать знание этих формул, умение их применять в различных ситуациях.

 Работать будете в листах с печатной основой, которые лежат на партах.

т

2

Актуализация знаний.

-Выполните первое задание рабочего листа. На эту работу Вам отводится 3 минуты, потом будет проверка.

Проверка (посмотреть на форзаце учебника или слайд).

 Назвать формулу и прочитать устным математическим языком.

-Ребята, после проверки теоретических знаний, я предлагаю Вам выполнить второе задание. Заполнить пропуски с комментариями.

Фронтально.

(а – b)2 = a2 -2ab +b2

a2 – b2 = (a – b)(a + b)

(а + b)2 = a2 +2ab +b2

a3 – b3 =(a – b)( a2 + ab + b2)

a3 + b3 =(a + b)( a2 – ab + b2)

1) a4 -8 a2 +16 = ( а2-4)2

2) 25a6 +30a3b + 9 b2 = (5 a3 +3b)2

3) (4-a2b2 )2= 16 – 8 a2b2- a4b4

4) (3m -2n)· (2n +3m) = 9m2– 4n2

5) (a2 +b3)· (a2- b3) = a4 – b6

1.Дописать формулы

  1. (а – b)2 =
  2. (a – b)(a + b)=
  3. (a + b)2 =
  4. a3 – b3 =
  5. a3 + b3 =

Например:

Первая формула квадрат разности.

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.

1) a4 -8 a2 +16 = ( ____)__

2) 25a6 + ____+ 9 b2 = (5 a3 +3b)2

3) (4 – a2 b2)2=16 – 8 a2 b2 + _____

4) (3m – ___)· (____+3m) = 9m2– 4n2

5) (a2 +____)· (____- b3) = a4 – b6

 Например:

Раскладываю (a4 -8 a2 +16) на множители по формуле квадрат разности.

3

Самостоятельная работа

-Приступаем к выполнению самостоятельной работы. Помните, что вам необходимо выполнить работу за 6минут.

Потом будет взаимопроверка.

Критерии выставления отметок

 «5»- все задания выполнены, верно

«4» -одно задание выполнено неправильно

  «3»- два задания выполнены неправильно

Вариант 1

1.(3a-4)2= 9a2-24a+16

2.(b+3)(b-3)=b2-9

3.c2+4bc+4b2= (c+2b)

4. (3x+y2)(3x-y2)=9×2-y4

5. x3+y6=(x+y2)(x2-xy2+y4)

6.(х-7)2-81=х2-14х-32

Вариант 2

1.(2x+6)2=4×2+24x+36

2.(3y-2)(3y+2)=9y2-4

3.a 2+6ab+9b2=(a+3b)

4. (c2-3a)(c2+3a)=c4-9a2

5. a3+8b3 =(a+2b)(a2-2ab+4b2)

 6. 9х2-(х-1)2= 8х2-2х-1

1.(3a-4)2=

2.(b+3)(b-3)=

3.c2+4bc+4b2=

4. (3x+y2)(3x-y2)=

5. x3+y6=

6.(х-7)2-81=

Вариант 2

1.(2x+6)2=

2.(3y-2)(3y+2)=

3.a 2+6ab+9b2=

4. (c2-3a)(c2+3a)=

5. a3+8b3 =

6. 9х2-(х-1)2 =

4-5

Коррекция знаний

-решение нестандартных задач

Исходя из особенностей класса, эти два пункта выполняются параллельно.

 Ребята выполнившие работу на «5»и «4»( после исправления ошибки) объединяются в Или группы и выполняют задания на листах формата А3.( для удобства демонстрации решений.). Возможны 2или три группы.

Остальные выполняют в тетрадях работу над ошибками.

Во время взаимопроверки учитель выписывает на доску типичные ошибки, которые разбираются фронтально

Коррекция знаний.

Страница тетради делится на две половинки. Справа выписывается задание с ошибкой. Слева пишется правильное решение с комментарием.

Например:

(3a-4)2= 3a2-12a+16

(3a-4)2= 9a2-24a+16

(а – b)2 = a2 -2ab +b2

Формула выписывается и проговаривается. Если есть затруднения учебник стр.___

(3a)2= 32•а2

(ab)n= an bn

Проговариваетсяойство свойство степени.

6

решение нестандартных задач

Организует деятельность учащихся.

Распределяют роли в группах; оценивают личный вклад каждого в решение учебной задачи

Работа в группах: № 955, 956

 1)Докажите, что при любом натуральном  n значение выражения                          ( n+7)2-n2  делится на 7.

2) На сторонах прямоугольника построены квадраты. Площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Найти периметр прямоугольника, если известно, что  длина прямоугольника на 5 см больше его ширины.

Вывешивают листы с решениями на доску, один представитель от группы объясняет решение.

Возможные варианты решений:

1)Докажите, что при любом натуральном  n значение выражения                          ( n+7)2-n2  делится на 7.

  •  ( n+7)2-n2  =(n+7-n)( n+7+n)=7(2n+7)
  • ( n+7)2-n2  =n2+14n+49-n2=14n+49=7(2n+7)

Выражение кратно 7, так как один из сомножителей кратен 7

2) На сторонах прямоугольника построены квадраты. Площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Найти периметр прямоугольника, если известно, что  длина прямоугольника на 5 см больше его ширины.

Пусть х см меньшая сторона прямоугольника, тогда (х+5) см.

Площадь квадрата вычисляется по формуле S=a2. площадь большего квадрата S1=(х+5)2, а меньшего S2=х2.

По условию задачи площадь одного квадрата на 95 см2 больше площади другого. Составим уравнение:

(х+5)2- х2=95.

(возможны ещё варианты уравнений: 95+ х2=(х+5)2;

(х+5)2-95= х2).

Решим уравнение.

х2 +10х+25- х2=95

10х=70

х=7

Ответ на вопрос задачи:

Р=2(a+b)

7(см) меньшая сторона прямоугольника.

7+5=12(см) большая сторона прямоугольника.

Р=2(7+12)

Р=38(см)

Ответ : периметр прямоугольника равен 38 см.

7

Дом.работа

-Подготовиться к контрольной работе. Выполнить номера:

п.34,35

№ 1034(в. г,е-

№1045( а, б, в)

№ 1050 (а)

Записывают домашнее задание в дневник.

Задают вопросы по домашнему заданию.

8

Подведение итогов урока

Выставление отметок за самостоятельную работу и работу в группах.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *