Учитель географии Кузнецова Е.И
школа 282 Санкт-Петербург
Тема урока: « Материки и части света» 7 класс (по ФГОС)
Тип урока: изучение нового
Цель урока: создать условия для формирования УУД:
Личностных (самоопределение), познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные:
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводно-мотивационный этап | |
Актуализация знаний по теме. Организация вводной беседы. Создание учебной мотивации. – Электронное приложение к учебнику: слайд 1 (беседа) – Задания в тетради – тренажере (с.4 зад.1-4; с.5 зад8) – Электронное приложение к учебнику: слайд 2 – Представление проблемы в виде картосхемы, организует работу по проблеме – Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. слайд 3. Рассказ учителя : слайд 4,5 | Вспоминают ранее известные знания по изучаемой теме. Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе. – Смотрят и отвечают на вопросы (беседа) – Отвечают на задания в тетради-тренажере ( фронтальный опрос) – Определение проблемы и ее актуальности. – Смотрят и отвечают на вопросы, выдвигают свои версии. – Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании |
Технологический этап | |
Организация работы по освоению новых знаний. Организация работы в парах по выполнению практической работы Организация работы с текстом и картами атласа Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки. Практическая работа. Проследить по географическим картам границу частей света (между Европой и Азией): 1. получают маршрутные листы и раздаточный материал приложение 1 2.Задание 1.По предложенному тексту определить географический объект, по которому проходит граница между Европой и Азией 3. организация представления полученных результатов по 1-ому заданию работы в группах. Задание 2. 4. Работа по составлению кроссворда. организация представления полученных результатов по 2-ому заданию работы в группах. 5. Обобщение. Организация систематизации полученных знаний и их взаимопроверке
Задание 3. 6. По фрагментам карты определить, какие государства расположены в разных частях света. | Выполнение заданий в парах Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы, схемы, составление кроссворда Организация промежуточной диагностики и работы с картами Просмотр слайда 8, обсуждение в парах, исправление допущенных ошибок 1. знакомятся с их содержанием, задают вопросы по оформлению 2. определяют географический объект, выделяют ключевые слова, которые послужили подсказкой для ответа на задание, заполняют таблицу, 3.называют и показывают определенные части границы между Европой и Азией на карте. 4.составляют кроссворд. Записывают ответы в маршрутный лист. слайд 6. Представляют свою работу через проектор на компьютере, показывают их на карте 5. Систематизируют полученные знания по схеме«Фишбон». Самооценивание. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с картой слайд 8. 6. Слайд 9. Анализируют карту и дают ответ с обоснованием, показывают эти государства на карте |
Рефлексивный этап | |
приложение 2. 1.Систематизируют и закрепляют полученные знания, выполняя задание «Вычеркни лишнее» 2. Организация обсуждения итогов работы Домашнее задание. Выполнить задание №1 на конт. карте, стр 2-3 Для тех, кто хочет узнать больше, будут высланы вопросы «Интеллектуального марафона».Ответы прислать по эл/ почте . | 1.Читают текст и выполняют задание 2. заполнение анкеты 3. сдают маршрутные листы и анкету. |
Ход урока
Приветствие, подготовка рабочего места
1.Вводно-мотивационный этап
Электронное приложение к учебнику Слайд 1.
Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»:
1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?
2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света?
Задания в тетради – тренажере (с.4 зад. 1-4; с.5 зад.8)
Слайд 2.
1. Совпадают ли границы материков и частей света?
2. Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу нам предстоит решить на сегодняшнем уроке?
3. Как вы считаете, необходимо ли нам знать какие географические объекты находятся, например, в Европе, какие в Азии? Выскажите свое мнение. У кого есть затруднения в ответе на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр 11.
Слайд3.
Например,в Европе существует известная организация «Евросоюз», которая объединяет 28 государств. Они объединились для совместной хозяйственной деятельности. Есть свое правительство – Европейский парламент. Членами Евросоюза могут стать только европейские страны.
Электронное приложение к учебнику Слайд 4.
Древнегреческие ученые выделили только 2 части света (Европа и Азия). Европа – страны к западу от мест поселения греков, Азия – к востоку. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третей части света – Африка. Европа Азия и Африка – Старый свет.
В конце 15в. Колумб открыл новые заатлантические земли, они получили название Америка. Хотя Северная и Южная Америка отличаются по природным условиям. Эти земли назвали Новым светом.
В 17-м веке голландские мореплаватели открыли пятую часть света — «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию.
Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19-го века впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и
М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.
Вы правильно определили цель урока. Нам предстоит проследить как проходит граница между Европой и Азией и определить страны, территория которых расположена в нескольких частях света.
В Уральских горах, там, где проходит условная граница между Европой и Азией, установлено несколько обелисков. И бывает так, что туристы, фотографируясь около этих обелисков, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Есть на Урале и две ж/д станции с названиями «Европейская» и «Азиатская». Но это не значит, что граница проходит именно между ними. Вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Задача непростая, так как граница эта условная, в течение многих лет она менялась. Слайд 5.
Многие взрослые затрудняются ответить на вопросы:
– Кавказ – это Европа или Азия? или что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Какова точная площадь Европы и Азии?
Оказывается, европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью даже до километра, потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии, у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы.
Географы решили, что такое положение должно быть исправлено и договорились, как будет проходить между Европой и Азией. Мы сегодня узнаем их решение.
2. Технологический этап
Практическая работа. «Проследить по географическим картам границу между Европой и Азией»
Работаем в парах.
Перед вами маршрутные листы. В них задания, с помощью которых вы определите по каким географическим объектам проходит эта граница. Узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «Условная граница между Европой и Азией»
Класс 7____ ф.и. 1._________________________________
2._________________________________
Приложение 1.
1.Прочитайте внимательно текст. Выделите для себя ключевое слово или фразу, которое поможет вам определить по каким географическим объектам проходит граница. узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.
Название природного объекта | Ключевое слово и фраза | Поставьте « V » (да), если уже знали | поставьте «+» , если узнал новое | поставьте « – » , если думал иначе |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Промежуточный контроль.
2. Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.
Условная граница между Европой и Азией проходит по разным географическим объектам. Для дальнейшего определения границы предлагаю вам составить небольшой кроссворд.
Что бы это значило?
1. Самое мелкое море в мире. Расположено на востоке Европы | ||||||
2. “Цветное” море. На его берегу расположен город – столица зимней Олимпиады 2014 | ||||||
3. Пролив между Азовским и Черным морем. На его берегу расположен город-герой Керчь | ||||||
4. В этом море ловят рыбу жители трёх частей света | ||||||
5. Один из самых узких проливов в мире. Вместе с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море со Средиземным морем |
Промежуточный контроль. Слайд 6. Один из учащихся заполняет кроссворд на компьютере, другой показывает этот объект на карте.
3. Систематизация и обобщение знаний. Мы определили основные географические объекты по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Давайте систематизируем наши знания. Заполним схему.
Слайд 7. Систематизация знаний. Схема Фишбон. Заполняют самостоятельно.
Взаимопроверка. Слайд 8. Проверьте, правильно ли определили границу.
Вывод. Чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей, решено
Урал целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.
4. Оказывается, есть еще один интересный вопрос, связанный с условной границей между Европой и Азией. Наша страна к этому имеет непосредственное отношение. Кто догадался о чем речь? Правильно есть страны, территории которых лежат в двух частях света.
Слайд 9. Давайте посмотрим на карту и определим, что же это за страны?
Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.
Не забывайте заполнять таблицу.
– Как вы думаете, мы справились с задачей урока? У кого есть вопросы?
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
Собрать маршрутные листы и раздаточный материал.
Выдать текст задания. (выполняется на оценку).
Приложение 2. Слайд 10.
Вычеркните лишнее и продолжите текст:
Граница между Европой и Азией – условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на – юге вдоль реки (Урал, Эмба), до Каспийского моря, по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________________________________
_____________________________________________________________________________
Понравился ли вам урок? Заполнение анкеты
ЛИСТ САМОАНАЛИЗА
Я узнал(а)… |
Мне было интересно… |
Мне захотелось… |
Домашнее задание. Ознакомится с п.2, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 на контурной карте стр.1-2. Для тех, кто хочет узнать больше, я вышлю на вашу электронную почту вопросы «Интеллектуального марафона». Ответы должны быть присланы к следующему уроку.
nsportal.ru
План-конспект урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательных – поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
Формирование УУД.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, атласы контурные карты, глобус, учебник «География: природа России» 8 кл., Э.М.Раковская, М., Просвещение, 2010 г.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).
Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:
– Что изучает физическая география России?
– Назовите два пути изучения природы России?
– При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?
– Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта?
– Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?
– Как можно выразить полученные результаты исследования?
По физической карте России определите:
3.Мотивация изучения новой темы:
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь!”
Китайская мудрость
4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:
Цель: 1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.
Цель перед учащимися: активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.
Используемые приемы: самостоятельная работа с учебником, картами атласа.
Цель: активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.
Методы: объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»
-Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России»
– Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?
– Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2- что составляет 11,3 % мировой суши; ;
– По рис.2.3 с.10 учебника сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
– Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)
Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.
– Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
Практическая работа с картами и атласами.
1. Используя физическую карту мира, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
– В каком полушарии мы живем? (В северном).
– Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
– В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?
2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). («Морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега, далее – 200-миллионная экономическая зона.)
2) Соседние государства-16.
3) Крайние точки страны и их координаты. (северная – мыс Челюскин – 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
– Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
– Что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
5.Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.
ЭГП России:
Задание. Используя текст учебника статья «Сравнение географического положения России с положением государств», рис.6 ст.15, ответь на вопрос:
– С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
– Как географическое положение влияет на природу России?
– Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
6.Закрепление учебного материала:
Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.
Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.
Задания для работы в контурной карте:
7.Рефлексия урока:
– Какова была цель нашего урока? Что мы делали?
– Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?
Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
-Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.
8.Домашнее задание:
Цель: самостоятельно выполнить задания, используя новый материал.
Цель для учащихся: умение практически владеть новыми знаниями.
Дом. зад.
1.§2- прочитать;
2. Индивидуальное задание на выбор;
-№ 5, в конце параграфа- задание повышенной сложности;
-№ 7 в конце параграфа- задание базового уровня.
3.Отметить на контурной карте объекты ЭГП России.
Опережающее задание-
-Политика России в Арктике на современном этапе;
nsportal.ru
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | I. Орг. момент II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Физминутка Слайд 11. V. Сообщение нового материала. VI. Закрепление полученных знаний. VII. Подведение итогов. | Проверка готовности к уроку. Сейчас мы немного поработаем с картой. Что мы используем при работе с картой? Давайте вспомним: -на каком материке мы с вами проживаем? -В каком полушарии? Найдите его на глобусе. Теперь покажите восточное полушарие на карте. -В каком государстве? Правильно, ребята. (Слайды с 1 по 8). -Покажите морскую границу России и назовите моря, по которым проходит граница. -Покажите сухопутную границу и назовите государства, с которыми граничит Россия. -А теперь проверим, кто из вас любознательный? (Тесы, слайд 9). (Слайд 10). -Ребята, как вы думаете, что изображено на этом слайде? – Это условная граница между Европой и Азией. Проходит она по Уральским горам. Почему граница, условная? (Потому что люди так договорились) Тема урока сегодня ребята: Европейская и Азиатская части России. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему урока. Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу, (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук). Рассказ учителя с опорой на наглядность. (Слайд 12-20), физическая карта, иллюстрации. Нам с вами нужно выполнить несколько заданий, используя учебник и карту. -Покажите на карте Европейскую часть России. Что охватывает Европейская часть? -Покажите на карте Азиатскую часть России. Что включает в себя Азиатская часть? -Назовите где проходит граница между Европой и Азией? -Какие районы выделяют в европейской части России? Найдите в учебнике на стр…… и прочитайте. -На какие большие регионы делят азиатскую часть России? Найдите в учебнике на стр…… и прочитайте. -В какой части России вы живёте? Найдите на карте России свой город. Определите, в какой части страны вы живёте. (слайд 21,22) -Отметьте, где проходит условная граница между Европой и Азией, на контурной карте. -Что значит – Родина? (слайд 23-30) Словарная работа (слайд 31) Работа по карточкам (см. приложение) Выводы. -Какая сегодня у нас тема урока? -Где проходит условная граница между Европой и Азией? -Как называют часть России, расположенной между западной границей и Уральскими горами? -На какие большие регионы делят азиатскую часть России? Дом. Задание. (слайд 32) Оценки озвучить и прокомментировать. (слайд 33) | Приветствие учителя, рапорт дежурного Ответы учащихся -Только указку -Евразия -Восточном -Россия Учащиеся показывают по карте и называют моря. Учащиеся показывают по карте и называют страны. Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Учащиеся записывают тему в тетрадях. Ученики повторяют движения за учителем. Учащиеся слушают. Ответы у доски по карте. Устные ответы учащихся. Работа с учебником Устные ответы учащихся. Работа с контурной картой. Ответы учащихся. Работа в тетрадях. Индивидуальная работа. Европейская и Азиатская части России. Проходит она по Уральским горам. Европейская часть России. Сибирь и Дальний Восток. | Закрепить географическое положение России, какими океанами омывается, используя глобус, карту. Коррегировать и развивать внимание, память и устную речь. Воспитывать интерес к учёбе и предмету. Коррегировать и развивать слуховое и зрительное восприятие. Коррегировать и развивать мышление и память. Чередовать статические и динамические упражнения. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Дать представление о Европейской и Азиатской частей России.
Закрепить представление о Европейской и Азиатской частей России. Коррегировать и развивать внимание, память, и устную речь. Формировать представления о своей местности Формировать умение работать с контурной картой. Воспитывать любовь к родине Коррегировать и развивать память, и связную письменную речь. |
nsportal.ru
Геологическое Время.
Автор: Арсланова Ольга Анатольевна
– учитель географии высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №4 г.Миньяр Ашинского района.
Педагогический стаж: 28 лет
Моя методическая тема: Развитие позновательной деятельности учащихся с применением ИКТ – технологий на уроках географии.
Предмет: ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Класс: 7
Название курса: «География материков и океанов»
Название раздела: Литосфера.
Название тем: урок № 2 «Геологическое время”
Учебник: Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И.”География материки и океаны” Москва “Русское слово”,2013.
Задачи:
Образовательные – Сформировать представление о геологическом летоисчислении. Познакомить с понятиями эра, период,эпохи
складчатости.
Воспитательные – умение действовать самостоятельно, развивать инициативность;
Развивающие – способствовать развитию умений учащихся оценивать результат своей деятельности, делать выводы: развитие умений работать с картой, учебником применять знания на практике.
Планируемый результат: Создание таблицы”Шкала геологического времени”, как дедактический материал для урокаов географии.
Тип урока: урок-проект.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.1этап – Актулизация знаний.
Земля существует почти 5 млрд. лет. На протяжении этого времени происходит процес развития нашей планеты. Время в течении которого развивается наша планета называется? -Правильно, геологическое время (слайд 3)
оно делится на эры и периоды (с.18 рис.10) тоесть у Земли есть геологическая история и её формирование.
-Как называется наука которая изучает историю развития Земли?(Геология) (слайд4). Геохронология- изучает последовательность геологическихсобытий, происходивших в прошлом,путем установления временных взаимоотношений между накопившимися слоями горных пород, в которых эти события оказалисьзапечатленными.(слайд5).
Результатом исследования учёных явилась “шкала Геологического времени”. (слайд 6) Рассмотрим её. В таблице указаны эры – это очень крупные отрезки времени.в течени которого накапливались группа пород с останками групп животных и растений. Эры делятся на периоды – более мелкие временные отрезки, они получили своё название по имени той местности, где в первые были описаны горные породы этого возвраста. Например, название юрского периода мезозойской эры связано с горной системой Юра (Юрскими горами) на границе Франции и Швейцарии, кембрийский период палеозойской эры получил название по одноимённым горам в Шотландии, карбоновый, или каменноугольный, период палеозойской эры обязан своим названием мощным толщам каменного угля, образовавшимся в это время, а антропогеновый период кайнозойской эры связан своим названием с появлением человека (от греч. antropos – человек, genos – рождение).
Наша задача: составить свою наглядную таблицу, заполнить её дополнительными сведениями и запомнить этапы геологического времени.
2 этап -Аналитический. План реализации проекта.
Класс разбивается на 5 групп. Каждая группа получает задание- исследование:
№ 1 группа. (слайд7)
1. Изучает название каждой эры и дает им расшифровку.
2.Определяет продолжительность эр в годах.
3.Изготавливают из цветного картона таблички с названиями эр.
4.Запоминают последовательность смены эр.
№ 2 группа. (слайд8).
1.Изучает название периодов.
2.Определяет в состав какой эры они входят.
3.Изготавливают из цветного картона таблички с названиями периодов.
4.Запоминают последовательность смены периов по эрам.
№ 3 группа.(слайд9).
1Изучает эпохи складчатости, сравнивая и находя их на карте “Строение Земной коры” Атласа стр. 3-4.
2.Определяет в состав какой эры они входят.
3.Изготавливают из цветного картона таблички с названиями эпох склачатости.
4.Запоминают последовательность смены эпох складчатости по перидам и эрам.
№ 4 группа (слайд10).
1. Изучает появление живых организмов по эрам.
2.Определяет продолжительность эр в годах.
3.Изготавливают из картона таблички со списком орнизмов которые
появились или исччезли по эрам.
4.Запоминают изученный материал.
№ 5 группа (слайд11).
1.Изучает шкалу геологического времени.
2.Работает с текстом учебника.
3.Готовит вопросы по работе с таблицей геологического времени
4.Проводит опрос всего класса.
3этап.-Практический.
Дети выполняют задания полученное от учителя на карточках.распределяя обязанности внутри группы.
4этап-Презентация проекта.
Защита каждой группы о проделанной работе.
Цель: – Закрепить навыки исследовательской деятельности.
– Развитие умений мыслить ,делать выводы, участвовать в
презентации. Изучение возможного пользования результатов проекта.
Каждая группа представляет свою работу, выстраивая на магнитной доске свою колонку в результате получается сводная таблица шкалы геологическоговремени: 1 группа-эры, 2 группа – в эры размещает периоды, 3 группа – расставляет эпохи складчатости, 4 группа – появление организмов по эрам.(слайд13)
5этап – Контрольный.
5 группа – проводит опрос всего класса.(слайд12-13)
Рефлексия – творчество проекта по конструктированию нового знания в устной форме.
Домашнее задание: №2.(слайд14).
МОЖНО! “ПРОЕКТ” превратить в ролевую игру.
nsportal.ru
Поурочные планы 4 класс…
Поурочные планы ,3 класс,русская подгруппаРазработки поурочных планов….
поурочный план 9 класс. Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы и перспективы машиностроения.В 9 кл. интресная тема Машиностроительный комплекс, где изучается роль, значение, и перспективы машиностроения. В современном мире этот комплекс приобретает важную роль в жизни каждого гражданина Росс…
поурочные планы 5 класс русский язык к учебнику Разумовской М.М.Данный материал иллюстрирует систему работы с использованием такого вида работы учащихся на уроках русского языка, как создание тетради-справочника. В ходе изучения теоретического материала параграфа …
Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биологияПоурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология…
Поурочный план 6 класс «Изготовление поясного изделия.”Использование компьютера при выполнении проекта. Технологический этап. Конструирование юбок. Цели урока1.обучающая: продолжить знакомство учащихся с процессом моделирования, научить на любой осно…
Поурочный план 8 класс ВолейболПлан-конспект урока по физической культуре , раздел волейбол….
nsportal.ru
Урок географии в 7 классе на тему
“Природные зоны Африки” презентация
Цель урока: Создание целостного представления о своеобразности и уникальности природы материка Африка.
Задачи урока: 1. Развивающие: Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру. 2. Обучающие: Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление; 3. Воспитательные: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий.
Тип урока: изучение новой темы
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, презентация по природным зонам, звуки природы, карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
II.Объяснение нового материала
1.Введение в тему. Просмотр видеоролика о природе для обозначения темы.
– Вы наверное догадались какая тема сегодняшнего урока «Природные зоны Африки»
Ребята, послушайте отрывок из книги В.Корочанцева: «Африка- неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира…»
– теперь, назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом. Очень часто встречаются слова, которые обозначают живую природу. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Природные зоны Африки». /слайд 1/
2.Актуализация знаний.
3. Новый материал. /слайд3/
На равнинах Африки отчетливо выражена широтная зональность. Саванны занимают около 40% площади материка, на долю пустынь приходится около 30% площади.
Итак, проследим изменение природных зон с севера на юг. Попутно вы мы заполним таблицу особенностей природных зон Африки.
Природная зона | Особенности природы |
Пустыни и полупустыни | Жаркий сухой климат, бурые пустынные почвы, органический мир приспособлен к длительной засухе |
Саванны | 2 сезона года: влажное лето и сухая зима. Летом дожди идут в течении 7-9 месяцев. Зимой преобладают сухие воздушные массы. |
Влажные экваториальные тропические леса | Обилие осадков, богатый растительный мир, наибольшая влажность и сырость |
– С чем у вас ассоциируется пустыня?
– На какие компоненты данного природного комплекса влияет еще климат? (растения и жив.мир)
– Как же приспособились растения и животные к таким экстремальным условиям? (Растения: длинные корни до 5 м., видоизмененные листья, редко отстающие друг от друга; Животные: ведущие в основном ночной образ жизни, могущие обходиться долгое время без воды)
Саванны занимают около 40 % территории материка. С португальского переводится «степь с деревьями». /слайд 7-8-9/
– Климат: субэкваториальный, две воздушные массы, два сезона года- влажный и сухой. Количество осадков колеблется от 200 мл на границе с пустыней до 2000 мл на экваторе. Сезон дождей длится от 7 до 9 мес.
– Отличительная черта саванны- ярко выраженная сезонность. Именно сезонность определяет характер почв, растительного и животного мира.
– Особенность животного мира- их разнообразие и преобладание крупных.
Это и царь зверей лев, бегемоты, леопарды, жирафы, зебры и тд.
3.Динамическая пауза.
– Где вы мысленно побывали сейчас? (тропические леса Африки)
– Почему эта природная зона получила такое название? /слайд 10-11-12/
Климат- экваториальный, область низкого атмосферного давления, восходящее движение воздуха, обилие осадков (от 2000 мл и больше) равномерно в течение года, среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах +25°, влажность.
Особенность гилеи – ярусность и обилие растительности.
– Как должны приспособиться животные к жизни в таком лесу? (лазание по деревьям)
Животные- гориллы, окапи, леопард, карликовые бегемоты, обилие муравьев.
4.Работа с учебником. Страница 130, рис.59
Какие виды хозяйственной деятельности вы можете назвать для каждой природной зоны? (Саванны- распашка земель, скотоводство. Гилея – вырубка ценных пород, подсечно-огневое земледелие, заготовка дров.
Нерациональное хозяйствование привело к разрастанию пустыни. Сахара наступает на саванну и за последние десятилетия ее площадь увеличилась на 650 тыс, кВ. км.)
– Какие меры вы можете предложить для предотвращения опустынивания?
(2006 год был объявлен Международным годом пустынь и опустынивания.
Для сохранения в диком виде живой природы создаются заповедники и национальные парки. Самые знаменитые НП Серенгети, Крюгера, Нгоронгоро. На территории 3 стран на основе НП Крюгера создается суперзаповедник.)
III.Обобщение.
IV. Рефлексия. /слайд 16 /
Перед вами картинки с африканским пейзажами. Выберите картинку, где вы сейчас хотели бы оказаться. Какое место сейчас больше всего соответствует вашему настроению?
V. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Один день в…». В помощь § 28
VI. Оценки.
Узнайте озера по очертанию и напишите названия
Узнайте озера по очертанию и напишите названия
Узнайте озера по очертанию и напишите названия
nsportal.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 города Коврова Владимирской области
КОНСПЕКТЫ ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА
УЧИТЕЛЬ: МЕЛЬНИЧУК Э.Ю.
КОВРОВ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «АФРИКА»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: Проверить знания и умения учащихся по курсу текущего материала.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать
Воспитательные:
Тип урока: повторение изученного
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: игровые
Оборудование: Игровое поле ( на листе ватмана), фишки или магнитики с номерами или эмблемами команд, игровой кубик, вопросы к игре (желательно каждый вопрос на отдельной карточке)
ИГРА «ГЕОШАНС»
Методика проведения: данную игру провожу на уроках обобщения изученного. Игра «Геошанс» является универсальной, и проводить её можно по любой теме и по любому предмету как между командами, так и между отдельными учениками.
Игра позволяет:
Для проведения игры необходимо:
Игральный кубик или кубики ( мои ученики склеили кубики из картона для каждой из команд. Большие размеры кубика позволяют учащимся других команд контролировать честность игрового действия)
Правила игры:
ХОД УРОКА:
I Оргмомент: Здравствуйте! Мне приятно всех вас видеть на нашем уроке.
II Введение в игровую ситуацию: оглашение правил игры, деление на команды, критерии выставления оценок
III Проверка знаний по изученному материалу:
ВОПРОСЫ ИГРЫ «ГЕОШАНС» ПО ТЕМЕ «АФРИКА»
К – 1 Назовите самую крупную нелетающую птицу Африки и мира СТРАУС |
К – 1 Африканская длинноухая лисица – обитатель каменистых полупустынь ФЕНЁК |
К – 1 Самые опасные насекомые Африки, их укус похож на укол раскаленной иглы, а место укуса жжёт несколько часов ТЕРМИТЫ |
К – 1 Самая красивая пустыня Африки, по утверждению художников, пейзажи пустыни могут содержать до 500 оттенков красного цвета НАМИБ |
К – 1 Растение – гигант, не падающий лишь благодаря досковидным корням СЕЙБА |
К – 1 Горы, название которых созвучно с материей для пошива свадебных платьев АТЛАС |
К – 1 Английский учёный и исследователь 19 века, открывший водопад Виктория ДАВИД ЛЕВИНГСТОН |
К – 1 Советский учёный, исследователь, с 1926 по 1927 год изучавший растительный мир Африки НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ |
К – 1 Путешественник, впервые обогнувший Южную Африку ВАСКО ДА ГАМА |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Река Африки, которая имеет одновременно 2 названия КОНГО ( ЗАИР) |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Холодное течение у берегов Африки, являющееся сыном течения Западных ветров БЕНГЕЛЬСКОЕ |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Озеро, называемое зеркалом Африки, а заодно и самое крупное озеро материка ВИКТОРИЯ |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Сильно вытянутое с севера на юг Африканское озеро – ленту ТАНГАНЬИКА |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Эта впадина – «рот Африки», а также самое низкое место материка ВПАДИНА КАТТАРА ( – 166 МЕТРОВ) |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Эта река берёт своё начало у города Хартум в результате слияния белой и голубой рек НИЛ |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Море, остаток древнего океана, омывающее Африку на севере СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Этот вулкан вершиной уходит в небеса и является обиталищем душ героев, а также самой высокой точкой Африки ВУЛКАН КИЛИМАНДЖАРО |
К – 2 ПОКАЖИТЕ Остров, который называют потерянным куском Африки МАДАГАСКАР |
К – 3 РАССКАЖИТЕ Что такое сезонность, где и почему на материке она встречается В саваннах, в связи с расположением в субтропическом климатическом поясе и приходом ЭКВ и ТВМ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О внешнем виде одной из пустынь Африки |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О собаковидных санитарах саванны и пустыни, поедающих больных, ослабленных, раненых животных ГИЕНЫ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ Что такое ярусность, где в Африке она выражена ВЛАЖНЫЕ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О дереве, плод которого называют «Обезьяним хлебом» О БАОБАБЕ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ Об уникальном явлении, встречающемся у исполинов экваториальных лесов, связанном с неплодородием почв и громадной высотой дерева ДОСКОВИДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ СЕЙБЫ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О приспособлениях растений к жизни в пустыне |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О приспособлениях животных к жизни в пустыне |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О редком животном, открытом лишь в 19 веке , являющемся родственником жирафа и проживающем в экваториальных лесах ОКАПИ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О горах, название которых навевает на нас ужас, усвоенный из детских сказок ДРАКОНОВЫ |
К – 3 РАССКАЖИТЕ О мелководном Африканском озере, меняющем свои очертания в зависимости от сезона ОЗЕРО ЧАД |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЮАР Аддис – Абеба Нил Вавилов Впд Катара |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Суэцкий Пигмеи Конго Жираф сейба |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Нигер Ливингстон Вельвичия Килиманджаро бушмен |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Намиб Гепард Папирус Чад Туарег |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Гондвана Окапи Атлас Оазис Сомали |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Алжир Капские Ньяса Сомали Термиты |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Слон Роридула Зебра Баобаб Ярусность |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Баобаб Танганьика Туарег Леопард Ахаггар |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Сезонность Рафия Финики Гилея Бегемот |
К – 4 ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? Аллигатор Варан Кактус Пустынный загар Тибести |
К – 5 Расскажите об 1 дне, проведённом в саванне |
К – 5 Какие проблемы экологического характера существуют на материке и как они решаются |
К – 5 |
К – 5 Расскажите об 1 дне, проведённом в пустыне |
К – 5 Это одно из наиболее высокоорганизованных государств Африки. Расскажите о нём ЕГИПЕТ |
К – 5 Как Вы объясните, почему большинство африканских рек имеют целые каскады водопадов, а озёра большие глубины |
К – 5 Расскажите, откуда пошло название Африка От племени Афригии |
К – 5 Как Вы можете объяснить отсутствие в Африке высоких и протяжённых горных цепей |
К – 5 Назовите народность, проживающую в экваториальных лесах материка. Расскажите об особенностях их жизни и быта |
К – 5 Перечислите основные особенности природы Африки, связанные с географическим положением материка |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Роже Гейм ( французский натуралист) « Тропический лес – недисциплинированная армия суровых гигантов и трепещущих карликов, армия без командиров, вольница, попирающая все законы» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Слова, сказанные о саванне «Солнце – отец, земля – мать, а дождь – родной брат» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Народная пословица «Родником восторгается тот, кто не видел Нила» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ «Финиковые пальмы наряду с водой – жизнь оазиса» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Высказывает о саванне, народная пословица «Завтра июнь может обрушиться и на меня» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ «Ветер в пустыне поёт песню песков» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Баобаб – один из священных символов Африки |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ «Жизнь в гилее – это жизнь на грани столкновения стихий» – Карачанцев В. |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ поговорка туарегов «В пустыне приятно встретить даже разбойника» |
К – 6 ОБЪЯСНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Народная мудрость «Лекарство для завистников – пустыня» |
IV Подведение итогов игры, выставление оценок участникам команд, наиболее активным учащимся.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГОПО ТЕМЕ «ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: Проверить знания и умения учащихся по курсу текущего материала.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать
Воспитательные:
Тип урока: повторение изученного
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: игровые
Оборудование: Игровое поле ( на листе ватмана), фишки или магнитики с номерами или эмблемами команд, игровой кубик, вопросы к игре (желательно каждый вопрос на отдельной карточке)
ХОД УРОКА:
I Оргмомент: Здравствуйте! Мне приятно всех вас видеть на нашем уроке.
II Введение в игровую ситуацию: оглашение правил игры, деление на команды, критерии выставления оценок
III Проверка знаний по изученному материалу:
ВОПРОСЫ ИГРЫ «ГЕОШАНС» ПО ТЕМЕ «ОКЕАНЫ»
К – 1 (ОТВЕТИТЬ КРАТКО)
К – 2
К – 3
К – 4 (Покажите на карте)
К – 5
К – 6
IV Подведение итогов игры, выставление оценок участникам, команд, наиболее активным учащимся.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ « ЮЖНАЯ АМЕРИКА»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: Проверить знания и умения учащихся по курсу текущего материала.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать
Воспитательные:
Тип урока: повторение изученного
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Методы обучения: игровые
Оборудование: Игровое поле ( на листе ватмана), фишки или магнитики с номерами или эмблемами команд, игровой кубик, вопросы к игре (желательно каждый вопрос на отдельной карточке)
ХОД УРОКА:
I Оргмомент: Здравствуйте! Мне приятно всех Вас видеть на нашем уроке.
II Введение в игровую ситуацию: оглашение правил игры, деление на команды, критерии выставления оценок
III Проверка знаний по изученному материалу:
ВОПРОСЫ ИГРЫ «ГЕОШАНС» ПО ТЕМЕ «ЮЖНАЯ АМЕРИКА»
К – 1
(Ф. Писсаро)
К – 2 (Покажите на карте)
К – 3
К – 4 (Что такое? Кто такой?)
К – 5
К – 6 ( Объясните высказывание)
IV Подведение итогов игры, выставление оценок участникам команд, наиболее активным учащимся.
nsportal.ru