Водный урок «Что изучает физика»
Цели урока:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Структура урока:
Ход урока:
1. Организационный этап
Взаимное приветствие учащихся и учителя.
Прежде, чем отправиться в увлекательное путешествие в мир физики, давайте определимся с учебниками и тетрадями:
1. Учебники
2. Тетради: 1) рабочая тетрадь по физике;
2) 2 тонкие тетради: для лабораторных работ по физике;
для контрольных работ по физике.
3. Сборник задач по физике Лукашик В.И., Иванова Е.В. 7- 9 классы.
2. Мотивационный этап
Итак, начнём наше путешествие в мир физики с вопроса «Что изучает физика?»
Пишем сегодняшнее число и тему урока.
Что изучает физика? – спросите вы. Я отвечу: «Физика – это всё, что нас окружает!!!…»
Обернитесь вокруг: вы видите парты, столы, стулья, шкафы, окна, за окном синее небо, летают птицы, дует ветер… Это всё физика.
В течение всей своей жизни, начиная с самого начала, мы с вами постоянно познаём окружающий нас мир начиная с младенческого возраста, мы усваиваем огромное количество информации об окружающем мире, на что редко обращаем внимание. С детства мы с вами знаем что такое «горячо», что такое «холодно», что такое «мягкое» и что такое «жёсткое» или «твердое». Мы с Вами знаем, что чистое небо – синее, трава – зелёная, клубника – красная и т. д. иными словами мы знаем много характеристик окружающего нас пространства, или окружающей нас природы. Ведь земля, вода, воздух, растения, животные, люди, и все предметы вокруг нас – это всё природа. И именно природу, её законы и изучает физика.
3.1. Из истории возникновения физики.
Физика является одной из древнейших наук. Древний человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило засухи. Дожди поливали живительной влагой и вызывали наводнения; бедствия несли ураганы и землетрясения. Древние люди не знали причин их возникновения и приписывали разрушительные явления сверхъестественным силам. Постепенно люди начали понимать действительные причины природных явлений и их взаимосвязь. Так начали зарождаться науки о природе, одной из которых была физика.
В 4 веке д.н.э. древнегреческий учёный Аристотель ввёл понятие «физика». Слово «физика»в переводе с греческого означает «природа».
В русском языке это слово появилось в 18 веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.
3.2.Взаимосвязь физики с другими науками
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия также изучают природу, но они не дают какого – либо полного представления о структуре окружающего нас мира.
Так, география изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, почему не болит голова у дятла, благодаря чему мы слышим…
Астрономия изучает звёзды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.
Таким образом, физика даёт полное представление о структуре окружающего мира. Физика позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, позволяет понять современную технику и развивать её дальше. Ведь не очень давно люди ездили на тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах… И это волшебство случилось… и во сём этом мы должны быть благодарны физике!!!
Итак, что же такое физика? Запишем определение.
Физика – наука о природе и о физических явлениях, которые в ней происходят.
А физические явления – это изменения, происходящие в природе.
3.3. Изучение физических явлений
Вы знаете как в природе происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы. Предскажите чем закончатся следующие события:
а) Если выпустить из рук тяжёлый предмет, то…
б) Если цветок не поливать, то …
в) Если сверкнула молния, то…
Явлений в природе огромное количество. Поэтому для того, что бы удобнее было их изучать, в физике используют определённую классификацию.
Делаем подзаголовок.
Классификация физических явлений:
1. К первой группе явлений относят явления, связанные с движением либо взаимодействием тел. Такие явления называются механическими явлениями.
Примеры: движение машин, течение воды в реках, движение воздушных масс (ветер) и т.д.
2. Ко второй группе явлений относят явления, связанные с электрическим током. Такие явления называются электрическими явлениями.
Примеры: потребление электроэнергии электроприборами, молния и т.д.
3. К третьей группе явлений относят явления, связанные с магнитными свойствами тел. Такие явления называются магнитными явлениями.
Примеры: взаимодействие магнитов, магнитные бури и т.д.
4. К четвёртой группе явлений относят явления, связанные со светом. Такие явления называются оптическими, или световыми явлениями.
Примеры: радуга, закат, цвет и т.д.
5. К пятой группе явлений относят явления, которые связаны с теплом. Такие явления называются тепловыми явлениями.
Примеры: тепло от Солнца, узоры на окне в мороз и т.д.
6. К шестой группе явлений относят явления, которые связаны со звуком. Такие явления называются акустическими, или звуковыми явлениями.
Примеры: эхо, голос, тембр голоса, звуки природы, гром и т.д.
Все эти явления изучаются в физике.
Для чего? Зачем изучать такое огромное число явлений?
Основной задачей физики является изучение физических явлений, описание их особенностей и вывод общих законов.
Закон в физике – это совсем тоже самое, что закон в Конституции. Закон в физике – это некоторое доказанное утверждение, которое выявляет общие закономерности протекания физического явления в природе.
Так на примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы. (Опыт Галилео Галилея) А затем использовать эти законы в своей жизни: в строительстве, в военном деле, в мореплавании, и даже в цирке…
3.4. Физические термины
Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. Так, физик, говоря о движении тел (машин, самолётов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это не существенно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.
Запишем определение:
Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел.
Приведём примеры физических тел: мяч стол, ракета, карандаш, Земля, и т.д.
Все объекты и физические тела являются материей. Всё что нас окружает материально. Вода, воздух, звёзды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Таким образом, запишем определение:
Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля.
Вещество – это материал из которого состоят физические тела.
Мы его можем потрогать, увидеть. Очень важно уметь отличать вещества от физических тел и тем более от физических явлений.
Так, гвоздь – физическое тело, железо – вещество;
стол – физическое тело, дерево – вещество;
капля воды – физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить при помощи органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какое – нибудь физическое тело. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с неё, не смотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/сек, но измерить мы его не можем, пока… А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.
Наши мысли и сны нельзя считать материальными, т.к.- это продукт нашего сознания.
3.5. Методы исследования физического явления
Давайте подумаем о том, как можно изучать физику? Откуда появляются у человека знания?
-Что я держу в руках? (апельсин).
-Как вы узнали что это апельсин?
-что мы делаем сейчас? (смотрим на апельсин, наблюдаем за ним: он оранжевого цвета, пористый)
-Но этого мало, чтобы иметь чёткое представление о нём. Мы его можем очисть от кожуры – почувствуем запах апельсина, попробуем на вкус. Можем выжать сок из него, можем сварить компот и т.д., т.е. мы начинаем проводить опыты над ним или эксперимент.
Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и учёные Древней Греции в основном вели наблюдения.
Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Но в одно прекрасное время древнегреческий учёный Архимед, воскликнув «Эврика!», провёл опыт, разоблачив тем самым мошенничество с царской короной. (Легенда об Архимеде)
В средние века учёные (Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль и др.) начали массово ставить опыты для постижения истины.
Ведь наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только «явную» сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля плоская.
Или нам интересно, какое тело упадёт быстрее: то которое тяжелее, или то, которое легче.
Для этого мы бросаем два этих тела и наблюдаем результат. На основании этого опыта мы можем сказать, что тело, которое тяжелее падает быстрее. Но мы не можем ответить на вопросы «Почему оно падает быстрее?» ; «Что будет, если оба тела незначительно отличаются по массе?»
И поэтому, чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты (опыты).
Опыты проводятся учёным по заранее продуманному плану с определённой целью.
Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объём, скорость, температура.
По прошествую эксперимента выводят физический закон.
Выписать в «физический словарь» понятия:
1. Что такое «физика»?
2. Что такое «физические явления»?
3. Что такое «физическое тело»?
4. Что такое «вещество»?
5. Что такое «материя»?
Подумайте, с какими физическими явлениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и предположите, как их можно изучить.
УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:
«Что изучает физика».
7 класс
Максимова Наталья Александровна
учитель физики МБОУ «Еткульская СОШ»
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, заинтересовать учащихся в изучении нового предмета.
Развивающие: Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор.
Воспитательные: Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика», оборудование для проведения опытов.
Ход урока
Эпиграф к уроку: Физика – какая емкость слова! Физика для нас не просто звук, физика – опора и основа всех без исключения наук!
.
Что изучает физика?
Знаете, как говорится в народе?
«Физика — царица всех наук о природе!
Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».
«МЕХАНИКА» все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
Тепловых процессов динамику
Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».
Отражение света, его преломление,
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает —
Все это «ОПТИКА» изучает.
Что собой представляет ядро или атом
Мы из «АТОМНОЙ ФИЗИКИ» узнаем когда-то.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!
Мы с вами живём в век больших научных открытий и технических свершений. К технике, к её достижениям мы уже привыкли настолько, что мы не считаем чудесами техники телевизор, холодильник, беспроводной интернет, телефон. А всё это стало возможным только на основе применения достижений науки, в том числе и физики.
2. Изучение нового теоретического материала.
Физика является одной из самых древних наук о природе. Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас.
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает «природа». Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Он написал книгу «Физика», в которой собрал всё известное людям в то время о природных явлениях и дополнил их своими взглядами на природу и описанием результатов своих собственных наблюдений. За прошедшее с тех пор время знания людей о природных явлениях настолько расширились и углубились, что из физики выделились постепенно в самостоятельные науки астрономия, геология, метеорология, биология и другие науки о природе.
В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (биография М.В.Ломоносова)
Таким образом, физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. И, как любая наука, физика использует специальные слова, называемые терминами. Познакомимся с некоторыми из них. Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, тетради, ручки. В физике всякий предмет называют физическим телом. Приведите примеры физических тел.
Любое тело изготовлено или состоит из вещества. Вещество – это тоже физический термин. Приведите примеры веществ.
Все что существует во Вселенной является материей.
Все, что нас окружает материально. Факт существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
Изучая физику вы постоянно будете расширять свои знания,знакомиться с новыми физическими величинами.Высота,масса,скорость,время и т.д. – Физические величины.Физическую величину можно измерить.
В природе, окружающей нас, всё постепенно меняется. Физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями.)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. Физика изучает разнообразие физических явлений, которые могут происходить со всеми телами, как с живыми, так и с неживыми. К основным физическим явлениям относятся механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.
Рассмотрим опыты и определим, какие явления они нам демонстрируют:
Звучание камертона,
Электрофорная машина,
Действие магнита на стрелку,
Термопара и фотоэлемент,
Свеча ,линза,экран.
3.Закрепление материала.
Сборник задач А.В.Перышкин по вариантам: 1 вариант-№4,6,8. « вариант – №5,7,9
Игра «Верю – не верю».
1. Верите ли ,что град-это физическое тело?
2. Верите ли , что часы-физическое явление?
3.Верите ли ,что температура – физическая величина?
4.Вериле ли , что термометр – вещество?
5.Верите ли, что Луна – прибор?
6.Веоите ли , что объем –физическая величина?
7.Верите ли , что килограмм – физическая величина?
8.Верите ли ,что водород – вещество?
9.Верите ли, что стакан – физическое тело?
Работа по уровням (слайды)
Почему происходят те или иные явления, мы с вами выясним в процессе изучения предмета. Учёные, изучая их, устанавливают причины возникновения явлений, объясняют причины их происхождение.
Вывод: физика изучает физические явления.
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: дождь, ветер, полярное сияние, миражи, солнечное и лунное затмения. Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Особенностью физики является то, что она изучает все!
4. Домашнее задание.
Учебник Перышкин пар.1-4 в тетради заполнить таблицы ( по пять примеров)
1.
Тело | Вещество | Явление |
|
|
|
2.
Механические явления | Тепловые явления | Звуковые явления | Электрические явления | Световые явления | Магнитные явления |
|
|
|
|
|
|
5.Рефлексия
Конспект урока по физике «Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты» для учащихся 7-х классов. Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.
Эпиграф:
“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)
Цели урока:
Дидактическая цель: формирование научного мировоззрения.
Цели :
Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.
Развивающие: развивать аргументированную речь; развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы; развивать навыки самопроверки и объективной самооценки; развивать устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные: способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемый результат:
Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод;
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;
Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять поиск средств ее достижения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в группе, слушать и слышать других, сотрудничать в совместном решении учебных исследовательских задач.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Структура урока
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап. Мотивация. Постановка проблемного вопроса.
Какая наука очень тесно связана с географией, биологией? Что изучает физика?
III. Этап первичного усвоения новых знаний.
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” – природа).
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире.
Физика изучает: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые, атомные явления. Давайте разберемся, что это за явления.
Механические явления. Нас постоянно окружает движение: люди бегают, летают самолеты, едут автомобили и т.д. Мы постараемся ответить на вопросы: Почему летают самолеты, ракеты и спутники? Почему плавают люди и корабли? Почему метеориты падают на землю? Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Кто сможет сейчас ответить на какой-либо из этих вопросов? Вывод: задача физики ответить на вопрос: как происходит движение самых разных тел и вывести законы движения.
Давайте посмотрим примеры движения.
Электрические явления – это явления, связанные с электричеством.Как возникает молния? Что такое электрический ток? Чем опасно короткое замыкание? Зачем нужны энергосберегающие лампы? Существуют ли электрические рыбы?
стрелку компаса
движение поезда на магнитной
подушке
Атомные явления-явления, связанные с атомами. Чем отличается атомная подводная лодка от обычной? Что такое ядерный взрыв? Как работает ядерный реактор? Как провести караваны судов во льдах?
Световые (оптические) явления –явления, связанные со светом.
Тепловые явления–явления, связанные с изменениями температуры.
Звуковые явления–явления, связанные со звуком.
IV этап. Первичная проверка понимания
.Вы знаете, как происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:
Если выпустить из рук тяжелые предмет , то…..,
Если цветок не поливать , то……,
Если сверкнула молния, то….
Физика помогает более глубоко изучить процессы , на первый взгляд не относящиеся к физике. Любая наука использует свои специальные слова – научные термины.Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами: «Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?»
– Можно наблюдать за явлением.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.
Опыт Г. Галилея. Ребята, ка вы думаете, если бросать разные по массе тела, например, два шарика 100 г и 1 кг, как они упадут? Одновременно или один из них быстрее?Учащиеся выдвигают гипотезы. До Галилея, это известный итальянский ученый, все считали, что тяжелые предметы падают быстрее. В Италии, в г. Пиза есть удивительная наклонная башня, Галилей поднялся на нее и сбросил с башни в один и тот же момент пушечное ядро массой 80 кг и значительно более легкую мушкетную пулю массой 200 г. Оба тела имели примерно одинаковую обтекаемую форму и достигли земли одновременно. Простой опыт подтвердил предположение ученого. Вывод: Наблюдение, гипотеза, опыт, закон.
ИТОГ: Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой физические явления, происходящие в природе. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все они применяют законы физики. Применяя законы физики, люди развивают технику, придумывают новые технологии, создают новые машины, компьютеры, телефоны, строят электростанции, подводные лодки, ледоколы, самолеты и др. Без техники, а значит и без физики, жизнь немыслима.
V этап. Закрепление. Самостоятельное применение полученных знаний.
1. Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные: физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный.
2. Подберите существительные к прилагательным.
а) физический, электрический, космический
б) тепловой, теплый, световой, светлый
3. Подберите прилагательные к существительному явление.
4. Поставьте вместо точек данные глаголы. 1) Вода … и превращается в пар. 2) Лед … и превращается в воду. 3) Вода и превращается в лед. 4) Пар … и превращается в воду.
5. Замените данные предложения синонимичными. (Образец: Физика — это наука о физических явлениях природы. Физика является наукой о физических явлениях природы). 1) Земля – это физическое тело. 2) Солнце и Луна-это физические тела. 3) Луна – это спутник Земли. 4) Венера и Марс — это планеты. 5) Планеты — это физические тела.6. Закончите предложения. а) 1. Земля движется вокруг … 2. Луна движется вокруг … 3. Все планеты движутся вокруг … 4. Спутник движется вокруг … 5. Все небесные тела движутся в б) 1. Лед плавится и превращается … 2. Вода отвердевает и превращается ,.. 3. Вода кипит и превращается … 4. Пар охлаждается и превращается в) 1.Физическими явлениями называются изменения, которые …
2. Физикой называется наука, которая …
7. Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания. Физика является наукой о физических явлениях природы “физика” по- гречески значит природа физическое тело — это любой предмет здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел. 8. Ответьте на вопросы. 1. Что называется физическим телом? 2. Что происходит с физическими телами в природе? 3. Что называется физическими явлениями? 4. Что такое физика? 5. Что изучает физика?
9. Придумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио, б) включаем электрический свет, в) включаем телевизор.
VI этап. Итоги урока.
VII этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. п 1-3, вопр.
VIII этап. Рефлексия.
Продолжить фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным было…
Я хочу больше узнать о…
Мне не понравилось…
Урок 1.
Тема: Что изучает физика.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
Пояснить связь физики с другими науками.
Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
Выявить источники физических знаний.
Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
Учебник
Рабочая тетрадь – 48 листов
Тетрадь для контрольных работ – 12 листов
Тетрадь для лабораторных работ – 12 листов
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого своего места, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)
Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 2)
Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 3)
В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 4)
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.
Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.
Примеры (Слайд 5):
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. (Слайд 6)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 7-13)
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 14)
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как физическое тело. (Слайд 15)
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 16)
Скажите мне что из ниже перечисленного будет Физическим телом, а что веществом?
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 17)
Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 18)
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?
Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
Почему масло в воде всплывает.
Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
Почему окна зимой замерзают.
Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
Сколько весит тело, когда оно падает?
Особенностью физики является то, что она изучает все!
3. Закрепление материала. (Слайд 19)
1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 20)
Тетрадь
Воздух
Бумага
Вода
2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 21)
Капля воды
Земля
Железо
Айсберг
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. (Слайд 22)
Ответ:
4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 23) (Да.)
5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 24) (Нет.)
4. Домашнее задание. (Слайд 25)
§ 1 , ответить на вопросы в конце параграфа
7 класс.
Тема урока: Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, пояснить связь физики с другими науками, ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле, выявить источники физических знаний,
пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Задачи урока:
Планируемый результат:
предметные УУД: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, материя, научный метод;
личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;
познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;
регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, научить видению нового знания и его связи с имеющимся опытом, понимать значение новых знаний для последующего обучения;
коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Методы и приёмы: мультимедийные технологии, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, использование кроссворда, игра «Кто я?».
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты», оборудование для проведения опытов.
Физика ! Какая ёмкость слова!
Физика ! Для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся во время урока. Стимулирование деятельности учащихся, обеспечение общей готовности класса, обеспечение своевременного начала урока. Ознакомление учащихся с учебниками и учебными пособиями, которыми они будут пользоваться при изучении физики, а также структурой этих учебных пособий. Первичный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики для учащихся.
II. Мотивация урока.
Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайд 1,2)
(ответы учитель заносит в кроссворд на доске):
1. Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
2. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
3. Свернешь – клин,
Развернешь – блин.
4. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
6. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
Формулируется тема урока, сообщаются его цели. Тему урока учащиеся записывают в тетрадь. ( Слайд 3)
III. Изучение нового материала. (Объяснения учителя, сопровождаемое презентацией)
Учитель. Природа – это всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика.
Так эту науку назвал еще в IV в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». ( Слайд 4)
В русский язык слово «физика» ввёл в XVIII веке русский учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)
Учитель. Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.
Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.
Учитель. Давайте вспомним, какие науки вы уже начали изучать? ( Слайд 6)
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
Но самая главная наука о неживой природе – физика ( Слайд7)
Учитель. На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. (Слайд 8)
Учитель. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. ( Слайд 9,10)
Учитель. Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. ( Слайд 11)
Учитель. Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя, вещество и физическое тело. ( Слайд 12)
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. ( Слайд 13)
Учитель. А сейчас давайте назовём вещества, из которых могут состоять физические тела. ( Слайд 14)
Учитель. Все объекты и физические тела являются материей.
Весь мир – материя, мой друг,
Не та, что для штанов иль платья,
А всё, что только есть вокруг
Материально. Должен знать я.
И ты запомни.
Но мир материи, так жаль,
Иллюзий нас лишает скоро.
Есть вещество и есть поля.
Поля, конечно, не с картошкой:
Магнитное несет Земля
И гравитации немножко.
А из веществ – и ты, и я,
Автомобиль, и дом, и кошка.
Учитель. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела ( материал), называют веществом
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи, – поле, – существует независимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
Учитель. Вопросы для вас. (Слайд 15)
Ответы учеников (из наблюдений, экспериментов).
Учитель. Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 16)
Учитель. Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью
IV.Релаксация.
Учитель. В мире происходят изменения с телами живой природы. Давайте пронаблюдаем некоторые природные явления с этими телами. (Слайд 17)
V.Рефлексия (закрепление изученного материала)
Учитель. А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради . (Слайды 18,19)
Учитель. Так в чем же состоит особенность физики? ( Слайд 20)
Учитель. Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?
Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Особенностью физики является то, что она изучает все!
Демонстрация физических явлений.
1. Что из перечисленного является физическим телом?
2. Какое из слов обозначает вещество?
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас
Физические тела |
Вещества |
Явления |
Ответ:
Физические тела |
Вещества |
Явления |
Стул |
Древесина |
Дождь |
Звезда |
Железо |
Ветер |
Компас |
Масло |
Молния |
|
Кислород |
Землетрясение |
|
Воздух |
|
|
|
|
– Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да)
– Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
– Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения науки Толя проводил наблюдения, а Коля ставил опыты).
VI. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».
1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.
2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.
3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая? (Нужно их вращать. Вареное яйцо будет вращаться быстрее. Провести проверку, очистив вареное яйцо.)
4.«Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)
VII. Домашнее задание. ( Слайд 23)
§ 1,2 ответить на вопросы в конце параграфов, тесты стр. 5 №1-3,задание 1-3(Задания для оценивания),
Учитель. Спасибо за урок. ( Слайд 24)
ФИЗИКА 7 класс УРОК 12 ТЕМА 1 Дата____________ Тема урока: Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты Цели урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин. Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор. Выявить источники физических знаний. Заинтерисовать ребят в изучении нового предмета. Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”. Эпиграф к уроку: “Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой тянись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет.” Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г) Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя) 1. Из истории физики. Учитель.Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе. Трудно было человеку миллионы лет назад, Он совсем не знал природы, Слепо верил в чудеса! Он всего, всего боялся И не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье, Трудно было ему жить. И решил он, что ж бояться, Лучше просто всё узнать. Самому во все вмешаться, Людям правду рассказать. Создал он Земли науку, Кратко “физикой” назвал. Под названьем тем коротким Он природу распознал! Приложение. Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” природа). В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученомуэнциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике. Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д. Учитель. Согласитесь – любопытно: Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет? Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху? Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка? Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока? Ответы на все эти вопросы дает именно физика. Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир. Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх. Вопрос “почему?” главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками. Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики! Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”. Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (далее в тексте зеленый цвет шрифта). Природа —> Физика —> Техника Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” (от греческого слова “фюзис” природа). В XVIII веке М.В. Ломоносов ввел в русский язык слово “физика”, издал в переводе с немецкого первый учебник по физике. 2. Изучение терминологии. Учитель.Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины. Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства. Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта) Вещество это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ) Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.) Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение) Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся: Механические явления Электрические явления Магнитные явления Световые явления Тепловые явления Учитель приводит примеры и демонстрирует опыты, связанные с физическими явлениями: скатывание шарика по желобу, электрическая искра, действие магнитов на железо, получение изображения свечи на экране при помощи линзы, кипение воды. Физические величины это измеряемые свойства тел или явлений. (Объем, температура, время, площадь, скорость, масса.) Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр. Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов. Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр ( учитель демонстрирует приборы). 3. Игра “Отгадай загадку”. Сначала блеск. За блеском – треск, За треском – плеск. (Молния, гром, дождь) Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал. Без тела, а живет оно, Без языка кричит. (Эхо) На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает. (Барометр) Что с земли не поднимешь? (Тень) Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились. То остановились. (Весы) Считает весь век, А сам не человек. (Часы) Я под мышкой посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (Термометр) 4. Обсуждение проблемы: какими методами, способами изучают физические явления. Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? Учащиеся. Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений. Учитель. Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку. Представьте себя на некоторое время ученымифизиками. Вам предстоит совершить какоето научное открытие, изобрести чтонибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний? Учащиеся. Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям. Учитель. Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты. Источники физических знанийНаблюдения Окна в мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус —> Мысль Гипотеза, догадка, фантазия, мечта, интуиция —> Опыт Вопрос природе на её языке вещей и событий —> Знание III. Проверка усвоения изученного материала (Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности;количество заданий можно сократить). Средний уровень 1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки. 2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля. 3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость. 4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты. 5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки? Достаточный уровень 1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое? 2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений? 3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения? Высокий уровень 1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки. 2. Влияет ли, повашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен? 3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида? IV. Итоговое повторение Закрепление изученного учебного материала по вопросам: Что такое физика? Что изучает физика? V. Домашнее задание § 13 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002). VI. Рефлексия Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? Сколько воды налилось в прямоугольную яму размером 5м х 4м х 2м (длина х ширина х глубина)? Сколько ведер, объёмом 12л вмещает аквариум, длина которого 30 см, ширина 50 см и высота 40 см? На строительство плотины пошло 820000 м3 бетона. Определите толщину плотины, если ее длина 760 м, а высота 60 м В мензурку было налито 200 см3 воды. Когда в нее опустили кусок железа, вода в мензурке поднялась до деления, обозначенного цифрой 250. Определите объём железа
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в
Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы,
мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова
“фюзис” – природа). В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу
Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки,
философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка,
выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по
физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой. Физика изучает мир, в
котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти
явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и
поставить их на службу человеку. Установив фундаментальные законы природы, человек
использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими
приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих
приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных
материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых
телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких
профессий нужны знания по физике. Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям
всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам,
военным и т.д.
Согласитесь – любопытно:
Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?
Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?
Как слово, сказанное в Москве, может услышать житель Владивостока?
Студенты, которые хотят изучать сложные темы по физике, найдут, что этот дополнительный курс предоставляет простой и эффективный способ облегчить изучение более сложных предметов. Вы найдете этот курс полезным, если:
Вы сможете извлечь выгоду из этого дополнительного курса по-разному:
Мы разработали этот курс так, чтобы по нему было легко ориентироваться студентам, которые хотят изучать новые концепции физических наук.Ознакомьтесь с двумя наиболее популярными вариантами, чтобы решить, какой из них лучше всего соответствует вашим потребностям:
Просто выполните следующие действия, и вы будете на пути к овладению физическими науками!
Вы можете улучшить свои знания и навыки по физике в следующих областях:
Учебная программа по физике должна обеспечивать обзор научных принципов и процедур и вести студентов к более четкому пониманию материи, энергии и физической вселенной.Он фокусируется на традиционных концепциях химии и физики и поощряет исследование новых открытий в этой области науки.
По мере того, как учащиеся совершенствуют и расширяют свое понимание физических наук, они будут применять свои знания в экспериментах, которые требуют от них задавать вопросы и создавать гипотезы. На протяжении всего курса студенты решают задачи, рассуждают абстрактно и учатся мыслить критически.
Программа домашнего обучения физике – это исследование физической вселенной.Студенты погружаются в удивительный мир, в котором мы живем, узнавая о движении, энергии, природе материи и атомов, о том, как сочетаются химические вещества, а также о потенциальной и кинетической энергии.
Онлайн-курс по физикеTime4Learning разбивает эти концепции на 11 отдельных учебных единиц. С помощью видеоинструкций, мультимедийных заданий и интерактивных исследовательских инструментов ваш средний школьник изучит:
Посмотреть полный объем и последовательность уроков для средней школы по физике.
Комплексная программа обучения физике на дому поможет вашему ребенку получить полное представление о материи, энергии и физической вселенной. На протяжении всего курса ваш ученик средней школы будет достигать множества целей, в том числе:
Time4Learning – это комплексный, основанный на стандартах вариант для учащихся средних школ.Благодаря увлекательному обучению под руководством опытных преподавателей, виртуальным лабораториям, богатой графике, анимации и интерактивным инструментам студенты получают полный объем физических наук и в процессе достигают перечисленных выше целей.
Родители оценят все бортовые ресурсы, сопровождающие курс, такие как самые свежие отчеты о проделанной работе, распечатываемые записи и полный доступ ко всем планам уроков, охватываемым курсом.
Вот лишь некоторые из причин, по которым так много семей выбирают нашу учебную программу по физике:
В качестве полной учебной программы
| В качестве дополнения
|
В 2019–2020 годах новые / пересмотренные модули будут добавлены в наши классы 7-го класса. Как и все новые подразделения в округе, которые будут развернуты в будущем, эти подразделения основаны на взаимодействии с явлениями, которые вызывают у студентов вопросы и интерес.Студенты используют научные и инженерные практики, чтобы понять явления, поскольку они строят свое понимание индивидуально и друг с другом, используя все формы грамотности (чтение, письмо, разговор и аудирование). В единицы встроены связи с грамотностью, а также инженерные науки и связи с профессиональными учеными. Разделы 7-го класса описаны ниже.
Блок | Описание | Основные вопросы |
Силы, движение и энергия | Студенты исследуют взаимосвязь между движением, силами и энергией.Конкретные темы включают кинетическую энергию, потенциальную энергию, передачу тепловой энергии, преобразование одной формы энергии в другую, силы, действующие на расстоянии (электрические, магнитные и гравитационные), и законы Ньютона. | Как передается и сохраняется энергия? Как силы связаны с энергией? |
Астрономия | Основываясь на модуле Земля, Луна и Звезды в 5-м классе, ученики 7-го класса углубятся в объяснение таких астрономических концепций, как фазы Луны, затмения, почему у нас есть времена года, наше место в галактике Млечный Путь, гравитация и ее влияние. на Земле и в Солнечной системе, и как мы знаем, что мы делаем с Солнечной системой (и как и почему наше мышление изменилось с течением времени). | Как мы можем объяснить закономерности, которые мы наблюдаем в нашей солнечной системе и за ее пределами? Как и почему наше представление о Вселенной изменилось с течением времени? |
Экосистемы | Студенты опираются на свое предыдущее изучение экосистем, чтобы более подробно изучить их динамику. Они исследуют, как адаптация и поведение животных и растений способствуют успешному воспроизводству, влияние изменений ресурсов на популяции, влияние факторов окружающей среды на рост организмов, конкретные взаимоотношения между организмами в экосистеме, круговорот вещества и энергии в экосистемах и конструкции. для защиты экосистем. | Как и почему организмы взаимодействуют со своей средой и каковы последствия этих взаимодействий? |
Этот список является репрезентативным для материалов, предоставленных или используемых в этом курсе. Имейте в виду, что фактически используемые материалы могут различаться в зависимости от школы, в которую вы записаны, и от того, проходите ли вы курс как независимое обучение.
Чтобы получить полный список материалов, которые будут использоваться в этом курсе вашим зачисленным студентом, посетите MyInfo . Все списки могут быть изменены в любое время.
Scope & Sequence: Scope & Sequence документы описывают, что охватывает курс (объем), а также порядок , в котором рассматриваются темы (последовательность). В этих документах перечислены учебные цели и навыки, которые необходимо освоить.K12 Документы о содержании и последовательности для каждого курса включают:
K12 знакомит с основами физики и химии. Учащиеся изучают удивительную вселенную, в которой мы живем, включая движение, энергию, природу материи и атомов, как химические вещества смешиваются и реагируют, а также силы, которые удерживают вселенную вместе.
Среди прочих предметов изучают студенты:
Что охватывает физика? Все физическое, что покрывает довольно много.Начните свое путешествие в физику с изучения измерений и правильных лабораторных процедур. Вы также познакомитесь с уроками, которые подготовят вас к стандартным тестам по естествознанию.
Вы когда-нибудь играли в пасьянс, в котором вы раскладываете карты по горизонтали и вертикали в поисках связей? Русский ученый Дмитрий Менделеев это сделал, и он был вдохновлен на создание образца Периодической таблицы.Этот образец, отображаемый в периодической таблице, помогает нам понять атомы, химические реакции, химические формулы, химические соединения, атомную массу и другие концепции, рассматриваемые в этом модуле.
Когда вы видите слово химия , вы можете представить себе человека в лаборатории, который в очках переливает жидкость из одного стакана в другой.Но химия окружает вас каждый день. Автомобили построены из химикатов и работают на химическом топливе. Химические вещества составляют одежду, которую вы носите, и пищу, которую вы едите. Вы дышите химическими веществами, ваш компьютер и радио состоят из химикатов, и наш мир сегодня зависит от химикатов.
Когда вы катите шарик по комнате, вы открываете дверь к пониманию тех же правил движения, которые заставляют летать самолеты и раскачивать маятники.Что это за силы? Каковы «законы» движения? Приходите узнать о смещении, скорости, ускорении, законах движения Ньютона и гравитации.
Ничто не остается прежним, по крайней мере, в нашей Вселенной.Энергия постоянно переходит из одной формы в другую, будь то свет в вашем доме или звук рога. Хорошо, что вы можете использовать эту изменяющуюся энергию для выполнения самых разных работ. Ученые могут использовать массу для создания энергии, использовать взрывы для транспортировки и использовать электричество, чтобы облегчить нашу работу. Узнайте о различных видах энергии, которые постоянно окружают вас, и о том, как вы используете эту энергию в повседневной жизни.
В этот самый момент к вашему телу распространяется множество волн.У вас есть звуковые волны, которые вы можете слышать, и световые волны, которые вы можете видеть, но есть еще кое-что, чего вы не видите. Есть радиоволны, излучение, магнетизм и другие невидимые волны, которые вы используете для приготовления пищи, навигации и общения. Изучите различные волны, с которыми вы сталкиваетесь каждую секунду каждый день.
Вы исследовали силы, узнали об энергии и исследовали волны; Теперь посмотрите на электричество и магнетизм, две очень важные для вас формы энергии.Да, электричество поддерживает работу вашего компьютера и вашего mp3-плеера. Но знаете ли вы, почему электричество так полезно? Вам интересно, как построить свои собственные цепи и токи? Вы знаете, как собрать простой двигатель?
Ученые проводят эксперименты и делают выводы.Теперь вы можете сделать то же самое. Будьте ученым, разрабатывая и проводя свой собственный эксперимент. Узнайте, как работает научный процесс, что отличает его от простого предположения и почему это самый эффективный и успешный способ выяснить, как работают силы природы.
60 минут
Вы можете разделить уроки на более мелкие части и делать перерывы по мере необходимости.Система отслеживания онлайн-уроков K12 позволяет вам продолжить с того места, где вы остановились на любом конкретном уроке.
Всего уроков: 108
вернуться наверхЭтот сборник уроков и веб-ресурсов предназначен для классных учителей, их учеников и их семей.
LIGO: Эйнштейн был прав
https: // www.nsf.gov/news/special_reports/ligoevent/index.jsp
Столетие назад Альберт Эйнштейн предсказал гравитационные волны – рябь в ткани пространства-времени, возникшую в результате самых жестоких явлений во Вселенной. Спустя сто лет исследователи, финансируемые NSF, с помощью обсерватории гравитационных волн с лазерным интерферометром (LIGO) обнаружили гравитационные волны.
K-12 Программа обучения: физика
Ресурс: Педагоги (К-12)
https: // www.teachengineering.org/curriculum/browse?subjectArea=Physics
Являясь частью веб-сайта Teach Engineering, этот раздел предоставляет преподавателям многочисленные планы уроков и увлекательные мероприятия по обучению концепциям физики учащимся от начальной до средней школы. Популярные уроки: «Кинетическая и потенциальная энергия движения» и «Физика американских горок».
Наука о хоккее НХЛ
Ресурс: Педагоги, студенты, семьи
https: // www.nsf.gov/news/mmg/?series_name=Science%20of%20NHL%20Hockey
NSF, в сотрудничестве с NBC Learn, NBC Sports и Национальной хоккейной лигой, исследует науку, математику и физику, лежащие в основе профессионального хоккея, самой быстрой игры на льду. Эта серия из 10 частей создана специально для учащихся и учителей для использования в классе; видеоролики соответствуют планам уроков и национальным государственным образовательным стандартам. Планы уроков доступны для общественности бесплатно на сайтах NBCLearn.com и NBCSports.com. NSF и NBC Learn также сотрудничали в создании других развлекательных образовательных сериалов, в том числе
«Наука о зимних Олимпийских играх»;
Наука летних Олимпийских игр: инженерное дело в спорте;
Наука футбола НФЛ;
Наука скорости.
Обзор исследования по физике
Ресурс: вся аудитория
http://www.nsf.gov/news/overviews/physics/index.jsp
Физика начинается с повседневного физического мира вокруг нас и дает нам множество ответов – наряду с богатым и подробным описанием таких вещей, как сила, движение, гравитация, тепло, свет, электричество и магнетизм, – которые на самом деле порождают повседневный мир.Эта обзорная страница на веб-сайте Национального научного фонда дает представление о финансируемых исследованиях, которые могут принести пользу каждому.
Видео
Открытие нейтрино с несколькими мессенджерами в 2017 г.
Мяч в воронке: Магазинчик физики
Физика анимации: наука
Электромагнитный спектр: меловой разговор
Пьезоэнергетика: под давлением кристаллы достигают своего электрического потенциала
Смотрите больше видео по физике в Мультимедийной галерее NSF.
Введение
Типовая учебная программа обеспечивает основу для разработки более подробной местной учебной программы. Курсы и разделы были разработаны консорциумом практикующих учителей, научных руководителей и преподавателей высших учебных заведений. Каждый блок обучения включает в себя наводящий вопрос, обзор блока, приблизительное количество учебных дней, необходимых для выполнения блока, и цели обучения учащихся.Педагоги, разработавшие второе издание типовой учебной программы по естествознанию, включили следующие разделы, чтобы помочь другим преобразовать свои классы в соответствии с требованиями новых научных стандартов или превзойти их.
Последовательность единиц (включая концепции и формирующие оценки) | Исследования в области обучения | Образцы ресурсов открытого образования |
Как это выглядит в классе | Предыдущее обучение | Ресурсы профессионального обучения для учителей (в курсах K-5) |
Подключение ELA / грамотности и математики | Обучение в будущем | Приложение A: NGSS и фундаментные коробки |
Модификации | Соединения с другими устройствами |
|
Обратите внимание, что Административный кодекс требует, чтобы местная учебная программа включала, но не ограничивается:
Обзоры курсов (Стандарты в единицах)
3 5 основных научных стандартов | Наука, элементарная, стандарты |
6 8 Основные научные стандарты | Наука, Средний, Стандарты |
Краткое изложение спецификаций оценок Окончательные экзамены NC по наукам о Земле и окружающей среде Физические науки Физика и химия | Accountability Services, Testing, NCFE, Science, Released Tests |
Основные стандарты биологии | Наука, Высокий, Стандарты |
Основные стандарты химии | Наука, Высокий, Стандарты |
Стандарты науки для 1-го класса пешеходного перехода | Наука, Элементарный, пешеходный переход |
Стандарты науки для пешеходов 2-го класса | Наука, Элементарный, пешеходный переход |
Стандарты науки для 3-го класса пешеходного перехода | Наука, Элементарный, пешеходный переход |
Стандарты науки для 4-го класса пешеходного перехода | Наука, Элементарный, пешеходный переход |
Стандарты науки для 5-го класса пешеходного перехода | Science, Elementary, Crosswalk |
Стандарты науки для 6-го класса пешеходного перехода | Наука, средний, пешеходный переход |
Стандарты науки для 7-го класса пешеходного перехода | Crosswalk, Middle, Science |
Стандарты науки для 8-го класса пешеходного перехода | Наука, средний, пешеходный переход |
Биологические стандарты пешеходного перехода | Science, High, Crosswalk |
Химические стандарты пешеходных переходов | Science, High, Crosswalk |
Стандарты земли и окружающей среды для пешеходных переходов | Science, High, Crosswalk |
Научные стандарты для детских садов с пешеходным переходом | Science, Elementary, Crosswalk |
Стандарты физических наук для пешеходных переходов | Science, High, Crosswalk |
Физические стандарты пешеходных переходов | Science, High, Crosswalk |
Стандарты защиты окружающей среды и окружающей среды | Наука, Высокий, Стандарты |